Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Интегративные задания как средство повышения качества профессиональной подготовки студентов

Работа №80640

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы58
Год сдачи2020
Стоимость4340 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
318
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1.1. Особенности и требования к качеству подготовки студентов в теории и практике педагогики ..8
1.2 Сущность интеграции в педагогическом процессе 12
1.3. Виды и применение интегративных заданий в процессе подготовки студентов 16
Выводы по первой главе 23
Глава 2. Опытная работа по разработке интегративных заданий как средства повышения качества профессиональной подготовки студентов 25
2.1. Цель, задачи и организация проведения опытной работы 25
2.2. Разработка комплекса интегративных заданий для повышения качества профессиональной подготовки студентов 33
2.3. Анализ и оценка результатов опытной работы 38
Выводы по второй главе 40
Заключение 42
Библиографический список 45
Приложение 50

Профессиональная подготовка студентов является очень важным фактором качества образования, которая в полной мере отражает качество образования. Педагогическая наука занимается этим вопросом на протяжении всего своего существования. Ведь именно она задает тенденции образованности или необразованности студентов. Поэтому очень важно охватить все сферы: и предметные, и межпредметные. Отечественная педагогическая наука характеризуется различными стратегическими подходами к образованию. Одним из таких подходов является межпредметная интеграция.
Важнейшие функции системы образования: индивидуализация и социализация личности обучающихся. А поскольку социализация личности является важнейшим фактором, воздействующим на общество в целом, педагогу необходимо научить индивидуума работать с информацией самостоятельно и грамотно.
Все большее развитие разного рода наук требуют от человека приобретение знаний в широком спектре проблем и умение осуществлять перенос этих знаний, умений и навыков из одной научной области в другую.
Тенденциями развития наук является:
- появление новых наук на стыке уже известных,
- переосмысление уже имеющихся наук в совокупности с новыми знаниями.
Соответственно, благодаря данным изменениям, у обучающихся формируются:
- целостный подход к процессу обучения, то есть обширное представление о науках и связях между ними,
- обобщение умений работы с информацией, поскольку она является основой самостоятельного обучения.
Поэтому качество профессиональной подготовки крайне важно на данном этапе развития человечества. Ведь современный мир перенасыщен информацией, и из-за этого очень тяжело отсеивать действительные знания от ложных, чем и занимается педагог в своей профессиональной деятельности. Однако важно не только избирательно преподносить знания, но и уметь интегрировать знания своей профессиональной деятельности со знаниями других отраслей, а также знания уже накопленного опыта со знаниями современными, так называемыми «вчерашними». Интеграция в переводе с латинского означает восполнение, объединение. Это процесс синтеза нескольких предметов или явлений в одно целое, и совокупность знаний обеих сторон. Понятие появилось относительно недавно благодаря погружению в те или иные аспекты жизнедеятельности. В связи с этим появляются межпредметные связи, которые до этого существовали в незначительном количестве. Поэтому на данном этапе становления этих связей недостаточно пособий, способствующих качественной подготовке студентов к восприятию межпредметной информации. Таким образом, можно сделать заключение о том, что тема интегративного обучения очень важна и актуальна на данном этапе становления общества.
Основная цель получения студентами знаний, умений и навыков заключается в подготовке к работе и применению своих интегрированных знаний в условиях современной жизни и развитие творческих способностей, а также способностей нестандартно мыслить, чтобы соответствовать тенденциям современного общества. Данные критерии выступают составляющими качества образованности.
Концепция качества образовательного процесса является основополагающей для образовательных учреждений, ведь она должна учитывать требования соответствия профессионального образования социальным потребностям страны, а также внутренние и внешние условия функционирования учебного заведения как сложной многоуровневой системы. Повышение качества подготовки обучающегося становится одной из главных задач на длительную перспективу в системе образования. При определении понятия «качество образования» мы выделяем три основных направления в работе образовательной организации: обеспечение качества содержания образования; обеспечение качества результатов образования (качества образованности выпускников); обеспечение качества образовательных технологий (качества методов обучения и воспитания) [28].
В связи со всем выше сказанным, целью разработки интегративных заданий является повышение качества образования. А также помощь студентам в овладении мало изученной смежной темы, чтобы студент смог не только понимать актуальность и необходимость межпредметной интеграции, но и применять на практике знания по данной теме в процессе будущей жизнедеятельности, что значительно повысит качество образования.
Цель исследования - теоретически обосновать условия повышения качества профессиональной подготовки и разработать интегративные задания для повышения качества профессиональной подготовки студентов.
Объект исследования: процесс повышения качества профессиональной подготовки студентов.
Предмет исследования: повышение качества профессиональной подготовки средствами интегративных заданий.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть теоретические аспекты проблемы интеграции профессиональной подготовки в процессе изучения дисциплин профессионального цикла.
2. Выявить особенности интегративных заданий как средства повышения качества профессиональной подготовки.
3. Выявить условия формирования профессиональных компетенций студентов техникума.
4. Провести опытную работу по формированию профессиональных компетенций студентов техникума как результат повышения качества профессиональной подготовки путем создания интегративных заданий.
5. Проанализировать результаты опытной работы.
Теоретико-методологической основой исследования явились теории: системного (Ю.А. Конаржевский, Ю. К. Бабанский и др.), деятельностного (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев и др.) и личностно-ориентированного (Личностно-ориентированное обучение Якиманская И.С., Технология саморазвивающего обучения (Селевко Г.К.) и др.) подходов в образовании; педагогической интеграции (Н.К. Чапаев, Н.М. Яковлева и др.); формирования профессиональной компетентности (А.К. Маркова, В.А. Сластенин, И.С. Якиманская и др.); межпредметных связей (И.Д. Зверев, В.Н. Максимова, А.В. Усова и др.); педагогических исследований (Ю.К. Бабанский, В.И. Загвязинский, В.В. Краевский и др.); повышения качества профессионального образования (A.M. Моисеев, М.М. Поташник, Е.В. Яковлев и др.); теория учебной деятельности и концепция построения учебного предмета Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова и др.;
Исследование проводилось с использованием комплекса теоретических и эмпирических методов.
Теоретические методы: а) анализ нормативных документов о среднем профессиональном образовании применялся для обоснования актуальности проблемы и определения правовых возможностей ее решения; б) теоретико-методологический анализ; в) понятийно-терминологический анализ; г) системный анализ послужил основой целостного рассмотрения проблемы; Практические методы: а) изучение, анализ и обобщение эффективного опыта подготовки студентов техникума; б) констатирующий эксперимент по оценке профессиональной подготовки студентов техникума; в) формирующий эксперимент по практической апробации интегративных заданий как средства повышения качества профессиональной подготовки для студентов техникума; г) наблюдение, анкетирование, тестирование, самооценка, экспертная оценка.
Практическая значимость работы: разработанные задания могут
применяться в качестве средства по повышению качества образования в организации среднего профессионального образования.
Структура работы: состоит из введения, двух глав, заключения,
библиографического списка и приложений. Текст изложен на 42 страницах, содержит 1 таблицу, приложение составляет 9 страниц. Библиографический список включает 42 наименования.
База исследования: ГБПОУ «Челябинский техникум текстильной и легкой промышленности», студенты 3 курса, обучающиеся по направлению 29.02.04 «Конструирование, моделирование и технология швейных изделий» в количестве 11 человек.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


На современном этапе остро ощущается нехватка работников новых профессий, а также специалистов, обладающих обновленными знаниями и умениями в рамках уже существующих профессий. По мере увеличения сложности производственных процессов растет и уровень требования работодателей к квалификации своих потенциальных работников. В связи с этим очень важно следить не только за тенденциями современного рынка, но и за качеством образования в техникумах.
В ходе работы нами были изучены понятия, позволяющие определить не только суть профессионального образования, но и специфику современных подходов к системе обучения конструкторов-технологов. Такой спецификой является преподавание с использованием интеграции дисциплин. Нами были изучены понятия: профессиональная подготовка, педагогический процесс, качество обучения, а также значение интеграции и виды интегративных уроков.
В процессе изучения базы исследования нами были рассмотрены планы уроков, методическое обеспечение, а также изучены профессиональные компетенции, которыми должны обладать студенты, обучающиеся по направлению 29.02.04 «Конструирование, моделирование и технология швейных изделий».
При проведении опытной работой мы организовали контрольный срез знаний, который помог нам определить уровень и качество знаний по изученному материалу. Исходя из результатов тестирования, мы выяснили, что качество образования по данной дисциплине, а именно ОП.05. «История стилей в костюме», имеет недостаточный уровень. В связи с чем было принято решение о том, что знания по этой дисциплине мы будем углублять посредством проведения уроков по дисциплинам профессиональной подготовки с использованием интегративных заданий. Были выбраны дисциплины, с которыми мы будем интегрировать Историю стилей в костюме: Спецрисунок и художественная графика, Материаловедение, Моделирование швейных изделий.
Задания разрабатывались с учетом профессиональных компетенций, которыми должен обладать технолог-конструктор по прошествии изучения им данных дисциплин. С учетом данных компетенций и понятия интегративного задания, были созданы планы по проведению уроков по каждой из выбранных дисциплин, которые в свою очередь были рассмотрены не только научным руководителем, но и руководителем на базе практики, были внесены корректировки, связанные со спецификой профессионального обучения.
Во время проведения уроков, были замечены некоторые сложности, связанные с тем, что знания студентов по истории стилей в костюме недостаточно глубоки. Немаловажным фактором являлось и то, что обучающиеся имели некоторую скованность в работе с преподавателем. Однако по прошествии времени студенты стали чувствовать себя более комфортно, а также проявили заинтересованность в таком формате работы, как интерактив.
При подведении итогов уроков был специализированный текст, который позволял не только проследить уровень изучения нового материала, но и проследить, насколько повысилось знание уже изученной дисциплины. Таким образом, можно заключить, что:
1. интеграция является важным условием повышения качества профессиональной подготовки специалистов;
2. интегративные задания способствуют повышению уровня сформированности профессиональных компетенций студентов техникума за счет углубления, расширения знаний.
3. интегративные задания в профессиональном образовании являются фактором повышения качества образования, формируют интерес студентов к освоению профессии, способствуют саморазвитию профессиональных качеств будущего специалиста.



1. Безрукова, В. С. Педагогика [Текст]: учебное пособие / В. С. Безрукова. - Ростов н/Д.: Феникс, 2013 г. - 34 с.
2. Безрукова, В. С. Педагогика. Проективная педагогика [Текст]: учебное пособие для инженерно-педагогических институтов и индустриально- педагогических техникумов / В. С. Безрукова. - Екатеринбург: Деловая книга, 1996 г. - 20-26 с.
3. Белозерцев, Е. П. Образование: историко-культурный феномен [Текст]: курс лекций / Е. П. Белозерцев. - СПб.: Юрид. центр Пресс, 2004 г. - 2 с.
4. Беспалько, В. П. Слагаемые педагогической технологии [Текст]: справочник / В. П. Беспалько. - М.: Педагогика, 1989 г. - 32-36 с.
5. Богуславский, М. В. ХХ век российского образования [Текст]: учебное пособие / М. В. Богуславский. - М.: ПЕР СЭ, 2002 г. - 50-54 с.
6. Болотов, В. А. Педагогическое образование России в условиях социальных перемен: принципы, технологии, управление [Текст]: монография / В. А. Болотов. - Волгоград: Перемена, 2001 г. - 102-105 с.
7. Бордовская, Н. В. Педагогика [Текст]: учебное пособие / Н. В. Бордовская, А. А. Реан. - СПб.: Питер, 2006 г. - 304 с.
8. Бордовский, В. А. Инновационные процессы в современной системе высшего педагогического образования [Текст]: справочник / В. А. Бордовский. - СПб.: Изд-во РГПУ, 1998 г. - 31 с.
9. Буслаев, Ф. И. Преподавание отечественного языка [Текст]: учебное пособие для студентов пед. ин-тов / Ф. И. Буслаев. - М.: Просвещение, 1992 г. - 27 с.
10. Валицкая, А. П. Образование в России: Стратегия выбора [Текст]: монография / А. П. Валицкая. - СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 1998 г. - 15 с.
11. Вербицкий, А. А. Контекстное обучение и становление новой образовательной парадигмы [Текст]: монография / А. А. Вербицкий. - Жуковский: МИМ ЛИНК, 2000 г. - 7 с.
12. Вершловский, С. Г. Педагог эпохи перемен, или Как решаются сегодня проблемы профессиональной деятельности учителя [Текст]: монография / С. Г. Вершловский. - М.: Сентябрь, 2002 г. - 18 с.
13. Галицких, Е. О. Диалог в образовании как способ становления толерантности [Текст]: учебно-методическое пособие / Е. О. Галицких. - М.: Академический Проект, 2004 г. - 28 с.
14. Гершунский, Б. С. Философия образования для XXI в. [Текст]: учебно-методическое пособие / Б. С. Гершунский. - М.: Совершенство, 1998 г. - 70 с.
15. Гуревич, П. С. Психология и педагогика [Текст]: учебник для студентов вузов / П. С. Гуревич. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005 г. - 52-60 с.
16. Давыдов, В. В. Лекции по педагогической психологии [Текст]: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. В. Давыдов. - М.: Академия, 2006 г. - 25-28 с.
17. Даринский, А. В. Высшие учебные заведения старого Петербурга [Текст]: монография / А. В. Даринский. - СПб.: Глагол, 2002 г. - 18 с.
18. Джуринский, А. Н. История образования и педагогической мысли [Текст]: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / А. Н. Джуринский. - М.: Дрофа, 2005 г. - 47-54 с.
19. Дралюк, И. А., Дралюк Р. С. Повышение качества подготовки
специалиста как условие его конкурентоспособности [Электронный ресурс] / Теория и практика образования в современном мире: материалы VI Междунар. науч. конф.: 2004 г. - режим доступа к журналу:
https://moluch.ru/conf/ped/archive/145/6541/- (дата обращения: 21.03.2020)
20. Дышлюк, И.С. Содержание образовательного процесса как фактор межпредметной интеграции [Текст]: курс лекций / И.С. Дышлюк - Ростов н/Д: ЮФУ, 1999 г. - 5-35 с.
21. Загвязинский, В. И. Теория обучения: Современная интерпретация [Текст]: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. И. Загвязинский - М.: Академия, 2004 г. - 34 с
22. Кан-Калик, В. А. Учителю о педагогическом общении [Текст]: книга для учителя / В. А. Кан-Калик. - М.: Просвещение, 1987 г. - 42 с.
23. Коджаспирова, Г. М. Педагогический словарь: для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений [Текст]: словарь / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. - М.: Академия, 2000 г. - 29 с.
24. Козырев, В. А. Высшее образование России в зеркале Болонского процесса [Текст]: научно-методическое пособие / В. А. Козырев, Н. Л. Шубина
- СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2005 г. - 29 с.
25. Колесникова, И. А. Коммуникативная деятельность педагога [Текст]: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / И. А. Колесникова, В. А. Сластёнина. - М.: Академия, 2007 г. - 39 с.
26. Кузьмина Н.В. Профессионализм деятельности преподавателя, мастера производственного обучения [Текст]: справочник / Н.В. Кузьмина - М.: Академия 1989 г. - 9 с.
27. Кузьмина, Н.В. Способности, одаренность, талант учителя [Текст]: монография / Н.В. Кузьмина - М.: Академия 1985 г. - 19 с.
28. Кузьмина, Н.В. Психологическое исследование [Текст]: монография / Н.В. Кузьмина - СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 1994 г. - 27 с.
29. Кульпина, Т.И. Личностно-ориентированное образование как педагогическая проблема [Текст]: диссертация канд. пед. наук. / Т.И. Кульпина
- Ростов н/Д.: ЮФУ 1997 г. - 31 с.
30. Лосева, Л. П. Качество подготовки специалиста в системе высшего
профессионального образования как объект управления [Электронный ресурс]: Профессиональное образование - 2000 г. - режим доступа к ресурсу -
https://moluch.ru/archive/29/3377/(дата обращения: 19.06.2020)
31. Максимова, В.Н. Межпредметные связи в процессе обучения [Текст]: монография / В.Н. Максимова - М.: Просвещение, 1988 г. - 41 с.
32. Маркова, А.К. Психология труда учителя [Текст]: книга для учителя / А.К. Маркова - М.: Просвещение 1993 г. - 39 с.
33. Никандрова, Н. Д. История педагогики [Текст]: учебник для аспирантов и соискателей учёной степени кандидата наук / Н. Д. Никандрова. - М.: Гардарики, 2007 г. - 54 с.
34. Самсонова И.Г. Методика проектирования учебного занятия [Текст]:
учебное пособие / Л.П. Алексеева, И.Г. Самсонова - Ч.: Цицеро, 2017 г. - 17¬19 с.
35. Ушинский, К. Д. Избранные труды [Текст]: монография / Э. Д. Днепрова. - М.: Дрофа, 2005 г. - 39-45 с.
36. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего
профессионального образования по специальности 29.02.04 Конструирование, моделирование и технология швейных изделий [Электронный ресурс]: ФГОС - режим доступа. -
http://www.tolgas.ru/syeden/eduStandarts/29.02.04%20SPKMT.pdf (дата
обращения: 17.04.2019)
37. Фокин Ю. Г. Теория и технология обучения. Деятельностный подход [Текст]: учебное пособие для вузов / Ю. Г. Фокин. - 4-е изд., пер. и доп. - М.: Юрайт, 2018 г. - 241 с.
38. Халиуллин, И.А. Производственное обучение в базовой профессиональной школе [Текст]: учебное пособие / И.А. Халиуллин. - Казань: Школа, 2016 г. - 37 с.
39. Циулина, М. В. Профессиональная подготовка педагога: социально¬педагогические предпосылки [Электронный ресурс]: Теория и практика образования в современном мире: 2016 г. - режим доступа к ресурсу — https://moluch.ru/conf/ped/archive/192/10726/(дата обращения: 08.06.2020)
40. Чернышева, М.В. - Оценка результатов подготовки бакалавров профессионального обучения к педагогическому управлению АПК России [Текст]: учебное пособие / М.В. Чернышева - ЮУр.: Вестник ЧГАА, 2012 г. - 15 с.
41. Чухнина, Г.Я. Исследование систем управления [Текст]: сборник студенческих работ / Г.Я. Чухнина. - М.: Студенческая наука, 2012 г. - 27 с.
42. Эпштейн, М.М. Межпредметное интегративное погружение. Как его организовать и провести [Текст]: монография / В.Ю. Пузыревский, М.М. Эпштейн - М.: Чистые пруды, 2009 г. - 31 с.
43. Шахмаева, К.В. Интегративное обучение как основа организации командной работы студентов ВУЗа [Текст]: учебное пособие / К.Е. Шахмаева, Л.И . Савва, Л.В. Павлова - М.: Студенческая наука, 2017 г. - 47 с.
44. Якушева, С.Д. Университетский образовательный округ - интеграция науки, образования и практики [Текст]: учебное пособие / С.Д .Якушева - М.: АПКиППРО, 2015 г. - 200 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ