ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ ТАЛАНТЛИВЫХ И ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ В ТАНЦЕВАЛЬНОМ КОЛЛЕКТИВЕ 7
1.1. История становления развития обучения талантливых и
одаренных детей 7
1.2. Специфические особенности талантливых и одаренных 17 детей
1.3. Особенности работы с талантливыми и одаренными детьми
в танцевальном коллективе 28
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА С ТАЛАНТЛИВЫМИ И ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ НА ПРИМЕРЕ ТАНЦЕВАЛЬНОГО КОЛЛЕКТИВА «ISA DANCE ASTANA» НА БАЗЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ШКОЛЫ Г. АСТАНА 47
2.1. Организационно-педагогические условия обучения
талантливых и одаренных детей 47
2.2. Реализация программы работы с одаренными детьми по
предмету хореография 63
2.3. Анализ результатов исследования 81
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 86
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 88
В современное время, улучшения, связанные с совершенствованием процессов в социальной, экономической и производственной сферах жизни общества, определили обращение на национальном уровне к проблеме системной работы с одарёнными детьми. Главным параметром инновационного развития страны является интеллектуализация человеческого капитала. В связи с этим проблема выявления и поддержки талантливой молодёжи в современном образовании выходит на приоритетные позиции, причём особая роль в этом процессе уделяется интеллектуальным школам, специализирующимся на работе с одарёнными детьми. В казахстанских учебных заведениях развивается система конкурсов и предметных олимпиад, научно-практических конференций, дополнительного и дистанционного образования.
Вопросами одаренности детей занимались зарубежные и отечественные психологи. Известны крупные исследования в области психологии творческой одаренности американцев Дж. Гилфорда, П. Торренса, Ф. Баррона, К. Тейлора. На основе идей психологов Дж. Кэррола и Б. Блума их последователями была разработана методика обучения одаренных детей. Изучением особо одаренных детей занимался Ж. Брюно (“Одаренные дети: психолого-педагогические исследования и практика”).
Проблемы одаренности изучали отечественные психологи: А.М. Матюшкин в работе “Концепция творческой одаренности”, Н.Б. Шумакова в ряде своих работ, Г.Д. Чистякова в статье “Творческая одаренность в развитии познавательных структур”, В.С. Юркевич в “Проблемах диагноза и прогноза одаренности в работе практического психолога".
Современные тенденции социального развития ставят перед образованием новые задачи, - отход от ориентации на «среднего» ученика, повышенный интерес к одаренным и талантливым детям, к особенностям раскрытия и развития их способностей в процессе и средствами образования [1].
Проблема исследования заключается в том, что управление развитием одаренности ребенка должно быть тщательно выстроено, строго индивидуализировано и его реализация должна приходиться на достаточно благоприятный возрастной период. Детский возраст - период становления способностей, личности и бурных интегративных процессов в психике. Уровень и широта интеграции характеризует формирование и зрелость самого явления - одаренности. Их интенсивность или, напротив, остановка определяют динамику развития личности.
Актуальность проблемы выражается в том, что проблема одаренности в танцевальном коллективе представляет собой комплексную проблему, в которой пересекаются интересы разных научных дисциплин. Основными из них являются проблемы выявления, обучения и развития одаренных детей, а также проблемы профессиональной и личностной подготовки хореографов, педагогов, психологов и управленцев образования для работы с одаренными детьми.
Тема данной научной работы «Специфика обучения талантливых и одаренных детей в танцевальном коллективе».
Цель исследования - на основе анализа научных источников и опыта работы теоретически обосновать и разработать систему управления процессом выявления и поддержки одаренных и талантливых детей в танцевальном коллективе.
Объект исследования - система работы с одаренными и талантливыми детьми в танцевальном коллективе.
Предмет исследования - управление процессом обучения и поддержки одаренных и талантливых детей в танцевальном коллективе.
Задачи исследования:
• Изучить научную литературу зарубежных и отечественных авторов по проблемам детской одаренности и талантливости;
• Рассмотреть следующие понятия: «управление танцевальным коллективом», «процесс», «выявление», «поддержка», «одаренность», «одаренный, талантливый ребенок», «танцевальный коллектив»;
• раскрыть методы выявления одарённых детей;
• исследовать основные управленческие и технологические подходы к выявлению и развитию одаренных школьников;
• Апробировать полученный материал при работе с одаренными детьми;
• Верифицировать полученные результаты.
Гипотеза исследования: повышение уровня эффективности работы с одаренными детьми можно достичь при условии решения комплекса задач, направленных на развитие системы выявления и поддержки одаренных и талантливых учащихся
Общетеоретические методы научного исследования:
• теоретической анализ научной литературы;
• обобщение;
• систематизация.
Эмпирические методы:
• изучение и обобщение опыта практики социальной работы,
• изучение и анализ нормативно-законодательных
документов применительно к проблеме и теме диссертации;
• наблюдение;
• количественный и качественный методы обработки
результатов.
Этапы и база исследования: данное исследование проводилось на базе двух образовательных учреждений: филиал АОО «Назарбаев интеллектуальные школы химико-биологического направления» города Караганды и филиал АОО «Международная школа города Астана» «Назарбаев интеллектуальные школы» города Астана.
Исследование проводилось на протяжении двух лет.
Научная новизна работы заключается в разработке эффективной программы для хореографов, работающих в системе «Назарбаев интеллектуальные школы» с детьми по хореографии, с целью обучения и развития их одаренности.
Теоретическая значимость исследования - полученные результаты расширяют представления о процессе управления танцевальным коллективом на базе интеллектуальных школ, способствующим обучению и поддержке их одаренности.
Практическая значимость - результаты данного исследования могут быть использованы руководителями танцевальных коллективов для управления процессом обучения и поддержки одаренных и талантливых детей.
Научная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения. Введение содержит научный аппарат исследования: проблему исследования, актуальность работы, тему, цель, объект и предмет исследования, задачи, гипотезу исследования, методологические основания решения проблемы, этапы и базу исследования, научную новизну, а также теоретическую и практическую значимость научной работы.
В первой главе данной научной работы мы разобрали понятия «Процесс», «выявление», «поддержка», «одаренные и талантливые дети», «танцевальный коллектив». Исходя из полученных данных, мы можем сделать ряд заключений:
- Управление хореографическим процессом весьма нелегкое задание.
Для того, чтобы справиться с такой задачей, руководителю танцевального коллектива необходимо обладать определенными знаниями и навыками в данной области. А именно, ему необходимо создать такой образовательный организм, функционирование которого даст положительные результаты. В каждом направлении есть свои особенности. Одно только педагогическое направление имеет множество подразделений. Одним из них является работа на выявление способных учеников и выведение их на уровень одаренных, успешных личностей.
- с самого начала работы с детьми, необходимо проводить некоторые тесты на выявление их склонностей к тому или иному предмету. Каждое образовательное учреждение выбирает для себя определенные методики по данному направлению. После выявления интересов учащихся, составляется система дальнейшей работы педагогов с детьми. В результате каждый педагог имеет перед собой четкую картину, какие дети могут у него учиться на среднем уровне, а с какими можно достичь больших результатов. Интенсивная работа с заинтересованными учащимися и будет поддержкой для них (творческие задания, дополнительные занятия, факультативы, кружки и т.д.).
- в каждом ребенке можно увидеть способности к чему-либо. И только грамотный учитель может развить эти способности до более высокого уровня - одаренность и талант. Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Талантливые дети выделяются на фоне остальных яркими, порой даже выдающимися успехами или имеют потенциал для достижения подобных вершин.
Во второй главе, излагаем структуру работы с одаренными и талантливыми детьми в филиале Аоо Международная школа города Астана «Назарбаев Интеллектуальные школы. Она состоит из двух ветвей:
- система непрерывного повышения квалификации учителя (прохождение курсов, участие в семинарах, конференциях, НПК, обобщение НПО и т.д.);
-система работы с одаренными детьми (участие в конкурсах, олимпиадах, соревнованиях, мастер-классах, зарубежные гастроли с целью обмена опытом и т.д.).
- необходимость создания союза хореографов в системе «Назарбаев Интеллектуальных школ» в целях прохождения специальной подготовки по работе с талантливыми и одаренными детьми;
Благодаря такой структуре работы мы имеем успешного хореографа, который развивает успешных учеников.
Следуя данной структуре, мы имеем ряд достижений и можем утверждать, что находимся в постоянном развитии и совершенствовании. На своих уроках стараемся использовать современные методы и приемы, дифференцированный подход, а также используем информационные технологии для улучшения качества восприятия материала и его закрепления.
1. КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН
2. Теплов, Б.М. Избранные труды: В 2-х т. / Б.М. Теплов. - М.: Педагогика, 1985.
3. Лейтес, Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные
различия / Н.С. Лейтес - М.; Воронеж, 1997. - 4 с.
4. Лейтес, Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные
различия / Н.С. Лейтес. - М.; Воронеж, 1997. - 6 с.)
5. Матюшкин, А.М. Загадки одаренности / А.М. Матюшкин. - М., 1992. - 30 с.
6. Матюшкин, А.М. Загадки одаренности / А.М. Матюшкин. - М., 1992. - 32 с.
7. Шадриков, В.Д. Способности и интеллект человека / В.Д. Шадриков. - М., 2004.
8. file: ///F: /ДИССЕРТ АЦИЯ%20%20Мылтыкбаев%20Р.Б/история%20одаренных%20детей.pdf
9. Хайдарова Н.Н. Методы обучения одаренных детей / Методические и психолого - педагогические особенности сопровождения детской одаренности: Материалы республиканской научно-практической конференции, Набережные Челны, 2016 г. - 147 с.
10. Хабибрахманова Э.С. Роль педагога дополнительного
образования в психолого - педагогическом сопровождении одаренных детей / Методические и психолого - педагогические особенности сопровождения детской одаренности: Материалы республиканской
научно-практической конференции, Набережные Челны, 2016 г. - 146 с.
11. Бахтиярова Г.И. Развитие творческой одаренности детей на уроках хореографии / Методические и психолого - педагогические
особенности сопровождения детской одаренности: Материалы
республиканской научно-практической конференции, Набережные Челны, 2016 г. - 16 с. - 19 с.
12. Брыкова Л.С. Выявление одаренных детей на занятиях
хореографии / Методические и психолого - педагогические особенности сопровождения детской одаренности: Материалы республиканской
научно-практической конференции, Набережные Челны, 2016 г. - 21- 23 с.
13. Лаврова А.А. Обучение и воспитание одаренных детей с
помощью хореографии / Методические и психолого - педагогические особенности сопровождения детской одаренности: Материалы
республиканской научно-практической конференции, Набережные Челны, 2016 г. - 78- 81 с.
14. Философский энциклопедический словарь [Текст]. - М.:
Советская энциклопедия, 1983. - 836 с.
15. Андреев, В. И. Педагогика: учебный курс для творческого
саморазвития [Текст]/ В. И. Андреев. - 2-е изд. - Казань: Центр
инновационных технологий, 2000. - 124 с.
16. Борытко, Н. М. В пространстве воспитательной деятельности: монография [Текст]/Н. М. Борытко / Науч. ред. Н. К. Сергеев. - Волгоград: Перемена, 2001. - 127 с.
17. Сборник инструктивных и методических материалов для образовательных учреждений искусств [Текст]. - Екатеринбург [Б.и.],
2004. - Вып. 9. - 61 с.
18. Леонтьев, А. Н. Проблемы развития психики [Текст] /А. Н. Леонтьев. - М. : Просвещение. 1981. - 584 с.
19. Леонтьев, Д. А. Профессиональное самоопределение как построение образов возможного будущего [Текст] /Д. А. Леоньев, Е. В. Шелобанова //Вопросы психологии. - 2001. - № 1 С. 57 - 65.
20. Элективные курсы: алгоритм создания, примеры программ: практическое руководство для учителя [Текст] / сост. Г. А. Воронина. - 2-е изд. - М.: Айриспресс, 2008. - 128 с.
21. Полат, Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст]: учебное пособие /Е. С. Полат. - М. : Издательский центр «Академия», 2001. - 272 с.
22. Пряжников, Н. С. Профориентация в школе и колледже: игры, упражнения, опросники: 8 - 11 классы, ПТУ и колледж [Текст] /Н. С. Пряжников. - М.:ВАКО, 2008. - 288 с.
23. Полат, Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст]: учебное пособие /Е. С. Полат. - М. : Издательский центр «Академия», 2001. - 272 с.
24. Медетова Р.Б. Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности современная хореография «ФОРС», «Одарённые дети», Калининград, 2016 г.
25. Авдеева, Н.И. Одаренный ребенок в массовой школе / Н.И. Авдеева, Н.Б. Шумакова. - М.: Просвещение, 2006. - 239 с.
26. Бабаева Ю.Д. Потенциальная и скрытая одаренность / Ю.Д. Бабаева // Одаренные дети: теория и практика: мат-лы Всерос. конф., Москва, 2830 марта 2001 г. - М., 2001. -265 с.
27. Белова Е.С. Одаренность малыша: раскрыть, понять,
поддержать: пособие для воспитателей и родителей / Е.С. Белова. - 3 изд. - М.: МПСИ; Флинта, 2004. - 144 с.
28. Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 296-297
29. Богоявленская Д.Б., Богоявленская М.Е. Психология одаренности: понятие, виды, проблемы. - М.: Открытый университет, 2005. - Глава 3. - С.88-150.
30. Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978
31. Вьюгина Л.К., Инновационный менеджмент. Структурные схемы и таблицы: учебное пособие. - М.: Юнити-Дана, 2012. - 104 с.
32. Дементьева Л.А. Диагностика детской одаренности: методические рекомендации для специалистов, работающих с одаренными детьми. - Курган, 2009. - 212 с.
33. Джумагулова Т.Н. Одаренный ребенок: дар или наказание / Т.Н. Джумагулова, И.В. Соловьева // Книга для педагогов и родителей. - СПб., 2009. - 160 с.
34. Джуринский, А.Н. Сравнительная педагогика: учебник для магистров. - 2е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2013. - 440 с.
35. Доровский А.И. Дидактические основы развития одаренности учащихся / А.И. Доровский. - М.: Российское педагогическое агентство,
2005. - 415 с.
36. Дружинин В.Н. Психология общих способностей / В.Н. Дружинин. - СПб.: Питер-Ком, 2000. - 356 с.
37. Захарова М.А., Формирование конкурентоспособности учителя в условиях педагогической практики: монография/ М.А. Захарова И.А.
38. Карпачева, В.Н. Мезинов: Елецкий государственный
университет им. И.А. Бунина, 2011. -177 с.
39. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности / Е.П. Ильин. - СПб., 2011. - 448 с.
40. Кибанов А.Я., Основы управления персоналом: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Менеджмент организации», «Управление персоналом». - М.: Инфра-М, 2012. - 447 с.
41. Комарова С.А. Работа с одаренными детьми: методические аспекты / С.А. Комарова // Сельская школа. - 2011. - № 3. - С.60-73.
42. Кулемзина А.В. Одаренный ребенок как ценность современной педагогики / А.В. Кулемзина. - М., 2004. - 264 с.
43. Ландау Э. Одаренность требует мужества. Психологическое сопровождение одаренного ребенка / Э. Ландау. - М., 2002. - 144 с.
44. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия / Н.С. Лейтес // Избранные труды. - М., 2008. - 480 с.
45. Лосева А.А. Психологическая диагностика одаренности / А.А. Лосева. - М., 2006 - 144 с.
46. Мальцева Е.В. Особенности воспитания одаренных
детей // Педагогика искусства. - 2015. - № 1. С.48-52
47. Мардашова Р. Развитие социальных качеств у одаренных детей / Р. Мардашова, Л. Хабибуллина // Беспризоник. - 2012. - № 2. - С.10 - 13.
48. Меркин Г.С. Литература.6 класс: Учебник для
общеобразовательных учреждений: В 2 ч. - 7-е изд. - М.: Русское слово, 2011. - 480 с.
49. МОДЕЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КОДЕКС ДЛЯ ГОСУДАРСТВУЧАСТНИКОВ СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ (ОБЩАЯ ЧАСТЬ)"
50. Моклакова Н.А. Работа с одаренными детьми в МОУ гимназии г. Моршанска // Учитель в школе. - 2011. - № 6. С.87-89
51. Одаренный ребенок: особенности обучения / Под ред. Н.Б. Шумаковой. -М., 2006
52. Одаренный ребенок: особенности обучения: пособие для учителя / под ред. Н.Б. Шумаковой - М., 2006. - 240 с.
53. Панферова Н.Н., Управление в системе образования: учебное пособие/
54. Н.Н. Панферова. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2010.- 248 с.
55. Пасечник Л.В. Одаренность: эволюция понятия и диагностика // Дошкольное воспитание. 2011. № 4. С.61-73.
56. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. - М: ЭКСМО, 2008. - 640 с.
57. Поташник М.М., Эксклюзивные аспекты управления школой: пособие для руководителей образовательных учреждений и их заместителей. - М: педагогическое общество России, 2012. -319 с.
58. Психология общения. Энциклопедический словарь. — М.: Когито-
59. Центр. Под общей редакцией А. А. Бодалева. 2011
60. Психология одаренности детей и подростков / Под ред. Ю.Д. Бабаева, Н.С. Лейтес, Т.М. Марютина и др. - М.: Академия, 2000. - 336 с.
61. Психология одаренности: от теории к практике / под ред. Д.В.
62. Ушакова. - М., 2000. - 338 с.
63. Рычкова В.В. Проблемы воспитания одаренных детей в семье // Молодой ученый. - 2011. - №10. Т.2. - 181-184с.
64. Савенков А.И. Одаренный ребенок в массовой школе / А.И. Савенков. - М.: Сентябрь, 2001. - 208 с.
65. Серова Н.Г. Система работы с одаренными детьми // Современный педагог - новой школе: [сб. метод. материалов] / Гос. бюджет. образоват. учреждение доп. пед. проф. образования Центр повышения квалификации специалистов Петродворцового р-на Санкт- Петербурга "Информ. - метод. центр"; [сост.: М.М. Мединская, Н.П. Танина]. - СПб.:
Скифия-принт, 2012. - С.85-91.
66. Словарь практического психолога/Сост. С.Ю. Головин. - Минск: Харвест, 1998. - 800 с
67. Словарь терминов по общей и социальной педагогике. — Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ-УПИ. А.С. Воронин. 2006
68. Социально-педагогическая поддержка личности ребенка в условиях учреждения дополнительного образования / Под ред. Р.А. Литвак. - Челябинск, 2001
69. Технологии работы с одаренными учащимися: обучение и воспитание: учеб. пособие / Л.П. Крившенко, М.Е. Вайндорф-Сысоева, С.С. Хапаева и др.; М-во образования и науки РФ, М-во образования Моск. обл., Моск. гос. областной ун-т. - М.: МГОУ, 2010. - 85 с.
70. Ушатикова И.И. ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЯ К РАБОТЕ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА. 1 выпуск
71. Цедик А.А. Современный взгляд на детскую одаренность // Современный педагог - новой школе: [сб. метод. материалов] / Гос. бюджет. образоват. учреждение доп. пед. проф. образования Центр повышения квалификации специалистов Петродворцового р-на СанктПетербурга "Информ. - метод. центр"; [сост.: М.М. Мединская, Н.П. Танина]. - СПб.: Скифия-принт, 2012. - С.78-84.
72. Чурекова Т.М. Одаренный ребенок в инновационной школе: проблемы и пути решения / Т.М. Чурекова, Л.Г. Субботина, Н.М. Рубцова. - Кемерово: Изд-во КемГУ, 2004. - 142 с.
73. Шарипов Ф.В. менеджмент общего и профессионального образования: учебное пособие для студентов вузов/ Ф.В. Шарипов. - М.: Логос, 2014. - 432 с.
74. Шумакова Н.Б. Обучение и развитие одаренных детей / Н.Б.
Шумакова. - М.: Изд-во Московского психолого-социального ин-та;
Воронеж: Издво НПО "МОД ЭК", 2004. - 336 с.
75. Интернет источники
76. http://psylist.net/uprav/ponat3.htm26.10.176
77. http://center-yf.ru/data/ip/Biznes-process-eto.php 13.12.16
78. http://si-sv.com/Posobiya/teor-pedag/Tema_3.htm 07.06.17
79. http://veselajashkola.ru/shkola/odarennyj-rebenok-v-nachalnoj-shkolevyyavlenie-i-podderzhka/ 23.07.17