Формирование этнокультурных ценностей студентов профессиональной образовательной организации средствами проектной деятельности
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ
ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТЕЙ В ОРГАНИЗАЦИЯХ СРЕДНЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 8
1.1. Понятие « этнокультурные ценности» 8
1.2. Способы формирования этнокультурных ценностей студентов в
учебно-воспитательном процессе 14
1.3. Условия организации проектной деятельности 17
Выводы по 1 главе 22
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ДЛЯ
ФОРМИРОВАНИЯ ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ 24
2.1. Диагностика этнокультурных ценностей в профессиональной
образовательной организации 24
2.2. Разработка методических рекомендаций для формирования
этнокультурных ценностей у обучающихся 38
2.3. Анализ результатов исследования 48
Выводы по 2 главе 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 55
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 63
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ
ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТЕЙ В ОРГАНИЗАЦИЯХ СРЕДНЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 8
1.1. Понятие « этнокультурные ценности» 8
1.2. Способы формирования этнокультурных ценностей студентов в
учебно-воспитательном процессе 14
1.3. Условия организации проектной деятельности 17
Выводы по 1 главе 22
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ДЛЯ
ФОРМИРОВАНИЯ ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ 24
2.1. Диагностика этнокультурных ценностей в профессиональной
образовательной организации 24
2.2. Разработка методических рекомендаций для формирования
этнокультурных ценностей у обучающихся 38
2.3. Анализ результатов исследования 48
Выводы по 2 главе 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 55
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 63
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Одна из наиглавнейших функций образования — передача этнокультурных ценностей, усвоение которых гарантирует культурную самоидентификацию обучающегося, его умение сопоставить себя с конкретным культурным обществом. Проблема ценностного отношения к культуре как правило обостряется в периоды, когда происходят потеря обычаев, их подмена новыми аспектами, эталонами и целями. Как раз эта обстановка сформировалась в настоящее время в экономике и духовной сфере нашего общества, оказавшегося в процессе поиска собственного пространства в мире, собственной государственной идеи. Образование — это один из немногих институтов, стремящихся выработать аспекты, определить обстоятельства и способности культурной самоидентификации личности не только лишь с учетом требований экономически действенного социума, но и с позиций сохранения культурных обычаев и ценностей.
Известно, что важный пласт в системе культурных ценностей (этических и эстетических эталонов, общепризнанных мер, образцов поведения, а еще языков, национальных обычаев, традиций, произведений культуры и искусства и др.) образуют составляющие, имеющие этнокультурную значимость. Уникальность и традиционность этнокультуры, ее связь с государственной картиной мира тем более актуальны в условиях глобализации, унифицирующей аспекты становления личности. Сейчас нужно обеспечить составление человека, владеющего и массовым видением мира, и ценностным отношением к его элементам: личной этнокультуре и культурам иных народов.
Идея культуры в реальное время в сфере образования считается одной из главнейших. Роль культуры представлена в исследовательских работах научных работников многопланово: как стратегическое направление становления образования (Б. С. Гершунский); базу одного из философско- педагогических течений — культуроцентризма (А. П. Валицкая); одно из направлений гуманитаризации образования, обращенное к целостной картине мира (А. А. Касьян); содержательную составляющую в рамках пересмотра категориального аппарата прогрессивной педагогики (Б. М. Бим- Бад, А. В. Петровский); интегрирующее начало и ключ образования (П. Г. Щедровицкий); внутриорганизационный ресурс становления учебного заведения (К. М. Ушаков) и др.
Приступая к изучению предоставленного вопроса, мы исходили из такого, собственно что составление ценностного отношения к этнокультуре гарантируется системой, складывающейся из основ этнокультурного образования; из особого содержания образования, представляющего собой учебную парадигму этнокультуры; из форм работы, которые дают возможность принимать во внимание традиции этнокультурной практики.
Одним из наиглавнейших основ этнокультурного образования считается культуросообразность. Этот принцип рассматривался ещё Адольфом Дистервегом [6, с. 25], который включал в него идеи творчества и живого взаимодействия, становления по общепризнанным меркам общения и сотрудничества, а не управляющего руководства. Принцип культуросообразности подразумевает, собственно что любой человек находит при рождении свое окружение, свой народ, среди которого ему предопределено жить; каждый воспитывается на конкретной ступени культуры, которая обязана рассматриваться как наследство, оставленное праотцами, как итог их истории и всех воздействующих на нее факторов; положение культуры дает собой ту среду, в которую вступает любой человек и воздействие которой проверяет, он «продукт своего времени» и развивается в русле традиций существования среды.
Современное содержание принципа культуросообразности надлежит принимать во внимание, для начала, процессы глобализации, приводящие к конфликту ценностей, свойственных различным культурам и обществам, во- вторых, сосуществование в российском образовательном пространстве всевозможных этнокультур, многолетний опыт поликультурного взаимодействия. Становление человека, владеющего и глобальным видением мира, и ценностным отношением к личной этнокультуре и этнокультуре иных народов, имеет возможность быть обеспечено созданием особенной поликультурной образовательной среды.
Содержание обучения в поликультурной образовательной среде характеризуется усилением гуманитарного, гуманистического, культурологического качеств основного и дополнительного образования, общекультурной тенденцией информационного компонента, подключением к содержанию всевозможных предметов идеи ценностного отношения к этнокультуре, практическим усвоением культуры, погружением в интегратавные культурно важные образовательные области, толерантностью в отношении адептов иных этносов, религий, миропониманий.
Считаем, что ценностное отношение человека к национальной культуре надлежит проявляться, для начала, в понимании культуры как уникального явления; во-вторых, в готовности максимально применить способности личной этнокультуры как способы коммуникации с адептами иных культур, в развитии собственной культуроведческой компетенции не только лишь в период изучения, но и на протяжении всей собственной жизни; в-третьих, в возможности воздействовать на находящуюся вокруг культурную среду, улучшать ее, быть интенсивным приверженцем как этнокультурных, так и общепризнанных мерок и традиций.
В связи с вышеизложенным появилась необходимость проведения изучения, направленного на выявление этнокультурных ценностей и определение готовности молодых людей деятельно принимать участие в изучении, сохранении и трансляции ценностей.
Актуальность темы определяет противоречием между потребностью формирования этнокультурных ценностей обучающихся и недостаточной разработанностью педагогических технологий для решения данной проблемы.
Анализ предоставленного противоречия обусловил проблему изучения: выявление роли проектной деятельности в формировании этнокультурных ценностей обучающихся в образовательной организации среднего профессионального образования.
Объект исследования: формирование этнокультурных ценностей обучающихся в образовательном процессе.
Предмет исследования: формирование этнокультурных ценностей обучающихся в учебном процессе способами проектной деятельности.
Цель исследования: на теоретическом уровне обосновать методы формирования этнокультурных ценностей в учебной деятельности, и разработать методические рекомендации по выполнению проектных работ для обучающихся среднего профессионального образовании.
Гипотеза исследования базируется на предположении о том, что процесс формирования этнокультурных ценностей обучающихся в профессиональной образовательной среде станет действенным, в случае если в учебном процессе будут организованы виды проектной работы, нацеленные на формирование внимания к этнической культуре.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть и охарактеризовать понятие «этнокультурные ценности».
2. Обосновать способы формирования этнокультурных ценностей
обучающихся путем обогащением этнокультурным содержанием учебного материала в процессе проектной деятельности.
3. Разработать методические рекомендации по выполнению проектной работы для формирования этнокультурных ценностей у студентов.
Методы исследования:
• анализ научных источников по проблеме исследования;
• изучение нормативных и программно-методических документов;
• наблюдение, разговор, анкетирование, опрос.
Практическая значимость проделанной работы в том, что ее итоги могут применяться в образовательной организации для формирования этнокультурных ценностей.
Структура работы: введение, две главы, выводы по главам, заключение, библиографический список, приложение.
Известно, что важный пласт в системе культурных ценностей (этических и эстетических эталонов, общепризнанных мер, образцов поведения, а еще языков, национальных обычаев, традиций, произведений культуры и искусства и др.) образуют составляющие, имеющие этнокультурную значимость. Уникальность и традиционность этнокультуры, ее связь с государственной картиной мира тем более актуальны в условиях глобализации, унифицирующей аспекты становления личности. Сейчас нужно обеспечить составление человека, владеющего и массовым видением мира, и ценностным отношением к его элементам: личной этнокультуре и культурам иных народов.
Идея культуры в реальное время в сфере образования считается одной из главнейших. Роль культуры представлена в исследовательских работах научных работников многопланово: как стратегическое направление становления образования (Б. С. Гершунский); базу одного из философско- педагогических течений — культуроцентризма (А. П. Валицкая); одно из направлений гуманитаризации образования, обращенное к целостной картине мира (А. А. Касьян); содержательную составляющую в рамках пересмотра категориального аппарата прогрессивной педагогики (Б. М. Бим- Бад, А. В. Петровский); интегрирующее начало и ключ образования (П. Г. Щедровицкий); внутриорганизационный ресурс становления учебного заведения (К. М. Ушаков) и др.
Приступая к изучению предоставленного вопроса, мы исходили из такого, собственно что составление ценностного отношения к этнокультуре гарантируется системой, складывающейся из основ этнокультурного образования; из особого содержания образования, представляющего собой учебную парадигму этнокультуры; из форм работы, которые дают возможность принимать во внимание традиции этнокультурной практики.
Одним из наиглавнейших основ этнокультурного образования считается культуросообразность. Этот принцип рассматривался ещё Адольфом Дистервегом [6, с. 25], который включал в него идеи творчества и живого взаимодействия, становления по общепризнанным меркам общения и сотрудничества, а не управляющего руководства. Принцип культуросообразности подразумевает, собственно что любой человек находит при рождении свое окружение, свой народ, среди которого ему предопределено жить; каждый воспитывается на конкретной ступени культуры, которая обязана рассматриваться как наследство, оставленное праотцами, как итог их истории и всех воздействующих на нее факторов; положение культуры дает собой ту среду, в которую вступает любой человек и воздействие которой проверяет, он «продукт своего времени» и развивается в русле традиций существования среды.
Современное содержание принципа культуросообразности надлежит принимать во внимание, для начала, процессы глобализации, приводящие к конфликту ценностей, свойственных различным культурам и обществам, во- вторых, сосуществование в российском образовательном пространстве всевозможных этнокультур, многолетний опыт поликультурного взаимодействия. Становление человека, владеющего и глобальным видением мира, и ценностным отношением к личной этнокультуре и этнокультуре иных народов, имеет возможность быть обеспечено созданием особенной поликультурной образовательной среды.
Содержание обучения в поликультурной образовательной среде характеризуется усилением гуманитарного, гуманистического, культурологического качеств основного и дополнительного образования, общекультурной тенденцией информационного компонента, подключением к содержанию всевозможных предметов идеи ценностного отношения к этнокультуре, практическим усвоением культуры, погружением в интегратавные культурно важные образовательные области, толерантностью в отношении адептов иных этносов, религий, миропониманий.
Считаем, что ценностное отношение человека к национальной культуре надлежит проявляться, для начала, в понимании культуры как уникального явления; во-вторых, в готовности максимально применить способности личной этнокультуры как способы коммуникации с адептами иных культур, в развитии собственной культуроведческой компетенции не только лишь в период изучения, но и на протяжении всей собственной жизни; в-третьих, в возможности воздействовать на находящуюся вокруг культурную среду, улучшать ее, быть интенсивным приверженцем как этнокультурных, так и общепризнанных мерок и традиций.
В связи с вышеизложенным появилась необходимость проведения изучения, направленного на выявление этнокультурных ценностей и определение готовности молодых людей деятельно принимать участие в изучении, сохранении и трансляции ценностей.
Актуальность темы определяет противоречием между потребностью формирования этнокультурных ценностей обучающихся и недостаточной разработанностью педагогических технологий для решения данной проблемы.
Анализ предоставленного противоречия обусловил проблему изучения: выявление роли проектной деятельности в формировании этнокультурных ценностей обучающихся в образовательной организации среднего профессионального образования.
Объект исследования: формирование этнокультурных ценностей обучающихся в образовательном процессе.
Предмет исследования: формирование этнокультурных ценностей обучающихся в учебном процессе способами проектной деятельности.
Цель исследования: на теоретическом уровне обосновать методы формирования этнокультурных ценностей в учебной деятельности, и разработать методические рекомендации по выполнению проектных работ для обучающихся среднего профессионального образовании.
Гипотеза исследования базируется на предположении о том, что процесс формирования этнокультурных ценностей обучающихся в профессиональной образовательной среде станет действенным, в случае если в учебном процессе будут организованы виды проектной работы, нацеленные на формирование внимания к этнической культуре.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть и охарактеризовать понятие «этнокультурные ценности».
2. Обосновать способы формирования этнокультурных ценностей
обучающихся путем обогащением этнокультурным содержанием учебного материала в процессе проектной деятельности.
3. Разработать методические рекомендации по выполнению проектной работы для формирования этнокультурных ценностей у студентов.
Методы исследования:
• анализ научных источников по проблеме исследования;
• изучение нормативных и программно-методических документов;
• наблюдение, разговор, анкетирование, опрос.
Практическая значимость проделанной работы в том, что ее итоги могут применяться в образовательной организации для формирования этнокультурных ценностей.
Структура работы: введение, две главы, выводы по главам, заключение, библиографический список, приложение.
Формирование этнокультурных ценностей у обучающихся обусловливается процессом, в котором происходит преобразование внутреннего содержания студента через познавательную, духовно - практическую деятельность, основанную на системе ценностных ориентаций традиционной культуры, соответствующих природосообразному развитию всех сфер личности: когнитивной, нравственно-волевой, деятельностной, эмоциональной.
Этнокультурное образование представляет собой целостный процесс изучения и практического освоения этнокультурного наследия (материального, духовного, социального), становление и воспитание личности на традициях культуры этноса, сочетающих моноэтническую глубину постижения родной культуры и полиэтническую широту.
Центральная проблема этнокультурного образования - формирование этнокультурных ценностей студентов.
Эмпирическая работа по изучению этнокультурных ценностей обучающихся в профессиональной образовательной организации проходила на базе Многопрофильного колледжа ИСТиС ЮУрГУ г. Челябинска. В исследовании приняло участие 15 обучающихся.
Теоретико-методологический анализ предпосылок исследования этнокультурных ценностей показал, что этнокультурные ценности студентов как интегральная динамичная системная характеристика может успешно формироваться и развиваться при условиях организации учебной деятельности.
Для изучения специфики этнокультурных ценностей обучающихся мы модифицировали анкету изучения специфики этнокультурных ценностей обучающихся мы взяли за основу анкету Г.П. Иванова, Н.Н. Ширкова, В.И. Зеленов и шкалу Н.М.Лебедевой. Анкета состояла из 16 вопросов, которые предусматривали раскрытие представлений обучающихся Многопрофильного колледжа Института спорта, туризма и сервиса г. Челябинска о различных этнокультурах, а также наличие знаний и умений межэтнического взаимодействия с коллегами и клиентами. Шкала Н.М.Лебедевой использовалась для экспресс - диагностики межкультурного взаимодействия, с целью оценки эмоционально окрашенной этнической идентичности.
Так же мы проводили опрос с целью оценки этнокультурных ценностей обучающихся и основывались на авторскую методику Р.А.Кузнецовой.
Ответы обучающихся мы распределили в процентном соотношении. Большинство опрошенных видят необходимость введения народоведческих дисциплин в систему российского образования, необходимость выделения должного места в обучение традиционной культуре русского народа и с культурами различных этносов России. Одним из главных аспектов данной проблемы, с точки зрения респондентов, является то, что обучение ограничивается лишь знакомством с народной культурой, а не глубоким изучением.
В ходе проведенной диагностики нами выявлен недостаточный уровень этнокультурных ценностей у обучающихся, не разработанность методической и методологической базы и специализированных программ. Обучающиеся при наличии стремления к пониманию и принятию ценностей другой культуры, тем не менее, не получают в достаточной мере этих знаний. Огромное значение имеют особенности семейного воспитания, также, зачастую, не предполагающие формирования уважения к другим культурам.
В ходе формирующего этапа мы реализовали гипотезу исследования: формирование этнокультурных ценностей у обучающихся в образовательной организации будет проходить более успешно, в случае если в учебном процессе будут организованы всевозможные виды проектной работы, нацеленные на формирование внимания к этнической культуре.
После формирующего этапа был проведен констатирующий анализ результатов. Для диагностики этнокультурных ценностей обучающихся в образовательной организации использовались те же материалы, что и на этапе диагностики начального уровня.
Эффективность нашей работы связана с тем, что представленная методическая разработка по формированию этнокультурных ценностей обучающихся Многопрофильного колледжа ИСТиС г. Челябинска имеет положительный результат, так как обучающие оказываются в позиции самоопределения и ответственности за свой выбор в области культурного наследия и чувств национального и человеческого достоинства, что особенно актуально в современных условиях развития общества.
Этнокультурное образование представляет собой целостный процесс изучения и практического освоения этнокультурного наследия (материального, духовного, социального), становление и воспитание личности на традициях культуры этноса, сочетающих моноэтническую глубину постижения родной культуры и полиэтническую широту.
Центральная проблема этнокультурного образования - формирование этнокультурных ценностей студентов.
Эмпирическая работа по изучению этнокультурных ценностей обучающихся в профессиональной образовательной организации проходила на базе Многопрофильного колледжа ИСТиС ЮУрГУ г. Челябинска. В исследовании приняло участие 15 обучающихся.
Теоретико-методологический анализ предпосылок исследования этнокультурных ценностей показал, что этнокультурные ценности студентов как интегральная динамичная системная характеристика может успешно формироваться и развиваться при условиях организации учебной деятельности.
Для изучения специфики этнокультурных ценностей обучающихся мы модифицировали анкету изучения специфики этнокультурных ценностей обучающихся мы взяли за основу анкету Г.П. Иванова, Н.Н. Ширкова, В.И. Зеленов и шкалу Н.М.Лебедевой. Анкета состояла из 16 вопросов, которые предусматривали раскрытие представлений обучающихся Многопрофильного колледжа Института спорта, туризма и сервиса г. Челябинска о различных этнокультурах, а также наличие знаний и умений межэтнического взаимодействия с коллегами и клиентами. Шкала Н.М.Лебедевой использовалась для экспресс - диагностики межкультурного взаимодействия, с целью оценки эмоционально окрашенной этнической идентичности.
Так же мы проводили опрос с целью оценки этнокультурных ценностей обучающихся и основывались на авторскую методику Р.А.Кузнецовой.
Ответы обучающихся мы распределили в процентном соотношении. Большинство опрошенных видят необходимость введения народоведческих дисциплин в систему российского образования, необходимость выделения должного места в обучение традиционной культуре русского народа и с культурами различных этносов России. Одним из главных аспектов данной проблемы, с точки зрения респондентов, является то, что обучение ограничивается лишь знакомством с народной культурой, а не глубоким изучением.
В ходе проведенной диагностики нами выявлен недостаточный уровень этнокультурных ценностей у обучающихся, не разработанность методической и методологической базы и специализированных программ. Обучающиеся при наличии стремления к пониманию и принятию ценностей другой культуры, тем не менее, не получают в достаточной мере этих знаний. Огромное значение имеют особенности семейного воспитания, также, зачастую, не предполагающие формирования уважения к другим культурам.
В ходе формирующего этапа мы реализовали гипотезу исследования: формирование этнокультурных ценностей у обучающихся в образовательной организации будет проходить более успешно, в случае если в учебном процессе будут организованы всевозможные виды проектной работы, нацеленные на формирование внимания к этнической культуре.
После формирующего этапа был проведен констатирующий анализ результатов. Для диагностики этнокультурных ценностей обучающихся в образовательной организации использовались те же материалы, что и на этапе диагностики начального уровня.
Эффективность нашей работы связана с тем, что представленная методическая разработка по формированию этнокультурных ценностей обучающихся Многопрофильного колледжа ИСТиС г. Челябинска имеет положительный результат, так как обучающие оказываются в позиции самоопределения и ответственности за свой выбор в области культурного наследия и чувств национального и человеческого достоинства, что особенно актуально в современных условиях развития общества.
Подобные работы
- Традиции художественного текстиля в формировании этнокультурной
компетентности педагога профессионального обучения
Магистерская диссертация, искусство, культура, литература. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2021 - Специфика организации социально-культурной деятельности (Иркутский государственный университет)
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2024 - Условия развития познавательного интереса дошкольников к культуре разных народов в условиях дошкольной образовательной организации
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - РАЗВИТИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ У СТУДЕНТОВ-БАКАЛАВРОВ СРЕДСТВАМИ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА (НА ПРИМЕРЕ КОЖАНОЙ МОЗАИКИ)
Магистерская диссертация, культурология. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2019 - Формирование профессиональных компетенций студентов- дизайнеров в процессе изучения технологий народных ремесел
Магистерская диссертация, дизайн. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - Педагогические условия интеграции этнокультурных технологий в
проектное обучение
Магистерская диссертация, культурология. Язык работы: Русский. Цена: 5760 р. Год сдачи: 2020 - ТВОРЧЕСКОЕ СОРЕВНОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО ОРИЕНТАЦИИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ НА ПРОФЕССИЮ ПЕДАГОГА ПЕРИОДА ДЕТСТВА
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4875 р. Год сдачи: 2018 - ДИВЕРСИФИКАЦИЯ ФУНКЦИЙ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОГО
УЧРЕЖДЕНИЯ СРЕДСТВАМИ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ В ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЕ ВУЗА
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018



