Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Конструирование инновационного продукта

Работа №80676

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

менеджмент

Объем работы88
Год сдачи2017
Стоимость5700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
196
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
1 АНАЛИЗ СУЩЕСТВУЮЩИХ МЕТОДИК ОЦЕНКИ И РАЗРАБОТКИ
ИННОВАЦИОННОГО ПРОДУКТА 5
1.1 Метод развертывания функций качества 5
1. 2 Конструирование инновационного продукта на основе отбора наиболее эффективных изобретений 11
1.3 Построение продукта на основе деревьев эволюции 20
2 КОНСТРУИРОВАНИЕ КОМПЛЕКСНОГО АЛГОРИТМА РАЗРАБОТКИ
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОГО ПРОДУКТА 28
2.1 Усовершенствование модели «дома качества» 28
2.2 Повышение конкурентоспособности товара на основе существующих
патентов 29
2.3 Оценка научно-технической значимости изобретения 34
2.4 Алгоритм разработки конкурентоспособного продукта 41
3 АПРОБАЦИЯ АЛГОРИТМА НА ПРИМЕРАХ 45
3.1 Пример 1 45
3.2 Пример 2 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 79
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 82


Темой данной магистерской диссертации является
конкурентоспособность инновационного продукта.
На сегодняшний день теоретические и практические аспекты изучения конкурентоспособности инновационного продукта являются очень актуальными и играют большую роль в современной экономике, а также в развитии конкретных рыночных ниш и продуктов. Это связано с тем, что конкуренция на отечественном и зарубежных рынках является жесткой и выход на рынок с инновационном продуктом представляет огромный риск.
Конкурентоспособность инновационного продукта определяет его экономический успех на целевом рынке сбыта и влияет на рост прибыли предприятия, способствует научно-техническому развитию в отрасли и инновационному развитию государства. Только будучи
конкурентоспособной на рынке инновация может быть эффективной с экономической точки зрения и ценной для предприятия и отрасли. Конкурентоспособность инновационного продукта - это его динамичное свойство, имеющее целый комплекс составляющих. Конкурентоспособность характеризует способность товара быть реализованным в условиях рыночной конкуренции и определяет его привлекательность и для потребителя, и для инвесторов, что отражает степень его экономической эффективности. Так как риск провала инновационного продукта достаточно велик, успех компании во многом зависит от формирования конкурентоспособного инновационного товара на ранних стадиях его разработки.
Существует множество подходов к определению
конкурентоспособности инновационного продукта, рассматривающие различные факторы успеха. Но фокусировка только на одном аспекте успешного выхода на рынок и упущение остальных может являться стратегической ошибкой и привести к большим убыткам. Поэтому
актуальной проблемой является разработка алгоритма, с помощью которого можно комплексно оценить и повысить конкурентоспособность инновационного товара.
Таким образом, актуальность выбранной темы обоснована недостаточной развитостью инструментария разработки
конкурентоспособного продукта, необходимостью комплексного подхода к определению и повышению конкурентоспособности инновационного товара.
Предметом работы является конкурентоспособность инновационного продукта.
Объектами исследования выступают следующие продукты: зеркало с обогревом, люминесцентная плитка.
Цель работы - сформировать алгоритм разработки
конкурентоспособного инновационного товара.
В рамках поставленной цели выделены следующие задачи:
1) проанализировать существующие подходы построения конкурентоспособного продукта;
2) сформировать алгоритм разработки конкурентоспособного инновационного продукта;
3) апробировать алгоритм на примерах.
Для достижении цели и выполнения поставленных задач исследованы монографии, научные статьи, учебные пособия, интернет источники баз данных - реестр объектов интеллектуальной собственности на официальном сайте КФУ. Для произведения расчетов и вычислений использованы программы MS Excel и Альт-Инвест.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ходе выполнения работы мною проанализированы методики, позволяющие оценить конкурентоспособность товара, разработать инновационный продукт.
Модель «дом качества» - это методология, позволяющая на основе потребительских ожиданий через цели перейти к разработке конкретных технических параметров продукта, используя матричную структуру. С помощью взаимосвязи таблиц-матриц возможно проведение анализа оценки пожеланий потребителей, весомости данных оценок, технические характеристики разрабатываемого продукта и его конкурентоспособности. Такая модель имеет рыночный подход к разработке продукта, опирается на спрос. Недостаточность технической и научной составляющей может отрицательно повлиять на конкурентоспособность конечного результата.
Модель Э. П. Скорнякова позволяет рассмотреть продукт на ранней стадии разработки с научно-технического аспекта. Э. П. Скорняков предлагает проанализировать товар в разрезе функциональных узлов и при помощи патентного поиска исследовать эффективность замены используемых патентов на новые. Недостатком является отсутствие маркетинговых исследований и оценки рынка.
Применение деревьев эволюции позволяет определить области концентрации нужной информации до начала поиска, дает представление о результатах изменений в различных направлениях. Но на ранних стадиях разработки сложно представить все варианты развития, также и последствия манипуляций. То есть проблема создания конкурентоспособного товара остается актуальной, следовательно, необходимо создать модель, позволяющую сразу разработать конкурентоспособный продукт.
Мною предложен алгоритм, позволяющий оценить и повысить конкурентоспособность продукта. Также, следуя разработанному алгоритму действий, можно разработать модель конкурентоспособного продукта на стадии идеи. Данный алгоритм содержит некоторые элементы метода развертывания функций качества и модели Скорнякова, функционально-стоимостной анализ, элементы маркетинга. Для конструирования алгоритма изученные методики дополнены и усовершенствованы.
Метод развертывания функций качества дополнен таблицей, содержащей рекомендации для выявленных типов взаимосвязей между характеристиками исследуемого или разрабатываемого товара и потребительскими ожиданиями. Такая доработка позволяет сделать акцент на наиболее важных взаимосвязях, непосредственно влияющих на функциональные характеристики разрабатываемого товара.
В методе оценки научно-технической значимости изобретения Скорнякова усовершенствована формула обобщенного показателя. Предложенная формула обобщенного показателя учитывает не только техническую значимость конструируемой продукции, но и уровень защищенности продукта от товаров-аналогов фирм-конкурентов. Также к формуле разработана таблица, содержащая выводы к полученным расчетам. Данные вычисления позволят на ранней стадии разработки сделать вывод о том, будет ли технический уровень формируемой продукции к моменту организации массового производства конкурентоспособным на рынке.
Таким образом, алгоритм направлен на анализ разрабатываемого продукта с точки зрения рынка, научно-технических возможностей и ТРИЗ. Преимуществами данного алгоритма являются комплексный подход и цикличность. Благодаря комплексному подходу можно произвести разностороннюю оценку продукта. Цикличность позволяет повысить конкурентоспособность за счет повторного выполнения процедур, по результатам которого показатели получаются ниже необходимого уровня.
Разработанный алгоритм апробирован на практических примерах. Для первого примера рассмотрено зеркало с обогревом. Исследованы характеристики продукта, функциональные узлы и потребительские ожидания, оценены весомости характеристик, проведен патентный поиск и рассчитан комплексный показатель, согласно которому продукт не является перспективным для выхода на рынок. Цикличность алгоритма позволяет вернуться к начальному этапу и повторить процедуры до повышения комплексного коэффициента до требуемого значения. В силу необходимости экспертных оценок в технической области для проведения таких процедур, исследования в рамках данной работы были завершены с выводом о том, что продукт не является конкурентоспособным. Это связано с жесткой конкуренцией, высокими входными барьерами для новых игроков рынка и незначительностью преимуществ перед товарами-аналогами.
В качестве второго примера произведена оценка
конкурентоспособности люминесцентной плитки. Аналогично первому примеру сделан разбор продукта по характеристикам, потребительским ожиданиям, функциональным составляющим, определена весомость характеристик и посчитан комплексный показатель, который оказался выше единицы, что позволяет продвигаться дальше по алгоритму. Проведен функционально-стоимостной анализ и сравнение с продуктами конкурентов. Расчеты показали, что продукт конкурентоспособен и требует юридической защиты для выхода на рынок.
Проведенный анализ показал, что предложенный алгоритм практически применим, его можно использовать для комплексной оценки и повышения конкурентоспособности инновационных продуктов на ранних стадиях разработки.



1. Гражданский кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс] //
Справочно-правовая система «Гарант». URL:
http://ivo.garant.rU/#/document/10164072/paragraph/44878456:1. Дата доступа: 15.04.2017.
2. О науке и государственной научно-технической политике
[Электронный ресурс]: Федеральный закон РФ от 23.08.1996 № 127-ФЗ // Справочно-правовая система «Гарант». URL:
http: //ivo. garant.ru/#/document/135919/paragraph/103589:3. Дата доступа:
20.04.2017.
3. О промышленной политике в Российской Федерации [Электронный
ресурс]: Федеральный закон РФ от 31.01.2014 № 488-ФЗ // Справочно-правовая система «Гарант». URL:
http://ivo.garant.ru/#/document/70833138/paragraph/1:1. Дата доступа:
20.04.2017.
4. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской
Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон РФ от 24.07.2007 № 209-ФЗ // Справочно-правовая система «Гарант». URL:
http://ivo.garant.ru/#/document/70836848/paragraph/475:1. Дата доступа: 20.04.2017.
5. О государственной поддержке развития инновационной инфраструктуры в федеральных образовательных учреждениях высшего профессионального образования [Электронный ресурс]: Постановление Правительства РФ от 09.04 2010 г. N 219// Справочно-правовая система «Г арант». URL: http: //ivo .garant.ru/#/document/12174942/paragraph/196:1. Дата доступа: 16.04.2017.
6. Авраменко, С.А. Проектирование конкурентоспособности инновационного продукта [Текст] / С.А. Авраменко // Статистика и Экономика. 2012. № 5. С. 20-22.
7. Азизов, Ф.Х., Словарь рыночной экономики [Текст] / Ф.Х. Азизов, Д.Х. Каримов, В.Н. Мальцев- М.: Ирдаш, 1992. 156 с.
8. Алешин, Г. И. Экономические аспекты анализа роли изобретений в повышении эффективности новой техники [Текст] / Г. И. Алешин // Вопр. Изобретательства. - 2014. - № 10. - С. 16.
9. Альтшуллер, Г. С. Алгоритм изобретения [Текст] / Г. С. Альтшуллер
- М.: Экономика. 2015. с. 221-224.
10. Антонов, И.Ю. Стимулирование инновационного развития России в стратегическом периоде [Текст]: Научное издание / И. Ю. Антонов. — М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 2013. — 88 с.
11. Базь М.А. Детерминанты конкурентоспособности промышленных предприятий [Текст] / М. А. Базь // Известия Чеченского государственного педагогического института. 2014. № 2 (8). С. 174-178.
12. Баширова, Х. Ш. Опыт поддержки инновационных МСП во Франции [Текст] / Х. Ш. Баширова, Э. А. Абдулазизова // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 12 (56). С. 652-655.
13. Бешелев, С. Д. Экспертные оценки [Текст] / С. Д. Бешелев, Ф. Г. Гурвич - М.: Наука, 2011. - С 158.
14. Блейк, Р., Моутон Д. Научные методы управления [Текст] / Р. Блейк, Д. Моутон // Пер. с англ. - М.: ЮНИТИ, 2012. 248 с.
15. Блинников, В. И. Основные проблемы оценки уровня изобретений и разработок [Текст] / В. И. Блинников, Н. С. Орлова - М.:ВНИИПИ, 2015. С. 54.
16. Бобровников, Г. Н. Прогнозирование в управлении техническим уровнем и качеством продукции [Текст] / Г. Н. Бобровников, А. И. Клебанов
- М.: Изд-во стандартов, 2010. 184 с.
17. Божкова, Е.И. Метод управления конкурентоспособностью производственного предприятия при внедрении им на конкурентном рынке инновационного продукта [Текст] / Е. И. Божкова // Транспортное дело России. 2011. № 9. С. 203-206.
18. Борискова, Л. А. Управление разработкой и внедрением нового продукта: Учебное пособие [Текст] / Л.А. Борискова, О.В. Глебова, И.Б. Гусева - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 272 с.
19. Бромберг, Г. В. Экономические расчеты на основе значимости изобретений [Текст] / Г. В. Бромберг // Патенты и лицензии. - 2016. - № 12. С 54-58.
20. Бронникова, Т.С., , Анализ методов оценки конкурентоспособности продукции и инноваций [Текст] / Т.С. Бронникова, В.С. Дубинин, Е.В. Тарасенко // Экономический анализ: теория и практика. 2014. № 32 (383). С. 26-35.
21. Буймов, А.С. Оценка конкурентоспособности инновационного продукта [Текст] / А.С. Буймов, Е.Д. Вайсман // Маркетинг в России и за рубежом. 2010. № 1. С. 74-79.
22. Василенко, Е. Особенности анализа конкурентоспособности страховых продуктов и услуг для целей формирования конкурентной стратегии [Текст] / Е. Василенко // РИСК: Ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. 2011. № 4. С. 212-215.
23. Воловиков, Б. П. Маркетинговые инструменты формирования концепции инновационного продукта [Текст] / Б. П. Воловиков. - М.: 2013, 354 с.
24. Воробьев, И. А. Оценка эффективности внедрения инновационного проекта [Текст] / И. А. Воробьев // Путеводитель предпринимателя. 2014. № 21. С. 106-113.
25. Гаврилова, Ж.Л. Управление инновационными проектами на промышленных предприятиях [Текст] / Ж.Л. Гаврилова, В.В. Веселкова // Молодежный вестник ИрГТУ. 2014. № 3. С. 4.
26. Гарус, Е.З. Инновационная модель организационной структуры
контроля качества, сертификации и достижения целевой
конкурентоспособности продовольственных товаров [Текст] / Е.З. Гарус, М.И. Запольский // Пищевая промышленность: наука и технологии. 2015. № 4 (30). С. 42-46.
27. Гмошинский, В. Г. Анализ инженерно-технической значимости и рентабельности изобретений [Текст] / В. Г. Гмошинский - М.: ЦНИПИ, 2016. 156 с.
28. Гмошинский В. Г. Теоретические основы инженерного прогнозирования [Текст] / В. Г. Гмошинский, Г. Н. Флиорент - М.: Наука, 2014. 244 с.
29. Голдовский, Б. И. ТРИЗ в быстроменяющемся мире. О разных подходах к предмету ТРИЗ [Текст] / Б. И. Голдовский // ТРИЗ. - Т.З.- №3.1.14
30. Грибов, В. Д. Инновационный менеджмент: Учебное пособие [Текст] / В.Д. Грибов, Л.П. Никитина. - М.: НИЦ Инфра-М, 2013. - 311 с.
31. Джон, М. Р. Патенты для продажи - процесс оценивания [Текст] / М. Р. Джон // Пер. с англ. А. И. Козырева. - 2016. 238 с.
32. Добров, Г. М. Изобретательское творчество - ориентация на прогрессивные технологии [Текст] / Г. М. Добров // Экономика. - 2015. - № 11. С. 21.
33. Друкер, П. Ф. Рынок: как выйти в лидеры: Практика и принципы [Текст]/ П. Ф. Друкер - М.: Бук Чембер Интернэшнл, 2013. - 258 с.
34. Егорова, М. А. Организационно-правовые формы инновационного предпринимательства в Российской Федерации: Монография [Текст] / Под ред. Егорова М.А. - М.:Юстицинформ, 2016. - 184 с.
35. Завалин П. Н., Игнатов А. А., Кулагин А. С. Инновационная деятельность в условиях рынка [Текст] / П. Н. Завалин - СПб.: Наука, 2014. - 374 с.
36. Завалин, П. Н. Инновационный менеджмент: Основы теории и практики: Учеб. Пособие [Текст] / Под ред. П. Н. Завлина, А. Е. Казанцева, Л. Э. Миндели. - М: Экономика, 2015. - 348 с.
37. Каменев, А. Ф. Технические системы. Закономерности развития. Машиностроение [Текст] / А. Ф. Каменев - М.: 2016. 186 с.
38. Карпухина, С. И. Защита интеллектуальной собственности и патентоведение [Текст] / С. И. Карпухина - М.: Центр экономики и маркетинга. 2012. 234 с.
39. Квасникова, В. В. Конкурентоспособность товаров и организаций. Практикум: Учебное пособие [Текст] / В.В. Квасникова, О.Н. Жучкевич. - М.: НИЦ ИНФРА-М; Мн.: Нов. знание, 2013. - 184 с.
40. Кибанов, А. Я. Управление персоналом: конкурентоспособность выпускников вузов на рынке труда: Моногр. [Текст] / А.Я.Кибанов, Ю.А.Дмитриева; Гос. Университет Управл. - М.: ИНФРА-М, 2014. - 229 с.
41. Котлер Ф. Маркетинг по Котлеру. Как создать, завоевать и удержать рынок [Текст] / Ф. Котлер - М.: Альпина Бизнес Букс, 2016. 346 с.
42. Круглик В. М. Конкурентоспособность предприятия (фирмы): Уч.пос. [Текст] / В.М.Круглик.; Под общ. ред. В.М. Круглик. - М.: НИЦ ИНФРА-М; Мн.: Нов. знание, 2013. - 285 с.
43. Кузнецов С. В. Классификация: системно-морфологический подход [Текст] / С. В. Кузнецов, В. В. Титов - М.: Инвента, 2014. 186 с.
44. Кузнецова, Е. И. Экономическая безопасность и
конкурентоспособность. Формирование экономической стратегии государства [Текст]: монография / Е. И. Кузнецова. - ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 239 с.
45. Липсиц, И.В. Ценообразование. Управление ценообразованием в организации [Текст] / И.В. Липсиц - М.: Экономистъ, 2005. 176 с.
46. Морозов, А. Д. Введение в теорию фракталов: Современная математика [Текст] / А. Д. Морозов - М. - Ижевк: Институт компьютерных исследований, 2014. 234 с.
47. Надобников, Е.В. Оценка конкурентоспособности наукоемкого продукта по цене [Текст] / Е. В. Надобников // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. 2011. № 4 (127). С. 249-253.
48. Нуралиев, С. У. Производство инновационного продукта и оценка его конкурентоспособности [Текст] / С. У. Нуралиев // Вопросы региональной экономики. 2015. Т. 23. № 2. С. 34-38.
49. Петреня, Ю.К., Глухов В.В., Шилин П.С. Концепция «проектирование для конкуренции» как основа формирования инновационной политики предприятия [Текст] / Ю. К. Петреня, В.В. Глухов, П.С. Шилин // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. 2017. Т. 10. № 1. С. 155 - 163.
50. Пивиков, Д.В. Применение инструмента развертывания функций качества для повышения конкурентоспособности инновационного продукта [Текст] / Д.В. Пивиков, Н.Г. Котомина // Казанская наука. 2013. № 10. С. 96¬100.
51. Рождественская, Л.Н. Определение конкурентоспособности инновационного продукта и перспективы его внедрения [Текст] / Л.Н. Рождественская, Е.С. Бычкова // Пищевая промышленность. 2011. № 12. С. 35-37.
52. Романова, Т.Е. Инновационная активность как основной фактор повышения конкурентоспособности производителей продуктов питания [Текст] / Т.Е. Романова // Научное обозрение. 2015. № 2. С. 212-214.
53. Семенова Э.Н. Малый инновационный бизнес как связующий элемент рыночного механизма [Текст] / Э.Н. Семенова // Журнал правовых и экономических исследований. 2017. № 2. С. 251-253.
54. Синяева, И.М. Модель коммерческой системы инновационного маркетинга [Текст]: Монография / И. М. Синяева. — М.: Издательско- торговая корпорация «Дашков и К°», 2015. — 166 с.
55. Сироткин, О. С. Основы инновационного материаловедения: Монография [Текст] / Сироткин О.С. - М.:НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 157 с.
56. Сироткин, О. С. Основы инновационного материаловедения: Монография [Текст] / О.С. Сироткин. - М.: ИНФРА-М, 2011. - 158 с.
57. Скорняков, Э. П. Отбор наиболее эффективных изобретений из мирового фонда для использования в НИОКР [Текст] / Э. П. Скорняков, М. Э. Горбунова. - М.: ПАТЕНТ, 2008. - 176 с.
58. Скорняков, Э. П., Горбунова М. Э. Оценка технического уровня продукции [Текст] / Э. П. Скорняков, М. Э. Горбунова // Патентная информация сегодня. - 2012. - № 2. С. 37-41.
59. Скорняков, Э. П., Горбунова М. Э. Прогнозы и прогнозные оценки на основе патентных исследований [Текст] / Э. П. Скорняков, М. Э. Горбунова. - М.: ИНИЦ Роспатента, 2002. - 345 с.
60. Половинкин, А. И. Законы строения и развития техники [Текст] / А. И. Половинкин - Волгоград: ВПИ. 2015. 196 с.
61. Половинкин, А. И. Основы инженерного творчества: Учебное
пособие для студентов вузов [Текст] / А. И. Половинкин - М.:
Машиностроение. 2014. 346 с.
62. Титов, В. В. Системно-морфологический подход в технике, науке,
социальной сфере [Электронный документ]: Режим доступа:
http://www.metodolog.ru/00039/00039.html/. Дата доступа: 05.06.2017
63. Романов, А. А. Разработка рекламного продукта: Учеб. пособие [Текст] / А.А. Романов, Г.А. Васильев, В.А. Поляков. - М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2010. - 256 с.
64. Резник, С. Д. Конкурентоориентированность и
конкурентоспособность студенческой молодежи России: опыт, проблемы, перспективы: Моногр. [Текст] /Резник С. Д., Коновалова Е. С., Сочилова С. С.,2-е изд.-М.:НИЦ ИНФРА-М, 2016-292 с.
65. Философова, Т. Г. Конкуренция. Инновации.
Конкурентоспособность [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлениям «Менеджмент», «Экономика» / Т. Г. Философова, В. А. Быков; под ред. Т. Г. Философовой. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 295 с.
66. Широков, А.В. Оценка стоимости инновационного продукта на разных стадиях проектирования [Текст] / А.В. Широков, Н.В. Чапрак // Инновации. 2016. № 1 (207). С. 109-114.
67. Кудиной, М.В. Экономика инновационного развития: Монография [Текст] / Московский Государственный Университет им. М.В.Ломоносова; Под ред. д.э.н., проф. М.В. Кудиной, М.А. Сажиной - М.: ИД ФОРУМ: НИЦ ИНФРА-М, 2014 - 256 с.
68. Яковлев, И.А. Конкурентоспособность на рынке
телекоммуникаций. Проблема анализа и оценки конкурентоспособности инновационного телекоммуникационного продукта[Текст] / И. А. Яковлев // Российское предпринимательство. 2010. № 3-1. С. 147-152.
69. Реестр объектов интеллектуальной собственности [Электронный
ресурс]: Официальный сайт КФУ. URL:
http://kpfu.ru/sveden/struct/upravlencheskie-podrazdeleniya/intellektualnaya- sobstvennost/obekty-intellektualnoj-sobstvennosti. Дата доступа: 11.05.2017.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ