Введение 3
Глава 1. Теоретические основы развития мышления у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня 6
1.1 Понятие «Мышление» и его развитие у детей в онтогенезе 6
1.2 Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного
возраста с общим недоразвитием речи III уровня 15
1.3 Особенности мышления у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня 20
Выводы по 1 главе 26
Глава 2. Экспериментальная работа по изучению и развитию мышления у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня 27
2.1 Методика изучения мышления у старших дошкольников с общим
недоразвитием речи III уровня 27
2.2 Состояние мышления у старших дошкольников с общим недоразвитием
речи III уровня 33
2.3 Организация и содержание логопедической работы по развитию мышления у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня 35
Выводы по 2 главе 40
Заключение 41
Список использованных источников 44
Приложения
Актуальность исследования. Один из важнейших вопросов логопсихологии - вопрос о развитии мышления. Посредством мышления происходит познание ребенком окружающего мира во всех его связях и закономерностях. Проблема развития мышления детей рассматривалась в работах Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Ж. Пиаже, и многими другими учеными.
Идея тесной взаимосвязи мышления и речи получила свое развитие в научных исследованиях. В трудах Л.С. Выготского отмечается, что единство мышления и речи возникает в результате развития и является характерным для человеческой интеллектуальной деятельности.
В настоящее время наблюдается неуклонный рост количества детей дошкольного возраста с различными видами речевой патологии. Одной из наиболее распространенных патологий является общее недоразвитие речи (ОНР), при котором наблюдаются нарушения во всех компонентах речевой системы: фонетики, лексики, грамматики, которые проявляются прежде всего в нарушениях смысловой и произносительной составляющих речи.
В результате дети с этим видом нарушения речевого развития имеют значительные недостатки в составлении связных монологических высказываний - описаний, повествований и рассуждений.
В работах Р.И. Лалаевой, О.Н. Усановой, показаны особенности детей с общим недоразвитием речи, в том числе отмечается недоразвитие мышления. Они отмечают, что дети, имеющие нарушения речи, интеллектуально сохранны, а их трудности в выполнении когнитивных операций вторичны по отношению к недоразвитию устной речи.
Так, Е.М. Мастюкова указывает, что у детей с общим недоразвитием речи недостаточно сформирована связная речь: ограниченный словарный запас, многократное использование одинаково звучащих слов с различными значениями делает речь детей бедной и стереотипной, есть нарушения в фонетики, лексики и грамматики.
Формирование психических процессов, и в частности мышления стимулирует процесс развития речи дошкольника с общим недоразвитием речи, а речевое воспитание одновременно стимулирует развитие интеллекта. На такую взаимосвязь мышления и речи указывают такие исследователи, как Р.Е. Левина, Н.С. Жукова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина.
Таким образом, проблема развития мышления у детей с общим недоразвитием речи является одной из важнейших задач, от решения которых зависит совершенствование коррекционно-развивающей работы дошкольного учреждения, направленной на интеграцию сенсомоторного развития, формирование речевых умений и навыков, понятийного и творческого мышления.
Объект исследования: особенности мышления у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Предмет исследования: специфика логопедической коррекции мышления у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Цель исследования: теоретически обосновать и практически реализовать содержание логопедической работы по развитию мышления у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую и специальную литературу по проблеме исследования.
2. Выявить особенности мышления у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
3. Выделить и внедрить комплекс игр и упражнений по развитию мышления у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
В соответствии с целью и задачами работы в ходе данного исследования использовались теоретические методы (анализ психолого-педагогической и специальной литературы); эмпирические (изучение психолого-педагогической документации, констатирующий, формирующий); количественная и качественная обработка полученных нами результатов.
Экспериментальная работа по изучению и развитию мышления у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня проводилась на базе: МБДОУ «ДС № 426 г. Челябинска». В ней приняли участие 5 детей изучаемой категории.
Данная квалификационная работа состоит из двух глав. В первой главе раскрываются теоретические аспекты изучения детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня. Подробно изучены онтогенетические принципы и закономерности становления и развития мышления у детей старшего дошкольного возраста, представлена психолого-педагогическая характеристика детей с изучаемым нарушением речи.
Во второй главе мы изучили и проанализировали специальную методическую литературу по обследованию мышления у детей старшего возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Также во второй главе описывается содержание логопедической коррекции мышления у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня, в соответствии с которым подбирается комплекс игр и упражнений.
После каждого параграфа даются выводы. В заключении - общий вывод по проделанной работе, библиографический список, приложения.
Нарушение развития мыслительных процессов у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня приводит к тому, что у этих детей нарушаются: восприятие; память; внимание; воображение; речь; имеются нарушения в операциях обобщения и опосредованного познания; возникают проблемы в анализе и синтезе.
Поэтому вопросам развития мышления у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня необходимо уделять большое внимание.
Целью нашего исследования было: теоретически обосновать и практически реализовать содержание логопедической работы по развитию мышления у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Для реализации заявленной цели нами были решены следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую и специальную литературу по проблеме исследования.
2. Выявить особенности мышления у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
3. Выделить и внедрить комплекс игр и упражнений по развитию мышления у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Исследованием развития мышления у дошкольника с общим недоразвитием речи III уровня занимались такие учёные, как: Л.А. Венгер, B.C. Мухина, Н.Н. Поддьяков, А.В. Запорожец, О.Н. Усанова, Т.Н. Синякова, М.А. Фотекова, В.А. Ковшикова, Ю.А. Элькин, Л.И. Белякова и др.
Анализ литературных источников показал, что мыслительная деятельность осуществляется с помощью таких операций как: сравнение, анализ и синтез, абстракция, обобщение, конкретизация.
У детей старшего дошкольного возраста в связи с интенсивным развитием речи хорошо усваиваются понятия.
Общее недоразвитие речи имеет четыре уровня речевого развития. III уровень речевого развития характерен развернутой фразовой речью с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития.
Проблемы речевого развития у детей данной категории не позволяют им правильно выявить значимые признаки предмета и установить связи между ними, а также выражаются нарушения в операциях обобщения и опосредованного познания.
Уровень мышления, который ребенок получает в дошкольном возрасте влияет на всю дальнейшую жизнь и общее развитие личности. Являясь психологическим новообразованием старшего дошкольного возраста, мышление вносит основной вклад в детство дошкольника и в его психическое развитие в целом.
На основе данных, полученных в ходе исследования, мы разработали содержание логопедической работы по развитию мышления у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Мы выделили следующие направления логопедической работы по развитию мышления у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня: развитие операций анализа и синтеза; развитие операций сравнения; развитие операции обобщения; установление аналогий; классификации предметов; развитие операции конкретизации.
Для того чтобы мышление развивалось успешно и не возникало проблем разработаны специальные игры и упражнения на развитие мышления, представленные в (приложении № 4) и только в сочетание с логопедической работой они дадут результат и толчок в развитии мышления у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Таким образом, в ходе нашего исследования поставленные задачи были реализованы и достигнута поставленная цель.
1. Арушанова, А. Дошкольный возраст: формирование грамматического строя речи. [Текст] /Дошкольное воспитание. 1993 г.
2. Выготский, Л.С. Избранные психологические исследования. Мышление и речь. Проблемы психологического развития ребенка [Текст] /Л.С. Выготский. - М.: Изд. Акад. пед. наук РСФСР,1956. - 520 с.
3. Выготский, Л.С. Мышление и речь. Собрание сочинений [Текст] /Л.С. Выготский. - М., 1982.
4. Выготский, Л.С. Педагогическая психология. [Текст] / Л.С. Выготский. - М., 1997.
5. Волкова, Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики [Текст]: учебн. метод. пособие / Г.А. Волкова. —СПб.: Детство-пресс,2003.
6. Выготский, Л.С. Детская речь [Текст] / Л.С. Выготский — Москва: Просвещение,1996.
7. Венгер, Л.А. Развитие мышления дошкольника [Текст] / Л.А. Венгер, В.С. Мухина - Дошкольное воспитание - 2002, №7.
8. Венгер, Л.А. Отбор детей в специальные дошкольные учреждения [Текст] /Л.А. Венгер, Г.Л. Выгодская. - М.: Просвещение, 1972. - 224 с.
9. Глухов, В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. -2-е изд, испр. и доп. [Текст] / В.П. Глухов. — Москва: АРКТИ, 2004.
10. Гаврилина, С.Е. Развиваем мышление[Текст] / С.Е. Гаврилина, Н.Л. Кутявина - М., 2000.
11. Глухов, В.П. Наглядно-дидактический материал для работы с детьми дошкольного возраста с нарушениями речи (ФФН и ОНР). Демонстрационный материал и методика [Текст] / В.П. Глухов- М., 2003.
12. Дьяченко, О.М. Дневник воспитателя: развитие детей дошкольного возраста [Текст] / Под ред. О.М. Дьяченко, Т.В. Лаврентьевой М.:
Издательство ГНОМ и Д, 2000. - 144 с.
13. Жукова, Н.С. Если ваш ребенок отстает в развитии [Текст] / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова. - М., 1993.
14. Жукова, Н.С. Преодоление общего недоразвития речи у
дошкольников [Текст] / Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. - М., 2000.
15. Жукова, Н.С. Преодоление общего недоразвития речи у
дошкольников. второе издание [Текст] / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева —Москва: Просвещение, 1990.
16. Запорожец, А.В. Избранные психологические исследования [Текст]: В 2 т./ А.В. Запорожец -М., 1986.
17. Запорожец, А.В. Психология. [Текст] / А.В. Запорожец- М., 1953.
18. Исаев, Д.Н. Психическое недоразвитие у детей. [Текст] / Д.Н. Исаев - СПб., 2002.
19. Кузнецова, Л.В. Основы специальной психологии [Текст]: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. /, Л.И. Переслени, Л.И. Солнцева и др.; Под ред. Л.В. Кузнецовой. - 2-е изд., стер. - М. Издательский центр «Академия», 2005 - 480 с.
20. Лебединский, В.В. Нарушение психического развития у детей. [Текст] /В.В. Лебединский - М., 2005.
21. Лысанова, Н.Ф. Возрастная анатомия, физиология и школьная гигиена. учеб. пособие. [Текст] / Н.Ф. Лысанова, Айзман Р.И., Завьялова Я.Л., Ширшова В.М. Новосибирск. Сиб. унив. изд., 2009 - 398с.
22. Люблинская, А.А. Очерки психологического развития - Изд. 2-е, перераб., [Текст] / А.А. Люблинская - М.: «Просвещение»,1965. - 356с.
23. Люблинская, А.А. Воспитателю о развитии ребенка [Текст] / А.А. Люблинская - М., 1999.
24. Леонтьев, А.Н. Лекции по общей психологии. [Текст] / А. Н. Леонтьев - М.: Смысл; Изд. Центр «Академия», 2007. - 511 с.
25. Левина, Р.Е. Основы теории и практики логопеда [Текст] / Под ред, Р. Е. Левиной. - М., 1968 - С. 7- 30.
26. Мухина, В.С. Детская психология. [Текст] / В.С. Мухина, Л.А. Венгер- М.: Просвещение, 1985, 271 с.
27. Обухова, Л.Ф. Этапы развития детского мышления [Текст] / Л.Ф. Обухова - М., 1999.
28. Поддьяков, Н.Н. К вопросу о развитии мышления дошкольников Возрастная и педагогическая психология [Текст] / Н.Н. Поддьяков - М., 1982.
29. Пономарев, Я.А. Знания, мышление и умственное развитие [Текст] / Я.А. Пономарев - М., 1957.
30. Пиаже, Ж. Избранные психологические труды. Психология интеллекта. Генезис числа и ребенка. Логика и психология. [Текст] /Пер. с фр. Предисл. В. А. Лекторского и др., с.9- 53- М.: «Просвещение»,1969. - 659с.
31. Ривина, И.В. Развитие учебно-познавательных действий у детей 6 — 10 лет: Автореферат канд. диссертация [Текст] / И.В. Ривина М., 1988.
32. Стадненко, Н.М. Особенности мышления учащихся вспомогательной школы. [Текст] / Н.М. Стадненко- Киев, 1980.
33. Стребелева, Е.А. Влияние обучения на решение умственно отсталыми дошкольниками простейших задач, связанных с употреблением вспомогательных предметов - орудий. [Текст] / Дефектология. № 4. 1979.
34. Трошин О.В. Логопсихология: учебное пособие [Текст] / О.В. Трошин, Е.В. Жулина - М.: ТЦ Сфера, 2005.
35. Тихомирова, Л.Ф. Логика. Упражнения на каждый день. Популярное пособие для родителей и педагогов [Текст] / Л.Ф. Тихомирова - Ярославль: «Академия развития», 1997.
36. Усанова, О.Я. Особенности невербального интеллекта при недоразвитии речи: Обучение и воспитание детей с нарушениями речи [Текст] / О.Я. Усанова, Т.Я. Синякова- М.,1982".
37. Филичева, Т.Б. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада: В 2 ч. Ч. I. Первый год обучения (старшая группа). Пособие для студентов дефектологических факультетов, практических работников специальных учреждений, воспитателей детских садов, родителей. [Текст] / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина- М.: Альфа, 1993— 103 с.
38. Эльконин, Д.Б. Детская психология [Текст] / Д.Б. Эльконин - М., 1960
39. Юнг, К.Г. Аналитическая психология: прошлое и настоящее [Текст] / К.Г. Юнг, Э. Сэмюэлс, В. Одайник, Дж. Хаббек; сост. В. В. Зеленский, А. М. Рудкевич - М: Мартис,1995.
40. Усанова, О.Я. Особенности невербального интеллекта при недоразви-тии речи: Обучение и воспитание детей с нарушениями речи [Текст] / О.Я. Усанова, Т.Я. Синякова- М.,1982".