Преемственность в работе детского сада и начальной школы по речевому развитию детей дошкольного возраста
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы проблемы преемственности в развитии детей дошкольного возраста 8
1.1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме
преемственности в развитии детей дошкольного возраста 8
1.2. Особенности развития речи дошкольников в период подготовки к школе 14
1.3. Из опыта работы воспитателей ДОО в обеспечении преемственности детского сада и начальной школы по речевому развитию детей дошкольного возраста 42
Выводы по 1 главе 51
Глава 2. Исследование по обеспечению преемственности в работе детского сада и начальной школы на примере МБДОУ «Детский сад № 66» г. Миасс 52
2.1. Анализ работы МБДОУ №66 г. Миасс по преемственности детского сада и начальной школы 52
2.2. Разработка и внедрение серии мероприятий, способствующих
эффективному развитию речи детей дошкольного возраста в условиях преемственности между детским садом и школой 57
2.3. Анализ результатов исследования 58
Выводы по 2 главе 62
Заключение 63
Список использованной литературы 64
Приложения
Глава 1. Теоретические основы проблемы преемственности в развитии детей дошкольного возраста 8
1.1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме
преемственности в развитии детей дошкольного возраста 8
1.2. Особенности развития речи дошкольников в период подготовки к школе 14
1.3. Из опыта работы воспитателей ДОО в обеспечении преемственности детского сада и начальной школы по речевому развитию детей дошкольного возраста 42
Выводы по 1 главе 51
Глава 2. Исследование по обеспечению преемственности в работе детского сада и начальной школы на примере МБДОУ «Детский сад № 66» г. Миасс 52
2.1. Анализ работы МБДОУ №66 г. Миасс по преемственности детского сада и начальной школы 52
2.2. Разработка и внедрение серии мероприятий, способствующих
эффективному развитию речи детей дошкольного возраста в условиях преемственности между детским садом и школой 57
2.3. Анализ результатов исследования 58
Выводы по 2 главе 62
Заключение 63
Список использованной литературы 64
Приложения
Проблема преемственности в работе детского сада и начальной школы по обучению и воспитанию детей дошкольного возраста является весьма актуальной в современных условиях реформирования системы образования. Это связано с тем, что согласно Федеральному закону "Об образовании в Российской Федерации"N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года дошкольное образование является первой обязательной ступенью системы российского образования. Второй ступенью становится начальное образование.
Важным моментом при обеспечении преемственности в работе детского сада и школы считается создание единой образовательной системы «подготовительная группа - первый класс». Это подразумевает общие методы работы, сплоченность воспитателей и учителей.
Первым условием имеет смысл определить использование схожих образовательных технологий, которые позволяют организовать процесс воспитания и обучения таким образом, чтобы ребенок усваивал необходимые знания, умения и навыки, а затем и школьную программу без излишнего для данного возраста физического и психического напряжения. Второе условие — высокий уровень качества образовательных программ и их методического обеспечения, содержание которых позволит педагогам строить воспитательно-образовательный процесс в соответствии с современными требованиями и уровнем развития общества и одновременно без излишней нагрузки для воспитанников. В -третьих, обогащение предметно-пространственной среды, наполнение которой предоставляет ребенку возможности для саморазвития. Преемственность детского сада и школы предусматривает, с одной стороны, передачу детей в школу с таким уровнем общего развития и воспитанности, который отвечает требованиям школьного обучения, с другой — опору школы на знания, умения, качества, которые уже приобретены дошкольниками, активное использование их для дальнейшего всестороннего развития учащихся.
Однако, не всегда возможно достигнуть слаженной работы педагогических составов детского сада и начальной школы. Как показывает практика, чаще всего преемственность в сфере образования в Российской Федерации направлена на установление теплых взаимоотношений между учителем начальной школы и будущими первоклассниками. Такая работа ведется в одностороннем порядке, исключая возможность воспитателей ДОО участвовать в процессе преемственности.
Мы считаем, что преемственность в работе детского сада и начальной школы должна включать в себя такие аспекты образовательной деятельности, как то: установление контакта между всеми участниками образовательного процесса, умственное, психическое и физическое развитие детей дошкольного возраста. Одним из аспектов является речевое развитие дошкольников, о котором пойдет речь в данной выпускной квалификационной работе.
Работа по речевому развитию детей дошкольного возраста ведется планомерно, начинаясь в семье, продолжаясь в детском саду и затем в начальной школе. Важно обеспечить преемственность в методах, программах, в работе педагогов ДОО и школы.
Проблема преемственности давно находится в центре внимания отечественных ученых-исследователей (Б.Г. Ананьев, Ш.И. Ганелин, С.П. Годник, В.В. Давыдов, В.Т. Кудрявцев, А.А. Люблинская, М.Р. Львов и др.). Конкретные методические вопросы преемственности в обучении детей дошкольного возраста и учащихся начальной школы отражены в исследованиях, посвященных обучению математике (Р.А. Должикова, Е.А. Конобеева, Е.Э. Кочурова, И.А. Попова), природоведению и ознакомлению с окружающим миром (Н.Ф. Виноградова, И.В. Потапов, В.Д. Лысенко), нравственному (О.С. Богданова, Л.П. Дашковская, Л.И. Катаева, З.Б. Лопснова, Н.И. Мушенок) и эстетическому воспитанию (Р. Абдукадиров,
A. И. Аронина, Р.И. Афанасьева, Т.В. Дябло, О.Р. Лагутина, А.И. Пеленков, B. М. Старостина, Л.В. Шабашов) и др. [8]
Большинство этих исследований выполнено во второй половине XX века. Изменения, происходящие в обществе и системе образования в настоящее время, требуют новых подходов к обсуждаемой проблеме: реализации преемственности с учетом современного состояния и перспектив развития дошкольного и начального образования. Нередко преемственность характеризуется как информативная подготовка ребенка к новой ступени образования, как освоение содержания школьных курсов, что приводит к несформированности готовности к школе и отрицательно отражается на успешности обучения ребенка, комфортности его пребывания в классе. Обучение в школе, начиная с 6 лет, ещё более актуализирует проблему преемственности.
Трудности обучения в школе связаны и с недостаточным вниманием к развитию речи. Речевое развитие ребенка 6 - 7 лет представляет собой интенсивное обогащение словарного запаса. В старшем дошкольном возрасте на первый план выдвигается та сторона языка, которая непосредственно связана с общением, то есть лексические значения слов (Д.Б. Эльконин). И в младшем школьном возрасте значительные резервы для языкового развития детей заключены в работе над семантикой слова (Е.А. Флерина, Е.И. Тихеева, Т.А. Ладыженская), являющейся основой развития речи ребенка (А.М. Леушина, А.Н. Гвоздев, Д.Б. Эльконин, Д.Н. Богоявленский и др.). В содержании программ для начальной школы акцентируется внимание на работе над словом: оно выступает как основная анализируемая единица речи на фоне предложения и текста. В связи с этим уровень лексического развития детей является одним из главных компонентов их речевой готовности к школьному обучению. [8]
Однако выявляется много нерешенных проблем. Учителя начальных классов не всегда учитывают в работе реальный уровень развития словаря детей, поступающих в первый класс, что приводит к нарушению логики речевого развития. Педагоги недооценивают сенсорную основу формирования словаря, что влечет за собой поверхностное усвоение слов. Такая тенденция прослеживается в некоторых программах детских садов, начальных классов. Изучение практики словарной работы в дошкольных образовательных организациях показывает, что она неоправданно ограничивается упражнениями преимущественно над одной из сторон развития словаря.
Таким образом, наблюдается противоречие между необходимостью и возможностью преемственности в работе детского сада и начальной школы с одной стороны, и не разработанностью методического аспекта данной проблемы с другой.
Цель исследования: разработать и внедрить серию мероприятий по преемственности в работе детского сада и начальной школы по речевому развитию детей дошкольного возраста и доказать их эффективность.
Задачи исследования:
1. Провести анализ литературных источников по речевому развитию детей дошкольного возраста при преемственности детского сада и начальной школы в этом развитии.
2. Изучить особенности развития речи дошкольников в период подготовки к школе.
3. Изучить опыт работы воспитателей ДОО в обеспечении преемственности детского сада и начальной школы по речевому развитию детей дошкольного возраста.
4. Провести анализ работы МБДОУ №66 г. Миасс по преемственности детей дошкольного возраста.
5. Разработать и внедрить серию мероприятий по проблеме «Преемственность в работе детского сада и начальной школы по речевому развитию детей дошкольного возраста».
Объектом исследования является: образовательный процесс в дошкольной образовательной организации.
Предметом исследования является: преемственность в работе детского сада и начальной школы по речевому развитию детей дошкольного возраста.
Гипотеза: мы предполагаем, что преемственность в работе детского сада и школы будет эффективнее, если разработать и внедрить серию мероприятий по развитию речи детей дошкольного возраста.
База исследования: МБДОУ № 66 г. Миасс, подготовительная группа, 21 ребенок.
Практическая значимость данной работы заключается в том, что разработанная серия мероприятий может быть использована в практике работы воспитателей ДОО, учителей начальных классов школы, логопедов, родителей.
Важным моментом при обеспечении преемственности в работе детского сада и школы считается создание единой образовательной системы «подготовительная группа - первый класс». Это подразумевает общие методы работы, сплоченность воспитателей и учителей.
Первым условием имеет смысл определить использование схожих образовательных технологий, которые позволяют организовать процесс воспитания и обучения таким образом, чтобы ребенок усваивал необходимые знания, умения и навыки, а затем и школьную программу без излишнего для данного возраста физического и психического напряжения. Второе условие — высокий уровень качества образовательных программ и их методического обеспечения, содержание которых позволит педагогам строить воспитательно-образовательный процесс в соответствии с современными требованиями и уровнем развития общества и одновременно без излишней нагрузки для воспитанников. В -третьих, обогащение предметно-пространственной среды, наполнение которой предоставляет ребенку возможности для саморазвития. Преемственность детского сада и школы предусматривает, с одной стороны, передачу детей в школу с таким уровнем общего развития и воспитанности, который отвечает требованиям школьного обучения, с другой — опору школы на знания, умения, качества, которые уже приобретены дошкольниками, активное использование их для дальнейшего всестороннего развития учащихся.
Однако, не всегда возможно достигнуть слаженной работы педагогических составов детского сада и начальной школы. Как показывает практика, чаще всего преемственность в сфере образования в Российской Федерации направлена на установление теплых взаимоотношений между учителем начальной школы и будущими первоклассниками. Такая работа ведется в одностороннем порядке, исключая возможность воспитателей ДОО участвовать в процессе преемственности.
Мы считаем, что преемственность в работе детского сада и начальной школы должна включать в себя такие аспекты образовательной деятельности, как то: установление контакта между всеми участниками образовательного процесса, умственное, психическое и физическое развитие детей дошкольного возраста. Одним из аспектов является речевое развитие дошкольников, о котором пойдет речь в данной выпускной квалификационной работе.
Работа по речевому развитию детей дошкольного возраста ведется планомерно, начинаясь в семье, продолжаясь в детском саду и затем в начальной школе. Важно обеспечить преемственность в методах, программах, в работе педагогов ДОО и школы.
Проблема преемственности давно находится в центре внимания отечественных ученых-исследователей (Б.Г. Ананьев, Ш.И. Ганелин, С.П. Годник, В.В. Давыдов, В.Т. Кудрявцев, А.А. Люблинская, М.Р. Львов и др.). Конкретные методические вопросы преемственности в обучении детей дошкольного возраста и учащихся начальной школы отражены в исследованиях, посвященных обучению математике (Р.А. Должикова, Е.А. Конобеева, Е.Э. Кочурова, И.А. Попова), природоведению и ознакомлению с окружающим миром (Н.Ф. Виноградова, И.В. Потапов, В.Д. Лысенко), нравственному (О.С. Богданова, Л.П. Дашковская, Л.И. Катаева, З.Б. Лопснова, Н.И. Мушенок) и эстетическому воспитанию (Р. Абдукадиров,
A. И. Аронина, Р.И. Афанасьева, Т.В. Дябло, О.Р. Лагутина, А.И. Пеленков, B. М. Старостина, Л.В. Шабашов) и др. [8]
Большинство этих исследований выполнено во второй половине XX века. Изменения, происходящие в обществе и системе образования в настоящее время, требуют новых подходов к обсуждаемой проблеме: реализации преемственности с учетом современного состояния и перспектив развития дошкольного и начального образования. Нередко преемственность характеризуется как информативная подготовка ребенка к новой ступени образования, как освоение содержания школьных курсов, что приводит к несформированности готовности к школе и отрицательно отражается на успешности обучения ребенка, комфортности его пребывания в классе. Обучение в школе, начиная с 6 лет, ещё более актуализирует проблему преемственности.
Трудности обучения в школе связаны и с недостаточным вниманием к развитию речи. Речевое развитие ребенка 6 - 7 лет представляет собой интенсивное обогащение словарного запаса. В старшем дошкольном возрасте на первый план выдвигается та сторона языка, которая непосредственно связана с общением, то есть лексические значения слов (Д.Б. Эльконин). И в младшем школьном возрасте значительные резервы для языкового развития детей заключены в работе над семантикой слова (Е.А. Флерина, Е.И. Тихеева, Т.А. Ладыженская), являющейся основой развития речи ребенка (А.М. Леушина, А.Н. Гвоздев, Д.Б. Эльконин, Д.Н. Богоявленский и др.). В содержании программ для начальной школы акцентируется внимание на работе над словом: оно выступает как основная анализируемая единица речи на фоне предложения и текста. В связи с этим уровень лексического развития детей является одним из главных компонентов их речевой готовности к школьному обучению. [8]
Однако выявляется много нерешенных проблем. Учителя начальных классов не всегда учитывают в работе реальный уровень развития словаря детей, поступающих в первый класс, что приводит к нарушению логики речевого развития. Педагоги недооценивают сенсорную основу формирования словаря, что влечет за собой поверхностное усвоение слов. Такая тенденция прослеживается в некоторых программах детских садов, начальных классов. Изучение практики словарной работы в дошкольных образовательных организациях показывает, что она неоправданно ограничивается упражнениями преимущественно над одной из сторон развития словаря.
Таким образом, наблюдается противоречие между необходимостью и возможностью преемственности в работе детского сада и начальной школы с одной стороны, и не разработанностью методического аспекта данной проблемы с другой.
Цель исследования: разработать и внедрить серию мероприятий по преемственности в работе детского сада и начальной школы по речевому развитию детей дошкольного возраста и доказать их эффективность.
Задачи исследования:
1. Провести анализ литературных источников по речевому развитию детей дошкольного возраста при преемственности детского сада и начальной школы в этом развитии.
2. Изучить особенности развития речи дошкольников в период подготовки к школе.
3. Изучить опыт работы воспитателей ДОО в обеспечении преемственности детского сада и начальной школы по речевому развитию детей дошкольного возраста.
4. Провести анализ работы МБДОУ №66 г. Миасс по преемственности детей дошкольного возраста.
5. Разработать и внедрить серию мероприятий по проблеме «Преемственность в работе детского сада и начальной школы по речевому развитию детей дошкольного возраста».
Объектом исследования является: образовательный процесс в дошкольной образовательной организации.
Предметом исследования является: преемственность в работе детского сада и начальной школы по речевому развитию детей дошкольного возраста.
Гипотеза: мы предполагаем, что преемственность в работе детского сада и школы будет эффективнее, если разработать и внедрить серию мероприятий по развитию речи детей дошкольного возраста.
База исследования: МБДОУ № 66 г. Миасс, подготовительная группа, 21 ребенок.
Практическая значимость данной работы заключается в том, что разработанная серия мероприятий может быть использована в практике работы воспитателей ДОО, учителей начальных классов школы, логопедов, родителей.
Проблема преемственности в работе детского сада и начальной школы по обучению и воспитанию детей дошкольного возраста является весьма актуальной в современных условиях реформирования системы образования. Это связано с тем, что согласно Федеральному закону "Об образовании в Российской Федерации"N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года дошкольное образование является первой обязательной ступенью системы российского образования. Второй ступенью становится начальное образование.
Важным моментом при обеспечении преемственности в работе детского сада и школы считается создание единой образовательной системы «подготовительная группа - первый класс». Это подразумевает общие методы работы, сплоченность воспитателей и учителей.
На современном этапе развития преемственность в дошкольном и начальном образовании не включает в себя только обмен опытом педагогов. Как мы выяснили, работа по преемственности ведется планомерно и целенаправленно, это помогает создать психологический комфорт для всех участников педагогического процесса, облегчает усвоение школьного материала детьми.
Проведенное нами исследование окончено, можно сказать об эффективности преемственности в работе детского сада и начальной школы по развитию речи детей дошкольного возраста. По нашим наблюдениям, после начала проведения мероприятий у детей подготовительной к школе группы стала формироваться мотивация к красивой и грамотной речи, дети хотят быть правильно понятыми в изложении своих мыслей и чувств. Считаем нашу гипотезу подтвержденной.
Важным моментом при обеспечении преемственности в работе детского сада и школы считается создание единой образовательной системы «подготовительная группа - первый класс». Это подразумевает общие методы работы, сплоченность воспитателей и учителей.
На современном этапе развития преемственность в дошкольном и начальном образовании не включает в себя только обмен опытом педагогов. Как мы выяснили, работа по преемственности ведется планомерно и целенаправленно, это помогает создать психологический комфорт для всех участников педагогического процесса, облегчает усвоение школьного материала детьми.
Проведенное нами исследование окончено, можно сказать об эффективности преемственности в работе детского сада и начальной школы по развитию речи детей дошкольного возраста. По нашим наблюдениям, после начала проведения мероприятий у детей подготовительной к школе группы стала формироваться мотивация к красивой и грамотной речи, дети хотят быть правильно понятыми в изложении своих мыслей и чувств. Считаем нашу гипотезу подтвержденной.
Подобные работы
- Формирование личностно-мотивационной готовности к обучению у старших дошкольников с ЗПР в процессе деятельности учителя дефектолога (Дошкольная специальная педагогика,Алтайский Государственный Педагогический Университет)
Дипломные работы, ВКР, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 800 р. Год сдачи: 2018 - ВЛИЯНИЕ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НА РАЗВИТИЕ ПРОИЗВОЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА,ПРОЖИВАЮЩИХ В ПСИХОНЕВРОЛОГИЧЕСКОМ ИНТЕРНАТЕ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Социально-коммуникативное развитие детей
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4990 р. Год сдачи: 2017 - Формирование культуры речевого общения у детей разновозрастной группы среднего и старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2017 - Психолого-педагогические основы формирования коммуникативных умений детей дошкольного возраста средствами легоконструирования
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4960 р. Год сдачи: 2017 - Педагогические условия формирования представлений об окружающем мире у детей дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4320 р. Год сдачи: 2019 - Развитие навыков самообслуживания у детей дошкольного возраста во взаимодействии дошкольной образовательной организации с семьей
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4370 р. Год сдачи: 2019 - Развитие связной речи старших дошкольников в процессе сюжетного рисования
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКА КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017



