Работа педагога с семьей по профилактике формирования склонности к потреблению психоактивных веществ у младших школьников
|
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ
ПРОФИЛАКТИКИ ФОРМИРОВАНИЯ СКЛОННОСТИ К
ПОТРЕБЛЕНИЮ ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ 9
1.1 Аддиктивное поведение как один из видов отклоняющегося
поведения младших школьников 9
1.2 Особенности младших школьников, способствующие
формированию склонности к потреблению психоактивных веществ 14
1.3 Направления деятельности педагога с семьей по профилактике
потребления психоактивных веществ младшими школьниками 17
Выводы по первой главе 26
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ СКЛОННОСТИ К ПОТРЕБЛЕНИЮ ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ 28
2.1 Ход экспериментальной работы. Характеристика используемых
методик 28
2.2 Анализ результатов экспериментальной работы 30
2.3 Программа работы педагога с семьей по профилактике
формирования склонности к потреблению психоактивных веществ у младших школьников 36
Выводы по второй главе 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 50
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 56
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 63
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 80
ПРИЛОЖЕНИЕ 6
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ
ПРОФИЛАКТИКИ ФОРМИРОВАНИЯ СКЛОННОСТИ К
ПОТРЕБЛЕНИЮ ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ 9
1.1 Аддиктивное поведение как один из видов отклоняющегося
поведения младших школьников 9
1.2 Особенности младших школьников, способствующие
формированию склонности к потреблению психоактивных веществ 14
1.3 Направления деятельности педагога с семьей по профилактике
потребления психоактивных веществ младшими школьниками 17
Выводы по первой главе 26
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ СКЛОННОСТИ К ПОТРЕБЛЕНИЮ ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ 28
2.1 Ход экспериментальной работы. Характеристика используемых
методик 28
2.2 Анализ результатов экспериментальной работы 30
2.3 Программа работы педагога с семьей по профилактике
формирования склонности к потреблению психоактивных веществ у младших школьников 36
Выводы по второй главе 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 50
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 56
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 63
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 80
ПРИЛОЖЕНИЕ 6
Проблема потребления психоактивных веществ (ПАВ) в настоящее время является актуальной и обусловлена тем, что затрагивает не только личные проблемы детей, но и их здоровье и благополучие. Наркомания является одной из острых тем современного мирового сообщества, вызвавшей острую необходимость решительных действий в организации профилактики злоупотребления психоактивными веществами [12]. В России потребление психоактивных веществ в младшем школьном возрасте обернулось в такую сложную ситуацию, которая сказывается как на самочувствии детей, так и на их общественной жизни. По данным исследований, самый ранний возраст приобщения к психоактивным веществам равен 6-7 годам [25]. Именно в школьном периоде жизни происходит становление характера детей, формируются личностные качества, которые оказывают большое влияние на их взаимоотношения с окружающими людьми, взаимодействие как со сверстниками, так и со взрослыми [15]. Есть ряд причин, по которым дети начинают потреблять психоактивные вещества: любопытство, желание быть взрослым, стремление попробовать все без исключения, проблемы в семье, неразвитые личностные качества.
По данным федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков ежегодно потреблять наркотические вещества начинают 90 тысяч граждан России. Пятая часть всех россиян - это младшие школьники, которые принимают психоактивные вещества. Из-за превышения дозы химических веществ детская смертность увеличилась в 40 раз [40].
Е. В. Змановская отмечает, что появляются новые формы аддиктивного поведения. Рассмотрим наиболее распространенные формы аддиктивных расстройств, характерных для детского возраста [14].
Табакокурение. В России впервые табак появляется при Иване Грозном, и курение приобретает популярность. В младшем школьном возрасте проявляется лишь одна фаза этой аддикции - фаза пробного курения (6-12 лет). Наиболее эффективная профилактика табакокурения приходится как раз на младший школьный возраст, когда еще не сформировалась зависимость [12].
Потребление алкоголя. По данным Всемирной организации здравоохранения в результате употребление алкоголя на каждый год умирают 2500000 человек, из них 320000 - дети. Аддиктивное поведение, вызванное употреблением алкоголя младшими школьниками, называется ранней алкоголизацией - дети знакомятся с алкоголем в возрасте до 16 лет. Главную роль в потреблении алкоголя школьникам играет любопытство, стремление стать взрослым и не отставать от своих сверстников. Нетерпеливые, раздражительные, неспособные к длительному сосредоточению внимания - это дети 6-8 лет, которые подвержены склонности к потреблению алкоголя. К 11 годам у ребенка, склонного к алкоголизации, появляются трудности в обучении: у него превалирует низкая умственная работоспособность, проблемы с самостоятельным выполнением домашних заданий [3].
Наркомания - это психическая и физическая зависимость, болезнь, вызываемая систематическим потреблением наркотиков [16]. Наркотики - вещества, которые быстро и сильно приводят к формированию психической и физической зависимости, состоянию, при котором человек испытывает потребность в регулярном приеме этих средств. Наркотики делятся на четыре группы: психодепрессанты (морфин, кодеин, метадонг, героин, промедол (тримеперидин), фентанил, трамадол); седативные и снотворные средства (этаминал-натрия, фенобарбитал, реланиум, феназепам, оксибутират натрия (бутират); психостимуляторы (первитин (метамфетамин), кокаин, эфедрон, кофеин (триметилксантин), фенамин (амфетамин), никотин, экстази (MDMA), алкоголь); галлюциногенные вещества (марихуана (конопля), гашиш, спайс, ЛСД (диэтиламид d- лизергиновая кислота), фенциклидин (РСР), мескалин, псилобицин, циклодол, калипсол (кетамин), ингалянты). Подростковый наркотизм связан с психическим экспериментированием, поиском новых, необычных ощущений [43].
Актуальностью нашей работы является то, что дети в современном мире проводят времени в школе с учителем больше, чем дома с семьей. Самые главные мероприятия, направленные на изучение отрицательного влияния психоактивных веществ на организм человека должны проводиться в школе классным руководителем. Это означает, что именно педагог может первым прийти на помощь детям, которые попали в трудную жизненную ситуацию и приобрели склонность к потреблению психоактивных веществ. Таким образом, существует противоречие между необходимостью работы по профилактике потребления психоактивных веществ младшими школьникам и недостаточным вниманием к работе с семьей в данном направлении.
Проблема исследования: каково содержание программы работы педагога с семьей по профилактике формирования склонности к потреблению психоактивных веществ у младших школьников?
Цель: изучение теоретических аспектов проблемы взаимодействия с семьей младшего школьника по профилактике формирования склонности к потреблению психоактивных веществ для разработки программы деятельности педагога.
Объект исследования: профилактика формирования склонности к потреблению психоактивных веществ у младших школьников.
Предмет исследования: работа педагога с семьей по профилактике формирования склонности к потреблению психоактивных веществ у младших школьников.
Задачи:
1. Охарактеризовать аддиктивное поведение как один из видов отклоняющегося поведения младших школьников.
2. Определить особенности младших школьников, способствующие формированию склонности к потреблению психоактивных веществ.
3. Изучить направления деятельности педагога с семьей по профилактике потребления психоактивных веществ младшими школьниками.
4. Проанализировать результаты экспериментальной работы по выявлению склонности к потреблению психоактивных веществ.
5. Создать программу работы педагога с семьей по профилактике формирования склонности к потреблению психоактивных веществ у младших школьников.
Методы исследования:
- теоретические (анализ педагогической, психологической и методической литературы);
- эмпирические (опросные методы, эксперимент);
- методы обработки и интерпретации результатов.
Этапы исследования:
1. Первый этап (сентябрь 2019 года) - формулировалась тема исследования, анализировались основные понятия, степень изученности проблемы в психолого-педагогической литературе.
2. Второй этап (октябрь-декабрь 2019 года) - проводилась экспериментальная работа.
3. Третий этап (январь-май 2020 года) - проводились обработка и анализ полученных данных, составление программы работы педагога с семьей, направленной на профилактику формирования склонности к потреблению психоактивных веществ у младших школьников. Делались выводы.
Апробация работы: разработанная программа может быть
использована учителями начальных классов в процессе взаимодействия с семьей для профилактики формирования склонности к потреблению психоактивных веществ у младших школьников.
По данным федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков ежегодно потреблять наркотические вещества начинают 90 тысяч граждан России. Пятая часть всех россиян - это младшие школьники, которые принимают психоактивные вещества. Из-за превышения дозы химических веществ детская смертность увеличилась в 40 раз [40].
Е. В. Змановская отмечает, что появляются новые формы аддиктивного поведения. Рассмотрим наиболее распространенные формы аддиктивных расстройств, характерных для детского возраста [14].
Табакокурение. В России впервые табак появляется при Иване Грозном, и курение приобретает популярность. В младшем школьном возрасте проявляется лишь одна фаза этой аддикции - фаза пробного курения (6-12 лет). Наиболее эффективная профилактика табакокурения приходится как раз на младший школьный возраст, когда еще не сформировалась зависимость [12].
Потребление алкоголя. По данным Всемирной организации здравоохранения в результате употребление алкоголя на каждый год умирают 2500000 человек, из них 320000 - дети. Аддиктивное поведение, вызванное употреблением алкоголя младшими школьниками, называется ранней алкоголизацией - дети знакомятся с алкоголем в возрасте до 16 лет. Главную роль в потреблении алкоголя школьникам играет любопытство, стремление стать взрослым и не отставать от своих сверстников. Нетерпеливые, раздражительные, неспособные к длительному сосредоточению внимания - это дети 6-8 лет, которые подвержены склонности к потреблению алкоголя. К 11 годам у ребенка, склонного к алкоголизации, появляются трудности в обучении: у него превалирует низкая умственная работоспособность, проблемы с самостоятельным выполнением домашних заданий [3].
Наркомания - это психическая и физическая зависимость, болезнь, вызываемая систематическим потреблением наркотиков [16]. Наркотики - вещества, которые быстро и сильно приводят к формированию психической и физической зависимости, состоянию, при котором человек испытывает потребность в регулярном приеме этих средств. Наркотики делятся на четыре группы: психодепрессанты (морфин, кодеин, метадонг, героин, промедол (тримеперидин), фентанил, трамадол); седативные и снотворные средства (этаминал-натрия, фенобарбитал, реланиум, феназепам, оксибутират натрия (бутират); психостимуляторы (первитин (метамфетамин), кокаин, эфедрон, кофеин (триметилксантин), фенамин (амфетамин), никотин, экстази (MDMA), алкоголь); галлюциногенные вещества (марихуана (конопля), гашиш, спайс, ЛСД (диэтиламид d- лизергиновая кислота), фенциклидин (РСР), мескалин, псилобицин, циклодол, калипсол (кетамин), ингалянты). Подростковый наркотизм связан с психическим экспериментированием, поиском новых, необычных ощущений [43].
Актуальностью нашей работы является то, что дети в современном мире проводят времени в школе с учителем больше, чем дома с семьей. Самые главные мероприятия, направленные на изучение отрицательного влияния психоактивных веществ на организм человека должны проводиться в школе классным руководителем. Это означает, что именно педагог может первым прийти на помощь детям, которые попали в трудную жизненную ситуацию и приобрели склонность к потреблению психоактивных веществ. Таким образом, существует противоречие между необходимостью работы по профилактике потребления психоактивных веществ младшими школьникам и недостаточным вниманием к работе с семьей в данном направлении.
Проблема исследования: каково содержание программы работы педагога с семьей по профилактике формирования склонности к потреблению психоактивных веществ у младших школьников?
Цель: изучение теоретических аспектов проблемы взаимодействия с семьей младшего школьника по профилактике формирования склонности к потреблению психоактивных веществ для разработки программы деятельности педагога.
Объект исследования: профилактика формирования склонности к потреблению психоактивных веществ у младших школьников.
Предмет исследования: работа педагога с семьей по профилактике формирования склонности к потреблению психоактивных веществ у младших школьников.
Задачи:
1. Охарактеризовать аддиктивное поведение как один из видов отклоняющегося поведения младших школьников.
2. Определить особенности младших школьников, способствующие формированию склонности к потреблению психоактивных веществ.
3. Изучить направления деятельности педагога с семьей по профилактике потребления психоактивных веществ младшими школьниками.
4. Проанализировать результаты экспериментальной работы по выявлению склонности к потреблению психоактивных веществ.
5. Создать программу работы педагога с семьей по профилактике формирования склонности к потреблению психоактивных веществ у младших школьников.
Методы исследования:
- теоретические (анализ педагогической, психологической и методической литературы);
- эмпирические (опросные методы, эксперимент);
- методы обработки и интерпретации результатов.
Этапы исследования:
1. Первый этап (сентябрь 2019 года) - формулировалась тема исследования, анализировались основные понятия, степень изученности проблемы в психолого-педагогической литературе.
2. Второй этап (октябрь-декабрь 2019 года) - проводилась экспериментальная работа.
3. Третий этап (январь-май 2020 года) - проводились обработка и анализ полученных данных, составление программы работы педагога с семьей, направленной на профилактику формирования склонности к потреблению психоактивных веществ у младших школьников. Делались выводы.
Апробация работы: разработанная программа может быть
использована учителями начальных классов в процессе взаимодействия с семьей для профилактики формирования склонности к потреблению психоактивных веществ у младших школьников.
В младшем школьном возрасте детей интересует все, что их окружает, чем занимаются другие люди и как они живут. К сожалению, в поле зрения младшего школьника нередко попадают люди, пропагандирующие неправильный образ жизни. Также ребенок может попасть в ситуацию, где ему впервые предложат попробовать наркотическое вещество. В силу своего возраста, ребенку становится интересно, что же такое наркотики и как они действуют. В этом возрасте наиболее часто встречается токсикомания, нежели наркомания. Знания и о пагубном пристрастии к психоактивным веществам у детей отрывочны.
Необходимо отметить, что это возраст появления любопытства к наркотикам, возраст подражания и формирования «моды». Слишком частое обсуждение этой проблемы в обществе у детей формирует наибольший интерес и дает обратный эффект - усиление любопытства о психоактивных веществах.
Ребенку в младшем школьном возрасте необходимо разъяснить и дать познавательную информацию о том, какие вещества являются полезными, а какие - вредными. Чем раньше ребенок узнает о последствиях принятия вредных веществ, тем больше будет шансов предостеречь формирование склонности к потреблению психоактивных веществ.
В первой главе нашей работы мы рассмотрели теоретические аспекты проблемы профилактики формирования склонности к потреблению психоактивных веществ, понятие аддиктивного поведения. Мы разобрали особенности формирования склонности к потреблению сильнодействующих веществ. Не оставили без внимания и направления деятельности педагога с семьей по профилактике потребления психоактивных веществ младшими школьниками.
Во второй главе нами была проведена методика «Может ли.» Н. А. Гусевой, опросник для родителей «Выявление предрасположенности к аддиктивному (зависимому) поведению» В. Ю. Завьялова. Здесь мы проанализировали результаты и выявили процент детей, которому необходима ранняя помощь для предотвращения склонности к потреблению психоактивных веществ. Также мы сравнили ответы родителей и детей, и получилось, что различия между ними являются незначимыми.
Успешность решения данной проблемы мы видим в своевременной помощи ребенку, в целенаправленном процессе воспитания таких качеств личности, как целеустремленность, активность, сила воли, самоконтроль, смелость, настойчивость. Эти хорошо развитые качества обуславливают наиболее успешную жизнь ребенка, его стремление к совершенству и просто любовь к жизни.
Одним из важных этапов борьбы с этой проблемой явилось создание программы работы педагога с семьей по профилактике формирования склонности к потреблению психоактивных веществ у младших школьников, которая окажет большую помощь родителям в предотвращении страшных последствий от склонности потребления психоактивных веществ детьми младшей школы, сформирует у родителей ответственность за каждое слово и действие в сторону ребенка.
Таким образом, цель исследования достигнута, задачи решены. Дальнейшим направлением исследования может стать внедрение программы профилактики потребления психоактивных веществ в образовательный процесс.
Необходимо отметить, что это возраст появления любопытства к наркотикам, возраст подражания и формирования «моды». Слишком частое обсуждение этой проблемы в обществе у детей формирует наибольший интерес и дает обратный эффект - усиление любопытства о психоактивных веществах.
Ребенку в младшем школьном возрасте необходимо разъяснить и дать познавательную информацию о том, какие вещества являются полезными, а какие - вредными. Чем раньше ребенок узнает о последствиях принятия вредных веществ, тем больше будет шансов предостеречь формирование склонности к потреблению психоактивных веществ.
В первой главе нашей работы мы рассмотрели теоретические аспекты проблемы профилактики формирования склонности к потреблению психоактивных веществ, понятие аддиктивного поведения. Мы разобрали особенности формирования склонности к потреблению сильнодействующих веществ. Не оставили без внимания и направления деятельности педагога с семьей по профилактике потребления психоактивных веществ младшими школьниками.
Во второй главе нами была проведена методика «Может ли.» Н. А. Гусевой, опросник для родителей «Выявление предрасположенности к аддиктивному (зависимому) поведению» В. Ю. Завьялова. Здесь мы проанализировали результаты и выявили процент детей, которому необходима ранняя помощь для предотвращения склонности к потреблению психоактивных веществ. Также мы сравнили ответы родителей и детей, и получилось, что различия между ними являются незначимыми.
Успешность решения данной проблемы мы видим в своевременной помощи ребенку, в целенаправленном процессе воспитания таких качеств личности, как целеустремленность, активность, сила воли, самоконтроль, смелость, настойчивость. Эти хорошо развитые качества обуславливают наиболее успешную жизнь ребенка, его стремление к совершенству и просто любовь к жизни.
Одним из важных этапов борьбы с этой проблемой явилось создание программы работы педагога с семьей по профилактике формирования склонности к потреблению психоактивных веществ у младших школьников, которая окажет большую помощь родителям в предотвращении страшных последствий от склонности потребления психоактивных веществ детьми младшей школы, сформирует у родителей ответственность за каждое слово и действие в сторону ребенка.
Таким образом, цель исследования достигнута, задачи решены. Дальнейшим направлением исследования может стать внедрение программы профилактики потребления психоактивных веществ в образовательный процесс.
Подобные работы
- Первичная форма профилактики вредных привычек у обучающихся в школе
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4395 р. Год сдачи: 2020 - Административно-правовое регулирование вопросов вовлечения несовершеннолетних в противоправную деятельность
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - ПРОФИЛАКТИКА АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТРЕНИНГА
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4870 р. Год сдачи: 2016 - Антивитальное поведение молодежи в ситуации пандемии Covid-19: готовность к риску в контексте нарушений регуляции эмоций
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2021



