Введение 3
1. Глава I. Историко-теоретические основы формирования певческих навыков
1.1 Ретроспективный анализ зарубежного педагогического опыта в
области формирования певческих
навыков 7
1.2 Историко-теоретический обзор отечественных вокальных
методик 16
Выводы по Главе 1 25
2. Глава II. Опытно-экспериментальное исследование по формированию певческих навыков у школьников младших классов ДМШ
2.1 Методическая разработка по формированию певческих навыков у школьников младших классов ДМШ «От классики к эстраде» 27
2.2. Апробация методической разработки (комплекса, программы) на занятиях с младшими школьниками на базе ДМШ №1, г.
Альметьевск 44
Выводы по Главе II 64
Заключение 65
Список литературы 67
Приложение
Актуальность. Человеческий голос - это уникальный природный акустический феномен. С помощью звуков голоса мы выражаем свои мысли, формулируемые в процессе речи. Тембр голоса способен передавать тончайшие человеческие эмоции, настроения, движения души. Однако голос является еще и удивительнейшим музыкальным инструментом, умение пользоваться которым раскрывает перед человеком богатейшие выразительные возможности.
Не смотря на то, что искусство вокала имеет многовековую историю, техника пения для певцов и педагогов по сию пору во многом остается таинственным, и, в то же время, увлекательным «полем», а певческий голос - загадочным явлением, овладевать которым каждому вокалисту приходится практически наощупь. В связи с этим научиться искусству пения удается далеко не всем музыкантам. Постановка голоса - это многоступенчатый творческий процесс, представляющий из себя синтез различных технологий и приемов, нацеленных не только на формирование и развитие вокальных данных, но имеющий явственно выраженную эстетическую, художественную направленность. Результатом процесса вокального воспитания должно стать рождение умного, тонко чувствующего певца, способного при помощи голоса и передать все смысловые оттенки исполняемого произведения.
Стремление научиться искусству вокала всегда привлекало к себе множество желающих. В России особую популярность оно стало приобретать, начиная с последнего десятилетия XX века в связи с выходом на телевидение таких проектов как «Юная звезда», «Голос», «Голос. Дети», «Новая звезда», в которых юные певцы показывают владение различными вокальными стилями. Важнейшим фактором такого всплеска интереса к сольному пению явилась демонстрация успеха, побуждающая родителей развивать с ранних лет творческие способности и мотивировать детей. Вместе с тем с каждым годом растет потребность общества в инновационных методиках преподавания,
нацеленных на овладение разными техниками пения, позволяющими исполнять музыку многих направлений. Это обусловлено тенденцией к смешению стилей и рождением миксовых жанров - этно-классика, джаз-рок, фолк-рок и др. Назревшая необходимость воспитания таких певцов актуализирует ракурс настоящего исследования и формулирует его проблему, звучащую следующим образом: каковы методы постановки голоса, позволяющие вокалистам одинаково хорошо исполнять сочинения академических и эстрадных жанров. Еще один срез актуальности образует соответствие ракурса данной работы Концепции развития дополнительного образования детей, в которой декларируется обновление содержания дополнительного образования детей в соответствии с их интересами, потребностями семьи и общества.
Степень научной разработанности проблемы. В настоящее время существует достаточное количество литературы, посвященной различным аспектам искусства сольного пения.
Значительное влияние на становление вокальной педагогики оказали итальянские композиторы О. Дуранте, Дж. Каччини, Дж. Царлино.
Методическим аспектам формирования школы belcanto посвящены труды зарубежных авторов - таких, как Дж. Барр, М. Гарсиа, Э. Карузо, Ф. Ламперти, Дж. Лаури-Вольпи, К. Эверарди
Исследованиями в области истории становления и развития вокальной педагогики занимались В.А. Багадуров, М.В. Бражников, Д.Г. Евтушенко, Е.В. Савенко.
Научным исследованиями в области фонации посвящены работы Ф.Ф. Заседателева, Е.Н. Малютина, А. Музехольда, С.Н. Ржевкина, М. Эрбштейна, Р. Юссона,
Физиологические параметры голосообразования, вопросы охраны и гигиены голоса поднимаются в трудах В.А. Багадурова, Л.Б. Дмитриева, И.И. Левидова, В. П. Морозов, Л.Д. Работнова, Г. П. Стуловой, С. П. Юдина, И.Я. Яковлевой.
Различные вопросы постановки голоса освещались в работах
Э.Б. Абдуллина, М.С. Агина, Л.Л. Алексеевой, Ю.Б. Алиева Д.Л. Аспелунд, В.П. Багрунова, Л.И. Божовича, А.Е. Варламова, А.М. Вербова, Н.Б. Гончаренко, Д.Г. Евтушенко, Л.М. Коваль, В.И. Коробки, К. Линклэйтер, В.П. Морозова, Д.Е. Огороднова, С. Риггза, К. Садолин, П.В. Свиридова, Ф. Синатры.
Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и
апробировать методику формирования певческих навыков у школьников младших классов ДМШ.
Объект исследования: певческие навыки школьников младших классов ДМШ.
Предмет исследования: методы формирования певческих навыков у школьников младших классов ДМШ.
В соответствии с целью определены следующие задачи:
- проанализировать зарубежный педагогический опыт в области формирования певческих навыков в ретроспективе;
- осуществить историко-теоретический обзор отечественных вокальных методик;
- разработать методику по формированию певческих навыков, предназначенную для работы с учащимися младших классов ДМШ;
- описать результаты педагогического эксперимента с учащимися младших классов ДМШ.
Гипотеза исследования заключается в том, что процесс формирования певческих навыков учащихся младших классов будет более эффективным, если он будет проходить на основе интеграции вокальных техник, свойственных как академическому, так и эстрадному направлениям, что позволит в будущем воспитать певца-универсала.
Методы исследования:
теоретические - анализ литературы по проблеме исследования, дедуктивный метод, синтез.
эмпирические - наблюдение, сравнение, измерение, тестирование, эксперимент.
Методологической базой исследования явились:
- общенаучные труды по исследованию физиологии певческого голоса С. Н. Ржевкина, Р. Юссона;
- частнонаучные труды по методике развития певческого голоса Д.Л. Аспелунд, В.А. Багадурова, В.П. Багрунова, Дж. Барр, М. Бражникова,
A. М. Вербова, Ф. Витта, М. Гарсиа, М.И. Глинки, Н.Б. Гончаренко, Л.Б. Дмитриева, Д.Г. Евтушенко, Э. Карузо, Дж. Каччини, Л.М. Коваль,
B. И. Коробки, Ф. Ламперти, Дж. Лаури-Вольпи, К. Линклейтер, В.П. Морозова, Д.Е. Огороднова, С. Риггза, К. Садолин, П.В. Свиридова, Ф. Синатры, Б. Столова, Г.П. Стуловой, Е. М. Фроловой.
Экспериментальной базой для проведения исследования послужила детская музыкальная школа №1 им. Р. Нагимова, г. Альметьевск.
Научная новизна выпускной квалификационной работы заключается в разработанной автором методике «От классики к эстраде» по формированию певческих навыков, свойственных академическому и эстрадному вокальным стилям, и предназначенной для работы с учащимися младших классов ДШИ.
Практическая значимость исследования состоит в возможности использования предлагаемой методики по формированию певческих навыков в педагогической работе с учащимися младших классов детских музыкальных школ и школ искусств.
Апробация работы осуществлялась в ходе концертных и конкурсных выступлений учеников автора.
Актуальность формирования вокальных навыков в синтезе у родителей и детей связана с повышающимся в последнее время интересом к тенденции смешения стилей. В современных условиях миксовые жанры приобрели широкую популярность.
Формирование вокальных навыков рассматривается как процесс, направленный на развитие правильных режимов работы всех частей голосового аппарата, развитие мышц, участвующих в процессе вокализации.
В рамках исследования разработана методика формирования вокальных навыков, представляющая собой последовательную систему выработки базовых навыков академического и эстрадного вокала.
При разработке методики мы придерживались следующих принципов: безопасность голосообразования, постепенность, универсальность приемов, эмоционально-позитивный настрой учащихся.
Эффективность разработанной методики осуществляется с помощью оценочной системы, включающей следующие параметры:
- свобода голосообразования;
- ровность дыхания;
- свобода артикуляционного аппарата при пении;
- владение базовыми навыками академического и эстрадного вокала;
- понимание механизмов голосообразования.
Каждому параметру соответствует три уровня: высокий, средний, низкий. Данные, полученные на констатирующем, формирующем и контрольном этапах экспериментального исследования, позволили сделать вывод о том, что разработанная методика может быть использована в процессе работы с учащимися младших классов вокального отделения музыкальных школ, ввиду значительного влияния его на продуктивность процесса формирования базовых вокальных навыков.
Апробация предложенных методов формирования вокальных навыков подтвердила гипотезу исследования и позволила сформулировать практические рекомендации:
- возвращение к простым упражнениям при возникновении какой-либо проблемы вокально-технического характера;
- прекращение занятия при потере способности учащегося концентрироваться на технических аспектах;
- прекращение занятий если учащийся простужен;
- выбор репертуара для учащегося по его вокально-техническим возможностям.
Проблемы формирования вокальных навыков у учащихся младших классов вокального отделения музыкальных школ не исчерпывается представленными материалами и требует дальнейшего исследования.
Алиев, Ю.Б. Пение на уроках музыки. Конспекты уроков. Репертуар. Методика / Ю. Б. Алиев. - М.: Владос Пресс, 2005. - 431 с.
2. Ананьев А.Б. Акустика Музыки и Речи для звукорежиссера: Учебное пособие / А.Б. Ананьев. - К.: 2014. - 96 с.
3. Аспелунд, Д.Л. Развитие певца и его голоса / Д. Л. Аспелунд. - СПб.: Лань, Планета музыки, 2016. - 180 с.
4. Бабанский, Ю. К. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических институтов / Ю. К. Бабанский— М., Просвещение, 1988. — 479 с.
5. Багадуров, В.А. Очерки по истории вокальной методологии / В.А. Багадуров. - М.: Музыкальный сектор, 1929. - 248 с.
6. Багрунов, В.П. Азбука владения голосом. Методика, основанная на раскрытии трех секретов феномена Шаляпина / В.П. Багрунов. - СПб.: Композитор, 2010. - 306 с.
7. Бражников, М.В. Древнерусская теория музыки по рукописным материалам XV-XVIII вв. / М.В. Бражников. - Л.: Литература, 1972. - 421 с.
8. Боэций, А. М. Наставления к музыке: Антология педагогической мысли и христианства Средневековья: пособие для учащ. пед. колледжей и студ. вузов / Сост., ст. к разделам и коммент. В. Г. Безрогова, О. И. Варьяш. - М. Аспект-пресс, 1994. - 400 с.
9. Варламов, А.Е. Полная школа пения: учеб. пособие /
А.Е. Варламов. - 3-е изд., испр. - СПб.: Лань, 2008. - 120 с.
10. Венгрус, Л.А. Пение и фундамент музыкальности / Л.А. Венгрус. - Великий Новгород.: Новгородский государственный институт им. Ярослава Мудрого, 2006. - 137 с.
11. Вербов, А.М. Техника постановки голоса / А.М. Вербов. - СПб.: Лань, Планета музыки, 2017. - 64 с. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://e.lanbook.com/book/90848 (Дата обращения: 12.11.2016).
12. Гарсиа, М. Полный трактат об искусстве пения / М. Гарсиа. - СПб.: Планета музыки, 2015. - 416 с.
13. Глинка, М.И. Упражнения для уравнения и усовершенствования гибкости голоса [Электронный ресурс] / М.И. Глинка. - Режим доступа: http://e.lanbook.com/book/68081 (Дата обращения: 10.12.2016).
14. Гонтаренко, Н.В. Сольное пение. Секреты вокального мастерства / Н.В. Гонтаренко. - Р. н/Д.: Феникс, 2008. - 192 с.
15. Григорьева, Е.И. Современные технологии социально-культурной деятельности: учеб. издание / Е.И. Григорьева. - Тамбов: Изд-во ТГУ им. Державина, 2002. - 284 с.
16. Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики / Л.Б. Дмитриев. - М.: Музыка, 2000. - 368 с.
17. Дмитриев, Л.Б. Подготовка певцов в Италии для оперной сцены / Л.Б. Дмитриев. - М.: Музыка, 1982. - 102 с.
18. Дмитриев, Л.Б. Солисты театра Ла Скала о вокальном искусстве: диалоги о технике пения / Л.Б. Дмитриев. - М.: Москва, 2002. - 188 с.: ил.
19. Евтушенко, Д.Г. Вопросы вокальной педагогики. Статьи и очерки / Д.Г. Евтушенко. - М.: Музыка, 1967. - 151 с.
20. Емельянов, В.В. Развитие голоса. Координация и тренинг / В.В. Емельянов. - СПб.: Лань, 2010. - 192 с.
21. Заседателев, Ф.Ф. Научные основы постановки голоса / Ф.Ф. Заседателев. - М.: Книжный дом «Либроком», 2013. - 120 с.
22. Зиндлер, Л. Р. Общая фонетика: учеб. пособие. / Л. Р. Зиндлер. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Высшая школа, 1979. - 312 с.
23. Коваль, Л. М. Интегративный подход к обучению эстрадных певцов (на примере работы со студентами музыкального факультета педагогического вуза): автореф. дис. ... канд. пед. наук / Л.М. Коваль. - М.,
2013. -29 с.
24. Концепция развития дополнительного образования детей [Электронный реурс] // Официальный сайт Министерства науки и образования Российской Федерации. - URL: http://xn--80abucjiibhv9a.xn-- p 1 ai/%D0%BF%D 1 %80%D0%BE%D0%B5%D0%BA%D 1 %82%D 1 %8B/404/% D1%84%D0%B0%D0%B9%D0%BB/3414/%D0%9A%D0%BE%D0%BD%D1% 86%D0%B5%D0%BF%D 1 %86%D0%B8%D 1 %8F%20%D 1 %80%D0%B0%D0 %B7%D0%B2%D0%B8%D 1 %82%D0%B8%D 1 %8F%20%D0%B4%D0%BE% D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%BD%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB% D1 %8C%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE%20%D0%BE%D0%B1 %D 1 %8 0%D0%B0%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F %20%D0%B4%D0%B5%D1%82%D0%B5%D0%B9.pd
25. Коробка, В.И. Вокал в популярной музыке: Методическое
пособие для руководителей самодеятельных эстрадно-музыкальных
коллективов / В.И. Коробка - М.: ВААП-ИНФОРМ, 1989. - 45 с.: ил.
26. Крунтяева, Т.С. Словарь иностранных музыкальных терминов / Т.С. Крунтяева, Н. В. Молокова. - Л.: Музыка, 2009. - 182 с.
27. Крюкова, В.В. Музыкальная педагогика / В.В. Крюкова. - М.: Феникс, 2002. - 288 с.
28. Ламперти, Ф. Искусство пения. По классическим преданиям. Технические правила и советы ученикам и артистам: учеб. пособие / Ф. Ламперти. - 2-е изд., испр. - СПб.: Лань, 2009. - 192 с.
29. Лаури-Вольпи, Д. Вокальные параллели / Джакомо Лаури- Вольпи / пер. с ит. Ю. Ильина и М. Малькова. - М., 2011. - 58 с.
30. Морозов, В.П. Биофизические основы вокальной речи /
В.П. Морозов. - Л.: Наука, 1977. - 232 с.
31. Морозов, В.П. Вокальный слух и голос / В.П. Морозов. - М.: Музыка, 1965. - 85 с.
32. Морозов, В.П. Занимательная биоакустика / В.П. Морозов. - 2-е изд., доп. и перераб.- М.: Знание, 1987. - 208 с.: ил.