Влияние стиля общения родителей с ребенком дошкольного возраста на развитие самостоятельности (Томский государственный педагогический университет)
|
Проведено экспериментальное исследование.
База исследования: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №1 г. Томска.
Выборка: 50 детей старшего дошкольного возраста от 5 лет 6 месяцев до 6 лет 11 месяцев и 50 родителей детей старшего дошкольного возраста (мамы).
Много приложений (методика исследования и результаты исследования в табличном виде).
Есть доклад и презентация к защите.
Если поменять название базы исследования, то работа подойдет для любого вуза.
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы влияния стиля общения родителей с ребенком дошкольного возраста на развитие самостоятельности 8
1.1. Сущность понятия «самостоятельность детей дошкольного возраста» 8
1.2. Характеристика стилей родительского общения с ребенком дошкольного возраста 19
1.3. Условия формирования самостоятельности детей дошкольного возраста в условиях семьи при разных стилях родительского общения 25
Выводы по Главе 1 30
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей влияния стиля общения родителей с ребенком дошкольного возраста на развитие самостоятельности 31
2.1. Анализ результатов констатирующего этапа исследования по определению влияния стиля общения родителей с ребенком дошкольного возраста на развитие самостоятельности 31
2.2. Содержание психолого-педагогической программы, направленной на коррекцию родительского общения родителей детей старшего дошкольного возраста 43
2.3. Анализ результатов эмпирического исследования 62
Выводы по Главе 2 70
Заключение 73
Список литературы 76
Приложение 1 83
Приложение 2 87
Приложение 3 89
Приложение 4 91
Приложение 5 94
Приложение 6 96
База исследования: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №1 г. Томска.
Выборка: 50 детей старшего дошкольного возраста от 5 лет 6 месяцев до 6 лет 11 месяцев и 50 родителей детей старшего дошкольного возраста (мамы).
Много приложений (методика исследования и результаты исследования в табличном виде).
Есть доклад и презентация к защите.
Если поменять название базы исследования, то работа подойдет для любого вуза.
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы влияния стиля общения родителей с ребенком дошкольного возраста на развитие самостоятельности 8
1.1. Сущность понятия «самостоятельность детей дошкольного возраста» 8
1.2. Характеристика стилей родительского общения с ребенком дошкольного возраста 19
1.3. Условия формирования самостоятельности детей дошкольного возраста в условиях семьи при разных стилях родительского общения 25
Выводы по Главе 1 30
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей влияния стиля общения родителей с ребенком дошкольного возраста на развитие самостоятельности 31
2.1. Анализ результатов констатирующего этапа исследования по определению влияния стиля общения родителей с ребенком дошкольного возраста на развитие самостоятельности 31
2.2. Содержание психолого-педагогической программы, направленной на коррекцию родительского общения родителей детей старшего дошкольного возраста 43
2.3. Анализ результатов эмпирического исследования 62
Выводы по Главе 2 70
Заключение 73
Список литературы 76
Приложение 1 83
Приложение 2 87
Приложение 3 89
Приложение 4 91
Приложение 5 94
Приложение 6 96
Несмотря на то, что проблема формирования самостоятельности детей дошкольного возраста и стили общения родителей с дошкольниками представлены большим количеством научных трудов, проблема влияния стиля общении родителей с ребенком дошкольного возраста на развитие самостоятельности изучена недостаточно, что и определяет исследовательский интерес к обозначенной проблеме.
Проблема исследования: как стиль общения родителей с ребенком дошкольного возраста оказывает влияние на формирование самостоятельности.
Цель исследования – теоретически изучить и эмпирически подтвердить влияние стиля общения родителей с ребенком дошкольного возраста на развитие самостоятельности.
Объект исследования – формирование самостоятельности детей дошкольного возраста в условиях семьи.
Предмет исследования – влияние стиля общения родителей с ребенком дошкольного возраста на развитие самостоятельности.
Гипотеза исследования: предполагается, что стиль общения родителей с ребенком оказывает влияние на формирование самостоятельности: при таких стилях родительского отношения, как «контроль», «маленький неудачник», самостоятельность детей старшего дошкольного возраста значительно ниже, чем у детей, родители которых в общении с ребенком применяют такие стили родительского отношения, как «принятие – отвержение», «кооперация», «симбиоз».
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность понятия «самостоятельность детей дошкольного возраста».
2. Охарактеризовать стили родительского общения с ребенком дошкольного возраста.
3. Описать условия формирования самостоятельности детей дошкольного возраста в условиях семьи при разных стилях родительского общения.
4. Выявить в эмпирическом исследовании влияние стиля общения родителей с ребенком дошкольного возраста на развитие самостоятельности.
Теоретико-методологическая основа исследования представлена:
- подходами к возрастным и индивидуальным особенностям развития детей дошкольного возраста – Л.С. Выготский, А.В. Петровский, Е.В. Трифонова и др.;
- подходами к условиям формирования самостоятельности детей дошкольного возраста – Ю. Лагутина, С.Л. Новоселова, Н.Ю. Суворова и др.;
- подходами к специфике стилей родительского общения с детьми дошкольного возраста – А.Я. Варга, М.М. Конина, Ф.А. Махмудова и др.
Методы исследования: теоретические: анализ и обобщение психолого-педагогической, научно-методической литературы по теме исследования, обобщение, сравнение и систематизация; эмпирические – тестирование родителей и детей дошкольного возраста; методы математической статистики с применением r-критерия Пирсона.
Опытно-экспериментальная база исследования: в эмпирическом исследовании приняли участие 50 родителей и 50 детей старшего дошкольного возраста.
Практическая значимость определяется тем, что результаты эмпирического исследования могут быть использованы в работе воспитателей и психологов дошкольных образовательных организаций для организации работы с родителями по проблеме формирования самостоятельности детей в семье.
База исследования: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №1 г. Томска.
Структура исследования: введение, две главы, заключение, список литературы, приложения.
Проблема исследования: как стиль общения родителей с ребенком дошкольного возраста оказывает влияние на формирование самостоятельности.
Цель исследования – теоретически изучить и эмпирически подтвердить влияние стиля общения родителей с ребенком дошкольного возраста на развитие самостоятельности.
Объект исследования – формирование самостоятельности детей дошкольного возраста в условиях семьи.
Предмет исследования – влияние стиля общения родителей с ребенком дошкольного возраста на развитие самостоятельности.
Гипотеза исследования: предполагается, что стиль общения родителей с ребенком оказывает влияние на формирование самостоятельности: при таких стилях родительского отношения, как «контроль», «маленький неудачник», самостоятельность детей старшего дошкольного возраста значительно ниже, чем у детей, родители которых в общении с ребенком применяют такие стили родительского отношения, как «принятие – отвержение», «кооперация», «симбиоз».
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность понятия «самостоятельность детей дошкольного возраста».
2. Охарактеризовать стили родительского общения с ребенком дошкольного возраста.
3. Описать условия формирования самостоятельности детей дошкольного возраста в условиях семьи при разных стилях родительского общения.
4. Выявить в эмпирическом исследовании влияние стиля общения родителей с ребенком дошкольного возраста на развитие самостоятельности.
Теоретико-методологическая основа исследования представлена:
- подходами к возрастным и индивидуальным особенностям развития детей дошкольного возраста – Л.С. Выготский, А.В. Петровский, Е.В. Трифонова и др.;
- подходами к условиям формирования самостоятельности детей дошкольного возраста – Ю. Лагутина, С.Л. Новоселова, Н.Ю. Суворова и др.;
- подходами к специфике стилей родительского общения с детьми дошкольного возраста – А.Я. Варга, М.М. Конина, Ф.А. Махмудова и др.
Методы исследования: теоретические: анализ и обобщение психолого-педагогической, научно-методической литературы по теме исследования, обобщение, сравнение и систематизация; эмпирические – тестирование родителей и детей дошкольного возраста; методы математической статистики с применением r-критерия Пирсона.
Опытно-экспериментальная база исследования: в эмпирическом исследовании приняли участие 50 родителей и 50 детей старшего дошкольного возраста.
Практическая значимость определяется тем, что результаты эмпирического исследования могут быть использованы в работе воспитателей и психологов дошкольных образовательных организаций для организации работы с родителями по проблеме формирования самостоятельности детей в семье.
База исследования: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №1 г. Томска.
Структура исследования: введение, две главы, заключение, список литературы, приложения.
Семья играет большую роль в развитии личности ребенка, в том числе и в формировании его самостоятельности. Дети, которые лишены возможности непосредственно и постоянно участвовать в жизни малой группы, которая состоит из родных и близких им людей, многое теряют и недополучают. Основой психологического благополучия детей являются гармонично выстроенные отношения между всеми членами семьи.
Стили родительского отношения и общения – это разные системы воспитательного воздействия родителей на детей. В зависимости от них, дети в семье могут по-разному себя вести: беспрекословно слушаться старших или быть свободными практически в любом решении, обсуждать свои проблемы с родителями или замалчивать их, предлагать свои варианты решения той или иной ситуации либо молчать, зная, что все равно никто не послушает. Поведение родителей также может быть различным: от жестких и непоколебимых рамок и границ до абсолютной незаинтересованности в жизни своих детей.
Стиль родительского отношения оказывает влияние на формирование самостоятельности детей дошкольного возраста. Самостоятельность – это способность личности планировать, осуществлять контроль над своей деятельностью на основе имеющихся знаний автономно. У дошкольника это качество начинает формироваться на втором году жизни. К старшему дошкольному возрасту у ребенка должна быть сформирована потребность самостоятельно выполнять целый набор действий: гигиенические требования, элементарный уход за собой и своими вещами, самостоятельность в выборе вида действительности и его содержания и т.д.
С целью подтверждения выдвинутой гипотезы было проведено эмпирическое исследование. На констатирующем этапе исследования по методике С.В. Хусаиновой, Г.С. Прыгина «Проективная методика для диагностики автономности-зависимости у дошкольников 5-7 лет» было выявлено, что большинству дошкольников характерен зависимый тип самостоятельности (автономности) – 22 старших дошкольника. Только 11 старших дошкольников была выявлена автономность, что соответствует высокому уровню самостоятельности. У 17 старших дошкольников выявлен смешанный тип автономности. По методике «Опросник родительского отношения (ОРО)», авторы А.Я. Варга, В.В. Столина было установлено, что родители в основном в воспитании старших дошкольников используют такие стили родительского отношения, как «принятие – отвержение (16 родителей), «контроль» (15 родителей), «кооперация» (12 родителе).
На основании результатов эмпирического исследования был разработан и реализован в рамках формирующего этапа проект психолого-педагогической программы, направленной на коррекцию родительского общения. Работа с родителями старших дошкольников проводилась в форме семейного клуба. В рамках работы семейного клуба «Доверие» предусмотрено обучение родителей конструктивному взаимодействию с ребенком в условиях семьи.
Контрольный этап исследования позволил установить, что в группе старших дошкольников значительно увеличилось количество детей с таким типом самостоятельности, как автономность (44%), уменьшилось количество детей со смешанными зависимым типом самостоятельности. В выборке родителей также произошла положительная динамика. Увеличилось на 2 человека количество родителей, которым свойственен такой тип родительского отношения, как «принятие-отвержение». Увеличилось на 2 человека количество родителей, которым характерен такой тип родительского отношения, как «Кооперация». Уменьшилось количество родителей, которые в воспитании старших дошкольников (2 родителя) придерживаются стиля «Маленький неудачник». Уменьшилось количество родителей (на 2 человека), которые в воспитании детей старшего дошкольного возраста применяют такой тип родительского отношения, как «Контроль». Уменьшилось количество родителей (на 2 человека), которые в воспитании детей старшего дошкольного возраста применяют такой тип родительского отношения, как «Контроль».
Стили родительского отношения и общения – это разные системы воспитательного воздействия родителей на детей. В зависимости от них, дети в семье могут по-разному себя вести: беспрекословно слушаться старших или быть свободными практически в любом решении, обсуждать свои проблемы с родителями или замалчивать их, предлагать свои варианты решения той или иной ситуации либо молчать, зная, что все равно никто не послушает. Поведение родителей также может быть различным: от жестких и непоколебимых рамок и границ до абсолютной незаинтересованности в жизни своих детей.
Стиль родительского отношения оказывает влияние на формирование самостоятельности детей дошкольного возраста. Самостоятельность – это способность личности планировать, осуществлять контроль над своей деятельностью на основе имеющихся знаний автономно. У дошкольника это качество начинает формироваться на втором году жизни. К старшему дошкольному возрасту у ребенка должна быть сформирована потребность самостоятельно выполнять целый набор действий: гигиенические требования, элементарный уход за собой и своими вещами, самостоятельность в выборе вида действительности и его содержания и т.д.
С целью подтверждения выдвинутой гипотезы было проведено эмпирическое исследование. На констатирующем этапе исследования по методике С.В. Хусаиновой, Г.С. Прыгина «Проективная методика для диагностики автономности-зависимости у дошкольников 5-7 лет» было выявлено, что большинству дошкольников характерен зависимый тип самостоятельности (автономности) – 22 старших дошкольника. Только 11 старших дошкольников была выявлена автономность, что соответствует высокому уровню самостоятельности. У 17 старших дошкольников выявлен смешанный тип автономности. По методике «Опросник родительского отношения (ОРО)», авторы А.Я. Варга, В.В. Столина было установлено, что родители в основном в воспитании старших дошкольников используют такие стили родительского отношения, как «принятие – отвержение (16 родителей), «контроль» (15 родителей), «кооперация» (12 родителе).
На основании результатов эмпирического исследования был разработан и реализован в рамках формирующего этапа проект психолого-педагогической программы, направленной на коррекцию родительского общения. Работа с родителями старших дошкольников проводилась в форме семейного клуба. В рамках работы семейного клуба «Доверие» предусмотрено обучение родителей конструктивному взаимодействию с ребенком в условиях семьи.
Контрольный этап исследования позволил установить, что в группе старших дошкольников значительно увеличилось количество детей с таким типом самостоятельности, как автономность (44%), уменьшилось количество детей со смешанными зависимым типом самостоятельности. В выборке родителей также произошла положительная динамика. Увеличилось на 2 человека количество родителей, которым свойственен такой тип родительского отношения, как «принятие-отвержение». Увеличилось на 2 человека количество родителей, которым характерен такой тип родительского отношения, как «Кооперация». Уменьшилось количество родителей, которые в воспитании старших дошкольников (2 родителя) придерживаются стиля «Маленький неудачник». Уменьшилось количество родителей (на 2 человека), которые в воспитании детей старшего дошкольного возраста применяют такой тип родительского отношения, как «Контроль». Уменьшилось количество родителей (на 2 человека), которые в воспитании детей старшего дошкольного возраста применяют такой тип родительского отношения, как «Контроль».
Подобные работы
- Влияние стиля общения родителей с ребенком дошкольного возраста на развитие самостоятельности
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2021 - Влияние детско-родительских отношений на развитие
самостоятельности детей дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2017 - Педагогические условия воспитания бережного отношения к миру природы малой родины у детей дошкольного возраста (Томский государственный педагогический университет)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2024 - СТИЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ И ЕГО СВЯЗЬ С ОСОБЕННОСТЯМИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
Диссертации (РГБ), психология. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ВЫСОКИМ УРОВНЕМ ТРЕВОЖНОСТИ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - Организация взаимодействия семьи и ДОУ в процессе формирования навыков этикетной речи у детей среднего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4395 р. Год сдачи: 2017 - Развитие коммуникативных способностей старших дошкольников с задержкой психического развития
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4980 р. Год сдачи: 2021 - ПРОЕКТИРОВАНИЕ СОТРУДНИЧЕСТВА ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ В
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ
ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2018 - Коммуникативные способности детей в контексте детско- родительских отношений в полных и неполных семьях
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4865 р. Год сдачи: 2021



