ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ
ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТЕЙ В ОРГАНИЗАЦИЯХ СРЕДНЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 8
1.1. Понятие « этнокультурные ценности» 8
1.2. Способы формирования этнокультурных ценностей студентов в
учебно-воспитательном процессе 14
1.3. Условия организации проектной деятельности 17
Выводы по 1 главе 22
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ДЛЯ
ФОРМИРОВАНИЯ ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ 24
2.1. Диагностика этнокультурных ценностей в профессиональной
образовательной организации 24
2.2. Разработка методических рекомендаций для формирования
этнокультурных ценностей у обучающихся 38
2.3. Анализ результатов исследования 48
Выводы по 2 главе 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 55
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 63
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Одна из наиглавнейших функций образования — передача этнокультурных ценностей, усвоение которых гарантирует культурную самоидентификацию обучающегося, его умение сопоставить себя с конкретным культурным обществом. Проблема ценностного отношения к культуре как правило обостряется в периоды, когда происходят потеря обычаев, их подмена новыми аспектами, эталонами и целями. Как раз эта обстановка сформировалась в настоящее время в экономике и духовной сфере нашего общества, оказавшегося в процессе поиска собственного пространства в мире, собственной государственной идеи. Образование — это один из немногих институтов, стремящихся выработать аспекты, определить обстоятельства и способности культурной самоидентификации личности не только лишь с учетом требований экономически действенного социума, но и с позиций сохранения культурных обычаев и ценностей.
Известно, что важный пласт в системе культурных ценностей (этических и эстетических эталонов, общепризнанных мер, образцов поведения, а еще языков, национальных обычаев, традиций, произведений культуры и искусства и др.) образуют составляющие, имеющие этнокультурную значимость. Уникальность и традиционность этнокультуры, ее связь с государственной картиной мира тем более актуальны в условиях глобализации, унифицирующей аспекты становления личности. Сейчас нужно обеспечить составление человека, владеющего и массовым видением мира, и ценностным отношением к его элементам: личной этнокультуре и культурам иных народов.
Идея культуры в реальное время в сфере образования считается одной из главнейших. Роль культуры представлена в исследовательских работах научных работников многопланово: как стратегическое направление становления образования (Б. С. Гершунский); базу одного из философско- педагогических течений — культуроцентризма (А. П. Валицкая); одно из направлений гуманитаризации образования, обращенное к целостной картине мира (А. А. Касьян); содержательную составляющую в рамках пересмотра категориального аппарата прогрессивной педагогики (Б. М. Бим- Бад, А. В. Петровский); интегрирующее начало и ключ образования (П. Г. Щедровицкий); внутриорганизационный ресурс становления учебного заведения (К. М. Ушаков) и др.
Приступая к изучению предоставленного вопроса, мы исходили из такого, собственно что составление ценностного отношения к этнокультуре гарантируется системой, складывающейся из основ этнокультурного образования; из особого содержания образования, представляющего собой учебную парадигму этнокультуры; из форм работы, которые дают возможность принимать во внимание традиции этнокультурной практики.
Одним из наиглавнейших основ этнокультурного образования считается культуросообразность. Этот принцип рассматривался ещё Адольфом Дистервегом [6, с. 25], который включал в него идеи творчества и живого взаимодействия, становления по общепризнанным меркам общения и сотрудничества, а не управляющего руководства. Принцип культуросообразности подразумевает, собственно что любой человек находит при рождении свое окружение, свой народ, среди которого ему предопределено жить; каждый воспитывается на конкретной ступени культуры, которая обязана рассматриваться как наследство, оставленное праотцами, как итог их истории и всех воздействующих на нее факторов; положение культуры дает собой ту среду, в которую вступает любой человек и воздействие которой проверяет, он «продукт своего времени» и развивается в русле традиций существования среды.
Современное содержание принципа культуросообразности надлежит принимать во внимание, для начала, процессы глобализации, приводящие к конфликту ценностей, свойственных различным культурам и обществам, во- вторых, сосуществование в российском образовательном пространстве всевозможных этнокультур, многолетний опыт поликультурного взаимодействия. Становление человека, владеющего и глобальным видением мира, и ценностным отношением к личной этнокультуре и этнокультуре иных народов, имеет возможность быть обеспечено созданием особенной поликультурной образовательной среды.
Содержание обучения в поликультурной образовательной среде характеризуется усилением гуманитарного, гуманистического, культурологического качеств основного и дополнительного образования, общекультурной тенденцией информационного компонента, подключением к содержанию всевозможных предметов идеи ценностного отношения к этнокультуре, практическим усвоением культуры, погружением в интегратавные культурно важные образовательные области, толерантностью в отношении адептов иных этносов, религий, миропониманий.
Считаем, что ценностное отношение человека к национальной культуре надлежит проявляться, для начала, в понимании культуры как уникального явления; во-вторых, в готовности максимально применить способности личной этнокультуры как способы коммуникации с адептами иных культур, в развитии собственной культуроведческой компетенции не только лишь в период изучения, но и на протяжении всей собственной жизни; в-третьих, в возможности воздействовать на находящуюся вокруг культурную среду, улучшать ее, быть интенсивным приверженцем как этнокультурных, так и общепризнанных мерок и традиций.
В связи с вышеизложенным появилась необходимость проведения изучения, направленного на выявление этнокультурных ценностей и определение готовности молодых людей деятельно принимать участие в изучении, сохранении и трансляции ценностей.
Актуальность темы определяет противоречием между потребностью формирования этнокультурных ценностей обучающихся и недостаточной разработанностью педагогических технологий для решения данной проблемы.
Анализ предоставленного противоречия обусловил проблему изучения: выявление роли проектной деятельности в формировании этнокультурных ценностей обучающихся в образовательной организации среднего профессионального образования.
Объект исследования: формирование этнокультурных ценностей обучающихся в образовательном процессе.
Предмет исследования: формирование этнокультурных ценностей обучающихся в учебном процессе способами проектной деятельности.
Цель исследования: на теоретическом уровне обосновать методы формирования этнокультурных ценностей в учебной деятельности, и разработать методические рекомендации по выполнению проектных работ для обучающихся среднего профессионального образовании.
Гипотеза исследования базируется на предположении о том, что процесс формирования этнокультурных ценностей обучающихся в профессиональной образовательной среде станет действенным, в случае если в учебном процессе будут организованы виды проектной работы, нацеленные на формирование внимания к этнической культуре.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть и охарактеризовать понятие «этнокультурные ценности».
2. Обосновать способы формирования этнокультурных ценностей
обучающихся путем обогащением этнокультурным содержанием учебного материала в процессе проектной деятельности.
3. Разработать методические рекомендации по выполнению проектной работы для формирования этнокультурных ценностей у студентов.
Методы исследования:
• анализ научных источников по проблеме исследования;
• изучение нормативных и программно-методических документов;
• наблюдение, разговор, анкетирование, опрос.
Практическая значимость проделанной работы в том, что ее итоги могут применяться в образовательной организации для формирования этнокультурных ценностей.
Структура работы: введение, две главы, выводы по главам, заключение, библиографический список, приложение.
Формирование этнокультурных ценностей у обучающихся обусловливается процессом, в котором происходит преобразование внутреннего содержания студента через познавательную, духовно - практическую деятельность, основанную на системе ценностных ориентаций традиционной культуры, соответствующих природосообразному развитию всех сфер личности: когнитивной, нравственно-волевой, деятельностной, эмоциональной.
Этнокультурное образование представляет собой целостный процесс изучения и практического освоения этнокультурного наследия (материального, духовного, социального), становление и воспитание личности на традициях культуры этноса, сочетающих моноэтническую глубину постижения родной культуры и полиэтническую широту.
Центральная проблема этнокультурного образования - формирование этнокультурных ценностей студентов.
Эмпирическая работа по изучению этнокультурных ценностей обучающихся в профессиональной образовательной организации проходила на базе Многопрофильного колледжа ИСТиС ЮУрГУ г. Челябинска. В исследовании приняло участие 15 обучающихся.
Теоретико-методологический анализ предпосылок исследования этнокультурных ценностей показал, что этнокультурные ценности студентов как интегральная динамичная системная характеристика может успешно формироваться и развиваться при условиях организации учебной деятельности.
Для изучения специфики этнокультурных ценностей обучающихся мы модифицировали анкету изучения специфики этнокультурных ценностей обучающихся мы взяли за основу анкету Г.П. Иванова, Н.Н. Ширкова, В.И. Зеленов и шкалу Н.М.Лебедевой. Анкета состояла из 16 вопросов, которые предусматривали раскрытие представлений обучающихся Многопрофильного колледжа Института спорта, туризма и сервиса г. Челябинска о различных этнокультурах, а также наличие знаний и умений межэтнического взаимодействия с коллегами и клиентами. Шкала Н.М.Лебедевой использовалась для экспресс - диагностики межкультурного взаимодействия, с целью оценки эмоционально окрашенной этнической идентичности.
Так же мы проводили опрос с целью оценки этнокультурных ценностей обучающихся и основывались на авторскую методику Р.А.Кузнецовой.
Ответы обучающихся мы распределили в процентном соотношении. Большинство опрошенных видят необходимость введения народоведческих дисциплин в систему российского образования, необходимость выделения должного места в обучение традиционной культуре русского народа и с культурами различных этносов России. Одним из главных аспектов данной проблемы, с точки зрения респондентов, является то, что обучение ограничивается лишь знакомством с народной культурой, а не глубоким изучением.
В ходе проведенной диагностики нами выявлен недостаточный уровень этнокультурных ценностей у обучающихся, не разработанность методической и методологической базы и специализированных программ. Обучающиеся при наличии стремления к пониманию и принятию ценностей другой культуры, тем не менее, не получают в достаточной мере этих знаний. Огромное значение имеют особенности семейного воспитания, также, зачастую, не предполагающие формирования уважения к другим культурам.
В ходе формирующего этапа мы реализовали гипотезу исследования: формирование этнокультурных ценностей у обучающихся в образовательной организации будет проходить более успешно, в случае если в учебном процессе будут организованы всевозможные виды проектной работы, нацеленные на формирование внимания к этнической культуре.
После формирующего этапа был проведен констатирующий анализ результатов. Для диагностики этнокультурных ценностей обучающихся в образовательной организации использовались те же материалы, что и на этапе диагностики начального уровня.
Эффективность нашей работы связана с тем, что представленная методическая разработка по формированию этнокультурных ценностей обучающихся Многопрофильного колледжа ИСТиС г. Челябинска имеет положительный результат, так как обучающие оказываются в позиции самоопределения и ответственности за свой выбор в области культурного наследия и чувств национального и человеческого достоинства, что особенно актуально в современных условиях развития общества.
1. Агапов, О.Д. Теория и практика толерантности: Этнокультурные и межконфессиональные аспекты / О.Д.Агапов. - Казань: Познание, 2011. - 56 с.
2. Александрова, Н.С. Возрождение сообществе: культурно¬
исторического проблемы и наследия региональном перспективы / Н.С. Александрова - №2. - 2012. - С.12-16.
3. Амонашвили, Ш.А. Размышления гуманной педагогике / Ш.А. Амонашвили. М., 2011. 494с.
4. Афанасьев, А.Н. Народные праздники. Древо жизни / А.Н. Афанасьев. - М. Норма, 2011. - 79с.
5. Афанасьев, Л.А. Духовная сила человека / Л.А. Афанасьев Вестник Академии духовности PC (Я). - 2011. - №2. - С. 14-16.
6. Афанасьева, А.Б. Этнокультурное образование в России: теория, история, концептуальные основы / А.Б. Афанасьева. - СПб.: Университетский образовательный округ Санкт- Петербурга и Ленинградской области, 2012. -296 с.
7. Афанасьева, А.Б. Этнокультурное образование: сущность, структура содержания, проблемы совершенствования / А.Б. Афанасьева. // Проблемы педагогики и психологии. - 2012. - № 3. - С. 189 - 195.
8. Бабунова, Е.С. Формирование у детей старшего дошкольного возраста интереса к русской традиционной семейной педагогике: дис.... канд. пед. Наук/ Е.С. Бабунова. - М.: МГПУ, 2010. - 166 с.
9. Бабьшина, Т.Ф. Формирование личности ребенка старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с национальной культурой: дис.... канд. пед. Наук/ Т.Ф. Бабьшина. - Екатеринбург, 2011. - 201с.
10. Белогуров, А.Ю. Поликультурное образование в системе воспитания нравственной личности. Проблемы личности и общества морально-нравственного развития / А.Ю.Белогуров. - Владикавказ: СОГУ, Белогуров, 2014. - 145с.
11. Бердяев, Н. А. Смысл творчества // Философия свободы. Смысл творчества. М.: Издательство «Правда», 2009. -265с.
12. Билский, У., Шварц, С.. К теории универсальной структуры и содержанию ценностей: расширения и межкультурные репликации // Журнал личности и социальной психологии, 2000. -67с
13. Библер, B.C. Культура. Диалог культур /B.C. Библер // Вопросы философии. - 2010. - №6. - С. 32-41.
14. Бим-Бад, Б.М. Педагогические течения в начале двадцатого века: Лекции по пед. антропологии и философии образования. 2-е изд. М., 2008.¬90с.
15. Богомолова, И. В. // Вопросы преподавания дошкольной педагогики в педагогическом ВУЗе / И. Богомолова.-М.: АСТ, 2011. - С. 141-157.
16. Валицкая, А. П. Новая школа России: культуротворческая модель [Текст]: Монография / Под ред. проф. В.В.Макаева. - СПб.: Изд. РГПУ им. А.И.Герцена, 2005.-146 с.
17. Волков, Г.Н. Этнопедагогизация целостного учебно-воспитательного процесса /Г.Н. Волков. -М.: Гос. НИИ семьи и воспитания,
2011. - 160с.
18. Вяземский, Е.Е., Стрелова О.Ю. Национально-региональный
компонент исторического образования: Пособие для учителя. - М.:
Просвещение, 2012. - 78 с.
19. Гасанов, З.Т. Проблемы воспитания патриотизма, дружбы народов, веротерпимости / З.Т. Гасанов // Педагогика. - 2011. - № 4. - с. 24-30.
20. Гершунский, Б. С. Философия образования ХХ1 века. (В поисках практико-ориентированных образовательных концепций). -М.: Изд-во «Совершенство», 2008. -608 с.
21. Гладилина, И.П. Поликультурное образование в инновационных образовательных учреждениях / Теоретические проблемы этнической и кросс-культурной психологии: материалы Второй международной научной конференции. - Смоленск, 2010. - Т.2. - С. 58-60.
22. Гришина, Г.Н. Народная игра как средство развития взаимоотношений между родителями и детьми в семье: автореф. дис. канд. пед. наук /Г.Н. Гришина. - М.: МГПУ, 2011. - 117с.
23. Грушевицкая, Т.Г., Попков, В.Д. Основы межкультурной коммуникации: Учебник для вузов / Под ред. А.П. Садохина. -М.: Юнити- Дана, 2012. - 352 с.
24. Дворникова, Е.И. Формирование культурной идентичности и толерантности будущих учителей в процессе изучения русской литературы: Автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Майкоп, 2014. - 55 с.
25. Дистервег, А. Избранные педагогические сочинения. СПб.: Семья и школа, б/г, 2013. 247 с.
26. Дробижева, Л.М. Формирование культуры межнационального общения / Л.М. Дробижева. - М.: Просвещение, 2010. - 114с.
27. Жуковский, И.В. Этнокультурное образование в многонациональном регионе / И.В. Жуковский // Педагогика. - 2011. - №3. - с.37-40.
28. Законодательные акты РФ в области образования и культуры. - М.: Учительская газета, 2016. - 34 с.
29. Иванова, Г.П., Зеленов, В.И., Ширкова, Н.Н.. Этнокультурные ценности как фактор социализации студентов в глобализующемся мире: Монография / Г.П. Иванова, Н.Н. Ширкова, В.И. Зеленов. - М.: Издательство «Перо», 2018. - 365 с.
30. Каптерев, П.Ф. Законы ассоциации психических явлений и их применение в деле обучения и воспитания // Семья и школа, -М.,2004. №8. - С. 3-37.
31. Карачунская, Т.Н. Музейная педагогика и изобразительная деятельность в ДОУ: интегрированные занятия/ Т.Н. Карачунская; под. ред. К.Ю. Белой, Т.Е. Комаровой. - М.: ТЦ Сфера, 2015. - 64с.
32. Касьян, А. А. Дискуссии советских ученых середины хх века /А. А. Касьян, О. Ю. Дивакова. - Красноярск : СФУ, 2012. - 217 с.
33. Кузнецова, Л. В. Особенности мотивационно-волевой готовности детей с задержкой психического развития к школьному обучению: Дис. ... канд. пед. наук. - М., 2007.-103с.
34. Князева, О.Л., Маханева, М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа: Учебно-метод. пособие. - СПб.: Детство-Пресс, 2014. - 203 с.
35. Кокуева, Л.В. Духовно-нравственное воспитание младших школьников на культурных традициях своего народа: методическое пособие/ Л.В. Кокуева. - М.: АРКТИ, - 2015. - 360с.
36. Компанцева, Л.В. Стратегия управления процессом приобщения детей дошкольного возраста к русской народной культуре /Л.В. Компанцева, И.И. Иванова, Т.Б. Третьякова и др. - Ростов-н-Дону, 2012. - 88с.
37. Комратова, Н.Г. Диагностика лингвосоциокультурного развития // Дошкольное воспитание. - 2016. - № 7 - С. 95 - 100.
38. Лебедева, Н.М. Введение в этническую и кросс-культурную психологию: Учеб. пособие. - М.: Ключ, 2015. - 223 с.
31. Лихачёв, Д.С. Память культуры и культура памяти /Д.С. Лихачев Юный художник. - 2010. - №8. - С. 1-3.
39. Мацумото, Д. Психология и культура /Д. Мацумото. - М.: Прайм- Еврознак, 2012. - 416 с.
40. Минина, Е.А., Комиссарова Л.Н. и др. Музыкальное развитие детей 5 -7 лет в детском саду: Конспекты занятий, музыкальный репертуар, крите¬рии оценки результатов. - Ярославль: Академия развития, 2014. - 284с.
41. Мухтарова, Ш.М. Теоретические основы формирования этнического компонента в содержании высшего педагогического образования / Ш.М. Мухтарова // Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук.- М.:МЛГУ, 2013. - 201с.
42. Мясищев, В. М. Личность и нервозы. Л., Изд-во Ленингр. ун-та, 2006.- 426с.
43. Недземковская, Г.В. Зарождение и развитие этнопедагогики // Психология и педагогика. - 2015. - № 5. - С.157-163.
44. Николаев, В.А. Теория и методика формирования этнопедагогической культуры учителя: дис. ... д-ра пед. наук. - М.: МИГУ,
2013. - 408 с.
45. Панаткина, Т.В. Мультикультурное образование, современные подходы к воспитанию народных традиций / Г.В. Панаткина // Педагогика. -
2012. - №5. - с. 41-47.
46. Петровский, А. В. История и теория психологии. В 2- х т. Т.1. / А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. - Ростов-н/Д: Феникс, 2006. - 416 с.
47. Потапова, И.А. Психолого-педагогические основы формирования
мультикультурного поведения учащихся общеобразовательных школ поликультурного региона: Монография. -Астрахань: Издат. дом
«Астраханский университет», 2012. - 198 с.
48. Полат, Е. С. Новые педагогические информационные технологии в системе образования: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и систем повышения квалификации педагогических кадров / Под ред. Е. С. Полат. М.: Академия, 2005. 224 с.
49. Поштарева, Т. В. Теория и практика формирования этнокультурной компетентности учащихся в полиэтнической образовательной среде: монография. - Ставрополь: Литера, 2006. - 300 с.
50. Сахипова, Р.А. Воспитание и обучение на традициях народной
педагогики: учебное пособие / Р.А. Сахипова. - М.-Воронеж: Изд-во Московского психолого-социального института, 2012. - 144с. (Серия
«Библиотека педагога-практика»).
51. Солодухина, Т.К. Этнокультурное образование русских школьникв в полиэтническом пространстве региона: дис. ...д-ра пед. наук. - М.: М111У,
2014. - 192с.
52. Сорокин, П.А. Этнокультурное образование русских школьников в полиэтническом пространстве региона: дис. ...д-ра пед. наук. - М.: МПГУ,
2014. - 192с.
53. Станкин, М.И. Психология общения: курс лекций: учебное пособие /М.И. Станкин -2-е изд. испр. - М.-Воронеж: МПСИ-МОДЭК, 2015. - 336с.
54. Степанов, П.И. Как воспитать толерантность? / П.И. Степанов // Народное образование - 2014 - №1 - С. 159-164.
55. Степанова, О.Н. Формирование этнокультурной компетентности де-тей младшего школьного возраста в процессе изобразительной деятельности: автореф. дис. канд. пед. наук. - Якутск, 2014. - 166с.
56. Стефаненко, Т.Г. Этнопсихология: практикум: Учеб. пособие для вузов / Т.Г. Стефаненко. - М.: Аспект пресс, 2016. - 206 с.
57. Суслова, Э.К. Подготовка студентов к воспитанию у детей патриотических, национальных и интернациональных чувств, правовой культуры / Э.К. Суслова // Дошкольное воспитание. - 2015. - № 2. - С. 12.
58. Сухомлинский, В. А. Как воспитать настоящего человека : педагогическое наследие / В. А. Сухомлинский. - М.: Педагогика,2005. - 288с.
59. Сыртланова, Н.Ш. Мультикультурная направленность регионального компонента дошкольного образования: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Уфа, 2014. -22 с.
60. Талызина, Н.Ф. Педагогическая психология: учебник /Н.Ф. Талызина - 3-е изд., стереотип. - М.: Академия,2011 - 228с.
61. Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика) /Под ред. С.К. Бондырева - М.: Норма, 2013. - 368 с.
62. Трубина, Е.С. Исследование проблем дошкольного детства в поликультурном пространстве российских городов. Результаты межрегионального исследования. - СПб.: Изд- во РГПУ им. А.И. Герцена,
2015. - 521 с.
63. Ушаков, К. М. Детская психиатрия. - М.: Медицина, 2010. - 392с.
64. Ушинский, К.Д.: Наука и искусство воспитания/Сост. С. Ф. Егоров.- М., 2004 .- 137 с.
65. Федоренко, Л.Г. Толерантность в общеобразовательной школе: Методические материалы. /Л.Г. Федоренко. - СПб.: КАРО, 2016 - 128 с.
66. Флиер, А.Я. Культурология для культурологов: учеб.пособие / А.Я.Флиер. - М.: АСТ, 2010. - 496 с.
67. Франкл, В. Человек в поисках смысла / Л. Я. Гозман и Д. А. Леонтьев- 2015. -368с.
68. Харитонов, М.Г. Этнопедагогическая подготовка учителя начальных классов национальной школы: монография / М.Г. Харитонов. - М.: АСТ, 2014. - 226 с.
69. Хухлаева, О.В. Этнопедагогика. Учебник и практикум: Учебник для бакалавров / О.В. Хухлаева. - М.: Юрайт, 2014. - 333 с.
70. Чухно, А.Г. Этнокультурная модель регионального образования / А.Г.Чухно //Среднее профессиональное образование. - 2006 - №2 - С. 38-39.
71. Шаповалов, В.К. Этнокультурная направленность содержания общего среднего образования в России. - М.: Норма,2012. -С.63. Иванова Г.П., Зеленов В.И., Ширкова Н.Н.. Этнокультурные ценности как фактор социализации студентов в глобализующемся мире: Монография / Г.П. Иванова, Н.Н. Ширкова, В.И. Зеленов. - М.: Издательство «Перо», 2018. - 365 с.
72. Щедровицкий, П. Г. Организационно-деятельностная игра какновая форма и метод активного обучения и воспитания в вузах // Разработка прикладных психологических исследований и разработок. Тезисы докладов и сообщений на научно-практической конференции. Красноярск - 2006.- 193с.
73. Яницкий, М. С. Ценностные ориентации личности как динамическая система / М. С. Яницкий. - Кемерово: Кузбассвузиздат. - 2000. - 203 с.
Перечень Интернет- ресурсов
1. Библиофонд. Электронная библиотека [сайт]. URL:
http://www.bibliofond.ru/(gaTaобращения 11.04.19)
2. Единое окно доступа к образовательным ресурсам [сайт]. URL:
http://window.edu.ru/library(дата обращения 12.04.19)
3. Единое окно доступа к образовательным ресурсам [сайт]. URL:
http://www.biblioclub.ru(дата обращения 04.05.19)
4. Искусство - Культура и искусство. Анализ сайтов [сайт]. URL:
http://www.worldarthistory.com/(дата обращения 10.05.19)
5. История изобразительного искусства [сайт]. URL: http://www.arthistory.ru//(дата обращения 11.05.19)
6. Ренесанс Академия [сайт]: URL: http://renessans-acad.ru/(дата обращения 13.05.19)
7. Термины и понятия в искусстве [сайт]. URL: http://www.art-drawing.ru/(дата обращения 15.15.2019)