Проведено экспериментальное исследование.
Выборка. 14 детей дошкольного возраста: в возрасте от 5 лет 2 месяцев до 6 лет 8 месяцев – 8 мальчиков и 6 девочек составили экспериментальную группу.
Есть приложения.
В данной работе не указано название базы исследования. Таким образом, если подставить название нужной базы исследования, то работа подойдет для любого вуза.
Введение 3
Глава 1. Психолого-педагогические подходы к формированию и развитию мотивации к учебной деятельности 6
1.1. Учебная мотивация в психолого-педагогической литературе 6
1.2. Составляющие готовности ребенка дошкольного возраста к обучению в школе 12
1.3. Методы и приемы формирования мотивационной готовности к школе в дошкольном возрасте 19
Выводы по первой главе 25
Глава 2. Формирование у детей дошкольного возраста мотивации к обучению в школе 26
2.1. Организация и методы исследования 26
2.2. Анализ результатов исследования 28
2.3. Рекомендации по формированию мотивационной готовности к обучению детей старшего дошкольного возраста 32
Выводы по второй главе 43
Заключение 44
Список использованных источников 46
Приложение 50
Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и экспериментально проверить возможность формирования у детей дошкольного возраста мотивации к обучению в школе.
Задачи курсовой работы:
1. Раскрыть понятие и виды мотивации.
2. Рассмотреть процесс формирования мотивации к школьному обучению у детей старшего дошкольного возраста
3. Провести исследование мотивационного компонента к обучению в школе у детей старшего дошкольного возраста.
Объектом исследования мотивационная готовность детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе.
Предметом исследования формирование мотивации детей дошкольного возраста к обучению в школе.
Гипотеза исследования – основой успешной адаптации старшего дошкольника к образовательной среде является формирование мотивационной готовности к школьному обучению.
Методы исследования:
1) теоретические – анализ научно-методической литературы по проблеме исследования;
2) эмпирические – ранжирование, опрос, методы количественной и качественной обработки результатов.
Методологические основы исследования – труды учёных, внесших вклад в разработку проблемы готовности детей дошкольного возраста к обучению в школе (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, Н.И. Гуткина, Е.П. Николаева и др.)
Практическая значимость исследования – в работе рассматривается вопрос о формировании мотивационной готовности детей к обучению в школе в условиях ДОО и особое внимание уделяется проблеме значимости применения развивающих игр, направленных на развитие личностных качеств, необходимых для успешного обучения в школе. Данная работа может быть использована учителями начальных классов, воспитателями, психологами, родителями в подготовке ребенка к обучению в школе.
Структура исследования: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.
Проблема готовности детей дошкольного возраста к школьному обучению интересовала многих исследователей, как зарубежных, так и отечественных. Особенное внимание уделяется в научных исследованиях формированию мотивационного компонента готовности к обучению в школе у детей старшего дошкольного возраста.
Основными компонентами готовности к обучению в школе являются положительное отношение к школе и учению (мотивационная готовность), достаточно высокий уровень развития произвольности поведения (волевая готовность), наличие некоторого запаса знаний, умений и навыков, уровень развития познавательных процессов (умственная готовность), а также наличие качеств, обеспечивающих эффективную коммуникацию со сверстниками и взрослыми, адаптацию в классном коллективе, выполнение совместной деятельности (нравственная готовность.
С целью изучения системы работы по формированию мотивационной готовности к обучению у старших дошкольников было организовано и проведено экспериментальное исследование.
Анализ результатов констатирующего этапа показал, что у детей старшего дошкольного возраста прослеживается преобладание игрового типа мотивации, социальных мотивов учения.
Система работы дефектолога по формированию мотивационной готовности к обучению у старших дошкольников предусматривала развивающую работу по следующим направлениям:
1. Развивающая работа с детьми старшего дошкольного возраста.
2. Консультативная работа с родителями детей старшего дошкольного возраста.
Для детей старшего дошкольного возраста была разработана развивающая программа «Скоро в школу». Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра, поэтому все занятия проходят в игровой форме. Постоянная смена видов деятельности не позволит детям устать или скучать от однообразных заданий. Программа состоит из 10 занятий (1 раз в неделю) продолжительностью 30 минут, которые проводятся с подгруппой (5-6 детей). Количество игр в занятии можно варьировать.
После апробирования разработанной системы работы по формированию мотивационной готовности к обучению в школе у детей старшего дошкольного возраста был проведен контрольный этап экспериментального исследования.
Результаты контрольного этапа экспериментальной работы позволили заключить, что уровень мотивационной готовности старших дошкольников повысился: проявляется положительная динамика по всем компонентам мотивационной готовности к обучению в школе.
Следовательно, цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.
1. Антонова, А.Д. Психология образования / А.Д. Антонова. – М.: Академия, 2014. – 521 с.
2. Безменова, Е.И. Организационно-педагогические условия сопровождения детей в период подготовки к школе / Е.И. Безменова // Педагогика: традиции и инновации: материалы V междунар. науч. конф. (г. Челябинск, июнь 2014 г.). – Челябинск: Два комсомольца, 2014. – С. 22-24.
3. Божович, Л.И. Психологические вопросы готовности ребёнка к школьному обучению / Л.И. Божович. – М.: НОРМА-ИНФРА, 2012. – 241 с.
4. Выготский, Л.С. Общая психология / Л.С. Выготский. – М.: Академия. 2015. – 458 с.
5. Григорьева, Е.В. Факторы адаптации детей к школьному обучению / Е.В. Григорьева // Сборник научных трудов. – № 2 – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2012. – С. 63-68
6. Гуткина, Н.И. Психологическая готовность к школе: Руководство практического психолога / Н.И. Гуткина. – М.: Академический проспект. – 2014. – 312 с.
7. Данилюк, А.Я. Воспитание и социализация старших дошкольников / А.Я. Данилюк // Педагогика. – 2012. – № 5. – С. 7-11
8. Дементьева, И.Ф. Мотивационный компонент готовности к обучению в школе: проблемы и перспективы / И.Ф. Дементьева, С.А. Сопырева // Социальная педагогика. – 2012. – 2. – С. 43-48.
9. Казакова, Е.И. Система комплексного сопровождения ребенка: от концепции к практике / Е.И. Казакова // Психолого-педагогическое, медико-социальное сопровождение развития ребёнка: материалы Всероссийской научно-практической конференции. – СПб.: Санкт-Петербургский государственный университет педагогического мастерства, 2015. – C. 45–48.
10. Кичак, Т.Н. Педагогика и психология / Т.Н. Кичак. – СПб.: Питер, 2015. – 541 с.
11. Кумарина, Г. Коррекционно-развивающее образование: актуальные проблемы теории и практики / Г. Кумарина // Народное образование. – 2015. – № 8. – С. 184-192.
12. Лийметс, Х.Й. Мотивация учебной деятельности / Х.Й. Лийметс. – СПб.: Питер, 2014. – 587 с.
13. Лиман, Н.А. Воспитание позитивного отношения к школе у детей старшего дошкольного возраста / Н.А. Лиман // Детский сад от А до Я. – 2016. – №1. – С. 41-44.
14. Локтева, Е.В. Содержание работы по формированию социально-коммуникативных навыков у старших школьников / Е.В. Локтева // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2017. – № 3. – С. 27-35.
15. Малютина, С.В. Психологическая готовность дошкольников к школьному обучению / С.В. Малютина // Проблемы и перспективы развития образования: материалы II междунар. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.). – Пермь: Меркурий, 2012. – С. 63-65.
16. Маркова, А.К. Самоконтроль в деятельности дошкольника / А.К. Маркова. – Н.Новгород: ООО «Цветной бульвар», 2011. – 471 с.
17. Мартынова, М.В. Психология образовательной деятельности / М.В. Мартынова. – Томск, 2016. – 121 с.
18. Маханева, М. Проблема преемственности детским садом и школой / М. Маханева // Дошкольное воспитание. – 2016. – № 9. – С. 63-66.
19. Махмутов, М.И. Современный урок: вопросы теории / М.И. Махмутов. – М.: НОРМА-ИНФРА, 2013. – 462 с.
20. Метлина, Л.С. Готовность к школьному обучению / Л.С. Метлина. – М.: Эксмо, 2013. – 458 с.
21. Морозова, Т.Д. Психология образования / Т.Д. Морозова. – М.: Проспект, 2016. – 464 с.
22. Николаева, Е.П. Формирование предпосылок к учебной деятельности у старших дошкольников: конспекты занятий / Е.П. Николаева. – СПб.: Детство-пресс, 2014. – 89 с.
23. Огородников, И.Т. Педагогика и психология: Учебное пособие для студентов пединститутов / И.Т. Огородников. – М.: НОРМА-ИНФРА, 2014. – 374 с.
24. Олешков, М.Ю. Педагогическая технология: проблема классификации и реализации / М.Ю. Олешков // Профессионально-педагогические технологии в теории и практике обучения: Сборник научных трудов. – Екатеринбург: РГППУ, 2014. – С. 5-19.
25. Олейник, Б.Ф. Особенности психического развития детей шестилетнего возраста / Б.Ф. Олейник. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 352 с.
26. Панасенко, К.Е., Личностная готовность к обучению в школе старших дошкольников с гиперактивностью: Монография / К.Е. Панасенко, Л.З. Антонова. – Белгород, 2014. – 140 с.
27. Перевозный, А.В. Педагогические основы дифференциации современного образования / А.В. Перевозный. – М.: НОРМА-ИНФРА, 2014. – 518 с.
28. Пинский, А.А. Педагогика / А.А. Пинский. – СПб.: Питер. 2014. – 526 с.
29. Рыбин, Э. Готов ли ребенок к школьному обучению? / Э. Рыбин // Дошкольное воспитание. – 2011. – №8. – С. 25-28.
30. Самарин, Ю.А. Классификация систем знаний по широте предметного содержания / Ю.А. Самарин // Педагогические исследования. – 2011. – №4. – С. 27-33.
31. Скаткин, М.Н. Развивающая педагогика / М.Н. Скаткин. – М.: АСТ, 2012. – 248 с.
32. Столяренко, Л.Д. Основы психологии / Л.Д. Столяренко. – Р/наД.: Феникс, 2016. – 784 с.
33. Ульенкова, У. Формирование общей способности к учению у шестилетних детей / У. Ульянкова // Дошкольное воспитание. – 2016. – №3. – С. 53-57.
34. Фуряева, Т.В. Интегрированный подход в организации воспитания и обучения детей дошкольного возраста (зарубежный опыт) / Т.В. Фуряева // Педагогика. – 2014. – №1. – С. 45-49.
35. Эльконин, Д.Б. Детский возраст / Д.Б. Эльконин. – М.: Академия, 2016. – 554 с.
36. Яковлева, Н.Г. Подготовка старших дошкольников к школе / Н.Г. Яковлева. – Н.Новгород: ООО «Цветной бульвар», 2016. – 212 с.