Индивидуализация психолого-педагогического сопровождения младших школьников с умеренной умственной отсталостью в условиях надомного обучения
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПСИХОЛОГО-
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ 7
1.1 Индивидуализация психолого-педагогического процесса сопровождения младших школьников с интеллектуальными нарушениями 7
1.2 Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста с умеренной умственной отсталостью 17
1.3 Организация и содержание надомного обучения лиц с умеренной
умственной отсталостью 31
Выводы по первой главе 39
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С УМЕРЕННОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ 42
2.1 Анализ результатов исследования актуального развития младших школьников 42
2.2 Разработка индивидуальной коррекционно-развивающей
программы психолого-педагогического сопровождения младших школьников с умеренной умственной отсталостью на занятиях
учителя-дефектолога и результаты ее реализации 108
Выводы по второй главе 164
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 166
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 169
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПСИХОЛОГО-
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ 7
1.1 Индивидуализация психолого-педагогического процесса сопровождения младших школьников с интеллектуальными нарушениями 7
1.2 Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста с умеренной умственной отсталостью 17
1.3 Организация и содержание надомного обучения лиц с умеренной
умственной отсталостью 31
Выводы по первой главе 39
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С УМЕРЕННОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ 42
2.1 Анализ результатов исследования актуального развития младших школьников 42
2.2 Разработка индивидуальной коррекционно-развивающей
программы психолого-педагогического сопровождения младших школьников с умеренной умственной отсталостью на занятиях
учителя-дефектолога и результаты ее реализации 108
Выводы по второй главе 164
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 166
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 169
Многочисленную группу детей с отклонениями в развитии составляют дети с умственной отсталостью. К этой категории относятся дети, у которых вследствие органически обусловленного недоразвития либо раннего повреждения головного мозга отмечается общее психическое недоразвитие с преобладанием интеллектуального дефекта.
Анализ состояния здоровья детского населения за последние 5 лет свидетельствуют о высокой степени инвалидизации детской популяции: ежегодно инвалидами в России признаются 80-90 тыс. детей. Численность детей инвалидов в Российской Федерации составляет 545 тыс. человек среди них наибольшее число представляют дети с неврологической и психиатрической симптоматикой [27, с. 3].
Если обратиться к данным Министерства образования Российской Федерации, то среди специальных (коррекционных) образовательных учреждений наибольшее число приходится на школы, где обучаются дети с умственной отсталости.
В силу неблагополучия здоровья, наличия сопутствующих нарушений развития или других причин обучение лиц с нарушением интеллекта, возможно и вне школы, в том числе на дому. Так, в законе «Об образовании» подчеркивается: «Для граждан, которые по состоянию здоровья в течение длительного времени не могут посещать общеобразовательную школу, организуется индивидуальное бесплатное обучение на дому или в лечебных организациях» [56].
Такие дети нуждаются в особом внимании со стороны взрослых: специалистов и родителей. Для их обучения и воспитания должен быть разработан индивидуальный план обучения, индивидуальные нагрузки. Это позволяет учитывать темп его работы, работоспособность, утомляемость и другие индивидуальные особенности, а также помогает преодолеть изолированность детей от общества.
Но на данном этапе развития системы специального образования, мы наблюдаем ряд сложностей, в организации надомного обучения детей с интеллектуальной недостаточностью, которые выражаются в несовершенстве форм, методов и средств обучения, недостатке квалифицированных педагогических кадров, способных осуществлять индивидуальное коррекционно-развивающее обучение в домашних условиях, а также отсутствии информационного обмена опытом по проблеме надомного обучения учащихся.
Проведя анализ психолого-педагогической литературы, можно заключить, что в настоящее время недостаточно литературы по вопросу исследования. Все выше перечисленное определяет важность и новизну исследования.
Следовательно, тема «Индивидуализация психолого-педагогического сопровождения младших школьников с умеренной умственной отсталостью в условиях надомного обучения» является очень актуальной.
Цель: теоретически изучить и практически доказать эффективность реализации индивидуальной коррекционно-развивающей программы психолого-педагогического сопровождения младших школьников с умеренной умственной отсталостью на занятиях учителя-дефектолога, в условиях надомного обучения.
Объект: процесс психолого-педагогического сопровождения младших школьников с умеренной умственной отсталостью.
Предмет: реализация индивидуальной коррекционно-развивающей программы психолого-педагогического сопровождения младших школьников с умеренной умственной отсталостью на занятиях учителя-дефектолога, в условиях надомного обучения.
В соответствии с целью и предметом исследования в работе решались следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования
2. Изучить актуальный уровень развития младших школьников с умеренной умственной отсталостью.
3. Разработать индивидуальную коррекционно -развивающую программу психолого-педагогического сопровождения младших школьников с умеренной умственной отсталостью и проверить ее эффективность.
Гипотеза исследования - в исследовании предполагается, что индивидуализация психолого-педагогического сопровождения младших школьников будет эффективной, если изучить уровень актуального развития детей с умеренной умственной отсталостью, разработать индивидуальную коррекционно-развивающую программу психолого-педагогического сопровождения младших школьников с умеренной умственной отсталостью и реализовывать разработанную индивидуальную коррекционно-развивающую программу на занятиях учителя-дефектолога, в условиях надомного обучения.
Теоретическая значимость исследования состоит в следующем: уточнено понятие «индивидуализация психолого -педагогического сопровождения», клинические основы умеренной умственной отсталости, особенности организации надомного обучения.
Практическая значимость исследования: на основе изучения актуального развития младших школьников с умеренной умственной отсталостью, разработана индивидуальная коррекционно-развивающая программа психолого-педагогического сопровождения младших школьников с умеренной умственной отсталостью, реализуемая на занятиях учителя-дефектолога, в условиях надомного обучения.
Методы исследования:
1. Теоретические: анализ, синтез, обобщение, сравнение;
2. Эмпирические: анализ документации, наблюдение, беседа;
3. Количественный и качественный анализ результатов исследования.
База проведения исследования: исследование проводилось на базе МБОУ «СОШ»№4 (филиал) г. Еманжелинска.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Анализ состояния здоровья детского населения за последние 5 лет свидетельствуют о высокой степени инвалидизации детской популяции: ежегодно инвалидами в России признаются 80-90 тыс. детей. Численность детей инвалидов в Российской Федерации составляет 545 тыс. человек среди них наибольшее число представляют дети с неврологической и психиатрической симптоматикой [27, с. 3].
Если обратиться к данным Министерства образования Российской Федерации, то среди специальных (коррекционных) образовательных учреждений наибольшее число приходится на школы, где обучаются дети с умственной отсталости.
В силу неблагополучия здоровья, наличия сопутствующих нарушений развития или других причин обучение лиц с нарушением интеллекта, возможно и вне школы, в том числе на дому. Так, в законе «Об образовании» подчеркивается: «Для граждан, которые по состоянию здоровья в течение длительного времени не могут посещать общеобразовательную школу, организуется индивидуальное бесплатное обучение на дому или в лечебных организациях» [56].
Такие дети нуждаются в особом внимании со стороны взрослых: специалистов и родителей. Для их обучения и воспитания должен быть разработан индивидуальный план обучения, индивидуальные нагрузки. Это позволяет учитывать темп его работы, работоспособность, утомляемость и другие индивидуальные особенности, а также помогает преодолеть изолированность детей от общества.
Но на данном этапе развития системы специального образования, мы наблюдаем ряд сложностей, в организации надомного обучения детей с интеллектуальной недостаточностью, которые выражаются в несовершенстве форм, методов и средств обучения, недостатке квалифицированных педагогических кадров, способных осуществлять индивидуальное коррекционно-развивающее обучение в домашних условиях, а также отсутствии информационного обмена опытом по проблеме надомного обучения учащихся.
Проведя анализ психолого-педагогической литературы, можно заключить, что в настоящее время недостаточно литературы по вопросу исследования. Все выше перечисленное определяет важность и новизну исследования.
Следовательно, тема «Индивидуализация психолого-педагогического сопровождения младших школьников с умеренной умственной отсталостью в условиях надомного обучения» является очень актуальной.
Цель: теоретически изучить и практически доказать эффективность реализации индивидуальной коррекционно-развивающей программы психолого-педагогического сопровождения младших школьников с умеренной умственной отсталостью на занятиях учителя-дефектолога, в условиях надомного обучения.
Объект: процесс психолого-педагогического сопровождения младших школьников с умеренной умственной отсталостью.
Предмет: реализация индивидуальной коррекционно-развивающей программы психолого-педагогического сопровождения младших школьников с умеренной умственной отсталостью на занятиях учителя-дефектолога, в условиях надомного обучения.
В соответствии с целью и предметом исследования в работе решались следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования
2. Изучить актуальный уровень развития младших школьников с умеренной умственной отсталостью.
3. Разработать индивидуальную коррекционно -развивающую программу психолого-педагогического сопровождения младших школьников с умеренной умственной отсталостью и проверить ее эффективность.
Гипотеза исследования - в исследовании предполагается, что индивидуализация психолого-педагогического сопровождения младших школьников будет эффективной, если изучить уровень актуального развития детей с умеренной умственной отсталостью, разработать индивидуальную коррекционно-развивающую программу психолого-педагогического сопровождения младших школьников с умеренной умственной отсталостью и реализовывать разработанную индивидуальную коррекционно-развивающую программу на занятиях учителя-дефектолога, в условиях надомного обучения.
Теоретическая значимость исследования состоит в следующем: уточнено понятие «индивидуализация психолого -педагогического сопровождения», клинические основы умеренной умственной отсталости, особенности организации надомного обучения.
Практическая значимость исследования: на основе изучения актуального развития младших школьников с умеренной умственной отсталостью, разработана индивидуальная коррекционно-развивающая программа психолого-педагогического сопровождения младших школьников с умеренной умственной отсталостью, реализуемая на занятиях учителя-дефектолога, в условиях надомного обучения.
Методы исследования:
1. Теоретические: анализ, синтез, обобщение, сравнение;
2. Эмпирические: анализ документации, наблюдение, беседа;
3. Количественный и качественный анализ результатов исследования.
База проведения исследования: исследование проводилось на базе МБОУ «СОШ»№4 (филиал) г. Еманжелинска.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Многочисленную группу детей с отклонениями в развитии составляют дети с умственной отсталостью. К этой категории относятся дети, у которых вследствие органически обусловленного недоразвития либо раннего повреждения головного мозга отмечается общее психическое недоразвитие с преобладанием интеллектуального дефекта.
Выделяют четыре степени умственной отсталости: легкую, умеренную, тяжелую и глубокую.
В своей работе мы изучали ребенка младшего школьного возраста с умеренной умственной отсталостью.
Такие дети нуждаются в индивидуальном психолого-педагогическом сопровождении, в связи с особенностями их психофизического развития.
Основная проблема, нашего исследования, заключалась в организации индивидуального психолого-педагогического сопровождения младшего школьника с умеренной умственной отсталостью на занятиях учителя-дефектолога, посредством разработки индивидуальной коррекционно-развивающей программы.
Цель нашей работы, состояла в теоретическом изучении и практическом доказательстве эффективности реализации индивидуальной коррекционно-развивающей программы психолого-педагогического сопровождения младших школьников с умеренной умственной отсталостью на занятиях учителя-дефектолога.
В качестве объекта, мы выделили процесс психолого-педагогического сопровождения младших школьников с умеренной умственной отсталостью в условиях надомного обучения.
Предметом нашего исследования, стала реализация индивидуальной коррекционно-развивающей программы психолого-педагогического сопровождения младших школьников с умеренной умственной отсталостью на занятиях учителя -дефектолога.
Нами был поставлен ряд задач, которые необходимо было решить в ходе работы.
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования
2. Изучить актуальный уровень развития младших школьников с умеренной умственной отсталостью.
3. Разработать индивидуальную коррекционно -развивающую программу психолого-педагогического сопровождения младших школьников с умеренной умственной отсталостью и проверить ее эффективность.
Для решения первой задачи в первой главе нашего исследования «Теоретические аспекты психолого-педагогического сопровождения детей с умственной отсталостью» нами было рассмотрено понятие «психолого-педагогическое сопровождение», а также «индивидуальный подход»» в современной психолого-педагогической литературе.
Для характеристики особенностей развития детей с умеренной умственной отсталостью нами была проанализирована психолого-педагогическая, медицинская и специализированная литература. Был изучен вопрос, организации и содержания надомного обучения лиц с умеренной умственной отсталостью на современном этапе развития системы специального образования.
Для решения второй задачи во второй главе «Практические аспекты индивидуализации психолого-педагогического сопровождения младших школьников с умеренной умственной отсталостью» нами была проведена экспериментальная работа с ребенком с умеренной умственной отсталостью, который является учеником третьего класса, но находится на домашнем обучении.
В результате диагностики выяснилось, что ребенок испытывает сложности при самостоятельном посещении туалета, мытье рук, надевании и снимании предметов одежды.
У ребенка недостаточно полон запас знаний и представлений об окружающем мире.
Для решения третьей задачи, нами была разработана и реализована, индивидуальная программа психолого-педагогического сопровождения ребенка с умеренной умственной отсталостью на занятиях учителя - дефектолога. В программу были включены задания и упражнения направленные на формирование математических представлений, представлений об окружающем мире, навыков самообслуживания.
Также для решения третьей задачи, нами были проанализированы данные контрольного эксперимента, по которым наблюдается повышение всех наблюдаемых уровней развития. Ребенок стал более самостоятелен, может самостоятельно посетить туалет, помыть руки, используя лишь незначительные подсказки педагога, появился интерес к самостоятельному одеванию/раздеванию, научился некоторые вещи надевать самостоятельно.
Повысился уровень знаний и представлений об окружающем мире.
Ребенок стал считать до 3 без ошибок, узнает цифры до 4, цифру 5 находит по образцу, научился сравнивать предметы по величине (длине, высоте).
Полученная в ходе проведения экспериментальной работы положительная динамика свидетельствует о том, что поставленная нами цель достигнута, а задачи решены.
Выделяют четыре степени умственной отсталости: легкую, умеренную, тяжелую и глубокую.
В своей работе мы изучали ребенка младшего школьного возраста с умеренной умственной отсталостью.
Такие дети нуждаются в индивидуальном психолого-педагогическом сопровождении, в связи с особенностями их психофизического развития.
Основная проблема, нашего исследования, заключалась в организации индивидуального психолого-педагогического сопровождения младшего школьника с умеренной умственной отсталостью на занятиях учителя-дефектолога, посредством разработки индивидуальной коррекционно-развивающей программы.
Цель нашей работы, состояла в теоретическом изучении и практическом доказательстве эффективности реализации индивидуальной коррекционно-развивающей программы психолого-педагогического сопровождения младших школьников с умеренной умственной отсталостью на занятиях учителя-дефектолога.
В качестве объекта, мы выделили процесс психолого-педагогического сопровождения младших школьников с умеренной умственной отсталостью в условиях надомного обучения.
Предметом нашего исследования, стала реализация индивидуальной коррекционно-развивающей программы психолого-педагогического сопровождения младших школьников с умеренной умственной отсталостью на занятиях учителя -дефектолога.
Нами был поставлен ряд задач, которые необходимо было решить в ходе работы.
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования
2. Изучить актуальный уровень развития младших школьников с умеренной умственной отсталостью.
3. Разработать индивидуальную коррекционно -развивающую программу психолого-педагогического сопровождения младших школьников с умеренной умственной отсталостью и проверить ее эффективность.
Для решения первой задачи в первой главе нашего исследования «Теоретические аспекты психолого-педагогического сопровождения детей с умственной отсталостью» нами было рассмотрено понятие «психолого-педагогическое сопровождение», а также «индивидуальный подход»» в современной психолого-педагогической литературе.
Для характеристики особенностей развития детей с умеренной умственной отсталостью нами была проанализирована психолого-педагогическая, медицинская и специализированная литература. Был изучен вопрос, организации и содержания надомного обучения лиц с умеренной умственной отсталостью на современном этапе развития системы специального образования.
Для решения второй задачи во второй главе «Практические аспекты индивидуализации психолого-педагогического сопровождения младших школьников с умеренной умственной отсталостью» нами была проведена экспериментальная работа с ребенком с умеренной умственной отсталостью, который является учеником третьего класса, но находится на домашнем обучении.
В результате диагностики выяснилось, что ребенок испытывает сложности при самостоятельном посещении туалета, мытье рук, надевании и снимании предметов одежды.
У ребенка недостаточно полон запас знаний и представлений об окружающем мире.
Для решения третьей задачи, нами была разработана и реализована, индивидуальная программа психолого-педагогического сопровождения ребенка с умеренной умственной отсталостью на занятиях учителя - дефектолога. В программу были включены задания и упражнения направленные на формирование математических представлений, представлений об окружающем мире, навыков самообслуживания.
Также для решения третьей задачи, нами были проанализированы данные контрольного эксперимента, по которым наблюдается повышение всех наблюдаемых уровней развития. Ребенок стал более самостоятелен, может самостоятельно посетить туалет, помыть руки, используя лишь незначительные подсказки педагога, появился интерес к самостоятельному одеванию/раздеванию, научился некоторые вещи надевать самостоятельно.
Повысился уровень знаний и представлений об окружающем мире.
Ребенок стал считать до 3 без ошибок, узнает цифры до 4, цифру 5 находит по образцу, научился сравнивать предметы по величине (длине, высоте).
Полученная в ходе проведения экспериментальной работы положительная динамика свидетельствует о том, что поставленная нами цель достигнута, а задачи решены.



