Введение 4-6
Глава 1. Метод проблемного обучения, понятие, признаки и назначение
1.1 Понятие метода проблемного обучения, основные функции и признаки 7-22
1.2 Правила создания проблемных ситуаций 22-35
Глава 2. Использование проблемных методов в процессе изучения правовых дисциплин
2.1 Особенности методики преподавания права 36-49
2.2 Преподавание основ права 50-64
Заключение 65-67
Приложения
Подготовка квалифицированных рабочих в образовательных учреждениях осуществляется, прежде всего, в процессе обучения. Сам процесс обучения можно определить как совокупность последовательных и взаимосвязанных действий педагога и руководимых им обучающихся, направленных на намеренное и крепкое изучение ими системы знаний, умений и навыков, создание умений использовать их в жизни, формирование мышления, наблюдательности и остальных познавательных возможностей, изучение элементами культуры умственного и физиологического труда.
Долгое время учебно-воспитательный процесс был ориентирован в учебных заведениях на стандартизацию как личности обучающегося, так и педагога. Сами же учебные заведения превратились как бы "в небольшую модель страны". К сожалению, до сих пор в профессиональных образовательных организациях сохранился таковой подход к учебно-воспитательному процессу. Необходимость контраста форм диктуется так же и разнообразием тех задач, какие призваны решать НПО и СПО в критериях современного социально-экономического развития сообщества. Широкое введение прогрессивных форм организации труда в промышленном производстве оказывает воздействие на формы организации учебной деятельности обучающихся, подготовку их к работе не лишь в процессе производственного обучения, но и абстрактного. На практике наблюдается возражение между требованиями к подготовке обучающихся и действительно сложившиеся практикой обучения, особенно в процессе абстрактного обучения. Правильная организация коллективной деятельности обучающихся в процессе обучения в значимой ступени содействует их подготовки к общей работе на производстве. В связи этим неувязка совершенствования учебного процесса обучающихся в НПО и СПО получает актуальность.
Эта тема актуальна в педагогике и психологии в настоящее время, так как она предполагает поиск научных основ обучения, в качестве которых признавались бы индивидуальные способности каждого студента.
Проблемное обучение определяется как система способов и средств обучения, основой которого выступает моделирование настоящего творческого процесса за счет создания проблемной ситуации и управления поиском решения трудности.
Проблемное обучение, возникшее в начале двадцатого века получило довольно совершенное отображение в работах зарубежных и российских исследователей. А.М.Матюшкин, М. И. Махмутов и другие разрабатывали основы проблемного обучения. И.Я.Лернер и М.Н.Скаткин предложили систему развивающих методов обучения; В. В.Давыдов и Д. Б. Эльконин разработали концепцию содержательного обобщения в обучении, И.Я.Гальперин, Н.Ф.Талызина и другие обосновали теорию поэтапного формирования умственных действий [17, с. 23]. В собственных исследованиях эксперты определили проблемную ситуацию как правило процесса мышления и разглядели этапы этого процесса, изучили роль проблемной ситуации в мышлении и обучении, спроектировали типы проблемных ситуаций, классификацию проблемных задач, систему проблемных ситуаций, проблем и проблемных задач, выявили уровни проблемного обучения и многие остальные нюансы этого направления.
В целом проблемное обучение направлено на эффективное развитие интеллектуальной стороны учащихся, адаптивных свойств личности, необходимых для самовыражения в сообществе и осмысленного выбора путей реализации перспектив собственного развития. Оно ориентировано на формирование творческих возможностей обучающихся, их научно-поисковой активности.
При написании выпускной квалификационной работы я провел анализ, результаты которого демонстрируют, что, несмотря на обилие видов проблемных способов обучения, их неоспоримую теоретическую и практическую значимость, проблема их применения в учебном процессе остается раскрытой для научно-практических исследований. Вследствие этого в педагогической теории и практике имеет место проблема, связанная с внедрением проблемных способов для повышения активности учащихся в процессе обучения правовым дисциплинам. Потребность в разрешении предоставленной проблемы определила выбор мною темы данной выпускной квалификационной работы: "Метод проблемного обучения в процессе изучения правовых дисциплин в профессиональной образовательной организации".
Мною была проделана следующая работа:
1. Изучена научная литература по предоставленной теме.
2. Определена роль проблемных методов обучения в процессе исследования правовых дисциплин.
3. Проанализирована взаимозависимость между внедрением проблемных методов обучения и повышением активности учащихся в учебном процессе.
Целью выпускной квалификационной работы является систематизация, обобщение и закрепление теоретических знаний в области теории и методики преподавания правовых дисциплин, а также формирование практических умений и профессиональных компетенций выпускника.
Также хотелось бы отметить задачи данной выпускной квалификационной работы, которыми являются:
1. Рассмотрение основ концепции проблемного обучения.
Определение способностей и технологий проблемного обучения в преподавании правовых дисциплин.
2. Разработка способа преподавания права с помощью проблемного метода.
Общество поставило перед образованием задачу воспитания свободной, развитой и образованной личности, способной жить и творить в условиях постоянно меняющегося мира. Образование призвано помочь личности в саморазвитии: научить учиться, действовать в разной обстановке, общаться, жить в ладу с самим собой, в обществе.
Развитие личности зависит не только от врожденных способностей человека, социального окружения, но и от его собственной позиции, его мироощущения. Большая роль в воспитании этих качеств отводится, в частности, урокам права.
В своей педагогической практике я столкнулся с определенными трудностями: во-первых, имея ограниченные возможности использования полученных знаний вне аудитории, учащиеся теряют интерес к ее изучению; во-вторых, при использовании традиционной методики с ее идеей максимальной помощи учащимся в процессе обучения происходит снижение уровня самостоятельности учеников. Таким образом, возникает конфликт между целями учения и стилем преподавания, который мешает раз-витию способности учиться. Разрешение данного противоречия я нашел в теории проблемного обучения (авторы Л.И. Лернер, И.И. Махмутов. М.Н. Скаткин).
Сегодня под проблемным обучением (технологией проблемного обучения) понимается такая организация учебного процесса, которая предполагает создание в сознании учащихся под руководством учителя проблемных ситуаций и организацию активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками (ЗУН) и развитие мысли-тельных способностей (способов умственных действий - СУД).
В России наибольший вклад в разработку теории проблемного обу-чения внесли А.М.Матюшкин, М.И.Махмутов, А.В.Брушлинский, Т.В.Кудрявцев, И.Я.Лернер и др.
Цель проблемного типа обучения не только усвоение научного познания, системы знаний, но и самого пути процесса получения этих результатов, формирования познавательной активности ученика и развития его творческих способностей.
Проблемное обучение основано на создании особого вида мотивации - проблемной, поэтому требует адекватного конструирования дидактического содержания материала, который должен быть представлен как цепь проблемных ситуаций.
Проблемные ситуации могут быть различными по характеру неизвестного, интересности содержания, уровню проблемности, виду рассогласования информации, другим методическим особенностям
При проблемном обучении деятельность учителя состоит в том, что он, довел в необходимых случаях объяснение содержания наиболее сложных понятий, систематически создает проблемные ситуации, сообщает учащимся факторы и организует (проблемные ситуации) их учебно-познавательную деятельность, так что на основе анализа фактов учащиеся самостоятельно делают выводы и обобщения, формируют с помощью учителя определенные понятия, законы.
В результате у учащихся вырабатываются навыки умственных операций и действий, навыки переноса знаний, развивается внимание, воля, творческое воображение.
Создание психологической проблемной ситуации - сугубо индивидуальное явление: это "вопросное состояние", поисковая деятельность сознания, психологический дискомфорт. Ни слишком трудная, ни слишком лег-кая познавательная задача не создает проблемной ситуации для учеников.
Проблемные ситуации могут создаваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении, закреплении, контроле.
Технология проблемного обучения предполагает систему учебных занятий с основной целью - создать условия, при которых учащиеся открывают новые знания, овладевают новыми способами поиска информации, развивают проблемное мышление. Особое значение придаётся различным формам продуктивной деятельности учащихся и их самоорганизации в процессе обучения. В связи с этим изменяется и позиция учителя, который из преподавателя становится организатором деятельности учащихся и консультантом.
На сегодняшний день все новые подходы и методы обучения, по сути, сводятся к одному - поиску таких форм организации занятий, в которых учащийся мог бы максимально проявить свои способности, овладеть соответствующими компетенциями в условиях самостоятельной работы. Одна из таких форм - проблемное обучение, когда учащиеся помещаются в условия, где им необходимо проанализировать, понять ситуацию, сформулировать проблемы и наметить пути и способы их решения. Проблемное обучение может являться первым, подготовительным этапом проектной деятельности.
В заключение хочется сказать, что успех использования проблемного метода во многом зависит от заинтересованной позиции педагога и высокой внутренней мотивации учащихся. В процессе использования проблемного обучения происходит и усвоение материала, и развитие мыслительной деятельности. Считаю, что главным результатом использования технологии проблемного обучения является то, что учащийся ориентируется в современных ценностях, обретает опыт творческой деятельности, что он готов к межличностному и межкультурному сотрудничеству, что является одной из важных задач современного образования.