Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Влияние стиля общения родителей с ребенком дошкольного возраста на развитие самостоятельности (Томский государственный педагогический университет)

Работа №80590

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы96
Год сдачи2021
Стоимость2500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
250
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Проведено экспериментальное исследование.
База исследования: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №1 г. Томска.
Выборка: 50 детей старшего дошкольного возраста от 5 лет 6 месяцев до 6 лет 11 месяцев и 50 родителей детей старшего дошкольного возраста (мамы).
Много приложений (методика исследования и результаты исследования в табличном виде).
Есть доклад и презентация к защите.
Если поменять название базы исследования, то работа подойдет для любого вуза.

Введение
Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы влияния стиля общения родителей с ребенком дошкольного возраста на развитие самостоятельности 8
1.1. Сущность понятия «самостоятельность детей дошкольного возраста» 8
1.2. Характеристика стилей родительского общения с ребенком дошкольного возраста 19
1.3. Условия формирования самостоятельности детей дошкольного возраста в условиях семьи при разных стилях родительского общения 25
Выводы по Главе 1 30
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей влияния стиля общения родителей с ребенком дошкольного возраста на развитие самостоятельности 31
2.1. Анализ результатов констатирующего этапа исследования по определению влияния стиля общения родителей с ребенком дошкольного возраста на развитие самостоятельности 31
2.2. Содержание психолого-педагогической программы, направленной на коррекцию родительского общения родителей детей старшего дошкольного возраста 43
2.3. Анализ результатов эмпирического исследования 62
Выводы по Главе 2 70
Заключение 73
Список литературы 76
Приложение 1 83
Приложение 2 87
Приложение 3 89
Приложение 4 91
Приложение 5 94
Приложение 6 96


Несмотря на то, что проблема формирования самостоятельности детей дошкольного возраста и стили общения родителей с дошкольниками представлены большим количеством научных трудов, проблема влияния стиля общении родителей с ребенком дошкольного возраста на развитие самостоятельности изучена недостаточно, что и определяет исследовательский интерес к обозначенной проблеме.
Проблема исследования: как стиль общения родителей с ребенком дошкольного возраста оказывает влияние на формирование самостоятельности.
Цель исследования – теоретически изучить и эмпирически подтвердить влияние стиля общения родителей с ребенком дошкольного возраста на развитие самостоятельности.
Объект исследования – формирование самостоятельности детей дошкольного возраста в условиях семьи.
Предмет исследования – влияние стиля общения родителей с ребенком дошкольного возраста на развитие самостоятельности.
Гипотеза исследования: предполагается, что стиль общения родителей с ребенком оказывает влияние на формирование самостоятельности: при таких стилях родительского отношения, как «контроль», «маленький неудачник», самостоятельность детей старшего дошкольного возраста значительно ниже, чем у детей, родители которых в общении с ребенком применяют такие стили родительского отношения, как «принятие – отвержение», «кооперация», «симбиоз».
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность понятия «самостоятельность детей дошкольного возраста».
2. Охарактеризовать стили родительского общения с ребенком дошкольного возраста.
3. Описать условия формирования самостоятельности детей дошкольного возраста в условиях семьи при разных стилях родительского общения.
4. Выявить в эмпирическом исследовании влияние стиля общения родителей с ребенком дошкольного возраста на развитие самостоятельности.
Теоретико-методологическая основа исследования представлена:
- подходами к возрастным и индивидуальным особенностям развития детей дошкольного возраста – Л.С. Выготский, А.В. Петровский, Е.В. Трифонова и др.;
- подходами к условиям формирования самостоятельности детей дошкольного возраста – Ю. Лагутина, С.Л. Новоселова, Н.Ю. Суворова и др.;
- подходами к специфике стилей родительского общения с детьми дошкольного возраста – А.Я. Варга, М.М. Конина, Ф.А. Махмудова и др.
Методы исследования: теоретические: анализ и обобщение психолого-педагогической, научно-методической литературы по теме исследования, обобщение, сравнение и систематизация; эмпирические – тестирование родителей и детей дошкольного возраста; методы математической статистики с применением r-критерия Пирсона.
Опытно-экспериментальная база исследования: в эмпирическом исследовании приняли участие 50 родителей и 50 детей старшего дошкольного возраста.
Практическая значимость определяется тем, что результаты эмпирического исследования могут быть использованы в работе воспитателей и психологов дошкольных образовательных организаций для организации работы с родителями по проблеме формирования самостоятельности детей в семье.
База исследования: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №1 г. Томска.
Структура исследования: введение, две главы, заключение, список литературы, приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Семья играет большую роль в развитии личности ребенка, в том числе и в формировании его самостоятельности. Дети, которые лишены возможности непосредственно и постоянно участвовать в жизни малой группы, которая состоит из родных и близких им людей, многое теряют и недополучают. Основой психологического благополучия детей являются гармонично выстроенные отношения между всеми членами семьи.
Стили родительского отношения и общения – это разные системы воспитательного воздействия родителей на детей. В зависимости от них, дети в семье могут по-разному себя вести: беспрекословно слушаться старших или быть свободными практически в любом решении, обсуждать свои проблемы с родителями или замалчивать их, предлагать свои варианты решения той или иной ситуации либо молчать, зная, что все равно никто не послушает. Поведение родителей также может быть различным: от жестких и непоколебимых рамок и границ до абсолютной незаинтересованности в жизни своих детей.
Стиль родительского отношения оказывает влияние на формирование самостоятельности детей дошкольного возраста. Самостоятельность – это способность личности планировать, осуществлять контроль над своей деятельностью на основе имеющихся знаний автономно. У дошкольника это качество начинает формироваться на втором году жизни. К старшему дошкольному возрасту у ребенка должна быть сформирована потребность самостоятельно выполнять целый набор действий: гигиенические требования, элементарный уход за собой и своими вещами, самостоятельность в выборе вида действительности и его содержания и т.д.
С целью подтверждения выдвинутой гипотезы было проведено эмпирическое исследование. На констатирующем этапе исследования по методике С.В. Хусаиновой, Г.С. Прыгина «Проективная методика для диагностики автономности-зависимости у дошкольников 5-7 лет» было выявлено, что большинству дошкольников характерен зависимый тип самостоятельности (автономности) – 22 старших дошкольника. Только 11 старших дошкольников была выявлена автономность, что соответствует высокому уровню самостоятельности. У 17 старших дошкольников выявлен смешанный тип автономности. По методике «Опросник родительского отношения (ОРО)», авторы А.Я. Варга, В.В. Столина было установлено, что родители в основном в воспитании старших дошкольников используют такие стили родительского отношения, как «принятие – отвержение (16 родителей), «контроль» (15 родителей), «кооперация» (12 родителе).
На основании результатов эмпирического исследования был разработан и реализован в рамках формирующего этапа проект психолого-педагогической программы, направленной на коррекцию родительского общения. Работа с родителями старших дошкольников проводилась в форме семейного клуба. В рамках работы семейного клуба «Доверие» предусмотрено обучение родителей конструктивному взаимодействию с ребенком в условиях семьи.
Контрольный этап исследования позволил установить, что в группе старших дошкольников значительно увеличилось количество детей с таким типом самостоятельности, как автономность (44%), уменьшилось количество детей со смешанными зависимым типом самостоятельности. В выборке родителей также произошла положительная динамика. Увеличилось на 2 человека количество родителей, которым свойственен такой тип родительского отношения, как «принятие-отвержение». Увеличилось на 2 человека количество родителей, которым характерен такой тип родительского отношения, как «Кооперация». Уменьшилось количество родителей, которые в воспитании старших дошкольников (2 родителя) придерживаются стиля «Маленький неудачник». Уменьшилось количество родителей (на 2 человека), которые в воспитании детей старшего дошкольного возраста применяют такой тип родительского отношения, как «Контроль». Уменьшилось количество родителей (на 2 человека), которые в воспитании детей старшего дошкольного возраста применяют такой тип родительского отношения, как «Контроль».



1. Алексеева, Д. Л. Дети и родители: территория соприкосновения / Д. Л. Алексеева // Мир психологии. – 2016. – №2. – С. 45-51.
2. Александрова, И. В. Факторы воспитания самостоятельности в дошкольном возрасте / И. В. Александрова // Инновации. Наука. Образование. –2020. – № 20. – С. 639-645.
3. Атарова, А. Н. Развитие самостоятельности старших дошкольников на основе интеграции детских видов деятельности / А. Н. Атарова // Педагогическое образование в России. – 2017. – № 1. – С. 96-102.
4. Батурина, В. В. Влияние семейного воспитания на эмоциональную сферу детей дошкольного возраста / В. В. Батурина // В сборнике : Проблемы теории и практики психологии развития. Материалы VIII региональной научно-практической конференции. Ред. О. О. Гонина. – Тверь, 2021. – С. 72-77.
5. Белолюбская, С. С. Формирование у дошкольников самостоятельности / С. С. Белолюбская // В сборнике : Инновационные подходы к внедрению передового опыта и его практическому применению. Сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции. В 2-х частях. – 2020. – С. 11-12.
6. Боброва, В. Ю. Особенности развития самостоятельности старших дошкольников / В. Ю. Боброва // В сборнике : INTERNATIONAL INNOVATION RESEARCH. сборник статей XV Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор Г. Ю. Гуляев. – 2018. – С. 204-207.
7. Варга, А. Я. Структура и типы родительского отношения : Дисс. канд. психол. наук / А. Я. Варга. – Москва : МГУ, 2016. – 80 с.
8. Вершинина, Н. А. Педагогическая поддержка как основное условие развития познавательной самостоятельности дошкольников / Н. А. Вершинина // Вестник Череповецкого государственного университета. – 2020. – № 1 (94). –С. 125-136.
9. Волкова, Л. А. Влияние родительского стиля воспитания на развитие личности ребенка-дошкольника / Л. А. Волкова // В сборнике : Новые технологии в образовании. Материалы XXVII Международной научно-практической конференции. Научный редактор Г. Ф. Гребенщиков. – 2017. – С. 79-82.
10. Волкова, В. Е. Роль семейного воспитания в развитии личности дошкольников / В. Е. Волкова // В сборнике : Актуальные задачи педагогики. Материалы VIII Международной научной конференции. – 2017. – С. 35-37.
11. Выготский, Л. С. Проблема возраста / Собрание сочинений: в 6 т. / Л. С. Выготский. – Москва : Академия, 2014. – Т.4. – 268 с.
12. Галушко, И. Г. Типы семейного воспитания и развитие личности дошкольника / И. Г. Галушко // Научно-методический электронный журнал Концепт. – 2016. – № T26. – С. 251-255.
13. Генгер, М. А. Классификация детско-родительских отношений / М. А. Генгер // V Съезд Общероссийской общественной организации «Российское психологическое общество» Москва, 14–18 февраля 2012 года Научные материалы Том III. – Москва, 2012. – С. 132 – 133.
14. Головей, Л. А. Структура семьи и семейное воспитание как факторы развития личности дошкольника / Л. А. Головей // Социальная психология и общество. – 2016. – Т. 7. – № 2. – С. 5-18.
15. Джашакуева, А. К. Особенности детско-родительских отношений и развитие познавательных способностей дошкольников / А. К. Джашакуева // В сборнике : Современное состояние и перспективы развития научной мысли. сборник статей Международной научно-практической конференции. – 2016. – С. 179-181.
16. Ежкова, Н. С. Самостоятельность и проблема её формирования у старших дошкольников / Н. С. Ежкова, Л. А. Шевцова // В сборнике : Взаимодействие науки и общества : проблемы и перспективы. сборник статей Международной научно-практической конференции. – Уфа, 2021. – С. 123-125.
17. Ежкова, Н. С. Эмоциональное развитие ребенка в условиях семьи / Н. С. Ежкова // Дошкольная педагогика. – 2016. – №3. – С. 54-56.
18. Звенькова, Н .Г. Оптимизация детско-родительских отношений в семье / Н. Г. Звенькова // Педагогика. – 2013. – №2. – С. 45-53.
19. Зубарева, Г. Г. Средства развития самостоятельности у детей дошкольного возраста / Г. Г. Зубарева // В сборнике : Психология и педагогика в системе современного образования. сборник материалов II Международной научно-практической конференции. – 2017. – С. 115-120.
20. Иванова, О. Р. Выбор стиля семейного воспитания родителями дошкольника / О. Р. Иванова // В сборнике : Молодые лидеры – 2016. материалы I международного конкурса выпускных квалификационных и курсовых работ. Научно-образовательный центр «Знание». – 2016. – С. 293-298.
21. Ковальчук, М. И. Влияние стиля семейного воспитания на развитие самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста / М. И. Ковальчук // Интерактивная наука. – 2019. – № 6 (40). – С. 92-94.
22. Комарова, О. Н. Стиль семейного воспитания как фактор развития личности ребенка дошкольного возраста / О. Н. Комарова // Научное обозрение. Серия 2 : Гуманитарные науки. – 2015. – № 6. – С. 34-40.
23. Комарова, О. Н. Влияние особенностей семейного воспитания на личностное развитие ребенка / О. Н. Комарова // ЦИТИСЭ. – 2016. – № 4 (8). – С. 17.
24. Конина, М. М. Влияние семейного воспитания на развитие личности ребенка / М. М. Конина // Педагогика. – 2010. – №4. – С. 50-54.
25. Котова, М. А. Изучение уровня сформированности самостоятельности дошкольников шестого года жизни / М. А. Котова // Новая наука : От идеи к результату. – 2016. – № 12-2. – С. 91-93.
26. Лагутина, Ю. Развитие познавательной самостоятельности дошкольников в семейных группах / Ю. Лагутина // Дошкольное воспитание. –2019. – № 6. – С. 89-94.
27. Махмудова, Ф. А. Влияние семейного воспитания на нравственное развитие ребенка-дошкольника / Ф. А. Махмудова // В сборнике : Семья: проблемы межинституционального взаимодействия в современном мире. Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. ФГБОУ ВО «Чеченский государственный педагогический университет». – 2017. – С. 232-236.
28. Машковцева, Л. М. К вопросу проявления самостоятельности у дошкольников / Л. М. Машковцева // В сборнике : Наука и образование в социокультурном пространстве современного общества. Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. В 3-х частях. – 2016. – С. 80-81.
29. Минина, А. В. Компетентность современных родителей в воспитании самостоятельности у дошкольников / А. В. Минина // Дискуссия. – 2014. – № 1 (42). – С. 131-137.
30. Молодцова, Т. Г. Изучение стилей семейного воспитания родителей старших дошкольников / Т. Г. Молодцова // Молодой ученый. – 2018. – № 5 (191). – С. 154-157.
31. Морозова, О. В. Роль семейного воспитания в развитии личности дошкольников / О. В. Морозова // В сборнике : Информационное обеспечение науки как двигатель прогресса. сборник статей Международной научно-практической конференции. – 2020. – С. 170-174.
32. Найденова, Е. А. Роль семьи в воспитании дошкольника / Е. А. Найденова // Психология и педагогика : методика и проблемы практического применения. – 2016. – №49-2. – С. 97-102.
33. Насырова Р. С. Семья в современном обществе / Р. С. Насырова // Сборники конференций НИЦ Социосфера. – 2013. – № 31. – С. 49 – 53.
34. Новоселова, С. Л. Особенности семейного воспитания / С. Л. Новоселова // Педагогика. – 2011. – №3. – С. 48-51.
35. Петровский, А. В. Дети и тактика семейного воспитания / А. В. Петровский. – Москва : НОРМА-ИНФРА, 2011. – 93 с.
36. Психолого-педагогические особенности семьи XXI века : коллективная научная монография / отв. ред. А.Ю. Нагорнова. – Ульяновск : Зебра, 2016. – 424 с.
37. Редькина, Н. А. Роль семейного воспитания в формировании личности дошкольников / Н. А. Редькина // В книге: Молодежь XXI века : образование, наука, инновации. Материалы IX Всероссийской студенческой научно-практической конференции с международным участием. В 4-х частях. Под редакцией Е. В. Шмаковой, Г. С. Чесноковой. – Новосибирск, 2020. – С. 234-236.
38. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – Москва: Эксмо, 2013. – 720 с.
39. Саготовская, Л. Г. Воспитание личности в условиях семейного коллектива / Л. Г. Сагатовская. – Томск, 2011. – 225 с.
40. Салдаева, К. В. Влияние стилей семейного воспитания на личностное развитие дошкольников / К. В. Салдаева // В сборнике : Междисциплинарность науки как фактор инновационного развития. сборник статей Международной научно-практической конференции: в 4 частях. – 2017. – С. 185-187.
41. Саражакова, В. С. Изучение опыта трудового воспитания детей в сельской семье / В. С. Саражакова // В сборнике : Современные тенденции развития системы образования (к 85-летию Чувашского республиканского института образования). Сборник материалов Международной научно-практической конференции. Редколлегия: Ж. В. Мурзина, О. Л. Богатырева, Н. С. Толстов. – 2019. – С. 93-97.
42. Сафронова, А. Д. Влияние типа семейного воспитания на социализацию дошкольника / А. Д. Сафронова // В сборнике : Дошкольное образование в России: результаты нового времени и взгляд в будущее. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Под редакцией М. С. Голубь, Д. А. Кураевой. – 2020. – С. 383-386.
43. Степанова, Л. Н. Стиль семейного воспитания и психологическая готовность ребенка к школьному обучению / Л. Н. Степанова // Вестник экспериментального образования. – 2020. – № 1 (22). – С. 12-20.
44. Стефанович, И. М. Стиль семейного воспитания как фактор развития личности ребенка-дошкольника / И. М. Стефанович // В сборнике : Мир детства в современном образовательном пространстве. сборник статей студентов, магистрантов, аспирантов. – Витебск, 2013. – С. 153-155.
45. Суворова, Н. Ю. Проблемы семейного воспитания в становлении нравственных качеств личности дошкольника / Н. Ю. Суворова // В сборнике : Молодёжь: свобода и ответственность. Материалы ежегодных Митрофановских церковно-исторических чтений. – 2018. – С. 61-64.
46. Трифонова, Е. В. Инициативность и самостоятельность как базисные характеристики личности дошкольника / Е. В. Трифонова // Исследователь / Researcher. – 2018. – № 1-2 (21-22). – С. 35-45.
47. Удина, Е. Н. Специфика самостоятельности у дошкольников / Е. Н. Удина // Тенденции развития науки и образования. – 2019. – № 47-2. – С. 26-31.
48. Чебровская, С. В. Психологические аспекты самостоятельности дошкольников / С. В. Чебровская // Амурский научный вестник. – 2014. – № 4. – С. 183-189.
49. Чернятина, Г. П. Инициирование самостоятельности и взаимоподдержки дошкольников в детском саду / Г. П. Чернятина // В сборнике : Региональное образование и культура: история, современность, перспективы. материалы ХІХ Межрегиональной научно-практической конференции, посвященной 65-летию Белгородчины. Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Белгородский государственный национальный исследовательский университет», Старооскольский филиал. – 2018. – С. 201-202.
50. Хмелькова, Е. В. Социально-коммуникативное развитие дошкольников в условиях семейного воспитания / Е. В. Хмелькова // В сборнике : Современные проблемы психологии и образования в контексте работы с различными категориями детей и молодежи. материалы научно-практической конференции. – 2016. – С. 528-533.
51. Хорошева, А. В. Взаимодействие детского сада и семьи в развитии самостоятельности детей старшего дошкольного возраста / А. В. Хорошева // Вестник науки. – 2018. – Т. 1. – № 9 (9). – С. 84.
52. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО). – Москва : Просвещение, 2016. – 50 с.
53. Французова, Е. М. Родительская любовь – лучшее средство воспитания и развития детей в семье / Е. М. Французова // В сборнике : Духовные ценности в воспитании и образовании детей и молодежи. материалы III международной научно-практической конференции. институт психологии, педагогики и управления человеческими ресурсами, кафедра психолого-педагогического образования. – 2015. – С. 202-206.
54. Шайхутдинова, Е. В. Формирование навыков самостоятельности младших дошкольников в повседневной жизни / Е. В. Шайхутдинова // Аллея науки. – 2020. – Т. 2. – № 5 (44). – С. 887-890.
55. Целыковская, В. В. Приоритет современного семейного воспитания дошкольников / В. В. Целыковская // Педагогический опыт : теория, методика, практика. – 2016. – № 3 (8). – С. 340-342.



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ