Введение 3
Глава 1. Освещение теоретических основ проблемы отклоняющегося поведения в психолого - педагогической литературе. 9
1.1. Агрессивное поведение в младшем школьном возрасте как
один из видов отклоняющегося поведения 9
1.2. Роль внеурочной деятельности в профилактике
отклоняющегося поведения детей младшего школьного возраста.... 26
Выводы по 1 главе 35
Глава 2. Экспериментальная работа по профилактике агрессивного поведения младших школьников 37
2.1. Описание хода экспериментальной работы 37
2.2. Реализация программы внеурочной деятельности по
профилактике агрессивного поведения 39
Выводы по 2 главе 51
Глава 3. Анализ результатов исследования 53
3.1. Анализ результатов констатирующего этапа
экспериментальной работы 53
3.2. Анализ результатов контрольного этапа экспериментальной
работы 74
Выводы по 3 главе 91
Заключение 93
Библиографический список 96
Приложения
Изменения, происходящие в социальной, экономической, демографической сферах развития нашей страны, обуславливают рост различных отклонений в развитии и поведении детей. Огромный информационный поток, в котором сегодня функционирует человек, вызывает психологическую и эмоциональную напряженность. С каждым годом появляется все больше детей, у которых наблюдаются отклонения от общепринятой нормы, такие как повышенная тревожность, агрессивность, эмоциональная неустойчивость.
Каждое общество имеет свои нормы и правила, по которым оно живет. Отклоняющееся поведение всегда нарушает нормы права, сложившиеся в обществе. Младший школьник охотно подчиняется требованиям, которые ему предъявляют взрослые. Если ребенку предоставить свободу действий, он чувствует бесконтрольность и попустительство, отсутствие любви и заботы к себе.
Младший школьный возраст является периодом интенсивного освоения социальной среды, у него меняются интересы, ценности, мировоззрение, формируется личностная направленность, развиваются навыки сотрудничества. Поэтому в младшем школьном возрасте наиболее часто проявляются отклонения в поведении.
Агрессивное поведение детей сегодня приобретает особую актуальность в связи с ростом преступности, жестокости в различных институтах воспитания. Такие дети раздражительны, обидчивы, драчливы, несговорчивы. Их отношения с учителями и сверстниками всегда конфликтные и напряженные.
Для разрешения этой проблемы необходима психолого-педагогическая помощь.
Отклоняющееся поведение изучали такие ученые как Е.В. Змановская, А.Б. Шнейдер, Ю.А. Клейберг, В.Н. Запорожец и др.
Проблеме агрессивного поведения посвящено много работ в отечественной и зарубежной литературе. Учеными - психологами представлены различные подходы к определению сущности агрессивного поведения (А. Бандура, П. Бейкер, К. Лоренц, З. Фрейд и др.).
Теоретической и методологической основой агрессивного поведения в педагогике и психологии занимались (А.Г.Асмолов, А. Басс, С.А. Беличева, Н.А Бердяев, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, А. Дарки, М.В. Жукова, В.И. Загвязинский, В.В Краевский, Б.Г. Мещеряков, С.Л. Рубинштейн, Е.В. Фролова и др.)
Существующие программы по профилактике агрессивного поведения направлены на коррекцию агрессивных тенденций в поведении детей, а также формирования навыка межличностного общения. Разработчики программ предлагают работать по коррекции и профилактике агрессивного поведения по следующим направлениям: работа с гневом, злобой, работа с чувствами и позитивным эмоциональным состоянием, обучение умению владеть собой и конструктивным навыкам общения. Разработкой программ по профилактике агрессивного поведения занимались (Т.П. Абдулова, К.Н. Воробьева, С.В. Гребенкин, Н.В. Старостина и др.)
В педагогической и психологической литературе, а также в ежедневной прессе публикуются сообщения о возрастающей агрессии среди детей и молодежи. Институт социологии РАН говорит о росте агрессивности среди молодежи с 2006г по 2010г с 15% до 32%. Полиция отмечает не только увеличение агрессивных поступков, но и такие показатели как: снижение возраста виновников и усиление жестокости.
На основании вышеизложенного, актуальность исследования
обусловлена на следующих уровнях:
На социальном уровне - широким распространением агрессивного поведения среди детей и молодежи.
На научно-методическом уровне - ориентацией современных программ внеурочной деятельности на поиск новых путей совершенствования системы педагогической деятельности по профилактике агрессивного поведения младших школьников.
На практическом уровне - недостаточной методической обеспеченностью процесса внеурочной деятельности по профилактике агрессивного поведения.
Учитывая все вышеперечисленное, мы сталкиваемся с противоречием между необходимостью и возможностью решения задач по профилактике отклоняющегося поведения с одной стороны и недостаточным методическим обеспечением процесса профилактики агрессивного поведения с другой.
Учитывая противоречие, возникает проблема, каково содержание программы внеурочной деятельности по профилактике отклоняющегося поведения младшего школьника.
Таким образом, выделенные противоречия и проблема позволили сформулировать тему исследования: «Профилактика отклоняющегося поведения младших школьников средствами внеурочной деятельности».
В наше исследование введено ограничение: мы рассматриваем профилактику такого вида отклоняющегося поведения, как агрессивное поведение младших школьников.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить результативность программы внеурочной деятельности, направленной на профилактику агрессивного поведения детей младшего школьного возраста.
Объект исследования: профилактика агрессивного поведения младшего школьника.
Предмет исследования: внеурочная деятельность, как средство
профилактики агрессивного поведения младшего школьника.
Гипотеза исследования: если в учебно-воспитательный процесс внедрить программу внеурочной деятельности, характерной особенностью которой является профилактика отклоняющегося поведения, то уровень агрессии у младших школьников понизится.
Для достижения цели, были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть сущность агрессивного поведения в младшем школьном возрасте как один из видов отклоняющегося поведения.
2. Изучить роль внеурочной деятельности в профилактике агрессивного поведения в младшем школьном возрасте.
3. Разработать и проверить экспериментальным путем результативность программы внеурочной деятельности по профилактике агрессивного поведения.
Для решения поставленных задач, были использованы следующие методы исследования:
- теоретические (теоретический анализ психолого-педагогической, научно-методической литературы);
- эмпирический (анкетирование, эксперимент);
- метод математической обработки и интерпретации результатов.
Методологической основой нашего исследования является:
- системно-деятельностный подход (Б. Г. Ананьев, В. Г. Афанасьев, Б. Ф. Ломов, Л. С. Выготский, Л. В. Занков, А. Р. Лурия, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов), позволивший раскрыть целостность феномена отклоняющегося поведения и рассмотреть его как психосоциальное явление современного общества.
- личностно-ориентированный подход (Е. В. Бондаревская, О. С. Газман, Е. Н. Гусинский, В. В. Сериков, Ю. И. Турчанинов, И. С. Якиманская), предполагает у педагога наличие потребности в собственном развитии, которая должна им демонстрироваться как культурный образец жизнедеятельности человека, и личное участие педагога в активном воспитании младшего школьника.
Теоретическая значимость работы обусловлена тем, что нами было обосновано содержание программы внеурочной деятельности для младших школьников по профилактике агрессивного поведения, основанной на системно-деятельностном и личностно-ориентированном подходе.
Практическая значимость работы заключается в том, что разработанная нами программа может быть использована непосредственно учителями начальных классов при осуществлении внеурочной деятельности по профилактике агрессивного поведения.
База исследования: МБОУ «СОШ г. В-Уфалея». Исследование проводилось в параллели 3-х классов в количестве 30 человек в возрасте 9-10 лет.
Основные этапы исследования:
На первом этапе (январь 2017 - июнь 2017) изучалась психолого-педагогическая и методическая литература по проблеме отклоняющегося поведения у младших школьников, формировались основные методологические положения исследования, разрабатывалась методика проведения экспериментальной работы, подбирался методический инструментарий, была определена база исследования. (Анализ, синтез, обобщение).
На втором этапе (сентябрь 2017 - февраль 2018) проводился констатирующий этап экспериментальной работы, разрабатывалась программа внеурочной деятельности, направленная на профилактику отклоняющегося поведения младших школьников (анкетирование).
На третьем этапе (февраль 2018 - май 2018) внедрялась программа внеурочной деятельности по профилактике агрессивного поведения у младших школьников.
На четвёртом этапе (июнь 2018 - ноябрь 2018) проводилась работа по анализу, систематизации и обобщению полученных данных, формирование выводов и заключения, оформление результатов исследования (методы обработки и интерпретации данных).
Апробация исследования посредством:
- участия в конференциях:
V Всероссийская научно-практическая конференция студентов и педагогов «Начальное образование сегодня и завтра: взгляд молодых», декабрь 2018года, г. Челябинск.
- публикаций результатов исследований в сборниках:
1. Скубенко Н.С. Особенности агрессивного поведения детей младшего школьного возраста [Текст] / Н.С. Скубенко // Концепции устойчивого развития науки в современных условиях: сборник статей Международной научно- практической конференции (28 июня 2017г., г. Екатеринбург). В 2 ч.
Ч. 1/ - Уфа: МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2017. - 280с.
2. Скубенко Н.С. Агрессивное поведение детей младшего школьного возраста: экспериментальное исследование уровня агрессии/ Н.С. Скубенко //. «Научно-практический электронный журнал Аллея Науки» Alley- science.ru. - 2019. - №1(28)
3. Скубенко Н.С. Взаимосвязь агрессивного поведения и тревожности детей младшего школьного возраста/ Н.С. Скубенко //. «Научно-практический электронный журнал Аллея Науки» Alley-science.ru. - 2019. - №2 (27)
Структура исследования: данная работа состоит из введения, трех глав, выводов к каждой главе, заключения, библиографического списка и приложений. Всего в работе 101 страница. Библиографический список представлен 56 источниками. Приложений в работе 4.
Таким образом, актуальность проведенного нами исследования определяется широким распространением агрессивного поведения среди детей и подростков, в том числе младшего школьного возраста и необходимостью создания методического обеспечения процесса внеурочной деятельности, направленного на профилактику агрессивного поведения.
Проанализировав психолого-педагогическую литературу (Е.В. Змановская, И.П. Подласый, М.И. Рожков и др., мы определили степень изученности проблемы, которая характеризуется:
- определением понятия «отклоняющееся поведение» и его особенности (Р.М. Овчарова, ЯЧ.И. Гилинский, Л.Б. Шнейдер и др.);
- определением понятий «агрессивное поведение», «агрессия» (А. Бандура, Л. Берковец, И.А. Фурманов и др.);
- характеристикой типов и факторов агрессивного поведения детей (Л.Ф. Обухова, И.С. Зимина, Р.Бэрон и др.);
- выявлением взаимосвязи агрессивного поведения с тревожностью детей (Т.Ю Андрушенко, С.Л. Соловьева и др.);
- разработкой программ профилактики агрессивного поведения и программ его коррекции (О.В. Хухлаева, И.П. Подласый, В.П. Кащенко, А.Б Петрова и др);
- недостатком программ, предназначенных для младших школьников.
Анализ состояния решения проблемы позволил нам сформулировать основную идею исследования: комплекс мероприятий, направленных на предупреждение агрессивного поведения, помощь в самореализации личности.
С помощью таких методик как анкетирование (Г.П. Лаврентьевой и Т.М. Титаренко), графической методики «Кактус» М.А. Панфиловой, методики многомерной оценки детской тревожности (Е.Е. Малковой) мы выявили проявления агрессивного поведения у младших школьников.
Анкетирование, которое проводилось педагогом выявило, что почти у половины испытуемых (40%) - высокий уровень агрессии, что подтверждает графическая методика «Кактус». Констатирующий этап эксперимента по данной методике показал нам, что проявления агрессивного поведения у детей в экспериментальной и контрольной группах находятся на достаточно высоком уровне 53,3% и 46,6%.
По итогам анализа результатов констатирующего этапа по выявлению тревожности в экспериментальной и контрольной группах, можно сказать следующее, что младшие школьники больше всего испытывают крайне высокую и высокую тревожность по следующим шкалам: тревога в отношениях со сверстниками - 33,4% и 20% соответственно, тревога, связанная с проверкой знаний - 33,4% и 20%, тревога, обусловленная повышением вегетативной реактивности в ситуациях стрессового характера - 33,3%. Меньшее количество детей показали высокий и крайне высокий уровень тревожности по шкалам общей тревожности - это 20% и 6,7% соответственно, и тревога, связанная с успешностью в обучении - 20% и 20%. По шкалам тревожности, связанной с оценкой окружающих, в отношениях с родителями, в ситуациях самовыражения высокий уровень показали по одному испытуемому.
Анализ результатов позволил прийти к выводу о необходимости проведения профилактики агрессивного поведения младших школьников. Опираясь на итоги полученных результатов констатирующего эксперимента и анализ существующих программ профилактики, была определена главная особенность разработанной нами программы по профилактике агрессивного поведения младших школьников во внеурочное время «Тропинка к своему Я»: предполагает работу по трем направлениям: предупреждение агрессивного поведения, помощь в самореализации личности, направленное на бесконфликтное общение, формирование здоровых установок и навыков ответственного поведения.
Результаты, полученные на контрольном этапе экспериментальной работы, позволили нам установить, что разработанная и реализованная во внеурочной деятельности программа профилактики агрессивного поведения эффективна. Отмечена положительная и значительная динамика изменений уровней агрессивного поведения в экспериментальной группе, которая подтверждена использованием метода математической статистики Хи- квадрат Пирсона. Учитывая полученные данные на контрольном этапе, можно предложить дополнить разработанную нами программу ситуациями, в которых младшему школьнику представлялась возможность испытать сопереживание окружающим людям.
Таким образом, цель исследования достигнута, задачи выполнены, гипотеза подтвердилась.
1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология: Учеб. пособие для студ. вузов. - 4еизд., стереотип. - М.: Издательский центр Академия, 1999. - 672с.
2. Баранцева, О.И. Внеурочная деятельность - инструмент творческого развития личности/ О.И. Баранцева. //Начальная школа. - 2013. - №6. - С.81 - 83.
3. Беличева, С.А. Основы превентивной психологии/ С.А.Беличева. - М.: Социальное здоровье России, 1994. - 224с.
4. Бубеев, Ю.А. Наркотические аддикции: профилактика и коррекция с помощью интегративных психотехнологий. / Ю.А. Бубеев, В.В. Козлов, Н.Ф. Круговых. - М., Фирма «Слово», 2009. - 464с., - 24ил., 50табл.
5. Бютнер, К. Жить с агрессивными детьми/ К. Бютнер. - М.: Эксмопресс, 2000. - 117с.
6. Ванакова, Г. Работа педагогов по снижению уровня агрессивности у учащихся/ Г. Ванакова. //Воспитательная работа в школе. - 2011. - №10. - С.91 - 97.
7. Воспитание трудного ребенка: Дети с девиантным поведением: Учеб. - метод. пособие / ред. М.И. Рожков. - М.: Владос, 2006. - (Коррекционная педагогика). - 239с.
8. Гилинский, Я.И. Социология девиантного поведения как специальная социологическая теория /Я.И. Гилинский. - Социс. - 1991, - №4 - С.72 -78
9. Гин, С.И. Мир человека [Текст]: метод. пособие для учителя нач.шк. /
Светлана Гин. - 4-е изд. - М.: Вита Пресс, 2011. - (Внеурочная
деятельность в начальной школе). - 143с.: ил.
10. Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность школьников [Текст]: метод. Конструктор: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. - 2-е изд. -М.: Просвещение, 2011. - (Стандарты второго поколения). - 223с.
11. Девиантное поведение детей и подростков: проблемы и пути их решения/ В.М. Никитина [и др.]; под ред. В.М. Никитина. - М., ВЛАДОС, 1996. - 147с.
12. Евсютина, П.А. Методическая разработка профилактики и коррекции детей с девиантным поведением во внеурочной деятельности// Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI Междунар. науч. конф. Пермь, апрель 2015). - Пермь: Меркурий, 2015. - С. 303 - 305.
13. Жукова, М.В. Педагогические условия подготовки будущих учителей к работе с семьей младшего школьника с отклоняющимся поведением: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук: Спец.13.00.08 - Теория и методика профессионального образования. - Магнитогорск: Изд- во Магнитогорск. гос. ун-та, 2001. - 21с.: ил.
14. Заворотов, В.А. Группа, где всем интересно: кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1989. - (Библиотека воспитателя группы продленного дня).
- 188с.: ил.
15. Захаров, А.И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка. - СПб.: Союз, 1997. - 222с.
16.Змановская, Е.В. Девиантология: (психология отклоняющегося
поведения): учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Е.В. Змановская. - 5-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2008.
- 228с.
17.Змановская, Е.В., Рыбников, В.Ю. Девиантное поведение личности и группы: Учебное пособие - СПб.: Питер, 2010. - 352с - (Серия учебное пособие).
18. Кащенко, В.П. Педагогическая коррекция: исправление недостатков характера у детей и подростков/ В.П. Кащенко. - 5-е изд., стер. - М.: Академия. 2008. - (Высшее образование). - 301с.: ил.
19. Клейберг, Ю.А. Психология девиантного поведения: Учебное пособие для вузов. - М.: Сфера: Юрайт, 2001. - 160с.
20. Копотева, Г. Создание воспитательной системы в условиях внедрения ФГОС НОО/ Г. Копотева, Н. Степина, Ю. Тунина. //Воспитательная работа в школе. - 2013. -№9. - С. 37 - 46.
21. Концепция федеральных государственных образоват. стандартов общего образования [Текст]/ А.М. Кондаков, А.А. Кузнецова. - М.: Просвещение, 2008. - 36с.
22. Кудинов, С.И. Психофизиологические предпосылки и проявления
аддикций: монография/ С.И. Кудинов. - Тольят.гос.ун., каф. психологии личности. - Тольятти: ТГУ, 2007. - 149с.
23. Кулинич, Г.Г Вредные привычки: профилактика зависимостей [Текст]: 1 -
4 кл./ Г.Г.Кулинич. - М.: ВАКО, 2010 - (Педагогика. Психология.
Управление). - 224с.
24. Куприянов, Б. Дополнительное образование и внеурочная деятельность: две большие разницы/ Б. Куприянов //Воспитательная работа в школе. - 2012. -№5. - С.27 - 31.
25. Мавлянова, О.В. Коррекционная работа с агрессивными проявлениями в поведении детей младшего школьного возраста посредством развития эмоциональной компетентности и целенаправленности поведения /О.В. Мавлянова. //Дефектология. - 2011. -№6. - С.25 - 32.
26. Менделевич, В.Ю. Психология девиантного поведения.Учебное пособие. - СПб.: Речь, 2008. - 445с
27. Михейкина, С.В. Прощай, агрессия! практ. рук. для тех, кто желает
управлять собой/ С.В. Михейкина. - Ростов н/Д.: Феникс, 2008. -
(Психологический факультет). - 231с.
28. Овчарова, Р.В. Практическая психология образования: Учеб. пособие для студ. психол. фак. университетов. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 448с.
29.Олиференко, Л.Я. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска: Учеб.пособие для вузов/ Л.Я. Олиференко, Т.И. Шульга,
И.Ф.Дементьева. - М.: Академия, 2002. - (Высшее образование). - 255с.
30. Педагогика: учебник для студ. учреждений высш. проф. обр.-я/ П.И. Пидкасистый, В.А. Мижериков, Т.А. Юзефавичус; под ред. П.И. Пидкасистого. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2014. - 624с.
31. Петрова, А.Б. Психологическая коррекция и профилактика агрессивных форм поведения несовершеннолетних с девиантным поведением [Текст]: практ. рук.: учеб. пособие /А.Б. Петрова. - 2-е изд. - М.: Флинта: МПСИ, 2011. - 150с.
32. Перешеина, Н.В., Заостровцева М.Н. Девиантный школьник:
Профилактика и коррекция отклонений. - М.: ТЦ Сфера, 2006. - 192с. - (Библиотека практического психолога)
33. Подласый, И.П. Курс лекций по коррекционной педагогике: учеб. пособие для сред. спец. учеб. заведений/ И.П. Подласый. - М.: Владос, 2006. - 350с.
34. Попова, И.Н. Организация внеурочной деятельности в условиях
реализации ФГОС: критерии и ориентиры/ И.Н. Попова. // Педагогическая диагностика. - 2013. -№2. - С. 3 - 13.
35. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное
образование / [В.А. Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.]; под ред. В.А. Горского. - 4-е изд. - М.: Просвещение, 2014. - 111с. -
(Стандарты второго поколения).
36. Психодиагностика школьников: тексты, тесты, пояснения [Текст] авт. - сост. Г.И. Колесников. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. - (Библиотека школьника). - 281с.: ил.
37. Психология отклоняющегося поведения детей и подростков: Программа спецкурса/ Челяб. гос. пед. ун-т: Сост. В.Н. Запорожец. - Челябинск: ЧГПУ, 2001. - 17с.
38. Пятницкая, И.Н. Трудные дети - трудные взрослые [Текст] /И.Н. Пятницкая, А.И. Шаталов. - Москва: КноРус, 2011. - 120с.
39. Сакович, Н.А. Игры в тигры: сб. игр с агрессивными детьми и подростками/ Н.А. Сакович. - СПб.: Речь, 2007. - (Психология детства). - 203с.
40. Семенюк, Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции: учеб. пособие. - М.: Московский психолог. -социальный институт: Флинта, 1998. - (Библиотека школьного психолога). - 93 с.
41. Сластенин, В.А. Педагогика: учебник д/студ. учреждений высш. проф. образования/ В.А.Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. - 11-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2012. - 608с.
42. Смирнова, И.В. особенности управления процессом подготовки учителя начальных классов к реализации ФГОС НОО/ И.В. Смирнова. //Стандарты и мониторинг в образовании. - 2012. - №6. - С.50-53.
43. Смирнова, Т.П. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей: диагност. критерии, коррекционная работа, психолог. методики/ Т.П. Смирнова. - Ростов н/Д.: Феникс, 2004. - (Психологический практикум). - 154с.: ил.
44. Степанов, В.Г. Психология трудных школьников. Учеб. Пособие для учителей и родителей. - 2-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 1998. - 320с.
45. Суриков, А.Е. Российский статистический ежегодник. 2015: Стат. сборник /Росстат. - М., 2015. - 728с.
46. Титаренко Н.Н. Инновации во внеурочной деятельности младших
школьников [Текст]: Учеб. -метод. комплект для специалистов общего образования/ Н.Н. Титаренко, П.С. Пинженин; Челяб. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург; Челябинск: Б.и., 2011. - 30с.
47. Токарь, И Детская агрессия: истоки и способы предупреждения/ И. Токарь. //Воспитательная работа в школе. - 2013. -№6. - С. 66-70.
48. Триандис, Г.К. Культура и социальное поведение/ Гарри К. Триандис. - М.: Форум, 2007. - 382с.
49. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования/ М-во образования и науки Рос. Федерации. - 4-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 2016. - 53с. - (Стандарты второго поколения).
50. Фурманов, И.А. Психология депривированного ребенка: пособие для
психологов и педагогов/ И.А. Фурманов, Н.В. Фурманова. - М.:
Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. - 319с. - (Библиотека психолога).
51. Фурманов, И.А. Психология детей с нарушениями поведения [Текст]: пособие для психологов и педагогов/ И.А. Фурманов. - М.: Владос, 2010. - (Библиотека психолога). - 351 с.: ил.
52. Холмогорова, А.Б. Социальная ситуация развития и динамика
агрессивного поведения у подростков с девиантным поведением/ А.Б. Холмогорова, Н.М. Евлашкина. // Дефектология. - 2011. -№2. - С. 71-81.
53. Хухлаева, О.В. «Тропинка к своему Я»: Уроки психологии в начальной школе (1-4) - М.: «Генезис», 2006.
54. Хьюстон, М. Введение в социальную психологию. Европейский подход: учебник для студентов вузов/ М.Хьюстон, В. Штребе; Пер. с англ. Под ред. проф. Т.Ю. Базарова; [пер. с англ. Г.Ю. Любимова]. - М.: ЮНИТИ- ДАНА; 2004. - 662с: ил., табл.
55. Шнейдер, Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков. - 2-е изд. - М.:
Академический Проект; Гаудеамус, 2007. - 336с. (Психологические
технологии).
56. Шульга, Т.И. и др. Методика работы с детьми «группы риска»/ Ун-т РАО; Т.И. Шульга, В. Слот, Х. Спаниярд. - М.: Издательство УРАО, 1999. - 104с.: ил.