Введение 3
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы развития инициативы детей старшего дошкольного возраста 9
1.1. Состояние проблемы развития инициативы дошкольников в психолого-педагогической литературе 9
1.2. Особенности развития инициативы как целеполагания и волевого
усилия детей старшего дошкольного возраста 23
1.3. Педагогические условия развития инициативы детей старшего дошкольного возраста 33
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию инициативы детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации 43
2.1. Состояние проблемы формирования инициативы детей старшего дошкольного возраста в практике дошкольного образовательного учреждения 43
2.2. Реализация педагогических условий развития инициативы детей
старшего дошкольного возраста 57
2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы и их интерпретация 81
Заключение 88
Список литературы 91
Приложение
Актуальность проблемы и темы исследования. Современная социальная ситуация обуславливает необходимость формирования социально активной личности. Государственная политика в области дошкольного образования, введение федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, ориентированных на развитие в дошкольниках самостоятельности, инициативности, творчества, позволяет рассматривать задачу становления основ инициативности у детей как инвестицию в благополучное будущее нашей страны.
Дошкольное детство представляет феномен культурного развития ребенка в период его первичной социализации и проявления начал общественно направленной активности (Т.И.Бабаева, Е.В.Бондаревская, С.А.Козлова, М.В.Крулехт, Г.С.Коротаева, В.А.Кускова).Особое значение для развития основ первичной социализации и инициативности имеет старший дошкольный возраст, характеризующийся рядом важнейших личностных новообразований (Л.И.Божович, Д.И.Фельдштейн, ЛЛ.Коломинский, Е.Е.Кравцова, Н.А.Менчинская, В.С.Мухина, Е.А.Панько, Е.В.Субботский и др.), обуславливающих появление общественной направленности в поведении и деятельности детей.
Философские, социологические, психолого-педагогические исследования показывают, что инициативность не формируется спонтанно, необходима целенаправленная, систематическая работа по ее развитию, начиная с дошкольного возраста [15].
Об этом же свидетельствуют и основные государственные документы, касающиеся дошкольного образования: закон «Об образовании РФ», а также Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО). Закон об образовании РФ, признавая ведущую роль воспитания в деле «формирования человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества «подчёркивает роль социально ценной активности личности [16].
Инициативность как сложное образование личности, включает осознание ею значимости деятельности, готовность и желание участвовать в ней, умение действовать самостоятельно, проявляя инициативу, исполнительность и ответственность. Важной составляющей образовательной среды при этом, являются партнёрские отношения между участниками образовательного процесса: между педагогом, родителями и детьми.
Таким образом, актуальность исследования на социально-педагогическом уровне обусловлена тем, что возникло противоречие между возможностями детей дошкольного возраста и условиями для становления и развития инициативы как целеполагания и волевого усилия детей старшего дошкольного возраста. Актуальность работы на научно-теоретическом уровне заключается в недостаточной теоретической разработанности проблемы развития инициативы как целеполагания и волевого усилия у детей дошкольного возраста, представленной в трудах отечественных ученых. Основу теоретической разработки проблемы развития инициативы как целеполагания и волевого усилия детей старшего дошкольного возраста составляют взгляды психологов (Л.И.Божович, Д.И.Фельдштейн, ЛЛ.Коломинский, Е.Е.Кравцова, Н.А.Менчинская, В.С.Мухина, Е.А.Панько, Е.В.Субботский и др.), педагогов (Т.И.Бабаева, Е.В.Бондаревская, С.А.Козлова, М.В.Крулехт, Г.С.Коротаева, В.А.Кускова). Необходимость разработки методического обеспечения этой проблемы для педагогов дошкольной организации обусловило актуальность развития инициативы как целеполагания и волевого усилия детей дошкольного возраста на научно-методическом уровне.
На основании вышеизложенного сформулированы следующие противоречия:
- между потребностью общества в инициативной личности и возможностями системы дошкольного образования создавать условия, необходимые для развития инициативы как целеполагания и волевого усилия детей дошкольного возраста;
- между необходимостью раннего вовлечения детей в деятельность и недостаточной теоретической разработанностью проблемы инициативы целеполагания и волевого усилия детей в теории и практике дошкольного образования.
Осмысление данных противоречий позволило сформулировать проблему исследования, заключающуюся в поиске педагогических условий, обеспечивающих развитие инициативы целеполагания и волевого усилия детей старшего дошкольного возраста.
Социальная и практическая актуальность проблемы обусловила выбор темы исследования «Развитие инициативы детей старшего дошкольного возраста на основе партнерских отношений участников образовательного процесса».
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность педагогических условий формирования инициативы детей старшего дошкольного возраста на основе партнерских отношений участников образовательного процесса.
Актуальность темы исследования обусловила выбор объекта и предмета.
Объект исследования - процесс формирования инициативы детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - педагогические условия формирования инициативы детей старшего дошкольного возраста на основе партнёрских отношений участников образовательного процесса.
В основу исследования положена гипотеза о том, что формирование инициативы старших дошкольников будет успешным при следующих педагогических условиях:
- организация совместной практической деятельности взрослых и детей по использованию специальных ситуаций для проявления творческой активности, инициативы и самостоятельности детей;
-организованная развивающая предметно-пространственная среда, ее содержательное наполнение, направленное на формирование инициативы как целеполагания и волевого усилия детей;
- повышение педагогической культуры взрослых (родителей и воспитателей) по формированию инициативы детей.
В соответствии с целью и гипотезой были определены задачи исследования:
1. Изучить состояние исследуемой проблемы, определить перспективные подходы к ее решению, уточнить понятийный аппарат.
2. Изучить особенности развития инициативы детей старшего дошкольного возраста;
3. Определить и охарактеризовать критерии и уровни сформированности инициативы как целеполагания и волевого усилия у детей старшего дошкольного возраста;
В исследовании введено ограничение:
Рассматривая проблему развития инициативы дошкольников, мы ограничились исследованием инициативы как целеполагания и волевого усилия. В продуктивной деятельности - исследованием конструктивной деятельности, как одной из форм продуктивной деятельности /Н.П. Сакулина, В.Г. Нечаева, З.В. Лиштван и др./.
Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы использовался комплекс методов, адекватных объекту и предмету исследования: общетеоретический (анализ психолого-педагогической, научно-методической, справочно-энциклопедической литературы и нормативных документов по проблеме исследования), эмпирический (изучение, анализ, обобщение опыта, наблюдение, анкетирование); методы математической статистики для обработки и интерпретации полученных данных.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют:
- основные положения деятельностного подхода (А.Н. Леонтьев, Б.Г. Ананьев, С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, и др.), который предполагает насыщение образовательного процесса формами активности, организации разнообразных видов деятельности;
- теории развития личности ребенка дошкольного возраста (Т.И. Бабаева, Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, P.M.Чумичева, Л.С. Выготский, М.И. Лисина, С.Л. Рубинштейн, Т.С. Комарова, Д.Б. Эльконин, А.Г. Гогоберидзе, М.Б. Зацепина, Л.В. Трубайчук, и др.), объясняющие закономерности развития ребенка-дошкольника как субъекта детских видов деятельности;
- общедидактические положения о формировании умений и навыков (Л.С. Выготский, А.Е. Дмитриев, В.А. Крутецкий, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, В.А. Сластенин и др.).
Исследование проводилось в три этапа:
Первый этап (сентябрь- октябрь 2017 г.) - изучение, обобщение и систематизация педагогической литературы по проблеме исследования, разработка исходных позиций исследования: цель, объект, предмет, гипотеза, методика опытно-экспериментальной работы.
Второй этап (ноябрь 2017 гг. - апрель 2018 гг.) - проведение опытно-экспериментальной работы, разработка и апробация методики работы. Уточнение гипотезы, обработка полученных данных.
Третий этап (май 2018 г) - систематизация и обобщение результата, формулировка выводов и рекомендаций, оформление результатов исследования.
Экспериментальной базой исследования явилось МАДОУ «ДС №17 г. Челябинска»
Практическая значимость исследования состоит в следующем:
- определены и охарактеризованы критерии и уровни сформированное™ инициативы как целеполагания и волевого усилия у детей старшего дошкольного возраста;
- в проектировании и апробации комплекса мероприятий по формированию инициативы как целеполагания и волевого усилия у детей старшего дошкольного возраста;
- в использовании материалов исследования в образовательной деятельности образовательных дошкольных учреждений.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись посредством:
- осуществления экспериментальной деятельности в период с 2017 по 2018г.г.;
- участия автора в XVI Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы дошкольного образования: традиции и инновации», 2018 год.
Структура и объем работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, приложения и списка литературы, включающего 60 наименований. Текст работы иллюстрирован таблицами и рисунками, отражающими основные положения и результаты
В ходе проведённого исследования нами была проведена теоретическая и экспериментальная работа по развитию инициативы как целеполагание и волевое усилия детей старшего дошкольного возраста.
В исследовании были поставлены и решены следующие задачи:
1. Изучить состояние исследуемой проблемы, определить перспективные подходы к ее решению, уточнить понятийный аппарат.
2. Изучить особенности развития инициативы детей старшего дошкольного возраста;
3. Определить и охарактеризовать критерии и уровни сформированности инициативы как целеполагания и волевого усилия у детей старшего дошкольного возраста;
Проведённая работа по развитию инициативы как целеполагание и волевое усилие детей старшего дошкольного возраста подтверждает выдвинутую нами гипотезу и позволяет сделать следующие выводы относительно теоретических подходов и методического решения изучаемой проблемы:
В рамках решения первой задачи нами было изучено состояние рассматриваемой проблемы в педагогической науке и практике дошкольного образования, уточнен понятийный аппарат исследования:
1. Теоретическое изучение данной проблемы показало, что она рассматривается учеными с разных позиций: как качество личности, свойство человека, как движущая сила развития, процесс проявления свободы личности и как составная часть воспитания. При рассмотрении проблемы инициативы как целеполагание и волевое усилие наше внимание акцентировалось на характеристике ее сущности и структуры, на выявлении условий ее формирования в образовательном процессе.
2. Определена сущность понятий «инициатива» и «инициативность», обозначены различия между ними. Инициативность, рассматриваемая нами, как как интегративное качество личности, выражающееся в состоянии внутренней готовности к деятельности, включает пять основных компонентов мотивации: мотивационный, когнитивный, поведенческий, ценностно-смысловой и эмоционально-волевой.
3. Основными характеристиками понятия «инициативность» являются: эмоциональная устойчивость, помогающая противостоять негативным влияниям окружающей среды; активность, проявляющаяся в волевых качествах личности; направленность на индивидуальные достижения и успехи в разнообразных видах деятельности; самостоятельность в деятельности. Выявленные характеристики позволили проследить положительную динамику развития инициативы и могут быть использованы в практике ДОУ в диагностических целях.
Решая вторую задачу, мы изучили особенности развития инициативы как целеполагание и волевое усилие детей старшего дошкольного возраста:
1. Определили сущность понятия «инициатива как целеполагание и волевое усилие», рассматриваемое нами как включённость в разные виды продуктивной деятельности: рисование, лепку, конструирование; рассмотрели понятия «воля» и «произвольность».
2. Выделили особенности проявления воли и произвольности в старшем дошкольном возрасте: сознательно добиваться поставленной цели, ребёнку помогает появление определённой направленности, выдвижение на первый план группы мотивов; особую роль в развитии воли у детей выполняют игры; у ребёнка проявляется способность соподчинять мотивы деятельности, проявлять самостоятельность и упорство, инициативу в целеполагании тогда, когда действия сопровождаются положительными эмоциями- удивлением, радостью или огорчением.
В рамках третьей задачи были определены и охарактеризованы критерии и уровни сформированности инициативы как целеполагания и волевого усилия у детей старшего дошкольного возраста.
Был выделен и экспериментально проверен комплекс педагогических условий развития инициативы как целеполагание и волевое усилие детей старшего дошкольного возраста, включающий в себя:
- организацию совместной практической деятельности взрослых и детей по использованию специальных ситуаций для проявления творческой активности, инициативы и самостоятельности детей;
-организацию развивающей предметно-пространственной среды, ее содержательное наполнение, направленное на формирование инициативы как целеполагания и волевого усилия детей;
- повышение педагогической культуры взрослых (родителей и воспитателей) по формированию инициативы детей.
Для реализации условий, мы стали использовать конструирование, как средство развития универсальных умственных способностей, развития инициативы дошкольников, как целеполагания и волевого усилия.
Результаты, полученные в ходе формирующего эксперимента, позволили считать проведенную экспериментальную работу успешной, а педагогические условия развития инициативы как целеполагание и волевое усилие детей старшего дошкольного возраста - необходимыми и достаточными.
Анализ полученных количественных и качественных результатов экспериментальной работы показал, что выдвинутая гипотеза нашла свое подтверждение, задачи решены, цель исследования достигнута.
Проведенное исследование не претендует на исчерпывающую полноту в разработке проблемы. Углубление изучения проблемы может быть связано с дальнейшей разработкой организации инициативы как целеполагание и волевое усилие детей не только старшего дошкольного возраста, но и других возрастных групп с опорой на другие компоненты.
1. Ананьев Б. Г. Социальные ситуации развития личности и ее статус / Б.Г. Ананьев //Хрестоматия по психологии. - М: Просвещение, 1987
2. Борисова Т. С. Активность и инициатива как основа формирования социальной ответственности учащейся молодежи / Т.С. Борисова // Вестник ТГПУ. - 2009. Выпуск 5. - №83. - С. 34- 49.
3. Васюра С.А. Коммуникативная активность человека: общение с другими людьми и с собой / С.А. Васюра // Вестник РГУ им. И. Канта. - 2007. Вып.11.Педагогические и психологические науки. - С. 49- 57.
4. Волкова Ю. С. Конструирование как способ формирования познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет в совместной деятельности / Ю.С. Волкова // Педагогика: традиции и инновации: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, январь 2017 г.). - Челябинск: Два комсомольца, 2017. - С. 33-35.
5. Воля // Краткий энциклопедический словарь философских терминов. - Минск: БГПУ, 2006. - 266 с.
6. Гордин Л.Ю. Школа инициативы и самостоятельности: из опыта работы шк. г. Таганрога / Л. Ю. Гордин, В. М. Коротова. - М.: Педагогика, 1984. - 112 с.
7. Година Г.Н. Самостоятельность младших дошкольников и ее влияние на развитие детских взаимоотношений / Г.Н. Година // Нравственное воспитание дошкольников. - М.: Педагогика, 1971 г. - С. 83-111.
8. Гришанова К С. Повышение педагогической грамотности родителей в вопросах развития конструктивных способностей детей старшего дошкольного возраста / К.С. Гришанова, И.Н. Евтушенко // Актуальные проблемы психолого-педагогического образования. - Сургут, 2017.
9. Давидчук А.Н. Развитие у детей конструктивного творчества / А. Н. Давидчук. - М., - 2010.
10. Давидчук А.Н. Формирование конструктивного замысла /А.Н. Давидчук //Дошкольное воспитание. - 1969. - №4.
11. Дамаданова Х.Д. Социальная активность у младших школьников / Х.Д. Дамаданова // Современная наука: Актуальные проблемы теории и практики. - 2011. - №3.
12. Доманецкая Л.В. Общение и эмоциональное благополучие ребенка дошкольного возраста: учебное пособие спецкурсу по психологии /Л.В. Доманецкая. - 2008. - С. 164
13. Доронова Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями / Т.Н. Дорнова // Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. - М., 2002. - 120 с.
14. Елисеева З.В. Педагогические условия воспитания самостоятельности у детей раннего возраста в семье: автореферат дис. ... кандидата педагогических наук: защищена 13.00.01 / Моск. гос. пед. ин-т им. В. И. Ленина. / З.В. Елисеева- Москва: Изд-во РГБ ОД, 1988. - 16 с.
15. Загвязинский В.И. О системном подходе к реформированию отечественного образования / В.И. Загвязинский // Педагогика. - 2016. - № 1. - С. 12-18.
16. Заир-Бек Е.С. Основы педагогического проектирования / Е.С.Заир-Бек //Учебное пособие. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 1995 - 234с.
17. Ильин Е.П. Психология воли / Е.П Ильин. - СПб: Издательство "Питер", 2000.
18. Истоки: примерная основная образовательная программа до-школьного образования. - 5е изд. М.: Сфера, 2015.
19. Ишмакова М. С. Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС: пособие для педагогов / М. С. Ишмакова // Всерос. уч.-метод. центр образоват. робототехники. - М.: Маска, 2013. - 100 с.
20. Каширин В. П. Положительная мотивация учебной деятельности / В.П. Каширин. - М.: Академия, 2007. - 213 с.
21. Кириенко С.Д. Развитие субъективной активности дошкольников: методическое пособие / С.Д. Кириенко, В.М. Конышева. - Челябинск: Изд-во ИИУМЦ «Образование», 2007. - 150 с.
22. Кириенко С.Д. Условия становления инициативности у детей дошкольного возраста / С.Д. Кириенко // Развитие идей научной школы кафедры дошкольной педагогики Герценовского университета: Сборник научных статей. (По материалам международной научно-практической конференции «Кафедра дошкольной педагогики Герценовского университета: 85 лет подготовки педагога - традиции и инновации» 26-28 мая 2010 г. -СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2010. - С. 117-123.
23. Кириенко С.Д. Творческий компонент подготовки педагога профессионального обучения / С.Д. Кириенко, В.М. Конышева, С.Е. Шаброва, С.М. Шумова. - Челябинск: Изд-во ИИУМЦ «Образование», 2008. - 75 с.
24. Ковалев А.Г. Личность воспитывает себя / А. Г. Ковалёв. - М., 1983. - 256 с.
25. Колосовский А.В. Мотивация учения у детей младшего школьного возраста / Колосовский А.В. // Психология.ру. - 2010. - №8.
26. Кон И. С. Ребенок и общество: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / И. С. Кон. - М.: Академия, 2003.
27. Концепция дошкольного воспитания // Дошкольное воспитание. - 1989. - № 5. - С.10-24.
28. Короткова Н.А. Наблюдение за развитием детей в дошкольных группах / Н. А. Короткова, П. Г. Нежнов. - М., 2014.
29. Комарова Л.Г. «Строим из ЛЕГО. Моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора ЛЕГО / Л. Г. Комарова. - М.: Линка - Пресс, - 2001. - 312 с.
30. Копцев В.П. Учим детей чувствовать и создавать прекрасное: Основы объемного конструирования / В.П. Копцев. - Ярославль: Академия развития, 2001. - 142 с.
31. Короткова Н. А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста / Н. А. Короткова. - 2 е изд. — М.: Издательство «ЛИНКА ПРЕСС», 2012. - 208 с.
32. Кошелева И.Ю. Развитие инициативы детей дошкольного возраста в продуктивной деятельности / И. Ю. Кошелева // Актуальные проблемы дошкольного образования: науч.-метод. сопровождение ФГОС дошкольного образования: сб. матер. XII междунар. науч.-практ. конф. - Челябинск: Цицеро, 2014. - С. 349-352.
33. Куцакова Л.В. Конструирование из строительного материала. Старшая группа. - М.: Мозаика-Синтез,2014.
34. Куцакова Л.В. Проект работы по конструированию из строительного материала и конструкторов с детьми 5-6 лет на учебный год / Л. В. Куцакова // Методическое пособие для воспитателей дошкольных учреждений. М. МИПКРО. - 1998. - 392 с.
35. Лекции и практикумы по психологии. [Электронный ресурс]. - 2016. - URL: http://www.vashpsixolog.ru/lectures-on-the-psychology
36. Леонтьев А. Н. Воля / А. Н. Леонтьев // Вестник МГУ: Серия 14.
- 1993. - № 2. - С.4-11.
37. Максеева Ю.А. Интеграция легоконструирования в образовательную деятельность / Ю. А. Максеева // Дошкольное воспитание. - 2012.-№ 8.
38. Майер А.А. Основная образовательная программа дошкольного образования: конструирование и реализация В ДОУ / А.А. Майер, О.И. Давыдова // Методическое пособие. - СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.
39. Михайленко Н.Я. Модель организации образовательного процесса в старших группах детского сада / Н.Я. Михайленко, Н.А Короткова. -Дошкольное воспитание, 1995. - №9.
40. Монина Г. Б. Технология формирования у детей 6 - 7 лет инициативности, самостоятельности, ответственности / Г. Б. Монина. - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2017. - 176 с.
41. Мудрик А.В. Социализация и воспитание / Мудрик А.В. - М., 1997.
42. Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития / Мухина В.С. - М.: Академия, 2009. - 313 с.
43. Намбина М.И. Чудеса для детей из ненужных вещей / М.И. Намбина. - Ярославль: «Академия», 1997.
44. Обухова Л.Ф. Возрастная психология / Л. Ф. Обухова. - М.: Сфера, 2006. - 239 с.
45. Парамонова Л.А. Теория и методика творческого конструирования в детском саду / Л. А. Парамонова. - М.: Академия, 2002.
46. Парамонова Л.А. Роль конструктивных задач в формировании умственной активности детей / Л.А. Парамонова, Г.В. Урадовских // Дошкольное воспитание. - 1985. - № 7.
47. Петровский А.В. Психология / А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. - М.: Академия, 2002. - 312 с.
48. Полякова, М.Н. Педагогическая диагностика дошкольника как субъекта деятельности //Детский сад от А до Я. - 2011. - №2. - С. 55-63
49. Попова И. С. Субъектно-деятельностный подход к развитию инициативности студентов в условиях некоммерческой организации / И. С. Попова // Мир науки, культуры, образования. - 2009. - № 7(19). - С. 220-222.
50. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
51. Рыжова Н.А. Развивающая среда дошкольных учреждений / Н.А. Рыжова. - М.: 2003. - 191 с.
52. Савин Н.В. Педагогика / Савин Н.В. - М.: Просвещение, 1978. - 268 с.
53. Святцева А. В., Шухардина С. Б. Развитие инициативности у детей старшего дошкольного возраста / А. В. Святцева, С. Б. Шухардина // Педагогическое образование в России. - 2016. - № 3. - с. 89.
54. Тарловская Н. Ф. Обучение детей дошкольного возраста конструированию и ручному труду / Н. Ф. Тарловская, Л. А. Топоркова. - М.: Просвещение, 1994.
55. Трубайчук Л.В. Актуальные проблемы дошкольного образования: опыт, тенденции, перспективы: сб. материалов XIII международной науч.-практич.конференции/ Л.В. Трубайчук. - Челябинск: Цицеро, 2015. - 436с.
56. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». - М.: Омега. - 2014. - 134 с.
57. Шанц Е. А. Инициативность как одно из социально-значимых качеств личности студента в общественно-полезной деятельности / Е. А. Шанц // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы II междунар. науч. конф. - Уфа: Лето, 2012.
58. Шайдурова Н. В. Развитие ребенка в конструктивной деятельности: справочное пособие / Н. В. Шайдурова. - М.: ТЦ Сфера, 2008. - 128 с.
59. Ширяева Н. Влияние конструирования на развитие умственных способностей детей / Н, Ширяева // Дошкольное воспитание. - 1985. - № 10.
60. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию / В.А. Ясвин. - М.: Смысл, 2001. - 365 с.