ФОЛЬКЛОР КАК СРЕДСТВО ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО КАК СОЦИАЛЬНО¬ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН 7
1.1. Жанрово-видовой состав устного народного творчества и
его педагогическая значимость 7
1.2. Детский фольклор как средство обогащения культурного
воспитания 11
1.3. Танцевальный фольклор как средство эстетического
воспитания 14
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО
ПРОБЛЕМЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ТАНЦЕВАЛЬНОГО ФОЛЬКЛОРА 22
2.1. Анализ состояния учебно-воспитательного процесса
эстетическому воспитанию дошкольников 22
2.2. Программа эстетического воспитания дошкольников
средствами фольклорной хореографии 24
2.3. Реализация программы по эстетическому воспитанию
дошкольников средствами танцевального фольклора 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ГЛАВА 1. НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО КАК СОЦИАЛЬНО¬ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН 7
1.1. Жанрово-видовой состав устного народного творчества и
его педагогическая значимость 7
1.2. Детский фольклор как средство обогащения культурного
воспитания 11
1.3. Танцевальный фольклор как средство эстетического
воспитания 14
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО
ПРОБЛЕМЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ТАНЦЕВАЛЬНОГО ФОЛЬКЛОРА 22
2.1. Анализ состояния учебно-воспитательного процесса
эстетическому воспитанию дошкольников 22
2.2. Программа эстетического воспитания дошкольников
средствами фольклорной хореографии 24
2.3. Реализация программы по эстетическому воспитанию
дошкольников средствами танцевального фольклора 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Одним из главных показателей становления личности на этапе дошкольного детства является эстетическое развитие ребёнка. Понимание эстетического развития включает в себя две составляющие: первое - формирование эстетического отношения к миру, в том числе способности к освоению и активному преобразованию окружающего пространства; второе - художественное развитие - приобщение к искусству и художественной деятельности. В специально организованной художественной деятельности, под влиянием окружающей среды, у ребёнка формируются основы эстетического сознания, художественного вкуса, культуры.
Воспитание детей на основе народных традиций, обычаев и нравов - одна из актуальных задач этического и эстетического становления общества. Эта задача должна решаться, прежде всего, на общепедагогическом уровне - в учреждениях общего и дополнительного образования.
Изучение и освоение традиционной народной хореографии влияет на глубинное познание русской народной традиционной культуры. В настоящее время, как никогда, важно поддерживать национальную культуру, что недостижимо без осознания нами ее самобытности. Сохранение и трансляция самобытного народного наследия, которое осталось нам от наших предков, может быть осуществлено лишь посредством обращения к истокам традиционных народных культур, прежде всего - фольклора.
Для народного творчества важным фактором является массовое участие самого народа в творчестве. Связующим фактором между исполнителями и зрителем является танец, танец - не только источник движения под музыку, но и форма общения.
Танцевальный фольклор призван воспитывать чувства патриотизма и любви к Родине через изучение народного творчества; воспитывать чувства уважения к старшему поколению и почитания народных традиций как источника красоты и жизненной силы; воспитывать бережное отношение к фольклору как к источнику народной мудрости, исторической культурной ценности народа, осознание фольклора как неотъемлемой части общечеловеческой культуры; воспитывать и развивать у обучающихся личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности разных народов; формировать у обучающихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями; формировать умения у обучающихся самостоятельно воспринимать и оценивать культурные ценности; воспитывать детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, а также профессиональной требовательности; вырабатывать у обучающихся личностных качеств, способствующих восприятию в достаточном объеме учебной информации, умению планировать свою домашнюю работу, приобретению навыков творческой деятельности, в том числе коллективного творческого процесса.
Как известно, народное искусство соединяет в себе слово, музыку и движение. В соединении этих трёх компонентов образуется гармоничный синтез, достигающий большой силы эмоционального воздействия, позволяющий комплексно подойти к проблеме освоения детьми различных видов искусств. Поэтому изучение фольклора как средства эстетического воспитания ребёнка, нам представляется возможным только при условии взаимосвязи этих трех компонентов. Проблема же формирования у дошкольников музыкально-ритмических движений средствами народного искусства является актуальной и по той причине, что её изучение позволило бы решить одну из задач эстетического воспитания в детском саду, что дало бы возможность использовать новые методы и приёмы, формы воспитания и обучения в эстетической работе с детьми.
Все вышесказанное позволило определить тему исследования: «Фольклор как средство эстетического воспитания дошкольников».
Цель исследования: рассмотреть фольклор как одно из средств эстетического воспитания дошкольников
Объект исследования: эстетическое воспитание детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: процесс эстетического воспитания дошкольников посредство фольклорной хореографии.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были определены следующие задачи:
1) Рассмотреть многообразие фольклора в литературе, детского фольклора как средства обогащение культуры и эстетического воспитания детей дошкольного возраста, а также танцевальный фольклор как средство эстетического воспитания.
2) Провести теоретический анализ научной литературы в области обучения детей дошкольного возраста по эстетическому воспитанию.
3) Провести эмпирическое исследование уровня сформированности эстетического воспитания детей дошкольного возраста.
4) Разработать программу эстетического воспитания детей дошкольного возраста средствами фольклорно хореографии.
Методологическую и теоретическую основу исследования составили: теории развития личности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А. Маслоу и др.), теории эстетического воспитания (Э. Жак-Далькроз, Д.Б. Кабалевский, Б.М. Неменский, К. Орф, Платон, Р. Штайнер, и др.). Изучением особенностей обучения детей дошкольного возраста отдельным жанрам хореографического искусства на разных возрастных этапах занимались многие отечественные и зарубежные педагоги и психологи: Э.М. Фиш, С.Д. Руднева, М.А. Васильева, В.В. Гербова, Т.С. Комарова, Е.М. Железнова, О.П. Чудайкина, Ф.Т. Хаматнуров, Е.Н. Фокина, Н.Б. Панасюк, В.Г. Иванов, С.В. Кононова, Н.П. Циркова, А.И. Буренина и др.
Методы исследования: теоретический анализ научно-методической и научной литературы, анализ практического опыта, наблюдение, обобщение, анализ, синтез.
Практическая значимость исследования: методика работы, предложенная в выпускной квалификационной работе, универсальна и может работать на любом локальном стиле традиционной культуры.
Эмпирическая база исследования: эмпирическое исследование осуществлялось на базе ДШИ г. Оренбурга.
Структура работы: введение, две главы, заключение, список литературы.
Воспитание детей на основе народных традиций, обычаев и нравов - одна из актуальных задач этического и эстетического становления общества. Эта задача должна решаться, прежде всего, на общепедагогическом уровне - в учреждениях общего и дополнительного образования.
Изучение и освоение традиционной народной хореографии влияет на глубинное познание русской народной традиционной культуры. В настоящее время, как никогда, важно поддерживать национальную культуру, что недостижимо без осознания нами ее самобытности. Сохранение и трансляция самобытного народного наследия, которое осталось нам от наших предков, может быть осуществлено лишь посредством обращения к истокам традиционных народных культур, прежде всего - фольклора.
Для народного творчества важным фактором является массовое участие самого народа в творчестве. Связующим фактором между исполнителями и зрителем является танец, танец - не только источник движения под музыку, но и форма общения.
Танцевальный фольклор призван воспитывать чувства патриотизма и любви к Родине через изучение народного творчества; воспитывать чувства уважения к старшему поколению и почитания народных традиций как источника красоты и жизненной силы; воспитывать бережное отношение к фольклору как к источнику народной мудрости, исторической культурной ценности народа, осознание фольклора как неотъемлемой части общечеловеческой культуры; воспитывать и развивать у обучающихся личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности разных народов; формировать у обучающихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями; формировать умения у обучающихся самостоятельно воспринимать и оценивать культурные ценности; воспитывать детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, а также профессиональной требовательности; вырабатывать у обучающихся личностных качеств, способствующих восприятию в достаточном объеме учебной информации, умению планировать свою домашнюю работу, приобретению навыков творческой деятельности, в том числе коллективного творческого процесса.
Как известно, народное искусство соединяет в себе слово, музыку и движение. В соединении этих трёх компонентов образуется гармоничный синтез, достигающий большой силы эмоционального воздействия, позволяющий комплексно подойти к проблеме освоения детьми различных видов искусств. Поэтому изучение фольклора как средства эстетического воспитания ребёнка, нам представляется возможным только при условии взаимосвязи этих трех компонентов. Проблема же формирования у дошкольников музыкально-ритмических движений средствами народного искусства является актуальной и по той причине, что её изучение позволило бы решить одну из задач эстетического воспитания в детском саду, что дало бы возможность использовать новые методы и приёмы, формы воспитания и обучения в эстетической работе с детьми.
Все вышесказанное позволило определить тему исследования: «Фольклор как средство эстетического воспитания дошкольников».
Цель исследования: рассмотреть фольклор как одно из средств эстетического воспитания дошкольников
Объект исследования: эстетическое воспитание детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: процесс эстетического воспитания дошкольников посредство фольклорной хореографии.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были определены следующие задачи:
1) Рассмотреть многообразие фольклора в литературе, детского фольклора как средства обогащение культуры и эстетического воспитания детей дошкольного возраста, а также танцевальный фольклор как средство эстетического воспитания.
2) Провести теоретический анализ научной литературы в области обучения детей дошкольного возраста по эстетическому воспитанию.
3) Провести эмпирическое исследование уровня сформированности эстетического воспитания детей дошкольного возраста.
4) Разработать программу эстетического воспитания детей дошкольного возраста средствами фольклорно хореографии.
Методологическую и теоретическую основу исследования составили: теории развития личности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А. Маслоу и др.), теории эстетического воспитания (Э. Жак-Далькроз, Д.Б. Кабалевский, Б.М. Неменский, К. Орф, Платон, Р. Штайнер, и др.). Изучением особенностей обучения детей дошкольного возраста отдельным жанрам хореографического искусства на разных возрастных этапах занимались многие отечественные и зарубежные педагоги и психологи: Э.М. Фиш, С.Д. Руднева, М.А. Васильева, В.В. Гербова, Т.С. Комарова, Е.М. Железнова, О.П. Чудайкина, Ф.Т. Хаматнуров, Е.Н. Фокина, Н.Б. Панасюк, В.Г. Иванов, С.В. Кононова, Н.П. Циркова, А.И. Буренина и др.
Методы исследования: теоретический анализ научно-методической и научной литературы, анализ практического опыта, наблюдение, обобщение, анализ, синтез.
Практическая значимость исследования: методика работы, предложенная в выпускной квалификационной работе, универсальна и может работать на любом локальном стиле традиционной культуры.
Эмпирическая база исследования: эмпирическое исследование осуществлялось на базе ДШИ г. Оренбурга.
Структура работы: введение, две главы, заключение, список литературы.
Каждая образовательная область вносит свой вклад в формирование человека, который будет жить в новом тысячелетии. Искусство, предоставляет учащимся возможность осознать себя как духовно-значимую личность, развить способность художественного, эстетического, нравственного оценивания окружающего мира. Освоить непреходящие ценности культуры, перенять духовный опыт поколений.
Искусство служит средством формирования мировоззрения ребенка в целом, в его эстетической и нравственной сущности, развивает ассоциативное, образное мышление. Именно в искусстве школьник развивает свои творческие способности, приобретает опыт творческой деятельности, формирует свою индивидуальность.
Многие авторы отмечает, что раннее вовлечение детей в творческую деятельность полезно для общего развития, вполне отвечает по потребностям и возможностям ребенка. Особенно велик воспитательный потенциал обучения русскому народному танцу, как важного компонента сохранения и развития традиций хореографической культуры. Кроме этого, воспитание в раннем возрасте сильного (благодаря физкультуре) и красивого (благодаря танцу) тела будет способствовать формированию сильного и красивого, а главное здорового человека. Ведь на уроках русского народного танца можно постигать народную культуру, расширять кругозор детей в общении с традициями, дошедшими из глубины веков, и сохранившими богатство этнического самосознания, высокую духовность и благородство души народа.
В ходе исследовательской работы рассмотрено многообразие фольклора в литературе, детский фольклор как средство обогащения культуры и эстетического воспитания детей дошкольного возраста, а также танцевальный фольклор как средство эстетического воспитания. Был проведен теоретический анализ научной литературы в области обучения детей дошкольного возраста по эстетическому воспитанию,
На первом констатирующем этапе эксперимента было проведено измерение исходного уровня сформированности эстетического воспитания дошкольников, который показал, что у детей экспериментальной группы преобладает средний уровень сформированности эстетического воспитания - 40%, что составляет 10 человек от выборки. Высокий уровень наблюдается у 24% (6 человека), низкий уровень - у 36% (9 человек)
На формирующем этапе нами была реализована программа по эстетическому воспитанию дошкольников средствами фольклорной хореографии и в соответствии с ней проводились занятия по русскому народному танцу.
Актуальность данной программы обусловлена необходимостью реализации концептуальных положений. Занятия, направленные на обучение и развитие детей в творческом фольклорном коллективе, дадут детям представление о русском народном танце, в котором народ передает свои мысли, чувства, настроения и отношение к жизненным явлениям. На протяжении многовековой истории своего развития танец всегда был связан с песней, бытом, трудом и обычаями русского человека.
Огромное внимание уделялось характеру, манере и музыкальности исполнения, как отдельных движений, так и танцевальных комбинаций на основе песенного материала детского фольклорного коллектива. Занятия были направлена на выработку чувства ритма, уверенности в себе, развитие выразительности, корректировку осанки, координацию, постановку корпуса, Дети учились двигаться в соответствии с музыкальными образами, что необходимо для сценического выступления, а также воспитывали в себе выносливость.
Программа дала возможность педагогу-хореографу использовать танцевальные движения при минимуме тренировочных упражнений. Вместе с тем в основе преподавания народного танца лежит профессиональная методика, без которой учащиеся не смогут получить необходимые навыки.
Контрольный этап позволил определить итоговый уровень сформированности эстетического воспитания дошкольников. Проведенные мероприятия способствовали повышению уровня сформированности эстетического воспитания дошкольников. Так, в группе преобладает высокий уровень сформированности эстетического воспитания - 44% (11 детей). Средний уровень наблюдается у 36% (9 детей), низкий уровень - у 20% (5 детей).
Обобщая полученные данные, отмечаем, что детей с высоким уровнем сформированности эстетического воспитания увеличилось на 20%. Количество дошкольников с средним уровнем составляет 36%, что также является положительным показателем проведенной работы. Количество детей с низким уровнем сформированности эстетического воспитания уменьшилось на 16%.
Проанализировав данные, полученные при диагностике дошкольников, можно отметить, что предложенная программа по эстетическому воспитанию дошкольников средствами танцевального фольклора эффективна и положительно повлияла на уровень эстетического воспитания дошкольников, формирование и сохранение у них положительного отношения к национальным традициям.
Искусство служит средством формирования мировоззрения ребенка в целом, в его эстетической и нравственной сущности, развивает ассоциативное, образное мышление. Именно в искусстве школьник развивает свои творческие способности, приобретает опыт творческой деятельности, формирует свою индивидуальность.
Многие авторы отмечает, что раннее вовлечение детей в творческую деятельность полезно для общего развития, вполне отвечает по потребностям и возможностям ребенка. Особенно велик воспитательный потенциал обучения русскому народному танцу, как важного компонента сохранения и развития традиций хореографической культуры. Кроме этого, воспитание в раннем возрасте сильного (благодаря физкультуре) и красивого (благодаря танцу) тела будет способствовать формированию сильного и красивого, а главное здорового человека. Ведь на уроках русского народного танца можно постигать народную культуру, расширять кругозор детей в общении с традициями, дошедшими из глубины веков, и сохранившими богатство этнического самосознания, высокую духовность и благородство души народа.
В ходе исследовательской работы рассмотрено многообразие фольклора в литературе, детский фольклор как средство обогащения культуры и эстетического воспитания детей дошкольного возраста, а также танцевальный фольклор как средство эстетического воспитания. Был проведен теоретический анализ научной литературы в области обучения детей дошкольного возраста по эстетическому воспитанию,
На первом констатирующем этапе эксперимента было проведено измерение исходного уровня сформированности эстетического воспитания дошкольников, который показал, что у детей экспериментальной группы преобладает средний уровень сформированности эстетического воспитания - 40%, что составляет 10 человек от выборки. Высокий уровень наблюдается у 24% (6 человека), низкий уровень - у 36% (9 человек)
На формирующем этапе нами была реализована программа по эстетическому воспитанию дошкольников средствами фольклорной хореографии и в соответствии с ней проводились занятия по русскому народному танцу.
Актуальность данной программы обусловлена необходимостью реализации концептуальных положений. Занятия, направленные на обучение и развитие детей в творческом фольклорном коллективе, дадут детям представление о русском народном танце, в котором народ передает свои мысли, чувства, настроения и отношение к жизненным явлениям. На протяжении многовековой истории своего развития танец всегда был связан с песней, бытом, трудом и обычаями русского человека.
Огромное внимание уделялось характеру, манере и музыкальности исполнения, как отдельных движений, так и танцевальных комбинаций на основе песенного материала детского фольклорного коллектива. Занятия были направлена на выработку чувства ритма, уверенности в себе, развитие выразительности, корректировку осанки, координацию, постановку корпуса, Дети учились двигаться в соответствии с музыкальными образами, что необходимо для сценического выступления, а также воспитывали в себе выносливость.
Программа дала возможность педагогу-хореографу использовать танцевальные движения при минимуме тренировочных упражнений. Вместе с тем в основе преподавания народного танца лежит профессиональная методика, без которой учащиеся не смогут получить необходимые навыки.
Контрольный этап позволил определить итоговый уровень сформированности эстетического воспитания дошкольников. Проведенные мероприятия способствовали повышению уровня сформированности эстетического воспитания дошкольников. Так, в группе преобладает высокий уровень сформированности эстетического воспитания - 44% (11 детей). Средний уровень наблюдается у 36% (9 детей), низкий уровень - у 20% (5 детей).
Обобщая полученные данные, отмечаем, что детей с высоким уровнем сформированности эстетического воспитания увеличилось на 20%. Количество дошкольников с средним уровнем составляет 36%, что также является положительным показателем проведенной работы. Количество детей с низким уровнем сформированности эстетического воспитания уменьшилось на 16%.
Проанализировав данные, полученные при диагностике дошкольников, можно отметить, что предложенная программа по эстетическому воспитанию дошкольников средствами танцевального фольклора эффективна и положительно повлияла на уровень эстетического воспитания дошкольников, формирование и сохранение у них положительного отношения к национальным традициям.
Подобные работы
- Народная музыка как средство эстетического воспитания старших дошкольников
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - Фольклор как средство эстетического воспитания детей дошкольного возраста
Бакалаврская работа, культурология. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2017 - ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ НА МАТЕРИАЛЕ НАРОДНЫХ ТРАДИЦИЙ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - НАРОДНЫЕ ТРАДИЦИИ КАК СРЕДСТВО НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШЕГО ПОДРОСТКА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2018 - ФОЛЬКЛОР КАК СРЕДСТВО ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
Бакалаврская работа, культурология. Язык работы: Русский. Цена: 4385 р. Год сдачи: 2017 - Организация процесса эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста в художественной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Предметно-развивающая среда как условие эстетического воспитания
детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной
организации
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2017 - Роль декоративно-прикладного искусства в эстетическом воспитании детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2020 - Эстетическое воспитание старших дошкольников посредством казахского декоративно-прикладного искусства
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018



