ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕТЕЛЬНОСТИПЕДАГОГА ПО ФОРМИРОВАНИЮ АДЕКВАТНОЙ САМООЦЕНКИМЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА В УСЛОВИЯХ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 7
1.1 Виды, стадии формирования и функции самооценки 7
1.2 Особенности самооценки детей младшего школьного возраста.
Взаимосвязь самооценки и учебной деятельности 20
1.3 Методы и приемы по формированию адекватной самооценки
младшего школьника педагогом в учебной деятельности 36
Выводы по 1 главе 49
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ АДЕКВАТНОЙ САМООЦЕНКИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 51
2.1 Характеристика хода экспериментальной работы 51
2.2 Анализ изучения уровня сформированности самооценки
младших школьников 55
2.3 Программа работы педагога по формированию адекватной самооценки у младших школьников в учебной деятельности 62
2.4 Анализ результатов изучения уровня сформированности
самооценки у младших школьников (контрольный этап экспериментальной работы) 74
Выводы по 2 главе 82
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 84
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 87
ПРИЛОЖЕНИЯ 93
В настоящее время, главной целью школы является не только обучить, но и вырастить полноценно развитую, гармоничную личность, которая способна принимать решения в постоянно изменяющемся мире. Это подтверждает и ФГОС, который, время от времени, претерпевает изменения, и все больше становится направлен на индивидуальное, личностное развитие каждого обучающегося.
Современный педагог не стоит на месте, он ищет новые, увлекательные пути подачи материала, развивает творческие способности детей и старается раскрыть весь потенциал личности ребенка. Но, несмотря на это, воспитанники начальной школы часто теряют интерес к получению знаний: понижается уровень заинтересованности, обучающиеся становятся безынициативными. Это происходит из-за того, что дети перестают чувствовать свою значимость, свой успех и не могут правильно оценить себя. Напрямую это связано с понятием «самооценка».
Иногда, даже взрослому человеку, сложно оценить свои поступки, действия и намерения. Многие закономерности развития до сих пор остаются закрыты. Но, любой педагог, переживающий за судьбы своих воспитанников, должен узнавать больше о возрастных особенностях развития личности, о том, как помочь детям на определенном и важном этапе развития - в младшем школьном возрасте.
В данной работе, мы рассмотрели самооценку с разных ракурсов, описали её функции, уровни и виды. Попытались выявить, что влияет на снижение уровня самооценки обучающихся начальных классов, какие новообразования личности помогают младшим школьникам формировать самооценку, и как, все происходящие явления связаны с учебной программой, деятельностью школьника и получением знаний, умений и навыков.
Также мы постарались выявить важнейшие взаимосвязи - самооценки с самокритикой и самоопределением личности. Основной объем работы занимает ответ на главный вопрос - как педагог, через учебную деятельность, может повлиять на формирование самооценки младшего школьника? И сопутствующий вопрос - какие приемы может использовать педагог в своей работе для формирования адекватного уровня самооценки обучающегося?
Актуальность исследования: Самооценка - сложное образование личности, которое еще не до конца изучено. Ученые открывают все новые грани в данном психологическом феномене и с разных сторон подходят к его изучению. Актуальность данной работы заключается в определении влияния педагога, на самооценку обучающегося начальных классов, через учебную деятельность. Наша тема, также, актуальна для понимания механизмов воздействия разных личностных образований, младшего школьника, через учебную деятельность на самооценку. Зная эти механизмы современный педагог, перед которым стоит задача обеспечить достижение личностных результатов каждому обучающемуся, сможет через ведущую деятельность ребенка влиять на фундаментальное образование личности. Что даст обучающемуся возможность раскрыть свой потенциал и, в будущем, самоопределиться, найти свое место в мире.
Противоречие между необходимостью формирования адекватной самооценки у младших школьников как условия успешного обучения с одной стороны и недостаточным методическим обеспечением работы учителя в данном направлении с другой
Проблема: каково содержание программы деятельности учителя по формированию адекватной самооценки у младших школьников.
Объект: процесс формирования самооценки младших школьников.
Предмет: деятельность педагога по формированию адекватной самооценки у младших школьников.
Цель: теоретическое обоснование и экспериментальная проверка программы деятельности педагога по формированию адекватной самооценки младшего школьника в учебной деятельности.
Задачи:
1. Изучить этапы и закономерности формирования, уровни, виды и типы самооценки младших школьников.
2. Понять взаимосвязь уровня самооценки с особенностями личности каждого ребенка и выявить, как педагог может влиять на уровень самооценки младших школьников через учебную деятельность.
3. Охарактеризовать основные приемы, используемые для формирования адекватной самооценки обучающихся начальных классов.
4. Экспериментальным путем проверить результативность программы работы педагога по формированию адекватной самооценки у младших школьников в учебной деятельности.
Гипотеза: если в учебно-воспитательный процесс начальной школы внедрить программу деятельности педагога, направленную на формирование адекватной самооценки, то ее уровень у младших школьников повысится.
Теоретические методы: анализ литературы, обобщение и систематизация знаний.
Эмпирические методы: эксперимент, тестирование.
Методы обработки и интерпретации результатов.
Исследование проводилось на базе гимназии в г. Екатеринбурге. Работа проводилась на одном классе, длилась на протяжении года и включала в себя три этапа: первичная диагностика (апрель 2019 года, 2 класс), включение в работу и апробация методик (сентябрь 2019 год - март 2020 год), повторное исследование и сравнительный анализ полученных данных (март - апрель 2020 года, 3 класс). В общей сложности, тридцать обучающихся одного класса начальной школы проходили тестирование два раза, с промежутком в один год.
Практическая значимость: разработанная нами программа может быть использована учителями начальных классов для формирования адекватной самооценки у младших школьников.
Структурно наша работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (63 источника) и приложений (9 рисунков, 13 таблиц).
Проанализировав ряд литературы по данной теме, мы обнаружили, что самооценка представляет собой сложное динамическое явление. Многие зарубежные и отечественные ученые с разных сторон подходят к изучению данного психологического феномена, и, по сегодняшний день, самооценка - одна из центральных тем исследований.
В работе мы отразили функции, виды и уровни самооценки (завышенный, адекватный, заниженный), которые выделяют данные авторы. И рассмотрели связанные с самооценкой понятия «уровень притязаний», «самовосприятие», «самоопределение» и др.
Самооценка относится к образованиям, которые формируются постепенно, с самого рождения, и зависят не только от врожденных характеристик человека, но и от влияния внешних факторов (воспитание, обучение, социальное окружение и др.).
После 14 лет самооценка закрепляется и становится более устойчивой. Сформировавшаяся самооценка демонстрирует социальную адаптацию индивида, позволяет личности самосовершенствоваться, приносить пользу и достигать успеха. В своих работах исследователи указывают на то, что отклоняющийся от адекватного уровень самооценки может мешать индивиду самореализовываться и самоопределяться.
Безусловно, младший школьный возраст - один из главных этапов формирования самооценки, и, важную роль здесь будет играть главная деятельность ребенка - учебная (С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин, Л. С. Выготский и др.) и все, что с ней связано.
Как у и взрослых, у младших школьников уже хорошо выражен уровень их самооценки. Так, дети с адекватной (средней) самооценкой и адекватным уровнем притязаний будут более инициативны. Они стремятся к успеху в учебной деятельности, стараются учиться на «отлично». Младший школьник с адекватной самооценкой стремится познать новое, легко включается в работу.
Обучающиеся, у которых наблюдается завышенный (высокий) уровень самооценки, часто менее активны: они боятся ошибиться, выполняя задание. Им свойственно преувеличивать результаты своей учебной деятельности, своей значимости.
Для детей с заниженной (низкой) самооценкой характерны такие личностные черты как: повышенная самокритика, неуверенность в себе, замкнутость. Младшие школьники с этим уровнем самооценки, в учебной деятельности, стараются выбирать более легкие задания. И с особым трепетом относится к тому, что может повысит его самооценку: одобрение, похвала, признание и др.
Самое главное - на этом этапе развития уровень самооценки еще поддается корректировке. Поэтому, педагог должен осознавать всю важность гармоничного развития личности, и правильно выстраивать свою работу.
Необходимо помнить, что младшему школьнику нужно видеть свои достижения, чувствовать успех в учебной деятельности, а «успех» может достигаться разными способами: создание ситуаций, для раскрытия потенциала обучающегося, применение игрового подхода, безотметочного обучения и др. Это хорошо прослеживается в опытно-экспериментальной части нашей работы.
После проведения первичного исследования на уровень сформированности самооценки, нами были изучены различные приемы по формированию самооценки младших школьников. Проведен анализ (наиболее «слабые» - «Ладошки» и «Пометки сомнений», эффективные - «Своя валюта» и «Лист самооценки») и корректировка («Мишень», «Лист самооценки») методик.
Помимо этого, мы старались соблюдать все рекомендации, включенные в теоретическую часть работы. Были освоены новые технологии ведения уроков («SCRUM», урок - квест и др.), использовался игровой подход: создавались игры, викторины при помощи сервисов LerningApps.org, quizziz и edpuzzle. Младшим школьникам предлагалось к выполнению больше творческих заданий и заданий по желанию.
Чтобы дети могли увидеть свои достижения, на сайте педагога было создано электронное портфолио каждого обучающегося.
Разработаны технологические карты уроков по математике («Перспективная начальная школа»), и окружающему миру («Школа России»), с применением различных приемов, описанных в работе. По данным технологическим картам проведены открытые уроки.
В конце марта 2020 года проведено повторное тестирование младших школьников на уровень самооценки. Составлены сравнительные диаграммы, из которых видно, что у большинства детей, в 2020 году, стал преобладать адекватный (средний) уровень самооценки (показатель увеличился за год). Показатели завышенной (высокой) и заниженной (низкой) самооценки понизились.
Помимо этого, в 2020 году у большего количества детей (чем в 2019 году) мнение по успешности их обучения совпадает с мнением педагога. Значит, обучающиеся более правильно стали оценивать себя и свои учебные достижения после проведенной нами работы.
В целом, полученные нами результаты указывают на взаимосвязь учебной деятельности, работы педагога и формирования адекватного уровня самооценки у младших школьников.
Выдвинутая нами гипотеза была подтверждена: если в учебно-воспитательный процесс начальной школы внедрить программу деятельности педагога, направленную на формирование адекватной самооценки, то уровень самооценки у младших школьников повысится.
Результатом проделанной работы стал список методических рекомендаций по формированию адекватного уровня самооценки у младших школьников. На практике подтверждена эффективность разработанной программы.
Цель исследования достигнута.
1. Ананьев Б. Г. Развитие детей в процессе начального обучения и воспитания // Проблемы обучения и воспитания в начальной школе. - Москва, 1960. - С. 3 - 28.
2. Асеев В. Г. Мотивация поведения и формирование личности. - Москва : Мысль, 1976. - 158 с.
3. Бернс Р. Развитие Я - концепции и воспитание / Пер. с англ. - Москва : Прогресс, 1986. - 470 с.
4. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - Москва : Просвещение, 1968. - 468 с.
5. Бороздина Л. В. Что такое самооценка // Психологический
журнал - 1990. - Т.11, № 2. - С. 20 - 21.
6. Бороздина Л. В. Что такое самооценка // Психологический
журнал. - 1992. - Т.13, №4. - С. 99 - 101.
7. Варшава Б. Е. Психологический словарь. - Москва : Академия, 2008. - 256 с.
8. Виноградова Н. Ф. Учителю на заметку / Н. Ф. Виноградова // Начальная школа. - 2007. - №13. - С. 15.
9. Виноградова Н.Ф. Контроль и оценка в начальной школе // Начальная школа. - 2006. - №15. - С. 47 - 49.
10. Волков Б. С. Младший школьник. Как помочь ему учиться / Б. С. Волков. - Москва : Академия, 2005. - 144 с.
11. Воронцов А.Б. Педагогическая технология контроля и оценки учебной деятельности. - Москва : Сфера, 2002. - 303 с.
12. Выготский Л.С. Психология личности. / Под ред. М. Г. Ярошевского. - Москва : Педагогика, 1987. - 344 с.
13. Выготский, Л. С. Педагогическая психология [Текст] / Л. С. Выготский. - Москва : АСТ, 2005. - 670 с.
14. Головин С. Ю. Словарь практического психолога / С. Ю. Головин. - Минск : Харвест, 2001. - 800 с.
15. Джеймс У. Психология / Пер. с англ. / Под ред. и с предисл. Л. А. Петровской. Москва : Педагогика, 1991. - 367 с.
16. Дьяченко М. И. Краткий психологический словарь: Личность, образование, самообразование, профессия / М. И. Дьяченко. - Минск : Харвест, 1998. - 386 с.
17. Захарова А. В. Исследование самооценки младшего школьника в учебной деятельности // Вопр. психол. - 1980. - № 4. - С. 90 - 99.
18. Захарова А. В. Психологические проблемы учебной деятельности школьника / Под ред. В. В. Давыдова. Москва : Педагогика, 1977. - 273 с.
19. Казанская К. О. Детская и возрастная психология. / Е. Н. Казанская. - Москва : А-Приор, 2010. - 160 с.
20. Каменская Е. Н. Психология развития и возрастная психология [Текст] : конспект лекций / Е. Н. Каменская. - Изд. 3-е, перераб. и доп. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2008. - 252 с.
21. Квинн В. Прикладная психология. / В. Квинн. - Санкт-Петербург : Питер, 2000. - 304 с.
22. Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь: для студ. высших и
средних учебных заведений. / А. Ю. Коджаспиров. - Москва :
Просвещение, 2001. - 492 с.
23. Коломинский Я. Л. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. - Москва : А-Приор, 2012.
24. Костылев Ф. В. Вопросы проверки знаний в советское время // Учить по-новому: Нужны ли оценки - баллы. - Москва : Сфера, 2000. - С.44-77.
25. Костяк Т. В. Тревожный ребенок: младший школьный возраст [Текст] / Т. В. Костяк. - Москва : Академия, 2008. - 96 с.
26. Краткий психологический словарь-хрестоматия. - Москва : Высшая школа, 1974. - 134 с.
Т1. Кулагина И. Ю. Возрастная психология: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. / И. Ю. Кулагина - Москва : Сфера, 2001. - 464 с.
28. Ларина А. Б. Формирование познавательной самооценки учащихся в начальной школе: методическое пособие. - Калининград: КОИРО, 2011.
29. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики [Текст] : А. Н. Леонтьев. - Санкт - Петербург : Питер, 2001. - С. 21 - 49.
30. Леонтьев А. Н. Современная психология / Под ред. А.В. Запорожца и др. Москва : МГУ, 2000. - С. 40 - 53.
31. Лисина М. И. Формирование личности ребенка в общении [Текст] : М. И. Лисина. - Санкт - Петербург : Питер, 2009. - 320 с.
32. Лисина, М. И. Общение, личность и психика ребенка / М. И. Лисина. - Москва : Институт практической психологии, 1997.
33. Макаренко, А. С. О воспитании [Текст] : Сост. и автор вступ. ст. В. С. Хелемендик. - Москва : Политиздат, 1990. - 415с.
34. Маклаков А. Г. Общая психология. - Санкт - Петербург : Питер, 2008. - 583 с.
35. Маралов В. Г. Основы самопознания и саморазвития: учебное пособие для студентов средних педагогических заведений - 2-е изд., стер. - Москва : Академия, 2004. - 256 с.
36. Меньшикова Е. А. Психолого-педагогическая сущность познавательного интереса [Текст] : Е. А. Меньшикова // Вестник ТГПУ. - 2018. - № 3. - С. 16 - 20.
31. Молчанова О. Н. Самооценка: теоретические проблемы и эмпирические исследования. Учебное пособие [Электронный ресурс] / О. Н. Молчанова. - Москва: Флинта, 2010. - 392 с.
38. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учебник для студентов вузов. - 5-е изд., стер. - Москва : Академия, 2000. - 456 с.
39. Немов Р. С. Формирование личности в младшем школьном возрасте [Текст] : учебник для студентов высших педагогических заведений / Р. С. Немов. - Москва: Академия, 2003. - 780 с.
40. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс] :
федер. закон Российской Федерации от 29.12.2012 N 273-ФЗ: [ред. от 30.12.2015]. - Режим доступа : http://www.consultant.ru/
document/cons_doc.- Загл. с экрана. - Яз. рус., англ.
41. Осипова А. А. Общая психокоррекция / А. А. Осипова. - Москва : Сфера, 2005. - 512 с.
42. Пирогов Н. М. Организация учебного процесса // Директор школы. - 2006, №1 - С. 57.
43. Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009
г. N 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (с изменениями и дополнениями от 26 ноября 2010 г., 22 сентября 2011 г., 18 декабря 2012 г., 29 декабря 2014 г., 18 мая, 31 декабря 2015 г.) [Электронный ресурс] // Режим доступа :
https://base.garant.ru/197127/.-Загл. с экрана. - Яз. рус., англ.
44. Рубинштейн С. Л. Принципы и пути развития психологии. - Москва, 1959. - 354 с.
45. Серебрякова Е. Л. Уверенность в себе и условия ее формирования [Текст] : дис. канд. психол. наук / Е. Л. Серебрякова - Москва : МГУ, 1955. - 124 с.
46. Ситаров, В. А. Дидактика [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин. - 2-е изд. - Москва : Издательский центр «Академия», 2004. - 368 с.
47. Славина Л. С. Академия педагогических наук РСФСР, Институт психологии. - Москва : Издательство Академии педагогических наук РСФСР, 1958. - 212 с.
48. Слободчиков В. И. Формирование Я - концепции // Начальная школа - 2002 - №3. - С. 29 - 34.
49. Смирнов А. А. Избранные психологические труды: В 2 т. Т.1 / Академия педагогических наук СССР; Под ред. Б. Ф. Ломова. - Москва : Педагогика, 1987. - 172 с.
50. Спиркин, А. Г. Сознание и самосознание. - Москва : Политиздат, 1972. - 303 с.
51. Тихомирова Е. И. Социальная педагогика. Самореализация школьников в коллективе [Текст] : учебное пособие для студентов педагогических вузов / Е. И. Тихомирова. - Москва : Академия, 2005. - 144 с.
52. Усова А. Б. Роль игры в воспитании детей. - Москва : Просвещение, 2010. - 94 с.
53. Учебная деятельность младшего школьника: диагностика и коррекция неблагополучия / Под ред. З.Ю. Гильбуха. - Киев, 1993. - 268 с.
54. Федеральный государственный образовательный стандарт
начального общего образования (утв. приказом Минобрнауки РФ от 06.10.2009 г. N 373) (с изм. и доп. от 26.11.2010 г., 31.12.2015 г.)
[Электронный ресурс] // Режим доступа : https://
base.garant.ru/197127/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/. - Загл. с экрана.
55. Феннел М. Как повысить самооценку. - Москва : АСТ, 2005. - 208 с.
56. Фомина, Л. Ю. Что виляет на формирование самооценки младших школьников // Начальная школа. - 2003. - №10 - С. 99 - 102.
57. Хухлаева О. В. Практические материалы для работы с детьми 3 - 9 лет. - Москва : Генезис, 2006. - 176 с.
58. Хухлаева О. В. Психологические игры, упражнения, сказки. - Москва : Генезис, 2012. - 154 с.
59. Цукерман Г.А. Оценка без отметки. Москва - Рига : «Эксперимент», 1999. - 401 с.
60. Чеснокова И. И., Шорохова Е. В. Проблема самосознания в психологии. Москва : Наука, 1977. - 144 с.
61. Эльконин Д. Б. Детская психология / Д. Б. Эльконин - Москва : «Прогресс», 1960.
62. Энциклопедия профессионального образования [Текст] : в 3-х т. / ред. С. Я. Батышева. - Москва : АПО, 1998.