Создание и применение в учебном процессе профессиональных образовательных организации электронных учебных пособий по дисциплинам профессионального цикла
|
Введение 3
1. Теоретические основы применения электронного учебного пособия в рамках учебного процесса 8
1.1. Понятие электронного учебного пособия. Роль в современном
образовании 8
1.2. Структура и классификация электронного учебного пособия.
Преимущества и недостатки 12
1.3. Технология разработки и методика применения ЭУП в
образовательном процессе СПО 16
Выводы по первой главе 25
2. Разработка и применение ЭУП в учебном процессе на базе ЧТПиГХ им. Я.П. Осадчего 26
2.1. Характеристика базы исследования и анализ рабочей программы по дисциплине “Технология приготовления мучных кондитерских изделий” 26
2.2. Описание структуры и содержания разработанного электронного
учебного пособия 35
2.3. Методические рекомендации обучающимся по применению
электронного учебного пособия 42
Выводы по второй главе 44
Заключение 45
Список литературы 47
Приложения
1. Теоретические основы применения электронного учебного пособия в рамках учебного процесса 8
1.1. Понятие электронного учебного пособия. Роль в современном
образовании 8
1.2. Структура и классификация электронного учебного пособия.
Преимущества и недостатки 12
1.3. Технология разработки и методика применения ЭУП в
образовательном процессе СПО 16
Выводы по первой главе 25
2. Разработка и применение ЭУП в учебном процессе на базе ЧТПиГХ им. Я.П. Осадчего 26
2.1. Характеристика базы исследования и анализ рабочей программы по дисциплине “Технология приготовления мучных кондитерских изделий” 26
2.2. Описание структуры и содержания разработанного электронного
учебного пособия 35
2.3. Методические рекомендации обучающимся по применению
электронного учебного пособия 42
Выводы по второй главе 44
Заключение 45
Список литературы 47
Приложения
На сегодняшний день, компьютерные технологии и инструментальные средства активно создаются и внедряются во многие сферы. Не стало исключением и образование. Компьютеры и информационные технологии ставят перед преподавателями новые задачи в обучении. Одна из таких задач сегодня - создание и разработка электронных учебных пособий (ЭУП) и введение их в учебный процесс. Наиболее значимым становится процесс создания не только качественных электронных учебных пособий, но и самоучителей, курсов, лабораторных практикумов и других вспомогательных учебных материалов и обучающих систем [11].
Почти по всем направлениям учебных дисциплин создаются электронные учебные пособия и самоучители. Создание электронных учебных пособий и их организация является сложной задачей с технологической и методической точки зрения. Однако индустрия информационных технологий не стоит на месте и развивается в силу их социальной значимости и востребованности. Например, ЭУП продуктивны при проведении самостоятельных работ, а также при индивидуальной работе, они очень важны для личностно-ориентационной системы обучения.
Большое количество статистических исследований показывают, что повысить успеваемость студентов и их заинтересованность в будущей профессии позволяет использование и применение обучающих программ. Такие программы предоставляют возможность каждому обучающемуся, несмотря на уровень знаний, персонализировать свой процесс обучения, совершать самоконтроль. У учеников, благодаря таким программам, есть возможность быть активным, а не пассивным участником [30].
Многие научные работники рассматривали проблему создания и применения электронных учебных пособий в учебном процессе.
— Проблему недостаточного уровня подготовки и переподготовки преподавателей для эффективного использования информационных технологий в системе образования выявили Мякишев С.Л. и Макаров Р.Ю. Они пишут о необходимости уделять особое внимание инициативам, связанным с подготовкой преподавателей и инструкторов [29].
— Установление долгосрочного сотрудничества ВУЗов с бизнес- партнерами и предпринимателями в сфере проектирования и внедрения электронных пособий в учебный процесс. Об этой проблеме писали Михалищева М.А., Турукина С.В [28].
— Проведя перспективный анализ, Дулинец Т.Г., Фирскина М.С. и Хващевская Д.И. утверждают, что российские ВУЗы вынуждены перерабатывать учебную программу в целях предоставления студентам необходимых навыков и знаний, связанных с информационными технологиями и работой с электронными пособиями (учебниками). Использование новых возможностей ИТ в процессе создания и внедрения электронных пособий (учебников) обуславливают необходимость разработки не только новой стратегии учебного плана, но и стратегии для осуществления преобразований на уровне ВУЗа [16].
— Ключевую роль, по мнению Слободчикова В.В., в процессе создания и внедрения электронных учебных пособий в системе образования ВУЗов должна играть не только администрация высших учебных учреждений, но и федеральные, региональные и местные органы исполнительной власти[15].
Создание и применение ЭУП описывается и в нормативно-правовых документах.
- Федеральный закон об образовании в РФ принят
Государственной Думой 21.12.2012 № 273. Статья 18 “Печатные и
электронные образовательные и информационные ресурсы”, пункт 1,9 [46].
- ГОСТ Р 7.0.83-2013 СИБИД. Электронные издания. Основные виды и выходные сведения. Разработан Федеральным государственным унитарным предприятием Научно-технический центр "Информрегистр" (ФГУП НТЦ "Информрегистр") и Федеральным государственным бюджетным учреждением науки Всероссийский институт научной и технической информации Российской академии наук. Утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15 октября 2013 г. N 1163-ст [14].
- ГОСТ Р 57724-2017. Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Образовательные интернет-порталы федерального уровня. Рубрикация информационных ресурсов. Разработан Государственным образовательным учреждением высшего профессионального образования Московский государственный технологический университет "Станкин" (Отраслевой специализированный ресурсный центр регистрации, стандартизации и сертификации информационных ресурсов системы образования). Утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулировании метрологии от 27 декабря 2006 г. N 423-ст [13].
Качество образования на государственном уровне определяется как соответствие результатов, достигнутых студентами, принятым в образовательной доктрине социальным требованиям и нормам. Следовательно, повышению качества обучения призвано способствовать значительное расширение существующих в настоящее время библиотек электронных учебных изданий и курсов.
Введение электронного учебного пособия в образовательный процесс вполне актуально. В настоящее время, по данным опроса Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), доля интернет- пользователей в России составляет две трети граждан (66 %). [30].
Регулярное увеличение объема информации и ограниченность учебного времени приводят к необходимости интенсификации обучения, разработке и внедрению нетрадиционных технологий, которые базируются на использовании цифровых образовательных ресурсов. Одним из таких средств в настоящее время является электронное учебное пособие.
Электронное учебное пособие поможет уменьшить нагрузку на педагога, так же в него можно включить различные мультимедийные объекты, что поможет более подробно раскрыть изучаемую учебную дисциплину. ЭУП при грамотной работе с ним помогает, содействовать формированию всех сфер личности: интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной, волевой, саморегуляции.
Быстро найти нужную информацию, организовать почти мгновенную обратную связь, осуществить проверку знаний по темам на скорости, которая подойдет для конкретного индивидуума - все это позволяют сделать педагогические программные средства. Использование электронных обучающих программ играет немалую роль в процессе обучения как в системе высшего, так и среднего специального и профессионального образования, что и определило выбор темы нашего исследования [50].
Цель исследования: разработать электронное учебное пособие и применить его в учебном процессе по дисциплине профессионального цикла.
Объект исследования: процесс обучения с применением электронных учебных пособий.
Предмет исследования: создание и применение в учебном процессе электронного учебного пособия по дисциплине профессионального цикла.
Задачи:
1. Рассмотреть понятие ЭУП.
2. Объяснить какую роль играет ЭУП в современном образовании.
3. Изложить структуру и классификацию ЭУП в литературе, выявить преимущества и недостатки.
4. Изучить технологию разработки и методику применения ЭУП в образовательном процессе СПО.
5. Проанализировать рабочую программу по дисциплине «Технология приготовления мучных кондитерских изделий».
6. Описать структуру и содержание разработанного ЭУП.
7. Дать методические рекомендации обучающимся по применению и использованию ЭУП.
8. Разработать электронное учебное пособие по дисциплине “Технология приготовления мучных кондитерских изделий”.
Методы исследования: анализ теоретической и методической литературы, учебно-программной документации по дисциплине профессионального цикла; методы педагогического проектирования; описание; наблюдение.
Практическая значимость состоит в том, что данное ЭУП позволяет автоматизировать процесс обучения студентов, обладает интуитивно понятным интерфейсом и допускает работу в интернете.
База исследования: Челябинский техникум промышленности и городского хозяйства им. Я.П.Осадчего.
Почти по всем направлениям учебных дисциплин создаются электронные учебные пособия и самоучители. Создание электронных учебных пособий и их организация является сложной задачей с технологической и методической точки зрения. Однако индустрия информационных технологий не стоит на месте и развивается в силу их социальной значимости и востребованности. Например, ЭУП продуктивны при проведении самостоятельных работ, а также при индивидуальной работе, они очень важны для личностно-ориентационной системы обучения.
Большое количество статистических исследований показывают, что повысить успеваемость студентов и их заинтересованность в будущей профессии позволяет использование и применение обучающих программ. Такие программы предоставляют возможность каждому обучающемуся, несмотря на уровень знаний, персонализировать свой процесс обучения, совершать самоконтроль. У учеников, благодаря таким программам, есть возможность быть активным, а не пассивным участником [30].
Многие научные работники рассматривали проблему создания и применения электронных учебных пособий в учебном процессе.
— Проблему недостаточного уровня подготовки и переподготовки преподавателей для эффективного использования информационных технологий в системе образования выявили Мякишев С.Л. и Макаров Р.Ю. Они пишут о необходимости уделять особое внимание инициативам, связанным с подготовкой преподавателей и инструкторов [29].
— Установление долгосрочного сотрудничества ВУЗов с бизнес- партнерами и предпринимателями в сфере проектирования и внедрения электронных пособий в учебный процесс. Об этой проблеме писали Михалищева М.А., Турукина С.В [28].
— Проведя перспективный анализ, Дулинец Т.Г., Фирскина М.С. и Хващевская Д.И. утверждают, что российские ВУЗы вынуждены перерабатывать учебную программу в целях предоставления студентам необходимых навыков и знаний, связанных с информационными технологиями и работой с электронными пособиями (учебниками). Использование новых возможностей ИТ в процессе создания и внедрения электронных пособий (учебников) обуславливают необходимость разработки не только новой стратегии учебного плана, но и стратегии для осуществления преобразований на уровне ВУЗа [16].
— Ключевую роль, по мнению Слободчикова В.В., в процессе создания и внедрения электронных учебных пособий в системе образования ВУЗов должна играть не только администрация высших учебных учреждений, но и федеральные, региональные и местные органы исполнительной власти[15].
Создание и применение ЭУП описывается и в нормативно-правовых документах.
- Федеральный закон об образовании в РФ принят
Государственной Думой 21.12.2012 № 273. Статья 18 “Печатные и
электронные образовательные и информационные ресурсы”, пункт 1,9 [46].
- ГОСТ Р 7.0.83-2013 СИБИД. Электронные издания. Основные виды и выходные сведения. Разработан Федеральным государственным унитарным предприятием Научно-технический центр "Информрегистр" (ФГУП НТЦ "Информрегистр") и Федеральным государственным бюджетным учреждением науки Всероссийский институт научной и технической информации Российской академии наук. Утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15 октября 2013 г. N 1163-ст [14].
- ГОСТ Р 57724-2017. Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Образовательные интернет-порталы федерального уровня. Рубрикация информационных ресурсов. Разработан Государственным образовательным учреждением высшего профессионального образования Московский государственный технологический университет "Станкин" (Отраслевой специализированный ресурсный центр регистрации, стандартизации и сертификации информационных ресурсов системы образования). Утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулировании метрологии от 27 декабря 2006 г. N 423-ст [13].
Качество образования на государственном уровне определяется как соответствие результатов, достигнутых студентами, принятым в образовательной доктрине социальным требованиям и нормам. Следовательно, повышению качества обучения призвано способствовать значительное расширение существующих в настоящее время библиотек электронных учебных изданий и курсов.
Введение электронного учебного пособия в образовательный процесс вполне актуально. В настоящее время, по данным опроса Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), доля интернет- пользователей в России составляет две трети граждан (66 %). [30].
Регулярное увеличение объема информации и ограниченность учебного времени приводят к необходимости интенсификации обучения, разработке и внедрению нетрадиционных технологий, которые базируются на использовании цифровых образовательных ресурсов. Одним из таких средств в настоящее время является электронное учебное пособие.
Электронное учебное пособие поможет уменьшить нагрузку на педагога, так же в него можно включить различные мультимедийные объекты, что поможет более подробно раскрыть изучаемую учебную дисциплину. ЭУП при грамотной работе с ним помогает, содействовать формированию всех сфер личности: интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной, волевой, саморегуляции.
Быстро найти нужную информацию, организовать почти мгновенную обратную связь, осуществить проверку знаний по темам на скорости, которая подойдет для конкретного индивидуума - все это позволяют сделать педагогические программные средства. Использование электронных обучающих программ играет немалую роль в процессе обучения как в системе высшего, так и среднего специального и профессионального образования, что и определило выбор темы нашего исследования [50].
Цель исследования: разработать электронное учебное пособие и применить его в учебном процессе по дисциплине профессионального цикла.
Объект исследования: процесс обучения с применением электронных учебных пособий.
Предмет исследования: создание и применение в учебном процессе электронного учебного пособия по дисциплине профессионального цикла.
Задачи:
1. Рассмотреть понятие ЭУП.
2. Объяснить какую роль играет ЭУП в современном образовании.
3. Изложить структуру и классификацию ЭУП в литературе, выявить преимущества и недостатки.
4. Изучить технологию разработки и методику применения ЭУП в образовательном процессе СПО.
5. Проанализировать рабочую программу по дисциплине «Технология приготовления мучных кондитерских изделий».
6. Описать структуру и содержание разработанного ЭУП.
7. Дать методические рекомендации обучающимся по применению и использованию ЭУП.
8. Разработать электронное учебное пособие по дисциплине “Технология приготовления мучных кондитерских изделий”.
Методы исследования: анализ теоретической и методической литературы, учебно-программной документации по дисциплине профессионального цикла; методы педагогического проектирования; описание; наблюдение.
Практическая значимость состоит в том, что данное ЭУП позволяет автоматизировать процесс обучения студентов, обладает интуитивно понятным интерфейсом и допускает работу в интернете.
База исследования: Челябинский техникум промышленности и городского хозяйства им. Я.П.Осадчего.
Использование электронных учебных пособий в учебном процессе позволяет глубже изучить материал, познакомиться подробнее с интересующими или плохо усвоенными темами. Различные графические и видео материалы предоставляют наглядную демонстрацию учебной информации. Очень важен тот факт, что имеет возможность и на лекции, и на практических занятиях, и в процессе самостоятельной работы пользоваться одним и тем же электронным ресурсом, использование которого в образовательном процессе формирует целостный образ изучаемого предмета [29].
В первой главе я определила понятие электронного учебного пособия и выяснила, чем оно отличается от традиционного и электронного учебника.
Рассматривая преимущества и недостатки ЭУП, было очевидно, что пособие играет огромную роль в современном образовании. Ведь оно компактно, продумано и с ним процесс обучения становится интересным.
Общей структуры для ЭУП не существует. Это можно объяснить тем, что каждое пособие уникально, например, в зависимости от программы подготовки и дисциплины, различия будут существенны.
В “Технологии разработки” было рассмотрено, какие части должны и могут присутствовать в электронном учебном пособии. Проанализировав информацию, я могу сказать, что в ЭУП должны быть: теоретический материал, практические задания, контроль знаний, информация. Именно опираясь на эти пункты и отталкиваясь от выбранной дисциплины, я создала свое ЭУП.
Во второй главе я проанализировала рабочую программу по дисциплине “Технология приготовления мучных кондитерских изделий”. Это помогло мне составить теоретический материал для своего ЭУП, а также практические задания.
В ходе выполнения выпускной квалификационной работы были решены следующие задачи:
— рассмотрено понятие ЭУП,
— определена роль ЭУП в современном образовании;
— изложена структура и классификация ЭУП в литературе;
— изучена технология разработки и методика применения ЭУП;
— проанализирована рабочая программа по дисциплине профессионального цикла;
— описана структура и содержание разработанного ЭУП;
— даны методические рекомендации по применению ЭУП;
— разработано электронное учебное пособие по дисциплине “Технология приготовления мучных кондитерских изделий”.
Исходя из проведенного педагогического эксперимента, следует, что разработанное электронное учебное пособие по дисциплине «Технология приготовления мучных кондитерских изделий» может быть использовано при проведении занятий по этой дисциплине в колледже и при прохождении студентами педагогической практики.
Таким образом, цель достигнута, задачи решены.
В первой главе я определила понятие электронного учебного пособия и выяснила, чем оно отличается от традиционного и электронного учебника.
Рассматривая преимущества и недостатки ЭУП, было очевидно, что пособие играет огромную роль в современном образовании. Ведь оно компактно, продумано и с ним процесс обучения становится интересным.
Общей структуры для ЭУП не существует. Это можно объяснить тем, что каждое пособие уникально, например, в зависимости от программы подготовки и дисциплины, различия будут существенны.
В “Технологии разработки” было рассмотрено, какие части должны и могут присутствовать в электронном учебном пособии. Проанализировав информацию, я могу сказать, что в ЭУП должны быть: теоретический материал, практические задания, контроль знаний, информация. Именно опираясь на эти пункты и отталкиваясь от выбранной дисциплины, я создала свое ЭУП.
Во второй главе я проанализировала рабочую программу по дисциплине “Технология приготовления мучных кондитерских изделий”. Это помогло мне составить теоретический материал для своего ЭУП, а также практические задания.
В ходе выполнения выпускной квалификационной работы были решены следующие задачи:
— рассмотрено понятие ЭУП,
— определена роль ЭУП в современном образовании;
— изложена структура и классификация ЭУП в литературе;
— изучена технология разработки и методика применения ЭУП;
— проанализирована рабочая программа по дисциплине профессионального цикла;
— описана структура и содержание разработанного ЭУП;
— даны методические рекомендации по применению ЭУП;
— разработано электронное учебное пособие по дисциплине “Технология приготовления мучных кондитерских изделий”.
Исходя из проведенного педагогического эксперимента, следует, что разработанное электронное учебное пособие по дисциплине «Технология приготовления мучных кондитерских изделий» может быть использовано при проведении занятий по этой дисциплине в колледже и при прохождении студентами педагогической практики.
Таким образом, цель достигнута, задачи решены.
Подобные работы
- Использование электронного учебного пособия по учебному предмету профессионального цикла «Организация и выполнение грузовых перевозок автомобильным транспортом» для обучающихся колледжа
Бакалаврская работа, технологические процессы ТО, ремонта и диагностики автомобилей. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - Создание н применение н учебном процессе электронного учебного пособия по дисциплине профессионального цикла
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4385 р. Год сдачи: 2020 - ЭЛЕКТРОННОЕ УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ
«ОСНОВЫ ЗАГОТОВИТЕЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА»
Дипломные работы, ВКР, информатика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2017 - Электронное учебное пособие
«теоретические основы электротехники»
Дипломные работы, ВКР, информатика. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2017 - Электронное учебное пособие
«Газопламенная обработка металлов»
Дипломные работы, ВКР, информатика. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2017 - Управление процессом выявления и поддержки одаренных и талантливых обучающихся в образовательной организации (на примере муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №11» г. Набережные Челны)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2018 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ
ЧАСТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ СРЕДНЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЕЛАБУЖСКИЙ ЭКОНОМИКО-
ЮРИДИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
Дипломные работы, ВКР, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4950 р. Год сдачи: 2017 - ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ В КОЛЛЕДЖЕ ПО ДИСЦИПЛИНЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЦИКЛА
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4320 р. Год сдачи: 2019 - Совершенствование системы контроля в процессе управления профессиональной образовательной организации
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4995 р. Год сдачи: 2020



