Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ

Работа №80887

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы82
Год сдачи2017
Стоимость4870 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
24
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ 8
1.1. Развитие музыкальных способностей дошкольников как научно-педагогическая проблема 8
1.2. Методические аспекты развития музыкальных способностей
дошкольников в ДОУ 19
1.3. Потенциал музыкально-дидактических игр в развитии
музыкальных способностей дошкольников 30
Выводы по главе 1 36
ГЛАВА 2.ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНО¬ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ 38
2.1. Диагностика развития музыкальных способностей дошкольников в
ДОУ 38
2.2. Разработка и апробация сборника музыкально-дидактических игр
для ДОУ «Татар музыкаль-дидактик уеннар» 50
Выводы по главе 2 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 62
ПРИЛОЖЕНИЕ 67

Актуальность исследования. Развитие способностей детей в образовательном процессе является приоритетной задачей современного отечественного образования. Активизация творческого, художественного, интеллектуального и личностного потенциала уже на этапе дошкольного возраста позволит сделать максимально эффективными образование и развитие детей как активных субъектов своей жизнедеятельности.
В пункте 1.6. Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования указывается на необходимость создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром [38].
Решающее значение для становления музыкальной культуры детей, формирования у них вкуса, интереса к музыке и потребностей в ее изучении имеет развитие музыкальных способностей. Именно эти способности являются предпосылкой включения ребенка в активную музыкальную деятельность как слушателя, исполнителя и создателя.
Существуют «оптимальные фазы», когда ребенок быстрее, чем в другом возрасте, приобретает определенные способности. Музыкально-психологический опыт показал, что такой оптимальной фазой для начала развития музыкальных способностей является 4-5-летний возраст. Именно в дошкольный период закладываются незаменимые основы для последующего музыкального развития ребенка.
В практике дошкольного музыкального образования накоплен значительный опыт развития музыкальных способностей детей. В трудах многих педагогов отмечается, что наиболее эффективными обучающими методами являются игровые методы, соответствующие возрастным особенностям дошкольников и их ведущему виду деятельности - игре. Свою 3
эффективность доказало использование на музыкальных занятиях в ДОУ музыкально-дидактических игр, превращающих процесс обучения в увлекательное и интересное действо.
Степень научной разработанности проблемы. Проблему развития музыкальных способностей освещали в своих трудах Э. Виллемс, А.Б. Маркс, С. Надель, Г. Ревеш, К. Сишор, Б.М. Теплов, Ю.А. Цагарелли, Б. Эндрюси др.
Особенности развития музыкальных способностей детей в процессе музыкального образования рассмотрены в работах Н.А. Ветлугиной, Л.Г. Дмитриевой, Э. Жак-Далькроза, Н.А. Зиминой, К. Орфа,
О.П. Радыновой, Т.Э. Тютюнниковойи др.
Проблема развития музыкальных способностей средствами дидактической игры исследована в трудах В.К. Белобородовой, H.A. Ветлугиной, Л.Г. Дмитриевой, Т.А. Ждановой, Т.В. Нагорной, О.П. Радыновой, Н.М. Черноиваненко и других.
Но, несмотря на обширный опыт изучения проблемы развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста, данная тема является актуальной и требующей дальнейшей научно-методической разработки. Методическая база дошкольного музыкального образования в аспекте развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста требует обновления, разработки новых дидактических материалов, создания системы методического обеспечения процессаразвития музыкальных способностей детей средствами музыкально-дидактических игр.
Таким образом, существует противоречие между необходимостью развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста и недостаточной научно-методической разработанностью данного вопроса с актуализацией потенциала музыкально-дидактических игр.
Данное противоречие ставит проблему исследования: каковы научно¬теоретические основания и методическое обеспечение процесса развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста средствами музыкально-дидактической игры?
Тема исследования: «Музыкально-дидактические игры как средство развития музыкальных способностей дошкольников».
Цель исследования - анализ научно-теоретических оснований развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста и разработка его методического обеспечения с использованием музыкально - дидактических игр.
Объект исследования: музыкальное образование детей дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении.
Предмет исследования: развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста средствами музыкально-дидактических игр.
Гипотеза исследования: развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста на музыкальных занятиях в дошкольном образовательном учреждении будет более эффективным, если:
- при организации музыкальной деятельности будут учитываться особенности развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста средствами музыкально-дидактических игр;
- в музыкально-образовательном процессе ДОУ будет использован сборник музыкально-дидактических игр для ДОУ «Татар музыкаль-дидактик уеннар».
Задачи исследования:
1. Рассмотреть развитие музыкальных способностей как научно-педагогическую проблему.
2. Осветить методические аспекты развития музыкальных способностей детей в ДОУ.
3. Проанализировать развитие музыкальных способностей дошкольников средствами музыкально-дидактических игр.
4. Провести диагностику развития музыкальных способностей дошкольников в ДОУ
5. Разработать и апробировать сборник музыкально-дидактических игр для ДОУ «Татар музыкаль-дидактик уеннар».
Методологическая основа исследования: системный, личностно-деятельностный подходы; концептуальные положения в области психологии музыкальных способностей (Н.А. Ветлугина, Б.М. Теплов др.); организации музыкального образования детей в дошкольном образовательном учреждении (Н.А. Зимина, О.П. Радынова и др.)
Методы исследования. В работе использованы теоретические методы исследования - методы научного познания (анализ и синтез, абстрагирование, моделирование и др.), изучение литературных, методических и научно-педагогических источников, интернет-материалов; эмпирические методы: наблюдение, тестирование, экспертные оценки, педагогический эксперимент.
Опытно-экспериментальная база исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 5 г. Агрыз» Агрызского муниципального района Республики Татарстан. В работе приняли участие 20 дошкольников подготовительной группы ДОУ, 2 педагога.
Этапы исследования:
На первом этапе (2015 г.) изучалась литература по проблеме развития музыкальных способностей детей; формировались базовые теоретико¬методологические основания.
На втором этапе (2015-2016 гг.) изучались педагогические аспекты проблемы развития музыкальных способностей детей в ДОУ; разрабатывалось содержание методического обеспечения данного процесса и продумывалась программа опытно-экспериментальной работы.
На третьем этапе (2016-2017 гг.) проводилась опытно-экспериментальная работа, включая диагностическое исследование и апробацию разработанного сборника музыкально-дидактических игр для ДОУ «Татар музыкаль-дидактик уеннар»; формулировались итоговые положения исследования; оформлялся текст работы.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в том, что:
- расширено представление о развитии музыкальных способностей дошкольников средствами музыкально-дидактических игр;
- разработано содержание методического обеспечения развития музыкальных способностей дошкольников средствами музыкально-дидактических игр.
Практическая значимость исследования состоит в том, что материалы исследования, в том числе, сборник музыкально-дидактических игр для ДОУ «Татар музыкаль-дидактик уеннар», могут быть использованы в процессе профессиональной подготовки педагогов-музыкантов, в практике педагогов дошкольных образовательных учреждений.
Обоснованность и достоверность результатов и основных выводов исследования обеспечиваются методологической базой выполненной работы, опорой на научные подходы, использованием комплекса методов, соответствующих объекту, предмету, цели и задачам исследования, научно обоснованным педагогическим экспериментом.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Музыкальные способности представляют собой индивидуально - психологические свойства, обуславливающие успешную музыкальную деятельность.
Б.М. Тепловым было установлено три главные музыкальные способности, которые являются составляющими музыкальности: чувство лада, музыкально-слуховые представления, чувство ритма.
Развитие музыкальных способностей является важным аспектом в формировании всесторонне и гармонично развитой личности.
Музыкальное образование в ДОУ создаёт необходимые предпосылки для будущей сознательной музыкальной деятельности. Это осуществляется путем развития музыкальных способностей, навыков пения и музицирования, а также путем сообщения музыкальных сведений и знаний.
Анализ методов развития музыкальных способностей детей в ДОУ показал большой опыт в данном аспекте. Музыкально-дидактические игры активно используются в образовательном процессе ДОУ, т.к. они могут в доступной игровой форме помочь детям разобраться в соотношении звуков по высоте; развить у них чувство ритма, тембровый и динамический слух; побудить к самостоятельным действиям с применением знаний, полученных на музыкальных занятиях.
Опытно-исследовательская работа проводилась на базе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 5 г. Агрыз» Агрызского муниципального района Республики Татарстан. В работе приняли участие 20 дошкольников подготовительной группы ДОУ, 2 педагога.
В рамках эксперимента были использованы методы: наблюдение, тестирование, экспертные оценки, педагогический эксперимент.
Основной целью констатирующего эксперимента было выявления уровня музыкальных способностей детей дошкольного возраста.
60
Для этого нами были разработаны критерии оценки уровня развития музыкальных способностей, которые были направлены на получение постоянной и объективной информации об уровне развития музыкальных способностей детей подготовительной группы.
Разработка критериев уровня музыкальных способностей дошкольников была основана на оценке трёх основных музыкальных способностей (ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувство ритма).
Результаты констатирующего эксперимента показали, что большинство детей имеет средний уровень развития музыкальных способностей (58,35%), показатель низкого уровня развития музыкальных способностей дошкольников составляет 41,65%. Высокий уровень развития музыкальных способностей не был проявлен ни одним ребёнком.
Формирующий этап эксперимента включал разработку и апробацию сборника музыкально-дидактических игр «Татар музыкаль- дидактик уеннар».
В сборник вошли игры на развитие ладового чувства, игры на развитие музыкально-слуховых представлений, игры на развитие чувства ритма.
В результате проведенного эксперимента мы пришли к выводу, что:
- музыкально-дидактические способствуют эффективному развитию музыкальных способностей детей дошкольного возраста;
- разработанный нами сборник музыкально-дидактических игр для ДОУ «Татар музыкаль-дидактик уеннар» будет способствовать более эффективному развитию музыкальных способностей детей дошкольного возраста. Существенное повышение уровня развития музыкальных способностей экспериментальной группы по сравнению с контрольной стало свидетельством эффективности сборника. Данный сборник может быть использован музыкальными руководителями в дошкольных образовательных учреждениях.



1. Абдуллин Э. Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе: пособие для учителя [Электронный ресурс]. - М.: Просвещение, 1983. - 112 с. URL: http://www.twirpx.com (Дата обращения 9.02.2017).
2. Апраксина О. А. Методика музыкального воспитания в школе: учеб.пособие для студентов пед. ин-тов по спец. №2119 «Музыка и пение» [Электронный ресурс]. - М.: Просвещение, 1983. - 224 с., нот.ил. URL: http://www.twirpx.com (Дата обращения 12.01.2017).
3. Безбородова Л. А., Алиев Ю. Б. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях. - М.: Академия, 2002. - 416 с.
4. Ветлугина Н. А. Методика музыкального воспитания в детском саду: учеб.для уч-ся пед. уч-щ [Электронный ресурс]. - 3-е изд., испр. и доп. - М: Просвещение, 1982. - 270 с. URL: http://www.twirpx.com (Дата обращения 9.02.2017).
5. Ветлугина Н. А. Музыкальное развитие ребёнка [Электронный ресурс].
- М.: Просвещение, 1968. - 416 с. URL: http://www.twirpx.com (Дата
обращения 12.01.2017).
6. Ветлугина Н. А. Художественное творчество в детском саду [Электронный ресурс]. - М.: Просвещение, 1974. - 175 с. URL: http://www.twirpx.com (Дата обращения 04.12.2016).
7. Вопросы теории и практики музыкального воспитания школьников: сб. науч. трудов [Электронный ресурс]. - М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1982. - 142 с. URL: http://www.twirpx.com (Дата обращения 04.12.2016).
8. Гогоберидзе А.Г., Деркунская В. А. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Академия, 2005. - 320 с.
9. Горюнова Л. Развитие ребёнка как его жизнетворчество [Электронный
ресурс] // Искусство в школе. - 1993. - №1. - С. 15-21. URL:
http://www.twirpx.com (Дата обращения 9.02.2017).
10. Дмитриева Л. Г., Черноиваненко Н. М. Методика музыкального воспитания в школе: учеб.для учащихся [Электронный ресурс]. - М.: Просвещение, 1989. - 207 с. URL: http://www.twirpx.com (Дата обращения 04.12.2016).
11. Дыкман Л. Гармоничный ребенок. Как этого достичь?: Труд, игры, творчество, праздник года. - СПб.: Петро-Риф, 2003. - 176 с.
12.Зимина А. Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста.учеб. для студ. высш. учеб. заведений. - М: ВЛАДОС, 2000. - 304 с.: ноты.
13.Зимина А. Н. Первые шаги в творчестве [Электронный ресурс]. - М.: Просвещение, 1997. - 255 с. URL: http://www.twirpx.com (Дата обращения 04.12.2016).
14. Из истории музыкального воспитания: хрестоматия [Электронный ресурс]/ Сост. О. А. Апраксина. - М.: Просвещение, 1990. - 207 с. URL: http://www.twirpx.com (Дата обращения 04.12.2016).
15. Кабалевский Д. Б. Воспитание ума та сердца: кн. для учителя [Электронный ресурс]. - М.: Просвещение, 1984. - 206 с. (Дата обращения 9.02.2017).
16. Каплунова И., Новоскольцева И. Мы играем, рисуем, поем. Комплексные занятия в детском саду: Пособие для музыкальных руководителей детских дошкольных учреждений. - СПб.: Композитор, 2004. - 88 с.
17. Кущ В., Фролкин В. Предмет «Ритмика» в музыкальном воспитании (к истории теории) [Электронный ресурс] // Художественное воспитание подрастающего поколения: проблемы и перспективы. - Новосибирск, 1989. - С. 197-205. URL: http://www.twirpx.com (Дата обращения 9.02.2017).
18. Леонтьева О. Карл Орф. - М.: Музыка, 1984. - 334 с. URL:
http://www.twirpx.com (Дата обращения 9.02.2017).
19. Музыкальное воспитание в современном мире [Электронный ресурс] / Ред.-сост. Д. Б. Кабалевский М.: Советский композитор, 1973. - 416 с. URL: http://www.twirpx.com (Дата обращения 9.02.2017).
20. Музыкальное воспитание в школе, вып. 11: сборник статей [Электронный ресурс] / Сост. О. Апраксина. - М.: Музыка, 1976. - 136 с., нот. URL: http://www.twirpx.com (Дата обращения 9.02.2017).
21. Музыкальное воспитание в школе, вып. 13: сборник статей [Электронный ресурс]/ Сост. О. Апраксина. - М.: Музыка, 1978. - 104 с., нот. URL: http://www.twirpx.com (Дата обращения 9.02.2017).
22. Музыкальное воспитание в школе, вып. 15: сборник статей [Электронный ресурс] / Сост. О. Апраксина. - М.: Музыка, 1982. - 160 с., нот. URL: http://www.twirpx.com (Дата обращения 9.02.2017).
23. Музыкально-двигательные упражнения в детском саду [Электронный
ресурс] / Раевская Е. П., Руднева С. Д., Соболева Г. Н., Ушакова З. Н., Царькова В. Г. - М.: Просвещение, 1991. - 222 с: ил., нот. URL:
http://www.twirpx.com (Дата обращения 12.01.2017).
24. Назайкинский Е. О психологии музыкального восприятия
[Электронный ресурс]. - М.: Музыка, 1972. - 384 с. URL:
http://www.twirpx.com (Дата обращения 12.01.2017).
25. Недошивин Г. А. К вопросу о сущности эстетического. Вопросы эстетики. Вып. 2 [Электронный ресурс]. - М.: Искусство, 1958. - 43 с. URL: http://www.twirpx.com (Дата обращения 04.12.2016).
26. Новикова Г. П. Музыкальное воспитание дошкольников: пособие для практических работников дошкольных образовательных учреждений. - М.: Аркти, 2000. - 203 с.
27. Психология музыкальной деятельности: Теория и практика:
учеб.пособие для студ. муз. фак. высш. пед. учеб. заведений/ Под ред. Г.М.
Цыпина. - М.: Академия, 2003. - 368 с.
64
28. Радынова О. П. Катинене А. И., Палавандишвили М. Л. Музыкальное воспитание дошкольников: учеб.для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений.
- 3-е изд., стереотип. - М.: Академия, 2000. - 240 с.
29. Рахимбаева И. Э. Актуальные проблемы музыкальной педагогики. Сборник научных трудов. Выпуск VI / Отв. ред. И. А. Королева. -Саратов: Наука, 2013. - 279 с.
30. Римский-Корсаков Н. А.Музыкальные статьи и заметки. -СПб., 1911.
31. Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии [Электронный ресурс].
- М.: Педагогика, 1976. - 416 с. URL: http://www.twirpx.com (Дата обращения 04.01.2017).
32. Сохор А. Н. Вопросы социологии и эстетики музыки: В 3-х т. - Т.1
[Электронный ресурс]. - Л. - М.: Музыка, 1980. - 296 с. URL:
http://www.twirpx.com (Дата обращения 12.01.2017).
33. Тарасова К., Рубан Т. Дети слушают музыку: методические
рекомендации к занятиям с дошкольниками по слушанию музыки. - М.: Мозаика-синтез, 2001. - 128 с.: ноты.
34. Теплов Б. М. Избранные труды: В 2-х т. [Электронный ресурс]. - М.:
Просвещение, 1985. - Т.1. - 328 с. URL: http://www.twirpx.com (Дата
обращения 12.01.2017).
35. Теплов Б. М. Психологические вопросы художественного восприятия
[Электронный ресурс] // Известия АПН РСФСР, вып. 11. М.-Л.: АПН
РСФСР, 1947. - С. 7URL: http://www.twirpx.com(Дата обращения 04.12.2016).
36. Теплов Б. Психология музыкальных способностей [Электронный ресурс]. - М. - Л.: АПН, 1947. - 334 с. (Дата обращения 04.01.2017).
37. Тютюнникова Т. Э. Видеть музыку и танцевать стихи... Творческоемузицирование, импровизация и законы бытия. - М., 2014. - 264 с.
38. Федеральный государственный образовательный стандарт
дошкольного образования, утв. Приказом Минобрнауки России № 1155 от 17 октября 2013 г. [Электронный ресурс] // Российская газета. Федеральный
65
выпуск. -№6241(265). 25 ноября 2013 г. URL: https://rg.ru/2013/11/25/doshk- standart-dok.html
39. Холопова В. Н. Музыкальный ритм [Электронный ресурс]. - М.: Музыка, 1980. - 80 с. URL: http://www.twirpx.com (Дата обращения 04.12.2016).
40. Шоломович С., Рудченко И., Зинич Р. Методика музикального воспитания в детском саду [Электронный ресурс]. - Киев: МузичнаУкраша, 1985. URL: http://www.twirpx.com (Дата обращения 04.12.2016).
41.Эдгар Виллемс. Характеристики метода первоначального
музыкального воспитания Эдгара Виллемса [Электронный ресурс]. - М., 1970. - 12 с. URL: http://www.twirpx.com (Дата обращения 04.12.2016).
42.Элементарное музыкальное воспитание по системе Карла Орфа [Электронный ресурс] / Ред.-сост. Л. Баренбойм. - М.: Сов. Композитор, 1987. - 368 с. URL: http://www.twirpx.com (Дата обращения 04.01.2017).
43. Юдина Е. Г. Степанова Г. Б., Денисова Е. Н. Педагогическая диагностика в детском саду: Пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений. - М.: Просвещение, 2002. - 144 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ