ТЕАТРАЛЬНАЯ ЖУРНАЛИСТИКА В РОССИИ: ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ, СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ, ПРОГНОЗ РАЗВИТИЯ
|
Введение 3
Глава I. Этапы становления театральной журналистики в России 8
1.1 Истоки возникновения и первая театральная периодика России 8
1.2 Театральная журналистика второй половины XIX века 12
1.3 Театральная периодика последней трети XIX века 19
1.4 Театральная периодика начала ХХ века 22
1.5 Формирование и становление послереволюционной театральной
периодики 30
1.6 Театральная журналистика второй половины ХХ века 39
Глава II. Современное состояние театральной журналистики: от 1990-х до наших дней 43
2.1 Трансформация театральной периодики в эпоху перестройки и истоки
новых типов театральных интернет-изданий 43
2.2 Журнал «Театр» в системе современной театральной периодики. Тип
нового толстого журнала как один из путей развития театральной журналистики 50
Заключение 60
Список используемых источников и научной литературы
Глава I. Этапы становления театральной журналистики в России 8
1.1 Истоки возникновения и первая театральная периодика России 8
1.2 Театральная журналистика второй половины XIX века 12
1.3 Театральная периодика последней трети XIX века 19
1.4 Театральная периодика начала ХХ века 22
1.5 Формирование и становление послереволюционной театральной
периодики 30
1.6 Театральная журналистика второй половины ХХ века 39
Глава II. Современное состояние театральной журналистики: от 1990-х до наших дней 43
2.1 Трансформация театральной периодики в эпоху перестройки и истоки
новых типов театральных интернет-изданий 43
2.2 Журнал «Театр» в системе современной театральной периодики. Тип
нового толстого журнала как один из путей развития театральной журналистики 50
Заключение 60
Список используемых источников и научной литературы
Искусство театра возникло задолго до появления первых периодических изданий. Его феномен невозможно отделить от общего развития и течения духовной жизни общества. Любопытное сходство: театр, как и журналистика, наиболее чутко и быстро реагирует на изменения в общественной и духовной жизни. На страницах периодических изданий и на сцене больших и малых театров испокон веков находили и находят отражение проблемы и веяния современности. Кроме того, театр - искусство неразрывно связанное со зрителем, не имеющее смысл существовать без него. Такая же тесная взаимосвязь свойственна прессе - издание не может жить без читателя.
Учитывая отмеченное выше сходство, совсем не удивительно, что уже в XIX веке театральная журналистика стала важным фактором развития театрального искусства. На страницах русской и зарубежной печати нашли отражение процессы формирования эстетико-философской позиции театра, текущие тенденции. Журналистика давала оценку значению театра в жизни общества, способствовала восприятию театра, формированию его репертуара и аудитории.
В данном исследовании мы будем изучать поэтапное развитие театральной журналистики в России: от ее зарождения в начале XVIII века на страницах «Санкт-Петербургских ведомостей» до современного состояния на примере таких театральных изданий, как «Театр», «Петербургский театральный журнал» и другие.
Современная театральная журналистика, как и собственно постмодернистский театр, переживает сложный период поиска новых и кризиса старых форм, возможных путей развития в эпоху, когда попытки контролировать государством сферу искусств, в частности театр, становятся все более явными и пугающими.
Важнейшая задача театральной журналистики - быть мостиком между театром и зрителем, зеркалом, в котором театр не только видит профессиональную оценку своей работе, но и прослеживает, достигло ли сообщение своей цели, зрителя, было ли оно им понято.
Сохраняя баланс между профессиональной театральной критикой и поверхностной «желтизной» материалов, акцентирующих внимание на частной жизни актеров и «тайнах» закулисья, театральная журналистика должна доступна - и в то же время - быть проводником для зрителя в мир театра, развивая его вкус и способность критически мыслить, не теряя своей художественной составляющей.
Однако это невозможно, если собственно театральные издания продолжат существовать преимущественно и исключительно в Москве и Санкт- Петербурге. В региональных СМИ сложно встретить журналиста, специализирующегося на театре, что, безусловно, сказывается на качестве оценки спектакля - она может быть поверхностной и однобокой.
Вышесказанное позволяет говорить нам об актуальности исследования. Театр играет важную роль в общественной и духовной жизни России, в то время как театральная журналистика составляет значительную долю российской периодики.
Цель работы - определить особенности развития театральной журналистики прошлого и настоящего, охарактеризовать положение театральной темы в российской периодике в настоящее время и прогнозировать возможное будущее.
Чтобы достичь нашей цели, следует выполнить следующие задачи:
- изучить предпосылки возникновения театральной прессы в России, обозреть периоды развития театральной темы в российской периодике;
- выявить типологические характеристики изданий, проблемно¬
тематические и жанровые особенности материалов, посвященных театру;
- проанализировать материалы на предмет содержательных и жанровых характеристик;
- обобщить полученные результаты и сделать возможный прогноз развития.
Объект исследования - театральные журналы и другие издания театральной направленности в России.
Их список составляет эмпирическую базу исследования: журнал «Театр», «Петербургский театральный журнал», «Сэхнэ», «Станиславский», «Московский наблюдатель», «Новости искусств», «Жизнь искусства», «Вестник театра», «Новая рампа», «Новый зритель», «Рампа», «Рабис», «Театральный курьер», «Бинокль», «Любовь к трем апельсинам», «Маски», «Театр и искусство», «Артист», «Русская сцена», «Репертуар и пантеон», «Драматический вестник».
Предмет исследования - специфика истории становления, развития театральной журналистики в России, типологические особенности театральной периодики, ее влияние на российскую культуру.
Степень изученности выбранной мною темы достаточна высока. Это в первую очередь работы российских ученых по теории и практике журналистики: С.Я. Махониной, Е.А. Корнилова, Я.Н. Засурского, Е.А. Корнилова и др.; театроведческие исследования Б.Н. Асеева, Ю.А. Дмитриева, Г.Н. Бояджиева. Это монографии Д.Г. Королева «Очерки из истории издания и распространения театральной книги в России XIX - начала XX веков» диссертаци И.Л. Мухранели «Становление типа советского театрального журнала 1920-х - нач. 1930-х годов», Я. Трабского «Советская театральная журналистика», В.В. Борзенко «Российская театральная журналистика 1808 - 1991 гг.».
Новизна работа закачается в том, что существующие ныне исследования не затрагивают современность. Журнал «Театр» изучался до начала века, однако его обновленная версия не рассматривалась, как и новые формы взаимодействия читателя и театральной журналистики, например, блоги в социальных сетях, т.к. подобный формат только зарождается, ему нет и пяти лет.
Структура данной исследовательской работы состоит из следующих частей: введение, двух глав с отдельными тематическими параграфами, заключения и списка использованной во время исследования литературы и электронных источников.
Во введении поясняется актуальность работы, указывается цель и ставятся задачи.
Глава I. Этапы становления театральной журналистики в России. Эта глава представляет собой сжатый историко-типологический анализ театральной периодики в России.
Глава II. Современное состояние театральной журналистики: от 1990-х до наших дней. В этой главе прослеживается развитие театральной журналистики современности, типизируются новые формы и анализируется журнал «Театр».
В заключении подводится итог выполненной работы, делаются выводы.
Методы исследования: в процессе работы использован комплексный подход к исследованию основных факторов, определяющих современную периодику, общенаучные методы - типологический анализ театральной периодики, контент-анализ текстов критических материалов.
Теоретическая значимость дипломной работы заключается в уточнении и расширении знаний о типологических характеристиках театральной периодики, комплексном изучении истории их становления и развития.
Научно-практическая значимость исследования состоит в том, что в работе впервые изучается современная театральная журналистика, рассматриваются новые типы, которые могут в будущем оформиться в полноценную систему театральной журналистики и стать предметом для новых исследований. Кроме того, в работе изучается обновленный журнал «Театр», который так же может служить объектом будущих исследовательских работ.
Сделанные выводы и прогнозы могут быть использованы для совершенствования изданий и развития новых типов театральной журналистики.
Учитывая отмеченное выше сходство, совсем не удивительно, что уже в XIX веке театральная журналистика стала важным фактором развития театрального искусства. На страницах русской и зарубежной печати нашли отражение процессы формирования эстетико-философской позиции театра, текущие тенденции. Журналистика давала оценку значению театра в жизни общества, способствовала восприятию театра, формированию его репертуара и аудитории.
В данном исследовании мы будем изучать поэтапное развитие театральной журналистики в России: от ее зарождения в начале XVIII века на страницах «Санкт-Петербургских ведомостей» до современного состояния на примере таких театральных изданий, как «Театр», «Петербургский театральный журнал» и другие.
Современная театральная журналистика, как и собственно постмодернистский театр, переживает сложный период поиска новых и кризиса старых форм, возможных путей развития в эпоху, когда попытки контролировать государством сферу искусств, в частности театр, становятся все более явными и пугающими.
Важнейшая задача театральной журналистики - быть мостиком между театром и зрителем, зеркалом, в котором театр не только видит профессиональную оценку своей работе, но и прослеживает, достигло ли сообщение своей цели, зрителя, было ли оно им понято.
Сохраняя баланс между профессиональной театральной критикой и поверхностной «желтизной» материалов, акцентирующих внимание на частной жизни актеров и «тайнах» закулисья, театральная журналистика должна доступна - и в то же время - быть проводником для зрителя в мир театра, развивая его вкус и способность критически мыслить, не теряя своей художественной составляющей.
Однако это невозможно, если собственно театральные издания продолжат существовать преимущественно и исключительно в Москве и Санкт- Петербурге. В региональных СМИ сложно встретить журналиста, специализирующегося на театре, что, безусловно, сказывается на качестве оценки спектакля - она может быть поверхностной и однобокой.
Вышесказанное позволяет говорить нам об актуальности исследования. Театр играет важную роль в общественной и духовной жизни России, в то время как театральная журналистика составляет значительную долю российской периодики.
Цель работы - определить особенности развития театральной журналистики прошлого и настоящего, охарактеризовать положение театральной темы в российской периодике в настоящее время и прогнозировать возможное будущее.
Чтобы достичь нашей цели, следует выполнить следующие задачи:
- изучить предпосылки возникновения театральной прессы в России, обозреть периоды развития театральной темы в российской периодике;
- выявить типологические характеристики изданий, проблемно¬
тематические и жанровые особенности материалов, посвященных театру;
- проанализировать материалы на предмет содержательных и жанровых характеристик;
- обобщить полученные результаты и сделать возможный прогноз развития.
Объект исследования - театральные журналы и другие издания театральной направленности в России.
Их список составляет эмпирическую базу исследования: журнал «Театр», «Петербургский театральный журнал», «Сэхнэ», «Станиславский», «Московский наблюдатель», «Новости искусств», «Жизнь искусства», «Вестник театра», «Новая рампа», «Новый зритель», «Рампа», «Рабис», «Театральный курьер», «Бинокль», «Любовь к трем апельсинам», «Маски», «Театр и искусство», «Артист», «Русская сцена», «Репертуар и пантеон», «Драматический вестник».
Предмет исследования - специфика истории становления, развития театральной журналистики в России, типологические особенности театральной периодики, ее влияние на российскую культуру.
Степень изученности выбранной мною темы достаточна высока. Это в первую очередь работы российских ученых по теории и практике журналистики: С.Я. Махониной, Е.А. Корнилова, Я.Н. Засурского, Е.А. Корнилова и др.; театроведческие исследования Б.Н. Асеева, Ю.А. Дмитриева, Г.Н. Бояджиева. Это монографии Д.Г. Королева «Очерки из истории издания и распространения театральной книги в России XIX - начала XX веков» диссертаци И.Л. Мухранели «Становление типа советского театрального журнала 1920-х - нач. 1930-х годов», Я. Трабского «Советская театральная журналистика», В.В. Борзенко «Российская театральная журналистика 1808 - 1991 гг.».
Новизна работа закачается в том, что существующие ныне исследования не затрагивают современность. Журнал «Театр» изучался до начала века, однако его обновленная версия не рассматривалась, как и новые формы взаимодействия читателя и театральной журналистики, например, блоги в социальных сетях, т.к. подобный формат только зарождается, ему нет и пяти лет.
Структура данной исследовательской работы состоит из следующих частей: введение, двух глав с отдельными тематическими параграфами, заключения и списка использованной во время исследования литературы и электронных источников.
Во введении поясняется актуальность работы, указывается цель и ставятся задачи.
Глава I. Этапы становления театральной журналистики в России. Эта глава представляет собой сжатый историко-типологический анализ театральной периодики в России.
Глава II. Современное состояние театральной журналистики: от 1990-х до наших дней. В этой главе прослеживается развитие театральной журналистики современности, типизируются новые формы и анализируется журнал «Театр».
В заключении подводится итог выполненной работы, делаются выводы.
Методы исследования: в процессе работы использован комплексный подход к исследованию основных факторов, определяющих современную периодику, общенаучные методы - типологический анализ театральной периодики, контент-анализ текстов критических материалов.
Теоретическая значимость дипломной работы заключается в уточнении и расширении знаний о типологических характеристиках театральной периодики, комплексном изучении истории их становления и развития.
Научно-практическая значимость исследования состоит в том, что в работе впервые изучается современная театральная журналистика, рассматриваются новые типы, которые могут в будущем оформиться в полноценную систему театральной журналистики и стать предметом для новых исследований. Кроме того, в работе изучается обновленный журнал «Театр», который так же может служить объектом будущих исследовательских работ.
Сделанные выводы и прогнозы могут быть использованы для совершенствования изданий и развития новых типов театральной журналистики.
Целью нашего исследования было определить особенности развития театральной журналистики прошлого и настоящего, охарактеризовать положение театральной темы в российской периодике в настоящее время и прогнозировать возможное будущее.
Мы проследили путь развития театральной периодики в первой главе - от создания первого театрального журнала «Драматический вестник» в 1808 году и до создания театрального канала в «Telegram» в 2014.
Театральный журнал как вид издания сегодня необходим в любой форме - и в бумажном варианте, и в форме интернет-издания. Развитие театрального журнала неразрывно связано с путями развития российского театра.
«Драматический вестник» (1808) и «Журнал драматический»(1811) появились, благодаря расширению круга любителей театра и увеличению читательского интереса. Это были первые театральные журналы России, несущие пока лишь информационный характер с небольшими вкраплениями аналитики любительского характера.
Во второй половине XIX века просветительская функция театральной периодики выходит на первый план. «Репертуар и Пантеон», «Русская сцена» становятся первыми толстыми театральными журналами энциклопедического характера, на страницах которого сочетается актуальная информация о театральных событиях, научные статьи об истории театра и театральная критика.
C 1876 издание театральных журналов набирает обороты: процесс не останавливается, количество печатных органов растет, между ними растет конкуренция, издатели прибегают к новым формам организации театрально-журналистского процесса.
На рубеже веков театр, который всегда был важной частью жизни российского общества, приобрел особое' значение.
Широкое развитие периодической печати других типов вытесняло толстые журналы. Значительную роль в повышении информативности журналов и газет сыграла динамика театрального процесса. В режиссуре появляются новые направления, разнообразные системы театральной игры.
В 1987 году на арене театральной периодики появился еженедельник «Театр и искусство», издатель которого смог найти формулу, позволяющую сохранить традиции толстого журнала, не теряя оперативности.
В «Театре и искусстве» сочетались материалы, способные удовлетворить художественные интересы широкой публики, с материалами, интересными профессионалу. Редактор создал журнал, включающий читательскую аудиторию в контекст мирового театрального искусства.
Выделился тип внутритеатральных журналов, разделившихся две группы: журналы-манифесты и журналы отдельных театров(«Любовь к трем апельсинам», «Маски» и пр.)
К 1918 - началу 1920-х годов пользовавшиеся спросом дореволюционные периодические издания по театру перестали существовать.
Катализатором такой бурной деятельности отраслевой прессы был сам ход культуры. После 1928 года главной целью информационных журналов стала пропаганда и поддержка новых форм театрального искусства. Возникла необходимость создать массовый театральный журнал нового типа, который вел среди них пропагандистскую работу, направленную на воспитание театрального вкуса у широких слоев населения.
«Театр» стал первым и единственным советским толстым журналом, посвященным сценическому искусству.
В годы Великой Отечественной войны театральная периодика не издавалась, за исключением сборника статей «Театр» (1944) После войны издание возобновилось как одноименный журнал - в том же формате, что и до 1941 г. В 1956 г. в истории русской культуры наступает эпоха, которую принято называть оттепелью. Расширяется культурный кругозор не только на государственном уровне, но и на уровне сознания людей. Шли процессы формирования нового театрального языка, который отвечал бы новой реальности, и прежде всего умонастроению людей, по-новому осмысливающих мир вокруг себя и себя в этом мире.
К 1960 г. журнал выработал собственный стиль, который существенно не менялся вплоть до 1991 г. Толстый театральный журнал как тип издания характеризуется определенными категориями издателя, а также задачами и программой, авторским составом, читательской аудиторией, структурой и оформлением — всеми признаками, которые складывались на протяжении десятилетий.
В 1980 годы внутренняя жизнь издания стала разнообразнее - журнал стремится широко охватить современный театральный процесс. В 1985 г. в издании появляется рубрика «Молодая пресс-студия на Большой Никитской», в которой начинающие критики, выпускники театроведческих факультетов М. Давыдова, Г. Аксенова, Д. Годер печатали рецензии на постановки, размышляли о новых веяниях в искусстве. В конце 1980 - начале 1990 в театре и театроведении начинается современный этап, связанный с обретением свободы от идеологии партии.
Как и для бурного послереволюционного времени начала 1920-х годов, для периода перестройки закономерен последовавший взрыв печати.
История циклична. Оейчас очень многое перестает быть физическими, уходит в виртуальное пространство в том числе и периодика. Развитие технологий позволяет средству массовой информации находиться в гаджете читателя в новых формах: приложения, канала в Telegram, позволяя проникнуть в новые сферы жизни аудитории.
На первый взгляд кажется, что это ничто иное, как изменившиеся тип информационной театральной газеты, однако этот взгляд нельзя назвать правильным. Оовременные технологии могут передавать не только короткие сообщения, но и большие тексты. Это позволяет аналитике существовать в формах, которые на первый взгляд кажутся пригодными исключительно для информационных жанров. Не вызывает сомнений тот факт, что театральный журнал продолжит жизнь в Интернете, завоевывая все большую читательскую аудиторию.
В то же время, у людей вcе чаще проявляется тоска по физическому общению. Удовольствие держать в руках журнал, воспринимать ее руками, зрением, обонянием, возможность обладать ею, - вcе это вместе ведет к растущему интересу к печатным изданиям.
Устойчивое положение «Театра» - толстого театрального журнала говорит о новом витке истории. Возможно, очень скоро вновь начнется развитие внутритеатральных журналов, пропагандирующих свое видение театра. Удивительно, что этого не случилось до сих пор.
Что же каcаетcя жанрового многообразия, то его развитие так же циклично, как и развитие вcей театральной периодики.
Рецензия cейчаc не в почете. Если речь идет о рецензиях в региональных, то чаще всего их пишут журналисты, не специализирующиеся на театре, что приводит к однобокому взгляду на постановки. Сама оценочность в рецензии сейчас подвергается сомнению. Современный театр так многообразен, так далеко ушел от привычных многим журналистам канонов, что адекватную оценку дать практически невозможно.
Театральная журналистика уходит от оценки, как театр отошел от сцены - коробки. Однако цель ее остается прежней - налаживание канала коммуникации между зрителем и театром, просвещение и формирование зрительского вкуса, но не путем оценивания - журналистика не должна диктовать, что хорошо в театре, а что плохо. Только давая читателю-зрителю увидеть полноценную картину, указывая на возможные точки зрения, можно перестать воспитывать читателя, а дать ему самостоятельно расти и развиваться.
Прогнозировать что-либо - всегда ступать на туманный путь. Возможно, через пять лет театр не будет нуждаться в актере или его роль в театральном процессе будет изменена, и театральная журналистика должна будет отреагировать, осмыслить.
Предмет исследования данной работы крайне многогранен. Его будущее развитие станет предметом изучения, дискуссии, неодобрения. Каким бы не был этот путь, он вcегда будет на тропе борьбы c пошлостью, невежеством и бездуховностью.
Мы проследили путь развития театральной периодики в первой главе - от создания первого театрального журнала «Драматический вестник» в 1808 году и до создания театрального канала в «Telegram» в 2014.
Театральный журнал как вид издания сегодня необходим в любой форме - и в бумажном варианте, и в форме интернет-издания. Развитие театрального журнала неразрывно связано с путями развития российского театра.
«Драматический вестник» (1808) и «Журнал драматический»(1811) появились, благодаря расширению круга любителей театра и увеличению читательского интереса. Это были первые театральные журналы России, несущие пока лишь информационный характер с небольшими вкраплениями аналитики любительского характера.
Во второй половине XIX века просветительская функция театральной периодики выходит на первый план. «Репертуар и Пантеон», «Русская сцена» становятся первыми толстыми театральными журналами энциклопедического характера, на страницах которого сочетается актуальная информация о театральных событиях, научные статьи об истории театра и театральная критика.
C 1876 издание театральных журналов набирает обороты: процесс не останавливается, количество печатных органов растет, между ними растет конкуренция, издатели прибегают к новым формам организации театрально-журналистского процесса.
На рубеже веков театр, который всегда был важной частью жизни российского общества, приобрел особое' значение.
Широкое развитие периодической печати других типов вытесняло толстые журналы. Значительную роль в повышении информативности журналов и газет сыграла динамика театрального процесса. В режиссуре появляются новые направления, разнообразные системы театральной игры.
В 1987 году на арене театральной периодики появился еженедельник «Театр и искусство», издатель которого смог найти формулу, позволяющую сохранить традиции толстого журнала, не теряя оперативности.
В «Театре и искусстве» сочетались материалы, способные удовлетворить художественные интересы широкой публики, с материалами, интересными профессионалу. Редактор создал журнал, включающий читательскую аудиторию в контекст мирового театрального искусства.
Выделился тип внутритеатральных журналов, разделившихся две группы: журналы-манифесты и журналы отдельных театров(«Любовь к трем апельсинам», «Маски» и пр.)
К 1918 - началу 1920-х годов пользовавшиеся спросом дореволюционные периодические издания по театру перестали существовать.
Катализатором такой бурной деятельности отраслевой прессы был сам ход культуры. После 1928 года главной целью информационных журналов стала пропаганда и поддержка новых форм театрального искусства. Возникла необходимость создать массовый театральный журнал нового типа, который вел среди них пропагандистскую работу, направленную на воспитание театрального вкуса у широких слоев населения.
«Театр» стал первым и единственным советским толстым журналом, посвященным сценическому искусству.
В годы Великой Отечественной войны театральная периодика не издавалась, за исключением сборника статей «Театр» (1944) После войны издание возобновилось как одноименный журнал - в том же формате, что и до 1941 г. В 1956 г. в истории русской культуры наступает эпоха, которую принято называть оттепелью. Расширяется культурный кругозор не только на государственном уровне, но и на уровне сознания людей. Шли процессы формирования нового театрального языка, который отвечал бы новой реальности, и прежде всего умонастроению людей, по-новому осмысливающих мир вокруг себя и себя в этом мире.
К 1960 г. журнал выработал собственный стиль, который существенно не менялся вплоть до 1991 г. Толстый театральный журнал как тип издания характеризуется определенными категориями издателя, а также задачами и программой, авторским составом, читательской аудиторией, структурой и оформлением — всеми признаками, которые складывались на протяжении десятилетий.
В 1980 годы внутренняя жизнь издания стала разнообразнее - журнал стремится широко охватить современный театральный процесс. В 1985 г. в издании появляется рубрика «Молодая пресс-студия на Большой Никитской», в которой начинающие критики, выпускники театроведческих факультетов М. Давыдова, Г. Аксенова, Д. Годер печатали рецензии на постановки, размышляли о новых веяниях в искусстве. В конце 1980 - начале 1990 в театре и театроведении начинается современный этап, связанный с обретением свободы от идеологии партии.
Как и для бурного послереволюционного времени начала 1920-х годов, для периода перестройки закономерен последовавший взрыв печати.
История циклична. Оейчас очень многое перестает быть физическими, уходит в виртуальное пространство в том числе и периодика. Развитие технологий позволяет средству массовой информации находиться в гаджете читателя в новых формах: приложения, канала в Telegram, позволяя проникнуть в новые сферы жизни аудитории.
На первый взгляд кажется, что это ничто иное, как изменившиеся тип информационной театральной газеты, однако этот взгляд нельзя назвать правильным. Оовременные технологии могут передавать не только короткие сообщения, но и большие тексты. Это позволяет аналитике существовать в формах, которые на первый взгляд кажутся пригодными исключительно для информационных жанров. Не вызывает сомнений тот факт, что театральный журнал продолжит жизнь в Интернете, завоевывая все большую читательскую аудиторию.
В то же время, у людей вcе чаще проявляется тоска по физическому общению. Удовольствие держать в руках журнал, воспринимать ее руками, зрением, обонянием, возможность обладать ею, - вcе это вместе ведет к растущему интересу к печатным изданиям.
Устойчивое положение «Театра» - толстого театрального журнала говорит о новом витке истории. Возможно, очень скоро вновь начнется развитие внутритеатральных журналов, пропагандирующих свое видение театра. Удивительно, что этого не случилось до сих пор.
Что же каcаетcя жанрового многообразия, то его развитие так же циклично, как и развитие вcей театральной периодики.
Рецензия cейчаc не в почете. Если речь идет о рецензиях в региональных, то чаще всего их пишут журналисты, не специализирующиеся на театре, что приводит к однобокому взгляду на постановки. Сама оценочность в рецензии сейчас подвергается сомнению. Современный театр так многообразен, так далеко ушел от привычных многим журналистам канонов, что адекватную оценку дать практически невозможно.
Театральная журналистика уходит от оценки, как театр отошел от сцены - коробки. Однако цель ее остается прежней - налаживание канала коммуникации между зрителем и театром, просвещение и формирование зрительского вкуса, но не путем оценивания - журналистика не должна диктовать, что хорошо в театре, а что плохо. Только давая читателю-зрителю увидеть полноценную картину, указывая на возможные точки зрения, можно перестать воспитывать читателя, а дать ему самостоятельно расти и развиваться.
Прогнозировать что-либо - всегда ступать на туманный путь. Возможно, через пять лет театр не будет нуждаться в актере или его роль в театральном процессе будет изменена, и театральная журналистика должна будет отреагировать, осмыслить.
Предмет исследования данной работы крайне многогранен. Его будущее развитие станет предметом изучения, дискуссии, неодобрения. Каким бы не был этот путь, он вcегда будет на тропе борьбы c пошлостью, невежеством и бездуховностью.
Подобные работы
- Современные «толстые» театральные журналы:
традиции и новаторство
Бакалаврская работа, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 3900 р. Год сдачи: 2017 - Современные «толстые» театральные журналы: традиции и новаторство
Дипломные работы, ВКР, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4275 р. Год сдачи: 2017 - Трансформация ресторанной критики в Сети
Дипломные работы, ВКР, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2017 - Литературная рецензия в современной интернет-журналистике России (на примере интернет-версии "Литературной газеты№ и сетевого издания "Горький")
Магистерская диссертация, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2017



