ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО И
КУЛЬТУРНОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ 7
1.1. Патриотическое воспитание казахстанской молодежи в
условиях поликультурного общества 7
1.2. Сущность и содержание культурного воспитания молодежи 14
1.3. Психолого-педагогическая характеристика юношеского
возраста 20
ГЛАВА 2. РОЛЬ ВОЕННЫХ АНСАМБЛЕЙ ПЕСНИ И ТАНЦА
КАЗАХСТАНА В КУЛЬТУРНОМ И ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ МОЛОДЕЖИ 27
2.1. История возникновения военных ансамблей песни и пляски 27
2.2. Военные ансамбли песни и танца Вооруженных сил
Республики Казахстан 34
2.3. Творческая деятельность Ансамбля песни и пляски
пограничной службы КНБ Республики Казахстан как пропаганда культурно-патриотических аспектов в воспитании молодежи 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 57
Приложения должны быть в работе, но в данный момент отсутствуют
Самым главным завоеванием Казахстана за последние годы стала внутриполитическая и экономическая стабильность, межнациональное согласие и безопасность государства. В своем Послании народу Казахстана Первый президент Республики, Лидер нации Н.А. Назарбаев призвал общество «вооружиться вечными качествами - усердием, трудолюбием и целеустремленностью, которые помогут нам устоять и принести нашей Родине достойное будущее. При этом нормой жизни государства и нации должны стать дух патриотизма и традиций, дух единства состязательности. И каждый обязан сделать все, чтобы этот созидательный дух стал частью его жизни». [37, с. 89]
Испокон веков защита Отечества является нравственным и священным долгом, одной из важных и почетных обязанностей граждан. На заре человечества каждый народ стремился утвердиться на земле и защищал свою территорию. Каждый мужчина был, прежде всего, воином, а главным достоинством считались сила, храбрость, отвага. История Казахстана сохранила в памяти имена прославленных батыров: Кобланды, Алпамыс, Ер Тарган, Ер Кокше, Кабанбай, Богенбай, Раймбек и другие. Сегодня их подвиги по охране и возрождению казахстанских земель служат примером для подражания.
Воинский труд - тяжелый и благородный. Военный человек всегда патриот, образец преданности народу и государству, воинскому долгу. Нестабильная международная обстановка, проблемы мирового терроризма заставляют всех, кто ответственен за будущее нации, использовать всевозможные формы, средства и методы в деле патриотического воспитания, особенно подрастающего поколения. Выработанные с детских лет чувство гордости за свою родину и свой народ, уважение к его историческому прошлому гарантируют обеспеченное будущее любого государства. Б. Мамыш-улы в своей книге «Психология войны» отмечает: «Проблема военно-патриотического воспитания есть проблема воспитания от пеленок до штыковой атаки. Родительское воспитание - самая главная стадия дошкольного воспитания. Школьное воспитание, общественно-молодежное воспитание - самая важная стадия в становлении человека. В общественном же воспитании человек нуждается до самой гробовой доски». [34]
Огромную роль в патриотическом воспитании играют наши Вооруженные силы - самая сплоченная, мобильная, организованная государственная структура. И не будет ошибкой сказать, что многонациональная армия Казахстана - это еще школа дружбы и интернационализма. Современная армия Казахстана насчитывает 109 тысяч 500 человек. Основная часть - это молодые люди, в руках которых находится настоящее и будущее нашей Республики. Поэтому особое место занимает военно-патриотическая работа.
Армия является могучей боевой и созидательной силой, несущей в массы культуру и искусство наших предков и современников. Искусство всегда рассматривалось как часть и средство воспитания. Выдающиеся мыслители, писатели, ученые не раз отмечали роль искусства в формирования патриотических взглядов и чувств.
Одной из действенных частей в структуре армии, имеющей непосредственное отношение к искусству, являются военные ансамбли песни и танца. Воспитывать здоровые культурно-эстетические вкусы у молодежи нужно и можно через музыку, песни, танцы.
Характерной чертой военных ансамблей является героико-патриотическая направленность репертуара.
В Казахстане военно-музыкальное искусство представляют следующие творческие коллективы: Центральный ансамбль песни и танца Министерства обороны Республики Казахстан, Ансамбль песни и танца Внутренних войск МВД РК, Ансамбль песни и пляски пограничной службы Комитета национальной безопасности Казахстана.
Военные ансамбли средствами хореографического искусства содействуют патриотическому, нравственному и эстетическому воспитанию, прежде всего, личного состава. Без танцевальных номеров не проходит ни одно мероприятие в части: воинские ритуалы, сборы, общественные, культурно-спортивные праздники и т.д. Кроме этого, ансамбли дают самостоятельные концерт не только в своем регионе, но и по всему Казахстану, при этом оказывают помощь в организации работы коллективов художественной самодеятельности.
Концертно-гастрольная деятельность ансамблей обращена в первую очередь к молодежи, будущим воинам. Основная цель многочисленных концертов - поднятие и укрепление престижа армии, пропаганда лучших традиций армейской жизни, воспитание молодежи в духе преданности и любви к своей Отчизне.
Служба автора исследования в Ансамбле песни и пляски пограничной службы КНБ Казахстана стала отправной точкой выбора темы исследования «Творческая деятельность военного ансамбля песни и танца в аспекте культурного и патриотического воспитания молодежи», а значимость задач, решаемых военными ансамблями, определила актуальность данной темы.
Цель исследования - показать роль творческой деятельности военного ансамбля песни и танца в деле культурного и патриотического воспитания молодежи.
Основные задачи:
1) показать историю возникновения военных ансамблей песни и пляски и их предназначение;
2) обозначить особенности казахстанского патриотизма;
3) на примере творчества военных ансамбле показать возможности в деле культурного и патриотического воспитания молодежи.
Объект исследования - культурное и патриотическое воспитание молодежи.
Предмет исследования - творческая деятельность военных ансамблей песни и танца Республики Казахстан.
База исследования - Ансамбль песни и пляски пограничной службы Комитета национальной безопасности Казахстана.
Гипотеза: творчество военного ансамбля несет в себе не только военно-патриотический, но и эстетический, культурный и нравственный характер.
Теоретическую базу исследования составили научные труды по педагогике, психологии, истории хореографического искусства. Направления патриотического и культурного воспитания наиболее полно отражены в педагогической науке В.Н. Ивановым, О.В. Лебедевой, Н.В. Савиным, Ш.И. Исмаиловым и др. Особенности военной психологии и педагогики освещены А.В. Барабанщиковым, В.П. Давыдовым, Н.Ф. Феденко.
Однако работ, раскрывающих творчество танцевальной группы военных ансамблей, практически не существует. Деятельность военных ансамблей песни и танца отражена в основном в периодической печати, отчетах о проведенных мероприятиях. Вопросы о проблемах сохранения и развития военного танца, специфика работы педагога-репетитора в военном ансамбле песни и пляски описаны в исследовании М. Агеева и В. Ионовой. В основном же, большая часть информации расположена на сайтах интернета.
Это определило и основные методы исследования - сбор, анализ и обобщение материалов по теме.
Исследовательская работа рекомендована для использования в работе педагогов, балетмейстеров хореографических ансамблей, студентов средне-специальных и высших учебных заведений специальности «хореография».
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, выводов к ним, заключения, библиографического списка и приложения.
Патриотизм является критерием развитости национального духа. Чем сильнее национальный дух, тем сильнее государство. Могущество государства определяется не только экономическим благосостоянием, но и уровнем развитости интеллектуального потенциала, сплоченности народа. Только в этом случае возможно формирование казахстанского патриотизма как духовной силы, направленной на защиту экономических, социально-политических, духовно-нравственных интересов всего населения Казахстана.
Заботясь о культурном и нравственном воспитании подростков, молодежи и воинов, необходимо делать ставку на нетленные духовные ценности своего народа, его армии, его родного Отечества. Реальная культура находится не в музеях, архивах, библиотеках, не в театрах и концертных залах. Реальная культура в самом человеке. Поэтому надо постоянно воспитывать у молодежи стремление быть нравственно чище и богаче, интеллигентнее, развивать способность к творчеству, духовному и культурному самосовершенствованию.
Как бы ни были велики накопленные человечеством материальные и духовные сокровища, они до тех пор не окажут своего благотворного воздействия, пока не станут частицей собственного мировоззрения личности. Именно в способности использовать, применять почерпнутое из этих сокровищ в своей повседневной жизни и проявляется культура каждого из нас.
Вооруженные силы и культурные учреждения армии, как никакая другая сфера, имеют прямой выход на человека - его чувства, разум. Культурная работа располагает весьма мощным механизмом духовного и эмоционального воздействия на личность будущего воина, на выработку у него высочайшей гражданственности и ответственности за судьбу Отчизны. Об этом мы не должны забывать.
Вооруженные силы Казахстана - сплоченная, мобильная, организованная государственная структура, несущая в массы не только культуру, но и искусство наших предков и современников. Многонациональная армия - это еще и школа дружбы, интернационализма и патриотизма.
Действенной структурной единицей армии являются военные ансамбли песни и танца. Созданные в начале ХХ века с целью поднятия боевого духа солдат, воспитания патриотизма и стойкости, сегодня эти творческие коллективы мощное средство воспитания не только военнослужащих, но и молодежи и гражданского населения.
Деятельность ансамблей песни танца армии широка и многопланова. Музыка, военные песни, солдатские пляски по-прежнему популярны в народе, в армейской среде. Они вносят в жизнь особую торжественность, создают приподнятое, праздничное настроение, вдохновляют, воодушевляют и сплачивают своим оптимизмом. Обширная концертная деятельность ансамблей, гастроли по самым отдаленным поселкам нашей Республики способствуют культурному и патриотическому воспитанию населения, и в первую очередь, молодежи, как будущих воинов, защитников Отечества.
В ходе исследования мы сделали выводы:
1. Художественно-творческая деятельность военных творческих коллективов на всем историческом пути их развития была неразрывно связана с жанрами массовых представлений и зрелищ.
2. Форма и содержание концертных программ военных ансамблей находятся в прямой зависимости от уровня художественного восприятия зрительской аудитории, от тематической направленности того или иного мероприятия.
3. Синтез различных видов искусств является одной из главных движущих сил в развитии художественно-творческой деятельности ансамбля.
4. Режиссерская составляющая при создании театрально-зрелищных программ военных музыкальных коллективов является необходимым условием дальнейшего развития их концертно-творческой деятельности.
6. Расширение жанровых границ в творчестве военно-творческих коллективов является непременным условием их востребованности на фоне развития современной культуры.
7. Хореография как искусство выполняет организующую и дисциплинирующую роль, помогает вырабатывать у молодых людей только положительные эмоции. Эмоциональные настроения, которые зритель впитывает в себя во время концерта, очень радуют. Значит, ансамбль добился поставленных перед ним задач:
-достойно представлять Вооруженные силы Казахстана;
-показывать свой профессиональный уровень, слаженность,
дисциплинированность;
-пропагандировать лучшие образцы мировой и национальной культуры, отображающие многовековые нравственные устои Казахстана и военные традиции;
-содействовать военно-патриотическому воспитанию у подростков, молодежи и воинов, верности их гражданскому и воинскому долгу, любви и чувства гордости к своей Родине.
Что ожидает искусство военных ансамблей в будущем? Трудно сказать, какие формы примет эта неизвестная жизнь будущего и еще труднее сказать, какое место займет в этой будущей жизни военное искусство. Ясно только одно: возникая из реальности и направляясь на нее же, искусство будет определяться самым тесным образом, тем основным строем, который примет жизнь.
1. Абдыгалиев, Б. Новые приоритеты национальной политики Казахстана [Текст] / Б. Абдыгалиев // Свободное общество. - Астана - Март. - №1 (1). - С. 69.
2. Агапова, Г.В. Патриотическое воспитание как фактор становления и развития личности гражданина и патриота [Текст] / Г.В. Агапова // материалы Междунар. науч. конф. Воронеж: Издательство «Истоки», 2008. - Т.1-2. С. 447-451.
3. Агеев, М. Специфика работы педагога-репетитора в военном ансамбле песни и пляски. [Текст] / М. Агеев. - Web-Издательство «Век информации», 2014.
4. Ансамбль песни и пляски им. Александрова /фотоальбом. - М.: Музыка, 1981.
5. Ауэзов, М. Абай Кунанбаев: Монографические исследования и статьи. [Текст] /М. Ауэзов. - Алматы: Санат, 1995. - С. 320.
6. Барабанщиков, А.В. Военная педагогика и психология [Текст] / А.В. Барабанщиков, В.П. Давыдов - Военное издательство, 1986.
7. Бердяев, Н.А. Русская идея. - Азбука-Аттикус, 2015
[Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL:
http://modernlib.net/books/nikolay aleksandrovich berdyaev/russkaya ideya/read/(дата обращения 12.11.2018)
8. Бодалев, А.А. Психология общения: энциклопедический словарь [Текст] / А.А. Бодалев. - М.: Когито-Центр, 2011. - 274 с.
9. Бондаревская Е.В. Воспитание как возрождение гражданина, человека культуры и нравственности. [Текст] / Е.В. Бондаревская - Ростов- на-Дону: Изд- во РГПУ, 1993.
10. Брагина З.В. Патриотизм в системе интересов современного человека [Текст] / З.В. Брагина, Е.В. Пономаренко // Наука, искусство, культура. - 2014. - №3. - С. 45-47
11. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия для студентов высших педагогических учебных заведений [Текст] / Сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. - 5-е изд., стер. - М.: Академия, 2008. - 367 с.
12. Вяземский, Е.Е Гражданско-патриотическое воспитание как важнейшая задача и приоритетное направление развития российской системы образования [Текст] / Е.Е. Вяземский // Воспитание школьников. - 2010. - №1. - С. 78-79
13. Григорьев, Д. Патриотизм великодушия [Текст] / Д. Григорьев // Народное образование. - 2005. - № 4. - С. 75-80.
14. Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка [Текст] / В.И. Даль. - М.: Русский язык, 1990.
15. Дерманова, И. Б. Диагностика эмоционально-нравственного развития [Текст] / И.Б. Дерманова. - СПб.: Речь, 2008. -176 с.
16. Дробижева, Л. Этническая идентичность: противостояние или совместимость [Текст] / Л. Дробижева // Безопасность Евразии. - 2003. - № 2. - С. 131-135.
17. Дубровина, И.В. Психология: учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений [Текст] / И.В. Дубровина - М.: Академия, 2008.- 464с.
18. Жумагулов, Б. Патриотическое воспитание молодежи [Текст] / Б. Жумагулов. - Казахстанская правда, 15 июня 2011.
19. Журнал «Пограничник Содружества». - 2003. - № 1, 2, 3.
20. Зимняя, И.А. Педагогическая психология [Текст]/ И.А. Зимняя. - М.: Гриф МО РФ, 2010. - 386 с.
21. Золотарев, О.В. К чувствам и разуму воина [Текст] / О.В. Золотарев. - М.: Военное издательство, 1991
22. Иванов, В.Н. Взгляд социолога [Текст] / В.Н. Иванов // Социологические исследования. - 2003. - №5. - С.150-152.
23. Иванов, В.Н. Патриотизм - высшее проявление духовности и культуры [Текст] / В.Н. Иванов. - М.: Мосиздат, 2002. - 120 с.
24. Исмаилов, Ш.И. Патриотические воспитание граждан Российской Федерации [Текст] / Ш.И. Исмаилов // Педагогика. - 2004. - № 4. - С. 99-103.
25. Калимолдаева, А.К. Теоретические основы формирования патриотизма будущих специалистов в современных условиях: учебно-методическое пособие [Текст] / А.К. Калимолдаева. - Алматы: КазНПУ им. Абая, 2009. - 72 с.
26. Караковский, В. Общечеловеческие ценности - основа целостного учебно-воспитательного процесса [Текст] /В. Караковский // Воспитание школьников. - 1993. - № 5. - С. 2-7.
27. Касымов, Г. В Казахстане развивается военно-патриотическое
движение [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL:
http://www.zakon.kz/4596976l(дата обращения 12.11.2018)
28. Коджаспирова, Г.М. Педагогика [Текст] / Г.М. Коджаспирова. - М.: КноРус, 2010. - 242 с.
29. Козыбаев, М. Казахстан на рубеже веков: размышления и поиски [Текст] / М. Козыбаев // В 2-х книгах. Кн. 1. - Алматы: Гылым, 2000. - 420 с.
30. Кон, И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание [Текст] / И.С. Кон. - М.: Политиздат, 1984. - 214 с.
31. Кон, И.С. Психология ранней юности: Кн. для учителя [Текст] / И.С. Кон. - М.: Просвещение, 1989. - 255 с.
32. Конституция Республики Казахстан (принята на
республиканском референдуме 30 августа 1995 года) (сизменениями идополнениямипо состоянию на 10.03.2017 г.) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://online.zakon.kz/Document/?doc id=1005029
(дата обращения 14.11.2018)
33. Лебедева, О.В. Патриотическое воспитание -
верноподданническое или гражданское? [Текст] / О.В. Лебедева // Педагогика. - 2003. - №9. - С. 77-82.
34. Мамыш-улы, Б. Психология войны [Электронный ресурс]. -
Режим доступа: URL: https: //adebiportal. kz/ru/news/view/3 524(дата
обращения 12.11.2018)
35. Миронова, Т. Добрые традиции должны продолжаться: моделирование патриотического сознания у детей и подростков [Текст] / Т. Миронова // Библиотечное дело. -2005. - № 7. - С. 22-24.
36. Мусина, В.Е. Патриотическое воспитание школьников: учебно-методическое пособие [Текст] / В. Е. Мусина. - Белгород: ИД «Белгород», 2013. - 156 с.
37. Назарбаев, Н.А. Идейная консолидация общества - как условие прогресса Казахстана [Текст] / Н.А. Назарбаев // Стратегия независимости. - Алматы, 2003. - С. 84-120.
38. Назарбаев, Н.А. Патриотизм является нерушимой опорой
Мэцгшк Ел. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL:
http://muftyat.kz/ru/news/11876(Дата обращения: 02.03.2019).
39. Нурлигенова З.Н., Амантаева К.М., Патриотическое воспитание казахстанской молодежи: история и перспективы // Молодой ученый. - 2017. - №45. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: https://moluch.ru/archive/179/46437/(дата обращения: 29.04.2019).
40. Общечеловеческие ценности [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL:https://womanadvice.ru/obshchechelovecheskie-cennosti(дата обращения 24.01.2019)
41. Ожегов, С.И. Словарь русского языка. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://www.ozhegov.org(дата обращения: 02.11.2018).
42. Орлов, О. Рекомендации по планированию военно-патриотического воспитания [Текст] / О. Орлов // Основы безопасности жизнедеятельности. - 2004. - № 5. - С. 24-27.
43. Проект государственной программы по патриотическому воспитанию граждан Казахстана [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://adilet.zan.kz/rus/docs/T060000200_(дата обращения 12.11.2018)
44. Сергеева, В.П. Методика воспитательной работы: учебник [Текст] / В.П. Сергеева. - М.: Академия, 2013. - 368 с.
45. Серебрянников, В.В. О патриотизме как объекте науки / Духовный потенциал Великой Победы и современный патриотизм: Материалы заседания Философского клуба [Текст] / В.В. Серебрянников. - М.: Перспектива, 2003. - 140 с.
46. Сластёнин, В.А. Методика воспитательной работы: учебное пособие [Текст] / В.А. Сластёнин. - М.: Академия, 2009. - 160 с.
47. Смирнова, Е.С. Европейское гражданство и решение вопросов национальной, социальной и культурной политики в рамках коммунитарных структур [Текст] / Е.С. Смирнова, М.Г. Смирнов // Московский журнал международного права. - 2002. - № 3. - С. 63-80.
48. Стрелкова, И. Шокан Валиханов [Текст] / И. Стрелкова // Жизнь замечательных людей. - М.:. Молодая гвардия, 2004.
49. Сухомлинский, В.А. Избранные педагогические сочинения. В трех томах. Т.1. [Текст] / В.А. Сухомлинский. - М.: Педагогика, 1979г.
50. Философский словарь. Патриотизм [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL:https://gufo.me/dict/philosophy dict/(дата обращения 03.10.2018)
51. Харланова, Ю.В. Идеи патриотического воспитания в истории педагогической мысли до начала XX века [Текст] / Ю.В. Харланова // Образование в современной школе. - 2004. - № 4. - С. 52-62.
52. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте [Текст] / Д.Б. Эльконин // Вопросы психологии. - 1971. - № 4. - С. 122-136.
53. Якушева, С.Д. Основы педагогического мастерства: учебник [Текст] / С.Д. Якушева. - М.: Изд. центр «Академия», 2009. - 180 с.
54. Яновский, Р. Культура патриотизма в условиях глобализации [Текст] / Р. Яновский // Безопасность Евразии. - 2003. - № 4. - С. 75-97.