ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические основы применения ролевых игр в процессе изучения экономических дисциплин 7
1.1. История возникновения ролевых игр 7
1.2. Структура и содержание понятия «ролевая игра», сущность и основные характеристики 12
1.3. Преимущества и недостатки ролевых игр в процессе обучения в
профессионально образовательных организациях 17
Выводы по Главе 1 19
Глава 2. Практическая работа по разработке и применению ролевых игр в процессе изучения дисциплины «Экономика» в НОУ СПО ЧЮК 20
2.1. Характеристика профессионального образовательного учреждения НОУ
СПО ЧЮК и анализ методики преподавания дисциплины «Экономика» 20
2.2. Разработка ролевой игры в процессе изучения дисциплины экономики в НОУ СПО ЧЮК 24
2.3 Рекомендации по разработке и применению ролевых игр по экономическим дисциплинам в НОУ СПО ЧЮК
Выводы по Главе 2 36
Заключение 38
Список используемой литературы 42
Приложения
Актуальность исследования. Происходящие в обществе изменения в социальной, экономической, политической сферах предъявляют соответственные требования к подготовке будущих специалистов. Прогрессивному обществу нужны люди с высоким уровнем знаний, профессионального мастерства, обладающие инициативностью и энергичностью, креативными возможностями. Данный факт имеет огромное влияние на ход процесса обучения в целом и каждой из его сторон, в том числе мотивационной. Всем известно, что залогом успеха в профессиональной деятельности каждого студента считается высокая степень стимулирования к этому виду деятельности. Проблема стимулирования профессиональной деятельности зародилась еще в тот момент, когда человек понял, что подрастающему поколению необходимо целенаправленное обучение, в результате чего он стал относиться к подобному виду обучения как специально организованной деятельности. На сегодняшний день эта проблема считается одной из главных в педагогике и психологии. Данная проблема играет важную роль при устройстве на работу, так как на современном рынке труда спрос на «своего» студента как будущего специалиста довольно огромна. А каким будет его дальнейшее поведение зависит уже от того, что является наиболее важным для него, какие потребности удовлетворяет личность в деятельности.
Если студент отдает предпочтение материальному достатку, престижу, влиятельности, то главной причиной выбора его специальности станет возможность осуществления действий, которые могут гарантировать приближение субъекта к ценностям, имеющим большое значение для него. То есть, осуществление профессионального поведения в дальнейшем напрямую связано с целями, которые студент преследовал. Идеальная модель соответствия между личностью и трудом должна содержать полное совпадение объективного содержания деятельности и ее личностного смысла [4, с.33].
Следует отметить, что для того, чтобы человек воспринимал профессиональную деятельность как нужду, студенту необходимо выбирать деятельность, которая соответствовала бы его индивидуальным особенностям, интересам, целям. В результате этого для поддержания соответствующего профессионального статуса, ему не надо будет тратить чрезмерно много энергии. Известен тот факт, что низкая успеваемость студента или даже отставание от программы может быть результатом отрицательного, равнодушного отношения к процессу обучения. Необходимо отметить, что одним из основных способов освобождения личности от негативного последствия профессионально - психологического несоответствия в дальнейшем является осуществление реальной оценки собственных возможностей, ценностей, потребностей, взглядов и адекватного выбора профессии [1, с.35].
Степень изученности темы исследования. Проблеме стимулирования и мотивации профессиональной деятельности посвящены работы В.Г.Асеева, А.К. Дусавицкого, А.К.Марковой, Р.И. Цветкова, П.М.Якобсона и др. Успехи отечественной и зарубежной психологии, социологии, педагогики, медицины и других наук создали необходимые условия для разработки проблемы стимулирования профессиональной деятельности. Большое значение в этом плане имеют работы по разработке методологических, философских концепций о сущности личности, об общественно-деятельной обусловленности её свойств и качеств (Б.Г. Ананьев, И.А. Джидарьян, И.А. Зимняя, Е.П. Ильин, А.Н. Леонтьев, Н.Д. Творогова, Х. Хекхаузен и др.).
Методикой профессионального образования с научной точки зрения занимались и южноуральские ученые: Е.А. Гнатышина, Е.В. Гнатышина, Е.В. Евплова, Д.Н. Корнеев, Н.В. Уварина и многие другие.
Все ученые, занимавшиеся проблемой стимулирования и мотивации профессиональной деятельности, выделяют большую значимость их функционирования в профессиональной деятельности студентов, так как эти два понятия считаются гарантом формирования профессиональной активности, и как следствие развивает мышление, приобретаются знания, необходимые для успешной деятельности личности в дальнейшей жизни.
Цель исследования: разработать ролевую игру, направленную на стимулирование и мотивацию студентов к осуществлению профессиональной деятельности.
Объект исследования: приемы, способствующие стимулированию и мотивации студентов профессиональных образовательных организаций к профессиональной деятельности.
Предмет исследования: стимулирование и мотивация профессиональной деятельности студентов 2 курса Челябинского юридического колледжа.
Задачи исследования:
1. описать теоретические основы понятий «стимулирование» и «стимул» в профессиональной деятельности студентов профессиональных организаций;
2. рассмотреть взаимосвязь стимулов и мотивов, специфику профессиональной мотивации деятельности студентов профессиональных организаций;
3. изучить психологическую готовность студентов
профессиональных образовательных организаций к профессиональной деятельности
4. применить на практике методики анализа мотивации профессиональной деятельности;
5. продиагностировать уровень формирования психологической готовности студентов к профессиональной деятельности с помощью опросника;
6. проанализировать результаты исследования и тестирования;
7. разработать ролевую игру (программу) для увеличения профессиональной активности студентов.
Теоретико-методологическая база исследования. Теоретической основой исследования послужила научная литература по особенностям процесса стимулирования и мотивации профессиональной деятельности студентов профессиональных образовательных организаций.
Практическая значимость. Практическая значимость исследования состоит в разработанных рекомендациях по приемам стимулирования и мотивации студентов профессиональных образовательных организаций к профессиональной деятельности.
Методы исследования. Методами исследования данной работы являются изучение литературных источников, анализ, синтез, наблюдение, тестирование.
База исследования: Негосударственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Челябинский юридический колледж». Краткое название: НОУ СПО ЧЮК. Юридический адрес: Россия, 454112, Челябинская область, город Челябинск, проспект Победы, д. 290.
Структура исследования: работа имеет традиционную структуру и включает в себя введение, основную часть, состоящую из 2 глав, выводы по главам, заключение, список литературы и приложения.
Итак, целью данной выпускной квалификационной работы являлось теоретическое обоснование и разработка ролевых игр в процессе преподавания дисциплины экономического цикла НОУ СПО ЧЮК.
Сфера права довольно сложный предмет для восприятия, но как показывают современные реалии - очень необходимый. Поэтому если найти правильные подходы, обучение из сложной и утомительной необходимости может превратиться в увлекательное путешествие в мир экономических знаний.
Задача педагога состоит в том, чтобы найти максимум педагогических ситуаций, в которых может быть реализовано стремление студента к активной познавательной деятельности. Педагог должен постоянно совершенствовать процесс обучения, позволяющий студентам эффективно и качественно усваивать программный материал. Поэтому так важно использовать игровые элементы и игру на занятиях.
Традиционно ролевая игра является одним из методов активного обучения.
Структура игры как деятельности органично включает постановку целей, планирование, реализация цели и анализ результатов, в которых обучающийся полностью осознает себя как субъект. Мотивацией игровой деятельности являются добровольностью, варианты выбора и элементами конкуренции, удовлетворение потребности в самоутверждении, самореализации.
Изучив учебно-методическую литературу, мы приступили к анализу методики преподавания дисциплины «Экономика организации» в НОУ СПО ЧЮК.
Во второй главе в процессе анализа методики преподавания дисциплины «Экономика организации» мы выяснили, что формами организации учебного занятия в процессе изучения дисциплины «Экономика организации» являются лекции и практические занятия.
По окончании изучения дисциплины «Экономика организации» учебным планом предусмотрен экзамен. Он принимается преподавателем, читающим лекции. Результаты сдачи экзамена определяются оценками: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».
Организация учебного процесса преподавателями НОУ СПО ЧЮК позволяет эффективно управлять учебным процессом, своевременно вносить коррективы в подборе учебного материала, методов обучения и т.д. Но, не смотря на грамотно отлаженную «систему» преподавания, на наш взгляд, студентам требуется стимулирование систематической деятельности по освоению знаний, умений, навыков. Мы считаем, что весомым стимулом к активизации познавательной деятельности может послужить регулярное проведение ролевых игр в процессе преподавания экономических дисциплин.
В силу существования данной проблемы была разработана и реализована ролевая игра в группе БД-1-16 по дисциплине «Экономика организации» по теме «Бухгалтерский учет».
В ходе разработки ролевых игр в процессе изучения дисциплины «Экономика организации» была получена практика по созданию ролевых игр для проверки степени овладения участниками материалом, по подбору текстов и упражнений, которые позволяют передать необходимые знания и навыки, по адаптации содержания заданий к специфике сферы деятельности будущего работника. Исследование позволило нам правильно интерпретировать происходящее в группе, диагностировать изменения группы в целом, и каждого участника в отдельности, усвоить методологические и теоретические положения и требования.
После проведения ролевой игры получили, что доля студентов с высоким уровнем знаний и умений выросла на 8 % (с 36 до 44 %). Доля студентов со средним уровнем знаний осталась на прежнем уровне и составила 52%. Доля студентов с низким уровнем знаний и умений снизилась на 8% (с 12 до 4%).
Даны рекомендации по разработке и применению программы ролевых игр НОУ СПО ЧЮК.
Создавая ролевые игры, важно обратить внимание на новизну и оригинальность темы, новизну и практичность упражнений, успешное использование приобретенных умений в реальной жизни.
Главный интегральный критерий качественных ролевых игр - их направленность на эффективное усвоение материала.
Таким образом, в результате исследования были решены следующие задачи:
1) изучены теоретические аспекты ролевых игр в процессе изучения экономических дисциплин в профессионально-образовательных учреждениях;
2) проанализирована система организации и проведения ролевых игр НОУ СПО ЧЮК;
3) разработано и проведено практическое занятие с применением технологии ролевая игра в процессе изучения дисциплины «Экономика организации» НОУ СПО ЧЮК;
4) подготовлены рекомендации по разработке программы ролевых игр НОУ СПО ЧЮК.
Мы справились с поставленными задачами. На основе этого можно сделать следующие выводы:
На занятиях экономических дисциплин целесообразно применение ролевые игры.
Применение ролевых игр развивает умение работать в коллективе.
С помощью ролевых игр можно наиболее полноценно сформировать систему экономических знаний.
Применение ролевых игр повышает интерес к учебной дисциплине и экономической сфере в целом.
Главная цель нашего исследования была достигнута. Мы рассмотрели теоретические основы применения ролевых игр в процессе изучения экономических дисциплин, разработали и применили ролевую игру по дисциплине «Экономика организации» НОУ СПО ЧЮК.
Таким образом в ходе исследования мы доказали значимость применения экономических ролевых игр в образовательном процессе.
1) Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «Об образовании в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 2012. - № 53. - Ст. 7598.
2) Приказ Минобрнауки России от 12.05.2014 N 509 (ред. от 24.07.2015) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 40.02.02 Экономическая деятельность» // Российская газета (специальный выпуск). - 2014. - № 284/1, 12 декабря.
3) Приказ Минобрнауки России от 14.06.2013 N 464 (ред. от 15.12.2014) «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования» // Российская газета. - 2013. - № 172. - 7 августа.
4) Аверченко Л. К. Имитационная ролевая игра как метод развития профессиональных компетенций [Текст] / Л. К. Аверченко, И. В. Доронина, Л. Н. Иванова // Высшее образование сегодня. - 2013. - № 10. - С. 35-39.
5) Блинов, А. О. Интерактивные методы в образовательном процессе [Текст]: к 95-летию Финансового университета при Правительстве Российской Федерации/ Блинов А. О., Благирева Е. Н., Рудакова О. С. - Москва: Научная библиотека, 2014. - 264 с.
6) Быканова, С. А. Использование метода ролевых игр в обучении студентов факультета среднего профессионального образования [Текст] / Быканова С. А. // Образование. Инновации. Качество: материалы VI Международной научно-методической конференции. - Курск, 2014. - С. 104-106.
7) Викентьева, О. Л. О подходе к разработке модели проведения ролевой игры в студии компетентностных ролевых игр [Текст] / Викентьева О. Л., Дерябин А. И., Шестакова Л. В. // Математика программных систем: межвузовский сборник научных трудов. - Пермь,2013.- С. 140-145.
8) Галас, М. Л. Инновационные методики и технологии в профессиональном образовании: проблемное обучение [Текст] / Галас М. Л. // Экономика. Налоги. Экономика. - 2015. - № 2. - С. 146-151.
9) Голицына, Е. С. Проблематика внедрения ролевых игр в практику СПО [Текст] / Голицына Е. С. // Молодой ученый. - 2015. - № 21.
- С. 776-778. 8) Головцова, И. Г. Проблемы внедрения интерактивных форм обучения в рамках компетентностного подхода [Текст] / И. Г. Головцова, Л. В. Рудакова
10) Гуслова, М. Н. Инновационные педагогические технологии
[Текст] : [учеб.пособие для образоват. учреждений сред. проф.
образования] / М. Н. Гуслова. - 3-е изд., испр. - Москва : Академия, 2012.
- 286 с.
11) Денисова, О. И. Ролевые игры на основе эвристических методов как технология образовательного процесса [Текст] / Денисова О. И., Погорелова М. Л. // Современные наукоемкие технологии и перспективные материалы текстильной и легкой промышленности (Прогресс): сборник материалов междунар. науч.-техн. конф. - 2013. - № 2. - С. 399-401.
12) Евплова, Е. В. Как сделать преподавание экономики интересным (на примере изучения дисциплины «прикладная экономика»)? [Текст] / Евплова Е. В. // Экономика образования. - 2012. - № 2. - С. 99¬105.
13) Елфимова, И. Ф. Ролевая игра "Разработка бизнес-плана предприятия" [Текст]: учебно-методическое пособие / Елфимова И. Ф., Каруна С. Н. - Воронеж : ВГТА, 2015. - 105 с.
14) Зиляева, А. Г. Экономическое воспитание студентов в процессе изучения дисциплин общепрофессионального профиля [Текст] / Зиляева А.
Г. // Вестник торгово-технологического института. - 2013. - № 3. - С. 253¬257.
15) Зимина, Г. А. Применение методов активного обучения в разработке сценария ролевой игры как основы компетентного подхода [Текст] / Зимина Г. А., Семенова К. А. // Наука и образование: векторы развития. - Чебоксары, 2015. - С. 168-173.
16) Карлик, А. Е. Имитационные игры как исследовательский инструмент, обучающие стратегии и образовательная методология [Текст] / Карлик А. Е., Растова Ю. И. // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. - 2015. - № 3. - С. 159¬162
17) Крицкая, Е. Б. Вузовское занятие в игровой форме [Текст] / Е. Б. Крицкая. // Высшее образование сегодня. - 2012. - № 10. - С. 52-55.
18) Кудабаева, Н. К. Ролевые игры и их технология в менеджменте [Текст] / Кудабаева Н. К., Асанбекова Ч. М. // Наука, новые технологии и инновации. - 2015. - № 3. - С. 218-220
19) Крючкина, М. В. Методика разработки ролевых игр в образовании [Текст] / Крючкина М. В., Проскурин В. Н. // Шестьдесят восьмая всероссийская научно-техническая конференция студентов, магистрантов и аспирантов высших учебных заведений с международным участием: сборник материалов конференции. - Ярославль, 2015. - С. 650¬652.
20) Лазарева, А. А. Обзор систем моделирования для создания ролевых игр [Текст] / Лазарева А. А. // Будущее науки - 2014: сборник научных статей 2-й Международной молодежной научной конференции: в 3-х т. / отв. ред. Горохов А. А. - Курск, 2014. - С. 352-355.
21) Ларин, М. С. Организация ролевых игр на занятиях экономики / Ларин М. С. // Актуальные вопросы развития науки: сборник статей Междунар. науч.практ. конф.: в 6 ч. / отв. ред. А. А. Сукиасян. - Уфа, 2014. - С. 127-130.
22) Леванов, А. А. Разработка электронных ролевых игр по дисциплинам в области менеджмента [Текст] / Леванов А. А., Винокуров А. Ю. // Проблемы и тенденции развития современного общества: экономика, управление, экономика. - Ульяновск, 2013. - С. 46-48.
23) Маслова, Е. Л. Теория менеджмента [Текст]: практикум / Е. Л. Маслова. - Москва: Дашков и К, 2014. - 160 с.
24) Микроэкономика [Текст]: учебное пособие / И. В. Грузков, Н. А. Довготько, О. Н. Кусакина и др.; Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Ставропольский государственный аграрный университет, Кафедра экономической теории и прикладной экономики. - Изд. 2-е, доп. - Ставрополь: ТЭСЭРА, 2014. - 112 с.
25) Мирзаханян, Р. Э. Применение инновационных технологий обучения студентов как способ повышения качества образования [Текст] / Р. Э. Мирзаханян
26) // Экономика, статистика и информатика. Вестник УМО. - 2015. - № 1. - С. 2629.
27) Миронова, О. А. Методика организации и проведения ролевых игр в профильном обучении студентов [Текст] / Миронова О. А. // Научное мнение. - 2016. - № 3. - С. 114-119.
28) Мишкина, Е. В. Описание моделей предпочтений в задачах разработки имитационных ролевых игр [Текст] / Мишкина Е. В. // Вестник магистратуры. - 2015. - № 12-3. - С. 6-8.
29) Мозговой штурм, кейс-технология, ситуативный метод, ролевая игра как образовательные технологии: особенности применения в современном педагогическом процессе [Текст] / А. А. Рабцевич [и др.] // Ученый совет. - 2015. - № 1/2. - С. 45-64
30) Москвин, В. А. Ролевые игры для развития компетентностей: рекомендации по разработке [Текст] / Москвин В. А. // Инвестиции в России. - 2014. - № 5.- С. 17-22.
31) Нечаев, М. П. Игровые педагогические технологии в организации внеурочной деятельности обучающихся [Текст]: метод.пособие / М. П. Нечаев, Г. А. Романова. - Москва: Перспектива,
2014. - 205 с.
32) Новикова, В. И. Роль ролевых игр при изучении экономических дисциплин [Текст] / Новикова В. И. // Теория и практика современного образования: актуальные проблемы и перспективы развития: материалы всероссийской науч.практ. конф. - Рославль, 2014. - С. 149-157.
33) Ноздрева, Р. Б. Школа менеджмента, маркетинга и коммерции [Текст] / Р. Б. Ноздрева // Вестник МГИМО-Университета. - 2014. - № 5. - С. 182-185.
34) Объедков, П. И. Технологии разработки и проведения ролевых игр для дистанционного обучения [Текст] / Объедков П. И. // ИТО-Москва- 2014: III междунар. науч.-практ. конф. - Москва, 2014. - С. 76-78.
35) Попов, Е. Б. Ролевая игра как образовательная технология для устойчивого развития [Текст] / Попов Е. Б. // Международный журнал. Устойчивое развитие: наука и практика. - 2013. - № 2. - С. 37-49.
33. Райзберг, Б. А. Прикладная экономика [Текст]: учебное пособие / Райзберг Б. А. - Москва: Бином, Лаборатория знаний, 2013. - 320 с.
34. Резник, С. Д. Организационное поведение [Текст]: практикум: ролевые игры, тесты, конкретные ситуации: учеб.пособие для студентов вузов, обучающихся по направлениям "Менеджмент" и "Упр. персоналом" / С. Д. Резник, И. А. Игошина, О. И. Шестернина; под общ. ред. С. Д. Резника. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва: ИНФРА-М, 2013. - 319 с.
35. Рыжик, Н. Ролевая игра как метод активного обучения [Текст] / Н. Рыжик, О. Молотова // Кадровик. - 2013. - № 2. - С. 110-116
36. Рябова, Н. Активные методы обучения [Текст] / Н. Рябова // Служба кадров и персонал. - 2012. - № 10. - С. 59-62.
37. Сафронова, Ю. В. Прикладная экономика: учебное пособие / Сафронова Ю. В., Новоселов С. Н. - Москва : Франтера, 2013. - 167 с.
38. Селиванов, Е. И. К вопросу формирования профессиональных компетенций посредством организации ролевых игр в образовательных организациях среднего профессионального образования [Текст] / Селиванов Е. И. // Образование и воспитание. - 2016. - № 2. - С. 59-62.
39. Селиверстова, С. Ю. Роль знаково-контекстной технологии обучения в развитии учебно-профессиональной мотивации студентов экономико управленческого профиля [Текст] / С. Ю. Селиверстова // Высшее образование сегодня. - 2013. - № 6. - С. 59-61.
40. Сергиенко, С. Новые инструменты для HR: анализ проблем - в процессе игры [Текст] / Сергиенко С. // Кадровик. - 2013. - № 5. - С. 92-99.
41. Смирнова, Е. Е. Разработка экономической ролевой игры в системе дистанционного обучения [Текст] / Смирнова Е. Е. // Информатизация образования и науки. - 2014. - № 4. - С. 151-163.
42. Соловьев, И. В. Инкрементная компьютерная ролевая игра как технология обучения [Текст] / И. В. Соловьев // Интеграция образования. -
2015. - № 2. - С. 48-58.
43. Степочкина, Е. А. Развитие интерактивных методов обучения менеджеров [Текст] / Е. А. Степочкина // Качество. Инновации. Образование. - 2012. - № 4. - С. 29-32.
44. Суворова, Л. А. Значимость ролевых игр при подготовке персонала в области риск-менеджмента [Текст] / Суворова Л. А., Байбакова Т. В. // Экономика и управление: проблемы, решения. - 2015. - № 12. - С. 166-169.
45. Черникова, С. М. Ролевая игра как метод обучения профессиональной деятельности студентов [Текст] / Черникова С. М. // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. - 2014. - № 1. - С. 412-413.
46. Чурбанова, О. В Теоретические основы проектирования ролевых игр в системе "1С: Предприятие 8" / Чурбанова О. В., Чурбанов А. Л. // Новые информационные технологии в образовании: применение технологий «1С» в условиях модернизации экономики и образования: сборник научных трудов 16-й междунар. науч.-практ. конф. - Москва:2016.- С. 272-275.
47. Шаронова, С. А. Социальные технологии: ролевые игры [Текст]: учебное пособие / С. А. Шаронова; Экономикаслав. Свято-Тихон. гуманит. ун-т, Фак. соц. наук, Каф.общ. социологии. - Москва: Издательство ПСТГУ, 2013. - 224 с.
48. Шендалев, А. Н. Использование ролевых игр при изучении дисциплины «стратегический менеджмент» [Текст] / Шендалев А. Н. // Инновационная экономика и общество. - 2015. - № 3. - С. 115-121.
49. Шимко, П. Д. Экономика: учебник и практикум / Шимко П. Д. - 4-е изд., испр. и доп. - Москва : Юрайт, 2016. - 461 с.
50. Устав ПОУ «Челябинский юридический колледж»
[Электронный ресурс]. — Режим
доступа: http: //www.chuc.ru/about_chuc/svedeniya-ob-ou/documents/