Инклюзивное образование детей дошкольного возраста с нарушениями речи в условиях психолого-педагогического сопровождения
|
ВВЕДЕНИЕ 4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОВЗ В УСЛОВИЯХ
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ 8
1.1 Нормативно-правовое обеспечение инклюзивного образования
детей дошкольного возраста с нарушением речи 8
1.2 Понятие инклюзивного образования детей с нарушением речи в
современных исследованиях 20
1.3 Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного
возраста с нарушением речи 35
1.4 Обобщение существующего опыта инклюзивного образования
детей дошкольного возраста с нарушением речи 46
Выводы по первой главе 60
2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ АПРОБАЦИЯ ПРАВОВОГО
КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТНР В УСЛОВИЯХ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ 62
2.1 Поисковый этап экспериментальной работы организации
инклюзивного образования детей дошкольного возраста с ОВЗ в условиях психолого-педагогического сопровождения детей 62
2.2 Особенности правовой грамотности родителей, воспитывающих
детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями, и педагогов 74
2.3 Модель организации правового консультирования педагогов и
родителей детей с нарушениями речи в инклюзивном ДОУ 89
Выводы по второй главе 101
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 103
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 104
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Нормативно-правовые акты для инклюзивных подходов в образовании - международные правовые акты (декларации и конвенции)112 ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Нормативно-правовые акты Российской Федерации
для инклюзивных подходов в дошкольном образовании 113
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Локальные акты дошкольного образовательного учреждения 116
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 Проблемы инклюзивного образования 118
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 Научные подходы педагогики в области инклюзивного образования 119
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 Образцы документов для проведения опросов родителей и педагогов 120
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 Модель правового консультирования педагогов и родителей детей с ТНР в условиях инклюзивного образования 125
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 Образцы документов при принятии ребёнка с ТНР в ДОУ 126
ПРИЛОЖЕНИЕ 9 Календарно-тематическое планирование консультирования по правовым аспектам инклюзивного образования 132
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОВЗ В УСЛОВИЯХ
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ 8
1.1 Нормативно-правовое обеспечение инклюзивного образования
детей дошкольного возраста с нарушением речи 8
1.2 Понятие инклюзивного образования детей с нарушением речи в
современных исследованиях 20
1.3 Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного
возраста с нарушением речи 35
1.4 Обобщение существующего опыта инклюзивного образования
детей дошкольного возраста с нарушением речи 46
Выводы по первой главе 60
2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ АПРОБАЦИЯ ПРАВОВОГО
КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТНР В УСЛОВИЯХ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ 62
2.1 Поисковый этап экспериментальной работы организации
инклюзивного образования детей дошкольного возраста с ОВЗ в условиях психолого-педагогического сопровождения детей 62
2.2 Особенности правовой грамотности родителей, воспитывающих
детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями, и педагогов 74
2.3 Модель организации правового консультирования педагогов и
родителей детей с нарушениями речи в инклюзивном ДОУ 89
Выводы по второй главе 101
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 103
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 104
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Нормативно-правовые акты для инклюзивных подходов в образовании - международные правовые акты (декларации и конвенции)112 ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Нормативно-правовые акты Российской Федерации
для инклюзивных подходов в дошкольном образовании 113
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Локальные акты дошкольного образовательного учреждения 116
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 Проблемы инклюзивного образования 118
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 Научные подходы педагогики в области инклюзивного образования 119
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 Образцы документов для проведения опросов родителей и педагогов 120
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 Модель правового консультирования педагогов и родителей детей с ТНР в условиях инклюзивного образования 125
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 Образцы документов при принятии ребёнка с ТНР в ДОУ 126
ПРИЛОЖЕНИЕ 9 Календарно-тематическое планирование консультирования по правовым аспектам инклюзивного образования 132
Актуальность выбранной темы исследования заключается в следующем. Система отечественного образования длительное время делила детей на обычных и инвалидов, практически не имевших возможностей получить образование и реализовать свои способности на одном уровне со здоровыми детьми. Значительное число детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), в частности с тяжелыми нарушениями речи (далее - ТНР), обучается в условиях специального (коррекционного) образовательного учреждения, в котором созданы специальные условия для обучения и воспитания, коррекции имеющегося дефекта, реабилитации, интеграции и социальной адаптации.
Приоритетное направление развития современного образовательного процесса - создание инклюзивного пространства, позволяющего детям с ОВЗ полноценно принимать участие в социальной жизни.
Организация образовательного пространства смещается в сторону гуманизации, поэтому значительное влияние оказывает инклюзивный подход в социализации обучающихся с особенностями психофизического развития.
Инклюзивность - формирование со стороны общества условий (среды и поддерживающих услуг), позволяющих обучающемуся с ОВЗ (ТНР) включаться на равных с обычными детьми в образовательный процесс вне зависимости от характера и форм проявления психофизических особенностей.
Инклюзия - включение детей с различными возможностями здоровья во все аспекты жизни дошкольного учреждения с детьми нормального развития. Такой вариант включения требует реальной адаптации пространства дошкольного учреждения к нуждам и потребностям всех детей, ценить и уважать их различия, их способности, снизить влияние слабых сторон и приумножить сильные качества ребёнка. Так, не зависимо от уровня социального и финансового положения родителей, психических, физических и умственных способностей, появляется возможность реализовать равные права всех без исключения детей (вне зависимости от уровня их достижений, родного языка, культуры) на получение и поддержание приемлемого уровня знаний при оптимальных условиях обучения. В отечественной педагогике требование к инклюзивному образованию - формирование социально-адаптированной и гармонично развитой личности каждого ребёнка.
Теоретической основой настоящего исследования стали научные труды специалистов в области специальной психологии, дефектологии и педагогики.
Отдельные вопросы правового регулирования инклюзивного образования рассматривали в своих работах Л. С. Выготский, Н. Н. Малофеев, В. П. Шейнов и другие ученые.
В зарубежной правовой литературе некоторые проблемы инклюзивного образования исследовались К. Кенингом и другими авторами.
Поскольку комплексный научный анализ по вопросам правового обеспечения инклюзивного образования в настоящее время недостаточно исследован, существует необходимость обобщений и раскрытия сущности основных проблем, возникающих и которые могут возникнуть в процессе использования такого метода как инклюзивное образование детей дошкольного возраста с ограничением возможностей здоровья в условиях психолого-педагогического сопровождения.
Объект исследования: процесс инклюзивного образования детей дошкольного возраста с ОВЗ (ТНР).
Предмет исследования: правовое консультирование родителей детей с ОВЗ (ТНР) и педагогов дошкольного образовательного учреждения по вопросам инклюзивного образования.
Цель исследования: разработать содержание и методы психолого-педагогического консультирования в вопросах правового обеспечения родителей детей дошкольного возраста с ОВЗ (ТНР) в условиях инклюзивного образования на основе анализа судебных прецедентов и правовой подготовленности родителей и педагогов.
Задачи исследования:
- анализ теоретических источников с целью уточнения ключевых понятий инклюзивного образования,
- выявить исходный уровень правовой осведомленности педагогов и родителей в восприятии инклюзивного образования;
- разработать модель правового консультирования педагогов родителей и педагогов в вопросах инклюзивного образования детей дошкольного возраста с нарушениями речи.
Теоретическая значимость: Учитывая, что эта сфера общественных отношений развивается стремительными темпами, а ее нормативное регулирование в значительной мере отстает от потребностей практики, развитие инклюзивного образования видится, прежде всего, в совершенствовании нормативно-правовой базы и моделировании процесса инклюзивного образования.
Практическая значимость: в результате полученные данные исследования можно использовать на практике как родителям детей с нарушениями речи, так и педагогам.
Гипотеза: предполагаем, что направленное правовое консультирование родителей детей с ТНР создаст устойчивую базу для формирования специальных условий в дошкольной образовательной организации, реализующей программу инклюзивного образования.
Методологическая основа работы: применяемые в психолого-педагогической науке и смежных с ней других науках методы исследования: формально-логический, диалектический, метод сравнительного анализа, статистический, социологический, технико-юридический, и некоторые иные.
Результаты поискового эксперимента опубликованы в статье ВАК «Правовые аспекты психолого-педагогического сопровождения дошкольников с особыми образовательными потребностями в условиях инклюзивного образования» (DOI: 10.25588/CSPU.2019.27..7..018) в декабре 2018 года в № 7 Вестника Челябинского государственного педагогического университета.
Использованы подходы к исследованию: исторический, аннотирование, анкетирование, беседа, личностно-ориентированный, библиографический, индивидуальный, технологический, компетентностный и другие.
Структура дипломной работы состоит из введения, двух глав, объединяющих восемь параграфов, заключения и библиографии.
Приоритетное направление развития современного образовательного процесса - создание инклюзивного пространства, позволяющего детям с ОВЗ полноценно принимать участие в социальной жизни.
Организация образовательного пространства смещается в сторону гуманизации, поэтому значительное влияние оказывает инклюзивный подход в социализации обучающихся с особенностями психофизического развития.
Инклюзивность - формирование со стороны общества условий (среды и поддерживающих услуг), позволяющих обучающемуся с ОВЗ (ТНР) включаться на равных с обычными детьми в образовательный процесс вне зависимости от характера и форм проявления психофизических особенностей.
Инклюзия - включение детей с различными возможностями здоровья во все аспекты жизни дошкольного учреждения с детьми нормального развития. Такой вариант включения требует реальной адаптации пространства дошкольного учреждения к нуждам и потребностям всех детей, ценить и уважать их различия, их способности, снизить влияние слабых сторон и приумножить сильные качества ребёнка. Так, не зависимо от уровня социального и финансового положения родителей, психических, физических и умственных способностей, появляется возможность реализовать равные права всех без исключения детей (вне зависимости от уровня их достижений, родного языка, культуры) на получение и поддержание приемлемого уровня знаний при оптимальных условиях обучения. В отечественной педагогике требование к инклюзивному образованию - формирование социально-адаптированной и гармонично развитой личности каждого ребёнка.
Теоретической основой настоящего исследования стали научные труды специалистов в области специальной психологии, дефектологии и педагогики.
Отдельные вопросы правового регулирования инклюзивного образования рассматривали в своих работах Л. С. Выготский, Н. Н. Малофеев, В. П. Шейнов и другие ученые.
В зарубежной правовой литературе некоторые проблемы инклюзивного образования исследовались К. Кенингом и другими авторами.
Поскольку комплексный научный анализ по вопросам правового обеспечения инклюзивного образования в настоящее время недостаточно исследован, существует необходимость обобщений и раскрытия сущности основных проблем, возникающих и которые могут возникнуть в процессе использования такого метода как инклюзивное образование детей дошкольного возраста с ограничением возможностей здоровья в условиях психолого-педагогического сопровождения.
Объект исследования: процесс инклюзивного образования детей дошкольного возраста с ОВЗ (ТНР).
Предмет исследования: правовое консультирование родителей детей с ОВЗ (ТНР) и педагогов дошкольного образовательного учреждения по вопросам инклюзивного образования.
Цель исследования: разработать содержание и методы психолого-педагогического консультирования в вопросах правового обеспечения родителей детей дошкольного возраста с ОВЗ (ТНР) в условиях инклюзивного образования на основе анализа судебных прецедентов и правовой подготовленности родителей и педагогов.
Задачи исследования:
- анализ теоретических источников с целью уточнения ключевых понятий инклюзивного образования,
- выявить исходный уровень правовой осведомленности педагогов и родителей в восприятии инклюзивного образования;
- разработать модель правового консультирования педагогов родителей и педагогов в вопросах инклюзивного образования детей дошкольного возраста с нарушениями речи.
Теоретическая значимость: Учитывая, что эта сфера общественных отношений развивается стремительными темпами, а ее нормативное регулирование в значительной мере отстает от потребностей практики, развитие инклюзивного образования видится, прежде всего, в совершенствовании нормативно-правовой базы и моделировании процесса инклюзивного образования.
Практическая значимость: в результате полученные данные исследования можно использовать на практике как родителям детей с нарушениями речи, так и педагогам.
Гипотеза: предполагаем, что направленное правовое консультирование родителей детей с ТНР создаст устойчивую базу для формирования специальных условий в дошкольной образовательной организации, реализующей программу инклюзивного образования.
Методологическая основа работы: применяемые в психолого-педагогической науке и смежных с ней других науках методы исследования: формально-логический, диалектический, метод сравнительного анализа, статистический, социологический, технико-юридический, и некоторые иные.
Результаты поискового эксперимента опубликованы в статье ВАК «Правовые аспекты психолого-педагогического сопровождения дошкольников с особыми образовательными потребностями в условиях инклюзивного образования» (DOI: 10.25588/CSPU.2019.27..7..018) в декабре 2018 года в № 7 Вестника Челябинского государственного педагогического университета.
Использованы подходы к исследованию: исторический, аннотирование, анкетирование, беседа, личностно-ориентированный, библиографический, индивидуальный, технологический, компетентностный и другие.
Структура дипломной работы состоит из введения, двух глав, объединяющих восемь параграфов, заключения и библиографии.
В период исследования нами выполнены все поставленные задачи, достигнуты все цели. Гипотеза находится в процессе подтверждения.
Проведен анализ теоретических источников с целью уточнения ключевых понятий инклюзивного образования.
Результаты поискового эксперимента опубликованы в статье ВАК «Правовые аспекты психолого-педагогического сопровождения дошкольников с особыми образовательными потребностями в условиях инклюзивного образования» (DOI: 10.25588/CSPU.2019.27..7..018), опубликованной в № 7 Вестника Челябинского государственного педагогического университета в декабре 2018 года.
Проанализировано состояние правового консультирования родителей детей дошкольного возраста с ОВЗ.
Предложены способы взаимодействия с родителями в вопросах правового обеспечения инклюзивного образования детей дошкольного возраста в психолого-педагогических условиях.
Разработаны анкеты и опросные листы педагогов и родителей.
Предложены образцы документов при зачислении дошкольника с ОВЗ (ТНР) в инклюзивное ДОУ.
Разработана трехуровневая модель правового консультирования педагогов и родителей детей дошкольного возраста с нарушением речи в условиях инклюзивного ДОУ.
Разработаны примерные календарно-тематические планы правового консультирования педагогов и родителей детей с нарушениями речи.
Поскольку на современном этапе развития инклюзивного образования правовое консультирование педагогов и родителей как направление находится на этапе зарождения, представленная модель нуждается в реализации при создании определенных описанных условий.
Проведен анализ теоретических источников с целью уточнения ключевых понятий инклюзивного образования.
Результаты поискового эксперимента опубликованы в статье ВАК «Правовые аспекты психолого-педагогического сопровождения дошкольников с особыми образовательными потребностями в условиях инклюзивного образования» (DOI: 10.25588/CSPU.2019.27..7..018), опубликованной в № 7 Вестника Челябинского государственного педагогического университета в декабре 2018 года.
Проанализировано состояние правового консультирования родителей детей дошкольного возраста с ОВЗ.
Предложены способы взаимодействия с родителями в вопросах правового обеспечения инклюзивного образования детей дошкольного возраста в психолого-педагогических условиях.
Разработаны анкеты и опросные листы педагогов и родителей.
Предложены образцы документов при зачислении дошкольника с ОВЗ (ТНР) в инклюзивное ДОУ.
Разработана трехуровневая модель правового консультирования педагогов и родителей детей дошкольного возраста с нарушением речи в условиях инклюзивного ДОУ.
Разработаны примерные календарно-тематические планы правового консультирования педагогов и родителей детей с нарушениями речи.
Поскольку на современном этапе развития инклюзивного образования правовое консультирование педагогов и родителей как направление находится на этапе зарождения, представленная модель нуждается в реализации при создании определенных описанных условий.
Подобные работы
- Индивидуальные образовательные программы для детей старшего
дошкольного возраста с нарушениями речи в условиях
инклюзивного образования
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - Психолого-педагогическая поддержка детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи в условиях инклюзивного образования
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2022 - Педагогическое сопровождение семьи, имеющей ребенка с нарушениями речи, в условиях инклюзивного образования
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4240 р. Год сдачи: 2022 - Психолого-педагогическое сопровождение семьи, воспитывающей ребенка дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4970 р. Год сдачи: 2024 - Педагогическое сопровождение семьи, имеющей ребенка с нарушениями
речи, в условиях инклюзивного образования
Магистерская диссертация, социология. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2022 - СРАВНИТЕЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С НОРМОЙ РЕЧИ И ЗАДЕРЖКОЙ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2018 - МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОРРЕКЦИИ ПРЕДМЕТНОГО СЛОВАРЯ У СЛАБОВИДЯЩИХ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2022 - Психолого-педагогическое сопровождение дошкольников с ограниченными возможностями здоровья в дошкольном образовательном учреждении
Курсовые работы, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2021 - Содержание коррекционной работы при дезадаптации детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта к условиям дошкольной образовательной организации
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2020



