Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты проектирования настольных игр экономической направленности в процессе изучения дисциплин профессионального цикла 8
1.1. Особенности образовательного процесса изучения экономических
дисциплин в организации среднего профессионального образования 8
1.2. Проектирование как педагогическая категория профессионального
образования 16
1.3. Методика проектирования настольных игр экономической
направленности в процессе изучения дисциплин профессионального цикла 25
Выводы к первой главе 34
Глава 2. Практическая работа по проектированию настольных игр экономической направленности в процессе изучения дисциплин профессионального цикла 37
2.1. Анализ эффективности применения настольных игр экономической направленности в процессе изучения дисциплин профессионального цикла 37
2.2. Комплект и программа реализации настольных игр экономической направленности в процессе изучения дисциплин профессионального цикла 41
2.3. Конспект учебного занятия по дисциплине «Основы экономики» с применением настольных игр экономической направленности для студентов 3 курса по специальности «Экономика и бухучет (по отраслям)»
в рамках изучения дисциплины «Основы экономики» 47
Выводы по второй главе 58
Заключение 60
Глоссарий 64
Список литературы
Актуальность исследования. Подготовка педагогических кадров для образовательных организаций профессионального образования относится к одной из важнейших проблем, эффективное решение которых обеспечивает успешное развитие народного хозяйства как составной части экономики.
Новые перспективы престижного трудоустройства, роста профессиональной карьеры, стабильного гарантированного дохода и социального благополучия содействуют оздоровлению морально - нравственного состояния молодых людей, а также пересмотру жизненных ценностей и идеалов, вселяют уверенность в завтрашнем дне, что положительно воздействует не только на личность, но и на гармонизацию состояния общества в целом.
В условиях перехода к рыночной экономике конкурентоспособность на рынке труда обеспечивается глубоким и разносторонним уровнем образования (включающим определенную предпринимательскую, управленческую, экономическую, юридическую, информационно-технологическую подготовку, знание иностранных языков) и потенциальной готовностью управлять предприятием в сфере малого и крупного бизнеса, что является перспективным направлением в развитии рыночной экономики и требует достаточно широкого спектра профессиональных качеств.
Соответственно, приоритетными становятся знания в области экономики и предпринимательства, бизнеса и финансов, маркетинга и менеджмента, информационных технологий.
Резко повышаются требования к научному уровню и творческому потенциалу специалистов различных уровней квалификации. Вместо многочисленного персонала с унифицированной подготовкой рыночной экономике становятся необходимы специалисты с широким кругозором и гибким мышлением. Это определяет основные направления в разработке нового содержания и организации трудовой подготовки учащихся и студентов как базиса профессионального образования. Одна из проблем современного образования - его излишняя технократизация и гуманитарная объедененность как следствие былого разделения культуры вообще и образования, в частности, на гуманитарную и техническую составляющие.
Новые экономические отношения повлияли на процессы, протекающие в сфере профессионального образования, обострили проблемы подготовки специалистов, потребовали коренных изменений в деятельности предприятий индустрии профессионального образования.
В условиях становления российского профессионального образования педагогу уже не достаточно быть только специалистом в вопросах производства и технологии. Анализ тенденций развития профессионального образования, как сферы экономической деятельности, дает основания сделать сегодня успех образовательной организации все более способностью адекватно реагировать на запросы
проблем развития образовательного пространства применение педагогами новых приемов обучения в области маркетинга, работы с клиентом и т.п. являются первостепенными, поэтому приоритетные задачи развития сферы профессионального образования напрямую связаны с формированием профессиональных и деловых качеств будущих педагогов профессионального обучения в области экономической деятельности, в частности, в сфере рекламы и маркетинга.
Анализ существующей практики подготовки педагогов в сфере профессионального образования структурированными курсами, высококвалифицированных специалистов, навыками эффективной экономической деятельности в различных сферах.
Существующее противоречие между необходимостью обучения педагогов профессионального обучения современным технологиям, основанным на эффективных законах экономики и недостаточной разработанностью содержания и методики обучения в современной системе экономической подготовки обучающихся обусловили выбор темы данного исследования: «Проектирование настольных игр экономической направленности в процессе изучения дисциплин профессионального цикла».
Объект исследования: образовательный процесс изучения экономических дисциплин в организации среднего профессионального образования.
Предмет исследования: проектирование настольных игр экономической направленности в процессе изучения дисциплин профессионального цикла.
Цель исследования: разработка комплекта и программы реализации настольных игр экономической направленности в процессе изучения дисциплин профессионального цикла.
Задачи исследования:
1. Выявить особенности образовательного процесса изучения экономических дисциплин в организации среднего профессионального образования.
2. Изучить процесс проектирования как педагогическую категорию профессионального образования.
3. Рассмотреть методику проектирования настольных игр экономической направленности в процессе изучения дисциплин профессионального цикла.
4. Осуществить анализ эффективности применения настольных игр экономической направленности в процессе изучения дисциплин профессионального цикла.
5. Разработать комплект и программу реализации настольных игр экономической направленности в процессе изучения дисциплин профессионального цикла.
Теоретико-методологической основой исследования являются идеи системности в организации исследований при разработке замыслов социальных преобразований и проектов их реализации (Ю.К.Бабанский, В.А. Кальней, С. Е. Шишов); педагогические исследования и теории в области проектирования педагогических систем (Ю.К.Бабанский, Л.Е.Занкова, И.В. Зорин, В.А. Квартальное); результаты психолого-педагогических исследований в области проектирования содержания образования, индивидуализации и дифференциации обучения (В.А. Горский, В.А. Кальней, С.Е.Шишов); труды ученых, занимающихся проблемами профессионального образования (В.А. Кальней, В.А. Квартальное, Н.В. Кузьмина, В.И. Садовский, В.Д. Шадриков, В.И. Шилов).
Большое значение имеют работы отечественных и зарубежных авторов в области педагогики (Ю.К. Бабанский, B.C. Безрукова, В.П. Беспалько, Д.В. Чернилевский, П.Р. Атутов, И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин, В.А. Поляков); положения о сущности педагогического процесса (A.A. Вербицкий, В.В. Краевский, Т.И. Шамова); теоретической основы построения содержания туристского образования (И.В. Зорин, В.А. Квартальное, В. И. Жолдак, А. И. Сеселкин, В. Д.Чепик); положения об общих основах формирования содержания образования с учетом конкретных видов профессиональной деятельности (A.A. Остапец-Свешников, В.А.Горский, В.А. Кальней, С. Е. Шишов, В. А. Кабачков, М. Я. Виленский).
Практическая значимость исследования состоит в разработке комплекта и программы реализации настольных игр экономической направленности в процессе изучения дисциплин профессионального цикла.
Методы исследования. В ходе исследований применялись как теоретические, так и эмпирические методы исследования: теоретический анализ философской, психолого-педагогической, специальной, справочной литературы по проблеме исследования; опрос (анкетирование); беседа, наблюдение; диагностические методы (тестирование, самоанализ); праксиметрические (анализ продуктов деятельности); моделирование;
организация педагогического эксперимента с последующей обработкой полученных результатов.
База исследования: Профессиональное образовательное учреждение НОУ СПО "Челябинский юридический колледж". (454112, г. Челябинск, проспект Победы, д.290).
Структура исследования: наша работа состоит из введения, теоретической и практической глав, заключения, глоссария, списка литературы и приложения.
Подводя итоги проведенного исследования и практической работы, согласно поставленной цели и сформулированным задачам можно сделать ряд выводов.
Во-первых, в силу того, что экономические дисциплины в образовательном процессе носят прикладной характер и нацелены на развитие так называемого «экономического мышления» определяет их теснейшую связь с практикой, а точнее с современной экономической жизнью страны и мира в целом. В связи с этим в преподавании экономических дисциплин на сегодняшний момент как нельзя более актуально активное и целенаправленное использование интерактивных методик обучения. Так как, активный характер последних, а также диалог, лежащий в их основе позволяют, не только снабдить обучающихся и предметными знаниями, умениями и навыками, но и обогатить их значимыми для будущей специальности качествами личности. Кроме того, они имеют не формальный, а творческий характер, то есть информация в их раках используется в качестве средства для освоения действий и операций профессиональной деятельности. Поэтому, несомненно, способствуют лучшему и более глубокому усвоению содержания экономических дисциплин, а также позволяют более эффективно применять полученные знания на практике и даже более того, направляют будущих студентов на самостоятельный поиск знаний, что повышает их профпригодность и мобильность в современной экономической ситуации.
В рамках решения второй задачи необходимо отметить, что одной из эффективнейших интерактивных форм обучения, а также деятельности самого педагога сегодня, несомненно, является проектирование.
Педагогическое проектирование сегодня значимо в силу того, что в современных условиях постоянно меняющихся информационных потоков, перенасыщенности информацией оно является прекрасным инструментом оптимизации педагогических знаний и опыта. Кроме того, проектирование, несомненно, является высшим уровнем педагогической деятельности, проявляющимся в творчестве учителя. А, кроме того, педагогическое проектирование имеет высокую ценность как инструмент обучения четкой планированию и организации работы, научных изысканий.
Как форма обучения проектирование является творческим процессом, который, однако, поддается контролю педагога и имеет конкретные временные рамки, что позволяет спланировать педагогический процесс и при этом внести в него творческую составляющую. Кроме того, проект для профессиональных дисциплин - «золотое дно», так как имеет непосредственную связь с практикой, подразумевает самостоятельную работу всех студентов и более глубокое понимание материала. Это связано с тем, что проектирование является способом освоения и преобразования действительности, отличающийся необходимостью действовать в условиях неполноты информации, выбора альтернативных средств системного рассмотрения объектов и процессов.
Одной из распространенных сегодня интерактивных форм обучения в профессиональных образовательных учреждениях является игра, в том числе настольная игра, в силу того, что признана как эффективным методом не только подачи материала, но и его более глубокого и точного усвоения и закрепления.
В рамках задачи разработки методики создания экономической игры было определено, что в силу специфики и многоаспектности самих экономических дисциплин процесс проектирования настольной экономической игры является сложным, многоаспектным процессом, имеющим свою специфику и возможности. Он включает в себя восемь этапов.
1. Определение цели и задач, а также подготовка письменной инструкции, спецификации игры т. е. специфического набора требований, ограничений, предполагаемого результата игры.
2. Подробное описание игровой терминологии.
3. Игровое моделирование - выбор компонентов, составляющих основу, проблему игры.
4. Планирование включения системных компонентов в игру.
5. Суммирование содержания каждого элемента игры
6. Выбор игровых механизмов.
7. Конструирование игры и ее апробация.
8. Оценка игры.
Разработанная в результате настольная интеллектуальная игра с элементами деловой игры при реализации ее в рамках интерактивного занятия прекрасно зарекомендовала себя.
Во-первых, вызвала живейший интерес студентов.
Во-вторых, показала достаточно хороший уровень не только специальных знаний студентов, но и общеинтеллектуального развития.
В-третьих, ряд студентов, со слов преподавателя и классного руководителя, приобретая в игре большую свободу действий, отлично показали себя.
В-четвертых, игра соединила в команды студентов вне зависимости от их социального положения, личных предпочтений, заставила работать над общими задачами, тем самым усиливая личностные связи в студенческом коллективе.
В-пятых, игровая форма позволила в той или иной форме всем участникам принимать самое активное участие в познавательной деятельности, осмыслении материала поиске решений, самостоятельно применять полученные знания. Действительно на данном занятии фактически вся группа (11 человек) принимала активнейшее участие в процессе игры.
Кроме того, несомненным плюсом игры является тот факт, что при сохранении общей структуры и основного инвентаря, данная игра при изменении содержания (вопросов, задач, творческих заданий) может применяться для других курсов специальности, более узких профильных дисциплин.
По результатам проведения игры можно сказать, что возможен пересмотр содержания задач (3 раунд), подбор более сложных по уровню задач. Во-вторых, возможно уточнение временного регламента 2 и 4 раунда.
Проведение разработанной нами игры показало, что использование подобных форм в процессе преподавания экономических дисциплин, позволят студентам не только лучше усваивать учебный материал, но и менять психологический климат в группе, в отношениях между студентами и преподавателями, что несомненно положительно скажется на успеваемости студентов.
В связи с этим разработка настольных профильных игр для преподавания экономических дисциплин является, несомненно, эффективным средством образования и практического обучения студентов средне-профессионального образовательного учреждения.
1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 24.07.2015)
2. Приказ Минобрнауки России от 28.07.2014 N 832 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)" (Зарегистрировано в Минюсте России 19.08.2014 N 33638)
3. Основная образовательная профессиональная программа подготовки специалистов среднего звена по специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)» квалификации «Бухгалтер»» - URL: http://www.chuc.ru/upload/iblock/104/104accdeb1a734ed08d7c4fbc848ce4
9. pdf
4. Ажикип Г.И. Самостоятельная работа учащихся профтехучилищ в процессе производственного обучения. Профпедагогика. / Г.И. Ажикип. М.: «Высшая школа», 1976. - 160 с.
5. Беляева А.М. Дидактические принципы профессиональной подготовки в профтехучилищах. / А.М. Беляева. М.: Высш. шк., 1991. - 208 с.
6. Батышев, С.Я. Профессиональная педагогика / С.Я. Батышев. - М.:Профессиональное образование, 1997. - 512 c.
7. Борисов Е.Ф. Основы экономики. Практикум. Задачи, тесты, ситуации: Учебное пособие/ Е.Ф. Борисов. - М.: Высш. шк., 2001. - 368 с.
8. Варникова О.В. Формирование у студентов профессиональных умений: Методические материалы. Пенза, 1998.
9. Вербицкий А.А. Платонова Т.А. Формирование познаватель-ной и профессиональной мотивации студентов. М.: НИИВШ, 1986. 40 с, (Обзор.информ./НИИВШ. Сер. Содержание, формы,и методы обучения в высш. и средн. спец. школе: Вып. 3).
10. Володарская, А.А. Формирование содержания профессионального образования в условиях введения ФГОС /Володарская, А.А. // Профессиональное образование. Столица. - 2011. - №7. - С. 32 - 33.
11. Громова Д. А. Настольные игры как современный инструмент работы
психолога в сопровождении подростков [Текст] // Современная психология: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2016 г.). — Казань: Бук, 2016. — С. 16-19. — URL
https://moluch.ru/conf/psy/archive/236/11111/ (дата обращения:
27.11.2017).
12. Гурин Ю.В. Урок + игра. Современные игровые технологии для школьников. СПб.: Речь; М.: Сфера, 2010. — 158с.
13. Гусева Н.В., Шевченко Н.Ю. Деловая игра «Бухгалтерский учет», как имитационный метод активного обучения специалистов экономического профиля//Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований.- 2014. - №11-4. - С. 644-648. - Пенза: Издательский Дом «Академия Естествознания», 2014.
14. Иванова Ж.Б. Комплексный подход обучения и воспитания как гарантия подготовки высококвалифицированных кадров // Инновации в образовании. Издательство СГА (Москва). 2015. №5. С. 131-139.
15. Иванов И. С., Иванова Ж. Б., Кусков А. С. Настольные игры как
нестандартный интерактивный метод обучения бакалавров юриспруденции // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - Т. 9. - С. 44-51. - URL: http://e-
koncept.ru/2017/870008.htm.
16. Игра: мыслители прошлого и настоящего о ее природе и
педагогическом потенциале6 Хрестоматия /Авт.-сост. Е.А. Репринцева. — М.: Издательство московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2013. — 600с.
17. Игровое проектирование: методы. - URL:http://igra.effective-
it.ru/page5.htm
18. Игры - обучение, тренинг, досуг.../ Под ред. В.В.Петрусинского// Книга 5. Педагогические игры - М.: ГЦ ЭНРОФ, 2014. — 136с.
19. Ильясов И.И. Проектирование курса обучения по учебной дисциплине. / И.И. Ильясов, Н.А. Галатенко. М., 2017.
20. Кайуа P. Игры и люди; Статьи и эссе по социологии культуры / РожеКайуа; Сост., пер. с фр. и вступ. ст. С.Н. Зенкина. — М.:ОГИ, 2011.— 504 с.
21. Казначевская Г.Б. Экономическая теория: учебник для колледжей/ Г.Б. Казначевская. - Изд. 3-е, доп и перераб. -Ростов н/Д: Феникс, 2013.¬346 с.
22. Калашникова Е. Ю., Коновалова И. А., Ловянникова В. В. Методика преподавания экономических дисциплин в современных условиях модификации // Молодой ученый. — 2013. — №12. — С. 901-903. — URL https://moluch.ru/archive/59/8415/(дата обращения: 25.12.2017).
23. Кальней В.А. Основы методики трудового и профессионального
обучения. / В.А Кальней, В.С. Капралова, В.А. Поляков - М.:
Просвещение, 2016. - 191 с.
24. Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. - М. Просвещение, 1989. - 256 с.
25. Кожухова В.К. Образовательное и воспитательное значение
подвижных игр //Сборники конференций НИЦ "Социосфера". 2012. № 14. С. 143-145.
26. Козленко Н.Н. Деловые игры в принятии управленческих решений: Учеб. Пособие. М.: Изд-во МГОУ, 2015.
27. Краевский В. В. Основы обучения. Дидактика и методика : учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. В. Краевский, А. В. Хуторской. — М.: Издательский центр «Академия», 2017. — 352 с.
28. Кукушин B.C. Теория и методика обучения / B.C. Кукушин.— Ростов н/Д. : Феникс, 2015. — 474, [1] с. — (Высшееобразование).
29. Куликова, И.В. Игра как способ освоения мира человеком Текст.: дис.
канд. философ, наук: /Куликова И.В. М., 2016. — 155с.
30. Марков А.П., Бирженюк Г.М. Основы социокультурного
проектирования. Учебное пособие. - СПб.: Санкт-Петербургский
Гуманитарный университет профсоюзов, 1997 -
URL:https://studfiles.net/preview/2973607/page:26/
31. Мендыбаева М. М., Дюсембаева Т. К. Педагогическое проектирование:
сущность, этапы, формы [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2016 г.). — Казань: Бук, 2016. — С. 89-91. — URL:
https://moluch.ru/conf/ped/archive/207/11151/ (дата обращения:
28.11.2017).
32. Мизинова О. Ю. Особенности методики преподавания экономических
дисциплин в современных условиях URL:
http://открытыйурок.рф/статьи/556526/
33. Михайленко Т. М. Игровые технологии как вид педагогических
технологий [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.).Т. I. —
Челябинск: Два комсомольца, 2011 — С. 140-146. — URL
https://moluch.ru/conf/ped/archive/19/1084/(дата обращения: 15.12.2017).
34. Морева Н.А. Педагогика среднего профессионального образования. / Н.А. Морева. М., 1999. - 136 с.
35. Нелунова Е. Д. Применение настольных ролевых игр в обучении второго иностранного языка / Е. Д. Нелунова, К. И. Ковлеков. // Новая наука: От идеи к результату, 2015. - № 2. - С. 25-29.
36. Никитина Н.Н. Основы профессионально-педагогической
деятельности. / Н.Н. Никитина, О.М. Железнякова, М.А. Петухов. М.: Мастерство, 2015 - 288 с.
37. Новая философская энциклопедия. Под ред. В. С. Стёпина. - М.: Мысль.. 2014. - 487 с.
38. Новиков А.М. Методология игровой деятельности. — М.: Издательство «Эгвес», 2014. — 48 с.
39.Общая и профессиональная педагогика: Учеб. пособие / Авт.-сост.: Г.Д. Бухарова, Л.Н. Мазаева, М.В. Полякова. - Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2003. - 297 с.
40. Панфилова А.П. Игровое моделирование в деятельности педагога: уч. Пособие для студ. высш. учеб.заведений. /А.П. Панфилова; под общ.редакцией В.А. Сластенина, И.А. Колесниковой.- М.: Издательский центр «Академия», 2014, 368 с.
41. Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии.
Активное обучение./ А.П. Панфилова. - М. - Издательский центр «Академия», 2015, 278 с.
42. Педагогика. / Учебник, Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н., 2007.
43. Полесюк Р. С., Об эффективности использования игры при обучении
иностранному языку // Вестник КемГУ. 2012. №4. URL:
http://cyberleninka.ru/article/n/ob-effektivnosti-ispolzovaniya-igry-pri- obuchenii-inostrannomu-yazyku(дата обращения: 08.01.2018).
44. Репринцева Е.А. Эволюция современной игровой культуры молодежи // Общество. Среда. Развитие (TerraHumana). 2014. №1. — С.49-70.
45. Романова Т.Ю. Потенциал современных настольных игр в школе -
URL: http://slovo.mosmetod.ru/component/k2/item/731-romanova-t-yu-
potentsial-sovremennykh-nastolnykh-igr-v-shkole
46. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 576 с.
47. Современные способы активизации обучения: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / Т. С. Панина, Л. Н. Вавилова; Под ред. Т.С.Паниной. — М.: Издательский центр «Академия», 2015. — 176 с.
48. Салмина Н. Г. Построение развивающих программ с использованием настольных игр // Н. Г. Салмина, И. Г. Тиханова, О. В. Черная. // Психологическая наука и образование, 2011. - № 2.
49. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. - М.: Народное образование, 2014.
50. Слагода В.Г. Основы экономической теории: учебник. - 2-е изд. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2014. - 272 с.
51. Топоровский, В.П. Системный подход к внедрению ФГОС
профессионального образования в учреждениях СПО // Образование: ресурсы развития. Вестник ЛОИРО. Санкт-Петербург: Ленинградский областной институт развития образования. - 2014. - № 1. - С. 25-29
52. Трубицына Екатерина Алексеевна, Трубицын Александр Романович
Использование механизма экономических и стратегических игр в процессе обучения // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2014. №4 (53). URL:
http:ZZcyberleninka.ru/articleZn/ispolzovanie-mehanizma-ekonomicheskih-i- strategicheskih-igr-v-protsesse-obucheniya(дата обращения: 08.01.2018).
53. Урунбасарова Э. А.Учебно-методический комплекс дисциплины
«Педагогика» . - Астана, 2013. - URL: https:ZZlektsii.orgZ15-45462.html
54. Хвесеня, Н. П.. Методика преподавания экономических дисциплин:
учебно-методический комплекс / Н. П. Хвесеня, М. В. Сакович. - Минск : БГУ, 2015. - 116 с.
55. Шмаков С.А. Её величество — игра. Забавы, потехи, розыгрыши для детей, родителей, воспитателей. — М.: Магистр. 1992. — 160с.
56. Шуть Н.Н. Волшебные ключи игромастера. - СПб.: Образовательные проекты, 2012.
57. Энциклопедия профессионального образования. В 3-х томах / под ред.
С. Я.Батышева - М.:РАО; Ассоциация «Профессиональное образование», 2017. - 1320 с.
58.Этапы проектирования игрыЦВЕ:https://studopedia.suZ11_84327_etapi- proektirovaniya-igri.html
59.Яковлева Н.О. Педагогическое проектирование: Учебно-практическое пособие. - Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2012. - 124 с.