Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СРЕДСТВ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ИЗОБРАЖЕНИЯ ПЕЙЗАЖА МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ В УСЛОВИЯХ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Работа №80609

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы59
Год сдачи2020
Стоимость4335 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
221
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Анализ средств художественного изображения пейзажа 7
1.1. Живописные средства художественного изображения пейзажа 7
1.2. Графические средства художественного изображения пейзажа 22
1.3. Смешанные техники в изображении пейзажа 34
Выводы по 1 главе 41
Глава 2. Организация изучения пейзажа во внеурочной деятельности младших школьников 42
2.1Анализ программных документов по организации художественной
деятельности младших школьников 42
2.2. Восприятие пейзажа детьми младшего школьного возраста 47
2.3. Программа кружка « Пейзаж в живописи и графике» 51
Заключение 54
Список использованных источников 56

Изобразительная деятельность заключает в себе большие потенциальные возможности всестороннего развития ребенка. Внимательный анализ ФГОС НОО свидетельствует о том, что занятия по изобразительному искусству являются значимым средством развития личности школьника. Дети учатся самостоятельно находить способы решения различных творческих задач, учиться планировать свою деятельность, раскрывать свой потенциал.
На занятиях изобразительным искусством дети приобретают навыки и умения изобразительной, конструктивной, декоративной деятельности, умение видеть, наблюдать, анализировать и классифицировать эстетические явления действительности.
Занятия творчеством развивает потребность к познавательной деятельности, умение творчески подходить к решению жизненных задач, отражать свой внутренний мир.
Воспитание человека-творца, умеющего с интересом, ответственностью, любовью и вдохновением делать своё дело, - важная задача современной школы. Это обстоятельство требует соответствующей постановки преподавания изобразительного искусства в школе. Его не следует ограничивать одним лишь эстетическим воспитанием или, напротив только обучением азам изобразительной грамоты. Современное понимание целей обучения изобразительному искусству включает в себя широкий круг задач по развитию восприятия мышления приобретению знаний в области искусства овладению практическими навыками изобразительной деятельности. Решить такую задачу смогут учителя и педагоги дополнительного образования, профессионально разбирающиеся не только в педагогике, но и в искусстве.
В настоящее время затруднением в школе является низкая результативность традиционных занятий. Возможности ребёнка не раскрываются в полной мере.
Младшим школьникам тяжело даётся правильное восприятие произведений искусства. С технической стороны ребенку сложно видеть линию перспективы и правильно ее использовать при изображении объектов в собственном рисунке. Детям сложно видеть особенности композиции и сюжет картины; выделять главный образ; определять средства выразительности, используемые художниками; проявлять эмоционально - личностное отношение к картине. Для воплощения творческого воображения, ребёнку необходимо приобрести специальные профессиональные, художественные навыки и умения.
Для решения этой проблемы необходимы дополнительные занятия изобразительным искусством. Одним из таких форм занятий является внеклассные кружковые занятия. Основным из задач курса занятий является изучение пейзажа.
Пейзаж - эмоциональный жанр, который очень близок детям. Он учит тонко подмечать и передавать цветовые особенности определенного состояния природы, подмечать красоту в различное время года.
Занятия пейзажной живописью способствуют развитию детской фантазии. На внеклассных занятиях можно более глубоко изучить данный жанр.
Актуальность выбранной темы состоит в том, что пейзажная живопись дает простор для детской фантазии и возможность разнообразной деятельности ребенка, она позволяет расширить кругозор детей, овладеть разными техниками и способами изображения пейзажа, ребенок получает возможность выбора. При правильной организации воспитательно-образовательного процесса работа по созданию пейзажа становится эффективным средством всестороннего развития и воспитания детей младшего школьного возраста. При работе над пейзажем могут применяться самые простые и чаще всего используемые инструменты: карандаш и бумага, уголь, пастель, перо и чернила, акварель, фломастеры и т.д. Однако каждый из этих инструментов будет придавать произведению различные оттенки не только в зависимости от его особенностей и выбранной техники, но и в зависимости от использованной основы: шероховатая или гладкая бумага, льняная бумага, белая или цветная бумага и т.д.
Таким образом, необходимость научного рассмотрения и практической реализации проблемы создания пейзажа младшими школьниками обусловлено противоречием между современными требованиями к методике обучения рисованию пейзажа в живописной технике и состоянием этой проблемы в общеобразовательной школе. Потенциал изображения пейзажа не реализуется в условиях начальной школы.
Цель: разработать методические рекомендации по изучению средств художественного изображения пейзажа младшими школьниками в условиях внеурочной деятельности
Объект исследования: средства художественного изображения пейзажа
Предмет исследования: методические приемы изучения средств художественного изображения пейзажа в условиях внеурочной деятельности младших школьников.
Задачи исследования:
- изучить и проанализировать научную, методическую, искусствоведческую литературу по теме исследования;
- разработать программу внеурочной деятельности младших школьников по освоению учащимися основ изображения пейзажа;
-разработать и изготовить дидактический материал к занятиям. Методы исследования:
изучение педагогической, психологической,
искусствоведческой литературы по исследуемой проблеме;
- эмпирические - изучение педагогического опыта по проблеме, его анализ, обобщение, сравнение;
- практический - выполнение авторской композиции в технике масляной
Методические рекомендации по проблеме разработаны и в соответствии возрастными особенностями младших школьников, которые значительной мере способствует совершенствованию навыков в пейзажной живописи.
Практическая значимость исследования состоит в том, что выводы, и рекомендации результатов практической работы могут быть использованы учителями и педагогами дополнительного образования на занятиях изобразительного искусства и во внеурочной деятельности младших школьников по изучению средств художественного изображения пейзажа, а также для самостоятельной подготовки учащихся.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проблема привлечения младших школьников к искусству живописи в условиях современного развития образования является крайне важным направлением педагогики. Представление о «прекрасном» выражается в основном через изображение природы. С раннего возраста необходимо воспитывать у ребенка положительное отношение к изобразительному искусству. В младшем школьном возрасте активизируется интерес к искусству. Дети этого возраста очень «гибки» в развитии, что является наиболее продуктивным для работы.
Для этого только необходимо создать условия — научить работать разнообразными художественными материалами, научить понимать язык изобразительного искусства, использовать средства художественной выразительности. При этом необходимо постоянно обогащать зрительные представления детей и актуализировать имеющийся у них опыт. Знакомство с разными стилями и направлениями в изобразительном искусстве, с творчеством выдающихся русских и зарубежных художников обогащает внутренний мир, помогает творческим поискам.
Рисование пейзажа является одной из основных задач в развитии пространственного воображения и пространственного изображения у тех, кто рисует. Изображение пейзажа развивает эстетические чувства, учит наблюдать действительность, находить красоту в простоте. Эту тему изучают во всех классах школы на уроках тематического рисования и в процессе изучения других предметов.
В результате выполнения выпускной квалификационной работы, поставленная цель: разработать методические рекомендации по изучению средств художественного изображения пейзажа младшими школьниками в условиях внеурочной деятельности была достигнута, а задачи решены. В первой главе был проведён анализ средств художественного изображения пейзажа. Изучены живописные и графические средства художественного изображения пейзажа, а также смешанные техники.
Вторая глава посвящена изучению организации занятий во внеурочной деятельности младших школьников рисования пейзажа. Она содержит анализ программных документов по организации художественной деятельности младших школьников, анализ восприятия пейзажа детьми младшего школьного возраста, программу кружка «Пейзаж в живописи графике». К программе я разработала дидактические материалы. В качестве дидактического материала создала картину «Лавандовые поля».



1. Агеева И.Д. «Занимательные материалы по
изобразительному искусству» Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера,
2007. -314 стр.
2. Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты - М.:
Просвещение, 1981. - 187 стр.
3. Волков Н.Н. Восприятие картины. М.: Просвещение, 1969. - 32 с.
4. Волкова Е. В. Проблемы содержания и формы в искусстве. - М., 1976г. - 254 стр.
5. Все о технике: живопись маслом, справочник для художников. М.: Арт-родник, 1998. - 358 стр.
6. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - СПб.: Союз, 1997. - 93стр.
7. Выготский Л.С. Психология искусства. - М.: Искусство, 1986. - 573 с. учителя. - К.: Сов. школа, 1975. - 224 с.
8. Гайдамака О. Календарное планирование в программу “Искусство” // Нач. школа. - 2006. - №6. - С.28-31.
9. Глушанская В.П., Марков В.Ф., Смирнова Л.Ф. Рисование с методикой преподавания. - М.: Просвещение, 1971. - 127 стр.
10. Графика пейзажа: учеб. Пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению подгот. Дипломир. Специалистов «Художеств. Проектирование изделий текстил. и лег. про -сти.». / Н. П. Бесчастнов, - М. : Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2012. - 301 стр.
11. Демченко И. Творческое развитие школьников средствами изобразительного искусства // Родная школа. - 2002. - №6. - С.62-64.
12. Дополнительное образование детей / Под ред. О. Е. Лебедевой. — М.: Владос, 2000. - 109 стр.
13. Зубарева Н.М. Дети и изобразительное искусство. Натюрморт и пейзаж в эстетическом воспитании детей . М.: Просвещение, 1969.- 111с.
14. Зубарева Н.М. Дети и изобразительное искусство. Натюрморт и пейзаж в эстетическом воспитании детей . М.: Просвещение, 1969.- 111с.
15. Иванова. О.Л. Васильева. И.И. Как понять детский рисунок и развить творческие способности ребенка. - СПб.: Речь; М.: Сфера,2011. - 174 стр.
16. Иванушкин В.М. Особенности графики как вида изобразительного искусства. Техники рисунка [Текст]: Лекция, 2010. - 25 стр.
17. Искусство в школе (журнал) №3, 4, 1998.
18. Кардовский Д.И. Пособие по рисованию. - М.: Стройиздат,
1978. - 126 с.
19. Кириченко Н.А. Учитесь рисовать. - К.: Сов. шк., 1987. - 58 с.
20. Колякина В.И. Методика организации уроков коллективного творчества: Планы и сценарии уроков изобразительного искусства. - Москва.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2004. - 301 стр.
21. Колякина В.И.“Методика организации уроков
коллективного творчества”, М. “Владос”, 2002 г. - 203 стр.
22. Компанцева Л.В. Поэтический образ природы в детском рисунке. - М.,1985г. - 296 стр.
23. Константинова С.С. Техники изобразительного искусства. Ростов-на-Дону: Феникс, 2004 - 362 стр.
24. Кузин В.С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в школе: Учеб. пособие. - М.: АГАР, 1998. - 334 стр.
25. Лещинский А.А. Основы графики: учеб. пособие. Гродно: ГрГУ, 2003. - 275 стр.
26. Ломоносова, М. Т. Графика и живопись: Учеб. Пособие [Текст] / М. Т. Ломоносова - М.: Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2002. - 206 с.: ил.
27. Макарова И.В. Внеурочная деятельность в начальной
школе. Ижевск, 2012. - 101 стр.
28. Никодеми Г. Б.; “Техника живописи”- М.:Изд-во
ЭКСМОПресс, 2002г. - 324с
29. Одноралов Н.В. «Материалы, инструменты и оборудование в изобразительном искусстве. - М.,1983г. - 283 стр.
30. Павлинов П.Я. Каждый может научиться рисовать. - М.: Педагогика, 1966. - 216 с.
31. Процив В.И., Кириченко Н.А. Уроки изобразительного искусства. - К.: Сов. школа, 1984. - 368 с.
32. Пьянкова Н.И. Изобразительное искусство в современной школе. М., Просвещение. 2006. - 176стр.
33. Ростовцев Н.Н. Рисунок. Живопись. Композиция: Хрестоматия. Учебное пособие для студентов художественно-графических факультетов. М.: Просвещение, 1989. - 473 стр.
34. Рузанова Ю.В. Развитие моторики рук в нетрадиционной изобразительной деятельности. - М.: Сфера, 2010 - 286 стр.
35. Сокольникова Н. М. Основы живописи. Обнинск. 1996г. - 295 стр.
36. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. Изд. 2-е. М.: Академ А, 2002. - 242 стр.
37. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе: Учеб.пособие дл студ. педвузов. - М.: Академия
38. Столяр А. Происхождение изобразительного искусства: Словарь изобразительного искусства. - М., 2005. - 451 стр.
39. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования/ М-во образования и науки Рос. Федерации. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2011.
40. Харламов И.Ф. Педагогика: учебное пособие [Текст]/И.Ф. Харламов. М.: Юрист, 1997. - 512 с.
41. Шпикалова Т.Я. Творческая тетрадь “Изобразительное искусство.1 класс”, М. “Просвещение”, 2010 г.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ