ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ДЕКОРИРОВАНИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПРИ
ВЫПОЛНЕНИИ ПРОЕКТНЫХ ЗАДАНИЙ
1.1 Анализ понятия навыков декорировании в психолого-
педагогической литературе 6
1.2 Виды и техники декорирования в декоративно-прикладном
искусстве 10
1.3 Методы формирования навыков декорирования у студентов 16
Выводы по первой главе 19
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ
НАВЫКОВ ДЕКОРИРОВАНИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ В ГБПОУ «ЧТТЛП»
2.1 Общая характеристика и анализ базы исследования 21
2.2 Программа занятий, направленных на формирование навыков
декорирования у студентов 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 35
ПРИЛОЖЕНИЕ 42
Проектная деятельность по своей дидактической сущности нацелена на формирование способностей, позволяющих эффективно действовать в реальной жизненной ситуации. Метод проектов как педагогическая технология не предполагает жесткой алгоритмизации действий, но требует следования логике и принципам проектной деятельности.
Подготовка специалистов в сфере декорирования сейчас подвержена пересмотру степени своей эффективности в рамках требований к актуальным образовательным программам в целом, так и к обучению творческим профессиям. Обучение современным навыкам декорирования опирается на ряд принципов, которые направлены на стимулирование творчества студентов, к использованию современных технологий, поиску актуальной информации и привлечение студентов к проектной работе. Осуществление проектных работ имеет центральное значение в создании образа будущей профессиональной деятельности дизайнера. Ведь их выполнение позволяет сформировать индивидуальный стиль деятельности в рамках специальности и выявляет слабые места в подготовке, уровне сформированности необходимых в дизайне способностей и навыков, коммуникативных умений и степени самостоятельности, ответственности будущего специалиста. Этим обусловлены специфические цели обучения, а конкретно на задаче дизайнера в создании нового, отличающегося креативностью, неповторимостью, как качества творчества.
В настоящий момент основную роль в подготовке специалиста приобретают формирование и развитие личности студента, обладающего такими значимыми качествами личности, как компетентность, умение свободно ориентироваться в различных областях профессиональной деятельности, готового к непрерывному саморазвитию.
Анализ особенностей подготовки студентов в рамках современной системы образования и запросов общества к качеству работ специалистов
данной сферы указывает на то, что эффективность развития профессиональных компетенций в процессе подготовки студентов.
Наиболее значимыми для теоретического обоснования развития навыков декорирования являются труды В.И. Андреева, В.А.Сухомлинского, С.Т .Шацкого. Проблема творчества, как высшая форма активности, рассматривается психологами Л.С.Выготским, А.К. Ковалевым, Н.С. Лейтесом, Я.А. Пономаревым и др. Исследованию творческих способностей посвящены труды С.Л.Рубинштейна, Б.М.Теплова, Д.Б.Богоявленской и других.
Учебно-воспитательные ресурсы народного декоративно-прикладного искусства изучались А.В. Бакушинским, Г.В. Лабунской, Н.П. Саккулиной, Е.В. Пестель, В.Ф. Шехтель, Е.А. Флериной.
Вопросы использования декоративно-прикладного искусства в процессе обучения рассматривали В.С. Кузин, Т.С. Комарова, О.С. Молотобарова, А.С. Хворостов, В.В. Корешков, П.В. Лосюк, Р.А. Бардина, Н.Б. Халезова, В.А. Барадулин, Л.К. Шевчук, Ю.Б. Максимова.
Методику образования и воспитания учащихся средствами декоративно-прикладного искусства исследовали Т.Я. Шпикалова, Н.Н. Ростовцев, А.С. Хворостов, В.С. Кузин, К.Е. Ералин, В.А. Скворцов
Цель исследования теоретически обосновать и выявить способы формирования навыков декорирования студентов профессиональной образовательной организации при выполнении проектных заданий в БПОУ «ЧТТЛП».
Объект исследования: формирование навыков декорирования у обучающихся БПОУ «ЧТТЛП».
Предмет исследования: формирование навыков декорирования у обучающихся профессиональной образовательной организации при выполнении проектных заданий.
Для достижения поставленной цели исследования необходимо решить ряд задач:
- проанализировать понятие навыков декорирования в психолого-педагогической литературе;
- определить виды и способы декорирования декоративно-прикладного искусства;
- выявить эффективные методы формирования навыков декорирования у студентов;
- представить программу занятий по формированию навыков декорирования у обучающихся ГБПОУ «ЧТТЛП».
Методы исследования: наблюдение, беседа, анкетирование, изучение документации.
База исследования: ГБПОУ «Челябинский техникум текстильной и легкой промышленности», специальность 29.02.04 Конструирование, моделирование и технология швейных изделий.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, основной части, заключения, списка использованной литературы, приложений. В первой главе раскрываются теоретические аспекты формирования навыков декорирования у обучающихся профессиональной образовательной организации при выполнении проектных заданий.
Во второй главе представлен программа занятий по формированию навыков у обучающихся ГБПОУ «ЧТТЛП».
Анализ психолого-педагогической литературы позволил сделать ряд выводов по заявленной теме исследования.
В настоящее время декорирование является одним из видов продуктивной деятельности студентов, и включает несколько направлений: мозаика из различных бросовых материалов, лоскутная аппликация, бумагопластика, декупаж и т.д. Декорирование носит моделирующий характер и представляет собой созидательную работу, направленную на получение предметно-оформленного результата. Декорирование как совместная деятельность студентов, в силу своего созидательного характера создает благоприятные условия для становления социально-личностных качеств, способствует успешной социализации в обществе.
Декоративно-прикладное искусство — один из древнейших видов творческой деятельности по созданию предметов быта, предназначенных для удовлетворения как практических, так и художественно-эстетических потребностей людей. Виды декоративно-прикладного искусства: шитье, пэчворк, вышивание, вязание, ткачество, декупаж, бумагопластика, лепка, папье-маше, плетение.
Подлинным шедевром декоративного искусства является русская народная вышивка. Вышивка как прием декоративного оформления одежды является актуальным и не выходит из моды. Соответственно, современный декор вышивкой отличается от исторических образцов технологией исполнения, рисунком узора и используемыми материалами. Использование декоративного оформления одежды вышивкой делает ее более красочной, оригинальной и позволяет показать характер человека. Ручная вышивка встречалась по всему миру, во все времена и имела множество вариаций техник и технологий: вышивка гладью (русской, белой, цветной, атласной, счетной и др.); различные виды ажурной вышивки («Ришелье», «Кадомскийвениз», строчевые техники выщивки), золотное шитье, Якобинская вышивка (шерстью), Ирландская белая гладь, Маунтмеллик, Швальмская вышивка, Английская «белая» вышивка, европейская вышивка гарусом и многие другие.Материалом служили цветные нити (шерстяные, хлопчатобумажные, шелковые, металлизированные серебряные и золотые), а также драгоценные камни, жемчуг, бисер, ракушки, стеклярус и т.д.).
1. Алиева, Н.З. Физика цвета и психология зрительного восприятия [Текст] / Н.З. Алиева.- М.: Academia, 2008.- 208с.
2. Амосова, Э.Ю. Формирование модных тенденций под воздействием инновационных технологий: автореф. Дис. ... кан. Техн. Наук /
Э.Ю. Амосова; МГТУ им. А. Н. Косыгина.- М., 2010.- 43с.
3. Андреева, Р.П. Энциклопедия моды [Текст] /Р.П. Андреева.- СПб.: Литера, 1997.- 416с.
4. Барадулина, В.А., Основы художественного ремесла Ч.1 [Текст] / В.А. Барадулина, О.В. Танкус.- М.: Просвещение,- 1986.- 240с.
5. Беляева-Экземплярская, С.Н. Моделирование одежды по законам зрительного восприятия [Текст] / С.Н. Беляева-Экземплярская.- М.: Академия моды, 2017.- 120с.
6. Бердник, Т.О. Моделирование и художественное оформление одежды [Текст]: учебник для учащихся профессиональных лицеев, училищ и курсовых комбинатов / Т.О. Бердник, Т.П. Неклюдова.- Ростов н/Д.: Феникс, 2001.- 440с.
7. Бердник, Т.О. Основы художественного проектирования костюма и эскизной графики [Текст] / Т.О. Бердник.- Р-на-Д.: Феникс, 2008.-320с.
8. Бердник, Т.О Дизайн костюма [Текст] / Т.О. Бердник,Т.П. Неклюдова.- Р-на-Д.: Феникс, 2010.- 448с.
9. Бисерная вышивка как традиционный вид декора народного
костюма [Электронный ресурс].-
Режимдоступа:ййрз://'№№№.гае.ги/1?огит2011/pdf/906 .pdf
10. Будур, Н. Вышивка по канве и бисером (конец XVIII- начало ХХ в.) [Текст]: издания для досуга / Н. Будур.- М.: Олма-Пресс, 2011.- 272 с.-ил.
11. Виды вышивок и техника их выполнения [Электронный ресурс].-Режим gocTyna:https://vishivashka.ru/vyshivka_nitkami/vidy_vyshivki.php
12. Вышивание. Фактурно-выразительные возможности [Электронный ресурс].- Режим дocтyna:http://nymphodisiac.ru/faktura- vyshivki/2016/
13. Гарсия, Н. Путеводитель по стилю. 100 вещей идеального гардероба [Текст] / Н. Гарсия.- М.: Эксмо, 2011.- 304с.
14. Гейл, К. Мода и текстиль. Рождение новых тенденций [Текст] / К. Гейл, Я. Каур.- М.: ГревцовПаблишер, 2009.- 240с.
15. Гофман, А.Б. Мода и люди. Новая теория моды и модного поведения. 4-е издание [Текст] / А.Б. Гофман.- М.: КДУ, 2010.- 228с.
16. Гринченко, А. Вышивка бисером [Текст] / А. Гринченко.- М.: Эксмо, 2006.- 64с.
17. Гусева, Е.Н. Вышивальщица: Ручная и машинная вышивка [Текст]: рекомендовано Мин. Образования: учеб.пособие для учащихся проф. лицеев, училищ и курсовых комбинатов / авт. - сост. Е.Н. Гусева, ред. Н.Н. Михалева.- Ростов н/Д: Феникс, 2010.- 448с.
18. Декор одежды бисером и бусинами — горловина, воротник [Электронный ресурс].- Режимдоступа: http://dolgoli.ru/dekor- odezhdyi-biserom-i-businami/
19. Декор и орнамент в композиции костюма [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://life-prog.ru/1_2219_vopros--dekor-i-ornament- v- kompozitsii-kostyuma.html
20. Дремлюга О.А. Художественное оформление одежды [Текст]: учеб.пособие к лабораторным работам / О.А. Дремлюга,Л.Д. Петрова, О.М. Фаер.- Владивосток: изд. ВГУЭС, 2007.- 8с.
21. Дэвис, Дж. Энциклопедия вышивки с бисером [Текст] / Дж. Дэвис.- М.: Контэнт, 2007.- 256с.
22. Еременко, Т.И. Художественная обработка материалов. Технология ручной вышивки [Текст]: Книга для учащихся / Т.И. Еременко, Е.С. Забалуева.- М.: Просвещение, 2013.- 160с.
23. Ермилова, В.В., Моделирование и художественное оформление одежды [Текст]: учеб.пособие для студ. Учреждений сред. проф.Образования/ В.В. Ермилова, Д.Ю. Ермилова.- М.: Мастерство; Академия; Высшая школа, 2007.- 180с.
24. Ермолаева, Л.П. Основы дизайнерского искусства [Текст] / Л.П. Ермолаева.- М.: Архитектура-С, 2011.- 152с.
25. Загвязинский, В. И. Методология и методы психолого-педагогического исследования [Текст]: учеб.пособие для студ. Высш. Пед. Учеб.заведений / В. И. Загвязинский, Р. Атаханов.- М.: Изд. Академия, 2005.- 208с.
26. Залывский, Н.П. Северные ремесла: Традиции и современность: монография / Н.П. Залывский, Е.Н. Прилуцкая, Л.А. Шилова и др., под ред. Н.П. Залывского; Сев. (Арктич.) федер. ун-т им. М.В. Ломоносова.- Архангельск: ИД САФУ, 2014.- 144 с.:ил.
27. Зелинг, Ш. Мода. Век модельеров [Текст] / Ш. Зелинг.- М.: Konemann, 2000.- 656с.
28. Значение отделки в художественном оформлении одежды [Электронный ресурс].- Режим доступа:Ь11р://з1ибореФа.ш1?о/1-121856.Ь1т1
29. Изучение возможности использования технологии
золотного шитья в современной молодежной одежде и аксессуарах [Электронный ресурс].- Режим доступа:ййр://зе1-
artic1e.ru/stat.php?i=1450796033
30. История моды 20-го века [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.retromoda.ru/retro-fashion/fashion-20c.htm1
31. История моды с XVII по ХХ столетие. Коллекция Института костюма Киото [Текст] / Акико Фукай, ТамамиСуо и др..- М.:
Taschen , Арт-Родник, 2013.- 720с.
32. История художественной вышивки [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://bib1iofond.ru/view.aspx?id=534917
33. Козлов, В.Н. Основы художественного оформления текстильных изделий [Текст] / В. Н. Козлов.- М.: Легкая и пищевая промышленность, 1981.- 264с.
34. Козлова, Т.В. Моделирование и художественное оформление женской н детской одежды [Текст]: учебник для средних специальных учебных заведений / Т.В. Козлова, Л.Б. Рытвинская,3.Н. Тимашева.- 2-е изд., перераб. И доп.- М.: Легпромбытиздат, 1990. -320 с.:ил.
35. Композиция костюма [Текст]: учеб.пособие для студентов вузов / Г.М. Гусейнов, В.В. Ермилова, Д.Ю. Ермиловаи др..- 2-е изд., стер.- М.: Академия, 2012.- 432с.
36. Костюм в системе художественной культуры
[Электронный ресурс] -Режимдоступа:ййрз://зеу1а.ги/7Йеизк1е-
sekrety/moda/modelirovanie/kultkostjum.shtml
37. Кукушкина, З.И., Путинцева Л.А. Джинсовый стиль.
Традиции и современность[Электронный ресурс].-Режим
доступа:http://old.amursu.ru/attachments/aгticle/9527/N56_25.pdf
38. Значение и роль костюма в социально-культурологическом аспекте [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.greatarts.ru/grars- 176-1.html
39. Крюкова, Н.А., Конопальцева, Н.М. Технологические
процессы в сервисе. Отделка одежды из различных материалов [Текст]: учеб.пособие.- М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2011.- 240 с.-
(Высшее образование).
40. Крюкова, Н.А., Бабушкина, В.В. Разработка технологии отделки современной одежды на основе традиционных методов декорирования материалов [Текст] / Н.А. Крюкова, В.В. Бабушкина // Сервис в России и за рубежом. Сетевой научный журнал.- 2014.- №1.- с.95-104.
41. Кэмпбелл-Хардинг, В., Уоттс, П.Шьем бисером [Текст] /В. Кэмпбелл-Хардинг, П. Уоттс.- М.: Ниола 21 век, 2003.- 128с.
42. Материалы и инструменты для вышивки бисером
[Электронный ресурс]. Режим доступа:
https://www.livemaster.ru/topic/110219-materialy-i-instrumenty-dlya-vyshivki- biserom
43. Методические рекомендации по организации внеурочной деятельности[Электронный ресурс].-
Режим доступа: https://sites.google.eom/site/solnobr/1-4
44. Михайлов, С.М. История дизайна [Текст]: учеб.для вузов / С.М. Михайло.- 2-е изд. Исправл. И доп.- М.: Союз дизайнеров России, 2013.- 279 с.,ил.
45. Михайлов, С.М., Кулеева Л.М. Основы дизайна [Текст]: учеб.для вузов / С.М. Михайлов.- 2-е изд., перераб. И доп.- М.: Союз дизайнеров России, 2012. - 240 с.:ил.
46. Модные куртки весна лето 2017 года [Электронный ресурс].- Режим доступа:http://modabook.net/modnye-kurtki-vesna-leto-2017/
47. Модные платья 2017: актуальные тенденции и фото [Электронный ресурс].- Режим доступа:http://modagid.ru/articles/8292
48. Молодежная мода 2017 [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://modnaya.org/moda-i-stil/5314-molodezhnaya-moda-2016.html
49. Молодежная одежда 2017: модные тенденции сезона весна-лето [Электронный ресурс].- Режим доступа:
http://promodu .com/j enskaya-odejda/molodezhnaya-odezhda.html
50. Найденская, Н., Трубецкова, И. Мода. Цвет. Стиль [Текст] / Н. Найденская, И. Трубецкова.- М.: Эксмо, Одри, 2011.- 320с.
51. Невероятные возможности вышивки как рукоделия [Электронный ресурс].- Режим доступа:http://dinasimonyan.livejournal.com/811456.html
52. Неменский, Б.М. Педагогика искусства [Текст] /Б.М. Неменский.- М.: Просвещение, 2007.- 256с.
53. Неоэтностиль в декорировании [Электронный ресурс].- Режим доступа: https://www.school-science.ru/2017/16/27289
54. Непохожая на все остальные: вышивка в современной
одежде [Электронный ресурс] .-
Режимдоступа:https://www.livemaster.ru/topic/1704221-nepohozhaya-na-vse- ostalnye-vyshivka- v-sovremennoj-odezhde
5 5. Оригинальное декоративное украшение одежды-вышивка
[Электронный ресурс].- Режим доступа: http://heaclub.ru/kak-ukrasit-odezhdu- ukrasheniya-odezhdy-cvetami-vyshivkoj-biserom-strazami-aksessuarami- kryuchkom-lentami-applikaciej-ukrasheniya-detskoj-odezhdy#i-4
56. Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 года № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://минобрнауки.рф/
57. Разные виды и техники вышивки бисером [Электронный ресурс].- Режим доступа:https://vishivashka.ru/vyshivka_biserom/tehniki.php
58. Рачитская, Е.И., Сидоренко, В.И. Моделирование и художественное оформление одежды [Текст] / Е.И. Рачинская,В.И. Сидоренко.- Ростов-на- Дону: Феникс, 2012.- 416с.
59. Рачицкая, Е.И. Моделирование и художественное оформление одежды [Текст]: учеб.пособие для студентов образоват. Учреждений сред.проф. образования / Е.И. Рачицкая, В.И. Сидоренко,Т.В. Сидоренко.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2014.- 320с.
60. Сафина, Л.А. Дизайн костюма [Текст]: учебное пособие /Л.А. Сафина, Л.М. Тухбатуллина, В.В. Хамматова.- Ростов н/Д.: Феникс, 2006, 390с.
61. Современная энциклопедия «Мода и стиль» [Текст].- М.: ОГИЗ, Аванта+, 2007.- 480с.
62. Соловьев, С. А. Декоративное оформление [Текст]:учеб.пособие / С.А. Соловьев.- М.: Просвещение, 1987. - 144 с.:ил.
63. Специфика молодежной моды [Электронный ресурс] .-Режим доступа: https://www.rae.ru/forum2017/232/378
64. Такер, Э., Кингсвелл, Т. История моды [Текст] / Э. Такер, Т. Кингсвелл.- М.: Астрель, 2003.- 144с.
65. Тенденции молодёжной моды [Электронный ресурс].-
Режим доступа: http://mystyle.pro/moda-i-stil/tendentsii/981 -tendentsii-
molodjozhnoj- mody.html
66. Тенденции 2017: вышивка. От декоративных цветов до
сказочных сюжетов[Электронный ресурс] .-
Режимдоступа:https://www.buro247.ru/fashion/trends/21-feb-2017-trends- embroidery.html
67. Терешкович, Т.А. Словарь моды [Текст]: терминология, история, аксессуары / Т.А. Терешкович.- Минск: Хэлтон, 1999.- 459с.
68. Технология вышивки бисером. Виды швов [Электронный ресурс].- Режим доступа:http://bicer.ru/technology014.htm
69. Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования [Электронный ресурс].- Режим доступа±йр://минобрнауки.рф/
70. Художественное оформление одежды [Электронный ресурс].- Режим доступа:http://www.liveinternet.ru/users/5020975/
71. Чернова, А.Г., Чернова, Е.В. Искусство вышивки бисером [Текст] / А.Г. Чернова, Е.В. Чернова.- 5-е изд.- Р-н-Д: Феникс, 2015.- 157с.