ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ СТРУКТУРЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КАРКАСА Г.КАЗАНИ С УЧЕТОМ ОТЕЧЕСТВЕННОГО И ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА
|
ВВЕДЕНИЕ 4
1. КАРКАС СОВРЕМЕННОЙ ГОРОДСКОЙ АГЛОМЕРАЦИИ: ОБЩЕЕ
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ, ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СТРУКТУРА, ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ 8
2. ФИЗИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КАЗАНСКОЙ
ГОРОДСКОЙ АГЛОМЕРАЦИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ 22
3. МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДИКА 35
4. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СТРУКТУРЫ
ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КАРКАСА ГОРОДОВ С РАЗЛИЧНЫМ ТИПОМ РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ 36
4.1. Формирование структуры экологического каркаса городов с линейным
типом развития 39
4.2. Формирование структуры экологического каркаса городов с
радиальным типом развития 43
4.3. Формирование структуры экологического каркаса городов со
смешанным типом развития 47
4.4. Формирование структуры экологического каркаса городов с
регулярным типом развития 50
5. ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КАРКАСА КАЗАНСКОЙ
АГЛОМЕРАЦИИ 54
5.1. Исторические предпосылки использования отдельных элементов для
формирования экологического каркаса в структуре г. Казани и Казанской агломерации 56
5.2. Современные предпосылки к развитию экологического каркаса
Казанской агломерации 60
5.3. Возможные пути развития каркаса Казанской агломерации 67
ВЫВОДЫ 76
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 78
1. КАРКАС СОВРЕМЕННОЙ ГОРОДСКОЙ АГЛОМЕРАЦИИ: ОБЩЕЕ
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ, ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СТРУКТУРА, ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ 8
2. ФИЗИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КАЗАНСКОЙ
ГОРОДСКОЙ АГЛОМЕРАЦИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ 22
3. МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДИКА 35
4. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СТРУКТУРЫ
ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КАРКАСА ГОРОДОВ С РАЗЛИЧНЫМ ТИПОМ РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ 36
4.1. Формирование структуры экологического каркаса городов с линейным
типом развития 39
4.2. Формирование структуры экологического каркаса городов с
радиальным типом развития 43
4.3. Формирование структуры экологического каркаса городов со
смешанным типом развития 47
4.4. Формирование структуры экологического каркаса городов с
регулярным типом развития 50
5. ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КАРКАСА КАЗАНСКОЙ
АГЛОМЕРАЦИИ 54
5.1. Исторические предпосылки использования отдельных элементов для
формирования экологического каркаса в структуре г. Казани и Казанской агломерации 56
5.2. Современные предпосылки к развитию экологического каркаса
Казанской агломерации 60
5.3. Возможные пути развития каркаса Казанской агломерации 67
ВЫВОДЫ 76
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 78
Численность населения нашей планеты увеличивается весьма стремительными темпами (порядка 90 млн. человек в течение года). Однако, более 80 % от прироста идет на развивающиеся государства с невысоким уровнем жизни населения. Этот вопрос возникает как в пределах одного государства, так и в городских зонах и пригородных территориях.
Процесс роста городов начался 3500 лет назад в Древнем Египте, в долинах рек Тигра и Евфрата. Со временем он все более и более развивался, а городские территории становились все совершеннее в плане формы организации среды обитания людей. Урбанизация городов на мировой арене стала следствием сосредоточения более 40 % населения земли в городах (Тягунова, Ярошенко, 2012).
Таким образом, урбанизация (лат. urbanus - городской) - это исторический процесс увеличения значения городов в функционировании социальной жизни города, который трансформирует общественную и демографическую структуры населения, а также воздействует на его культурную составляющую, жизнедеятельность, психологию. Выражается в увеличении городского населения посредством его снижения на периферийной территории (Еськов, 2013).
Данный процесс больше всего свойственен периоду XX века, т.к. он является мощнейшим экологическим элементом, ведущим к (Денисов, 2013):
1. трансформации ландшафтов;
2. преобразованию земельных, водных и лесных ресурсов;
3. количественному производству различных отходов, которые поступают в воздушную, водную и наземную среды обитания.
Урбанизированные экологические системы занимают порядка 5 %
сухопутного пространства. Фундаментальный показатель оценивания функционирования данных систем - площадь озеленения, особенно лесного массива на данной территории. Мы уверенно можем констатировать такой 4
факт, что почти на всех территориях озелененность территории за 25 лет уменьшается примерно на 15 %.
Двадцатое столетие для нашей страны ознаменовалось крайне стремительным подъемом населения городов: численный состав горожан увеличился в десяток раз - с 10 млн в 1897 г. до 110 млн. человек в 1991 г. Процесс урбанизации резко изменил внешний вид страны, однако качество развития городской среды оказалось весьма далеким по сравнению с западными государствами (Энциклопедия Кругосвет..., 2007).
Важным понятием в данном контексте является «экологический след» урбанизированной территории, а именно его воздействие на ОПС городской зоны (Микулина, Благовидова, 2013).
Экологический след городской местности (Риз, Вакернагель, 1995) - это биопродуктивная территория, служащая для производительности используемых человеком природных благ, а также для поглощения, сбережения или утилизации твердых бытовых отходов.
Каркас тесно связан с планировкой городской территории и осуществляет функции поддержания естественного равновесия, охраны и развития городской среды. По данным СП 42.13330.2011 (п. 9.13) (Свод правил., 2011), на одного жителя г. Казани сосредоточено 13,5 м2 зеленых насаждений общего пользования, что несколько меньше нормативного показателя (16 м2/чел.). Данный нюанс соблюдается, например, не во всех районах г. Чебоксары (7 м2/чел.) (Димитриев, 2013).
Следовательно, городская зона, в которой урегулированы вопросы экологизации - пространство, которое находится в равновесии с естественной средой обитания, экологичными сооружениями, в естественной гармонии с городской местностью и ландшафтной архитектурой города.
Экологизация (Еськов, 2013) - внедрение технологических и
управленческих структур, дающих возможность увеличить эффективность рационального использования природных ресурсов при сохранении экологической ситуации окружающей природной среды городской зоны.
исключительной комплексностью. Данному процессу присущи постоянство, многоплановость, разнообразность. Все это зависит от климата, физико¬географического положения (ФГП), присутствия и разнообразия ПУ и ПР (Тетиор, 2013).
За последние десятилетия самое главное место в планировании территории города занимали как санитарно-гигиенические, так и градостроительные нормативы. В свою очередь, экологическим вопросам не уделялось должного внимания. Планирование и проектирование городских территорий велось по нормативам, определяющим требования к отдельным районам города, отличным друг от друга по функциям - промышленным зонам, селитебным территориям, но не к самому городу. В результате такого подхода к городу, как к отдельным его территориям, планировочная структура Казани и большинства других городов не только нашей страны, но и всего мира в целом на сегодняшний день не отвечает требованиям сохранения, а также устойчивого развития городских систем различного функционального статуса (Никитин и др., 2010).
Таким образом, мы можем сказать, что Казань имеет сложную экологическую и неблагоприятную ситуацию на данный момент.
Решить львиную долю проблем города можно при учете экологических требований в планировании городской территории, которое, в свою очередь, следует осуществить на всех уровнях. Одной из важнейших предпосылок в решении этого вопроса и обеспечения устойчивого развития территории города является создание природного экологического каркаса.
На основе вышесказанного, была сформулирована основная цель работы следующим образом - выявить и определить пути возможного формирования структуры экологического каркаса г. Казани на основе анализа данных о крупных городах в России и за рубежом.
В соответствии с целью нами были выделены следующие задачи:
1. Охарактеризовать особенности планировок отечественных и зарубежных городов с различным типом развития территории.
2. Определить состояние элементов и возможности развития экологического каркаса городов с различными видами планировочных решений и особенности формирования.
3. Выявить основные пути перспективного формирования экологического каркаса Казанской городской агломерации.
Автор выражает огромную сердечную благодарность за помощь в процессе подготовки выпускной квалификационной работы доценту кафедры природообустройства и водопользования Замалетдинову Ренату Ирековичу за его серьезный научный подход и отличное владение наукой, за понимание, терпение и моральную поддержку при подготовке к защите. От выбора темы до окончательного завершения работы он ежедневно обеспечивал чуткое и внимательное руководство.
Вместе с тем, хочется выразить искреннюю благодарность соруководителю, ассистенту кафедры природообустройства и водопользования Малыгиной Марии Александровне за плодотворное сотрудничество, добросовестное и приветливое отношение, понимание, терпение, за проработку всего непонятного материала при выполнении практической части работы.
Также автор сердечно благодарит ассистента кафедры природообустройства и водопользования Тукманову Земфиру Генриховну, доцента кафедры всемирного культурного наследия Галеева Зуфара Гумаровича и профессора кафедры природообустройства и водопользования Мингазову Нафису Мансуровну за бесценные советы, сопутствия и наставления при написании данной работы.
Процесс роста городов начался 3500 лет назад в Древнем Египте, в долинах рек Тигра и Евфрата. Со временем он все более и более развивался, а городские территории становились все совершеннее в плане формы организации среды обитания людей. Урбанизация городов на мировой арене стала следствием сосредоточения более 40 % населения земли в городах (Тягунова, Ярошенко, 2012).
Таким образом, урбанизация (лат. urbanus - городской) - это исторический процесс увеличения значения городов в функционировании социальной жизни города, который трансформирует общественную и демографическую структуры населения, а также воздействует на его культурную составляющую, жизнедеятельность, психологию. Выражается в увеличении городского населения посредством его снижения на периферийной территории (Еськов, 2013).
Данный процесс больше всего свойственен периоду XX века, т.к. он является мощнейшим экологическим элементом, ведущим к (Денисов, 2013):
1. трансформации ландшафтов;
2. преобразованию земельных, водных и лесных ресурсов;
3. количественному производству различных отходов, которые поступают в воздушную, водную и наземную среды обитания.
Урбанизированные экологические системы занимают порядка 5 %
сухопутного пространства. Фундаментальный показатель оценивания функционирования данных систем - площадь озеленения, особенно лесного массива на данной территории. Мы уверенно можем констатировать такой 4
факт, что почти на всех территориях озелененность территории за 25 лет уменьшается примерно на 15 %.
Двадцатое столетие для нашей страны ознаменовалось крайне стремительным подъемом населения городов: численный состав горожан увеличился в десяток раз - с 10 млн в 1897 г. до 110 млн. человек в 1991 г. Процесс урбанизации резко изменил внешний вид страны, однако качество развития городской среды оказалось весьма далеким по сравнению с западными государствами (Энциклопедия Кругосвет..., 2007).
Важным понятием в данном контексте является «экологический след» урбанизированной территории, а именно его воздействие на ОПС городской зоны (Микулина, Благовидова, 2013).
Экологический след городской местности (Риз, Вакернагель, 1995) - это биопродуктивная территория, служащая для производительности используемых человеком природных благ, а также для поглощения, сбережения или утилизации твердых бытовых отходов.
Каркас тесно связан с планировкой городской территории и осуществляет функции поддержания естественного равновесия, охраны и развития городской среды. По данным СП 42.13330.2011 (п. 9.13) (Свод правил., 2011), на одного жителя г. Казани сосредоточено 13,5 м2 зеленых насаждений общего пользования, что несколько меньше нормативного показателя (16 м2/чел.). Данный нюанс соблюдается, например, не во всех районах г. Чебоксары (7 м2/чел.) (Димитриев, 2013).
Следовательно, городская зона, в которой урегулированы вопросы экологизации - пространство, которое находится в равновесии с естественной средой обитания, экологичными сооружениями, в естественной гармонии с городской местностью и ландшафтной архитектурой города.
Экологизация (Еськов, 2013) - внедрение технологических и
управленческих структур, дающих возможность увеличить эффективность рационального использования природных ресурсов при сохранении экологической ситуации окружающей природной среды городской зоны.
исключительной комплексностью. Данному процессу присущи постоянство, многоплановость, разнообразность. Все это зависит от климата, физико¬географического положения (ФГП), присутствия и разнообразия ПУ и ПР (Тетиор, 2013).
За последние десятилетия самое главное место в планировании территории города занимали как санитарно-гигиенические, так и градостроительные нормативы. В свою очередь, экологическим вопросам не уделялось должного внимания. Планирование и проектирование городских территорий велось по нормативам, определяющим требования к отдельным районам города, отличным друг от друга по функциям - промышленным зонам, селитебным территориям, но не к самому городу. В результате такого подхода к городу, как к отдельным его территориям, планировочная структура Казани и большинства других городов не только нашей страны, но и всего мира в целом на сегодняшний день не отвечает требованиям сохранения, а также устойчивого развития городских систем различного функционального статуса (Никитин и др., 2010).
Таким образом, мы можем сказать, что Казань имеет сложную экологическую и неблагоприятную ситуацию на данный момент.
Решить львиную долю проблем города можно при учете экологических требований в планировании городской территории, которое, в свою очередь, следует осуществить на всех уровнях. Одной из важнейших предпосылок в решении этого вопроса и обеспечения устойчивого развития территории города является создание природного экологического каркаса.
На основе вышесказанного, была сформулирована основная цель работы следующим образом - выявить и определить пути возможного формирования структуры экологического каркаса г. Казани на основе анализа данных о крупных городах в России и за рубежом.
В соответствии с целью нами были выделены следующие задачи:
1. Охарактеризовать особенности планировок отечественных и зарубежных городов с различным типом развития территории.
2. Определить состояние элементов и возможности развития экологического каркаса городов с различными видами планировочных решений и особенности формирования.
3. Выявить основные пути перспективного формирования экологического каркаса Казанской городской агломерации.
Автор выражает огромную сердечную благодарность за помощь в процессе подготовки выпускной квалификационной работы доценту кафедры природообустройства и водопользования Замалетдинову Ренату Ирековичу за его серьезный научный подход и отличное владение наукой, за понимание, терпение и моральную поддержку при подготовке к защите. От выбора темы до окончательного завершения работы он ежедневно обеспечивал чуткое и внимательное руководство.
Вместе с тем, хочется выразить искреннюю благодарность соруководителю, ассистенту кафедры природообустройства и водопользования Малыгиной Марии Александровне за плодотворное сотрудничество, добросовестное и приветливое отношение, понимание, терпение, за проработку всего непонятного материала при выполнении практической части работы.
Также автор сердечно благодарит ассистента кафедры природообустройства и водопользования Тукманову Земфиру Генриховну, доцента кафедры всемирного культурного наследия Галеева Зуфара Гумаровича и профессора кафедры природообустройства и водопользования Мингазову Нафису Мансуровну за бесценные советы, сопутствия и наставления при написании данной работы.
В результате проведения анализа и исследований по оценке и состоянию экологического каркаса г.Казани были выполнены следующие задания:
1. Охарактеризованы особенности планировок отечественных и зарубежных городов с линейным, радиальным, смешанным и регулярным типами развития городских территорий:
Линейный тип планировки территории подразумевает собой близкое расположение зданий друг к другу;
Радиальный тип - направление главных улиц от центра к периферии, они пересекаются небольшими кольцевыми улицами или важными уличными артериями;
Смешанный тип - функционально взаимосвязанные и отчужденные зоны жилой застройки, связанные друг с другом автомагистралями;
Регулярный тип - разделение на некоторые отдельные фрагменты: группировка кварталов вдоль улиц, бульвары, сады, скверы, парки, площади и другие обособленные территорий для массивных строений и их комплексов.
2. Определены состояние элементов и путей развития экологического каркаса городов с линейным, радиальным, смешанным и регулярным видами планировочных решений и особенности формирования:
Линейный тип - сохранение в неприкосновенности лесных и полевых территорий, возможность приближения человека к природе;
Радиальный тип - сокращение времени движения по территории города и возможность планирования в шахматном порядке домов, расположенных между кольцевыми улицами, с целью улучшения освещения города и создания в них необходимого уровня тишины;
Смешанный тип - функционально взаимосвязанные и отчужденные зоны жилой застройки, связанные автомагистралями;
Регулярный тип - группировка кварталов вдоль улиц, бульваров, садов, скверов, парков, площадей, а также координирование их в упорядоченности от центральной части городской зоны к его приграничной территории.
3. Выявлены основные пути перспективного формирования экологического каркаса Казанской городской агломерации:
Фундаментальная задача генерального плана природной среды КГА - рациональная организация городской территории, которая обусловливает формирование благоприятной среды жизнедеятельности населения города.
Развитие Казанской городской агломерации - взаимовыгодные отношения Казани с близлежащими городами, входящими в агломерацию.
Один из главных комплексных проектов - озеленение Казани как столицы агломерации, ядра ее природного экологического каркаса.
Отмечено успешное пространственное социально-экономическое развитие муниципальных территорий вдоль р. Волги (Зеленодольский и Лаишевский муниципальный районы), так как наблюдается интенсивное функционирование водных видов транспортной инфраструктуры, пассажирского транспорта (речные виды транспорта, яхты) и облагораживание береговых полос (зеленые пространства).
Увеличение протяженности береговых полос, оформленных в парки, бульвары, скверы, сады, городские пляжи посредством доведения соотношения застроенных и открытых озелененных пространств пополам.
1. Охарактеризованы особенности планировок отечественных и зарубежных городов с линейным, радиальным, смешанным и регулярным типами развития городских территорий:
Линейный тип планировки территории подразумевает собой близкое расположение зданий друг к другу;
Радиальный тип - направление главных улиц от центра к периферии, они пересекаются небольшими кольцевыми улицами или важными уличными артериями;
Смешанный тип - функционально взаимосвязанные и отчужденные зоны жилой застройки, связанные друг с другом автомагистралями;
Регулярный тип - разделение на некоторые отдельные фрагменты: группировка кварталов вдоль улиц, бульвары, сады, скверы, парки, площади и другие обособленные территорий для массивных строений и их комплексов.
2. Определены состояние элементов и путей развития экологического каркаса городов с линейным, радиальным, смешанным и регулярным видами планировочных решений и особенности формирования:
Линейный тип - сохранение в неприкосновенности лесных и полевых территорий, возможность приближения человека к природе;
Радиальный тип - сокращение времени движения по территории города и возможность планирования в шахматном порядке домов, расположенных между кольцевыми улицами, с целью улучшения освещения города и создания в них необходимого уровня тишины;
Смешанный тип - функционально взаимосвязанные и отчужденные зоны жилой застройки, связанные автомагистралями;
Регулярный тип - группировка кварталов вдоль улиц, бульваров, садов, скверов, парков, площадей, а также координирование их в упорядоченности от центральной части городской зоны к его приграничной территории.
3. Выявлены основные пути перспективного формирования экологического каркаса Казанской городской агломерации:
Фундаментальная задача генерального плана природной среды КГА - рациональная организация городской территории, которая обусловливает формирование благоприятной среды жизнедеятельности населения города.
Развитие Казанской городской агломерации - взаимовыгодные отношения Казани с близлежащими городами, входящими в агломерацию.
Один из главных комплексных проектов - озеленение Казани как столицы агломерации, ядра ее природного экологического каркаса.
Отмечено успешное пространственное социально-экономическое развитие муниципальных территорий вдоль р. Волги (Зеленодольский и Лаишевский муниципальный районы), так как наблюдается интенсивное функционирование водных видов транспортной инфраструктуры, пассажирского транспорта (речные виды транспорта, яхты) и облагораживание береговых полос (зеленые пространства).
Увеличение протяженности береговых полос, оформленных в парки, бульвары, скверы, сады, городские пляжи посредством доведения соотношения застроенных и открытых озелененных пространств пополам.
Подобные работы
- УПРАВЛЕНИЕ ИНФРАСТРУКТУРНОЙ ОБЕСПЕЧЕННОСТЬЮ ГОРОДОВ-МИЛЛИОННИКОВ ПРИВОЛЖСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ ГОРОДСКИХ АГЛОМЕРАЦИЙ (НА ПРИМЕРЕ КАЗАНСКОЙ АГЛОМЕРАЦИИ)
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Управление качеством жизни населения в малых и средних городах Республики Татарстан
Магистерская диссертация, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4815 р. Год сдачи: 2016 - КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННЫХ ТЕРРИТОРИЙ ВДОЛЬ ЛАХТИНСКОГО ПРОСПЕКТА ПРИМОРСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Магистерская диссертация, дизайн. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2022 - Теоретико-методологические основы и практика педагогической герменевтики
Диссертация , педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2001



