Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы развитие коммуникативных УУД у младших школьников средствами проектной деятельности 6
1.1 Понятие универсальное учебное действие, коммуникативное
универсальное учебное действие 6
1.2 Виды коммуникативных УУД и критерии их сформированности 12
1.3 Проектная деятельность как средство развития коммуникативных УУД у младших школьников 18
Выводы по первой главе 23
Глава 2. Экспериментальная работа по изучению развития коммуникативных УУД у младших школьников 24
2.1. Изучение уровня развития коммуникативных УУД у младших
школьников 24
2.2 Анализ результатов обследования младших школьников 32
Выводы по второй главе 44
Заключение 45
Список литературы 46
Приложение
Успешное формирование коммуникативных УУД у младших школьников является одним из основных условий их развития, формирования их как личности. Поэтому проблема организации коммуникативного развития детей младшего школьного возраста сегодня является актуальной.
На социально-педагогическом уровне актуальность названной проблемы поддерживает Федеральный государственный образовательный стандарт НОО, измененный 18 марта 2015 года. В нем прослеживается формирование УУД у младших школьников, как основа любого вида деятельности, без которой невозможно добиваться целей как педагогу, так и ученику.
В Концепции начального образования развитие коммуникативных УУД определяется как важное приобретение школьника, как одно из основных элементов формирования личности, средство социализации и психического развития.
Определяя актуальность проблемы развития УУД у младших школьников, следует выделить проектную деятельность, как один из основных способов решения проблемы, так как с помощью данной деятельности мы можем раскрыть дверь в мир детского сознания, способствовать более легкой адаптации школьников в меняющихся социальных условиях. Ведь именно в ней дети чувствуют себя свободно и раскрепощенно, активизируют словарь, совершенствуют артикуляционный аппарат, усваивают богатство родного языка.
Различные подходы к решению проблем формирования коммуникативных УУД мы находим в научных трудах Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, Н.А. Лошкарёвой, А.А. Любинской, Г.К. Селевко, А.В. Усова, К.Д. Ушинского, С.Т. Шацкого. Однако в научных исследованиях перечисленных авторов не освещаются вопросы формирование коммуникативных УУД средствами проектной деятельности. Но некоторые из исследователей отмечали проектную деятельность как один из ведущих видов школьной деятельности, являющейся механизмом в полноценном развитии младшего школьного возраста.
Научно-методический уровень определяет педагогический процесс развития коммуникативных УУД у младших школьников, как основу подготовки детей к следующей ступени получения образования.
Несмотря на существенный интерес ученых, проблема развития коммуникативных УУД у младших школьников остается недостаточно разработанной, что подтверждает актуальность нашего исследования.
Проблема: каковы возможности проектной деятельности для развития коммуникативных УУД у младших школьников.
Противоречие: необходимость развития коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников и недостаточное использование проектной деятельности в практике начальной школы.
Проблема и выделенные противоречия позволили сформулировать тему исследования: «Развитие коммуникативных УУД у младших школьников средствами проектной деятельности».
Цель исследования: рассмотреть и проанализировать процесс развития коммуникативных УУД у младших школьников, и определить значимость проектной деятельности для развития коммуникативных УУД.
Объект исследования: процесс развития коммуникативных УУД у младших школьников.
Предмет исследования: развитие коммуникативных УУД у младших школьников средствами проектной деятельности.
В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи:
1. Проанализировать понятие универсальное учебное действие, коммуникативное универсальное учебное действие;
2. Выделить основные виды коммуникативных УУД и критерии их сформированности;
3. Рассмотреть проектную деятельность как средство развития коммуникативных УУД у младших школьников;
4. Изучить уровень развития коммуникативных УУД у младших школьников;
5. Проанализировать полученные результаты обследования младших школьников;
Для проверки гипотезы и решения поставленных задач, нами были использованы следующие теоретические методы: ретроспективный анализ философской, психолого-педагогической литературы, нормативно-правовых документов об образовании по проблеме исследования; практические: наблюдение, исследование, анализ.
База исследования:
Практическая значимость работы состоит в том, что проведенное обследование может быть использовано учителем начальной школы для более целенаправленной учебной деятельности.
Структура квалификационной работы соответствует логике исследования и включает в себя введение, первую главу, состоящую из трех параграфов, 6 таблиц; вторую главу, состоящую из трех параграфов, 10 рисунков; выводы по каждой главе; заключение; библиографический список; приложение.
В процессе проведения теоретического и экспериментального исследования мы получили следующие результаты.
1. Подтвердилась гипотеза исследования.
2. Нами проведен теоретический анализ литературы по проблеме формирования коммуникативных УУД у младших школьников, в результате которого мы уточнили содержание понятия «коммуникативные универсальные учебные действия», показана необходимость и возможность их формирования у учащихся младших классов.
3. Выявлены виды коммуникативных УУД, используемые и формируемые младшими школьниками в проектной деятельности.
4. Выявлены способы успешного формирования коммуникативных УУД обучающихся начальной школы в проектной деятельности.
5. Разработан комплекс заданий по формированию коммуникативных УУД у младших школьников при изучении учебного предмета «Русский язык».
6. Составлена диагностическая программа, определяющая уровни сформированности коммуникативных УУД у младших школьников и позволяющая оценить эффективность исследуемого процесса.
6. Показаны пути реализации созданной системы заданий и упражнений в учебном процессе и разработаны рекомендации для педагогов по эффективному формированию коммуникативных УУД на уроках русского языка.
7. Экспериментально проверена и доказана эффективность разработанной методики.
8. Достоверность результатов исследования доказана с помощью методов статистической обработки данных.
1. Агафонова И.Н. Развитие у первоклассников коммуникативных умений / Агафонова И.Н.// Управление начальной школой. 2010. -№9 -с.31-35
2. Александрова Э.И., Реализация новых образовательных стандартов в начальной школе средствами образовательной системы Д. Б. Эльконина -
B. В. Давыдова. - М., 2010.
3. Арефьева О.М. Особенности формирования коммуникативных универсальных учебных умений младших школьников/ О.М. Арефьева// Начальная школа плюс до и после. - 2012. - № 2. - С. 74-78.
4. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/ под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2008. — 151 с.
5. Асмолов А.Г. Стратегия социокультурной модернизации образования: на пути к преодолению кризиса идентичности и построению гражданского общества / А.Г. Асмолов // Вопросы образования. - 2008. - № 3.
6. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: Пособие для учителя /Под ред. А.Г. Асмолова. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2011.
7. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ А.С. Белкин. - М.: Издательский центр Академия, 2000. - 192 с.
8. Божович Е.Д. Процесс учения: контроль, диагностика, коррекция, оценка / Е.Д. Божович. - М.: МПСИ, 1999. - 226 с.
9. Брагуца А.В. Развитие сотрудничества младших школьников во внеурочной деятельности/ А.В. Брагуца// Начальная школа. - 2011. - № 6. -
C. 53-56.
10. Вакуленко Е.А. Организация учебного диалога на уроках литературного чтения/ Е.А. Вакуленко// Начальная школа. - 2012. - № 5. - С. 44-46.
11. Венгер А.Л. Психологическое обследование младших школьников / А.Л. Венгер, Г.А. Цукерман. - М.: Владос-Пресс. 2007. - 159 с.
12. Воровщиков С.Г. Общеучебные умения как деятельностный компонент содержания учебно-познавательной компетенции Электронный ресурс. / С.Г. Воровщиков // Эйдос: интернет-журнал. 2007. - 30 сентября. - Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal.
13. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М.: Педагогика, 2011.
14. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка / П.Я. Гальперин. — М., 1985.
15. Гуревич К.М. Индивидуально-психологические особенности
школьников. - М.: Высшая школа, 2008.
16. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения / В.В. Давыдов. — М., 1996.
17. Дьячкова С.В. Роль учебника риторики в формировании у младших школьников коммуникативно-речевых умений/ С.В. Дьячкова// Начальная школа плюс до и после. - 2012. - № 10. - С. 78-83.
18. Ефросинина Л.А. Урок - важнейшее условие формирования универсальных учебных действий/ Л.А. Ефросинина// Начальная школа. - 2012. - № 2. - С. 49-57.
19. Желтовская Л.Я. Особенности развития умения общаться у младших школьников/ Л.Я. Желтовская// Начальная школа. - 2011. - № 5. - С. 50-57.
20. Загвязинский, В.И. Методология и методы психолого - педагогического исследования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.И. Загвязинский, Р. Атаханова. М.: Изд-во «Академия», 2006. - 208 с.
21. Зайцева К.П. Формирование коммуникативных способностей младших школьников в учебно-воспитательной деятельности/ К.П. Зайцева// Начальная школа плюс до и после. - 2011. - № 4. - С. 78-83.
22. Занков Л.В. Обучение и развитие (экспериментально-
педагогическое исследование) / Л.В. Занков. М.: Изд-во МГУ, 1995. - 401 с.
23. Зинченко В.П. Психологические основы педагогики: психолого-педагогические основы построения системы развивающего обучения Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова / В.П. Зинченко. - М., 2002.
24. Как перейти к реализации ФГОС второго поколения по образовательной системе «Школа 2000...» / Под ред.Л.Г. Петерсон. - М.: Дрофа, 2010.
25. Карабанова О.А. Формирование универсальных учебных действий учащихся начальной школы / О.А. Карабанова // Управление начальной школой. - 2009. - № 12. - С.9-11.
26. Карабанова, O.A. Возрастная психология / O.A. Карабанова. М.: Айрис-пресс, 2005.-240 с.
27. Карпенко Л.А. Краткий психологический словарь/ Л.А. Карпенко.- Москва, Феникс, 2010 г. - 320 с.
28. Клубович О.В. Формирование коммуникативных навыков в условиях нового ФГОС/ О.В. Клубович// Начальная школа плюс до и после. - 2011. - № 10. - С. 50-51.
29. Козюренко М.А. Оценка сформированности коммуникативных УУД с помощью метода наблюдения/ М.А. Козюренко, Г.С. Базанова, Е.И. Сальникова// Начальная школа плюс до и после. - 2011. - № 11. - С. 15-19.
30. Крайнева Т.А. Использование интерактивных форм обучения для совершенствования коммуникативных учебных действий/ Т.А. Крайнева// Начальная школа. - 2012. - № 9. - С. 24-30.
31. Кухтинская И.В. Работа с текстом как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся/ И.В. Кухтинская// Начальная школа плюс до и после. - 2012. - № 2. - С. 13-15.
32. Леонова Е.В. Развитие коммуникативных способностей младших школьников в условиях совместной творческой деятельности/ Е.В. Леонова, А.В. Плотникова// Начальная школа. - 2011. - № 7. - С. 91-96.
33. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. - М., 1974.
34. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка / М.И. Лисина. М.: Педагогика, 1997. - 148 с.
35. Литературное чтение. Методические рекомендации к учебнику для 2 класса общеобразовательных учреждений./ О. В. Кубасова.- Смоленск: Ассоциация ХХ! век, 2012 г.
36. Локтионова И.Ю. Развитие коммуникативной среды в образовательном учреждении/ И.Ю. Локтионова// Начальная школа. - 2010. - № 12. - С. 4-9.
37. Мали Л.Д. Коммуникативно-деятельностный подход на уроках литературного чтения в начальной школе/ Л.Д. Мали// Начальная школа плюс до и после. - 2012. - № 8. - С. 76-80.
38. Матюхина М.В. Развитие личности и познавательных процессов в младшем школьном возрасте: учебное пособие/ М.В. Матюхина, С.Б. Спиридонова. - Волгоград.: Перемена, 2005. - 215 с.
39. Михеева Ю.В. Урок. В чём суть изменений с введением ФГОС
начального общего образования: (Статья) // Науч.-практ. жур.
«Академический вестник» / Мин. обр. МО ЦКО АСОУ. - 2011. - Вып. 1(3). - С. 46-54.
40. Мостова О.Н. Индивидуально-типологические особенности общения младших школьников / О.Н. Мостова, И.Н. Агафонова // Служба практической психологии в системе образования. Вып. 9. - СПб., 2005.
41. Мурзина Н.П. От новых стандартов к инновационной деятельности педагогов школы / Н.П. Мурзина // Начальная школа плюс До и После. 2009. -№4. - С. 3 - 9.
42. Мухина B.C. Возрастная психология / B.C. Мухина. М.: Педагогика, 1992. - 156 с.
43. Неупокоева Н.М. Коммуникативная культура педагога/ Н.М. Неупокоева. - Курган, 2004.
44. Осмоловская И.М. Формирование универсальных учебных действий у учащихся начальных классов/ И.М. Осмоловская, Л.Н. Петрова// Начальная школа. - 2012. - № 10. - С. 6-13.
45. Разуваева В.Ю. Умение слушать собеседника - коммуникативное универсальное учебное действие/ В.Ю. Разуваева// Начальная школа. - 2012. - № 9. - С. 22-24.
46. Савинов Е.С. Примерная основная образовательная программа
образовательного учреждения. Начальная школа / Е.С. Савинов. - М.:
Просвещение, 2010.
47. Технология группового взаимодействия: из опыта работы учителей начальных классов Адмиралтейского района г. Санкт-Петербурга. - СПб., 2004.
48. Уроки литературного чтения в современной начальной школе: 1 класс: книга для учителя / Н.Ф. Виноградова, И.С. Хомякова, В.И. Петрова, И.В. Сафонова / Под ред. Н.Ф. Виноградовой. - М.: Вентана-Граф, 2010. - 208 с.
49. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. - М.: Просвещение, 2010.
50. Философский энциклопедический словарь. - М.: Советская
энциклопедия, 1983. - с. 173.
51. Фундаментальное ядро содержания основного общего образования /Рос. акад. Наук, Рос. Акад.; под ред.В. В. Козлова, А.М. Кондакова. - М.: Просвещение, 2011.
52. Хуторской A.B. Современные педагогические инновации на уроке Электронный ресурс. / A.B. Хуторской // «Эйдос»: интернет-журнал. 2007. - №7. - Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal.
53. Царева С.Е. Учебная деятельность и умение учиться / С.Е. Царева // Начальная школа. 2007. - № 9. - С. 50 - 57.
54. Цукерман Г.А. Как младшие школьники учатся учиться/Г.А. Цукерман. - М. Рига: Педагогический центр «Эксперимент», 2010. - 224 с.
55. Цукерман Г.А. Виды общения в обучении / Г.А. Цукерман. - Томск: Пеленг, 2005. - 268 с.
56. Чиндилова О.В. Разноуровневые задания по освоению младшими школьниками коммуникативных универсальных учебных действий/ О.В. Чиндилова// Начальная школа плюс до и после. - 2011. - № 2. - С. 3-6.
57. Шакина Г.В. Оценивание сформированности коммуникативных универсальных действий школьников через технологию сотрудничества/ Г.В. Шакина// Начальная школа плюс до и после. - 2012. - № 5. - С. 17-22.
58. Шадриков В.Д. Логические операции / В.Д. Шадриков. - М.: Логос, 2007.
59. Шкуричева Н.А. Взаимодействие младших школьников как средство развития коммуникативной компетентности/ Н.А. Шкуричева// Начальная школа. - 2011. - № 11. - С. 4-10.
60. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте / Д.Б. Эльконин // Хрестоматия возрастной психологии / сост. Л.М. Семенюк; под ред. Д.И. Фельдштейна. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 2001. С. 26 - 31.
61. Эльконин, Д.Б. Психология обучения младших школьников / Д.Б. Эльконин// Избранные психологические труды. - М.: Педагогика, 1999. - 560 с.
62. Юмашева, И.А. Формирование общеучебных умений школьника в адаптивной образовательной среде: автореф. дис. . канд. пед. наук / И.А. Юмашева; Оренбург, гос. пед. ун-т. Оренбург. - 2005. - 24 с.