Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики дошкольника с нарушением слуха
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РЕБЕНКА 6
1.1. Понятие мелкой моторики и ее связь с формированием речи 8
1.2. Значение развития мелкой моторики рук в раннем и дошкольном
возрасте в исследованиях педагогов и психологов 12
1.3. Нарушение слуха в дошкольном возрасте: причины, формы и
методы коррекции 13
Вывод по первой главе 19
ГЛАВА 2. ЗНАЧЕНИЕ ПАЛЬЧИКОВЫХ ИГР КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ
МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА 21
2.1. Педагогическая диагностика мелкой моторики у детей среднего
дошкольного возраста 21
2.2. Практика формирования мелкой моторики в разных формах образовательной деятельности в дошкольной образовательной организации 24
Вывод по второй главе 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 40
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 44
Развитие мелкой моторики с детьми дошкольного возраста (3-4 лет) 47
Развитие мелкой моторики с детьми дошкольного возраста (4-5 лет) 47
Мелкая моторика для дошкольников 6-7 лет
ГЛАВА 1. ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РЕБЕНКА 6
1.1. Понятие мелкой моторики и ее связь с формированием речи 8
1.2. Значение развития мелкой моторики рук в раннем и дошкольном
возрасте в исследованиях педагогов и психологов 12
1.3. Нарушение слуха в дошкольном возрасте: причины, формы и
методы коррекции 13
Вывод по первой главе 19
ГЛАВА 2. ЗНАЧЕНИЕ ПАЛЬЧИКОВЫХ ИГР КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ
МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА 21
2.1. Педагогическая диагностика мелкой моторики у детей среднего
дошкольного возраста 21
2.2. Практика формирования мелкой моторики в разных формах образовательной деятельности в дошкольной образовательной организации 24
Вывод по второй главе 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 40
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 44
Развитие мелкой моторики с детьми дошкольного возраста (3-4 лет) 47
Развитие мелкой моторики с детьми дошкольного возраста (4-5 лет) 47
Мелкая моторика для дошкольников 6-7 лет
С каждым днём в нашей стране все больше появляются дети, у которых имеются проблемы со слухом. С такими детьми встает проблема в их обучении и развитии. В связи с этим создали специальную методическую базу для работы с детьми имеющие нарушения слуха, она основана на изучении пальчиковой гимнастики и игр для развития мелкой моторики рук у детей с нарушением слуха.
Актуальность нашей темы состоит в том, что у детей, имеющие проблемы со слухом, а особенно у детей младшего дошкольного возраста наблюдается низкий уровень развития мелкой моторики. Следствие слабого развития общей моторики и руки, общая неготовность большинства современных детей к письму или проблем с речевым развитием, в особенности это касается детей с нарушениями слуха. Но, с появлением новых форм работы и методик, появляется возможность развить мелкую моторику, что поможет детям хорошо развиваться.
Проблемой является развития ручной умелости и мелкой моторики рук, она важна и для личностного развития самого ребенка. Владея рукой, ребенок в процессе своего развития становится более самостоятельным, автономным и независимым от взрослого, что способствует становлению его инициативы в разных видах детской деятельности. Наукой доказано, что одним из показателей нормального физического и нервно - психического развития ребенка является развитие руки, ручных умений, или, как принято говорить, мелкой моторики. По умелости детских рук специалисты на основе современных исследований делают вывод об особенностях развития центральной нервной системы и головного мозга.
Целью дипломной работы является изучение использования пальчиковых игр как средства развития мелкой моторики дошкольников среднего возраста с нарушением слуха.
Выбранная нами тема определяется тем, что детям с нарушениями слуха необходимо развивать мелкую моторику рук, для развития речи и общения, ведь при развитии мелкой моторики у дошкольников с нарушением слуха будет проходить более успешно при использовании в коррекционной работе игр и игровых упражнений, соответствующих уровню их психического развития.
Исходя из актуальности темы были поставлены следующие задачи исследования:
1. Изучение и анализ доступных источников с целью раскрыть понятие мелкой моторики в дошкольной педагогике.
2. Описать особенности формирования мелкой моторики у детей с нарушением слуха
3. Подобрать комплекс пальчиковых игр на развитие мелкой моторики для детей с нарушением слуха.
Объектом исследования является мелкая моторика рук у детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха.
Предметом исследования являются пальчиковые игры, которые способствуют развитию мелкой моторики рук у детей с нарушением слуха детей среднего дошкольного возраста.
Методы исследования:
1. Теоретический (анализ, обобщение);
2. Практический (наблюдение, сравнение);
Основные положения, выносящиеся на защиту:
1. Цель, структура, методы формирования мелкой моторики детей.
2. Диагностика уровня развития мелкой моторики детей.
3. Методики по формированию мелкой моторики.
Практическая значимость данной работы состоит в том, что разработанный методический материал может быть использован родителями и воспитателями дошкольных образовательных учреждений в работе по формированию мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста.
База исследования: исследование организовано на базе Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения Детский сад №470 г. Челябинска. Исследование было проведено в средней группе. В исследовании участвовало 6 детей среднего дошкольного возраста.
Структура работы: работа представлена введением, двумя главами, заключением, списком использованных источников.
Актуальность нашей темы состоит в том, что у детей, имеющие проблемы со слухом, а особенно у детей младшего дошкольного возраста наблюдается низкий уровень развития мелкой моторики. Следствие слабого развития общей моторики и руки, общая неготовность большинства современных детей к письму или проблем с речевым развитием, в особенности это касается детей с нарушениями слуха. Но, с появлением новых форм работы и методик, появляется возможность развить мелкую моторику, что поможет детям хорошо развиваться.
Проблемой является развития ручной умелости и мелкой моторики рук, она важна и для личностного развития самого ребенка. Владея рукой, ребенок в процессе своего развития становится более самостоятельным, автономным и независимым от взрослого, что способствует становлению его инициативы в разных видах детской деятельности. Наукой доказано, что одним из показателей нормального физического и нервно - психического развития ребенка является развитие руки, ручных умений, или, как принято говорить, мелкой моторики. По умелости детских рук специалисты на основе современных исследований делают вывод об особенностях развития центральной нервной системы и головного мозга.
Целью дипломной работы является изучение использования пальчиковых игр как средства развития мелкой моторики дошкольников среднего возраста с нарушением слуха.
Выбранная нами тема определяется тем, что детям с нарушениями слуха необходимо развивать мелкую моторику рук, для развития речи и общения, ведь при развитии мелкой моторики у дошкольников с нарушением слуха будет проходить более успешно при использовании в коррекционной работе игр и игровых упражнений, соответствующих уровню их психического развития.
Исходя из актуальности темы были поставлены следующие задачи исследования:
1. Изучение и анализ доступных источников с целью раскрыть понятие мелкой моторики в дошкольной педагогике.
2. Описать особенности формирования мелкой моторики у детей с нарушением слуха
3. Подобрать комплекс пальчиковых игр на развитие мелкой моторики для детей с нарушением слуха.
Объектом исследования является мелкая моторика рук у детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха.
Предметом исследования являются пальчиковые игры, которые способствуют развитию мелкой моторики рук у детей с нарушением слуха детей среднего дошкольного возраста.
Методы исследования:
1. Теоретический (анализ, обобщение);
2. Практический (наблюдение, сравнение);
Основные положения, выносящиеся на защиту:
1. Цель, структура, методы формирования мелкой моторики детей.
2. Диагностика уровня развития мелкой моторики детей.
3. Методики по формированию мелкой моторики.
Практическая значимость данной работы состоит в том, что разработанный методический материал может быть использован родителями и воспитателями дошкольных образовательных учреждений в работе по формированию мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста.
База исследования: исследование организовано на базе Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения Детский сад №470 г. Челябинска. Исследование было проведено в средней группе. В исследовании участвовало 6 детей среднего дошкольного возраста.
Структура работы: работа представлена введением, двумя главами, заключением, списком использованных источников.
Пальчиковые игры для детей, направленные на активное развитие мелкой моторики рук, для подрастающего поколения дошкольников - насущная необходимость.
Важно, чтобы пальчиковые игры для детей обязательно проходили в игровой атмосфере радостного общения, ведь если малыш будет воспринимать игры как обычные занятия, у него не возникнет интерес, и ребенок будет отвлекаться.
Основы мелкой методики закладываются в раннем возрасте, что поможет ребенку изучать предметы, играть с ними, ощущать. Развитие мелкой моторики пальчиков полезно и есть прямая зависимость между точным движением пальцев рук и формированием речи, развивается речь, воздействие на весь организм в целом. Игры с участием рук и пальцев у детей дошкольного возраста положительно влияют на деятельность мозга, простые движения рук помогают снять умственную усталость, улучшают произношение многих звуков, развивают речь ребенка, ум ребенка находится на кончике пальцев. Благодаря пальчиковым играм и пальчиковой гимнастике ребенок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие упражнения и игры формируют добрые взаимоотношения между взрослым и ребенком.
При создании необходимых условий, повседневность труда по формированию мелкой моторики создает благоприятные условия для того, чтобы ребенок активно усваивал необходимые для себя навыки, своими собственными силами без помощи взрослого навыки. Своевременное освоение мелкой моторики дает ребенку возможность самоутвердиться, почувствовать себя самостоятельным и умелым.
В практической части результаты педагогической диагностики показали что, согласно наблюдению по методике «Изучение мелкой моторики детей с нарушением слуха среднего дошкольного возраста», у 1 человека мелкая моторика сформирована на низком уровне; у 3 человек на среднем; у 2 человек на высоком уровне. Результаты диагностической методики показали, что нормативный уровень сформированности мелкой моторики имеют 2 ребенка, 3 ребенка имеют допустимый уровень и 1 ребенок низкий уровень.
Нами были определены приемы формирования у детей мелкой моторики. Были использованы следующие формы работы: групповая и индивидуальная. В работе с детьми были применены такие методы, как показ, пример, объяснение нового действия, поощрения.
Для формирования мелкой моторики детей были использованы следующие приемы: использование русского фольклора; использование игровых приемов; индивидуально-дифференцированный подход к детям.
Сравнительный анализ исследования методики «Изучение мелкой моторики детей с нарушением слуха среднего дошкольного возраста» показал результаты наблюдения по критериям, что у значительного количества детей - 5, мелкая моторика сформирована на высоком уровне, у 1 ребенка - на среднем уровне. Результаты диагностической методики показали, что после формирующей работы нормативный уровень сформированности мелкой моторики имеют 6 детей. 5 детей имеют высокий уровень сформированности мелкой моторики. Средний уровень сформированности мелкой моторики имеют 1 ребенок.
Таким образом, после проведенного нами сравнительного анализа результатов исследования мы пришли к выводу, что в воспитании дошкольников значимое место занимает формирование мелкой моторики. Мы реализовали различные педагогические приемы формирования мелкой моторики у детей средней группы, выбор которых осуществлялся в соответствии с особенностями каждого ребенка, с конкретными 38
образовательными условиями. Формирование мелкой моторики происходило постепенно и планомерно. Овладение мелкой моторикой поспособствовало развитию необходимых умений для социализации детей в данной группе, для формирования самостоятельности.
Цель и задачи исследования реализованы.
Важно, чтобы пальчиковые игры для детей обязательно проходили в игровой атмосфере радостного общения, ведь если малыш будет воспринимать игры как обычные занятия, у него не возникнет интерес, и ребенок будет отвлекаться.
Основы мелкой методики закладываются в раннем возрасте, что поможет ребенку изучать предметы, играть с ними, ощущать. Развитие мелкой моторики пальчиков полезно и есть прямая зависимость между точным движением пальцев рук и формированием речи, развивается речь, воздействие на весь организм в целом. Игры с участием рук и пальцев у детей дошкольного возраста положительно влияют на деятельность мозга, простые движения рук помогают снять умственную усталость, улучшают произношение многих звуков, развивают речь ребенка, ум ребенка находится на кончике пальцев. Благодаря пальчиковым играм и пальчиковой гимнастике ребенок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие упражнения и игры формируют добрые взаимоотношения между взрослым и ребенком.
При создании необходимых условий, повседневность труда по формированию мелкой моторики создает благоприятные условия для того, чтобы ребенок активно усваивал необходимые для себя навыки, своими собственными силами без помощи взрослого навыки. Своевременное освоение мелкой моторики дает ребенку возможность самоутвердиться, почувствовать себя самостоятельным и умелым.
В практической части результаты педагогической диагностики показали что, согласно наблюдению по методике «Изучение мелкой моторики детей с нарушением слуха среднего дошкольного возраста», у 1 человека мелкая моторика сформирована на низком уровне; у 3 человек на среднем; у 2 человек на высоком уровне. Результаты диагностической методики показали, что нормативный уровень сформированности мелкой моторики имеют 2 ребенка, 3 ребенка имеют допустимый уровень и 1 ребенок низкий уровень.
Нами были определены приемы формирования у детей мелкой моторики. Были использованы следующие формы работы: групповая и индивидуальная. В работе с детьми были применены такие методы, как показ, пример, объяснение нового действия, поощрения.
Для формирования мелкой моторики детей были использованы следующие приемы: использование русского фольклора; использование игровых приемов; индивидуально-дифференцированный подход к детям.
Сравнительный анализ исследования методики «Изучение мелкой моторики детей с нарушением слуха среднего дошкольного возраста» показал результаты наблюдения по критериям, что у значительного количества детей - 5, мелкая моторика сформирована на высоком уровне, у 1 ребенка - на среднем уровне. Результаты диагностической методики показали, что после формирующей работы нормативный уровень сформированности мелкой моторики имеют 6 детей. 5 детей имеют высокий уровень сформированности мелкой моторики. Средний уровень сформированности мелкой моторики имеют 1 ребенок.
Таким образом, после проведенного нами сравнительного анализа результатов исследования мы пришли к выводу, что в воспитании дошкольников значимое место занимает формирование мелкой моторики. Мы реализовали различные педагогические приемы формирования мелкой моторики у детей средней группы, выбор которых осуществлялся в соответствии с особенностями каждого ребенка, с конкретными 38
образовательными условиями. Формирование мелкой моторики происходило постепенно и планомерно. Овладение мелкой моторикой поспособствовало развитию необходимых умений для социализации детей в данной группе, для формирования самостоятельности.
Цель и задачи исследования реализованы.
Подобные работы
- РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ ЛЕПКИ
Бакалаврская работа, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2021 - РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУКИ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПОСРЕДСТВОМ ТКАЧЕСТВА В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4830 р. Год сдачи: 2018 - СПЕЦИАЛЬНО ОРГАНИЗОВАННАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ 2-3 ЛЕТ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2016 - ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РАБОТЫ ПЕДАГОГА ДОУ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Формирование мелкой моторики у обучающихся с умственной отсталостью во внеурочной деятельности
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2021 - Использование пластилииог рафии в работе нал развитием мелкой моторики руку детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2022 - Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с ОВЗ при работе с пластическими материалами (на примере кружка АРТ-терапия)
Магистерская диссертация, изобразительное искусство . Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2017 - Формирование артикуляционной и мелкой моторики у дошкольников с речевой патологией (Чувашский государственный педагогический университет)
Курсовые работы, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 800 р. Год сдачи: 2024 - Коррекция фонетико-фонематических процессов у дошкольников с дизартрией средствами логопедических технологий
Дипломные работы, ВКР, специальное дефектологическое образование . Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020



