Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование у детей дошкольного возраста мотивации к обучению в школе (Экспериментальная психология, Кемеровский государственный университет)

Работа №80721

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

психология

Объем работы50
Год сдачи2022
Стоимость600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
190
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Проведено экспериментальное исследование.
Выборка. 14 детей дошкольного возраста: в возрасте от 5 лет 2 месяцев до 6 лет 8 месяцев – 8 мальчиков и 6 девочек составили экспериментальную группу.
Есть приложения.
В данной работе не указано название базы исследования. Таким образом, если подставить название нужной базы исследования, то работа подойдет для любого вуза.
Введение 3
Глава 1. Психолого-педагогические подходы к формированию и развитию мотивации к учебной деятельности 6
1.1. Учебная мотивация в психолого-педагогической литературе 6
1.2. Составляющие готовности ребенка дошкольного возраста к обучению в школе 12
1.3. Методы и приемы формирования мотивационной готовности к школе в дошкольном возрасте 19
Выводы по первой главе 25
Глава 2. Формирование у детей дошкольного возраста мотивации к обучению в школе 26
2.1. Организация и методы исследования 26
2.2. Анализ результатов исследования 28
2.3. Рекомендации по формированию мотивационной готовности к обучению детей старшего дошкольного возраста 32
Выводы по второй главе 43
Заключение 44
Список использованных источников 46
Приложение 50

Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и экспериментально проверить возможность формирования у детей дошкольного возраста мотивации к обучению в школе.
Задачи курсовой работы:
1. Раскрыть понятие и виды мотивации.
2. Рассмотреть процесс формирования мотивации к школьному обучению у детей старшего дошкольного возраста
3. Провести исследование мотивационного компонента к обучению в школе у детей старшего дошкольного возраста.
Объектом исследования мотивационная готовность детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе.
Предметом исследования формирование мотивации детей дошкольного возраста к обучению в школе.
Гипотеза исследования – основой успешной адаптации старшего дошкольника к образовательной среде является формирование мотивационной готовности к школьному обучению.
Методы исследования:
1) теоретические – анализ научно-методической литературы по проблеме исследования;
2) эмпирические – ранжирование, опрос, методы количественной и качественной обработки результатов.
Методологические основы исследования – труды учёных, внесших вклад в разработку проблемы готовности детей дошкольного возраста к обучению в школе (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, Н.И. Гуткина, Е.П. Николаева и др.)
Практическая значимость исследования – в работе рассматривается вопрос о формировании мотивационной готовности детей к обучению в школе в условиях ДОО и особое внимание уделяется проблеме значимости применения развивающих игр, направленных на развитие личностных качеств, необходимых для успешного обучения в школе. Данная работа может быть использована учителями начальных классов, воспитателями, психологами, родителями в подготовке ребенка к обучению в школе.
Структура исследования: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проблема готовности детей дошкольного возраста к школьному обучению интересовала многих исследователей, как зарубежных, так и отечественных. Особенное внимание уделяется в научных исследованиях формированию мотивационного компонента готовности к обучению в школе у детей старшего дошкольного возраста.
Основными компонентами готовности к обучению в школе являются положительное отношение к школе и учению (мотивационная готовность), достаточно высокий уровень развития произвольности поведения (волевая готовность), наличие некоторого запаса знаний, умений и навыков, уровень развития познавательных процессов (умственная готовность), а также наличие качеств, обеспечивающих эффективную коммуникацию со сверстниками и взрослыми, адаптацию в классном коллективе, выполнение совместной деятельности (нравственная готовность.
С целью изучения системы работы по формированию мотивационной готовности к обучению у старших дошкольников было организовано и проведено экспериментальное исследование.
Анализ результатов констатирующего этапа показал, что у детей старшего дошкольного возраста прослеживается преобладание игрового типа мотивации, социальных мотивов учения.
Система работы дефектолога по формированию мотивационной готовности к обучению у старших дошкольников предусматривала развивающую работу по следующим направлениям:
1. Развивающая работа с детьми старшего дошкольного возраста.
2. Консультативная работа с родителями детей старшего дошкольного возраста.
Для детей старшего дошкольного возраста была разработана развивающая программа «Скоро в школу». Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра, поэтому все занятия проходят в игровой форме. Постоянная смена видов деятельности не позволит детям устать или скучать от однообразных заданий. Программа состоит из 10 занятий (1 раз в неделю) продолжительностью 30 минут, которые проводятся с подгруппой (5-6 детей). Количество игр в занятии можно варьировать.
После апробирования разработанной системы работы по формированию мотивационной готовности к обучению в школе у детей старшего дошкольного возраста был проведен контрольный этап экспериментального исследования.
Результаты контрольного этапа экспериментальной работы позволили заключить, что уровень мотивационной готовности старших дошкольников повысился: проявляется положительная динамика по всем компонентам мотивационной готовности к обучению в школе.
Следовательно, цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.



1. Антонова, А.Д. Психология образования / А.Д. Антонова. – М.: Академия, 2014. – 521 с.
2. Безменова, Е.И. Организационно-педагогические условия сопровождения детей в период подготовки к школе / Е.И. Безменова // Педагогика: традиции и инновации: материалы V междунар. науч. конф. (г. Челябинск, июнь 2014 г.). – Челябинск: Два комсомольца, 2014. – С. 22-24.
3. Божович, Л.И. Психологические вопросы готовности ребёнка к школьному обучению / Л.И. Божович. – М.: НОРМА-ИНФРА, 2012. – 241 с.
4. Выготский, Л.С. Общая психология / Л.С. Выготский. – М.: Академия. 2015. – 458 с.
5. Григорьева, Е.В. Факторы адаптации детей к школьному обучению / Е.В. Григорьева // Сборник научных трудов. – № 2 – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2012. – С. 63-68
6. Гуткина, Н.И. Психологическая готовность к школе: Руководство практического психолога / Н.И. Гуткина. – М.: Академический проспект. – 2014. – 312 с.
7. Данилюк, А.Я. Воспитание и социализация старших дошкольников / А.Я. Данилюк // Педагогика. – 2012. – № 5. – С. 7-11
8. Дементьева, И.Ф. Мотивационный компонент готовности к обучению в школе: проблемы и перспективы / И.Ф. Дементьева, С.А. Сопырева // Социальная педагогика. – 2012. – 2. – С. 43-48.
9. Казакова, Е.И. Система комплексного сопровождения ребенка: от концепции к практике / Е.И. Казакова // Психолого-педагогическое, медико-социальное сопровождение развития ребёнка: материалы Всероссийской научно-практической конференции. – СПб.: Санкт-Петербургский государственный университет педагогического мастерства, 2015. – C. 45–48.
10. Кичак, Т.Н. Педагогика и психология / Т.Н. Кичак. – СПб.: Питер, 2015. – 541 с.
11. Кумарина, Г. Коррекционно-развивающее образование: актуальные проблемы теории и практики / Г. Кумарина // Народное образование. – 2015. – № 8. – С. 184-192.
12. Лийметс, Х.Й. Мотивация учебной деятельности / Х.Й. Лийметс. – СПб.: Питер, 2014. – 587 с.
13. Лиман, Н.А. Воспитание позитивного отношения к школе у детей старшего дошкольного возраста / Н.А. Лиман // Детский сад от А до Я. – 2016. – №1. – С. 41-44.
14. Локтева, Е.В. Содержание работы по формированию социально-коммуникативных навыков у старших школьников / Е.В. Локтева // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2017. – № 3. – С. 27-35.
15. Малютина, С.В. Психологическая готовность дошкольников к школьному обучению / С.В. Малютина // Проблемы и перспективы развития образования: материалы II междунар. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.). – Пермь: Меркурий, 2012. – С. 63-65.
16. Маркова, А.К. Самоконтроль в деятельности дошкольника / А.К. Маркова. – Н.Новгород: ООО «Цветной бульвар», 2011. – 471 с.
17. Мартынова, М.В. Психология образовательной деятельности / М.В. Мартынова. – Томск, 2016. – 121 с.
18. Маханева, М. Проблема преемственности детским садом и школой / М. Маханева // Дошкольное воспитание. – 2016. – № 9. – С. 63-66.
19. Махмутов, М.И. Современный урок: вопросы теории / М.И. Махмутов. – М.: НОРМА-ИНФРА, 2013. – 462 с.
20. Метлина, Л.С. Готовность к школьному обучению / Л.С. Метлина. – М.: Эксмо, 2013. – 458 с.
21. Морозова, Т.Д. Психология образования / Т.Д. Морозова. – М.: Проспект, 2016. – 464 с.
22. Николаева, Е.П. Формирование предпосылок к учебной деятельности у старших дошкольников: конспекты занятий / Е.П. Николаева. – СПб.: Детство-пресс, 2014. – 89 с.
23. Огородников, И.Т. Педагогика и психология: Учебное пособие для студентов пединститутов / И.Т. Огородников. – М.: НОРМА-ИНФРА, 2014. – 374 с.
24. Олешков, М.Ю. Педагогическая технология: проблема классификации и реализации / М.Ю. Олешков // Профессионально-педагогические технологии в теории и практике обучения: Сборник научных трудов. – Екатеринбург: РГППУ, 2014. – С. 5-19.
25. Олейник, Б.Ф. Особенности психического развития детей шестилетнего возраста / Б.Ф. Олейник. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 352 с.
26. Панасенко, К.Е., Личностная готовность к обучению в школе старших дошкольников с гиперактивностью: Монография / К.Е. Панасенко, Л.З. Антонова. – Белгород, 2014. – 140 с.
27. Перевозный, А.В. Педагогические основы дифференциации современного образования / А.В. Перевозный. – М.: НОРМА-ИНФРА, 2014. – 518 с.
28. Пинский, А.А. Педагогика / А.А. Пинский. – СПб.: Питер. 2014. – 526 с.
29. Рыбин, Э. Готов ли ребенок к школьному обучению? / Э. Рыбин // Дошкольное воспитание. – 2011. – №8. – С. 25-28.
30. Самарин, Ю.А. Классификация систем знаний по широте предметного содержания / Ю.А. Самарин // Педагогические исследования. – 2011. – №4. – С. 27-33.
31. Скаткин, М.Н. Развивающая педагогика / М.Н. Скаткин. – М.: АСТ, 2012. – 248 с.
32. Столяренко, Л.Д. Основы психологии / Л.Д. Столяренко. – Р/наД.: Феникс, 2016. – 784 с.
33. Ульенкова, У. Формирование общей способности к учению у шестилетних детей / У. Ульянкова // Дошкольное воспитание. – 2016. – №3. – С. 53-57.
34. Фуряева, Т.В. Интегрированный подход в организации воспитания и обучения детей дошкольного возраста (зарубежный опыт) / Т.В. Фуряева // Педагогика. – 2014. – №1. – С. 45-49.
35. Эльконин, Д.Б. Детский возраст / Д.Б. Эльконин. – М.: Академия, 2016. – 554 с.
36. Яковлева, Н.Г. Подготовка старших дошкольников к школе / Н.Г. Яковлева. – Н.Новгород: ООО «Цветной бульвар», 2016. – 212 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ