Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ

Работа №80730

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы86
Год сдачи2020
Стоимость4800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
236
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
ГЛАВА 1 СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ В ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ УПРАВЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ
1.1. Анализ проблемы в теории и практике управления дошкольной
образовательной организацией 10
1.2. Методологические основы системы управления дошкольной
организацией 20
Выводы по первой главе 38
ГЛАВА 2. ТЕХНОЛОГИЯ РЕАЛИЗАЦИИ МОДЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ
2.1. Концепция управления дошкольной образовательной организацией ... 39
2.2. Особенности модели управления дошкольной образовательной
организацией 51
Выводы по второй главе 70
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 74
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 77
ПРИЛОЖЕНИЯ 84

Актуальность проблемы повышения качества дошкольного образования на современном этапе подтверждается заинтересованностью со стороны государства вопросами воспитания и развития детей дошкольного возраста. Примером является принятие Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) в России (новая редакция 2018 года) и Государственного общеобязательного стандарта дошкольного воспитания и обучения в республике Казахстан в 2018 году.
В период глубоких социально-экономических изменений в России и Казахстане, когда происходит переоценка всей системы общественных отношений, существенные изменения претерпевает и система дошкольного образования.
Среди этих изменений отмечаются как позитивные тенденции, так и сложные проблемы, требующие решения, Основными направлениями реформирования системы дошкольного образования стали:
- ориентация на создание гибкой многофункциональной системы дошкольных учреждений разных форм собственности, учитывающих потребности и возможности разных семей, а также интересы ребенка;
- формирование образовательного пространства с видовым разнообразием дошкольных учреждений.
При всем разнообразии дошкольных учреждений внимание руководителей, педагогов акцентируется на трех основополагающих моментах, которые необходимо учитывать при организации функционирования дошкольных образовательных организаций;
- сохранение и укрепление здоровья детей,
- обеспечение равного старта развития всех детей, уважение права ребенка на сохранение своей индивидуальности при реализации базисного содержания обучения и воспитания детей;
- сохранение специфики работы каждого вида учреждения с учетом психофизиологических возможностей детей дошкольного возраста.
Серьезные изменения претерпевает содержание дошкольного образования. Обращение к личностно-ориентированной педагогике, отход от жестко регламентированных форм воспитания и обучения детей, появление авторских программ, технологий становится требованием времени, В условиях развития вариативности и разнообразия дошкольного образования особое значение приобретает регулирование его качества. Отбор и экспертиза новых программ и учебно-методических комплектов, обеспечение высокого уровня реализации этих программ в дошкольных организациях является основным назначением методической службы.
Новая система дошкольного образования требует новых подходов и к управлению. Директивное управление в режиме жесткого выполнения указаний верхних структур управления уходит в прошлое. В свете этого все прогрессивное, подлинно научное, целесообразное и эффективное в образовательном процессе должно быть сохранено и продолжено, но уже на новой методологической и теоретической основе. Несомненно, что такой основой служит теория формирования целостной системы управления образовательным учреждением на основе новой парадигмы, с учетом произошедших преобразований в обществе.
Актуальность настоящего исследования обусловлена прежде всего потребностью практики дошкольного образования перейти от этапа функционирования в стабильных условиях к глубоким качественным переменам, диктуемым условиями обновления всей системы образования.
Поэтому возникла необходимость разработки такой модели системы управления дошкольной образовательной организацией, которая предполагала бы преодоление формализма в деятельности руководителя, определяла бы реальную возможность научного обоснования целостной системы управления (целеполагания, прогнозирования, планирования, организации, контроля и регулирования), выделила бы эффективные показатели этой деятельности, а в целом содействовала бы повышению уровня профессионализма руководителей дошкольных образовательных организаций. Для этого требуется новый уровень подготовки руководителя детского сада в условиях, когда объем задач, стоящих перед ДОУ, резко возрос, а сами они усложнились, необходим поиск путей повышения результативности управленческой деятельности руководителя ДОУ.
Острота этой проблемы сегодня усиливается тем, что Законом Российской Федерации «Об образовании» «государство гарантирует финансовую и материальную поддержку воспитания детей раннего возраста, обеспечивает доступность образовательных услуг дошкольной образовательной организацией для всех слоев населения.
Однако на деле существует противоречие - между обязательством государства совершенствовать и развивать существующую систему дошкольных учреждении и невозможностью в нынешних социально-экономических условиях финансировать ее в полном объеме.
Как известно, органами образования сегодня финансируются полностью только «защищенные» статьи бюджета такие, как питание детей и заработная плата. В этих сложных условиях руководители дошкольных учреждений вынуждены искать дополнительные источники финансирования: такие, как предпринимательская деятельность, оказание дополнительных образовательных услуг, внебюджетные средства местных органов власти, добровольные пожертвования и целевые взносы физических и юридических лиц.
Все это требует от руководителя большой компетентности в вопросах юридических, экономических, социальных, психолого-педагогических и управленческих.
Сложившееся в практике работы ведущее противоречие между возрастающими требованиями к дошкольному образовательному учреждению в связи с новыми социокультурными условиями в обществе и существующим состоянием дел необычайно актуализирует проблему формирования целостной системы управления дошкольной организацией.
В настоящее время дальнейшее решение задач повышения научного уровня управления дошкольным образованием вступает в определенные противоречия с относительно низким уровнем управленческой подготовки руководителей детских садов.
В проводимом исследовании мы опираемся на научные основы социального управления в трудах Г. А. Омарова и др. (2, 3, 25, 68), теоретические основы управления образованием, которые раскрыты в работах Ю.А. Конаржевского, М.И. Кондакова, В.С. Лазарева, Д.А. Орлова, М.М. Поташника, В.С. Пикельной, П.И. Третьякова, П.В. Худоминского, Т.И. Шамовой, научные основы управления дошкольным образованием, раскрытые в работах Е.Л. Аркина, А.К. Бондаренко, А И. Васильевой, А.В. Веселовой, Е.Ю. Демуровой, А.В. Запорожца, М.И. Журавлевой, Т.С. Комаровой, Р.А. Куртатовой, Л.Ф. Островской, Л.В. Поздняк, А.Н. Троян, О.А. Фроловой и др. Специальных исследований, направленных на изучение целостной системы управления дошкольным образованием, не проводилось.
Учитывая актуальность, практическую значимость и неразработанность проблемы повышения научного уровня управления ДОУ в условиях обновления всей дошкольной системы, мы выбрали следующую тему исследования «Модель управления современной образовательной организацией».
Проблема исследования заключается в разрешении противоречия между необходимостью внедрения научной системы управления дошкольным образованием для удовлетворения социальных запросов общества и реализацией этой системы в практике управления детским садом.
Накопленный в педагогической науке и передовой практике обширный теоретический и фактический материал позволяет разрешить сложившиеся противоречия и сформулировать проблему следующим образом: каковы основные подходы к формированию и развитию целостной системы управления дошкольной организацией? Решение этой проблемы составит цель нашего исследования.
Цель - разработать и апробировать модель управления дошкольной образовательной организацией.
Объект исследования - система управления дошкольной организацией.
Предмет исследования - процесс формирования и развития системы управления дошкольной организацией.
Гипотеза исследования основана на предположении о том, что если разработана и внедряется модель управления дошкольной образовательной организацией, то обеспечивается повышение профессиональной и общей культуры управления, а также достижение высоких качественных результатов по следующим направлениям:
- здоровье и здоровый образ жизни;
- воспитание и образование в соответствии с государственными стандартами;
- готовность ребенка к обучению в школе;
- преемственность в работе детского сада и школы,
- научно-методическое и кадровое обеспечение,
и в целом создаются адаптивные образовательные условия.
В соответствии с проблемой, объектом предметом, целью и гипотезой исследования решались следующие задачи:
1. Изучить состояние проблемы управления дошкольной образовательной организацией в педагогической теории и практике;
2. Обосновать методологические и теоретические подходы к работе системы управления дошкольной образовательной организацией;
3. Спроектировать систему управления дошкольной образовательной
организацией
4. Разработать и апробировать технологию реализации модели управления
дошкольной образовательной организацией; подготовить научно-методические рекомендации.
Для проверки гипотезы и решения задач исследования были использованы следующие методы: теоретический анализ литературных источников и работ авторов, посвященных проблеме управления образованием, анализ публикаций по проблемам перестройки системы дошкольного образования; анализ нормативных документов, регламентирующих деятельность дошкольных организаций; анкетирование, беседы, интервьюирование, тестирование руководителей дошкольных организаций, эксперимент (констатирующий, формирующий и диагностический эксперимент)
Научная новизна и теоретическая значимость проведенного исследования заключается в том, что полученные в нем результаты содержат некоторые пути решения проблемы формирования системы управления дошкольной организацией на современном этапе развития дошкольного образования:
- выявлены методологические предпосылки создания системы управления дошкольным образованием в условиях видового многообразия учреждений с учетом развивающегося социума;
- разработана система управления дошкольной образовательной
организацией в новом социокультурном контексте;
- впервые разработана технология реализации системы управления дошкольной образовательной организацией.
Практическая значимость. Результаты проведенного исследования могут быть использованы в практике управленческой деятельности и в системе подготовки и повышения квалификации руководителя дошкольной образовательной организации.
База и этапы исследования. Исследование проводилось на базе: ГККП «Ясли сад №44 отдела образования акимата города Костаная» и других детских садов г. Костаная, Республика Казахстан в течение 2018 - 2019 учебного года.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Исследование показало, что обновление управления дошкольной образовательной организацией связано со структурой и функциональной перестройкой. Структурная перестройка связывается с выдвинутым временем требованием - создание адаптивного пространства, в котором учитывается социальный заказ общества, конкретного населения.
Это предполагает создание таких моделей управления дошкольными образовательными организациями, где с учетом психофизиологических возможностей детей строится весь учебно-воспитательный процесс, что влечет за собой изменения во взаимодействиях всех членов этого педагогического процесса. Введение новых должностей, определение их функционала в зависимости от конкретных целей детского сада предполагает переход от командно-административной системы управления к горизонтальной системе профессионального сотрудничества.
Результативность такого сотрудничества доказывает положение, что в основе новой системы лежит корпоративный стиль управления, учитывающий природные способности и возможности каждого сотрудника коллектива.
Личностно-ориентированный подход к управленческой деятельности усиливает роль мотивации и стимулирования для достижения субъектами намеченных целей.
Выделенный состав и содержание функций по системному, процессному, информационному, коммуникационному, координационному и мотивационному основаниям включает в себя информационно-аналитическую, мотивационно-целевую, планово-прогностическую, организационно-исполнительскую, контрольно-диагностическую, регулятивно-коррекционную функций и рассматривается как целостный процесс управления дошкольной организацией.
Каждое функциональное звено управления рассматривается как относительно самостоятельные виды деятельности. Они взаимосвязаны и последовательно и поэтапно сменяют друг друга образуют единый управленческий цикл. В процессе исследования весь выделенный состав функций наполнен конкретным содержанием управленческой деятельности для дошкольной организации и обоснован в ходе опытно-экспериментальной работы.
В процессе исследования подтверждено, что повышение потребности в информационно-аналитической деятельности всех участников педагогического процесса детерминированы социально-экономической ситуацией в обществе. Это, в свою очередь, предполагает развитие во всех подсистемах информационно-аналитической деятельности, которая связана с созданием информационно-аналитической системы для обеспечения эффективной и обратной связи в целях принятия самостоятельных оперативных управленческих решений в каждом звене.
В ходе исследования обосновано, что перевод дошкольных учреждений в режим развития требует новой, профессиональной педагогической и управленческой деятельности, а значит, и подготовки. Методика подготовки руководителей к осуществлению управленческой деятельности в новых условиях осуществлялась в процессе специальной учебы по разработанному нами учебному плану, а также городских семинарах по новому содержанию всех функций управления дошкольной организацией.
В целом проведенное исследование подтверждает результативность внедрения выбранной модели системы управления дошкольной образовательной организацией, которая внедрялась в практическую деятельность детских садов города Костанай. Тем самым обоснована возможность использования результатов проведенного исследования в практике управления разных видов дошкольных организаций.
В процессе исследования был выявлен ряд проблем, требующих дальнейшего специального изучения. К их числу можно отнести:
- разработку теоретических и практических особенностей управления дошкольными организациями с учетом их видового разнообразия;
- исследование возможностей перехода дошкольной образовательной организации в режим развития, а, следовательно, и применение системы управления на основе ее проектирования.
Таким образом, цель работы достигнута, гипотеза нашла свое подтверждение.



1. Аралова М.А. Формирование коллектива ДОУ / М.А. Аралова. - М: ТЦ Сфера, 2005. - 64 с.
2. Белкин Е.Л. Психолого-дидактические основы построения эффективных методик обучения / Е.Л. Белкин, А.М. Иванов. - М.: Просвещение, 2003. - 128 с.
3. Бугименко П.А. Готовность детей к школе. Диагностика психического развития и коррекция его неблагоприятных вариантов / Е.А. Бугименко, Л.А. Венгер. - М.: Наука, 2002. - 198 с.
4. Васильева А.И. Старший воспитатель детского сада: пособие для работников дошкольных учреждений / А.И. Васильева. Л.А. Бахтурина, И.И. Кобитина. - М.: Просвещение, 2000. - 321 с.
5. Венгер Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка / Л.А. Венгер, Э.Т. Пилюгина, Н.В. Венгер. - М: Педагогика, 2001. - 81 с.
6. Венгер Л. Дошкольное обучение: программа, направленная на развитие способностей / Л. Венгер, О. Дьяченко, К. Тарасова // Дошкольное воспитание. - 2007. - № 2. - С.9-14.
7. Волобуева Л.М. Работа старшего воспитателя ДОУ с педагогами / Л.М. Волобуева. - М.: ТЦ Сфера, 2004. - 96 с.
8. Волосовец Т.В. Организация педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении / Т.В. Волосовец, О.Н. Сазонова. - М.: ВЛАДОС, 2004. - 232 с.
9. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. Сб. статей / под ред. А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожца. - М.: Феникс, 2005. - 328 с.
10. Воспитание и обучение детей в детском саду / под ред. А.В. Запорожца, Т.А. Марковой. - М.: Просвещение, 2001. - 372 с.
11. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский. - М.: Наука, 2001. - 112 с.
12. Выготский Л.С. Орудие и знак в развитии ребенка / Л.С. Выготский. - М.: Просвещение, 2001. - 172 с.
13. Голицина B. C. Система методической работы с кадрами в дошкольном образовательном учреждении / B. C. Голицина.- М.: Скрипторий, 2005. - 80 с.
14. Горькова Л.Г. Сценарии занятий по комплексному развитию дошкольников (старшая и подготовительная группы) / Л.Г. Горькова. - М.: ВАКО, 2005. - 160 с.
15. Диагностика и коррекция психического развития дошкольника / под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько. - М.: Высшая школа, 2002. - 241 с.
16. Доналдсон М. Мыслительная деятельность детей: пер. с англ. / под ред.В.И. Лубовского. - М.: Педагогика, 2005. - 192 с.
17. Дуброва В.П. Организация методической работы в дошкольном учреждении / В.П. Дуброва, Е.П. Милошевич. - М.: Феникс, 2005. - 98 с.
18. Ермолаева М.В. Психология развивающей и коррекционной работы с дошкольниками / М.В. Ермолаева. - М.: Педагогика, 2000. - 158 с.
19. Зеньковский В.В. Психология детства.2 изд. / В.В. Зеньковский. - М: Академия, 2006. - 347 с.
20. Зимняя Н.А. Педагогическая психология: учебник для вузов / Н.А. Зимняя. - М.: Просвещение, 2000. - 409 с.
21. Зимонина В.Н. Воспитание ребенка-дошкольника: развитого,
организованного, самостоятельного, инициативного, неболеющего,
коммуникативного, аккуратного / В.Н. Зимонина. - М.: ВЛАДОС, 2003. - 304 с.
22. Игры и упражнения по развитию умственных способностей детей дошкольного возраста / сост. Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко. - М.: Педагогика, 2002. - 236 с.
23. Ильясов Д.Ф. Теория управления образованием: учеб. Пособие по спецкурсу для студ. Пед. специальностей и руководителей образоват. учреждений / Д.Ф. Ильясов, Г.Н. Сериков. М.: Владос, 2004. - 344 с.
24. Интегрированный курс подготовки дошкольников к школе. - Волгоград: Учитель, 2005. - 191 с.
25. Интеллектуальное развитие и воспитание дошкольников: Учеб. Пособие для студ. Высш. Пед. учеб. Заведений. - М.: Академия, 2002. - 208 с.
26. Истоки: Базисная программа развития ребенка дошкольника / науч. Ред. Л.А. Парамонова, А.Н. Давидчук, К.В. Тарасова и др. - М.: Наука, 2004. - 198 с.
27. Катаева А.А. Сенсорное развитие и сенсорное воспитание детей дошкольного возраста / А.А. Катаева. - М.: Наука, 2001. - 132 с.
28. Ковальчук Я.Н. Индивидуальный подход воспитанию ребенка / Я.Н. Ковальчук. - М.: Наука, 2001. - 198 с.
29. Козлова С.А. Дошкольная педагогика / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. - М.: Педагогика, 2000. - 324 с.
30. Коломинский Я.Л. Диагностика и коррекция психического развития дошкольника / Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько. М.: Просвещение, 2003. - 165 с.
31. Корепанова М.В. Управление коллективом ДОУ / М.В. Корепанова. - М.: ТЦ Сфера, 2004. - 80 с.
32. Корепанова М.В. Контроль функционирования и развития ДОУ / М.В. Корепанова, И.А. Липчанская. - М.: ТЦ Сфера, 2006.- 80 с.
33. Корепанова М.В. Концепция дошкольного воспитания / М.В. Корепанова, И.А. Липчанская // Дошкольное воспитание. - 2005. - № 5. - С. 21-27.
34. Корепанова М.В. Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено) / М.В. Корепанова, И.А. Липчанская // Дошкольное образование. - 2006. - № 11. - С.23-29.
35. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе / Е.Е. Кравцова. - М: Педагогика, 2001. - 97 с.
36. Лебедева С.С. Управление инновационным дошкольным
образовательным учреждением в условиях социального партнерства. Учебно-методическое пособие / С.С. Лебедева, Л.М. Маневцова. - СПб.: ДЕТСТВО- ПРЕСС, 2005. - 144 с.
37. Леонтьев А.М. Психическое развитие в дошкольном возрасте / А.М. Леонтьев // Избранные психологические труды: в 2 т. Т.1. - М.: Наука, 2003.
- 498 с.
38. Леушина A.M. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста / A.M. Леушина. - М.: Педагогика, 2004. - 95 с.
39. Лисина М.И. Психология дошкольников / М.И. Лисина, А.И. Силвестру.
- Кишинёв: Высшая школа, 1993. - 395 с.
40. Логинова В.И. Детство: Программа развития и воспитания ребенка в детском саду / В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина. - СПб., 2003. - 97 с.
41. Макарова И.В. Психология: конспект лекций / И.В. Макарова. - М: Юрайт, 2007. - 237 с.
42. Маркова А.К. Диагностика и коррекция умственного развития в школьном и дошкольном возрасте / А.К. Маркова, А.Л. Лидере, Е.Л. Яковлева. - Петрозаводск: Мир, 2002. - 187 с.
43. Маркова Л.С. Управленческая деятельность руководителя дошкольного специального учреждения: Инструктивно-методическое направление / Л.С. Маркова. - М: Айрис-Пресс, 2004. - 160 с.
44. Матвеева Л.Г., Выбойщик И.В., Мякушкин Д.Е. Возрастная психология / Л.Г. Матвеева, И.В. Выбойщик, Д.Е. Мякушкин. - М.: Высшая школа, 1997. - 314 с.
45. Матюшкин А.В. Проблемные ситуации в мышлении и обучении детей старшего дошкольного возраста. / А.В. Матюшкин. - М.: Педагогика, 2002. - 142 с.
46. Маханева М.Д., Князева О.Л. Перспективная модель организации деятельности ДОУ / М.Д. Маханева, О.Л. Князева. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 144 с.
47. Микляева Н.В. Программа развития и образовательная программа ДОУ: технология составления, концепция / Н.В. Микляева. - М.: Айрис-пресс, 2005. - 144 с.
48. Михайлова З. Математика от трех до шести / 3. Михайлова, Э. Иоффе. - СПб.: Питер, 2006. - 192 с.
49. Мухина B. C. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрачество: Учебник для студентов вузов / B. C. Мухина. - М.: Академия, 2000. - 456 с.
50. Мухина B. C. Психология детей старшего дошкольного возраста / B. C. Мухина. - СПб.: Прибой, 2002. - 154 с.
51. Мыхапленко Н. Ребенок в детском саду: Новые программы для детских садов / Н. Мыхапленко // Дошкольное воспитание. - 2007. - №8. - С.17-23.
52. Настольная книга воспитателя детского сада. - Ростов н/Д.: Новый мир, 2004. - 336 с.
53. Негневицкая Е.И. Язык и дети / Е.И. Негневицкая, A. M. Шахнарович. - М.: Педагогика, 2001. - 159 с.
54. Новоселова С.Н. Развивающая предметная среда / С.Н. Новоселова. - М.: Феникс, 2005. - 172 с.
55. Одаренный ребенок / под ред. О.М. Дьяченко. - М.: Просвещение, 1997.
- 281 с.
56. Опыт работы интегративного детского сада / под ред. В. В. Алексеевой. - М.: Теревинф, 2004. - 184 с.
57. Осипова, Е.А. Игры для интенсивного интеллектуального развития детей от 3-х лет: Книга для родителей и воспитателей / Е.А. Осипова. - М.: АРКТИ, 2004. - 144 с.
58. Основы дошкольной педагогики / под ред. Л.В. Запорожца, Т.А. Маковой.
- М.: Наука, 1998. - 319 с.
59. Отечественные вариативные программы и педагогические технологии в практике работы дошкольных учреждений Москвы / сост. Т.К. Воробьева. - М.: Наука, 2004. - 196 с.
60. Павлова Л.Н. Старшие дошкольники: развитие речи и мышления / Л.Н. Павлова. - М.: Просвещение, 2005. - 254 с.
61. Панько Е.А. Повышение эффективности деятельности воспитателя детского сада / Е.А. Панько. - М.: Наука, 1996. - 117 с.
62. Парамонова Л.А. Содержание и методы умственного воспитания дошкольников / Л.А. Парамонова. - М.: Феникс, 1998. - 219 с.
63. Петровский В.А. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении / В.А. Петровский. - М.: Наука, 2003. - 139 с.
64. Поддьяков Н.Н. Мышление дошкольников / Н.Н. Поддьяков. - М.: Просвещение, 2002.- 231 с.
65. Поздняк Л.В. Управление дошкольным образованием: Учеб. Пособие для студ. Высш. Пед. учеб. Заведений / Л.В. Поздняк, Н.Н. Лященко. - М.: Академия, 2000. - 432 с.
66. Программа воспитания и обучения в детском саду / под ред. М.А. Васильевой. - М.: Мозаика-Синтез, 2005.- 208 с.
67. Программы дошкольных образовательных учреждений: Методические рекомендации для работников дошкольных образовательных учреждений / сост. А. Соломонникова. - М.: Аркти. 2003. - 112 с.
68. Психолог в дошкольном учреждении: Методические рекомендации к практической деятельности / под ред. Т.В. Лаврентьевой. - М.: ГНОМ и Д, 2004. - 144 с.
69. Психологические тесты. В 2 т. Т.1 / под ред. А. А. Карелина. - М.: Владос, 2005. - 347 с.
70. Психология личности и деятельности дошкольника / под ред. А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина. - М.: Паука, 1995. - 328 с.
71. Развивающие игры и головоломки. От 4 до 9 лет. - М.: Айрис-пресс, 2005.
- 240 с.
72. Содержание и методы умственного воспитания дошкольников / под ред. Н. Н. Поддьякова. - М.: Высшая школа, 2001. - 297 с.
73. Сотникова В.М. Контроль за организацией педагогического процесса в группах старшего возраста ДОУ / В.М. Сотникова, Т.Е. Ильина. - М.: ООО «Издательство Скрипторий 2003», 2005. - 80 с.
74. Фалюшина Л.И. Управление дошкольным образовательным
учреждением. Современный аспект / Л.И. Фалюшина. - М.: Педагогическое общество России, 2015. - 80 с.
75. Фалюшина Л.И. Управление качеством образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении: пособие для руководителей ДОУ / Л.И. Фалюшина. - М.: Бек, 2013. - 198 с.
76. Федорова Л.А. Нормативные документы по инспектированию и правовому обеспечению дошкольных образовательных учреждений / Л.А. Федорова. - М.: АРКТИ, 2007. - 104 с.
77. Филимонова Н.И. Интеллектуальное развитие дошкольников / Н.И. Филимонова // Дошкольное образование. - 2017. - № 4. - С.11-17
78. Экспериментальные материалы для аттестации дошкольного
образовательного учреждения по коррекционно-развивающему направлению работы / под ред. Т.Н. Дороновой, Т.П. Оверчук и др. - М.: Просвещение, 2003. - 87 с.
79. Экспериментальные материалы для дошкольного образовательного учреждения по коррекционно-педагогическому направлению работы. - М.: Школьная Пресса, 2003. - 80 с.
80. Юдина Е.Г. Педагогическая диагностика в детском саду / Е.Г. Юдина. - М.: Просвещение, 2003. - 144 с.
81. Ярин И.В. Антология мировой педагогической мысли / И.В. Ярин. - М: Наука, 2004. - 351 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ