Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СРЕДСТВАМИ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ИСКУССТВА

Работа №80610

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

культурология

Объем работы69
Год сдачи2017
Стоимость4325 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
429
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СРЕДСТВАМИ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ИСКУССТВА 6
1.1. Сущность понятия «эстетическое воспитание» 6
1.2. Психологические основы эстетического воспитания школьников 12
1.3. Особенности эстетического воспитания детей средствами
хореографии 15
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ
ХОРЕОГРАФИИ НА ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ 28
2.1. Определение уровня эстетического развития учащихся 5-9
классов посредством занятий хореографии 28
2.2. Организационно-методические условия формирования
эстетической культуры школьников средствами хореографии 33
2.3. Программа эстетического воспитания средствами
хореографии 41
2.4. Анализ результатов экспериментальной работы 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
ОПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Актуальность темы. В наше время прекрасный мир танцев захватывает детей с самого детства. Хореография - это стиль и образ жизни, мир красоты движения, звуков, световых красок, костюмов, то есть мир волшебного искусства. Увидев это хотя бы раз вживую, выступления профессиональных танцоров, дети увлекаются и стремятся достичь результатов в определенном виде искусства. Дети мечтают участвовать в балетных спектаклях, в художественных альбомах, видеофильмах. После того как проходит первое впечатление дети начинают ставить перед собой цели, и стремятся научиться танцевать так же. Именно тогда занятия по хореографии в этом помогают.
Хореография - это прекрасное средство эстетического воспитания широкого профиля, ее специфика определяется разносторонним воздействием на человека. Задачи эстетического и духовного развития и воспитания детей, как и музыка, танец дает возможность умственного и физического развития ребенка. Это становится особенно важным критерием подрастающего поколения. Тренировки различных ,тончайших двигательных навыков, проводится в процессе обучения хореографии, связанные с активным развитием многих физиологических функций человеческого организма: кровообращением, дыханием, нервно - мышечной деятельности. Понимание возможностей своего тела способствует воспитанию уверенности в себе, предотвращает появление различных психологических комплексов(1).
Следовательно, целесообразно и актуально будет рассмотреть процесс обучения хореографического искусства, как средства эстетического воспитания детей.
В системе эстетического воспитания детей одно из важнейших мест занимает разнообразное искусство хореографии, эффективно влияет на всестороннее и гармоничное развитие и роста личности. Об эстетическом значении танца рассуждали древнегреческие философы и писатели - Платон, Аристотель, Плутарх, Лукиан, составил целый трактат «О танце», который дошел до наших дней (2). В настоящее время важны труды ученых (Г. Арзямовой, Г. Баталиной, В. Вульфа, Н. Витковской, Д. Джоли, Н. Калашниковой, Л. Коваль, Е. Квятковского, Б. Лихачева, Н. Мирецкого, Б. Йеменского Т. Ротерса, И. Смольянинова, А. Щербо и др.), посвященные вопросам эстетического воспитания детей в системе школьного образования.
Особенно значимыми для развития современной педагогической науки является концепции эстетического воспитания И. Зязюн, А. Семашко, М. Опанащука, Л. Масол, содержание которых раскрывает функции и принципы организации эстетического воспитания личности ребенка в современных средних общеобразовательных учреждениях.
Процесс эстетического воспитания школьников путем приобщения к искусству исследовали выдающиеся педагоги прошлого: А. Макаренко, С. Русова, В. Сухомлинский, К. Ушинский и др. В научных исследованиях современных ученых (В. Бутенко, А. Комаровской, Н. Миропольский, А. Олексюк, А. Сапожник, Л. Сбитнев, Т. Турчин, Г. Шевченко) подчеркивается важная роль искусства в эстетическом развитии личности ребенка. Внедрению предметов художественно-эстетического цикла в учебно-воспитательный процесс современной школы значительное внимание уделяется в работах М. Дергача, П. Коваля, А. Щелоковой и др.
Актуальность эстетического воспитания детей средствами танцевального искусства отмечали Л. Богатикова, М. Боголюбская, В. Верховинец, А. Конорова, Б. Мануйла и др. Важность развития внутреннего мира учащихся начальных классов средствами танца доказывается в трудах Г. Ильиной, С. Рудневой, Е. Фиша и др. (3).
Цель исследования - на основе анализа историко-педагогической литературы раскрыть возможности ребенка в хореографии, как одного из средств эстетического воспитания.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
- определить сущность понятия «эстетическое воспитание»
- изучить психологические основы эстетического воспитания школьников;
- рассмотреть особенности формирования эстетического воспитания детей средствами хореографии;
- провести экспериментальное исследование влияния хореографии на эстетическое воспитание школьников.
Объект исследования - эстетическое воспитание школьников средствами хореографии.
Предмет исследования - комплексные элементы хореографии, как средство эстетического воспитания школьников.
Методы исследования: теоретический анализ научной литературы по исследуемой проблеме, наблюдение, беседы, психолого-педагогические методики и диагностики, педагогический эксперимент, оценка эффективности педагогического эксперимента, систематизация и обобщение полученных данных.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Эстетическое воспитание - важная часть становления личности, развития ребенка. Понимание и наслаждение искусством (как предметами, так и процессом творения) - без этого невозможно представить себе всесторонне развитую личность, воспитание которой - цель педагогического процесса.
На всех этапах своего развития ребенок постигает окружающий мир и с точки зрения его красоты, культуры и эстетики. Очень многое зависит от того, насколько на этом пути окажут ему поддержку взрослые (родители и преподаватель).
Учебно-воспитательные программы общеобразовательных учреждений отводят значительное место предметам, в составе которых детям предлагается погрузиться в мир искусства, как созерцая, вслушиваясь в произведения мастеров, так и создавая самостоятельно свои творения.
Исключительно важной и необходимой, как в сфере образования, так и в семейном воспитании, является задача научить маленького человека верно оценивать предметы искусства с точки зрения их эстетической и культурной ценности.
Проблема эстетического воспитания довольно полно разработана в отечественной и зарубежной литературе. Это позволило нам провести тщательный анализ литературы по этой проблеме и сделать следующие выводы.
Эстетическое воспитание действительно занимает важное место, во всей системе учебно-воспитательного процесса, так как за ним стоит не только развитие эстетических качеств человека, но и всей личности в целом: ее сущностных сил, духовных потребностей, нравственных идеалов, личных и общественных представлений, мировоззрения.
Все эти качества в человеке развиваются под воздействием различных факторов. Воспитательное значение имеет и природа, и труд, и окружающая нас действительность: быт, семья, межличностные отношения, - все, что может быть прекрасным. Как основной носитель прекрасного, искусство также является средством эстетического воспитания.
Воздействие эстетических явлений жизни и искусства на личность может проходить как целенаправленно, так и спонтанно. В этом процессе огромную роль играет школа. В учебном плане закреплены такие предметы как изобразительное искусство, музыка, литература, хореография, основой которых является искусство. Это не случайно. Анализируя литературу, мы сделали вывод, что искусство является основным средством эстетического воспитания.
Теоретический анализ литературы позволил сформулировать определение понятия «эстетическое воспитание школьников» как совокупность духовных и физических качеств личности учащихся, проявление которых отражает их адекватное отношение к действительности через объективное понимание категорий прекрасного и преобразование данных характеристик в повседневной жизни и в любом виде деятельности.
Структура эстетического воспитания строится на основных компонентах категории «прекрасное»: эстетические представления, восприятие, вкус, оценка, чувства. Мы определили содержание этих компонентов в физическом воспитании: теоретический блок, сознательно - ценностный блок, двигательно-деятельностный блок и эмоционально - творческий.
3. Для формирования эстетического воспитания школьников средних классов используются различные формы и приемы на основе всех видов искусств (живопись, музыка, архитектура, театр). Менее используемым остаются средства физической культуры, которые обладают огромным
потенциалом для физического развития подрастающего поколения и формирования культуры движения школьников.
4. Одним из средств эстетической культуры, которое воздействует на школьников через творческую двигательную деятельность, является хореография. Однако в вопросах формирования эстетической культуры средства хореографии используются в недостаточной мере. Вместе с тем, возможности хореографии многогранны, наряду с эффективным воздействием на опорно-двигательный аппарат и укреплением осанки, воспитанием гибкости и координации движений, хореография активно развивает эмоционально-чувственную и творческую сферу детей, а также воспитывает красоту, пластичность и изящество в выполняемых движениях. Средства хореографии приобщают занимающихся к данному виду искусства, формируя его эстетическую культуру.
Выявленные возможности средств хореографии в формировании эстетической культуры школьников проведенный опрос способствовали уточнению содержания организационно-методических условий формирования эстетической культуры школьников.
В качестве организационно-методических условий формирования эстетической культуры школьников нами были использованы: целевая ориентация процесса физического воспитания школьников на формирование их эстетической культуры; дидактическое построение учебных занятий с учетом возможностей средств хореографии в формировании эстетической культуры; дифференцированное использование форм занятий в зависимости от потребности формирования отдельного структурного компонента эстетической культуры; осознанное отношение педагога к необходимости формирования эстетической культуры школьников.
Выявленные условия соответствуют педагогическим основам воспитания и учитывают индивидуальные особенности школьников среднего возраста. Решая задачи по формированию эстетических компонентов, данные условия направлены на физическое совершенствование организма занимающихся, развитие физических качеств и обогащение их двигательного опыта.
Обязательным условием успешности гармонизации личности является использование учебной программы по формированию эстетической культуры школьников средних классов средствами хореографии. Практическая значимость программы заключается в возможности использования хореографии двумя подходами. Первый заключается в том, что предложенная программа актуальна как дополнительный урок общеобразовательного стандарта. Во втором случае, может являться альтернативой третьему уроку физической культуры.
Проведенный педагогический эксперимент способствовал формированию эстетической культуры школьников 5-9 классов и положительному сдвигу в состоянии их физического развития и подготовленности.



1. Алексеева Е.М. Учить детей творчеству / Е.М.Алексеева // Дополнительное образование, 2003. - №7. - С.23-25.
2. Баднин И.А. Отбор детей в хореографическое училище / И.А. Баднин // Охрана труда и здоровье артистов балета. М.: 1987. - 189 с.
3. Баранов А.Б. Развитие артистизма у детей в детских хореографических коллективах /А.Б.Баранов // Дополнительное образование, 2003. - №11. - С.12-13.
4. Бахрах И.И. Физическое развитие школьников 8 -17 лет в связи с индивидуальными темпами роста и формирования организма / И.И. Бахрах, Р.Н.Дорохов. // Медицина, подросток и спорт. Смоленск, 1975. - 167 с.
5. Блазис К. Искусство танца / Пер. с фр. О.Н. Брошниковского // Классики хореографии. М.- Л., 1937. - 203 с.
6. Бореев Ю.Б. Эстетика / Ю.Б. Бореев. М.: Высш. шк., 2002. - 511с.
7. Ваганова А.Я. Основы классического танца. 2002. - 192 с.
8. Вагина В.А. Эстетическое воспитание младших школьников / В.А. Вагина // Народное образование Якутии, 1995. - № 4. - С.67-69.
9. Волчегорская Е.Ю. Художественно-эстетическое воспитание в начальной школе: лекция / Е.Ю.Волчегорская. - Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед ун-та, 2010. - 53 с.
10. Воспитание индивидуальности: Учебно-методическое пособие / Под редакцией Е.Н. Степанова. - М., 2005. - 224 с.
11. Громов Ю.И. Воспитание танцем. -СПб.: СПбГУП, 2004. - 210 с.
12. Зозуля Е.В. Хореография как средство эстетического воспитания младших школьников // Педагогический журнал. 2014. - № 1-2.
- С.79-80.
13. Зосимовский А.В. О соотношении этических знаний учащихся и их нравственно-эмоционального опыта / А.В. Зосимовский // Психология учебной деятельности школьников. М.: Педагогика, 1992. - 143 с.
14. Коменский Я.А. «Великая дидактика». М.: Издательство: Государственное Учебно-педагогическое издательство Наркомпроса, 1939.
- 318 с.
15. Лихачев Б.Т.Эстетическое воспитание школьников / Б.Т. Лихачев. - М., 1974. - 165 с.
16. Мессерер А. Танец. Мысль. Время. - М., 1990. - 225 с.
17. Пуртурова Т.В., Беликова А.Н., Кветная О.В. Учите детей
танцевать: Учебное пособие для студентов учреждений среднего
профессионального образования. - М.: Владос, 2003. - 256 с.
18. Рыжова Н.И., Ефимова Е.П., Зинкевич Н.А. Творческое наследие академика Д.С. Лихачева как основа духовно-нравственного развития современных школьников. Современные проблемы науки и образования. 2013. - №5. - С.15.
19. Семенив Д.А. Формирование эстетической культуры младших школьников средствами хореографии на уроках физической культуры: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01, 13.00.04 / Д.А. Семенив; Рос. гос. ун-т им. И. Канта. - Калининград, 2010. - 23 с.
20. Смирнов С.А. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб. пособие. / С.А.Смирнов, И.Б.Котова, Е.Н. Шиянова. М.: Изд-во «Академия», 2001. - 512 с.
21. Спарджер С. Телосложение и балет. Лондон, 1958. - 212 с.
22. Формирование личности: проблем комплексного подхода в процессе воспитания школьника. / под.ред. Г.Н. Филонова. -М., «Педагогика», 1983. - 150 с.
23. Фришман И.И. Методика работы педагога дополнительного образования. Учеб. пособие. / И.И. Фришман. М.: Изд-во. «Академия», 2001. - 160 с.
24. Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб. Пособие. / И.Ф.Харламов. - М.: Гардарики, 2002. - 519 с.
25. Хореографическое искусство. Справочник. - М.: Искусство. - 2005. - 230 с.
26. Эндрюс Т. Магия танца. - М.: Ваклер, 2003. - 290 с
27. Эстетическое воспитание школьников : вопросы теории и методики / под ред. М. Д. Таборидзе. - М.: Педагогика, 1988. - 104 с.
28. Янаева Н.Н. Хореография. Учебник для начальной , школы. - М.: Релиз., 2004. - 340 с.
29. Янковская О.Н. Учить ребенка танцам необходимо // Начальная школа. - 2000. - №2. - С. 34-37.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ