Развитие инициативы детей старшего дошкольного возраста на основе партнерских отношений участников образовательного процесса
|
Введение 3
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы развития инициативы детей старшего дошкольного возраста 9
1.1. Состояние проблемы развития инициативы дошкольников в психолого-педагогической литературе 9
1.2. Особенности развития инициативы как целеполагания и волевого
усилия детей старшего дошкольного возраста 23
1.3. Педагогические условия развития инициативы детей старшего дошкольного возраста 33
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию инициативы детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации 43
2.1. Состояние проблемы формирования инициативы детей старшего дошкольного возраста в практике дошкольного образовательного учреждения 43
2.2. Реализация педагогических условий развития инициативы детей
старшего дошкольного возраста 57
2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы и их интерпретация 81
Заключение 88
Список литературы 91
Приложение
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы развития инициативы детей старшего дошкольного возраста 9
1.1. Состояние проблемы развития инициативы дошкольников в психолого-педагогической литературе 9
1.2. Особенности развития инициативы как целеполагания и волевого
усилия детей старшего дошкольного возраста 23
1.3. Педагогические условия развития инициативы детей старшего дошкольного возраста 33
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию инициативы детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации 43
2.1. Состояние проблемы формирования инициативы детей старшего дошкольного возраста в практике дошкольного образовательного учреждения 43
2.2. Реализация педагогических условий развития инициативы детей
старшего дошкольного возраста 57
2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы и их интерпретация 81
Заключение 88
Список литературы 91
Приложение
Актуальность проблемы и темы исследования. Современная социальная ситуация обуславливает необходимость формирования социально активной личности. Государственная политика в области дошкольного образования, введение федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, ориентированных на развитие в дошкольниках самостоятельности, инициативности, творчества, позволяет рассматривать задачу становления основ инициативности у детей как инвестицию в благополучное будущее нашей страны.
Дошкольное детство представляет феномен культурного развития ребенка в период его первичной социализации и проявления начал общественно направленной активности (Т.И.Бабаева, Е.В.Бондаревская, С.А.Козлова, М.В.Крулехт, Г.С.Коротаева, В.А.Кускова).Особое значение для развития основ первичной социализации и инициативности имеет старший дошкольный возраст, характеризующийся рядом важнейших личностных новообразований (Л.И.Божович, Д.И.Фельдштейн, ЛЛ.Коломинский, Е.Е.Кравцова, Н.А.Менчинская, В.С.Мухина, Е.А.Панько, Е.В.Субботский и др.), обуславливающих появление общественной направленности в поведении и деятельности детей.
Философские, социологические, психолого-педагогические исследования показывают, что инициативность не формируется спонтанно, необходима целенаправленная, систематическая работа по ее развитию, начиная с дошкольного возраста [15].
Об этом же свидетельствуют и основные государственные документы, касающиеся дошкольного образования: закон «Об образовании РФ», а также Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО). Закон об образовании РФ, признавая ведущую роль воспитания в деле «формирования человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества «подчёркивает роль социально ценной активности личности [16].
Инициативность как сложное образование личности, включает осознание ею значимости деятельности, готовность и желание участвовать в ней, умение действовать самостоятельно, проявляя инициативу, исполнительность и ответственность. Важной составляющей образовательной среды при этом, являются партнёрские отношения между участниками образовательного процесса: между педагогом, родителями и детьми.
Таким образом, актуальность исследования на социально-педагогическом уровне обусловлена тем, что возникло противоречие между возможностями детей дошкольного возраста и условиями для становления и развития инициативы как целеполагания и волевого усилия детей старшего дошкольного возраста. Актуальность работы на научно-теоретическом уровне заключается в недостаточной теоретической разработанности проблемы развития инициативы как целеполагания и волевого усилия у детей дошкольного возраста, представленной в трудах отечественных ученых. Основу теоретической разработки проблемы развития инициативы как целеполагания и волевого усилия детей старшего дошкольного возраста составляют взгляды психологов (Л.И.Божович, Д.И.Фельдштейн, ЛЛ.Коломинский, Е.Е.Кравцова, Н.А.Менчинская, В.С.Мухина, Е.А.Панько, Е.В.Субботский и др.), педагогов (Т.И.Бабаева, Е.В.Бондаревская, С.А.Козлова, М.В.Крулехт, Г.С.Коротаева, В.А.Кускова). Необходимость разработки методического обеспечения этой проблемы для педагогов дошкольной организации обусловило актуальность развития инициативы как целеполагания и волевого усилия детей дошкольного возраста на научно-методическом уровне.
На основании вышеизложенного сформулированы следующие противоречия:
- между потребностью общества в инициативной личности и возможностями системы дошкольного образования создавать условия, необходимые для развития инициативы как целеполагания и волевого усилия детей дошкольного возраста;
- между необходимостью раннего вовлечения детей в деятельность и недостаточной теоретической разработанностью проблемы инициативы целеполагания и волевого усилия детей в теории и практике дошкольного образования.
Осмысление данных противоречий позволило сформулировать проблему исследования, заключающуюся в поиске педагогических условий, обеспечивающих развитие инициативы целеполагания и волевого усилия детей старшего дошкольного возраста.
Социальная и практическая актуальность проблемы обусловила выбор темы исследования «Развитие инициативы детей старшего дошкольного возраста на основе партнерских отношений участников образовательного процесса».
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность педагогических условий формирования инициативы детей старшего дошкольного возраста на основе партнерских отношений участников образовательного процесса.
Актуальность темы исследования обусловила выбор объекта и предмета.
Объект исследования - процесс формирования инициативы детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - педагогические условия формирования инициативы детей старшего дошкольного возраста на основе партнёрских отношений участников образовательного процесса.
В основу исследования положена гипотеза о том, что формирование инициативы старших дошкольников будет успешным при следующих педагогических условиях:
- организация совместной практической деятельности взрослых и детей по использованию специальных ситуаций для проявления творческой активности, инициативы и самостоятельности детей;
-организованная развивающая предметно-пространственная среда, ее содержательное наполнение, направленное на формирование инициативы как целеполагания и волевого усилия детей;
- повышение педагогической культуры взрослых (родителей и воспитателей) по формированию инициативы детей.
В соответствии с целью и гипотезой были определены задачи исследования:
1. Изучить состояние исследуемой проблемы, определить перспективные подходы к ее решению, уточнить понятийный аппарат.
2. Изучить особенности развития инициативы детей старшего дошкольного возраста;
3. Определить и охарактеризовать критерии и уровни сформированности инициативы как целеполагания и волевого усилия у детей старшего дошкольного возраста;
В исследовании введено ограничение:
Рассматривая проблему развития инициативы дошкольников, мы ограничились исследованием инициативы как целеполагания и волевого усилия. В продуктивной деятельности - исследованием конструктивной деятельности, как одной из форм продуктивной деятельности /Н.П. Сакулина, В.Г. Нечаева, З.В. Лиштван и др./.
Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы использовался комплекс методов, адекватных объекту и предмету исследования: общетеоретический (анализ психолого-педагогической, научно-методической, справочно-энциклопедической литературы и нормативных документов по проблеме исследования), эмпирический (изучение, анализ, обобщение опыта, наблюдение, анкетирование); методы математической статистики для обработки и интерпретации полученных данных.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют:
- основные положения деятельностного подхода (А.Н. Леонтьев, Б.Г. Ананьев, С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, и др.), который предполагает насыщение образовательного процесса формами активности, организации разнообразных видов деятельности;
- теории развития личности ребенка дошкольного возраста (Т.И. Бабаева, Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, P.M.Чумичева, Л.С. Выготский, М.И. Лисина, С.Л. Рубинштейн, Т.С. Комарова, Д.Б. Эльконин, А.Г. Гогоберидзе, М.Б. Зацепина, Л.В. Трубайчук, и др.), объясняющие закономерности развития ребенка-дошкольника как субъекта детских видов деятельности;
- общедидактические положения о формировании умений и навыков (Л.С. Выготский, А.Е. Дмитриев, В.А. Крутецкий, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, В.А. Сластенин и др.).
Исследование проводилось в три этапа:
Первый этап (сентябрь- октябрь 2017 г.) - изучение, обобщение и систематизация педагогической литературы по проблеме исследования, разработка исходных позиций исследования: цель, объект, предмет, гипотеза, методика опытно-экспериментальной работы.
Второй этап (ноябрь 2017 гг. - апрель 2018 гг.) - проведение опытно-экспериментальной работы, разработка и апробация методики работы. Уточнение гипотезы, обработка полученных данных.
Третий этап (май 2018 г) - систематизация и обобщение результата, формулировка выводов и рекомендаций, оформление результатов исследования.
Экспериментальной базой исследования явилось МАДОУ «ДС №17 г. Челябинска»
Практическая значимость исследования состоит в следующем:
- определены и охарактеризованы критерии и уровни сформированное™ инициативы как целеполагания и волевого усилия у детей старшего дошкольного возраста;
- в проектировании и апробации комплекса мероприятий по формированию инициативы как целеполагания и волевого усилия у детей старшего дошкольного возраста;
- в использовании материалов исследования в образовательной деятельности образовательных дошкольных учреждений.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись посредством:
- осуществления экспериментальной деятельности в период с 2017 по 2018г.г.;
- участия автора в XVI Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы дошкольного образования: традиции и инновации», 2018 год.
Структура и объем работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, приложения и списка литературы, включающего 60 наименований. Текст работы иллюстрирован таблицами и рисунками, отражающими основные положения и результаты
Дошкольное детство представляет феномен культурного развития ребенка в период его первичной социализации и проявления начал общественно направленной активности (Т.И.Бабаева, Е.В.Бондаревская, С.А.Козлова, М.В.Крулехт, Г.С.Коротаева, В.А.Кускова).Особое значение для развития основ первичной социализации и инициативности имеет старший дошкольный возраст, характеризующийся рядом важнейших личностных новообразований (Л.И.Божович, Д.И.Фельдштейн, ЛЛ.Коломинский, Е.Е.Кравцова, Н.А.Менчинская, В.С.Мухина, Е.А.Панько, Е.В.Субботский и др.), обуславливающих появление общественной направленности в поведении и деятельности детей.
Философские, социологические, психолого-педагогические исследования показывают, что инициативность не формируется спонтанно, необходима целенаправленная, систематическая работа по ее развитию, начиная с дошкольного возраста [15].
Об этом же свидетельствуют и основные государственные документы, касающиеся дошкольного образования: закон «Об образовании РФ», а также Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО). Закон об образовании РФ, признавая ведущую роль воспитания в деле «формирования человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества «подчёркивает роль социально ценной активности личности [16].
Инициативность как сложное образование личности, включает осознание ею значимости деятельности, готовность и желание участвовать в ней, умение действовать самостоятельно, проявляя инициативу, исполнительность и ответственность. Важной составляющей образовательной среды при этом, являются партнёрские отношения между участниками образовательного процесса: между педагогом, родителями и детьми.
Таким образом, актуальность исследования на социально-педагогическом уровне обусловлена тем, что возникло противоречие между возможностями детей дошкольного возраста и условиями для становления и развития инициативы как целеполагания и волевого усилия детей старшего дошкольного возраста. Актуальность работы на научно-теоретическом уровне заключается в недостаточной теоретической разработанности проблемы развития инициативы как целеполагания и волевого усилия у детей дошкольного возраста, представленной в трудах отечественных ученых. Основу теоретической разработки проблемы развития инициативы как целеполагания и волевого усилия детей старшего дошкольного возраста составляют взгляды психологов (Л.И.Божович, Д.И.Фельдштейн, ЛЛ.Коломинский, Е.Е.Кравцова, Н.А.Менчинская, В.С.Мухина, Е.А.Панько, Е.В.Субботский и др.), педагогов (Т.И.Бабаева, Е.В.Бондаревская, С.А.Козлова, М.В.Крулехт, Г.С.Коротаева, В.А.Кускова). Необходимость разработки методического обеспечения этой проблемы для педагогов дошкольной организации обусловило актуальность развития инициативы как целеполагания и волевого усилия детей дошкольного возраста на научно-методическом уровне.
На основании вышеизложенного сформулированы следующие противоречия:
- между потребностью общества в инициативной личности и возможностями системы дошкольного образования создавать условия, необходимые для развития инициативы как целеполагания и волевого усилия детей дошкольного возраста;
- между необходимостью раннего вовлечения детей в деятельность и недостаточной теоретической разработанностью проблемы инициативы целеполагания и волевого усилия детей в теории и практике дошкольного образования.
Осмысление данных противоречий позволило сформулировать проблему исследования, заключающуюся в поиске педагогических условий, обеспечивающих развитие инициативы целеполагания и волевого усилия детей старшего дошкольного возраста.
Социальная и практическая актуальность проблемы обусловила выбор темы исследования «Развитие инициативы детей старшего дошкольного возраста на основе партнерских отношений участников образовательного процесса».
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность педагогических условий формирования инициативы детей старшего дошкольного возраста на основе партнерских отношений участников образовательного процесса.
Актуальность темы исследования обусловила выбор объекта и предмета.
Объект исследования - процесс формирования инициативы детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - педагогические условия формирования инициативы детей старшего дошкольного возраста на основе партнёрских отношений участников образовательного процесса.
В основу исследования положена гипотеза о том, что формирование инициативы старших дошкольников будет успешным при следующих педагогических условиях:
- организация совместной практической деятельности взрослых и детей по использованию специальных ситуаций для проявления творческой активности, инициативы и самостоятельности детей;
-организованная развивающая предметно-пространственная среда, ее содержательное наполнение, направленное на формирование инициативы как целеполагания и волевого усилия детей;
- повышение педагогической культуры взрослых (родителей и воспитателей) по формированию инициативы детей.
В соответствии с целью и гипотезой были определены задачи исследования:
1. Изучить состояние исследуемой проблемы, определить перспективные подходы к ее решению, уточнить понятийный аппарат.
2. Изучить особенности развития инициативы детей старшего дошкольного возраста;
3. Определить и охарактеризовать критерии и уровни сформированности инициативы как целеполагания и волевого усилия у детей старшего дошкольного возраста;
В исследовании введено ограничение:
Рассматривая проблему развития инициативы дошкольников, мы ограничились исследованием инициативы как целеполагания и волевого усилия. В продуктивной деятельности - исследованием конструктивной деятельности, как одной из форм продуктивной деятельности /Н.П. Сакулина, В.Г. Нечаева, З.В. Лиштван и др./.
Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы использовался комплекс методов, адекватных объекту и предмету исследования: общетеоретический (анализ психолого-педагогической, научно-методической, справочно-энциклопедической литературы и нормативных документов по проблеме исследования), эмпирический (изучение, анализ, обобщение опыта, наблюдение, анкетирование); методы математической статистики для обработки и интерпретации полученных данных.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют:
- основные положения деятельностного подхода (А.Н. Леонтьев, Б.Г. Ананьев, С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, и др.), который предполагает насыщение образовательного процесса формами активности, организации разнообразных видов деятельности;
- теории развития личности ребенка дошкольного возраста (Т.И. Бабаева, Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, P.M.Чумичева, Л.С. Выготский, М.И. Лисина, С.Л. Рубинштейн, Т.С. Комарова, Д.Б. Эльконин, А.Г. Гогоберидзе, М.Б. Зацепина, Л.В. Трубайчук, и др.), объясняющие закономерности развития ребенка-дошкольника как субъекта детских видов деятельности;
- общедидактические положения о формировании умений и навыков (Л.С. Выготский, А.Е. Дмитриев, В.А. Крутецкий, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, В.А. Сластенин и др.).
Исследование проводилось в три этапа:
Первый этап (сентябрь- октябрь 2017 г.) - изучение, обобщение и систематизация педагогической литературы по проблеме исследования, разработка исходных позиций исследования: цель, объект, предмет, гипотеза, методика опытно-экспериментальной работы.
Второй этап (ноябрь 2017 гг. - апрель 2018 гг.) - проведение опытно-экспериментальной работы, разработка и апробация методики работы. Уточнение гипотезы, обработка полученных данных.
Третий этап (май 2018 г) - систематизация и обобщение результата, формулировка выводов и рекомендаций, оформление результатов исследования.
Экспериментальной базой исследования явилось МАДОУ «ДС №17 г. Челябинска»
Практическая значимость исследования состоит в следующем:
- определены и охарактеризованы критерии и уровни сформированное™ инициативы как целеполагания и волевого усилия у детей старшего дошкольного возраста;
- в проектировании и апробации комплекса мероприятий по формированию инициативы как целеполагания и волевого усилия у детей старшего дошкольного возраста;
- в использовании материалов исследования в образовательной деятельности образовательных дошкольных учреждений.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись посредством:
- осуществления экспериментальной деятельности в период с 2017 по 2018г.г.;
- участия автора в XVI Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы дошкольного образования: традиции и инновации», 2018 год.
Структура и объем работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, приложения и списка литературы, включающего 60 наименований. Текст работы иллюстрирован таблицами и рисунками, отражающими основные положения и результаты
В ходе проведённого исследования нами была проведена теоретическая и экспериментальная работа по развитию инициативы как целеполагание и волевое усилия детей старшего дошкольного возраста.
В исследовании были поставлены и решены следующие задачи:
1. Изучить состояние исследуемой проблемы, определить перспективные подходы к ее решению, уточнить понятийный аппарат.
2. Изучить особенности развития инициативы детей старшего дошкольного возраста;
3. Определить и охарактеризовать критерии и уровни сформированности инициативы как целеполагания и волевого усилия у детей старшего дошкольного возраста;
Проведённая работа по развитию инициативы как целеполагание и волевое усилие детей старшего дошкольного возраста подтверждает выдвинутую нами гипотезу и позволяет сделать следующие выводы относительно теоретических подходов и методического решения изучаемой проблемы:
В рамках решения первой задачи нами было изучено состояние рассматриваемой проблемы в педагогической науке и практике дошкольного образования, уточнен понятийный аппарат исследования:
1. Теоретическое изучение данной проблемы показало, что она рассматривается учеными с разных позиций: как качество личности, свойство человека, как движущая сила развития, процесс проявления свободы личности и как составная часть воспитания. При рассмотрении проблемы инициативы как целеполагание и волевое усилие наше внимание акцентировалось на характеристике ее сущности и структуры, на выявлении условий ее формирования в образовательном процессе.
2. Определена сущность понятий «инициатива» и «инициативность», обозначены различия между ними. Инициативность, рассматриваемая нами, как как интегративное качество личности, выражающееся в состоянии внутренней готовности к деятельности, включает пять основных компонентов мотивации: мотивационный, когнитивный, поведенческий, ценностно-смысловой и эмоционально-волевой.
3. Основными характеристиками понятия «инициативность» являются: эмоциональная устойчивость, помогающая противостоять негативным влияниям окружающей среды; активность, проявляющаяся в волевых качествах личности; направленность на индивидуальные достижения и успехи в разнообразных видах деятельности; самостоятельность в деятельности. Выявленные характеристики позволили проследить положительную динамику развития инициативы и могут быть использованы в практике ДОУ в диагностических целях.
Решая вторую задачу, мы изучили особенности развития инициативы как целеполагание и волевое усилие детей старшего дошкольного возраста:
1. Определили сущность понятия «инициатива как целеполагание и волевое усилие», рассматриваемое нами как включённость в разные виды продуктивной деятельности: рисование, лепку, конструирование; рассмотрели понятия «воля» и «произвольность».
2. Выделили особенности проявления воли и произвольности в старшем дошкольном возрасте: сознательно добиваться поставленной цели, ребёнку помогает появление определённой направленности, выдвижение на первый план группы мотивов; особую роль в развитии воли у детей выполняют игры; у ребёнка проявляется способность соподчинять мотивы деятельности, проявлять самостоятельность и упорство, инициативу в целеполагании тогда, когда действия сопровождаются положительными эмоциями- удивлением, радостью или огорчением.
В рамках третьей задачи были определены и охарактеризованы критерии и уровни сформированности инициативы как целеполагания и волевого усилия у детей старшего дошкольного возраста.
Был выделен и экспериментально проверен комплекс педагогических условий развития инициативы как целеполагание и волевое усилие детей старшего дошкольного возраста, включающий в себя:
- организацию совместной практической деятельности взрослых и детей по использованию специальных ситуаций для проявления творческой активности, инициативы и самостоятельности детей;
-организацию развивающей предметно-пространственной среды, ее содержательное наполнение, направленное на формирование инициативы как целеполагания и волевого усилия детей;
- повышение педагогической культуры взрослых (родителей и воспитателей) по формированию инициативы детей.
Для реализации условий, мы стали использовать конструирование, как средство развития универсальных умственных способностей, развития инициативы дошкольников, как целеполагания и волевого усилия.
Результаты, полученные в ходе формирующего эксперимента, позволили считать проведенную экспериментальную работу успешной, а педагогические условия развития инициативы как целеполагание и волевое усилие детей старшего дошкольного возраста - необходимыми и достаточными.
Анализ полученных количественных и качественных результатов экспериментальной работы показал, что выдвинутая гипотеза нашла свое подтверждение, задачи решены, цель исследования достигнута.
Проведенное исследование не претендует на исчерпывающую полноту в разработке проблемы. Углубление изучения проблемы может быть связано с дальнейшей разработкой организации инициативы как целеполагание и волевое усилие детей не только старшего дошкольного возраста, но и других возрастных групп с опорой на другие компоненты.
В исследовании были поставлены и решены следующие задачи:
1. Изучить состояние исследуемой проблемы, определить перспективные подходы к ее решению, уточнить понятийный аппарат.
2. Изучить особенности развития инициативы детей старшего дошкольного возраста;
3. Определить и охарактеризовать критерии и уровни сформированности инициативы как целеполагания и волевого усилия у детей старшего дошкольного возраста;
Проведённая работа по развитию инициативы как целеполагание и волевое усилие детей старшего дошкольного возраста подтверждает выдвинутую нами гипотезу и позволяет сделать следующие выводы относительно теоретических подходов и методического решения изучаемой проблемы:
В рамках решения первой задачи нами было изучено состояние рассматриваемой проблемы в педагогической науке и практике дошкольного образования, уточнен понятийный аппарат исследования:
1. Теоретическое изучение данной проблемы показало, что она рассматривается учеными с разных позиций: как качество личности, свойство человека, как движущая сила развития, процесс проявления свободы личности и как составная часть воспитания. При рассмотрении проблемы инициативы как целеполагание и волевое усилие наше внимание акцентировалось на характеристике ее сущности и структуры, на выявлении условий ее формирования в образовательном процессе.
2. Определена сущность понятий «инициатива» и «инициативность», обозначены различия между ними. Инициативность, рассматриваемая нами, как как интегративное качество личности, выражающееся в состоянии внутренней готовности к деятельности, включает пять основных компонентов мотивации: мотивационный, когнитивный, поведенческий, ценностно-смысловой и эмоционально-волевой.
3. Основными характеристиками понятия «инициативность» являются: эмоциональная устойчивость, помогающая противостоять негативным влияниям окружающей среды; активность, проявляющаяся в волевых качествах личности; направленность на индивидуальные достижения и успехи в разнообразных видах деятельности; самостоятельность в деятельности. Выявленные характеристики позволили проследить положительную динамику развития инициативы и могут быть использованы в практике ДОУ в диагностических целях.
Решая вторую задачу, мы изучили особенности развития инициативы как целеполагание и волевое усилие детей старшего дошкольного возраста:
1. Определили сущность понятия «инициатива как целеполагание и волевое усилие», рассматриваемое нами как включённость в разные виды продуктивной деятельности: рисование, лепку, конструирование; рассмотрели понятия «воля» и «произвольность».
2. Выделили особенности проявления воли и произвольности в старшем дошкольном возрасте: сознательно добиваться поставленной цели, ребёнку помогает появление определённой направленности, выдвижение на первый план группы мотивов; особую роль в развитии воли у детей выполняют игры; у ребёнка проявляется способность соподчинять мотивы деятельности, проявлять самостоятельность и упорство, инициативу в целеполагании тогда, когда действия сопровождаются положительными эмоциями- удивлением, радостью или огорчением.
В рамках третьей задачи были определены и охарактеризованы критерии и уровни сформированности инициативы как целеполагания и волевого усилия у детей старшего дошкольного возраста.
Был выделен и экспериментально проверен комплекс педагогических условий развития инициативы как целеполагание и волевое усилие детей старшего дошкольного возраста, включающий в себя:
- организацию совместной практической деятельности взрослых и детей по использованию специальных ситуаций для проявления творческой активности, инициативы и самостоятельности детей;
-организацию развивающей предметно-пространственной среды, ее содержательное наполнение, направленное на формирование инициативы как целеполагания и волевого усилия детей;
- повышение педагогической культуры взрослых (родителей и воспитателей) по формированию инициативы детей.
Для реализации условий, мы стали использовать конструирование, как средство развития универсальных умственных способностей, развития инициативы дошкольников, как целеполагания и волевого усилия.
Результаты, полученные в ходе формирующего эксперимента, позволили считать проведенную экспериментальную работу успешной, а педагогические условия развития инициативы как целеполагание и волевое усилие детей старшего дошкольного возраста - необходимыми и достаточными.
Анализ полученных количественных и качественных результатов экспериментальной работы показал, что выдвинутая гипотеза нашла свое подтверждение, задачи решены, цель исследования достигнута.
Проведенное исследование не претендует на исчерпывающую полноту в разработке проблемы. Углубление изучения проблемы может быть связано с дальнейшей разработкой организации инициативы как целеполагание и волевое усилие детей не только старшего дошкольного возраста, но и других возрастных групп с опорой на другие компоненты.
Подобные работы
- ПАРТНЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВЗРОСЛЫХ И ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ
МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4820 р. Год сдачи: 2018 - РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2024 - Создание педагогических условий для развития детей дошкольного возраста в художественно-творческой деятельности
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2017 - ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2018 - РАЗВИТИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ НАВЫКОВ У СТАРШИХ
ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ СОТРУДНИЧЕСТВА СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КЕЙС-ТЕХНОЛОГИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4245 р. Год сдачи: 2019 - РАЗВИТИЕ ИНИЦИАТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С РОДИТЕЛЯМИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2019 - Развитие коммуникативных навыков у дошкольников
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4225 р. Год сдачи: 2017 - Направления и формы взаимодействия педагогов с родителями в вопросах познавательного развития детей дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4285 р. Год сдачи: 2017



