Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ

Работа №80834

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы118
Год сдачи2017
Стоимость4325 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
279
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Теоретический анализ психолого - педагогической литературы по проблеме исследования 6
1.1 Понятие и виды агрессивного поведения 6
1.2 Причины и их проявления агрессивного поведения у детей
дошкольного возраста 18
1.3 Песочная терапия как средство уменьшения агрессивного
поведения у дошкольников 25
Выводы по I главе 28
Глава II. Опытная работа по исследованию агрессивного поведения дошкольников 30
2.1 Организация опытной работы исследования 30
2.2 Характеристика выборки и анализ по результатам
констатирующего исследования 34
Выводы по 2 главе 42
Глава Опытная работа по психолого - педагогической коррекции III. агрессивного поведения у дошкольников методом песочной терапии 43
3.1 Программа психолого - педагогической коррекции агрессивного
поведения у дошкольников методом песочной терапии 43
3.2 Анализ результатов эффективности опытной работы психолого
- педагогической коррекции 52
Заключение 71
Библиографический список 74
Приложения


Напряженная, неустойчивая социальная, экономическая, экологическая обстановка, сложившаяся в настоящее время в нашей стране, обуславливает рост различных отклонений в личностном развитии и поведении детей. Среди них особую тревогу вызывает не только прогрессирующая отчужденность, повышенная тревожность, духовная опустошенность детей, но и их цинизм, жестокость, агрессивность.
Важность семьи детского сада и школы как института воспитания обусловлена тем, что здесь ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. Здесь закладываются основы личности ребенка. В этом актуальность работы.
Агрессивных детей, равно как и детей, опасающихся агрессии, относят к группе риска. [7, с. 2]
В психологии и педагогике накоплен значительный опыт исследования агрессивного поведения дошкольников. Различные подходы в этой области разрабатываются как зарубежными, так и отечественными учёными, предлагающими различные способы и методы коррекции агрессивного поведения детей.
В переводе с латинского языка «агрессия» означает «нападение», «приступ». Данный феномен связывают с негативными эмоциями (гневом), мотивами (стремлением навредить), установками (расовыми предубеждениями) и деструктивными действиями. [5, с. 20]
В психолого - педагогической литературе существует ряд определений агрессии. Л. Бендер рассматривает агрессию как тенденцию приближения к объекту или удаления от него, а Ф. Аллан понимает её как внутреннюю черту, дающую человеку возможность противостоять стрессогенным обстоятельствам. Х. Дельгадо пишет, что человеческая агрессивность есть поведенческая реакция, характеризующаяся проявлением силы в попытке нанести вред или ущерб личности или обществу. Ряд авторов разделяют понятия агрессии как особой формы поведения и агрессивности как психической характеристики в составе личности. [24, с. 88]
Противоречие: между необходимостью создания условий для успешной коррекции агрессивного поведения детей дошкольного возраста и отсутствием единых теоретических и практических подходов к их реализации. Поиск разрешения обозначенных противоречий привел нас к следующей проблеме: разработка и внедрение в практику эффективных технологий коррекции агрессивного поведения детей дошкольного возраста, в том числе песочной терапии.
Актуальность проблемы, ее теоретическая и практическая значимость, обусловили выбор темы исследования: «Психолого - педагогическая коррекция агрессивного поведения у дошкольников»
Объект исследования: агрессивное поведение дошкольников.
Предмет исследования: коррекция агрессивного поведения дошкольников.
Цель исследования: Теоретически обосновать и реализовать программу коррекции агрессивного поведения дошкольников методом песочной терапии
Для выполнения цели исследования нами были сформулированы следующие задачи:
1. Провести теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме коррекции агрессивного поведения у детей дошкольного возраста методом песочной терапии.
2. Подобрать методики и провести диагностику агрессивного поведения у детей дошкольного возраста.
3. Реализовать программу коррекции агрессивного поведения у дошкольников методом песочной терапии.
4. Оценить и интерпретировать результаты экспериментальной работы.
Гипотеза: Эффективная коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста в условиях МАДОУ ЦРР - детский сад № 15возможна при соблюдении следующих условий:
- при своевременной диагностики признаков агрессивного поведения детей.
- при комплексной организации воспитательного процесса, обеспечивающего развитие адекватных полу и возрасту навыков поведения у детей.
- при использовании песочной терапии как коррекционной
технологии.
- при эффективном взаимодействии специалистов ДОУ с родителями.
Теоретико-методологической основой исследования являются:
Л. Штейнхард, Бережная Н.Ф. Т.Н. Грабенко, Т.Д. Зинкевич- Евсигнеева и т.д.
Методы исследования:
1. Анализ психолого-педагогической литературы по поставленной проблеме.
2. Наблюдение;
3. Тестирование.
4. Опрос.
5. Эксперимент.
6. Методы обработки полученных результатов.
База исследования: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка - детский сад № 15. В исследовании приняли участие 16 дошкольников 5-6 лет.
Структура работы: работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В заключение отмечу, что родителям важно помнить следующее: агрессивность - это не только деструктивное поведение, причиняющее вред окружающим, приводя к разрушительным и негативным последствиям, но также это еще и огромная сила, которая может служить источником энергии для более конструктивных целей, если уметь ей управлять. И задача родителей - научить ребенка контролировать свою агрессивность и использовать ее в мирных целях.
В дошкольном возрасте одним из видов отклоняющегося поведения является агрессивное поведение, нередко принимающее враждебную форму (драки, оскорбления). Для некоторых детей участие в драках, утверждение себя с помощью кулаков является устоявшейся линией поведения. Ситуация усугубляется нестабильностью общества, межличностными и межгрупповыми конфликтами. Снижается возраст проявления агрессивных действий. Всё чаще встречаются случаи агрессивного поведения у девочек.
Проведённое изучение детей - правонарушителей (объектом которого были психически и физически здоровые дети) показало, что ядром конфликтной ситуации, приведшей к нравственной деформации личности, являются недостатки семейного воспитания, современные СМИ, и окружение детей, а жестокость, агрессивность, замкнутость, повышенная тревожность - в процессе стихийно-группового общения могут принимать устойчивый характер.
После проведения коррекции агрессивного поведения дошкольников методом песочной терапии, диагностирование на контрольном этапе исследования показало что агрессивное поведение незначительно снизилось, по сравнению с результатами диагностики на констатирующем этапе исследования. На констатирующем этапе исследования высокий уровень агрессивного поведения дошкольников имеют 19%, а на контрольном этапе детей с высоким уровнем 13%. Средний уровень на констатирующем этапе 44 %, а в контрольном исследовании 50 %. Низкий уровень у детей констатирующем этапе у 37%, а в контрольном исследовании 37%.
Таким образом в контрольной группе показатель высокого уровня агрессивного поведения понизился на 6%, показатель среднего уровня повысился на 64%, и показатель низкого уровня агрессивного поведения остался прежним 37%.
В контрольной группе уровень агрессивного поведения дошкольников потерпел незначительные изменения.
Для подтверждения научной гипотезы, а также эффективности опытно-экспериментальной работы, мы воспользовались методом математической статистики. Для обоснованности выводов, мы использовали t - критерий Вилкоксона, применяемый для оценки различий экспериментальных данных, полученных на одной и той же выборке испытуемых («до» и «после» какого-либо воздействия).
С помощью методов математической статистики установлено, что зафиксированные в эксперименте изменения не случайны и значимы соответственно, есть улучшения, так как после произведенных расчетов эмпирическое значение t-критерия Вилкоксона попало в зону значимости на заданной «оси значимости».
На основании этого можно утверждать, что проведенная нами опытно-экспериментальная работа подтвердила выдвинутую гипотезу исследования.
Значит гипотеза, Эффективная коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста возможна при соблюдении следующих условий:
- при своевременной диагностики признаков агрессивного поведения
детей.
- при комплексной организации воспитательного процесса, обеспечивающего развитие адекватных полу и возрасту навыков поведения у детей.
- при использовании песочной терапии как коррекционной технологии.
- при эффективном взаимодействии специалистов ДОУ с родителями верна.
Это позволяет сделать вывод о том, что уменьшение высоких результатов уровня агрессивного поведения был достигнут при организации коррекционной программы на формирующем этапе, апробированию серии занятий, в которых определились цель, задачи, методы, приемы и формы агрессивного поведения дошкольников.



1. Агрессия у детей и подростков: учеб. пособие / под ред. Н.М. Платоновой. СПб.: Речь, 2004. - 336 с.
2. Адлер А. Очерки по индивидуальной психологии. - М., 2002. С.28-35.
3. Алворд, М., Бэйкер П. Как работать с агрессивными детьми. — М.: Катарсис, 1997. — 280 с.
4. Алексеева, Е.Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста. Как помочь ребёнку? Учебно-методическое пособие - Спб.: Речь, 2008.
5. Асеев, В. Г. Мотивация поведения и формирование личности. — М.: Мысль, 1986. — 157 с.
6. Бауэр, Т. Психическое развитие младенца /Пер. с англ. А.Б. Леоновой, Под общ. ред. А.В. Запорожца и Б.М. Величковского. - М.: Прогресс, 1985.
7. Бережная, Н.Ф. Дошкольная педагогика. Январь - февраль, 2007. Использование песочницы в коррекции эмоционально-волевой и социальной сфер детей раннего младшего дошкольного возраста.
8. Берон Р, Ричардсон Д. Агрессия. СПб., 2000. С. 71-79.
9. Богданович, В.И. Психокоррекция в повседневной жизни. - Спб.: ТОО “Респеке”, 1995.
10. Большебратская, Э.Э. Песочная терапия. - Петропавловск, 2010 - 74с.
11. Бородулина С. Ю. Коррекционная педагогика.- Ростов-на-Дону:
Феникс, 2004. -356 с.
12. Бреслав, Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: норма и отклонения.- М.: Педагогика, 1990. -140 с.
13. Бубер, К. Жизнь с агрессивными детьми. - М.: Педагогика, 1991.
14. Буянов, М.М. Нервный ребенок. М.: Знание, 1997.
15. Бэрон, Р., Ричардсон Д., Агрессия. — СПб.: Питер, 1998. — 336 с.
16. Бютнер, К. Жить с агрессивными детьми.- М.: 1991. — 145 с.
17. Внешняя среда и психическое развитие ребенка /Под ред. Р.В. Тонковой-Ямпольской, Е. Шмидт-Тольмер. - М., 1984.
18. Волкова, Е. М. Особенности работы педагогов, психологов ДОУ с трудными детьми и их родителями. Агрессивные дети. // Дошкольное воспитание. №3. 2000. С. 108-111
19. Волкова, Е. М. Трудные дети или трудные родители. — М. :Профиздат, 1992.- 96 с.
20. Гаспаров, Е. Агрессивные дети // Дошкольное воспитание. - 1988. - № 8.
21. Гонеев, А. Д., Лифинцева Н. И., Ялпаева Н. В. Основы коррекционной педагогики /под ред. В. А. Сластенина. — М.: Академия, 1999. -280 с.
22. Грабенко, Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. «Чудеса на песке: Практикум по песочной терапии». СПб.: Речь, 2005 -340 с.
23. Дубровина, И.В. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми. - М., 1999 г.
24. Дьяченко, О.М., Лаврентьева Т.Н. Психическое развитие дошкольников. - М.: Педагогика, 1984.
25. Егошкин, Ю.В. Диагностика и коррекция агрессивного поведения у детей дошкольного возраста: Автореферат дис. канд. психол. наук. - М., 1995.
26. Ениколопов, С. Н. Дети и психология агрессии. // Школа здоровья. 1995. Т.2. №3. — С. 35-49.
27. Ермолаева, М.В. Психология развивающей и коррекционной работы с дошкольниками. М.: Владос, 1998.
28. Зимелева З. Н. Психологические условия возникновения и коррекции агрессии у подростков.- М.: 2002. — 187 с.
29. Змановская, Е.В. Девиантология (Психология отклоняющегося поведения). - М., 2003
30. Захаров, А.И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка. - Спб., 1997.
31. Зюбин, Л.М. Психология воспитания. - М., 1991.
32. Калинина, Р.Р. «Тренинг развития личности дошкольника»// Санкт- Петербург, «Речь», 2001
33. Колосова, С. Л. Детская агрессия.- М.: Питер, 2004.- 244 с.
34. Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры. Т.Н. Грабенко, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, СПб.: Детство-Пресс, 2002.
35. Креч, Д., Кратчфилд Р., Ливсон Н. Нравственность. Агрессия. Справедливость / под ред. А. М. Матюшкина — М.: Просвещение, 1992. —
206 с.
36. Кряжева, Н.Л. Мир детских эмоций. Дети 5- 7 лет. - Ярославль: Академия развития, 2000.
37. Кряжева, Н.Л. «Развитие эмоционального мира детей» // Ярославль «Академия развития», 1997
38. Кузнецова, Л. Н. Психолого-педагогическая коррекция детской агрессивности // Начальная школа.- 1999.- № 3.- с. 24-26
39. Кухранова, И. Коррекционно-психологические упражнения и игры для детей с агрессивным поведением // Воспитание школьников.- 2002.- № 10.- с. 31
40. Лесина, С.В., Попова Г.П., Снисаренко Т.Л. Коррекционно развивающие занятия по снижению детской агрессии. - Волгоград: Учитель, 2008. - 164с.
41. Лютова, Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционнная работа с гиперактивными, анрессивными, тревожными и аутичными детьми. - М.: Генезис, 2000.
42. «Ненасилие»: Программа по формированию способности к
ненасильственному взаимодействию у детей дошкольного возраста / Под. Ред. Маралова В.Г. - Череповец, 1998
43. Обухова, Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. - М.: Тривола, 1995.
44. Психологический словарь /Авт.-сост. Корпулина В.Н., Смирнова М.Н., Гордеева Н.О. - Ростов н/Д., 2004.
45. Раттер, М. Помощь трудным детям. - М., 1987.
46. Реан, А.А.. Агрессия и агрессивность личности // Психологический журнал. Т. 17. №5. 1996. С. 3-16.
47. Романов, А.А «Коррекция расстройств поведения и эмоций у детей» М., 2002 г.
48. Романов, А.А «Направленная игровая терапия агрессивности у детей» Москва, 2004 г.
49. Румянцева, Т.Г. Агрессия: проблемы и поиск в западной философии и науке. М., 1991. С. 27-32, 57-64.
50. Румянцева Т.Г. Понятие агрессивности в современной зарубежной психологии // Вопросы психологии №1. 1991
51. Семенюк, Л.М. «Психологические особенности агрессивного поведения детей и условия его коррекции», Москва, 1996, стр.45
52. Семенака, С.И. Учимся сочувствовать, сопереживать. Коррекционно-развивающее занятие для детей 5-8 лет. - М., 2004
53. Смирнова Е., Хузеева Г. Агрессивные дети. // Дошкольное воспитание. №4. 2003. С. 62-67.
54. Смирнова, Е.О. Психология ребенка: от рождения до 7 лет. - М., 1994.
55. Смирнова, Е.О., Удеева Г.Р. Психологические особенности и вариант детской агрессивности // Вопросы психологии. 2002. №1. С. 42-50.
56. Смирнова, Т.П. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей. Ростов н/Д: «Феникс»,2004г.- 160с.
57. Тихомирова, Л.Ф. «Упражнения на каждый день: развитие внимания и воображения дошкольников».// Ярославль, «Академия развития», 1999
58. Фоппель, К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие / Пер. с нем.; В 4-х томах. - М.: Генезис, 1998 г.
59. Фредман, Л.М. Психология воспитания, - М., 1999.
60. Фрейд, З. Психоанализ и детские неврозы. - СПб. Алетейя, 2000. - 69 с.
61. Фром, А. Азбука для родителей или как помочь ребенку в трудной ситуации. - Екатеринбург, 1996.
62. Фурманов, И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция. Минск, 1996. - 46 с.
63. Черняева, С.А. Психотерапевтические сказки и игры. - Спб.: Речь, 2002 г.
64. Чижова, С.Ю. Детская агрессивность. Ярославль: Академия развития, 2005. - 78 с.
65. Штейнхард, Л. Юнгинская песочная психотерапия. СПб.: Питер, 2001.
66. Яковлева, Н.Г. Психологическая помощь дошкольнику. - Спб.: Валери СПД; М.: ТЦ Сфера, 2002 г.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ