Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СТРУКТУРНЫЕ И ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ КРЕОЛИЗОВАННОГО ТЕКСТА ПОЛИТИЧЕКОЙ КАРИКАТУРЫ, ИЗОБРАЖАЮЩЕЙ БРИТАНСКОГО ПРЕМЬЕР-МИНИСТРА ТЕРЕЗУ МЕЙ

Работа №80833

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы77
Год сдачи2019
Стоимость4340 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
207
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. КАРИКАТУРА КАК СПЕЦИФИЧЕСКАЯ ФОРМА КРЕОЛИЗОВАННОГО ТЕКСТА 7
1.1 Понятие и структура креолизованного текста 7
1.2 Корреляция вербальных и невербальных компонентов в
креолизованном тексте 14
1.3 Карикатура как специфическая форма креолизованного текста 17
1.4 Специфика реализации текстовых категорий в карикатуре 19
1.5 Функции политической карикатуры 26
Выводы по I главе 29
ГЛАВА II. СТРУКТУРНО-ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КАРИКАТУРЫ 32
2.1 Общая характеристика исследуемого материала 32
2.2 Структурные и объемные параметры комментария к
карикатуре 39
2.3 Языковые приемы создания комического эффекта 51
Выводы по II главе 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 69
ПРИЛОЖЕНИЕ

С каждым годом отечественные и зарубежные лингвисты уделяют все больше внимания исследованию семиотических осложненных, креолизованных текстов. Это обусловлено тем фактором, что стремительное развитие различных форм медиа, телевизионных- и интернет-СМИ повысило требования к подаче информации, ее визуализации. В результате использование креолизованных текстов становится все более и более актуальным в современном мире, а их изучение является одним из важнейших направлений в современной филологии.
Одним из видов креолизованных текстов является карикатура. Карикатура — сложный коммуникативный феномен, который является результатом познания и моделирования карикатуристом картины мира. Основная особенность восприятия карикатуры заключается в необходимости понять не только то, что реципиент видит, но и ситуацию, которая породила данную карикатуру. Карикатура в рамках креолизованного текста — один из наименее изученных жанров. Карикатуры содержат и вербальные и невербальные компоненты. Неотъемлемой составляющей является
юмористический эффект карикатуры. Юмор представляет собой тип комического, в котором серьезное отношение к предмету смеха скрывается под маской смешного. Комический эффект возникает на основе обнаружения противоречия между сущностью и видимостью явления.
Спецификой политической карикатуры является то, что она признана мощным средством формирования общественного мнения. В центр внимания карикатуры попадают важнейшие политические события, личности, проводимая политика стран, важные социально-политические события.
В последнее время внимание СМИ приковано к проблеме выхода Великобритании из Евросоюза. В центре внимания нашего исследования находится ключевая персона британской политики — премьер-министр Великобритании Тереза Мей.
Актуальность данного исследования определяется недостаточностью исследования креолизованного текста, как важного инструмента коммуникации, используемого для привлечения и удержания внимания адресата. Кроме того, актуальной задачей современных лингвистических исследований в сфере медиа является изучения политической карикатуры, как вида креолизованного текста, обладающего своими структурными и лингвистическими закономерностями, а также изучение лингвистических способов создания комического эффекта в карикатуре.
Объектом является политическая карикатура как креолизованный текст.
Предметом данного исследования выступают структурные и семантические особенности политической карикатуры, а также языковые приемы создания комического эффекта.
Цель данной работы заключается в выявлении структурных и семантических особенностей креолизованного текста политических карикатур.
Для выполнения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. выявить основные термины, связанные с тематикой изучаемой нами проблемы и дать определение основным понятиям;
2. изучить структуру и определить связь вербальных и невербальных компонентов креолизованного текста;
3. раскрыть специфику реализации текстовых категорий карикатуры и изучить функции карикатур;
4. выявить структурные и лингвистические особенности креолизованного текста политической карикатуры;
В соответствии с целью и задачами исследования основными методами работы являются: теоретические методы исследования (анализ, классификация, обобщение), структурно-функциональный метод, дискурсивно-стилистический метод, лингвостатистический метод.
Теоретическую базу нашего исследования составляют работы таких авторов как: Анисимова Е. Е., Чаплыгина Ю. С., Пойманова О. В., Барт Р., Артемова Е. А.
Теоретическая значимость данного исследования состоит в систематизации информации о креолизованном тексте, его функциях, компонентах, его реализации в карикатуре.
Практическая значимость заключается в выявлении структурных и лингвистических особенностей креолизованного текста в политических карикатурах, а так же в разработке методических приемов работы с карикатурами на уроках английского языка в старших классах.
Базой исследования являются карикатуры, взятые из интернет- источников, в том числе c сайтов основных печатных изданий Великобритании «The Guardian», «The Daily Telegraph» и других.
Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, приложения и списка литературы, включающего 44 наименования. Общий объём работы составляет 77 страниц.
Во введении определяется тема исследовательской работы, а также формулируются ее актуальность, указываются теоретическая и
практическая значимость исследования, основная цель и задачи, приводятся методы исследования, определяются положения, выносимые на защиту.
В первой главе «Карикатура как специфическая форма креолизованного текста» рассматриваются теоретические аспекты исследования: понятие, свойства и функции креолизованного текста, а так же политическая карикатура как вид креолизованного текста.
Во второй главе представлена наша общая характеристика исследуемого материала, исследование структурных составляющих карикатур, анализ типов предложений, используемых в карикатурах. Исследование карикатур на наличие лингвистических приемов. Приемы работы с политическими карикатурами на уроках английского языка в старших классах.
В заключении сформулированы итоги практической и теоретической частей исследования.
Положения к защите:
1) Основной тип корреляции вербального и визуально компонентов карикатуры как креолизованного текста является интегративный.
2) Вербальный элемент карикатуры, даже сведенный к минимуму, играет важную роль, давая реципиенту возможность понять и интерпретировать карикатуру.
3) Большинство проанализированных карикатур являются ситуационными, так как основная функция политической карикатуры заключается в ее способности создавать сатирический эффект посредством разоблачения и осмеяния значимых общественно-политических явлений.
4) Наиболее продуктивными языковыми средствами создания комического эффекта являются метафора и каламбур.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Применение новых способов передачи информации, а именно ее визуализация, спровоцировало появление новых нетрадиционных, семиотически-осложненных текстов. Многие ученые, такие как Е. Е. Анисимова, В. М. Березин, Н. С Валгина и другие посвятили свои исследования изучению креолизованного текста. Карикатура является разновидностью креолизованного текста, в котором вербальные и изобразительные компоненты образуют одно визуальное, структурное и смысловое целое.
Политическая карикатура отражает злободневные события общества и одной из основных функций карикатуры является привлечение внимания реципиентов к поднимаемой автором проблеме. Карикатура представляет собой особый вид осложненного текста, в котором, согласно Е. А. Артемовой, реализуются 4 текстовые категории, такие как категория системности, категория целостности или завершенности, категория модальности, категория информативности. Неотъемлемой частью карикатур является наличие комического эффекта, который по результатам нашего исследования создается преимущественно языковым способом.
Политическая карикатура также выполняет социальную, творческую, эмотивную функции, функцию культурной памяти и иногда иллюстративную функцию.
В ходе нашего исследования мы выяснили, что основная функция политической карикатуры — сатирическая. Она связана критикой мира, политики, политических деятелей и отражает позицию автора.
Особенностью карикатур является наличие и вербальных и невербальных компонентов. Вербальный ряд карикатуры представлен буквенным текстом, под которым понимается все речевое единство в рамках карикатуры. Он включает авторскую речь, а именно заголовки/подписи и краткие комментарии к карикатуре и речь персонажей.
Для выявления структурных особенностей креолизованного текста карикатуры, мы провели анализ всех компонентов и выяснили, что наиболее частотным вербальным компонентом является речь персонажа, которая обычно располагается непосредственно в кадре (кадрах) карикатуры и часто помещается в филактер. Изобразительный ряд карикатуры включает графику, которая включает один или реже несколько рисунков, обрамленных рамкой/рамками и образующих отдельный кадр/кадры. Кадр отмечает границы семиотического пространства текста и отличает текст от внетекстовой реальности.
Особое внимание было уделено изучению корреляции вербальных и невербальных компонентов карикатуры. В большинстве случаев компоненты носят интегративный и изобразительно-центрический характер.
Для того чтобы выявить лингвистические особенности карикатуры, мы исследовали все предложения, которые были использованы в карикатурах из нашей выборки. В результате мы выяснили, что большинство предложений по структуре простые, повествовательные по цели высказывания. Максимальное число предложений в одной карикатуре 4, потому что автор текста лишен возможности развернутого повествования.
Цветовая палитра рисунка обычно зависит от средства массовой информации, в котором публикуется политическая карикатура. В газетных карикатурах преобладает монохромная техника, а яркие краски цветных карикатур чаще встречаются на страницах журналов. По результатам нашего исследования преобладающими цветами карикатур из выборки являются: синий, серый, красный, желтый, черный, белый, зеленый, фиолетовый. Цвета в карикатурах подбираются авторами с учетом содержания карикатуры, они определяют общее настроение и задают эмоциональный фон карикатуре.
Рассмотрев языковой способ создания комического эффекта в политических карикатурах, мы пришли к выводу, что языковое воплощение данного жанра находит свое место в использовании разнообразных стилистических средств в рамках карикатуры: цитации, аллюзии (аллюзия на кинофильмы и мультфильмы, бытовая, музыкальная, мифологическая) авторского обыгрывания фразеологического оборота, каламбура, метафоры, иронии и антитезы. Наиболее продуктивными языковыми приемами в карикатурах из нашей выборки являются метафора и каламбур.
Анализ структурных и лингвистических особенностей креолизованного политической карикатуры позволяет определить значимость такого жанра как карикатура в полной мере. Карикатура является средством выражения наиболее важных проблем, которые, при правильной комбинации вербальных и невербальных компонентов, можно донести до общества.



1. Анисимова, Е. Е. О целостности и связности креолизованного текста [Текст] / Е.Е. Анисимова - М.: Просвещение,1996. — 105с.
2. Анисимова, Е. Е. Подпись как компонент креолизованного текста [Текст] / Е.Е. Анисимова - М.: МГЛУ, 1997.
3. Анисимова, Е. Е. Лингвистика текста и межкультурная коммуникация (на материале креолизованных текстов) [Текст] / Е.Е. Анисимова - М.: Академия, 2003. — 128с.
4. Артемова Е. А. Карикатура как жанр политического дискурса [Текст] / Е.А. Артемова - Волгоград, 2002.
5. Баранов, А. Н. Очерк когнитивной теории метафоры [Текст] / А.Н Баранов. Ю.Н. Караулов Русская политическая метафора (материалы к словарю), 1991.
6. Барден, Л. Имидж текста [Текст] / Л. Барден - М.: Просвещение, 1975. — 34с.
7. Барт, Р. От произведения к тексту [Текст] / Избранные работы: Семиотика. Поэтика. Г.К. Косинова - М.: Прогресс, 1994, - 413-424 с.
8. Барт, Р. Удовольствие от текста [Текст] / Избранные работы: Семиотика. Поэтика. Г.К. Косинова - М.: Прогресс, 1994, - 462-519 с.
9. Бойко, М. А. Функциональный анализ средств создания образа страны (на материале немецких политических креолизованных текстов) [Текст] / М.А. Бойко - Воронеж, 2006 .— 78с.
10. Вознесенский, А. А. Избранное [Текст] / А. А. Вознесенский - М.:Эксмо, 2017. — 352с.
11. Ворошилова, М. Б. Креолизованный текст. Ключи к прочтению [Текст] / М.Б. Ворошилова - Екатеринбург, 2013 .— 178с.
12. Гальперин, И.Р. Текст как объект лингвистического исследования [Текст] / И.Р. Гальперин - М.: Просвещение, 1981. — 65с.
13. Дмитриев, А. В. Социология политического юмора [Текст] / А.В. Дмитриев - М.: РОССПЭН, 1998.
14. Жинкин, Н. И. Речь как проводник информации [Текст] / Н.И. Жинкин - М.: Наука, 1982 - 160 с.
15. Иванова, Е. Б. Интертекстуальные связи в художественных фильмах [Текст] / Диссертация, - Волгоград , 2001 — 177с.
16. Кухаренко, В. А. Интерпретация текста [Текст] / В.А.Кухаренко - М.: Просвещение, 1988.
17. Колеватов, В. А. Социальная память и познание [Текст] / В.А. Колеватов - М.: Просвещение, 1984. — 89с.
18. Кошляк, А. Б. Подтекст как текстовая категория. Вопросы семантики и стиля [Текст] / Б.А. Кошляк - Уфа,1985.
19. Лотман, Ю. М. Структура художественного текста [Текст] / М.Ю. Лотман
- М.: Искусство, 1970.
20. Маслова, В. А. Введение в лингвокультурологию [Текст] / В.А. Маслова
- М.: Наследие, 1997. — 208 с.
21. Мороховский, А. Н., Воробьева, О. П., Лихошерст Н. И., Тимошенко З. В. Стилистика английского языка [Текст] / Н.А. Мороховский - Киев: «Выща школа», 1991.
22. Павлючко, И. П. Эмотивность языковой личности в творческом ракурсе / Языковая личность: социолингвистические и эмотивные аспекты [Текст] / И.П. Павлючко - Волгоград: Перемена, 1998. - с. 117 - 129
23. Пойманова, О. В. Семантическое пространство видеовербального текста [Текст] / О.В. Пойманова - М.: Академия, 1997. — 156с.
24. Почепцов, Г. И. Теория коммуникации [Текст] / Г.И. Почепцов - М.: Просвещение, 2004. — 123с.
25. Реформатский, А. А. Введение в языкознание [Текст] / Под ред. В.А. Виноградова. - М.: Аспект Пресс, 1996 — 536с.
26. Санников, В. З. Каламбур как семантический феномен / Вопросы языкознания [Текст], 1995.
27. Слышкин, Г. Г. Ефремова Е. А. Кинотекст (Опыт
лингвокультурологического анализа) [Текст] / Г.Г. Слышкин, Е.А. Ефремова - М.: Водолей Publishers, 2004 — 240 с.
28. Сонин, А. Г. Моделирование механизмов понимания полиководных текстов: Автореферат дис. [Текст] / А.Г. Сонин - М.,2006.
29. Сорокин, Ю. А., Тарасов Е. Ф. Креолизованные тексты и их коммуникативная функция [Текст] / Ю. А. Сорокин, Е. Ф. Тарасов - М.: Наука, 1990. — 240 с.
30. Тынянов, Ю. Н. Литературный факт [Текст] / Н.Ю. Тынянов - М.: Наука, 1993. — 298
31. Чаплыгина, Ю. С. Юмористические креолизованные тексты: структура семантика, прагматика (на материале английского языка) [Текст] / Ю.С. Чаплыгина - Самара, 2002.
32. Чаплыгина, Ю. С. Вербо-иконические сообщения: способы реализации эмотивности [Текст] / Ю.С. Чаплыгина - Самара, 2002.
33. Чернявская, В. Е. Лингвистика текста: поликодовость,
интертекстуальность, интердискурсивность [Текст] / В.Е. Чернявская - М.:Либроком, 2009. — 248 с.
34. Чудакова, Н. М. Концептуальная область «Неживая природа» как источник метафорической экспансии в дискурсе российских средств массовой информации [Текст] / Н.М. Чудакова - Екатеринбург, 2005. — 157 с.
35. Шаховский, В. И. Категоризация эмоций в лексико-семантической системе языка [Текст] / В.И. Шаховский - Воронеж, 1987. - 192 с.
36. Шаховский, В. И. Интертекстуальный минимум как средство успешной коммуникации [Текст] / Языковая личность: система, нормы, стиль. Тез. докл. науч. конф. - Волгоград: Перемена, 1998. С. 120-121.
37. Шинкаренкова, М. Б. Метафорическое моделирование
художественного мира в дискурсе русской рок-поэзии [Текст] / М.Б. Шинкаренкова - Екатеринбург, 2005. — 186 с.
Интернет-источники
38. www.britannica.com[Электронный ресурс]
39. www.cartoonstock.com[Электронный ресурс]
40. www.theguardian.com[Электронный ресурс]
41. www.cartoonmovement.com[Электронный ресурс]
42. www.pinterest. com[Электронный ресурс]
43. www.telegraph.co.uk[Электронный ресурс]
44. www.acn.net.au/articles/1998/12/cartoon[Электронный ресурс]


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ