Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Индивидуализация психолого-педагогического сопровождения младших школьников с умеренной умственной отсталостью в условиях надомного обучения

Работа №80712

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

дефектология

Объем работы177
Год сдачи2020
Стоимость4870 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
295
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПСИХОЛОГО-
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ 7
1.1 Индивидуализация психолого-педагогического процесса сопровождения младших школьников с интеллектуальными нарушениями 7
1.2 Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста с умеренной умственной отсталостью 17
1.3 Организация и содержание надомного обучения лиц с умеренной
умственной отсталостью 31
Выводы по первой главе 39
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С УМЕРЕННОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ 42
2.1 Анализ результатов исследования актуального развития младших школьников 42
2.2 Разработка индивидуальной коррекционно-развивающей
программы психолого-педагогического сопровождения младших школьников с умеренной умственной отсталостью на занятиях
учителя-дефектолога и результаты ее реализации 108
Выводы по второй главе 164
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 166
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 169

Многочисленную группу детей с отклонениями в развитии составляют дети с умственной отсталостью. К этой категории относятся дети, у которых вследствие органически обусловленного недоразвития либо раннего повреждения головного мозга отмечается общее психическое недоразвитие с преобладанием интеллектуального дефекта.
Анализ состояния здоровья детского населения за последние 5 лет свидетельствуют о высокой степени инвалидизации детской популяции: ежегодно инвалидами в России признаются 80-90 тыс. детей. Численность детей инвалидов в Российской Федерации составляет 545 тыс. человек среди них наибольшее число представляют дети с неврологической и психиатрической симптоматикой [27, с. 3].
Если обратиться к данным Министерства образования Российской Федерации, то среди специальных (коррекционных) образовательных учреждений наибольшее число приходится на школы, где обучаются дети с умственной отсталости.
В силу неблагополучия здоровья, наличия сопутствующих нарушений развития или других причин обучение лиц с нарушением интеллекта, возможно и вне школы, в том числе на дому. Так, в законе «Об образовании» подчеркивается: «Для граждан, которые по состоянию здоровья в течение длительного времени не могут посещать общеобразовательную школу, организуется индивидуальное бесплатное обучение на дому или в лечебных организациях» [56].
Такие дети нуждаются в особом внимании со стороны взрослых: специалистов и родителей. Для их обучения и воспитания должен быть разработан индивидуальный план обучения, индивидуальные нагрузки. Это позволяет учитывать темп его работы, работоспособность, утомляемость и другие индивидуальные особенности, а также помогает преодолеть изолированность детей от общества.
Но на данном этапе развития системы специального образования, мы наблюдаем ряд сложностей, в организации надомного обучения детей с интеллектуальной недостаточностью, которые выражаются в несовершенстве форм, методов и средств обучения, недостатке квалифицированных педагогических кадров, способных осуществлять индивидуальное коррекционно-развивающее обучение в домашних условиях, а также отсутствии информационного обмена опытом по проблеме надомного обучения учащихся.
Проведя анализ психолого-педагогической литературы, можно заключить, что в настоящее время недостаточно литературы по вопросу исследования. Все выше перечисленное определяет важность и новизну исследования.
Следовательно, тема «Индивидуализация психолого-педагогического сопровождения младших школьников с умеренной умственной отсталостью в условиях надомного обучения» является очень актуальной.
Цель: теоретически изучить и практически доказать эффективность реализации индивидуальной коррекционно-развивающей программы психолого-педагогического сопровождения младших школьников с умеренной умственной отсталостью на занятиях учителя-дефектолога, в условиях надомного обучения.
Объект: процесс психолого-педагогического сопровождения младших школьников с умеренной умственной отсталостью.
Предмет: реализация индивидуальной коррекционно-развивающей программы психолого-педагогического сопровождения младших школьников с умеренной умственной отсталостью на занятиях учителя-дефектолога, в условиях надомного обучения.
В соответствии с целью и предметом исследования в работе решались следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования
2. Изучить актуальный уровень развития младших школьников с умеренной умственной отсталостью.
3. Разработать индивидуальную коррекционно -развивающую программу психолого-педагогического сопровождения младших школьников с умеренной умственной отсталостью и проверить ее эффективность.
Гипотеза исследования - в исследовании предполагается, что индивидуализация психолого-педагогического сопровождения младших школьников будет эффективной, если изучить уровень актуального развития детей с умеренной умственной отсталостью, разработать индивидуальную коррекционно-развивающую программу психолого-педагогического сопровождения младших школьников с умеренной умственной отсталостью и реализовывать разработанную индивидуальную коррекционно-развивающую программу на занятиях учителя-дефектолога, в условиях надомного обучения.
Теоретическая значимость исследования состоит в следующем: уточнено понятие «индивидуализация психолого -педагогического сопровождения», клинические основы умеренной умственной отсталости, особенности организации надомного обучения.
Практическая значимость исследования: на основе изучения актуального развития младших школьников с умеренной умственной отсталостью, разработана индивидуальная коррекционно-развивающая программа психолого-педагогического сопровождения младших школьников с умеренной умственной отсталостью, реализуемая на занятиях учителя-дефектолога, в условиях надомного обучения.
Методы исследования:
1. Теоретические: анализ, синтез, обобщение, сравнение;
2. Эмпирические: анализ документации, наблюдение, беседа;
3. Количественный и качественный анализ результатов исследования.
База проведения исследования: исследование проводилось на базе МБОУ «СОШ»№4 (филиал) г. Еманжелинска.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Многочисленную группу детей с отклонениями в развитии составляют дети с умственной отсталостью. К этой категории относятся дети, у которых вследствие органически обусловленного недоразвития либо раннего повреждения головного мозга отмечается общее психическое недоразвитие с преобладанием интеллектуального дефекта.
Выделяют четыре степени умственной отсталости: легкую, умеренную, тяжелую и глубокую.
В своей работе мы изучали ребенка младшего школьного возраста с умеренной умственной отсталостью.
Такие дети нуждаются в индивидуальном психолого-педагогическом сопровождении, в связи с особенностями их психофизического развития.
Основная проблема, нашего исследования, заключалась в организации индивидуального психолого-педагогического сопровождения младшего школьника с умеренной умственной отсталостью на занятиях учителя-дефектолога, посредством разработки индивидуальной коррекционно-развивающей программы.
Цель нашей работы, состояла в теоретическом изучении и практическом доказательстве эффективности реализации индивидуальной коррекционно-развивающей программы психолого-педагогического сопровождения младших школьников с умеренной умственной отсталостью на занятиях учителя-дефектолога.
В качестве объекта, мы выделили процесс психолого-педагогического сопровождения младших школьников с умеренной умственной отсталостью в условиях надомного обучения.
Предметом нашего исследования, стала реализация индивидуальной коррекционно-развивающей программы психолого-педагогического сопровождения младших школьников с умеренной умственной отсталостью на занятиях учителя -дефектолога.
Нами был поставлен ряд задач, которые необходимо было решить в ходе работы.
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования
2. Изучить актуальный уровень развития младших школьников с умеренной умственной отсталостью.
3. Разработать индивидуальную коррекционно -развивающую программу психолого-педагогического сопровождения младших школьников с умеренной умственной отсталостью и проверить ее эффективность.
Для решения первой задачи в первой главе нашего исследования «Теоретические аспекты психолого-педагогического сопровождения детей с умственной отсталостью» нами было рассмотрено понятие «психолого-педагогическое сопровождение», а также «индивидуальный подход»» в современной психолого-педагогической литературе.
Для характеристики особенностей развития детей с умеренной умственной отсталостью нами была проанализирована психолого-педагогическая, медицинская и специализированная литература. Был изучен вопрос, организации и содержания надомного обучения лиц с умеренной умственной отсталостью на современном этапе развития системы специального образования.
Для решения второй задачи во второй главе «Практические аспекты индивидуализации психолого-педагогического сопровождения младших школьников с умеренной умственной отсталостью» нами была проведена экспериментальная работа с ребенком с умеренной умственной отсталостью, который является учеником третьего класса, но находится на домашнем обучении.
В результате диагностики выяснилось, что ребенок испытывает сложности при самостоятельном посещении туалета, мытье рук, надевании и снимании предметов одежды. 
У ребенка недостаточно полон запас знаний и представлений об окружающем мире.
Для решения третьей задачи, нами была разработана и реализована, индивидуальная программа психолого-педагогического сопровождения ребенка с умеренной умственной отсталостью на занятиях учителя - дефектолога. В программу были включены задания и упражнения направленные на формирование математических представлений, представлений об окружающем мире, навыков самообслуживания.
Также для решения третьей задачи, нами были проанализированы данные контрольного эксперимента, по которым наблюдается повышение всех наблюдаемых уровней развития. Ребенок стал более самостоятелен, может самостоятельно посетить туалет, помыть руки, используя лишь незначительные подсказки педагога, появился интерес к самостоятельному одеванию/раздеванию, научился некоторые вещи надевать самостоятельно.
Повысился уровень знаний и представлений об окружающем мире.
Ребенок стал считать до 3 без ошибок, узнает цифры до 4, цифру 5 находит по образцу, научился сравнивать предметы по величине (длине, высоте).
Полученная в ходе проведения экспериментальной работы положительная динамика свидетельствует о том, что поставленная нами цель достигнута, а задачи решены.



1. Адушкина, К. В. Психолого-педагогическое сопровождение субъектов образования [Электронный ресурс] : учебное пособие / К. В. Адушкина, О. В. Лозгачёва ; Урал. гос. пед. ун-т. - Электрон. дан. - Екатеринбург : [б. и.], 2017 - 1 электрон.опт. диск (CD-ROM).
2. Александровская, Э. М. Психологическое сопровождение школьников[Текст] : учеб.пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / Э. М. Александровская, Н. И. Кокуркина, Н. В. Куренкова. - Москва : Академия, 2002. - 206 с.
3. Андреева, К. А. Коммуникативные способности дошкольников с умственной отсталостью [Текст] // Молодой ученый. - 2014. - №2. - С. 715
4. Астапов, В. М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии [Текст] / В. М. Астапов. - Москва: Международная педагогическая академия, 1994. - 216 с.
5. Афонькина, Ю.А, Технология комплексного психолого¬
педагогического и социального сопровождения ребенка дошкольного возраста: методические разработки для специалистов дошкольного
образования [Текст] / Ю. А. Афонькина, И. И. Усанова, О. В. Филатова. - Волгоград : Учитель, 2010. - 67 с.
6. Бардиер, Г. Я хочу! Психологическое сопровождение естественного развития маленьких детей [Текст] / Г. Бардиер, И. Ромазан, Т. Я. Чередникова. - Санкт-Петербург: Дорваль, 1993. - 96с.
7. Бгажнокова, И. М. Обучение детей с выраженным
недоразвитием интеллекта [Текст] / И. М. Бгажнокова. - Москва :
ВЛАДОС, 2007 - 184 с.
8. Битянова, М. Р. Организация психологической работы в школе [Текст] : учеб. Пособие / М. Р. Битянова . - Москва : Совершенство, 1997. - 299 с.
9. Бондаренко, Б. С. Комплексная реабилитация детей с ограниченными возможностями вследствие заболевания нервной системы [Текст] : методические рекомендации. / Б.С. Бондаренко. - Москва : Владос, 2009. - 300 с.
10. Виноградова, А. Д. Практикум по психологии умственно отсталого ребенка [Текст]: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. "Дефектология"/ А.Д. Виноградова, Е.И. Липецкая, Ю.Т. Матасов. - Москва : Просвещение, 1985. - 144 с.
11. Власова, Т.А.О детях с отклонениями в развитии [Текст] / Т. А. Власова, М. С. Певзнер. - Москва : Просвещение, 1973. - 189 с.
12. Воронкова, В. В. Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе [Текст]: Пособие для учителей и студентов дефектолог. ф-тов пед. ин-тов / Под ред. В.В. Воронковой. - Москва : Школа-Пресс, 1994. - 416 с.
13. Даль, Владимир Иванович. Толковый словарь живого великорусского языка Владимира Даля [Электронный ресурс] : подгот. по 2-му печ. изд. 1880-1882 гг. - Электрон. дан. - Москва : ACT [и др.], 1998. - 1 электрон.опт. диск (CD-ROM) ; 12 см + рук. пользователя (8 с.) - (Электронная книга). - Систем.требования: IBMPC с процессором 486 ; ОЗУ 8 Мб ; операц. система Windows (Зх, 95, NT) ; CD -ROM дисковод ; мышь. - Загл. с экрана.
14. Дарвиш, О. Б. Возрастная психология [Текст]: Учеб.пособие для высш. учеб, заведений / О. Б. Дарвиш, под ред. В. Е. Клочко. - Москва : ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. - 264 с.
15. Егорова, Т. В. Особенности памяти и мышления младших школьников отстающих в развитии [Текст] / Т. В. Егорова. - Москва : Педагогика, 1973. - 150 с.
16. Елисеева, Е. Н. Диагностический материал и методические рекомендации для проведения психолого-педагогического обследования детей с выраженным нарушением интеллекта, ТМНР при разработке
специальной индивидуальной программы развития (СИПР) / Е. Н. Елисеева, Е. А. Рудакова, О. В. Истомина; под общ.ред. А.М. Царёва. Пермь - ФРЦ, 2018. - 884 с.
17. Епифанцева, Т. Б. Настольная книга педагога-дефектолога [Текст] / Т. Б. Епифанцева.; 2-е изд. - Ростов на Дону : Феникс, 2007. - 486с.
18. Забрамная, С. Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей [Текст] / С. Д. Забрамная. Москва : Просвещение, 1995. - 111с.
19. Замский, Х. С. История олигофренопедагогики [Текст] / Х. С. Замский. - Москва : Просвещение, 1980. - 398 с.
20. Занков, Л. В. Психология умственно отсталого ребёнка [Текст]: книга для студентов / Л. В. Занков. - Москва : Государственное учебно-педагогическое издательство наркомпроса РСФСР, 1939 . - 64 с.
21. Исаев, Д. Н. Умственная отсталость у детей и подростков [Текст] /.Д. Н. Исаев. - Санкт-Петербург : Речь, 2007. - 391 с.
22. Казакова, Е. И. Система комплексного сопровождения ребенка: от концепции к практике [Текст] / Е. И. Казакова. - Санкт-Петербург : Наука, 1998. - 47 с.
23. Казакова, Е. И. Сопровождение региональных проектов развития образовательных систем: коротко о методологии [Текст] / Е. И. Казакова : ред. Е. И. Казакова, А. М. Моисеев. // Методология и методика сопровождения региональных проектов развития образования. - Москва : РОССПЭН, 2003. - 167 с.
24. Калмыкова, Е. А. Психология лиц с умственной отсталостью : уч. метод. пособие [Текст] / Е.А. Калмыкова. - Курск : Курск. гос. ун-т,
2007. - 121 с.
25. Клюев И. Е. Современная школа. Проблемы гуманизации [Текст] / И. Е. Клюев, Т.И. Матвеева. - Москва : ИТПИМИО, 1997.-С. 79¬81
26. Ковалец, И. В. Азбука эмоций: Практическое пособие для работы с детьми, имеющими отклонения в психофизическом развитии и эмоциональной сфере [Текст] / И. В. Ковалец. - Москва : Владос, 2004. -
136 с.
27. Комплексная реабилитация и социальная адаптация детей- инвалидов с ДЦП, нарушениями слуха и зрения в условиях семьи [Текст] : Научно-методическое пособие / Разенкова Ю.А. и др. ; отв. ред. Н.Н. Малофеев. - Москва : Департамент социальной защиты населения города Москвы, 2010 - 378 с.
28. Коновалова, Н. Л. Предупреждение нарушений в развитии личности при психологическом сопровождении школьников [Текст] / Н. Л. Коновалова. - Санкт-Петербург : СПбГУ, 2000. - 232 с.
29. Корнеева, И. Г. Об индивидуальном обучении на дому [Текст] / И. Г. Корнеева. // Администратор образования - 2009.- №12. - С.81-92.
30. Куангалиева Д. С. Методические рекомендации по организации индивидуального обучения на дому детей с нарушениями интеллекта [Электронный ресурс] / Д. С. Куангалиева. - Алмата, 2011 - Режим доступа: https://weburok.com/330885
31. Кузнецова, Л. В. Основы специальной психологии [Текст] : уч. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л.В. Кузнецова. - Москва : Академия, 2002. - 364 с.
32. Левченко, И. Ю. Психолого-педагогическая диагностика [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / И. Ю. Левченко, С. Д. Забрамная, Т. А. Добровольская и др. - Москва : Академия, 2003. - 320 с.
33. Леонтьев, А.Н. Принципы психического развития ребенка и проблемы умственной недостаточности [Текст] / А.Н. Леонтьев // Проблемы развития психики. 4-е изд. - Москва : Моск. ун-т, 1981. - 584 с.
34. Липский, И. А. Педагогическое сопровождение развития личности: теоретические основания [Текст] / И. А. Липский // Теоретико - методологические проблемы современного воспитания : сб. науч. тр. - Волгоград : Перемена, 2004. - С. 280-287.
35. Маркитанова, Р. М. Актуальные проблемы организации и содержания обучения детей с отклонениями в развитии в условиях школы надомного обучения [Текст] / Р. М. Маркитанова // Коррекционная педагогика, научно - методический журнал - Москва : ИП Давыдова Г. В. - 2006. - № 3. - С. 4-11.
36. Матвейченко, И. Н Сопровождение профессионального самоопределения обучающихся «группы риска [Текст] / И. Н. Матвейченко, Т. Н. Четверикова // Региональная межведомственная конференция профессионального самоопределения обучающихся «группы риска» : сб. науч. стат. / Самара.центр профессионального образования, Самара, 2014г. - С. 69.
37. Международная классификация болезней МКБ-10
[Электронный ресурс] : Психические расстройства и расстройства поведения. F70-F79 Умственная отсталость - Москва, [1998]. - Режим доступа : https://mkb-10.com/index.php?pid=4380
38. Моргачева, Е. Н. Хрестоматия. Умственная отсталость. Клинико - психологическое изучение школьников с нарушениями интеллекта [Электронный ресурс] / Е. Н. Моргачева. - Москва : РГГУ,
2008. - 420 с. - Режим доступа: https://textarchive.ru/c-1800325.html
39. Мудрик, А. В. Социальная педагогика [Текст] : учеб. для студ. пед. вузов / А. В. Мудрик ; под ред. В. А. Сластенина - 4-е изд., испр. и доп.- Москва : Академия, 2000. - 200 с.
40. Обухова, Е. В. Проблемы надомной формы обучения детей и подростков с отклонениями в интеллектуальном развитии [Текст] / Е. В. Обухова // Дефектология. - 2003. - № 6. - С. 40-46.
41. Олигофренопедагогика : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений [Текст] / Б. П. Пузанов, Н. П. Коняева, Б. Б. Горскин и др.; под ред. Б. П. Пузанова. - Москва : Академия, 2001. - 272 с.
42. Певзнер, М. С.. Динамика развития детей - олигофренов [Текст] / М. С. Певзнер, В. И. Лубовский - Москва : Акад. пед. наук РСФСР, 1963. - 223 с.
43. Петрова, В. Г. Психология умственно отсталых школьников: учебное пособие / В. Г. Петрова, И. В. Белякова. - Москва : Академия, 2002. - 160 с.
44. Пономарева, Л. И. Соотношение парадигм сопровождения и поддержки в педагогической теории и практике [Текст] / Л. И. Пономарева // Педагогическое образование в России : журнал / Екатеринбург. уральский гос. пед. ун-т. - Екатеринбург - 2014 - № 10 - С. 171-174.
45. Психология детей с нарушениями интеллектуального развития: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Л. М. Шипицына, В. М. Сорокин, Д. Н. Исаев и др.; под ред. Л. М. Шипицыной. - 2-е изд., стер. - Москва : Академия, 2014. — 224 с.
46. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста [Текст] / Е. А. Стребелева, Г. А. Мишина, Ю. А. Разенкова и др.; под ред. Е. А. Стребелевой. - Москва : Просвещение, 2005. - 164 с.
47. Реестр примерных основных общеобразовательных программ
[Электронный ресурс] : Примерная адаптированная основная
общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) / Министерство просвещения российской федерации - Режим доступа : https://fgosreestr.ru/
48. Рубинштейн, С. Я. Психология умственно отсталого школьника : учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2111 Дефектология / С. Я Рубинштейн. - Изд. 3-е , перераб. и доп. - Москва : Просвещение, 1986.- 192 с.
49. Сарбаа, Л. Н. Тьюторское сопровождение учебного процесса - индивидуализация обучения [Текст] / Л. Н. Сарбаа // Молодой ученый. - 2016. - №4. - С. 824-825.
50. Семаго, Н. Я Типология отклоняющегося развития. Недостаточное развити [Текст] / Семаго Н. Я., Чиркова О. Ю. - Москва : Генезис, 2019. - 288 с.
51. Сластенин В. А. Педагогика [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. - Москва : Академия, 2002. - 576 с.
52. Специальная педагогика [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л. И. Аксенова, Б. А. Архипов, Л. И. Белякова и др.; под ред. Н. М. Назаровой. - 4-е изд. - Москва : Издательский центр : Академия, 2005. - 400 с.
53. Специальная психология [Текст] : учебник для студ. высш. учеб. заведений / сост. В. И. Лубовский, В. Г. Петрова, Т. В. Розанова и др.; под ред. В. И. Лубовского. - 6-е изд., испр. и доп. - Москва : Академия,
2009. - 560 с.
54. Стребелева Е. А. Педагогическое сопровождение семьи, воспитывающей ребенка раннего возраста с отклонениями в развитии [Текст] / Е. А. Стребелева, Г. А. Мишина. - Москва : Парадигма, 2010. - 70 с.
55. Типовое положение об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи [Текст] : [утвержден постановлением Правительства РФ от 31 июля 1998 г.] - Москва, [2009] - 15 стр.
56. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" [Текст] : [принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года] : офиц. текст : по состоянию на 29 дек. 2017 г. - 139 стр.
57. Федеральный закон "Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья" [Текст] : [принят Государственной Думой 2 июня 1999 года] - 15 с.
58. Цикото, Г. В. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А. Р. Маллер, Г. В. Цикото. - Москва : Академия, 2003. - 195 с.
59. Шалимов, В. Ф. Клиника интеллектуальных нарушений [Текст] / В. Ф. Шалимов.- Москва : Академия, 2002. — 112 с.
60. Шипицына, Л. М.; «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта / Л. М. Шипицына. - 2-е изд., перераб. и дополн. - Санкт-Петербург : Речь, 2005. - 477 с.
61. Шиф, Ж. И. Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы / Ж. И. Шиф. - Москва : Просвещение, 1965. - 343 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ