Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Создание и применение в учебном процессе профессиональных образовательных организации электронных учебных пособий по дисциплинам профессионального цикла

Работа №80770

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы63
Год сдачи2020
Стоимость4210 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
252
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1. Теоретические основы применения электронного учебного пособия в рамках учебного процесса 8
1.1. Понятие электронного учебного пособия. Роль в современном
образовании 8
1.2. Структура и классификация электронного учебного пособия.
Преимущества и недостатки 12
1.3. Технология разработки и методика применения ЭУП в
образовательном процессе СПО 16
Выводы по первой главе 25
2. Разработка и применение ЭУП в учебном процессе на базе ЧТПиГХ им. Я.П. Осадчего 26
2.1. Характеристика базы исследования и анализ рабочей программы по дисциплине “Технология приготовления мучных кондитерских изделий” 26
2.2. Описание структуры и содержания разработанного электронного
учебного пособия 35
2.3. Методические рекомендации обучающимся по применению
электронного учебного пособия 42
Выводы по второй главе 44
Заключение 45
Список литературы 47
Приложения


На сегодняшний день, компьютерные технологии и инструментальные средства активно создаются и внедряются во многие сферы. Не стало исключением и образование. Компьютеры и информационные технологии ставят перед преподавателями новые задачи в обучении. Одна из таких задач сегодня - создание и разработка электронных учебных пособий (ЭУП) и введение их в учебный процесс. Наиболее значимым становится процесс создания не только качественных электронных учебных пособий, но и самоучителей, курсов, лабораторных практикумов и других вспомогательных учебных материалов и обучающих систем [11].
Почти по всем направлениям учебных дисциплин создаются электронные учебные пособия и самоучители. Создание электронных учебных пособий и их организация является сложной задачей с технологической и методической точки зрения. Однако индустрия информационных технологий не стоит на месте и развивается в силу их социальной значимости и востребованности. Например, ЭУП продуктивны при проведении самостоятельных работ, а также при индивидуальной работе, они очень важны для личностно-ориентационной системы обучения.
Большое количество статистических исследований показывают, что повысить успеваемость студентов и их заинтересованность в будущей профессии позволяет использование и применение обучающих программ. Такие программы предоставляют возможность каждому обучающемуся, несмотря на уровень знаний, персонализировать свой процесс обучения, совершать самоконтроль. У учеников, благодаря таким программам, есть возможность быть активным, а не пассивным участником [30].
Многие научные работники рассматривали проблему создания и применения электронных учебных пособий в учебном процессе.
— Проблему недостаточного уровня подготовки и переподготовки преподавателей для эффективного использования информационных технологий в системе образования выявили Мякишев С.Л. и Макаров Р.Ю. Они пишут о необходимости уделять особое внимание инициативам, связанным с подготовкой преподавателей и инструкторов [29].
— Установление долгосрочного сотрудничества ВУЗов с бизнес- партнерами и предпринимателями в сфере проектирования и внедрения электронных пособий в учебный процесс. Об этой проблеме писали Михалищева М.А., Турукина С.В [28].
— Проведя перспективный анализ, Дулинец Т.Г., Фирскина М.С. и Хващевская Д.И. утверждают, что российские ВУЗы вынуждены перерабатывать учебную программу в целях предоставления студентам необходимых навыков и знаний, связанных с информационными технологиями и работой с электронными пособиями (учебниками). Использование новых возможностей ИТ в процессе создания и внедрения электронных пособий (учебников) обуславливают необходимость разработки не только новой стратегии учебного плана, но и стратегии для осуществления преобразований на уровне ВУЗа [16].
— Ключевую роль, по мнению Слободчикова В.В., в процессе создания и внедрения электронных учебных пособий в системе образования ВУЗов должна играть не только администрация высших учебных учреждений, но и федеральные, региональные и местные органы исполнительной власти[15].
Создание и применение ЭУП описывается и в нормативно-правовых документах.
- Федеральный закон об образовании в РФ принят
Государственной Думой 21.12.2012 № 273. Статья 18 “Печатные и
электронные образовательные и информационные ресурсы”, пункт 1,9 [46].
- ГОСТ Р 7.0.83-2013 СИБИД. Электронные издания. Основные виды и выходные сведения. Разработан Федеральным государственным унитарным предприятием Научно-технический центр "Информрегистр" (ФГУП НТЦ "Информрегистр") и Федеральным государственным бюджетным учреждением науки Всероссийский институт научной и технической информации Российской академии наук. Утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15 октября 2013 г. N 1163-ст [14].
- ГОСТ Р 57724-2017. Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Образовательные интернет-порталы федерального уровня. Рубрикация информационных ресурсов. Разработан Государственным образовательным учреждением высшего профессионального образования Московский государственный технологический университет "Станкин" (Отраслевой специализированный ресурсный центр регистрации, стандартизации и сертификации информационных ресурсов системы образования). Утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулировании метрологии от 27 декабря 2006 г. N 423-ст [13].
Качество образования на государственном уровне определяется как соответствие результатов, достигнутых студентами, принятым в образовательной доктрине социальным требованиям и нормам. Следовательно, повышению качества обучения призвано способствовать значительное расширение существующих в настоящее время библиотек электронных учебных изданий и курсов.
Введение электронного учебного пособия в образовательный процесс вполне актуально. В настоящее время, по данным опроса Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), доля интернет- пользователей в России составляет две трети граждан (66 %). [30].
Регулярное увеличение объема информации и ограниченность учебного времени приводят к необходимости интенсификации обучения, разработке и внедрению нетрадиционных технологий, которые базируются на использовании цифровых образовательных ресурсов. Одним из таких средств в настоящее время является электронное учебное пособие.
Электронное учебное пособие поможет уменьшить нагрузку на педагога, так же в него можно включить различные мультимедийные объекты, что поможет более подробно раскрыть изучаемую учебную дисциплину. ЭУП при грамотной работе с ним помогает, содействовать формированию всех сфер личности: интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной, волевой, саморегуляции.
Быстро найти нужную информацию, организовать почти мгновенную обратную связь, осуществить проверку знаний по темам на скорости, которая подойдет для конкретного индивидуума - все это позволяют сделать педагогические программные средства. Использование электронных обучающих программ играет немалую роль в процессе обучения как в системе высшего, так и среднего специального и профессионального образования, что и определило выбор темы нашего исследования [50].
Цель исследования: разработать электронное учебное пособие и применить его в учебном процессе по дисциплине профессионального цикла.
Объект исследования: процесс обучения с применением электронных учебных пособий.
Предмет исследования: создание и применение в учебном процессе электронного учебного пособия по дисциплине профессионального цикла.
Задачи:
1. Рассмотреть понятие ЭУП.
2. Объяснить какую роль играет ЭУП в современном образовании.
3. Изложить структуру и классификацию ЭУП в литературе, выявить преимущества и недостатки.
4. Изучить технологию разработки и методику применения ЭУП в образовательном процессе СПО.
5. Проанализировать рабочую программу по дисциплине «Технология приготовления мучных кондитерских изделий».
6. Описать структуру и содержание разработанного ЭУП.
7. Дать методические рекомендации обучающимся по применению и использованию ЭУП.
8. Разработать электронное учебное пособие по дисциплине “Технология приготовления мучных кондитерских изделий”.
Методы исследования: анализ теоретической и методической литературы, учебно-программной документации по дисциплине профессионального цикла; методы педагогического проектирования; описание; наблюдение.
Практическая значимость состоит в том, что данное ЭУП позволяет автоматизировать процесс обучения студентов, обладает интуитивно понятным интерфейсом и допускает работу в интернете.
База исследования: Челябинский техникум промышленности и городского хозяйства им. Я.П.Осадчего.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Использование электронных учебных пособий в учебном процессе позволяет глубже изучить материал, познакомиться подробнее с интересующими или плохо усвоенными темами. Различные графические и видео материалы предоставляют наглядную демонстрацию учебной информации. Очень важен тот факт, что имеет возможность и на лекции, и на практических занятиях, и в процессе самостоятельной работы пользоваться одним и тем же электронным ресурсом, использование которого в образовательном процессе формирует целостный образ изучаемого предмета [29].
В первой главе я определила понятие электронного учебного пособия и выяснила, чем оно отличается от традиционного и электронного учебника.
Рассматривая преимущества и недостатки ЭУП, было очевидно, что пособие играет огромную роль в современном образовании. Ведь оно компактно, продумано и с ним процесс обучения становится интересным.
Общей структуры для ЭУП не существует. Это можно объяснить тем, что каждое пособие уникально, например, в зависимости от программы подготовки и дисциплины, различия будут существенны.
В “Технологии разработки” было рассмотрено, какие части должны и могут присутствовать в электронном учебном пособии. Проанализировав информацию, я могу сказать, что в ЭУП должны быть: теоретический материал, практические задания, контроль знаний, информация. Именно опираясь на эти пункты и отталкиваясь от выбранной дисциплины, я создала свое ЭУП.
Во второй главе я проанализировала рабочую программу по дисциплине “Технология приготовления мучных кондитерских изделий”. Это помогло мне составить теоретический материал для своего ЭУП, а также практические задания.
В ходе выполнения выпускной квалификационной работы были решены следующие задачи:
— рассмотрено понятие ЭУП,
— определена роль ЭУП в современном образовании;
— изложена структура и классификация ЭУП в литературе;
— изучена технология разработки и методика применения ЭУП;
— проанализирована рабочая программа по дисциплине профессионального цикла;
— описана структура и содержание разработанного ЭУП;
— даны методические рекомендации по применению ЭУП;
— разработано электронное учебное пособие по дисциплине “Технология приготовления мучных кондитерских изделий”.
Исходя из проведенного педагогического эксперимента, следует, что разработанное электронное учебное пособие по дисциплине «Технология приготовления мучных кондитерских изделий» может быть использовано при проведении занятий по этой дисциплине в колледже и при прохождении студентами педагогической практики.
Таким образом, цель достигнута, задачи решены.


1. Абдулгалимов, Г.Л. Информационные технологии для учителя предметника, РИЦ МГГУ им. М.А. Шолохова, 2015.
2. Алешкина О. В. Применение электронных учебников в образовательном процессе [Текст] / О. В. Алешкина // Молодой ученый. — 2019. — №11. — С. 389-391.
3. Бакатин Ю. П., Остроух А. В. Инновационные информационные
технологии - в учебный процесс // Молодой ученый. — 2019. — №4. Т.3. — С. 64-65. — URLhttps://moluch.ru/archive/27/3108 /(дата обращения:
21.02.2020).
4. Баранова Ю. Ю. и др. Методика использования электронных учебников образовательном процессе //Информатика и образование. - 2019. - №.8. - С. 43-47.
5. Богачев А.Л. Разработка электронного учебника по курсу [Текст] / А.Л. Богачев, Ю.В. Добржинский. - Вологда: Вологдинские чтения, 2019. - 95 с.
6. Будакова, Е.А. Современные информационные технологии Екатеринбург, 2018.
7. Бурцева Л. П. Методика профессионального обучения: учебное пособие [Текст] / Л. П. Бурцева. — Москва : ФЛИНТА : Наука, 2015.— 157 с.
8. Бутейкис Инна Григорьевна, Жукова Алла Алексеевна. Технология приготовления мучных кондитерских изделий.Учебник. М.: Издателский центр “Академия”, 2017.
9. Бутейкис Н.Г. Технология приготовления мучных кондитерских изделий: учебник для нач. проф. образования/ Н.Г. Бутейкис. - 9-ое издание., стер. - М.: Издательский центр “Академия”, 2018. - 304 с.
10. Бутылин С.Н. Электронный учебник: понятия, структура, требования [Текст] - 2-е изд., испр. и доп. - Москва: Академия, 2017. - 300 с.
11. Васильева, И.А., Осипова Е.М., Петрова Н.Н. Психологические аспекты применения информационных технологий // Вопросы психологии. - 2019. - №3-148с.
12. Вуль В.А. Электронные издания. [Текст] / В.А. Вуль. - СПб.: «Петербургский институт печати», 2017. - 308 с.
13. ГОСТ Р 57724-2017 Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Учебник электронный. Общие положения. Издание официальное, М.: Стандартинформ, 2017.
14. ГОСТ Р 7.0.83-2013 СИБИД. Электронные издания. Основные виды и выходные сведения.
15. Григорьев С.Г. и [др.] Концепция образовательных электронных изданий и ресурсов — шаг на пути к качественному образованию / Григорьев С.Г., Слободчиков В.В., Гриншкун В.В., Демкин В.П., Краснова Г.А., Макаров С.И., Роберт И.В. // Портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании».
16. Дулинец Т. Г., Фирскина М. С., Хващевская Д. И. Педагогическое обоснование мультимедийного средства // Молодой ученый. — 2017. — №3. — С. 543-545. — URLhttps://moluch.ru/archive/137/38525/(дата обращения: 21.02.2020).
17. Ильина М.А. Электронные учебные пособия, и их важность в учебном процессе. — Электронный научный журнал «Информационно- коммуникационные технологии в педагогическом образовании». [Электронный ресурс] URL:http: //j ournal. kuzspa.ru/articles/87/.
18. Кириленко Т.А. Электронные учебные пособия как средство активизации учебной деятельности обучающихся. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL:http://www.metod-kopilka.ru/page-article-30.html.
19. Корячкина С.Я. Новые виды мучных кондитерских изделий. Научные оcновы, технологии, рецептуры. Учебник. Орел:Изд-во «Труд», 2017. — 480 с.
20. Кудинова В.М. Технология кондитерских изделий. Учебник.
Кемерово: Кемеровский технологический институт пищевой
промышленности, 2016. - 140 с.
21. Кузнецов А.А. Сергеева Т.А. Компьютерная программа и дидактика // Информатика и образование. — 2018, № 2.
22. Кузнецова Л.С., Сиданова М.Ю. Технология приготовления мучных кондитерских изделий: Учебн. для студ. учреждений сред. проф. ообразования. - М.: Мастерство, 2014. - 320 с.
23. Кузюк И.Г., Туч В.В. Электронные учебные пособия в
современном образовательном процессе // Научное сообщество студентов XXI столетия. Общественные науки: сб. ст. по мат. XIV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 14. [Электронный ресурс] — Режим доступа. —
URL:http://sibac.info/archive/social/8(11).pdf(дата обращения: 26.02.2020).
24. Лурье И. С. Технология кондитерского производства. Учебник. М.: Агропромиздат, 2014. - 399 с.
25. Максимов, Н.В., Партыка, Т.Л, Попов, И.И. Современные информационные технологии, М.: Издание, 2018.
26. Марина А. В., Мамешева И. А. Алгоритм разработки рабочей учебной программы по предмету // Молодой ученый. — 2015. — №23.2. — С. 14-19. — URLhttps://moluch.ru/archive/103/24318/(дата обращения: 21.02.2020).
27. Матюхина З.П. Товароведение пищевых продуктов : учеб.пособие для студ./М.: Издательский центр «Академия»,2016.
28. Михалищева М. А., Турукина С. В. Использование электронных учебных пособий в учреждениях профессионального образования [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Пермь, июль 2015 г.). — Пермь: Меркурий, 2015. — С. 127¬129. — URLhttps://moluch.ru/conf/ped/archive/72/4050/(дата обращения: 21.02.2020).
29. Мякишев С.Л. .Современные образовательные технологии в вузе : учебно-методическое пособие [Текст] / С.Л. Мякишев, Н. Н. Быкова, Е. В. Зарукина. - Санкт-Петербург : Изд-во СПбГЭУ, 2015. - 169 с.
30. Назаров Э. С., Ризаева Г. Х., Жураев Х. О. Вопросы интеграции в среднем профессиональном образовании // Молодой ученый. — 2015. — №8. — С. 839-842. — URLhttps://moluch.ru/archive/67/10758/(дата обращения: 21.02.2020).
31. Общая структура электронных учебных пособий. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL:http://method.saitar.com/index/0-14.Дата обращения. 12.02.2020
32. Основы разработки электронных учебных изданий [Текст] / Г. В.Алексеев, И. И. Бриденко, Е. И. Верболоз, М. И. Дмитриченко. - СанктПетербург : Лань, 2016. - 144 с.
33. Павлов А.В. “Сборник рецептур мучных кондтерских изделий”. Издательство: Гидрометеоиздат, 2015.
34. Письмо МО и науки от 24.11.2011 No МД-1552/03 «Об оснащенности образовательных учреждений учебным и учебно¬лабораторным оборудованием», активного применения ИКТ (в том числе дистанционных образовательных технологий).
35. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 9 января 2014 г. N 2 г. Москва" Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ".
36. Роберт, И.В. Современные информационные технологии в образовании. - М.: Школа-Пресс, 2017.
37. Руднев А. Ю. Разработка и использование электронных учебных изданий [Текст] / А. Ю. Руднев, В. А. Тегин. - М.: Lennex Corp, 2015. -168 с.
38. Семенов, В.В. Компьютерная технология обучения /Новые информационные технологии в университетском образовании //Материалы международной научно-методической конференции. - Новосибирск: НГУ,
2015. - 118 с.
39. Семиряжко Т. Г. Кулинария. Контрольные материалы: учеб. Пособие для нач. проф. образования/ Семиряжко Т.Г. Дерюгина. М.Ю. - 3-е изд.,испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2018. - 208с.
40. Скобельская З.Г., Горячева Г.Н. Технология производства сахарных кондитерских изделий. Учеб. для нач. проф. образования.— М.: ИРПО; ПрофОбрИздат, 2018. — 416 с.
41. Сластенин, В.А. , Методика воспитательной работы. Издательский центр «Академия», 2017.
42. Советов, Б.Я. Информационные технологии, М.: Агропромиздат,
2016.
43. Соломин В.П., Елисеев Д.О. Электронные учебники и их место в
современном высшем образовании / Соломин В.П., Елисеев Д.О. // Портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании». [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL:
http: //www. ict.edu.ru/vconf/index.php.
44. Теньковская Т. С. Разработка электронного учебного пособия // Молодой ученый. — 2015. — №22. — С. 191-194. — URL https://moluch.ru/archive/102/23371/(дата обращения: 27.02.2020).
45. Титова Е. И., Чапрасова А. В. О создание электронного учебника [Электронный ресурс] // Молодой ученый. — 2015. — №3. — С. 855-856. — URL:https://moluch.ru/archive/83/15335/(дата обращения: 21.02.2020).
46. Трайнев В.А., Трайнев И.В. Информационные
коммуникационные педагогические технологии (обобщения и рекомендации): Учебное пособие. - 2-е изд. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2016. - 280 с.
47. Федеральный Закон № 11 ФЗ от 28 февраля 2012 г. О внесении изменений в Закон РФ, "Об образовании" в части применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.
48. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 21.07.2014) "Об образовании в Российской Федерации" (29 декабря 2012 г.)
49. Халяпина Л. П. Новые информационные технологии в профессиональной педагогической деятельности : учебное пособие / Л. П. Халяпина,Н. В. Анохина. - К.: Кемеровский государственный университет, 2016.
50. Хожиев А. Х. Особенности, преимущества и эффективность электронных учебников по специальным дисциплинам, применяемых в профессиональных колледжах // Молодой ученый. — 2016. — №2. — С. 311-313. — URLhttps://moluch.ru/archive/37/4255/(дата обращения: 21.02.2020).
51. Электронное учебное пособие в современном учебном процессе
[Электронный ресурс]. - Режим доступа
https://sibac.info/studconf/social/xiv/35000(дата обращения 28.02.2020).
52. Электронное учебное пособие. [Электронный ресурс] URL: http://letopisi.org/index.php/.Материал из Letopisi.Ru— «Время вернуться домой».
53. Электронные учебники: рекомендации по разработке, внедрению и использованию интерактивных мультимедийных электронных учебников нового поколения для общего образования. М.: Федеральный институт развития образования, 2019, 84 с.
54. Электронный научный журнал "Информационно¬
коммуникационные технологии в педагогическом образовании", 2018. [Электронный ресурс]. Режим доступа. URL:http://infed.ru/articles/87/.
55. Электронный сайт ГБПОУ ЧТПиГХ им. Осадчего:http://chtpgh.ru.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ