Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


УПРАВЛЕНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫМИ ОТНОШЕНИЯМИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Работа №80592

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы107
Год сдачи2020
Стоимость4920 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
340
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Межличностные отношения в педагогическом коллективе: теоретический аспект понимания природы и способов управления
1.1. Социально-психологический климат. Факторы, влияющие на формирование межличностных отношений в педагогическом коллективе 9
1.2. Конфликт как проявление межличностных отношений в педагогическом коллективе 28
1.3. Управление конфликтами в педагогическом коллективе как фактор
создания благоприятных межличностных отношений в образовательной организации 41
1.4. Выводы по первой главе 55
ГЛАВА 2. Опытно-экспериментальная работа по управлению
межличностными отношениями в образовательной организации
2.1. Организация и методики исследования благоприятности межличностных отношений в педагогическом коллективе образовательной организации 59
2.2. Анализ результатов исследования благоприятности межличностных
отношений в педагогическом коллективе 65
2.3. Программа формирования профессионального реагирования педагогов в ситуации конфликта в педагогическом коллективе 71
2.4. Анализ эффективности реализации программы формирования
профессионального реагирования педагогов в ситуации конфликта 78
2.5. Выводы по второй главе 93
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 95
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 99
ПРИЛОЖЕНИЕ 105


Актуальность исследования. Условия современной жизни порождают все больший интерес к феномену, которое получило название социально-психологического климата коллектива.
Интерес исследователей к проблеме изучения социально - психологического климата в педагогическом коллективе обусловлен возросшими требованиями к уровню психологической включенности педагога в свою трудовую деятельность, ее интенсификацией, и постоянным ростом требований окружающей среды к психической деятельности личности, требующей ее активизации и перестройки на режимы повышенной активности. Значимость социально-психологического климата определяется тем, что он выступает в качестве фактора эффективности тех или иных социальных явлений и процессов, служит показателем как их состояния, так и их изменения в том или ином направлении под влиянием научно-технического и социального прогресса.
Социально-психологический климат часто отождествляют с межличностными отношениями. Состояние межличностных отношений, особенности социально-психологической атмосферы - факторы, напрямую определяющие степень эффективности управления педагогическим коллективом, состояние его организационной культуры.
Межличностные отношения - это организационные взаимодействия, статусно-ролевая взаимосвязь, административно-психологическое взаимовлияние, эмоционально-логическое взаимопознание. Они возникают на основе предметно-практической деятельности коллектива, задаются материально-техническими, организационно-управленческими и другими условиями его жизнедеятельности.
Единство содержания общественных и межличностных отношений, как считает В.В. Бойко, предстает в виде непосредственного взаимодействия людей (сотрудничества, соревнования, сплоченности, совместимости, дружбы, согласия, или, напротив, несовместимости, разногласий, соперничества, разобщенности), а также в виде качеств личности, от которых зависят психологические особенности общения людей в коллективе [6, с. 25].
Межличностные отношения не должны складываться стихийно. Конечно, в них всегда есть доля непредсказуемости, основанная на личных симпатиях-антипатиях. И, тем не менее, межличностными отношениями можно и нужно управлять, используя стратегии и тактики организационной культуры для создания благоприятного социально-психологического климата в педагогическом коллективе.
Проблеме межличностных взаимодействий посвятили труды многие отечественные и зарубежные исследователи, специалисты в области социальной и педагогической психологии, управления людьми, среди которых: А.А. Бодалев, И.П. Волков, О.П. Елисеев, Е.С. Кузьмин и О.И. Зотова, К.К. Платонов, Б.Д. Парыгин, А.В. Петровский, А.А. Радугин, Л.И. Уманский, Ж.Годфруа, Д. Майерс, Р. Нисбетт и Л. Росс, Р. Чалдини.
Особую роль в организационной культуре, в структуре межличностных отношений играют конфликты, которые свойственны всем областям жизнедеятельности человека. Они являются неотъемлемой частью человеческих отношений. Современная наука рассматривает конфликты как неизбежное явление, вытекающее из свойств человеческой природы.
Умение управлять конфликтами, направлять их в конструктивное русло - необходимое условие эффективного управления педагогическими коллективом и формирования организационной культуры.
В процессе педагогического взаимодействия часто наблюдается отсутствие взаимопонимания и возникновение конфликтов между всеми участниками педагогического процесса: детьми, педагогами, родителями и др. Руководитель образовательного учреждения должен уметь разрешать разноуровневые конфликтные ситуации. Это конфликты во взаимоотношениях по вертикали (руководители - подчиненные), по горизонтали (между членами коллектива равного статусно-ролевого уровня) и конфликты между педагогами и детьми, педагогами и родителями.
Наиболее опасными для социально-психологического климата являются конфликтные ситуации между руководителями образовательного учреждения и рядовыми членами педагогического коллектива (т.е. по вертикали). Наличие конфликта по вертикали лишает руководителя возможности конструктивного разрешения всех других типов конфликтов, а значит и возможности эффективного управления в целом.
Для педагогики изучение конфликта имеет особенное значение. Неблагоприятный климат затрудняет, а порой делает невозможной нормальную, приносящую чувство удовлетворения жизнь в учебном заведении. Атмосферу межличностных отношений создают сами люди. Своими поступками они могут нарушить оптимальную пропорцию составляющих ее элементов. Но в силах руководителя изменить ее так, чтобы установился климат, благоприятствующий личностному развитию и равноправному существованию всего педагогического коллектива.
Для эффективного решения возникающих проблем в педагогическом коллективе руководителю необходимо усвоить необходимый уровень теоретических знаний и практических навыков поведения в конфликтных ситуациях. Руководитель должен ориентироваться в причинах возникновения конфликтов и владеть способами их разрешения.
Актуальность данного исследования обусловлена необходимостью изучения роли межличностных отношений для эффективного управления организационной культурой образовательной организации. Педагогический коллектив характеризуется высокой степенью сложности, столкновением интересов, интеллектуальных амбиций. В то же время, межличностные отношения в коллективе, психологический климат влияют на весь учебный процесс, усиливая его положительные или отрицательные коннотации. В связи с этим, формирование благоприятной психологической атмосферы и умение управлять конфликтными ситуациями становится одной из важнейших предпосылок успеха управленческой деятельности по формированию организационной культуры.
Цель проведенного исследования заключается в том, чтобы выявить особенности формирования межличностных отношений в педагогическом коллективе в образовательной организации и предложить меры по повышению уровня их благоприятности.
Объект исследования - взаимоотношения в педагогическом коллективе образовательной организации.
Предмет исследования - организационно-педагогические мероприятия по формированию благоприятных межличностных отношений в педагогическом коллективе.
Гипотеза исследования: Повысить уровень благоприятности межличностных отношений в педагогическом коллективе образовательной организации возможно при реализации программы формирования профессионального реагирования педагогов в ситуации конфликта, способствующей профессиональному становлению, личностному росту и самопониманию педагогов в предупреждении конфликтов.
Для достижения поставленной цели были поставлены и последовательно решались следующие задачи:
1. Раскрыть понятие «социально-психологический климат», выявить факторы, влияющие на формирование межличностных отношений в педагогическом коллективе.
2. Уточнить сущность и содержание понятия «педагогический конфликт».
3. Определить педагогический аспект управления конфликтами в
формировании благоприятных межличностных отношений образовательной организации.
4. Экспериментально исследовать уровень благоприятности
межличностных отношений в педагогическом коллективе.
5. Разработать программу формирования профессионального
реагирования в конфликтной ситуации и проверить ее эффективность.
Положения, выносимые на защиту:
1. Критериями профессионального самопонимания по устранению конфликтов в педагогическом коллективе являются:
• мотивы самоопределения, и понимания своей роли в коллективе;
• реалистическая самооценка и диагностика поведения в коллективе;
• профессиональные ценности, ориентированные на повышение работоспособности в педагогическом коллективе;
2. Педагогический коллектив является целостной системой для принятия на себя роли полноценной структуры по апробации роли педагога, идентификации себя с определенным образом носителя данной профессии, поиска смысла деятельности педагога;
3. Использование возможностей разновидностей психологического реагирования по педагогическим конфликтам в группе является средством развития профессионального становления педагога в условиях современных инновационных направлений.
Научная новизна работы определяется тем, что ее выводы базируются на результатах самостоятельно проведенного экспериментального исследования, выявляющего специфику межличностных отношений и степень конфликтогенности в конкретном педагогическом коллективе; уточнены содержательные и процессуальные характеристики педагогических конфликтов; конкретизирована совокупность психологических условий для оптимизации формирования профессионального становления, самопонимания педагогов в предупреждении конфликтов среди педагогического состава.
Методы исследования:
1. Теоретический анализ литературы по теме исследования, систематизация и обобщение полученных в ходе изучения данных;
2. Комплексный анализ теории и практики.
3. Методы изучения педагогического опыта: наблюдение, беседа, анкетирование; эксперимент (констатирующий).
Теоретическая значимость данного исследования заключается в том, что оно уточняет наши представления о специфике межличностных отношений и особенностях конфликтогенности в педагогическом коллективе; расширяет наши представления о взаимосвязи и взаимовлиянии межличностных отношений и организационной культуры в образовательных организациях.
Практическая значимость состоит в том, что в рамках исследования составлена, апробирована и внедрена программа формирования профессионального реагирования по предупреждению конфликтной ситуации в интересах педагогического коллектива на основе выводов диагностик личности, а также в том, что материалы данного исследования могут оказать практическую помощь руководителям образовательных учреждений в процессе формирования благоприятных межличностных отношений, социального психологического климата и управления конфликтами.
Материалы исследования могут быть использованы при чтении общих и специальных курсов по управлению образованием, по формированию организационной культуры образовательной организации, по разрешению конфликтов в педагогическом коллективе.
База исследования: Дошкольное образовательное учреждение «Ясли- Сад № 44» г. Костаная (Р. Казахстан).
В эксперименте принимали участие воспитатели общей численностью 30 человек.
Структура: Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы, приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В заключение нашей магистерской диссертации еще раз подведем итоги в выводах, к которым мы пришли в ходе работы.
Социально-психологический климат образовательной организации имеет в своей основе межличностные отношения. Управление межличностными отношениями способствует формированию сильной организационной культуры. Наличие развитой организационной культуры помогает управлять межличностными отношениями в педагогическом коллективе.
Состояние межличностных отношений определяет социально психологический климат и уровень конфликтогенности. Управление межличностными отношениями позволяет создавать благоприятный социально-психологический климат, снижать количество и накал конфликтных ситуаций, направлять конфликты в продуктивное русло. Таким образом, психологическая атмосфера в педагогическом коллективе количество и характер конфликтов являются важным показателем управленческого мастерства руководителя образовательной организации.
В рамках конфликтологической проблематики внимание ученых направлено на изучение конфликтов в детских коллективах, конфликтологической компетентности педагога, педагогического вмешательства в конфликты, путей их предупреждения и разрешения. Изучаются особенности подготовки будущих учителей к разрешению конфликтов в педагогическом процессе.
В педагогике существует многовариантная типология конфликта в зависимости от тех критериев, которые берутся за основу. По отношению к отдельному субъекту конфликты бывают внутренними и внешними. По длительности протекания конфликты можно разделить на кратковременные и затяжные. По характеру конфликты принято делить на объективные и субъективные. По своим последствиям на конструктивные и деструктивные.
Выделяют конфликты по степени их реакции на происходящее: быстротекущие; острые длительные; слабовыраженные вялотекущие; слабовыраженные быстропротекающие конфликты.
Вопрос об управлении конфликтами в педагогическом коллективе вытекает из понимания конфликтов как неотъемлемой стороны общественных процессов. Если бы конфликт понимался только как патологическое явление в обществе, ведущее к дезорганизации социальной системы, к нарушению ее нормального функционирования, то основная проблема отношения к конфликту сводилась бы к его ликвидации — отмене, подавлению, скорейшему разрешению. Признание же конфликта закономерным явлением в обществе, более того, движущей силой развития, расширяет и углубляет проблему обращения с ним. Понятие «управление конфликтом» выражает ее сущность.
Управление конфликтом в педагогическом коллективе есть целенаправленное воздействие на процесс конфликта, обеспечивающее решение социально значимых задач. Оно включает в себя прогнозирование конфликтов; предупреждение одних и вместе с тем стимулирование других; прекращение и подавление конфликтов; регулирование и разрешение.
Эмпирическое исследование второй главы посвящено изучению благоприятности межличностных отношений в дошкольном образовательном учреждении «Ясли-Сад № 44» г. Костаная.
Мы использовали следующие методики:
• методика «Стратегии поведения в конфликтных ситуациях»;
• методика А.В. Лазукина в адаптации Н.Ф. Калина;
• методика определения индивидуальной меры выраженности свойства рефлексивности.
Проанализировав результаты первичной диагностики благоприятности межличностных отношений педагогов, мы сделали вывод о присутствии
конфликтности в коллективе, недостаточном уровне рефлексии и самоактуализации.
Полученные результаты послужили основанием для разработки программы формирования профессионального реагирования педагогов в ситуации конфликта в педагогическом коллективе.
После апробации разработанной нами программы, направленной на формирование профессионального реагирования среди педагогов в ситуации конфликтов в педагогическом коллективе посредством методов в психологии: групповая терапия, групповая дискуссия, имагогика, групповая психокоррекция, психодрама, групповые тренинги, в экспериментальной группе произошли значимые изменения по сравнению с контрольной группой.
В экспериментальной группе по сравнению с контрольной лучше развиты мотивы самоопределения, саморазвития и познавательные мотивы; выше реалистическая самооценка, заключающаяся в адекватном осознании самого себя, своих способностей, нравственных качеств и поступков, критическом отношение к себе; лучше развиты профессиональные ценности, и именно - сформированность интереса к выбранной профессии, наличие ценностно-смыслового плана по отношению к своей профессии, а также выше уровень самоактуализации, проявляющийся в высокой потребности в познании, стремлении к творчеству, гармоничному бытию и здоровым отношениям с людьми, что благотворно влияет на положительный эмоциональный климат в психологическом коллективе, а также способствует благотворному разрешению зарождающихся и созревших конфликтов интересов в педагогическом коллективе.
Уровень профессионального самопонимания в экспериментальной группе вырос на 37%.
В контрольной группе уровень профессионального реагирования в ответ на конфликтную ситуацию в педагогическом коллективе вырос на 16%, что говорит о снижении уровня конфликтности на 16%.
Проведенное нами исследование показало эффективность разработанной программы формирования профессионального реагирования в педагогическом коллективе.
Мы также предложили рекомендации руководителю образовательной организации по формированию благоприятных межличностных отношений в педагогическом коллективе.
Таким образом, цель исследования - выявить особенности формирования межличностных отношений в педагогическом коллективе в образовательной организации и предложить меры по повышению уровня их благоприятности - достигнута. Задачи решены. Гипотеза нашла свое подтверждение.



1. Александрова Е.В. Социально-трудовые конфликты: пути
разрешения / Е.В. Александрова. — М.: Луч, 2003. - 346 с.
2. Александрова Л.М. Развитие эмоциональной экспрессивности у учителей // Сб. мат. 2-й ежегодн. всероссийск. конф. «Практическая психология в школе (цели и средства)». Сентябрь, 1996 / Л.М. Александрова.
- СПб.: ГП "ИМАТОН", 1997. - С. 3-7.
3. Андриади И.П. Основы педагогического мастерства. Учебное
пособие для студентов пед. учеб. заведений / И.П. Андриади. - М.:
Издательский центр «Академия», 2002. - 160 с.
4. Анцупов А.Я. Конфликтология: Учебник для вузов / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. - М.:ЮНИТИ, 2010. - 551 с.
5. Баныкина С. В. Педагогическая конфликтология: состояние, проблемы исследования и перспективы развития // Современная конфликтология в контексте культуры мира / С.В. Баныкина. - М.: Альфа, 2001. С. 373-394.
6. Бойко В.В. Социально-психологический климат коллектива и
личность / В.В. Бойко, А.Г. Ковалев, В.Н. Панферов. - М., 1983. - 220 с.
7. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры / Э. Берн. — СПб.: Социальная литература. 1996. - 400 с.
8. Бородкин Ф.М. Внимание: конфликт! / Ф.М. Бородкин, Н.М. Коряк.
— Новосибирск: Наука. 1984. — С. 15.
9. Виноградов П.Н. Личностные особенности учителей и организация психологической поддержки в ситуации профессиональных затруднений // Сб. 2-й ежегодн. всероссийск. конф. «Практическая психология в школе (цели и средства)». Сентябрь 2006 / П.Н. Виноградов. - СПб.: ГП «ИМАТОН», 2017. - С. 12-15.
10. Волков Б.С. Конфликтология: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений, изд. 2-е испр. и доп. / Б.С. Волков, Н.В. Волкова.
- М.: Академический Проект; Альма Матер, 2006 - 384 с.
11. Выготский Л.С. Собрание сочинений / Л.С. Выготский. - М.: Наука, 1982. - 650 с.
12. Гражданское самочувствие учителей // Информационно¬
аналитический материал по результатам мониторингового социологического исследования. - М.: ИПК и ПРНО МО, 1994.- С. 11-14.
13. Гришина Н.В. Психология конфликта / Н.В. Гришина. - СПб.: ЭСМА, 2016. - 464 с.
14. Громова О.Н. Конфликтология. Курс лекций / О.Н. Громова. - М.: ЭКМОС, 2001. - 320 с.
15. Данакин Н.С. Конфликты и технология их предупреждения / Н.С. Данакин, Л.Я. Дятченко, В.И. Сперанский. - Белгород, 1995. - 309 с.
16. Дискуссии. Проблемы конфликтологии // Социологические
исследования. 2003. - № 9.- С. 52-57.
17. Дмитриев А.В. Конфликтология: Учеб.пособие / А.В. Дмитриев. - М.: Гардарики, 2002. - 320 с.
18. Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения / А.Б. Добрович. - М.: Сентябрь, 1997. - 235 с.
19. Донченко Е.А. Личность: конфликт, гармония / Е.А. Донченко, Т.М. Титаренко. - Киев: Политиздат Украины, 1989. - 156 с.
20. Дорохова Л. Били ли мальчика? // Учительская газета / Л. Дорохова. 1991. N4. С. 11.
21. Дэна Д. Преодоление разногласий / Д. Дэна. - СПб.: ЛЕНАТО, 1994.
- 57с.
22. Журавлев В.И. Основы педагогической конфликтологии / В.И. Журавлев. - М.: Российское педагогическое агентство, 1995. - 184 с.
23. Жутикова Н.В. Учителю о практике психологической помощи / Н.В. Жутикова. - М., 1998. - 300 с.
24. Запрудский Ю. Социальный конфликт. Политологический анализ / Ю. Запрудский. - Ростов-на-Дону. Изд-во Ростовского университета, 2002. - 84 с.
25. Зеркин Д.П. Основы конфликтологии.: Курс лекций / Д.П. Зеркин. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 1998. - 480 с.
26. Злотникова А.С. Проблемы психологии общения: Социальный и личностный типы общения, их профессиональные, познавательные и генетические аспекты / А.С. Злотникова. - Ростов н/Д.: Изд-во Рост. ун-та, 2006. - 146 с.
27. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебное пособие / И.А. Зимняя. - Ростов н/Д.: Феникс, 2008. - 480 с.
28. Корнелиус Х. Выиграть может каждый. Как разрешать конфликты / Х. Корнелиус, Ш. Фэйр. - М.: Стрингер, 1992. - 216 с.
29. Костюк Г. С. О взаимоотношении воспитания и развития ребенка // Советская педагогика, 1956. - № 12. - С. 60-74.
30. Куницына В.Н. Межличностное общение: Учебник для вузов / В.Н. Куницына. - СПб.: Питер, 2010. - 544 с.
31. Любимова Г.Ю. Психология конфликта. Учебно-методическое пособие / Г.Ю. Любимова. - М.: Педагогическое общество России, 2004. - 160 с.
32. Митина Л.М. Эмоциональная гибкость учителя: психологическое содержание, диагностика, коррекция / Л.М. Митина. - М.: Флинта, 2011. - 192 с.
33. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. — 4-е изд. / Р.С. Немов. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - Кн. 1: Общие основы психологии. — 688 с.
34. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. — 4-е изд. / Р.С. Немов. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - Кн. 2: Психология образования. - 608 с.
35. Носс И.Н. Психодиагностика. Тест, психометрия, эксперимент (информационно-методический конспект материалов к практическим занятиям по психодиагностике и экспериментальной психологии) / И.Н. Носс. — М.: Издательство «КСП+», 1999. - 320 с.
36. Общий практикум по психологии: Метод наблюдения. Ч. 2. Методические указания / Под ред. М.Б.Михалевской. - М., 1985.- 57 с.
37. Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования: Учебное пособие для студентов вузов и практических работников / Р.В. Овчарова. — М: ТЦ «Сфера», 2010. — 448 с.
38. Павлова М.П. Педагогические воззрения А.С. Макаренко / М.П. Павлова. - М.: Трудрезервиздат, 1956. - 245 с.
39. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив / А.В.
Петровский. — М.: Прогресс, 1982. - 345 с.
40. Практикум по возрастной психологии: Учеб. пособие / под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. - СПб.: Речь. - 2006 - 688 с.
41. Психологическая диагностика: Проблемы и исследования / Под ред. К.М. Гуревича. М., 1981. - 232 с.
42. Психология. Учебник для гуманитарных вузов / Под общ. ред. В.Н. Дружинина. - СПб.: Питер, 2001. - 656 с.
43. Психология конфликта / Сост. и общая редакция Н. В. Гришиной. - СПб.: Питер, 2011. — 448 с.
44. Ратников В.П. Коллектив как социальная общность / В.П. Ратников. — М.: МГУ, 1978. — 191 с.
45. Римская Практическая психология в тестах, или как научиться понимать себя и других. - М.: ACT-ПРЕСС КНИГА, 2001. - 400 с.
46. Робер М. А. Психология индивида и группы / М.А. Робер, Ф. Тильман. — М.: Прогресс, 1988. - 142 с.
47. Родионов В. А. Взаимодействие психолога и педагога в учебном
процессе / В.А. Родионов, М.А. Ступницкая. — Ярославль: Академия
развития, 2010. — 160 с.
48. Рыбакова М.М. Конфликт и взаимодействия в педагогическом процессе / М.М. Рыбакова. - М., 1991. - 245 с.
49. Рыданова И.И. Основы педагогики общения / И.И. Рыданова. -
Минск, 1998. - 341 с.
50. Сперанский В.И. Управление и самоменеджмент в конфликтных ситуациях / В.И. Сперанский. - М.: 2012. - 239 с.
51. Тёмина С.Ю. Конфликты школы или «школа конфликтов»? (Введение в конфликтологию образования) / С.Ю. Темина. М., 2002. - 190 с.
52. Управление персоналом организации: Учебник / Под. ред. А.Я. Кибанова. М., 1997. - 179 с.
53. Уткин Э.А. Конфликтология. Теория и практика / Э.А. Уткин. - М.: ЭКМОС, 2000. - 272 с.
54. Учитель, школа, общество / Социологический очерк 90-х годов. СПб.: СПГУПМ, 1995. - С. 167
55. Фишер Р. Путь к согласию, или переговоры без поражения / Р. Фишер, У. Юри. — М.: Наука. 1992. - С. 22 - 25.
56. Хорни К. Ваши внутренние конфликты / К. Хорни. - СПб., 1997. - 276 с.
57. Чернышев А.С. Практикум по решению конфликтных ситуаций / А.С. Чернышев. - М.: Педагогическое общество России, 205. - 186 с.
58. Черняк Т.В. Конфликтология: Хрестоматия / Т.В. Черняк. -
Новосибирск, 2000. - 379 с.
59. Шаленко В. Н. Социально-трудовые конфликты в России: анализ динамики и методы разрешения // Социальный конфликт / В.Н. Шаленко. 1999. - №3. — С. 11.
60. Шапарь В. Б. Практическая психология. Инструментарий / В.Б. Шапарь, А.В. Тимченко, В.Н. Швыдченко. — Ростов н/Д: «Феникс», 2002. — 688 с.
61. Шацкий С.Т. Педагогические сочинения: В 4 т. / Под ред. П.А. Капрова / С.Т. Шацкий. - М.: Просвещение, 1964. - 267 с.
62. Шевченко Л.Л. Практическая педагогическая этика
(экспериментально-дидактический комплекс) / Л.Л. Шевченко. - М., 1997. - 506 с.
63. Шейнов В.П. Конфликты в нашей жизни и их разрешение / В.П. Шейнов. - Минск, 1997. - 421с.
64. Томас К.Н. Методика оценки способов реагирования в конфликте // Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С. И. Психология и педагогика [Электронный ресурс].http://www.psxho.ru/library/books/rean-a-abordoyskaya-n-vrozum-s-i-psixologiya-i-pedagogika/29/6/.(Дата обращения 25.09.2019).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ