Развитие практических навыков у студентов профессиональной образовательной организации на лабораторно-практических занятиях по профессиональному модулю
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У СТУДЕНТОВ 6
1.1. Анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме развития практических навыков у студентов профессиональной образовательной организации на лабораторно-практических занятиях
1.2. Особенности, формы, методы развития практических навыков посредством лабораторно-практических занятий 12
1.3. Особенности использования рабочей тетради как средства формирования
практических навыков у студентов 23
Выводы по 1 главе 28
2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У СТУДЕНТОВ НА ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ 29
2.1. Исследование условий развития практических навыков при проведении лабораторно-практических работ по профессиональному модулю 29
2.2. Разработка рабочей тетради по профессиональному модулю ПМ 02 «Процессы приготовления, подготовка к демонстрации горячих блюд, кулинарных изделий,закусоквсоответствиистребованиямиWorldSkills» 33
2.3. Внедрение рабочей тетради по профессиональному модулю ПМ 02 «Процессы приготовления, подготовка к демонстрации горячих блюд, кулинарных
изделий, закусок в соответствии с требованиями WorldSkills» 43
Выводы по 2 главе 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 53
ПРИЛОЖЕНИЯ 59
Актуальность темы заключается в решении проблемы формирования и развития практических навыков учащихся согласно требованиям общеобразовательного стандарта в условиях лабораторно-практических занятиях.
Цель обучения мы видим в том, чтобы эти систематизированные знания (представляющие собой определения и наиболее значимые характеристики явлений) были настолько усвоены учащимися, чтобы они могли их воспроизвести; рассказать, объяснить, применить, т.е. показать структуру системы знаний.
В процессе обучения требования к усвоению знаний разного содержания неоднозначны: одна часть может быть усвоена на уровне узнавания, другая - на уровне воспроизведения. Например, студентам нет необходимости запоминать многие статистические сведения, справочный материал, но есть знания, которые должны усвоиться прочно и полно, чтобы руководствоваться ими в после-дующей практической деятельности. Важный результат обучения - умения - способность осуществлять ту или иную деятельность на основе полученных знаний в изменяющихся условиях (знания служат инструментом при освоении умений). К.К. Платонов писал «Умение - это высшее человеческое свойство, формирование которого является конечной целью педагогического процесса, его завершением» («Система психологии и теории отражения»).
Умения же, как утверждает психология, формируются и проявляются в деятельности, без деятельности нет умений. Знания же являются информационным обеспечением по отношению к умениям. В педагогической деятельности умения классифицируют на интеллектуальные и практические. Интеллектуальные представляют собой умения выполнять мыслительные операции - анализировать, классифицировать, обобщать, сравнивать. Эти умения необходимы во всякой творческой деятельности, в том числе и в производственной.
Студенты должны уметь оперировать знаниями: привлекать (извлекать из памяти) необходимую в данный момент информацию, уметь выделить наиболее существенные признаки и свойства явлений и объектов, сравнить их между собой, устанавливать причинно следственные связи и т.д. Практические умения направлены на решение конкретных практических задач, они тесно связаны с интеллектуальными умениями. Невозможно решать производственную задачу, составлять производственный план, не умея анализировать и сопоставлять характеристики. В результате обучения студент должен овладеть основами профессии, т.е. совокупностью умений, необходимых для выполнения профессиональных функций. Умения формируются в деятельности, следовательно, необходимо организовать соответствующую деятельность, обязательное условие которой целенаправленная осознанность, опора на имеющиеся знания.
Одним из результатов обучения является приобретение навыков, это действия, которые вследствие многократных повторений становятся автоматическими, выполняются без видимого контроля со стороны сознания, значит в учебном процессе должны быть условия для такой многократности.
Умения и навыки студенты приобретают и отрабатывают на практических знаниях.
Важная проблема формирования содержания обучения - установление целесообразного соотношения теоретической и практической подготовки по каждой учебной дисциплине. Соотношение временных объемов теоретических и практических знаний в средних специальных учебных заведениях почти одинаковое - 1:1. К практическому обучению, в данном случае, относят часы, отведенные на практические занятия и лабораторные работы, на учебную, технологическую и преддипломную практику, на курсовое и преддипломное проектирование. Несомненно, объем практических работ больше по дисциплинам, имеющим, так называемый, деятельный характер, направленным на обучение конкретной деятельности. Таким образом, в получении любой профессии практическая подготовка учащихся играет важную роль. То, как будет организованно лабораторно - практическое занятие, какие средства и методы будут использованы преподавателем при его проведении, зависит компетентность, профессиональность, конкурентоспособность будущих специалистов.
Цель работы - разработка рабочей тетради для лабораторно-практических работ по профессиональному модулю ПМ 02 «Процессы приготовления, подготовка к демонстрации горячих блюд, кулинарных изделий, закусок в соответствии с требованиями WorldSkills» для развития практических навыков у студентов.
Объект работы - процесс обучения студентов техникума по профессиональному модулю ПМ 02 «Процессы приготовления, подготовка к демонстрации горячих блюд, кулинарных изделий, закусок в соответствии с требованиями WorldSkills».
Предмет работы - лабораторно-практические работы как средство раз-вития практических навыков.
Задачи:
1. Осуществить анализ педагогический и методологической литературы;
2. Разработать инструкционные методические приемы при работе
лабораторно-практических занятий;
3. Провести педагогический эксперимент и проанализировать результаты эксперимента в ходе реализации лабораторно-практических занятий.
Методы исследования - изучение и анализ психолого-педагогической литературы, учебно-программной и планирующей документации, изучение интернет ресурсов по проблеме исследования, разработка рабочей тетради на лабораторно практические занятия.
Практическая значимость исследования - результаты нашего исследования могут быть использованы в профессиональной образовательной организации.
База исследования - исследование проводилось на базе ГАПОУ СО «Екатеринбургский техникум химического машиностроения»
Структура работы - данная работа состоит из введения, двух глав - теоретической и практической, заключения, библиографического списка и приложения.
На сегодняшний день возрастают требования к участникам системы социальных взаимоотношений. Как никогда ранее, возрастает роль профессиональной готовности специалистов. Реализуются государственные национальные проекты, вводятся новые формы нормативно-документального оформления всех сфер жизнедеятельности человека. Поэтому современные квалификационные требования, предъявляемые к будущему специалисту, достаточно высоки. Возрастает роль профессионального интереса студентов, и в связи с этим, особую значимость в практике современного образования приобретают формы и методы работы, которые стимулируют самостоятельность и творчество студентов.
Инновационная система обучения базируется преимущественно на самостоятельном получении обучающимися необходимого объема и требуемого качества знаний. Удельный вес времени отводимого на организацию профессионального интереса студентов возрастает, следовательно, повышение эффективности профессионального интереса будет существенно влиять и на качество подготовки специалиста.
В первой главе выпускной квалификационной работы мы рассмотрели теоретико-методологические аспекты обеспечения профессионального интереса студентов.
Рассмотрев научно-теоретические аспекты профессионального интереса студентов, мы пришли к выводу, что исследователи, занимающиеся проблемой профессионального интереса студентов, вкладывают в это понятие разное содержание. На наш взгляд, она может рассматриваться как один из видов познавательной деятельности, направленной на общеобразовательную и специальную подготовку студентов и управляемой преподавателем.
Раскрыв теоретико-методологические особенности учебно-методического
обеспечения профессионального интереса студентов, мы убедились в
том, что учебно-методическое обеспечение позволяет активизировать
познавательную деятельность студентов и гарантированно достигать поставленные учебные цели, благодаря чему повышается эффективность обучения. Наиболее эффективным, на наш взгляд, является рабочая тетрадь.
Разработка рабочей тетради является вполне современным способом ведения учебного процесса. Рабочая тетрадь является средством обеспечения стандартизации и индивидуализации обучения. Включение студентов в работу с тетрадями значительно увеличивает объем самостоятельной деятельности всех студентов. Индивидуальные задания вызывают у каждого студента чувство ответственности, удовлетворения, способствуют формированию познавательных интересов, умения оценивать и соизмерять свои индивидуальные способности и возможности, проявлять инициативность, самостоятельность, реализовывать личностный потенциал.
В практической части нашей выпускной квалификационной работы мы провели опытно-экспериментальную работу по применению в учебном процессе рабочей тетради по профессиональному модулю ПМ 02. «Процессы приготовления, подготовка к демонстрации горячих блюд, кулинарных изделий, закусок в соответствии с требованиями WorldSkills».
Выявили проблему организации профессионального интереса в профессиональной образовательной организации ГАПОУ СО «Екатеринбургский техникум химического машиностроения», которая заключается в недостатке учебно-методического обеспечения для развития практических навыков студентов на лабораторно - практических работах. Для решения данной проблемы мы разработали и внедрили в учебный процесс рабочую тетрадь для профессионального интереса студентов по профессиональному модулю ПМ 02. «Процессы приготовления, подготовка к демонстрации горячих блюд, кулинарных изделий, за-кусок в соответствии с требованиями WorldSkills».
Эффективность применения рабочей тетради подтверждается тем, что у студентов сформировались понятия, они лучше усвоили материал модуля. У них выработалось умение устанавливать соответствия, классифицировать учебный материал, умение сравнивать, осуществлять логические операции, классификации. В результате внедрения рабочей тетради эффективность обучения возросла, успеваемость студентов улучшилась.
В рамках данного исследования мы разработали рабочую тетрадь для лабораторно-практических работ.
Выполнили поставленные задачи:
1. Осуществить анализ педагогической и методологической литературы;
2. Разработать инструкционные методические приемы при работе на лабораторно-практических занятиях;
3. Провести педагогический эксперимент и проанализировать результаты экс¬перимента в ходе реализации лабораторно-практических занятий.
И сделали выводы о том, что то, как будет организованно лабораторно - практическое занятие, какие средства и методы будут использованы преподавателем при его проведении, зависит компетентность, профессиональность, конкурентоспособность будущих специалистов
1. Акмалов, А.Ю. Творческие задания как средство активизации познавательной деятельности студентов старших классов на предметах гуманитарного цикла / А.Ю. Акмалов. - Челябинск, 2003. - 231с.
2. Анфимова, Н.А. Кулинария: Учеб. для сред. проф.-техн. уч-щ / Н.А. Анфимова, Т.И. Захарова, Л.Л. Татарская. - 2-е изд., перераб.- М.: Экономика, 2006. - 366 с.
3. Анцыферова, Л.И. Методологические проблемы психологии развития // Принцип развития в психологии / Л. И. Анцыферова. М., 1978.-144 с.
4. Афанасьев, В.Г. Научно-техническая революция, управление, образование / В.Г. Афанасьев. - М.: Политиздат, 2003. - 431 с.
5. Бакшеева, Н.А. Психология мотивации студентов / Н.А. Бакшеева, А.А. Вербицкий; Под ред. Н.А. Бакшеевой. М.: Колос, 2011. 368с.
6. Белгородский, В.С. Роль инновационного образования в развитии российского общества / В. С. Белгородский // Философия образования.
- 2007. - № 2, - с. 22-27.
7. Богданов, И.В. Психология и педагогика: учебное пособие / И.В. Богданов, С.В. Лазарев, С.М. Ануфриенко, И.П. Усольцева, Н.Д. Калинина.
- М.: «Академия», 2012 г. - 267 с.
8. Богоявленская, Д.Б. Умственные способности как компонент интеллектуальной активности. // В кн. «Психологические исследования ин-теллектуальной деятельности» / Под ред. О.К. Тихомирова. - М., 2009. - 261 с.
9. Болдырева, Н.Н. Формирование у студентов умений организации учебно-познавательной деятельности / Н.Н. Болдырева // Специалист. - 2004. Г №5. - с.30-32.
10. Болтянский, В. Г. Наглядность и понятие модели / В. Г. Болтянский // Новые исследования в педагогических науках. - 2003. №5. - с. 3-7.
11. Большой толковый словарь русского языка / под. ред. С.А. Кузнецова. - СПб: Норинт, 2014. - 1536 с.
12. Гершунский, Б.С. Философия образования для XXI века.: учеб. пособие для самообразования / Б.С. Гершунский. М.: Педагогическое общество России, 2012. 512с.
13. Гин, А.А. Приёмы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: пособие для учителя / А.А. Гин. - М.: Вита-Пресс, 2009. П 88с.
14. Горностаева, З.Я. Проблема самостоятельной познавательной де-ятельности // Открыт. школа. - 2008. №2. с. 22-24.
15. Дьяченко, В.К. Общие формы организации процесса обучения: Актуал. пробл. теории и практики обучения / В.К. Дьяченко. Красноярск: Изд-во Краснояр. ун-та, 2011. П 185 с.
16. Дьяченко, В.К. Основное направление развития образования в современном мире / В.К. Дьяченко. - М.: Школьные технологии, 2015. - 512
с.
17. Ефремова, Т.Ф. Новый толково-словообразовательный словарь русского языка / Т.Ф. Ефремова - М.: Русский язык, 2000.
18. Занков, Л. В. Избранные педагогические труды. — 3-е изд., дополн. / Л. В. Занков. — М.: Дом педагогики, 2013. — 608 с.
19. Здобнов, А.И. Сборник рецептур блюд и кулинарных изделий / А.И. Здобнов, В.А. Цыганенко. - М.: ИКТЦ «Лада», 2014. - 680 с.
20. Зимняя, И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов по педагогическим и психологическим направлениям и специальностям / И.А. Зимняя. - 2-е изд., доп., испр. и перераб. - М.: Логос, 2011. - 384 с.
21. Ивлева, И.А. Концептуальные основы построения системы качества профессионального образования / И.А. Ивлева, В.П. Панасюк, Е.К. Чернышева. - СПб.: Институт профессионального образования РАО, 2012.- 152 с.
22. Ильясов, И.И. Структура процесса учения / И.И. Ильясов. - М.: Издательство Московского университета, 2006. - 200с.
23. Кириленко, Г.Г. Краткий философский словарь / Г.Г. Кириленко, Е.В. Шевцов. — М. : изд «Слово, АСТ», 2012. — 480 с.
24. Климов, Е.А. Педагогический труд: психологические составляющие: учеб. пособие для студентов, магистрантов и аспирантов классических и педагогических вузов России / Е.А. Климов. СМ.: Академия, 2004. 3 239 с.
25. Ковалев, Н.И. Технология приготовления пищи / Н.И. Ковалев, М.Н. Куткина, В.А. Кравцова. М.: Издательский дом «Деловая литература», 2013. н 480с.
26. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь/ Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. - Р-н-Д, 2000. - 176с.
27. Литова, З.А. Внеклассная работа по технологии / З. А. Литова // Внеклассная работа по технологии. - 2007. - № 8, - с. 20-25.
28. Макаренко, А.С. Педагогические поэмы / А.С. Макаренко. - М.: Издательство «ИТРК», 2013.
29. Мезинов, В.Н. Введение в педагогическую деятельность: учебное пособие / В.Н. Мезинов. Елецк: изд. «ЕГУ им. Батурина», 2015 - 91 с.
30. Никитина, Н.Н. Основы профессионально-педагогической деятельности, Уч. изд. / Н.Н. Никитина, О.М. Железнякова, М. А.
Петухов. | М.: Изд-во «Мастерство», 2012. П 324 с.
31. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов. - М.: Издательская группа «АСТ», 2013.
32. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка, 3-е издание / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. - М.: Аз, 1996. - 928 с.
33. Педагогика: Педагогические теории, системы, технологии: учебник для студентов высш. и сред. пед. заведений / под ред. С.А. Смирнова. - М.: Академия, 2011. - 512 с.
34. Пель, В.С. К истории создания и развития системы дополнительного образования в российской воспитательной системе // Проблемы педагогического образования: сб. науч. ст.- М.: 1999. 1 49 с.
35. Петухов, М.А. Профессионально-технологическая система обучения специальным предметам: учебное пособие / М.А. Петухов
под.ред А. П. Беляевой. 11 Ульяновск: УлГТУ, 2011 г. 4 199 с.
36. Пидкасистый, П.И. Искусство преподавания / П.И.
Пидкасистый, М. Л. Портнов II М.: Изд-во «Рос. пед. агентство», 2001. 184 с.
37. Подласый И.П. Педагогика / И.П. Подласый. - М.: Юрайт,2013.- 704 с.
38. Подласый, И.П. Педагогика: 100 вопросов 100 ответов: учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений / И.П. Подласый, М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2011. 368 с.
39. Подласый, И.П. Педагогика: Новый курс: учеб. для студ. высш. учеб. заведений: В 2 кн. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2013. U Кн.1:
Общие основы. Процесс обучения. П 576 с.
40. Похлебкин, В.В. Тайны хорошей кухни / В.В. Похлебкин. - М.: Издательство «Эксмо», 2013.
41. Прессман, Л.П. Методика и техника эффективного использования средств обучения в учебно-воспитательном процессе / Л.П. Прессман. М.: Просвещение, 1988. - 191 с.
42. Романцев, Г.М. Теоретические основы высшего рабочего образования / Г.М, Романцев. Екатеринбург: Урал. гос. проф. пед. ун-т, 2012. 333 с.
43. Рябов, В.М. Профессиональная педагогика: учебник для студентов средних учебных заведений / В.М. Рябов. М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 2007.
44. Семушина, Л.Г. Содержание и методы обучения в средних специальных учебных заведения / Л.Г. Семушина, Н.Г. Ярошенко. - Мн., 2013. - 438с.
45. Скакун, В.А. Методическое пособия для преподавателей профессиональных учебных заведений: учебно-методическое пособие / В.А. Скакун. - М., 2011. - 216с.
46. Скакун, В.А. Организация и методика профессионального обучения: учебное пособие / В.А. Скакун. - М.: Изд Форум.
Профессиональное образование, 2012. - 336с.
47. Соленик, А. Как заниматься самообразованием / А. Соленик. - Спб.: Издательство «Прибой», 1929.
48. Хуторской, А.В. Педагогическая инноватика: методология, теория, практика: Научное издание / А.В. Хуторский. - М.: Изд-во УНЦ ДО, 2012. - 239 с.
49. Хуторской, А.В. Современная дидактика: Учеб. для вузов /
А.В. Хуторский. П СПб.: Питер, 2001. П 544 с.
50. Чахоянц, В.Е. Современные требования к уроку
производственного обучения / В.Е. Чахоянц. П М.: Высш. шк., 2014 - 42с.
51. Шапоринский, С.А. Вопросы теории производственного
обучения: Профтехпедагогика / С.А. Шапоринский. М.: Высш. шк., 1981. 208 с.
52. Щепотин, А.Ф., Комплексное учебно-методическое обеспечение образовательного процесса в средних профессиональных учебных заведениях: методические рекомендации / М.А, Чекулаев, В.Е. Сосонко, А.П. Шеховцев. П М.: ИПР СПО, 2012.
53. Щурнова, Н.Е. Культура современного урока / Н.Е. Щурнова. - М.: Педагогическое общество России, 2010. - 112 с.
54. Щурнова, Н.Е. Педагогические технологии / Н.Е. Щурнова. - М.: Педагогическое общество России, 2012. - 224 с.
55. Энциклопедический словарь в 86 т. Репр.воспр.изд. «Энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона». — СПб.: «ПОЛРА- ДИС», 2003.
56. Энциклопедия профессионального образования в 3 т. / Под ред. С.Я. Батышева. М.: РАО; Ассоц. «Проф. образование», 1999. - Т.1. 586 с.; Т.2. 440 с.; Т. 3. 488 сП
57. Эрганова, Н.Е. Методика профессионального обучения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н.Е. Эрганова. М.: Академия,
2014. 160с.