Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты применения методики обучения экономике с использованием средств нового поколения 7
1.1. Состояние проблемы применения методики обучения экономики в
образовательной организации среднего профессионального образования 7
1.2. Характеристика новых методик экономики в образовательной организации
среднего профессионального образования 13
1.3. Реализация метода кейс-стадии в обучении экономики в образовательной
организации среднего профессионального образования 27
Выводы по первой главе 37
Глава 2. Практическая работа по применению методики обучения экономике с использованием средств нового поколения Ханты- Мансийского автономного округа Югры «Урайский политехнический колледж» 39
2.1. Исследование особенностей реализации методики обучения экономике с использованием средств нового поколения в процессе преподавания экономических дисциплин в Бюджетном учреждении профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Урайский политехнический колледж» 39
2.2. Рекомендации по применению метода кейс-стадии в Бюджетном учреждении
профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа- Югры «Урайский политехнический колледж» 49
2.3. Реализация метода кейс-стадии в процессе преподавания практического занятия «Виды денег. Денежные агрегаты. Проблемы стоимости и цены в
экономической теории» по дисциплине «Экономическая теория» 52
Выводы по второй главе 62
Заключение 64
Список литературы 70
Приложение 74
Актуальность исследования. Новая социально-экономическая ситуация в России, трансформация общества обусловливают необходимость системных изменений высшего образования. Вхождение России в единую образовательную европейскую систему, ориентация на новые образовательные результаты определяют необходимость реализации компетентностной модели подготовки специалиста.
Переход к принципиально иной экономике, экономике, основанной на знаниях, расширение инновационных процессов, развитие рыночных отношений предъявляют новые и более высокие требования к уровню профессиональной компетентности всех категорий работников и, в первую очередь, менеджеров. В этих условиях становится актуальной подготовка экономистов, способных не только анализировать сложившуюся ситуацию. Принимать решения и нести за них ответственность, но и владеющих компетентностью в области экономики, включающей диагностику, анализ, прогноз и стратегическое планирование.
Ориентация процесса обучения на использование только традиционных методов, нацеленных на формирование знаниевого компонента, затрудняет овладение профессиональной компетентностью в любой сфере, в том числе, в экономике. Выпускники-экономисты, обученные с использованием «знаниевой» модели испытывают значительные трудности в этой области управления, так как возможности традиционных методов обучения для формирования компетенций, необходимых современному экономисту, ограничены, что осознается педагогической общественностью.
В связи с этим растет потребность создания новых образовательных практик обучения экономике в образовательной организации среднего профессионального образования, разработанных на основе компетентностного подхода, что предполагает разработку соответствующих технологий, ориентированных на приоритетное использование методов активного обучения. Одним из таких методов является кейс-стадии, который в совокупности с другими методами позволяет приобрести необходимые компетенции в вопросах экономики.
Актуальность исследования определяется важностью разрешения противоречий между:
• сохраняющейся ориентацией на существующую модель обучения экономике, основанную на квалификационном подходе, ориентированную на воспроизведение знаний и обеспечивающую статичную алгоритмическую подготовку к будущей профессиональной деятельности и принципиальной невозможностью формирования на ее основе необходимых современному экономисту компетенций;
• необходимостью опоры при обучении экономике на специальные компетенции (диагностики, анализа, прогнозирования, стратегического планирования и др.) и недостаточной разработанностью их перечня и способов формирования в методике обучения экономике;
• высоким потенциалом средств обучения нового поколения для формирования специальных компетенций в обучении экономике и неразработанностью методики их применения с учетом специфики данной дисциплины.
Существование указанных противоречий в обучении экономике обусловлено тем, что данная наука в нашей стране появилась сравнительно недавно, и еще не разработаны эффективные методики обучения.
Анализ опыта показывает, что определенные шаги по обновлению методики изучения различных дисциплин в профессиональном образовании предпринимаются. Средства обучения нового поколения используется в обучении педагогике (Колесник Н.П. и др.), иностранным языкам (Гончарова М.В. и др.), информатике (Бовт В.В., Терновская Т.С., Смолянинова О.Г. и др.), социальным наукам (Козырева Л. и др.), экономике (Новолодская Г.И., Каморджанова Н.А., Сангадиева И.Г. и др.), маркетингу (Багиев Г.Л. и др.). Однако эти попытки пока не систематизированы.
Это определило необходимость разработки методики применения средств обучения нового поколения в обучении экономике, учитывающей особенности данной дисциплины и формируемые в результате ее изучения специальные компетенции, и обусловило выбор темы исследования — «Методики обучения экономике с использованием средств нового поколения».
Актуальность и противоречие обусловили тему нашего исследования: «Разработка методики обучения экономике с использованием средств нового поколения».
Объект исследования: процесс применения методики обучения экономики в образовательной организации среднего профессионального образования.
Предмет исследования: процесс реализация методик обучения нового поколения в обучении экономики в образовательной организации среднего профессионального образования.
Цель исследования: теоретическое обоснование и разработка рекомендаций по применению метода кейс-стадии в Бюджетном учреждении профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Урайский политехнический колледж».
Задачи исследования:
1. Изучить состояние проблемы применения методики обучения экономики в образовательной организации среднего профессионального образования.
2. Осуществить характеристику новых средств обучения экономики в образовательной организации среднего профессионального образования.
3. Провести анализ эффективности применения методики обучения экономике с использованием средств нового поколения в Бюджетном учреждении профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Урайский политехнический колледж».
4. Разработать рекомендации по применению метода кейс-стадии в Бюджетном учреждении профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Урайский политехнический колледж».
5. Осуществить проектирование план - конспекта практического занятия «Виды денег. Денежные агрегаты. Проблемы стоимости и цены в экономической теории» по дисциплине «Экономическая теория».
Теоретико-методологическая база исследования. Анализ отечественной и зарубежной литературы по экономике показал, что в последнее время средства обучения нового поколения применяется при обучении данной дисциплине (О.С.Виханский, А.И.Наумов; В.Н.Глумаков, М.М. Максимцов, Н.И.Малышев; Л.Г.Зайцев, М.И.Соколова; А.Т.Зуб, С.А.Попов; В.В.Глухов; Н.В.Волгин, Ю.Г.Одегов и О.Н.Волгина и др.).
Практическая значимость исследования состоит в разработанных рекомендациях по применению в обучении экономике с использованием средств нового поколения в Бюджетном учреждении профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Урайский политехнический колледж».
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретический анализ научных исследований по проблеме (анализ, синтез, абстрагирование, конкретизация и др.); педагогический эксперимент (наблюдение, беседа, экспертная оценка, опытно-экспериментальная работа) и др.
Базой исследования: Бюджетное учреждение профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Урайский политехнический колледж», группа № 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет
Структура исследования: наше исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы.
Важнейшими направлениями развития СПО являются интеллектуализация содержания учебного процесса, внедрение новых форм обучения, создание максимальных условий для профессиональной подготовки и личностного развития творческих способностей студентов. В конечном счете, все это должно отразиться на подготовке таких рабочих и специалистов, которые в условиях рыночной экономики, обострения конкуренции на рынке труда окажутся способными успешно решить проблему собственного трудоустройства не только в стране, но и за ее пределами.
Основной стратегической целью колледжа является обеспечение условий для удовлетворения потребностей обучающихся путем создания новых технологий образовательного процесса, обновления структуры и содержания образования, развития фундаментальности и практической направленности образовательных программ, формирования системы непрерывного образования.
В первой главе исследования были проанализированы литературные источники на предмет реализации методики обучения экономике с использованием средств нового поколения в процессе преподавания экономических дисциплин и были сделаны следующие выводы.
Методика - отрасль педагогической теории, система инструментального знания в педагогике об организации процесса обучения и способах достижения результатов обучения.
Особенности применения методики в СПО заключается в обучении, которое обеспечивает активную и планомерную учебно-познавательную деятельность группы студентов определенного возраста, состава и уровня подготовки (группы), направленную на решение поставленных учебно-воспитательных задач. Требования к занятию определяют необходимость постановки четкой цели в начале и получения конкретного (диагностируемого и измеримого) результата в конце. Следовательно, возрастают и требования к методам, с помощью которых выстраивается «образовательный маршрут» занятия от цели к результатам.
Методика преподавания экономических дисциплин исследует совокупность взаимосвязанных средств, методов, форм обучения экономическим предметам. Обучение тесно связано с экономической жизнью общества. Настоящие знания представляют собой знание экономических законов. Прикладной аспект позволяет наращивать теорию, расширять понятийный аппарат, выявлять новые принципы и законы. Однако чрезмерное увлечение конкретикой может привести к поверхностным, упрощенным знаниям и выводам.
Современные методы обучения:
- проблемные лекции,
- конференции по отдельным темам,
- анализ конкретных ситуаций,
- деловые игры,
- кроссворды,
- игровое проектирование и другие.
Кейс - стадия - разновидность производственной или экономической ситуации, специально сформулированной преподавателем для анализа, решения, оценки обучаемыми.
Кейсы могут различаться по типам, жанрам и способам их представления. В связи с чем, их можно классифицировать по различным признакам. Одним из широко используемых подходов к классификации кейсов является их сложность. При этом различают следующие виды учебных ситуаций.
Иллюстративные учебные ситуации кейсы, цель которых на определенном практическом примере обучить студентов алгоритму принятия правильного решения в определенной ситуации.
Учебные ситуации кейсы с формированием проблемы, в которых описывается ситуация в конкретный период времени, выявляются и четко формулируются проблемы; цель такого кейса диагностирование ситуации и самостоятельное принятие решения по указанной проблеме.
Учебные ситуации кейсы без формирования проблемы, в которых описывается более сложная, чем в предыдущем варианте ситуация, где проблема четко не выявлена, а представлена в статистических данных, оценках общественного мнения, органов власти и т.д.; цель такого кейса самостоятельно выявить проблему, указать альтернативные пути ее решения с анализом наличных ресурсов.
Прикладные упражнения, в которых описывается конкретная сложившаяся ситуация и предлагается найти пути выхода из нее; цель такого кейса поиск путей решения проблемы.
Использование метода кейс-стадии как технологии профессионально ориентированного обучения представляет собой достаточно сложный процесс, включающий определенную последовательность в преподавании от ознакомления студентов с текстом кейса, его анализа, обсуждения и дискуссии, до оценивания участников и подведения итогов дискуссии.
Во второй главе настоящего исследования осуществлена характеристика базы исследования; исследованы особенности реализации методики обучения экономике с использованием средств нового поколения в процессе преподавания экономических дисциплин в БУ «Урайский политехнический колледж»; разработаны рекомендации по совершенствованию организации реализации методики обучения экономике с использованием средств нового поколения в процессе преподавания экономических дисциплин в БУ «Урайский политехнический колледж».
Провел анализ исследования использования реализации методики обучения экономике с использованием средств нового поколения в процессе преподавания экономических дисциплин в БУ «Урайский политехнический колледж» проводился с целью:
- закрепления, углубления, расширения и систематизации полученных теоретических знаний и практических умений студентов;
- овладения новым учебным материалом;
- развития общеучебных, общетрудовых и профессиональных способностей;
- развития активности студентов: творческой инициативы,
самостоятельности, ответственности и организованности; способности к самоорганизации;
- мотивирования регулярной целенаправленной работы по освоению специальности.
Было выяснено, что реализация методики обучения экономике с использованием средств нового поколения в процессе преподавания экономических дисциплин в БУ «Урайский политехнический колледж» проводится с целью закрепления, углубления, расширения и систематизации полученных теоретических знаний и практических умений студентов, однако, на наш взгляд, этого недостаточно для развития общеучебных, общетрудовых и профессиональных способностей, развития активности студентов: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности, мотивирования регулярной целенаправленной работы по освоению специальности.
Таким образом, процесс изучения дисциплины «Бухгалтерский учет» в БУ «Урайский политехнический колледж» требует совершенствования в связи с современными требования к подготовке будущих специалистов.
Рекомендации по реализацию методики обучения экономике с использованием средств нового поколения в процессе преподавания экономических дисциплин, позволят лучше усваивать запланируемый учебный материал.
Реализация методики обучения экономике с использованием средств нового поколения в процессе преподавания экономических дисциплин в БУ «Урайский политехнический колледж» требует совершенствования в связи с современными требования к подготовки будущих специалистов. В связи с эти были разработаны методическое обеспечение реализации методики обучения экономике с использованием средств нового поколения в процессе преподавания
экономических дисциплин «Бухгалтерский учет» политехнический колледж».
При реализации разработанных нами рекомендаций решаются следующие задачи:
1. Студенты приобретают и большую свободу действий.
2. Сознательно делают акцент на определенных предметах, уделяя им большую часть внимания за счет того, что по тем предметам, которые им меньше даются, они согласны на базовый уровень.
3. В группах создаются более благоприятные условия для равномерного продвижения с учетом уже индивидуальных особенностей учащихся.
4. Использование личностно-ориентированных технологий позволяет и в этом случае каждому студенту принимать самое активное участие в познавательной деятельности на уроке, осмысливать новый материал, самостоятельно применять полученные знания.
5. Система зачетов в дополнение к системе оценки знаний, умений, навыков, принятых в технологии сотрудничества, позволяет систематически отслеживать темп продвижения каждого студента.
6. Сам студент, принимая ответственность на себя за собственные успехи, получает возможность более свободно планировать свою деятельность.
Таким образом, рекомендации по реализации методики обучения экономике с использованием средств нового поколения в процессе преподавания экономических дисциплин, позволят лучше усваивать запланируемый учебный материал.
После проведения исследования можно говорить о том, что средний балл базовой группы составил 3,45, а экспериментальной группы, занятия в которой проводились с использованием кейс-стадии составил 4,05, что говорит о высокой эффективности предлагаемых рекомендаций.
Таким образом, рекомендации по реализации методики обучения экономике с использованием средств нового поколения в процессе преподавания экономических дисциплин, позволят лучше усваивать запланируемый учебный материал.
В современной системе российского высшего образования происходят глобальные перемены. Новизна предлагаемых реформ обусловлена необходимостью серьезных перемен. Особая значимость придается нацеленности образовательного процесса на формирование компетенций, которыми должны владеть будущие специалисты, и это придает процессу образования деятельностную направленность. Это означает, что роль знаний изменяется - они из основной и почти единственной цели образования становятся лишь компонентом, а их главное назначение - быть средством деятельности.
Цель исследования достигнута, задачи выполнены.
1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. От 29.07.2017) «Об образовании в Российской Федерации»
2. Анисимов, П.Ф., Управление качеством среднего профессионального образования. Казань: Институт среднего профессионального образования РАО, 2014. 256с.
3. Амонашвили, Ш.А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения студентов. Минск, 2013, - 251с.
4. Автономов, В.С. Совершенствование экономического образования: аналитический доклад . М. : Логос, 2015- 54с.
5. Андреев, А.Н., Проблема оценивания качества образования при переходе от средней к высшей школе // Среднее профессиональное образование. — 2013, № 7. С.19-21.
6. Борисенков, В.П. Важная отрасль педагогического знания / В.П. Борисенков // Педагогика, №2, 2014. С. 93-96.
7. Бутко, Е.Я. Особенности функционирования и развития системы профессионального образования России в условиях перехода к рыночной экономике / Е.Я.Бутко // Профтехобразование России. — 2014, № 7. С.23-28.
8. Беляева, А.П. Концептуальные основы развития начального профессионального образования. / А.П Беляева СПб.: Питер, 2015. 64с.
9. Березина, Л.Ю. Структурные и целевые компоненты единой образовательной программы начального профессионального образования / Л.Ю. Березина. М.: Наука, 2012. 136с.
10. Беспалько, В.П. Педагогическое обеспечение государственного стандарта образования / В.П. Беспалько М.: ИнтерЭВМ, 2014. 80с.
11. Валиева, Ф.М. Место средних специальных учебных заведений в социализации личности // Среднее профессиональное образование. -2013, №9.- С.40-44.
12. Войтович, Л.В. Шкала оценок школа новых отношений // Среднее профессиональное образование. № 7, 2013. С.21-22.
13. Гайнулова, Л.А. Сценарное моделирование инновационных образовательных процессов: методологический и теоретический аспекты // Среднее профессиональное образование. 2014, № 2. С.44-48.
14. Коджаспирова, Г.М. Технические средства обучения и методика их использования:Учеб.пособие для студ.высш.пед.учеб.заведений. М.: Академия,
2013. - 214с.
15. Козловский, В.В. Мировая экономика: социально ориентированный подход / В.В.Козловский,- Минск: УП «ИВЦ Минфина», 2015.- 357с.
16. Крамаренко, В.И. Методика преподавания экономических дисциплин. Учеб. Пособие / В. И. Крамаренко и др. Симферополь: «Таврида». 2012.- 231с.
17. Коджаспирова, Г.М. Технические средства обучения и методика их использования:Учеб.пособие для студ.высш.пед.учеб.заведений. М.: Академия, 2013.- 214с.
18. Крамаренко В.И. Методика преподавания экономических дисциплин. Учеб. Пособие / В.И.Крамаренко и др. Симферополь: «Таврида», 2014.-254с.
19. Кузьминов Я.И., Бендукидзе К . А., Юдкевич М.М. Курс
институциональной экономики: институты, сети, трансакционные издержки, контракты. М .: ГУ-ВШЭ, 2015 - 214с.
20. Жаринова, Н.Д. К вопросу об авторской педагогической технологии как основе развития студентов // Среднее профессиональное образование. 2013, №9. С.11-13.
21. Ибрагимов, Г.И. Качество подготовки специалистов среднего звена: проблемы формирования критериев оценки // Среднее профессиональное образование. № 6, 2013. С.9-12.
22. Кобелев, О.И., Лякина О.В. Повышение качества подготовки специалистов // Среднее профессиональное образование. № 2, 2015. -С.41-42.
23. Колмыкова, Е.А. Использование методических комплексов в практическом обучении // Среднее профессиональное образование. -2013, №9.- С.35-36.
24. Левин, Э. А. Методика индивидуально-группового обучения / Э. А. Левин, О. И. Прокофьева. - М.: Сентябрь, 2016 - 112с.
25. Лизинский, В. М. Приемы и формы в учебной деятельности / В. М. Лизинский. - М.: Центр «Педагогический поиск», 2013. - 160с.
26. Методика преподавания в высшей школе: учебно-практическое пособие для вузов/ В.И. Блинов - М.: Издательство Юрайт, 2015. - 315 с.
27. Муравьева ,А.А. Модульные программы, основанные на компетенциях // Среднее профессиональное образование. 2014, № 2. -С.28-30.
28. Назаров, Ю.А. Реализация идей личностно-ориентированного подхода к профессиональному образованию в условиях его интеграции // Среднее профессиональное образование. 2013, № 5. -С. 2-5.
29. Образование и XXI век: Информационные и коммуникационные технологии. М.: Наука, 2016. - 247с.
30. Орлов, В.И. Система методов обучения // Среднее профессиональное образование. 2014, № 2. С.39-43.
31. Оселедчик, Ю.С., Самойленко, П.И., Филиппенко И.И. Модульная технология обучения и контроль результатов учебной деятельности // Среднее профессиональное образование. 2014, № 6, С.21-28.
32. Переверезев, В.Ю. Качество среднего профессионального образования: проблемный аспект // Среднее профессиональное образование. № 7, 2013. С.2-3.
33. Пшеничная В. В. «Компетентностный подход как средство достижения нового качества образования учащихся колледжа» //Молодой ученый №8,2013, С.18-23
34. Петровская, Л.М. Механизмы согласования макроэкономического и внешнеэкономического равновесия: функциональный анализ / Л.М.Петровская, А.В.Данильченко - Минск: «Технология», 2014.- 298с.
35. Резник, С.Д. Преподаватель вуза: технологии и организация деятельности: Учебное пособие / С.Д. Резник. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 361с
36. Русакова, П.Н. Современные педагогические технологии сборник материалов. // П.Н. Русакова Екатеринбург: Екатеринбургский энерготехникум,
2014. -60с
37. Русецкая, Т.П. Современные технологии обучения в высшей школе / Т.П. Русецкая.- М.: МИТСО, 2014.-287с.
38. Рогинский, В.М. Азбука педагогического труда / В. М. Рогинский. М.: Высшая школа, 2013.- 321с.
39. Стоунс, Э. Психопедагогика. Психологическая теория и практика обучения / Э. Стоунс. М.: Педагогика, 2014.-245с.
40. Станулевич О.Е. «Профессиональные компетенции как показатель качества профессионального образования» // СПО № 4, 2013, С.12-18.
41. Скрипченко, Т.Л., Чичерин Ю.А Использование интерактивных методов обучения и коммуникативных умений на занятиях со студентами среднего профессионального образования//Наука и образование новое время — 2016. - №1-12 -С. 95-10
42. Смирнов, С. Еще раз о технологиях обучения // Высшее образование в России / С. Смирнов. 2000. № 6.- С.31-39.
43. Трофимова, З.П. Технология обучения (Методические материалы для преподавателей) / З. П. Трофимова. Мн.: РИВШ БГУ, 2015.- 301с.
44. Университетское образование: от эффективного преподавания к эффективному учению: Сборник рефератов статей по дидактике высшей школы. - Минск, 2014, - 274с.
45. Хуторской, А.В. Современная дидактика: учеб. Для вузов / А.В. Хуторской. СПб.: Питер, 2015. - 328с.
46. Чебанов, К.А, Богданова М В. Формирование компетенций обучающихся колледжа // Современные проблемы науки и образования -2016- №4 -С. 135.