ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВОЕННОГО АНСАМБЛЯ ПЕСНИ И ТАНЦА В АСПЕКТЕ КУЛЬТУРНОГО И ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО И
КУЛЬТУРНОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ 7
1.1. Патриотическое воспитание казахстанской молодежи в
условиях поликультурного общества 7
1.2. Сущность и содержание культурного воспитания молодежи 14
1.3. Психолого-педагогическая характеристика юношеского
возраста 20
ГЛАВА 2. РОЛЬ ВОЕННЫХ АНСАМБЛЕЙ ПЕСНИ И ТАНЦА
КАЗАХСТАНА В КУЛЬТУРНОМ И ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ МОЛОДЕЖИ 27
2.1. История возникновения военных ансамблей песни и пляски 27
2.2. Военные ансамбли песни и танца Вооруженных сил
Республики Казахстан 34
2.3. Творческая деятельность Ансамбля песни и пляски
пограничной службы КНБ Республики Казахстан как пропаганда культурно-патриотических аспектов в воспитании молодежи 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 57
Приложения должны быть в работе, но в данный момент отсутствуют
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО И
КУЛЬТУРНОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ 7
1.1. Патриотическое воспитание казахстанской молодежи в
условиях поликультурного общества 7
1.2. Сущность и содержание культурного воспитания молодежи 14
1.3. Психолого-педагогическая характеристика юношеского
возраста 20
ГЛАВА 2. РОЛЬ ВОЕННЫХ АНСАМБЛЕЙ ПЕСНИ И ТАНЦА
КАЗАХСТАНА В КУЛЬТУРНОМ И ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ МОЛОДЕЖИ 27
2.1. История возникновения военных ансамблей песни и пляски 27
2.2. Военные ансамбли песни и танца Вооруженных сил
Республики Казахстан 34
2.3. Творческая деятельность Ансамбля песни и пляски
пограничной службы КНБ Республики Казахстан как пропаганда культурно-патриотических аспектов в воспитании молодежи 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 57
Приложения должны быть в работе, но в данный момент отсутствуют
Самым главным завоеванием Казахстана за последние годы стала внутриполитическая и экономическая стабильность, межнациональное согласие и безопасность государства. В своем Послании народу Казахстана Первый президент Республики, Лидер нации Н.А. Назарбаев призвал общество «вооружиться вечными качествами - усердием, трудолюбием и целеустремленностью, которые помогут нам устоять и принести нашей Родине достойное будущее. При этом нормой жизни государства и нации должны стать дух патриотизма и традиций, дух единства состязательности. И каждый обязан сделать все, чтобы этот созидательный дух стал частью его жизни». [37, с. 89]
Испокон веков защита Отечества является нравственным и священным долгом, одной из важных и почетных обязанностей граждан. На заре человечества каждый народ стремился утвердиться на земле и защищал свою территорию. Каждый мужчина был, прежде всего, воином, а главным достоинством считались сила, храбрость, отвага. История Казахстана сохранила в памяти имена прославленных батыров: Кобланды, Алпамыс, Ер Тарган, Ер Кокше, Кабанбай, Богенбай, Раймбек и другие. Сегодня их подвиги по охране и возрождению казахстанских земель служат примером для подражания.
Воинский труд - тяжелый и благородный. Военный человек всегда патриот, образец преданности народу и государству, воинскому долгу. Нестабильная международная обстановка, проблемы мирового терроризма заставляют всех, кто ответственен за будущее нации, использовать всевозможные формы, средства и методы в деле патриотического воспитания, особенно подрастающего поколения. Выработанные с детских лет чувство гордости за свою родину и свой народ, уважение к его историческому прошлому гарантируют обеспеченное будущее любого государства. Б. Мамыш-улы в своей книге «Психология войны» отмечает: «Проблема военно-патриотического воспитания есть проблема воспитания от пеленок до штыковой атаки. Родительское воспитание - самая главная стадия дошкольного воспитания. Школьное воспитание, общественно-молодежное воспитание - самая важная стадия в становлении человека. В общественном же воспитании человек нуждается до самой гробовой доски». [34]
Огромную роль в патриотическом воспитании играют наши Вооруженные силы - самая сплоченная, мобильная, организованная государственная структура. И не будет ошибкой сказать, что многонациональная армия Казахстана - это еще школа дружбы и интернационализма. Современная армия Казахстана насчитывает 109 тысяч 500 человек. Основная часть - это молодые люди, в руках которых находится настоящее и будущее нашей Республики. Поэтому особое место занимает военно-патриотическая работа.
Армия является могучей боевой и созидательной силой, несущей в массы культуру и искусство наших предков и современников. Искусство всегда рассматривалось как часть и средство воспитания. Выдающиеся мыслители, писатели, ученые не раз отмечали роль искусства в формирования патриотических взглядов и чувств.
Одной из действенных частей в структуре армии, имеющей непосредственное отношение к искусству, являются военные ансамбли песни и танца. Воспитывать здоровые культурно-эстетические вкусы у молодежи нужно и можно через музыку, песни, танцы.
Характерной чертой военных ансамблей является героико-патриотическая направленность репертуара.
В Казахстане военно-музыкальное искусство представляют следующие творческие коллективы: Центральный ансамбль песни и танца Министерства обороны Республики Казахстан, Ансамбль песни и танца Внутренних войск МВД РК, Ансамбль песни и пляски пограничной службы Комитета национальной безопасности Казахстана.
Военные ансамбли средствами хореографического искусства содействуют патриотическому, нравственному и эстетическому воспитанию, прежде всего, личного состава. Без танцевальных номеров не проходит ни одно мероприятие в части: воинские ритуалы, сборы, общественные, культурно-спортивные праздники и т.д. Кроме этого, ансамбли дают самостоятельные концерт не только в своем регионе, но и по всему Казахстану, при этом оказывают помощь в организации работы коллективов художественной самодеятельности.
Концертно-гастрольная деятельность ансамблей обращена в первую очередь к молодежи, будущим воинам. Основная цель многочисленных концертов - поднятие и укрепление престижа армии, пропаганда лучших традиций армейской жизни, воспитание молодежи в духе преданности и любви к своей Отчизне.
Служба автора исследования в Ансамбле песни и пляски пограничной службы КНБ Казахстана стала отправной точкой выбора темы исследования «Творческая деятельность военного ансамбля песни и танца в аспекте культурного и патриотического воспитания молодежи», а значимость задач, решаемых военными ансамблями, определила актуальность данной темы.
Цель исследования - показать роль творческой деятельности военного ансамбля песни и танца в деле культурного и патриотического воспитания молодежи.
Основные задачи:
1) показать историю возникновения военных ансамблей песни и пляски и их предназначение;
2) обозначить особенности казахстанского патриотизма;
3) на примере творчества военных ансамбле показать возможности в деле культурного и патриотического воспитания молодежи.
Объект исследования - культурное и патриотическое воспитание молодежи.
Предмет исследования - творческая деятельность военных ансамблей песни и танца Республики Казахстан.
База исследования - Ансамбль песни и пляски пограничной службы Комитета национальной безопасности Казахстана.
Гипотеза: творчество военного ансамбля несет в себе не только военно-патриотический, но и эстетический, культурный и нравственный характер.
Теоретическую базу исследования составили научные труды по педагогике, психологии, истории хореографического искусства. Направления патриотического и культурного воспитания наиболее полно отражены в педагогической науке В.Н. Ивановым, О.В. Лебедевой, Н.В. Савиным, Ш.И. Исмаиловым и др. Особенности военной психологии и педагогики освещены А.В. Барабанщиковым, В.П. Давыдовым, Н.Ф. Феденко.
Однако работ, раскрывающих творчество танцевальной группы военных ансамблей, практически не существует. Деятельность военных ансамблей песни и танца отражена в основном в периодической печати, отчетах о проведенных мероприятиях. Вопросы о проблемах сохранения и развития военного танца, специфика работы педагога-репетитора в военном ансамбле песни и пляски описаны в исследовании М. Агеева и В. Ионовой. В основном же, большая часть информации расположена на сайтах интернета.
Это определило и основные методы исследования - сбор, анализ и обобщение материалов по теме.
Исследовательская работа рекомендована для использования в работе педагогов, балетмейстеров хореографических ансамблей, студентов средне-специальных и высших учебных заведений специальности «хореография».
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, выводов к ним, заключения, библиографического списка и приложения.
Испокон веков защита Отечества является нравственным и священным долгом, одной из важных и почетных обязанностей граждан. На заре человечества каждый народ стремился утвердиться на земле и защищал свою территорию. Каждый мужчина был, прежде всего, воином, а главным достоинством считались сила, храбрость, отвага. История Казахстана сохранила в памяти имена прославленных батыров: Кобланды, Алпамыс, Ер Тарган, Ер Кокше, Кабанбай, Богенбай, Раймбек и другие. Сегодня их подвиги по охране и возрождению казахстанских земель служат примером для подражания.
Воинский труд - тяжелый и благородный. Военный человек всегда патриот, образец преданности народу и государству, воинскому долгу. Нестабильная международная обстановка, проблемы мирового терроризма заставляют всех, кто ответственен за будущее нации, использовать всевозможные формы, средства и методы в деле патриотического воспитания, особенно подрастающего поколения. Выработанные с детских лет чувство гордости за свою родину и свой народ, уважение к его историческому прошлому гарантируют обеспеченное будущее любого государства. Б. Мамыш-улы в своей книге «Психология войны» отмечает: «Проблема военно-патриотического воспитания есть проблема воспитания от пеленок до штыковой атаки. Родительское воспитание - самая главная стадия дошкольного воспитания. Школьное воспитание, общественно-молодежное воспитание - самая важная стадия в становлении человека. В общественном же воспитании человек нуждается до самой гробовой доски». [34]
Огромную роль в патриотическом воспитании играют наши Вооруженные силы - самая сплоченная, мобильная, организованная государственная структура. И не будет ошибкой сказать, что многонациональная армия Казахстана - это еще школа дружбы и интернационализма. Современная армия Казахстана насчитывает 109 тысяч 500 человек. Основная часть - это молодые люди, в руках которых находится настоящее и будущее нашей Республики. Поэтому особое место занимает военно-патриотическая работа.
Армия является могучей боевой и созидательной силой, несущей в массы культуру и искусство наших предков и современников. Искусство всегда рассматривалось как часть и средство воспитания. Выдающиеся мыслители, писатели, ученые не раз отмечали роль искусства в формирования патриотических взглядов и чувств.
Одной из действенных частей в структуре армии, имеющей непосредственное отношение к искусству, являются военные ансамбли песни и танца. Воспитывать здоровые культурно-эстетические вкусы у молодежи нужно и можно через музыку, песни, танцы.
Характерной чертой военных ансамблей является героико-патриотическая направленность репертуара.
В Казахстане военно-музыкальное искусство представляют следующие творческие коллективы: Центральный ансамбль песни и танца Министерства обороны Республики Казахстан, Ансамбль песни и танца Внутренних войск МВД РК, Ансамбль песни и пляски пограничной службы Комитета национальной безопасности Казахстана.
Военные ансамбли средствами хореографического искусства содействуют патриотическому, нравственному и эстетическому воспитанию, прежде всего, личного состава. Без танцевальных номеров не проходит ни одно мероприятие в части: воинские ритуалы, сборы, общественные, культурно-спортивные праздники и т.д. Кроме этого, ансамбли дают самостоятельные концерт не только в своем регионе, но и по всему Казахстану, при этом оказывают помощь в организации работы коллективов художественной самодеятельности.
Концертно-гастрольная деятельность ансамблей обращена в первую очередь к молодежи, будущим воинам. Основная цель многочисленных концертов - поднятие и укрепление престижа армии, пропаганда лучших традиций армейской жизни, воспитание молодежи в духе преданности и любви к своей Отчизне.
Служба автора исследования в Ансамбле песни и пляски пограничной службы КНБ Казахстана стала отправной точкой выбора темы исследования «Творческая деятельность военного ансамбля песни и танца в аспекте культурного и патриотического воспитания молодежи», а значимость задач, решаемых военными ансамблями, определила актуальность данной темы.
Цель исследования - показать роль творческой деятельности военного ансамбля песни и танца в деле культурного и патриотического воспитания молодежи.
Основные задачи:
1) показать историю возникновения военных ансамблей песни и пляски и их предназначение;
2) обозначить особенности казахстанского патриотизма;
3) на примере творчества военных ансамбле показать возможности в деле культурного и патриотического воспитания молодежи.
Объект исследования - культурное и патриотическое воспитание молодежи.
Предмет исследования - творческая деятельность военных ансамблей песни и танца Республики Казахстан.
База исследования - Ансамбль песни и пляски пограничной службы Комитета национальной безопасности Казахстана.
Гипотеза: творчество военного ансамбля несет в себе не только военно-патриотический, но и эстетический, культурный и нравственный характер.
Теоретическую базу исследования составили научные труды по педагогике, психологии, истории хореографического искусства. Направления патриотического и культурного воспитания наиболее полно отражены в педагогической науке В.Н. Ивановым, О.В. Лебедевой, Н.В. Савиным, Ш.И. Исмаиловым и др. Особенности военной психологии и педагогики освещены А.В. Барабанщиковым, В.П. Давыдовым, Н.Ф. Феденко.
Однако работ, раскрывающих творчество танцевальной группы военных ансамблей, практически не существует. Деятельность военных ансамблей песни и танца отражена в основном в периодической печати, отчетах о проведенных мероприятиях. Вопросы о проблемах сохранения и развития военного танца, специфика работы педагога-репетитора в военном ансамбле песни и пляски описаны в исследовании М. Агеева и В. Ионовой. В основном же, большая часть информации расположена на сайтах интернета.
Это определило и основные методы исследования - сбор, анализ и обобщение материалов по теме.
Исследовательская работа рекомендована для использования в работе педагогов, балетмейстеров хореографических ансамблей, студентов средне-специальных и высших учебных заведений специальности «хореография».
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, выводов к ним, заключения, библиографического списка и приложения.
Патриотизм является критерием развитости национального духа. Чем сильнее национальный дух, тем сильнее государство. Могущество государства определяется не только экономическим благосостоянием, но и уровнем развитости интеллектуального потенциала, сплоченности народа. Только в этом случае возможно формирование казахстанского патриотизма как духовной силы, направленной на защиту экономических, социально-политических, духовно-нравственных интересов всего населения Казахстана.
Заботясь о культурном и нравственном воспитании подростков, молодежи и воинов, необходимо делать ставку на нетленные духовные ценности своего народа, его армии, его родного Отечества. Реальная культура находится не в музеях, архивах, библиотеках, не в театрах и концертных залах. Реальная культура в самом человеке. Поэтому надо постоянно воспитывать у молодежи стремление быть нравственно чище и богаче, интеллигентнее, развивать способность к творчеству, духовному и культурному самосовершенствованию.
Как бы ни были велики накопленные человечеством материальные и духовные сокровища, они до тех пор не окажут своего благотворного воздействия, пока не станут частицей собственного мировоззрения личности. Именно в способности использовать, применять почерпнутое из этих сокровищ в своей повседневной жизни и проявляется культура каждого из нас.
Вооруженные силы и культурные учреждения армии, как никакая другая сфера, имеют прямой выход на человека - его чувства, разум. Культурная работа располагает весьма мощным механизмом духовного и эмоционального воздействия на личность будущего воина, на выработку у него высочайшей гражданственности и ответственности за судьбу Отчизны. Об этом мы не должны забывать.
Вооруженные силы Казахстана - сплоченная, мобильная, организованная государственная структура, несущая в массы не только культуру, но и искусство наших предков и современников. Многонациональная армия - это еще и школа дружбы, интернационализма и патриотизма.
Действенной структурной единицей армии являются военные ансамбли песни и танца. Созданные в начале ХХ века с целью поднятия боевого духа солдат, воспитания патриотизма и стойкости, сегодня эти творческие коллективы мощное средство воспитания не только военнослужащих, но и молодежи и гражданского населения.
Деятельность ансамблей песни танца армии широка и многопланова. Музыка, военные песни, солдатские пляски по-прежнему популярны в народе, в армейской среде. Они вносят в жизнь особую торжественность, создают приподнятое, праздничное настроение, вдохновляют, воодушевляют и сплачивают своим оптимизмом. Обширная концертная деятельность ансамблей, гастроли по самым отдаленным поселкам нашей Республики способствуют культурному и патриотическому воспитанию населения, и в первую очередь, молодежи, как будущих воинов, защитников Отечества.
В ходе исследования мы сделали выводы:
1. Художественно-творческая деятельность военных творческих коллективов на всем историческом пути их развития была неразрывно связана с жанрами массовых представлений и зрелищ.
2. Форма и содержание концертных программ военных ансамблей находятся в прямой зависимости от уровня художественного восприятия зрительской аудитории, от тематической направленности того или иного мероприятия.
3. Синтез различных видов искусств является одной из главных движущих сил в развитии художественно-творческой деятельности ансамбля.
4. Режиссерская составляющая при создании театрально-зрелищных программ военных музыкальных коллективов является необходимым условием дальнейшего развития их концертно-творческой деятельности.
6. Расширение жанровых границ в творчестве военно-творческих коллективов является непременным условием их востребованности на фоне развития современной культуры.
7. Хореография как искусство выполняет организующую и дисциплинирующую роль, помогает вырабатывать у молодых людей только положительные эмоции. Эмоциональные настроения, которые зритель впитывает в себя во время концерта, очень радуют. Значит, ансамбль добился поставленных перед ним задач:
-достойно представлять Вооруженные силы Казахстана;
-показывать свой профессиональный уровень, слаженность,
дисциплинированность;
-пропагандировать лучшие образцы мировой и национальной культуры, отображающие многовековые нравственные устои Казахстана и военные традиции;
-содействовать военно-патриотическому воспитанию у подростков, молодежи и воинов, верности их гражданскому и воинскому долгу, любви и чувства гордости к своей Родине.
Что ожидает искусство военных ансамблей в будущем? Трудно сказать, какие формы примет эта неизвестная жизнь будущего и еще труднее сказать, какое место займет в этой будущей жизни военное искусство. Ясно только одно: возникая из реальности и направляясь на нее же, искусство будет определяться самым тесным образом, тем основным строем, который примет жизнь.
Заботясь о культурном и нравственном воспитании подростков, молодежи и воинов, необходимо делать ставку на нетленные духовные ценности своего народа, его армии, его родного Отечества. Реальная культура находится не в музеях, архивах, библиотеках, не в театрах и концертных залах. Реальная культура в самом человеке. Поэтому надо постоянно воспитывать у молодежи стремление быть нравственно чище и богаче, интеллигентнее, развивать способность к творчеству, духовному и культурному самосовершенствованию.
Как бы ни были велики накопленные человечеством материальные и духовные сокровища, они до тех пор не окажут своего благотворного воздействия, пока не станут частицей собственного мировоззрения личности. Именно в способности использовать, применять почерпнутое из этих сокровищ в своей повседневной жизни и проявляется культура каждого из нас.
Вооруженные силы и культурные учреждения армии, как никакая другая сфера, имеют прямой выход на человека - его чувства, разум. Культурная работа располагает весьма мощным механизмом духовного и эмоционального воздействия на личность будущего воина, на выработку у него высочайшей гражданственности и ответственности за судьбу Отчизны. Об этом мы не должны забывать.
Вооруженные силы Казахстана - сплоченная, мобильная, организованная государственная структура, несущая в массы не только культуру, но и искусство наших предков и современников. Многонациональная армия - это еще и школа дружбы, интернационализма и патриотизма.
Действенной структурной единицей армии являются военные ансамбли песни и танца. Созданные в начале ХХ века с целью поднятия боевого духа солдат, воспитания патриотизма и стойкости, сегодня эти творческие коллективы мощное средство воспитания не только военнослужащих, но и молодежи и гражданского населения.
Деятельность ансамблей песни танца армии широка и многопланова. Музыка, военные песни, солдатские пляски по-прежнему популярны в народе, в армейской среде. Они вносят в жизнь особую торжественность, создают приподнятое, праздничное настроение, вдохновляют, воодушевляют и сплачивают своим оптимизмом. Обширная концертная деятельность ансамблей, гастроли по самым отдаленным поселкам нашей Республики способствуют культурному и патриотическому воспитанию населения, и в первую очередь, молодежи, как будущих воинов, защитников Отечества.
В ходе исследования мы сделали выводы:
1. Художественно-творческая деятельность военных творческих коллективов на всем историческом пути их развития была неразрывно связана с жанрами массовых представлений и зрелищ.
2. Форма и содержание концертных программ военных ансамблей находятся в прямой зависимости от уровня художественного восприятия зрительской аудитории, от тематической направленности того или иного мероприятия.
3. Синтез различных видов искусств является одной из главных движущих сил в развитии художественно-творческой деятельности ансамбля.
4. Режиссерская составляющая при создании театрально-зрелищных программ военных музыкальных коллективов является необходимым условием дальнейшего развития их концертно-творческой деятельности.
6. Расширение жанровых границ в творчестве военно-творческих коллективов является непременным условием их востребованности на фоне развития современной культуры.
7. Хореография как искусство выполняет организующую и дисциплинирующую роль, помогает вырабатывать у молодых людей только положительные эмоции. Эмоциональные настроения, которые зритель впитывает в себя во время концерта, очень радуют. Значит, ансамбль добился поставленных перед ним задач:
-достойно представлять Вооруженные силы Казахстана;
-показывать свой профессиональный уровень, слаженность,
дисциплинированность;
-пропагандировать лучшие образцы мировой и национальной культуры, отображающие многовековые нравственные устои Казахстана и военные традиции;
-содействовать военно-патриотическому воспитанию у подростков, молодежи и воинов, верности их гражданскому и воинскому долгу, любви и чувства гордости к своей Родине.
Что ожидает искусство военных ансамблей в будущем? Трудно сказать, какие формы примет эта неизвестная жизнь будущего и еще труднее сказать, какое место займет в этой будущей жизни военное искусство. Ясно только одно: возникая из реальности и направляясь на нее же, искусство будет определяться самым тесным образом, тем основным строем, который примет жизнь.
Подобные работы
- ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВОЕННОГО АНСАМБЛЯ ПЕСНИ И ТАНЦА В АСПЕКТЕ КУЛЬТУРНОГО И ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ
Бакалаврская работа, культурология. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2017



