Работа педагога-психолога по профилактике аддиктивного поведения детей младшего школьного возраста
|
Введение 3
ГЛАВА 1. Теоретико-методические аспекты формирования аддиктивного поведения детей младшего школьного возраста 12
1.1. Особенности детей младшего школьного возраста как «группы риска» по возникновению предпосылок к становлению компьютерной зависимости 12
1.2. Направления деятельности педагога-психолога по профилактике
компьютерной зависимости в младшем школьном возрасте 24
Выводы по 1 главе 34
ГЛАВА 2. Методика организации экспериментальной работы по изучению аддиктивного поведения детей младшего школьного возраста 36
2.1. Содержание и организация экспериментального исследования 36
2.2. Программа деятельности педагога-психолога по профилактике
аддиктивного поведения в младшем школьном возрасте 39
Выводы по 2 главе 50
ГЛАВА 3. Анализ и обсуждение результатов исследования 52
3.1. Анализ результатов констатирующего этапа экспериментальной
работы 52
3.2. Анализ результатов контрольного этапа экспериментальной
работы 60
Выводы по 3 главе 66
Заключение 68
Список литературы 70
Приложения
ГЛАВА 1. Теоретико-методические аспекты формирования аддиктивного поведения детей младшего школьного возраста 12
1.1. Особенности детей младшего школьного возраста как «группы риска» по возникновению предпосылок к становлению компьютерной зависимости 12
1.2. Направления деятельности педагога-психолога по профилактике
компьютерной зависимости в младшем школьном возрасте 24
Выводы по 1 главе 34
ГЛАВА 2. Методика организации экспериментальной работы по изучению аддиктивного поведения детей младшего школьного возраста 36
2.1. Содержание и организация экспериментального исследования 36
2.2. Программа деятельности педагога-психолога по профилактике
аддиктивного поведения в младшем школьном возрасте 39
Выводы по 2 главе 50
ГЛАВА 3. Анализ и обсуждение результатов исследования 52
3.1. Анализ результатов констатирующего этапа экспериментальной
работы 52
3.2. Анализ результатов контрольного этапа экспериментальной
работы 60
Выводы по 3 главе 66
Заключение 68
Список литературы 70
Приложения
Одной из наиболее важных областей в исследовательской и коррекционной практике педагогов-психологов является психология зависимостей. Аддиктология - наука о зависимостях - сформировалась на стыке медицины и психологии; немаловажен вклад педагогики и социологии. Проблематика измененных состояний сознания достаточно популярна в клинической психологии и психиатрии.
Термин «аддиктивное поведение» появился в научной литературе в 80-х годах XX века. Он был предложен зарубежными авторами W. Miller (1984) и M. Landry (1987), определившими его как злоупотребление различными веществами, изменяющими психическое состояние, включая алкоголь и курение табака, до того, как от них сформируется зависимость.
Аддиктивное поведение характеризуется стремлением к уходу от реальности путем искусственного изменения своего психического состояния химическим или нехимическим путем. Это стремление настолько поглощает человеческое сознание, что его поведение полностью подчиняется поиску средств, позволяющих хотя бы ненадолго покинуть реальность. В результате человек существует в виртуальном, сюрреалистичном мире.
Проблема аддиктивного поведения, определения понятия, виды, механизмы аддикций рассмотрены в трудах Ц.П. Короленко, Н.В. Дмитриевой, Н.П. Фетискина, Г.В. Старшенбаума, М.В. Жуковой, Е.В. Фроловой, К.И. Шишкиной и других ученых.
Проблемами аддикции в младшем школьном возрасте занимались С.А. Кулаков, Т.Б. Гречаная, Л.С. Колесова, Л.Ю. Иванова, Н.А. Гусева и другие.
Наряду с поиском и улучшением средств борьбы с традиционными видами зависимостей (алкогольной, наркотической и табачной) наблюдается отчетливая тенденция к появлению более современных видов зависимостей. Одним из таких видов является компьютерная зависимость - расстройство поведения в результате использования Интернета и компьютера.
В последнее время пользуется популярностью зарубежный термин «патологическое использование компьютера» («pathological computer use»), который употребляется для выделения таких ситуаций, в которых компьютер используется для получения информации крайне широкого, далеко выходящего за пределы профессиональных интересов содержания.
Информация имеет огромное значение для человека. Компьютер и Интернет являются мощным инструментом обработки и обмена информацией. Интернет все больше и больше внедряется в нашу жизнь. Он становится одним из любимых видов времяпрепровождения детей. Наряду с положительными аспектами использования компьютера есть и отрицательные составляющие: ухудшение состояния здоровья, трудности осуществления живого общения, плохая успеваемость в школе, нежелательный контент, кража личной информации и другие опасности, число которых, по мнению специалистов, значительно превышает те преимущества, которые несет в себе Сеть. В виртуальном мире дети не менее беззащитны, чем в реальном. Поэтому взрослым необходимо сделать все возможное, чтобы их защитить.
В наше исследование введено ограничение: мы рассматриваем такой вид аддиктивного поведения, как компьютерная зависимость (включающая, в свою очередь, Интернет-зависимость и игровую компьютерную аддикцию).
Проблема определения понятия компьютерной зависимости, его видов, механизмов и стадий формирования рассмотрена в трудах Р. Сабби, K. Young, I. Goldberg, О. Зееманна, А.Е. Войскунского и других ученых.
Особенности формирования компьютерной аддикции у детей младшего школьного возраста изучены в работах С.А. Котовой, И.Г. Чернобровкиной, М.В. Жуковой, Е.В. Фроловой, К.И. Шишкиной и других.
Основы профилактической работы с подростками и взрослыми освещали в своих исследованиях Л.Б. Юрьева, Т.Ю. Больбот, Е.В. Зеркина, Г.Г. Кулинич, С.В. Краснова, Н.Р. Казарян и другие.
Возраст пользователей компьютера неуклонно снижается. По результатам проведенного кандидатом психологических наук, психологом- консультантом С.А. Котовой исследования было выявлено, что около 80 % младших школьников, проживающих в крупных индустриальных городах, имеют компьютер дома; 20-25 % детей имеют первичный опыт взаимодействия с компьютером уже к 7 годам, с восьми лет к ним резко прибавляется еще более 50 % пользователей.
Актуальность данного исследования определяется:
- на социальном уровне: необходимостью воспитания психологически и физически здоровой личности, что декларируется в ряде документов (Закон «Об образовании в Российской Федерации», Концепция реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 года, Концепция государственной антинаркотической политики Российской Федерации и другие);
- на теоретическом уровне: с одной стороны, достаточной изученностью проблемы формирования компьютерной зависимости у взрослых людей и подростков и организацией реабилитационных мероприятий, тогда как процесс формирования и профилактики компьютерной зависимости у младших школьников исследован мало;
- на практическом уровне: недостаточной разработанностью программ деятельности педагога-психолога по профилактике компьютерной зависимости младших школьников.
Мы видим противоречие между увеличением количества детей, имеющих предпосылки к становлению компьютерной зависимости, и недостаточной методической разработанностью способов ее профилактики.
Из данного противоречия вытекает проблема исследования: каково содержание деятельности педагога-психолога по профилактике аддиктивного поведения детей младшего школьного возраста?
На основании выявленного противоречия и проблемы мы сформулировали тему магистерской диссертации: «Работа педагога- психолога по профилактике аддиктивного поведения детей младшего школьного возраста».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментальным путем проверить результативность программы работы педагога-психолога в комплекте с рабочей тетрадью и пособием для педагогов по профилактике компьютерной зависимости детей младшего школьного возраста, особенностью которой является комплексный характер работы с детьми, родителями и работы педагогов.
Объект исследования: профилактика компьютерной зависимости (аддикции) у детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: профилактика компьютерной зависимости у детей младшего школьного возраста в деятельности педагога-психолога.
Гипотеза исследования: если в учебно-воспитательный процесс начальной школы внедрить программу деятельности педагога-психолога, сконструированную на основе системного, аксиологического и личностно-ориентированного подходов, уровень предрасположенности младших школьников к компьютерной зависимости снизится.
Задачи исследования:
1) рассмотреть особенности детей младшего школьного возраста как «группы риска» по возникновению предпосылок к становлению компьютерной зависимости;
2) определить направления деятельности педагога-психолога по профилактике компьютерной аддикции в младшем школьном возрасте;
3) экспериментальным путем проверить результативность программы деятельности педагога-психолога, направленной на профилактику компьютерной зависимости детей младшего школьного возраста.
Методологическая основа исследования основана на следующих методологических подходах:
1) системный подход, позволивший раскрыть целостность феномена компьютерной зависимости и рассмотреть данную зависимость как психосоциальное явление современного общества, определить направления деятельности педагога-психолога и сконструировать программу профилактической направленности.
2) аксиологический подход, направленный на формирование мировоззренческих представлений об общечеловеческих и личностных ценностях, здоровом образе жизни.
3) личностно-ориентированный подход, позволивший определить возможность разработки основных направлений профилактической работы с учетом личностных характеристик детей младшего школьного возраста.
Теоретическая значимость: обоснованы направления деятельности и содержание программы работы педагога-психолога, которые способствуют снижению риска возникновения компьютерной зависимости.
Практическая значимость: разработанная программа работы педагога-психолога по профилактике компьютерной зависимости младших школьников может быть использована учителями начальных классов, педагогами-психологами, социальными педагогами в осуществлении педагогической деятельности.
Положения, выносимые на защиту:
1. В рамках исследования выделены и охарактеризованы этапы психолого-педагогической работы по изучению и профилактике аддиктивного поведения детей младшего школьного возраста.
2. Определена целесообразность создания и внедрения в учебно-воспитательный процесс собственной программы работы педагога- психолога по профилактике компьютерной зависимости младших школьников.
3. Выявлена необходимость повышения эффективности профилактической работы путем разработки дополнительных превентивных мер, увеличения количества применяемых технологий и установления взаимодействия с представителями других социальных структур (с медицинскими работниками, со специалистами в сфере информационно-коммуникационных технологий, с представителями государственных служб и органов по охране общественного порядка и т. д.).
База исследования: исследование проводилось на базе МБОУ «СОШ г. Челябинска». В эксперименте приняли участие 60 младших школьников в возрасте 9-10 лет.
Этапы исследования:
1. На первом этапе исследования (с 15.09.2017 по 13.05.2018) рассматривалась степень изученности проблемы в психолого-педагогической и медицинской литературе, анализировались основные понятия, формулировались методологические положения исследования, разрабатывалась методика проведения экспериментальной работы, подбирался методический инструментарий.
2. На втором этапе (с 14.05.2018 по 15.06.2018; с 01.09.2018 по 27.01.2019) проводился констатирующий этап экспериментальной работы, разрабатывалось содержание формирующего этапа эксперимента.
3. На третьем этапе (с 28.01.2019 по 14.05.2019) в рамках формирующего этапа эксперимента внедрялась программа деятельности педагога-психолога по профилактике компьютерной зависимости в младшем школьном возрасте, проводился контрольный этап экспериментальной работы.
4. На четвертом этапе (с 15.05.2019 по 05.06.2019) проводились обработка и анализ полученных данных, оформление результатов исследования.
Методы исследования:
1. Теоретические: анализ психолого-педагогической и медицинской (клинической) литературы; обобщение результатов исследования.
2. Эмпирические: эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный этапы); анкетирование; тестирование.
3. Методы обработки и интерпретации результатов исследования.
Апробация осуществлялась путем представления результатов исследования на студенческих конференциях, а также посредством опубликования материалов в сборниках научных статей.
1. Участия в конференциях:
- IV международная студенческая научно-практическая
конференция «Начальное образование сегодня и завтра: взгляд молодых» (4-5 декабря 2017 года);
- XVI Международная (очно-заочная) научно-практическая
конференция «Актуальные проблемы дошкольного образования: традиции и инновации» (19-20 апреля 2018 года);
- V Всероссийская научно-практическая конференция студентов и педагогов «Начальное образование сегодня и завтра: взгляд молодых» (декабрь 2018 года);
- XVII Международная научно-практическая конференция
«Актуальные проблемы дошкольного образования: риски, возможности, перспективы» (18-19 апреля 2019 года);
- Ежегодная студенческая научно-практическая конференция
(26 апреля 2019 года).
2. Публикации результатов исследования:
Бараш, Е.Л. Направления деятельности педагога по профилактике компьютерной зависимости младших школьников / Е.Л. Бараш, М.В. Жукова, Е.В. Фролова, К.И. Шишкина // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. Научный журнал. - Челябинск: Изд-во ФГБОУ ВО «ЮУрГГПУ», 2018. - № 5. - С. 75-90.
Бараш, Е.Л. Профилактика аддиктивного поведения детей: преемственность в работе педагога-психолога дошкольной образовательной организации и начальной школы / Е.Л. Бараш // Актуальные проблемы дошкольного образования: традиции и инновации: сборник статей XVI Международной научно-практической конференции: в 2 частях (г. Челябинск, 19-20 апреля 2018 г.). - Челябинск: ЗАО «Библиотека А. Миллера», 2018. - Ч. 1. - С. 32-37.
Бараш, Е.Л. Профилактика компьютерной зависимости детей: преемственность в работе педагога-психолога дошкольной образовательной организации и начальной школы / Е.Л. Бараш // Актуальные проблемы дошкольного образования: риски, возможности, перспективы: материалы XVII Международной научно-практической конференции. - Челябинск: ЗАО «Библиотека А. Миллера», 2019. - в печати.
Бараш, Е.Л. Работа педагога-психолога по профилактике аддиктивного поведения детей младшего школьного возраста / Е.Л. Бараш // Научно-практический электронный журнал «Аллея науки», 2019. - Выпуск № 1(28) (том 4). - С. 845-848.
3. Представления результатов исследования на заседании педагогического совета МБОУ «СОШ г. Челябинска».
Структура и объем магистерской диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, включающего 77 источников, и приложения. Содержит 16 таблиц, 8 рисунков. Общий объем диссертации составляет 116 страниц.
Термин «аддиктивное поведение» появился в научной литературе в 80-х годах XX века. Он был предложен зарубежными авторами W. Miller (1984) и M. Landry (1987), определившими его как злоупотребление различными веществами, изменяющими психическое состояние, включая алкоголь и курение табака, до того, как от них сформируется зависимость.
Аддиктивное поведение характеризуется стремлением к уходу от реальности путем искусственного изменения своего психического состояния химическим или нехимическим путем. Это стремление настолько поглощает человеческое сознание, что его поведение полностью подчиняется поиску средств, позволяющих хотя бы ненадолго покинуть реальность. В результате человек существует в виртуальном, сюрреалистичном мире.
Проблема аддиктивного поведения, определения понятия, виды, механизмы аддикций рассмотрены в трудах Ц.П. Короленко, Н.В. Дмитриевой, Н.П. Фетискина, Г.В. Старшенбаума, М.В. Жуковой, Е.В. Фроловой, К.И. Шишкиной и других ученых.
Проблемами аддикции в младшем школьном возрасте занимались С.А. Кулаков, Т.Б. Гречаная, Л.С. Колесова, Л.Ю. Иванова, Н.А. Гусева и другие.
Наряду с поиском и улучшением средств борьбы с традиционными видами зависимостей (алкогольной, наркотической и табачной) наблюдается отчетливая тенденция к появлению более современных видов зависимостей. Одним из таких видов является компьютерная зависимость - расстройство поведения в результате использования Интернета и компьютера.
В последнее время пользуется популярностью зарубежный термин «патологическое использование компьютера» («pathological computer use»), который употребляется для выделения таких ситуаций, в которых компьютер используется для получения информации крайне широкого, далеко выходящего за пределы профессиональных интересов содержания.
Информация имеет огромное значение для человека. Компьютер и Интернет являются мощным инструментом обработки и обмена информацией. Интернет все больше и больше внедряется в нашу жизнь. Он становится одним из любимых видов времяпрепровождения детей. Наряду с положительными аспектами использования компьютера есть и отрицательные составляющие: ухудшение состояния здоровья, трудности осуществления живого общения, плохая успеваемость в школе, нежелательный контент, кража личной информации и другие опасности, число которых, по мнению специалистов, значительно превышает те преимущества, которые несет в себе Сеть. В виртуальном мире дети не менее беззащитны, чем в реальном. Поэтому взрослым необходимо сделать все возможное, чтобы их защитить.
В наше исследование введено ограничение: мы рассматриваем такой вид аддиктивного поведения, как компьютерная зависимость (включающая, в свою очередь, Интернет-зависимость и игровую компьютерную аддикцию).
Проблема определения понятия компьютерной зависимости, его видов, механизмов и стадий формирования рассмотрена в трудах Р. Сабби, K. Young, I. Goldberg, О. Зееманна, А.Е. Войскунского и других ученых.
Особенности формирования компьютерной аддикции у детей младшего школьного возраста изучены в работах С.А. Котовой, И.Г. Чернобровкиной, М.В. Жуковой, Е.В. Фроловой, К.И. Шишкиной и других.
Основы профилактической работы с подростками и взрослыми освещали в своих исследованиях Л.Б. Юрьева, Т.Ю. Больбот, Е.В. Зеркина, Г.Г. Кулинич, С.В. Краснова, Н.Р. Казарян и другие.
Возраст пользователей компьютера неуклонно снижается. По результатам проведенного кандидатом психологических наук, психологом- консультантом С.А. Котовой исследования было выявлено, что около 80 % младших школьников, проживающих в крупных индустриальных городах, имеют компьютер дома; 20-25 % детей имеют первичный опыт взаимодействия с компьютером уже к 7 годам, с восьми лет к ним резко прибавляется еще более 50 % пользователей.
Актуальность данного исследования определяется:
- на социальном уровне: необходимостью воспитания психологически и физически здоровой личности, что декларируется в ряде документов (Закон «Об образовании в Российской Федерации», Концепция реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 года, Концепция государственной антинаркотической политики Российской Федерации и другие);
- на теоретическом уровне: с одной стороны, достаточной изученностью проблемы формирования компьютерной зависимости у взрослых людей и подростков и организацией реабилитационных мероприятий, тогда как процесс формирования и профилактики компьютерной зависимости у младших школьников исследован мало;
- на практическом уровне: недостаточной разработанностью программ деятельности педагога-психолога по профилактике компьютерной зависимости младших школьников.
Мы видим противоречие между увеличением количества детей, имеющих предпосылки к становлению компьютерной зависимости, и недостаточной методической разработанностью способов ее профилактики.
Из данного противоречия вытекает проблема исследования: каково содержание деятельности педагога-психолога по профилактике аддиктивного поведения детей младшего школьного возраста?
На основании выявленного противоречия и проблемы мы сформулировали тему магистерской диссертации: «Работа педагога- психолога по профилактике аддиктивного поведения детей младшего школьного возраста».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментальным путем проверить результативность программы работы педагога-психолога в комплекте с рабочей тетрадью и пособием для педагогов по профилактике компьютерной зависимости детей младшего школьного возраста, особенностью которой является комплексный характер работы с детьми, родителями и работы педагогов.
Объект исследования: профилактика компьютерной зависимости (аддикции) у детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: профилактика компьютерной зависимости у детей младшего школьного возраста в деятельности педагога-психолога.
Гипотеза исследования: если в учебно-воспитательный процесс начальной школы внедрить программу деятельности педагога-психолога, сконструированную на основе системного, аксиологического и личностно-ориентированного подходов, уровень предрасположенности младших школьников к компьютерной зависимости снизится.
Задачи исследования:
1) рассмотреть особенности детей младшего школьного возраста как «группы риска» по возникновению предпосылок к становлению компьютерной зависимости;
2) определить направления деятельности педагога-психолога по профилактике компьютерной аддикции в младшем школьном возрасте;
3) экспериментальным путем проверить результативность программы деятельности педагога-психолога, направленной на профилактику компьютерной зависимости детей младшего школьного возраста.
Методологическая основа исследования основана на следующих методологических подходах:
1) системный подход, позволивший раскрыть целостность феномена компьютерной зависимости и рассмотреть данную зависимость как психосоциальное явление современного общества, определить направления деятельности педагога-психолога и сконструировать программу профилактической направленности.
2) аксиологический подход, направленный на формирование мировоззренческих представлений об общечеловеческих и личностных ценностях, здоровом образе жизни.
3) личностно-ориентированный подход, позволивший определить возможность разработки основных направлений профилактической работы с учетом личностных характеристик детей младшего школьного возраста.
Теоретическая значимость: обоснованы направления деятельности и содержание программы работы педагога-психолога, которые способствуют снижению риска возникновения компьютерной зависимости.
Практическая значимость: разработанная программа работы педагога-психолога по профилактике компьютерной зависимости младших школьников может быть использована учителями начальных классов, педагогами-психологами, социальными педагогами в осуществлении педагогической деятельности.
Положения, выносимые на защиту:
1. В рамках исследования выделены и охарактеризованы этапы психолого-педагогической работы по изучению и профилактике аддиктивного поведения детей младшего школьного возраста.
2. Определена целесообразность создания и внедрения в учебно-воспитательный процесс собственной программы работы педагога- психолога по профилактике компьютерной зависимости младших школьников.
3. Выявлена необходимость повышения эффективности профилактической работы путем разработки дополнительных превентивных мер, увеличения количества применяемых технологий и установления взаимодействия с представителями других социальных структур (с медицинскими работниками, со специалистами в сфере информационно-коммуникационных технологий, с представителями государственных служб и органов по охране общественного порядка и т. д.).
База исследования: исследование проводилось на базе МБОУ «СОШ г. Челябинска». В эксперименте приняли участие 60 младших школьников в возрасте 9-10 лет.
Этапы исследования:
1. На первом этапе исследования (с 15.09.2017 по 13.05.2018) рассматривалась степень изученности проблемы в психолого-педагогической и медицинской литературе, анализировались основные понятия, формулировались методологические положения исследования, разрабатывалась методика проведения экспериментальной работы, подбирался методический инструментарий.
2. На втором этапе (с 14.05.2018 по 15.06.2018; с 01.09.2018 по 27.01.2019) проводился констатирующий этап экспериментальной работы, разрабатывалось содержание формирующего этапа эксперимента.
3. На третьем этапе (с 28.01.2019 по 14.05.2019) в рамках формирующего этапа эксперимента внедрялась программа деятельности педагога-психолога по профилактике компьютерной зависимости в младшем школьном возрасте, проводился контрольный этап экспериментальной работы.
4. На четвертом этапе (с 15.05.2019 по 05.06.2019) проводились обработка и анализ полученных данных, оформление результатов исследования.
Методы исследования:
1. Теоретические: анализ психолого-педагогической и медицинской (клинической) литературы; обобщение результатов исследования.
2. Эмпирические: эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный этапы); анкетирование; тестирование.
3. Методы обработки и интерпретации результатов исследования.
Апробация осуществлялась путем представления результатов исследования на студенческих конференциях, а также посредством опубликования материалов в сборниках научных статей.
1. Участия в конференциях:
- IV международная студенческая научно-практическая
конференция «Начальное образование сегодня и завтра: взгляд молодых» (4-5 декабря 2017 года);
- XVI Международная (очно-заочная) научно-практическая
конференция «Актуальные проблемы дошкольного образования: традиции и инновации» (19-20 апреля 2018 года);
- V Всероссийская научно-практическая конференция студентов и педагогов «Начальное образование сегодня и завтра: взгляд молодых» (декабрь 2018 года);
- XVII Международная научно-практическая конференция
«Актуальные проблемы дошкольного образования: риски, возможности, перспективы» (18-19 апреля 2019 года);
- Ежегодная студенческая научно-практическая конференция
(26 апреля 2019 года).
2. Публикации результатов исследования:
Бараш, Е.Л. Направления деятельности педагога по профилактике компьютерной зависимости младших школьников / Е.Л. Бараш, М.В. Жукова, Е.В. Фролова, К.И. Шишкина // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. Научный журнал. - Челябинск: Изд-во ФГБОУ ВО «ЮУрГГПУ», 2018. - № 5. - С. 75-90.
Бараш, Е.Л. Профилактика аддиктивного поведения детей: преемственность в работе педагога-психолога дошкольной образовательной организации и начальной школы / Е.Л. Бараш // Актуальные проблемы дошкольного образования: традиции и инновации: сборник статей XVI Международной научно-практической конференции: в 2 частях (г. Челябинск, 19-20 апреля 2018 г.). - Челябинск: ЗАО «Библиотека А. Миллера», 2018. - Ч. 1. - С. 32-37.
Бараш, Е.Л. Профилактика компьютерной зависимости детей: преемственность в работе педагога-психолога дошкольной образовательной организации и начальной школы / Е.Л. Бараш // Актуальные проблемы дошкольного образования: риски, возможности, перспективы: материалы XVII Международной научно-практической конференции. - Челябинск: ЗАО «Библиотека А. Миллера», 2019. - в печати.
Бараш, Е.Л. Работа педагога-психолога по профилактике аддиктивного поведения детей младшего школьного возраста / Е.Л. Бараш // Научно-практический электронный журнал «Аллея науки», 2019. - Выпуск № 1(28) (том 4). - С. 845-848.
3. Представления результатов исследования на заседании педагогического совета МБОУ «СОШ г. Челябинска».
Структура и объем магистерской диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, включающего 77 источников, и приложения. Содержит 16 таблиц, 8 рисунков. Общий объем диссертации составляет 116 страниц.
Результаты проведенного теоретического исследования и направленной работы педагога-психолога по профилактике аддиктивного поведения детей младшего школьного возраста позволяют сделать следующие выводы:
1. Нами была изучена и проанализирована психолого-педагогическая и клиническая литература по проблеме исследования, в которой нашли свое отражение особенности детей младшего школьного возраста как «группы риска» по возникновению предпосылок к становлению компьютерной зависимости и направления деятельности педагога- психолога по профилактике компьютерной зависимости данной возрастной категории.
2. В настоящей работе даны определения понятий «аддикция», «аддиктология», «аддиктивное поведение», «компьютерная зависимость», «дети “группы риска”», «профилактика», «социально-педагогическая профилактика».
3. Был подобран необходимый диагностический и методический материал по проблеме исследования.
4. Примененные нами методики диагностики С.А. Котовой и Е.В. Зеркиной позволили провести обследование учащихся и их родителей на предмет склонности первых к компьютерной зависимости, проанализировать полученные результаты на констатирующем и контрольном этапах экспериментального исследования.
5. На основании результатов констатирующего этапа экспериментального исследования был сделан вывод о том, что больше половины учащихся 4 класса нуждалось в профилактике компьютерной зависимости.
6. Из 31 учащегося 4 класса, склонного к компьютерной зависимости, мы сформировали экспериментальную группу (15 учащихся) и контрольную группу, состоящую из 16 человек.
7. В рамках формирующего этапа эксперимента нами была разработана и внедрена в учебно-воспитательный процесс программа работы педагога-психолога для детей младшего школьного возраста, а также представлены перспективные планы для родителей и педагогов, направленные на профилактику аддиктивного поведения (компьютерной зависимости) учащихся.
8. Анализ полученных результатов исследования, произведенный на контрольном этапе эксперимента, позволил оценить эффективность разработанной программы.
9. Программа работы педагога-психолога «Мой компьютер» показала достаточно высокую эффективность при использовании ее для профилактики аддиктивного поведения (компьютерной зависимости) детей младшего школьного возраста.
10. Мы полагаем, что в целях дальнейшего усовершенствования программы возможны: разработка дополнительных профилактических мер, увеличение количества применяемых технологий, а также установление взаимодействия с представителями других социальных структур (с медицинскими работниками, со специалистами в сфере информационно-коммуникационных технологий, с представителями государственных служб и органов по охране общественного порядка и т. д.). Кроме того, мы с научным руководителем планируем издание научного пособия, в котором будет представлен теоретический материал и наши практические разработки (рабочая тетрадь для учащихся и пособие для педагогов).
11. Таким образом, наша гипотеза подтвердилась полностью. Цель работы достигнута, задачи реализованы
1. Нами была изучена и проанализирована психолого-педагогическая и клиническая литература по проблеме исследования, в которой нашли свое отражение особенности детей младшего школьного возраста как «группы риска» по возникновению предпосылок к становлению компьютерной зависимости и направления деятельности педагога- психолога по профилактике компьютерной зависимости данной возрастной категории.
2. В настоящей работе даны определения понятий «аддикция», «аддиктология», «аддиктивное поведение», «компьютерная зависимость», «дети “группы риска”», «профилактика», «социально-педагогическая профилактика».
3. Был подобран необходимый диагностический и методический материал по проблеме исследования.
4. Примененные нами методики диагностики С.А. Котовой и Е.В. Зеркиной позволили провести обследование учащихся и их родителей на предмет склонности первых к компьютерной зависимости, проанализировать полученные результаты на констатирующем и контрольном этапах экспериментального исследования.
5. На основании результатов констатирующего этапа экспериментального исследования был сделан вывод о том, что больше половины учащихся 4 класса нуждалось в профилактике компьютерной зависимости.
6. Из 31 учащегося 4 класса, склонного к компьютерной зависимости, мы сформировали экспериментальную группу (15 учащихся) и контрольную группу, состоящую из 16 человек.
7. В рамках формирующего этапа эксперимента нами была разработана и внедрена в учебно-воспитательный процесс программа работы педагога-психолога для детей младшего школьного возраста, а также представлены перспективные планы для родителей и педагогов, направленные на профилактику аддиктивного поведения (компьютерной зависимости) учащихся.
8. Анализ полученных результатов исследования, произведенный на контрольном этапе эксперимента, позволил оценить эффективность разработанной программы.
9. Программа работы педагога-психолога «Мой компьютер» показала достаточно высокую эффективность при использовании ее для профилактики аддиктивного поведения (компьютерной зависимости) детей младшего школьного возраста.
10. Мы полагаем, что в целях дальнейшего усовершенствования программы возможны: разработка дополнительных профилактических мер, увеличение количества применяемых технологий, а также установление взаимодействия с представителями других социальных структур (с медицинскими работниками, со специалистами в сфере информационно-коммуникационных технологий, с представителями государственных служб и органов по охране общественного порядка и т. д.). Кроме того, мы с научным руководителем планируем издание научного пособия, в котором будет представлен теоретический материал и наши практические разработки (рабочая тетрадь для учащихся и пособие для педагогов).
11. Таким образом, наша гипотеза подтвердилась полностью. Цель работы достигнута, задачи реализованы
Подобные работы
- Профилактика агрессивного поведения младших школьников средствами внеурочной деятельности
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2018 - ЛИТЕРАТУРНЫЙ КРУЖОК КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4330 р. Год сдачи: 2017 - ОСОБЕННОСТИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИЗ НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2021 - Деятельность социального педагога по профилактике девиантного поведения младших школьников
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4255 р. Год сдачи: 2018 - ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА СКЛОННОСТИ К ДЕВИАНТНОМУ ПОВЕДЕНИЮ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4225 р. Год сдачи: 2023 - Агрессия как признак затрудненного общения детей младшего школьного возраста (Омская гуманитарная академия)
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2019 - Работа педагога по профилактике компьютерной зависимости у младших школьников
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4310 р. Год сдачи: 2018 - Работа педагога с семьей по профилактике потребления психоактивных веществ у младших школьников
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2019 - Работа с семьей по профилактике компьютерной зависимости у детей младшего школьного возраста
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4915 р. Год сдачи: 2019



