В настоящее время в нашей стране формируется открытое гражданское общество, в котором многие проблемы должны решаться с помощью обмена мнениями, широкого всенародного обсуждения.
Публичное обсуждение различных проблем является важнейшим условием существования общества в демократическом государстве, основой его функционирования, гарантией общественного одобрения любого важного решения, затрагивающего интересы всего общества или его части. Общественное обсуждение убережет от неправильных решений, ущемляющих интересы отдельных слоев общества, групп населения.
В российском обществе отсутствуют традиции и практика такого обсуждения социально значимых вопросов. В таких условиях повышаются требования к уровню коммуникативной компетентности каждого образованного человека, обязательным качеством которого становится умение профессионально и эффективно обсуждать проблемы, важные для современного общества, доказывать и убеждать, аргументированно отстаивать свою позицию и опровергать точку зрения противника, т.е. владение искусством спора или полемическим мастерством.
Цель исследования – описать основные исторически сложившиеся формы спора и их особенности.
Задачи исследования:
1. Дать общую характеристику понятия «спор».
2. Описать основные исторически сложившиеся формы спора.
Объект исследования – спор как риторическое явление, предмет исследования – исторически сложившиеся формы спора.
В процессе написания реферата были использованы методы анализа, синтеза, сопоставления.
Структура реферата состоит из введения, основной части, заключения и списка использованных источников.
Проведенное исследование исторически сложившихся форм спора и их особенностей позволяет сделать следующие выводы.
Изучение правил ведения различных форм спора, их особенностей очень важны для современного человека, так как без этого сложно представить конструктивные переговоры, убеждение собеседника в своей правоте, поиск научной истины и так далее.
Спор – процесс обсуждения разногласий, когда каждая из сторон отстаивает свою правоту, приводит аргументы в поддержку своей точки зрения и критикует аргументы оппонента. Цель спора – найти истину. Исторически сложились такие формы спора как диспут, дискуссия, полемика. У каждой из указанных форм есть свои особенности.
Диспут – публичное устное обсуждение (научная дискуссия) какой-либо проблемы с привлечением широкого круга специалистов и заинтересованных лиц, в ходе которого заслушиваются доклады по данной проблеме и, как правило, выступления оппонентов.
Под дискуссией обычно понимают публичное обсуждение каких-либо проблем, спорных вопросов. Дискуссия является важнейшей формой интеллектуального общения, цель которой – уяснение истины. Цель дискуссии – выявить различия в понимании вопроса и в товарищеском споре установить истину, прийти к общему мнению. Дискуссия является эффективным способом убеждения, потому что ее участники сами приходят к тому или иному выводу.
Полемика – острый спор в процессе обсуждения чего-либо, дискуссия, столкновение мнений по какому-либо вопросу. Полемика всегда проходит острее дискуссии, поскольку ее целью является отстаивание и полное доказательство своей точки зрения любыми способами.
Полемика направлена на утверждение своей позиции, но следует постоянно помнить, что главным в споре является достижение истины. Победа ошибочной точки зрения, добытая благодаря приемам и слабости другой стороны, недолговечна, и она не способна принести требуемый эффект.
Важнейшим оружием в ходе ведения полемики является логика. Логически обоснованные доказательства, если удачно их представить, обеспечивают поддержку аудитории и победу.
Таким образом, дискуссия, полемика и диспут являются достаточно интересными и разноаспектными формами обсуждения и поиска истины. Успех любой формы спора зависит от многих факторов: места и времени проведения и актуальности поднимаемых вопросов, психологического настроя участников и их эрудиции.
1. Ахрименко, З. М. Об организации диспута на актуальную тему / З. М. Ахрименко, Н. В. Пащевская // Химия в школе. – 2008. – № 9. – С. 74-79.
2. Босак, К. И. Соотношение понятий «спор», «дискуссия» и «полемика»: этические аспекты культуры дискуссий / К. И. Босак, Л. М. Сивак // Молодий вчений. – 2016. – № 4(31). – С. 346-349.
3. Полтерович, В. Научный диспут: Перспективна ли "новая модель роста"? / В. Полтерович // Прямые инвестиции. – 2012. – № 5(121). – С. 18-19.
4. Потапова, Л. С. Убеждающие жанры публичной речи (дискуссии, споры, полемика) / Л. С. Потапова // Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки : Электронный сборник статей по материалам LXIII студенческой международной научно-практической конференции. : Ассоциация научных сотрудников "Сибирская академическая книга", 2018. – С. 23-26.
5. Саламатов В. Переговоры: наша жизнь / В. Саламатов // Вече. – 2013 – № 5 – С. 9-10.
6. Щетинина, Р. П. Корректный диспут - опорная позиция для освоения культуры общения / Р. П. Щетинина // Образование в современной школе. – 2010. – № 6. – С. 38-40.