Психолого-педагогические факторы оптимизации межличностного взаимодействия субъектов образовательного процесса
|
Введение 5
ГЛАВА 1. Теоретико-методологические основы оптимизации межличностного взаимодействия субъектов образовательного процесса 10
1.1. Психолого-педагогическая характеристика межличностных
взаимодействий субъектов образовательного процесса как педагогический феномен
1.2. Психолого-педагогические факторы оптимизации
межличностного взаимодействия субъектов образовательного процесса 25
1.3. Организационная культура образовательной организации как
фактор оптимизации межличностного взаимодействия субъектов образовательного процесса
Выводы по первой главе 51
ГЛАВА 2. Практическая работа по оптимизации межличностного взаимодействия субъектов образовательного процесса в ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж № 1» 53
2.1. Общая характеристика и анализ состояния межличностного
взаимодействия субъектов образовательного процесса в ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж № 1»
2.2. Внедрение рекомендаций по развитию организационной
культуры в среднем специальном образовательной организации ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж №1»
2.3. Итоги практической работы 71
Выводы по второй главе 77
Заключение 80
Глоссарий 85
Библиография 88
Приложения 97
ГЛАВА 1. Теоретико-методологические основы оптимизации межличностного взаимодействия субъектов образовательного процесса 10
1.1. Психолого-педагогическая характеристика межличностных
взаимодействий субъектов образовательного процесса как педагогический феномен
1.2. Психолого-педагогические факторы оптимизации
межличностного взаимодействия субъектов образовательного процесса 25
1.3. Организационная культура образовательной организации как
фактор оптимизации межличностного взаимодействия субъектов образовательного процесса
Выводы по первой главе 51
ГЛАВА 2. Практическая работа по оптимизации межличностного взаимодействия субъектов образовательного процесса в ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж № 1» 53
2.1. Общая характеристика и анализ состояния межличностного
взаимодействия субъектов образовательного процесса в ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж № 1»
2.2. Внедрение рекомендаций по развитию организационной
культуры в среднем специальном образовательной организации ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж №1»
2.3. Итоги практической работы 71
Выводы по второй главе 77
Заключение 80
Глоссарий 85
Библиография 88
Приложения 97
Актуальность проблемы и темы исследования. Смена содержания и форм социальных отношений, широкий информационный и культурный обмен приводят к интенсивному поиску новых, субъект - субъектно ориентированных технологий межличностного взаимодействия в образовательном пространстве.
Эффективность решения многих задач, по мнению ученых, зависит не только от индивидуальных качеств личности, но и от ее умений включиться в совместную деятельность на уровне сотрудничества.
Взаимодействие - междисциплинарный феномен, взаимосвязи которого отражаются в широком спектре гуманитарных наук. Взаимодействие является базовой категорией философских концепций и подходов (И. Кант, B.C. Соловьев, М.М. Бахтин, Б.Ф. Ломов, И.И. Жбанкова и др.). В настоящее время можно выделить несколько основных направлений научных исследований данной проблематики в педагогической науке. Интерес к проблеме взаимодействия, возросший в последнее десятилетие в педагогике, обусловлен многими факторами.
Во-первых, динамично расширяется коммуникативное пространство, что не может не сказаться на образовательном процессе: в него вовлекающиеся различные представители социума, выполняющие разные социальные роли и функции.
Во-вторых, существенные изменения содержания и форм социальных отношений влекут за собой ломку и перестройку прежних стереотипов, вызывают социальную напряженность, которая, в свою очередь, создает почву для появления различною рода противоречий, конфликтов.
Под межличностным взаимодействием субъектов образовательного процесса мы понимаем сотрудничество, порождаемое потребностями в совместной деятельности, в процессе которой человек познает и преобразует мир, и проявляющееся в установлении и развитии контактов между людьми, в формировании межличностных отношений.
Межличностное взаимодействие обучающегося рассматривается в нашем исследовании как форма общения со сверстниками, которая играет исключительную роль в формировании личною опыта.
Проблемы взаимодействия педагогов и обучающихся непосредственно связаны с психолого-педагогической подготовкой будущих педагогов, развитием профессионально-педагогической направленности и гуманизацией их ценностно-ориентационной сферы.
Гуманистические ценностные ориентации педагога стали предметом специальною изучения таких ученых исследователей как Ш. А. Амонашвили, В. Л. Бенин, Н. П. Гагюн, К. Н. Левитан.
Таким образом, актуальность данного исследования определяется объективно существующими противоречиями между:
- потребностью образовательною социума в социально активных,
коммуникативно-компетентных субъектах и отсутствием у большинства субъектов образовательного процесса навыков эффективною межличностного взаимодействия;
- очевидностью неэффективною взаимодействия педагогов и обучающихся в практике современной образовательной организации и недостаточной степенью исследований данной проблемы.
На основании названных противоречий нами сформулирована проблема исследования, сущность которой сводится к научному обоснованию теоретико - методологических основ и практики учета психолого-педагогических факторов влияния на современное образование для разработки и реализации технологии оптимизации межличностного взаимодействия субъектов образовательного процесса.
Это обусловило выбор темы исследования: «Психолого-педагогические факторы оптимизации межличностного взаимодействия субъектов образовательного процесса».
Объект исследования: процесс межличностного взаимодействия субъектов образовательного процесса как педагогический феномен.
Предмет исследования: процесс оптимизации межличностного взаимодействия субъектов образовательного процесса.
Цель исследования: теоретическое обоснование и разработка рекомендаций по развитию организационной культуры в среднем специальном образовательной организации ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж №1».
Гипотеза исследования: оптимизации межличностного взаимодействия субъектов образовательного процесса будет эффективной, если:
- выявить психолого-педагогические факторы оптимизации
межличностного взаимодействия субъектов образовательного процесса (четкая организационная структура, отлаженная система вертикальных и горизонтальных потоков информации, включая обратную связь, организационная культура, компетентная управленческая и профессиональная деятельность, стиль управления и поведения, конфликтность, уровень сплоченности);
- осуществить реализацию рекомендаций по развитию
организационной культуры в среднем специальном образовательной организации ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж №1».
Задачи исследования:
1. Осуществить психолого-педагогическую характеристику
межличностных взаимодействий субъектов образовательного процесса.
2. Выявить психолого-педагогические факторы оптимизации межличностного взаимодействия субъектов образовательного процесса.
3. Разработать рекомендации по развитию организационной культуры в среднем специальном образовательной организации ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж №1».
Методологическую и теоретическую основу исследования составили: теории социальных интеракций как механизма развития общественных отношений (Г. М. Андреева, М. М. Бахтин и др.); психолого-педагогические подходы в осмыслении роли общения и взаимодействия субъектов образовательною процесса (А. С. Белкин, А. Б. Добрович и др.); теория и методология социальной диагностики межличностных отношений в процессе педагогической деятельности (Б.С. Гершунский, А.Б. Залкинд и др.).
Практическая значимость исследования: состоит в разработанных рекомендациях рекомендаций по развитию организационной культуры в среднем специальном образовательной организации ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж №1», которые могут быть использованы в работе подобных образовательных организаций.
Методы исследования. Для решения поставленных задач в исследовании использовалась совокупность взаимодополняющих методов: теоретический анализ философской, социологической, психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; изучение и обобщение объективной информации по опыту взаимодействия субъектов образовательного процесса в отдельных образовательных организациях; наблюдение, анкетный опрос, интервью.
База исследования. ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж №1».
Юридический адрес: 454021, г. Челябинск, ул. Молодогвардейцев, 43. Фактический адрес: 454021, г. Челябинск, ул. Молодогвардейцев, 43. ИНН: 7447031403 (свидет-во о постановке на учет в налоговый орган 1677). Реквизиты Свидетельства о внесении в Единый реестр юридических лиц: 1027402334002 ПК №1 осуществляет образовательную деятельность в соответствии с Уставом, утвержденным Администрацией Калининского района г. Челябинска 31.01.1997г. и лицензией А-0000283 рег. № 7764 от 04 апреля 2017 года, выданной Министерством образования и науки Челябинской области. Срок действия лицензии - бессрочный.
Директор: ЭНГЕЛЬМАН МИХАИЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ
ТЕЛ./ФАКС: (351) 742-02-76; (351) 742-02-09
E-MAIL: chgpk@chel .surnet.ru
САЙТ: www.chgpk.ru
Структура исследования. Наша работа состоит из введения, теоретической и практической глав, заключения, библиографии, глоссария, приложения.
Эффективность решения многих задач, по мнению ученых, зависит не только от индивидуальных качеств личности, но и от ее умений включиться в совместную деятельность на уровне сотрудничества.
Взаимодействие - междисциплинарный феномен, взаимосвязи которого отражаются в широком спектре гуманитарных наук. Взаимодействие является базовой категорией философских концепций и подходов (И. Кант, B.C. Соловьев, М.М. Бахтин, Б.Ф. Ломов, И.И. Жбанкова и др.). В настоящее время можно выделить несколько основных направлений научных исследований данной проблематики в педагогической науке. Интерес к проблеме взаимодействия, возросший в последнее десятилетие в педагогике, обусловлен многими факторами.
Во-первых, динамично расширяется коммуникативное пространство, что не может не сказаться на образовательном процессе: в него вовлекающиеся различные представители социума, выполняющие разные социальные роли и функции.
Во-вторых, существенные изменения содержания и форм социальных отношений влекут за собой ломку и перестройку прежних стереотипов, вызывают социальную напряженность, которая, в свою очередь, создает почву для появления различною рода противоречий, конфликтов.
Под межличностным взаимодействием субъектов образовательного процесса мы понимаем сотрудничество, порождаемое потребностями в совместной деятельности, в процессе которой человек познает и преобразует мир, и проявляющееся в установлении и развитии контактов между людьми, в формировании межличностных отношений.
Межличностное взаимодействие обучающегося рассматривается в нашем исследовании как форма общения со сверстниками, которая играет исключительную роль в формировании личною опыта.
Проблемы взаимодействия педагогов и обучающихся непосредственно связаны с психолого-педагогической подготовкой будущих педагогов, развитием профессионально-педагогической направленности и гуманизацией их ценностно-ориентационной сферы.
Гуманистические ценностные ориентации педагога стали предметом специальною изучения таких ученых исследователей как Ш. А. Амонашвили, В. Л. Бенин, Н. П. Гагюн, К. Н. Левитан.
Таким образом, актуальность данного исследования определяется объективно существующими противоречиями между:
- потребностью образовательною социума в социально активных,
коммуникативно-компетентных субъектах и отсутствием у большинства субъектов образовательного процесса навыков эффективною межличностного взаимодействия;
- очевидностью неэффективною взаимодействия педагогов и обучающихся в практике современной образовательной организации и недостаточной степенью исследований данной проблемы.
На основании названных противоречий нами сформулирована проблема исследования, сущность которой сводится к научному обоснованию теоретико - методологических основ и практики учета психолого-педагогических факторов влияния на современное образование для разработки и реализации технологии оптимизации межличностного взаимодействия субъектов образовательного процесса.
Это обусловило выбор темы исследования: «Психолого-педагогические факторы оптимизации межличностного взаимодействия субъектов образовательного процесса».
Объект исследования: процесс межличностного взаимодействия субъектов образовательного процесса как педагогический феномен.
Предмет исследования: процесс оптимизации межличностного взаимодействия субъектов образовательного процесса.
Цель исследования: теоретическое обоснование и разработка рекомендаций по развитию организационной культуры в среднем специальном образовательной организации ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж №1».
Гипотеза исследования: оптимизации межличностного взаимодействия субъектов образовательного процесса будет эффективной, если:
- выявить психолого-педагогические факторы оптимизации
межличностного взаимодействия субъектов образовательного процесса (четкая организационная структура, отлаженная система вертикальных и горизонтальных потоков информации, включая обратную связь, организационная культура, компетентная управленческая и профессиональная деятельность, стиль управления и поведения, конфликтность, уровень сплоченности);
- осуществить реализацию рекомендаций по развитию
организационной культуры в среднем специальном образовательной организации ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж №1».
Задачи исследования:
1. Осуществить психолого-педагогическую характеристику
межличностных взаимодействий субъектов образовательного процесса.
2. Выявить психолого-педагогические факторы оптимизации межличностного взаимодействия субъектов образовательного процесса.
3. Разработать рекомендации по развитию организационной культуры в среднем специальном образовательной организации ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж №1».
Методологическую и теоретическую основу исследования составили: теории социальных интеракций как механизма развития общественных отношений (Г. М. Андреева, М. М. Бахтин и др.); психолого-педагогические подходы в осмыслении роли общения и взаимодействия субъектов образовательною процесса (А. С. Белкин, А. Б. Добрович и др.); теория и методология социальной диагностики межличностных отношений в процессе педагогической деятельности (Б.С. Гершунский, А.Б. Залкинд и др.).
Практическая значимость исследования: состоит в разработанных рекомендациях рекомендаций по развитию организационной культуры в среднем специальном образовательной организации ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж №1», которые могут быть использованы в работе подобных образовательных организаций.
Методы исследования. Для решения поставленных задач в исследовании использовалась совокупность взаимодополняющих методов: теоретический анализ философской, социологической, психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; изучение и обобщение объективной информации по опыту взаимодействия субъектов образовательного процесса в отдельных образовательных организациях; наблюдение, анкетный опрос, интервью.
База исследования. ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж №1».
Юридический адрес: 454021, г. Челябинск, ул. Молодогвардейцев, 43. Фактический адрес: 454021, г. Челябинск, ул. Молодогвардейцев, 43. ИНН: 7447031403 (свидет-во о постановке на учет в налоговый орган 1677). Реквизиты Свидетельства о внесении в Единый реестр юридических лиц: 1027402334002 ПК №1 осуществляет образовательную деятельность в соответствии с Уставом, утвержденным Администрацией Калининского района г. Челябинска 31.01.1997г. и лицензией А-0000283 рег. № 7764 от 04 апреля 2017 года, выданной Министерством образования и науки Челябинской области. Срок действия лицензии - бессрочный.
Директор: ЭНГЕЛЬМАН МИХАИЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ
ТЕЛ./ФАКС: (351) 742-02-76; (351) 742-02-09
E-MAIL: chgpk@chel .surnet.ru
САЙТ: www.chgpk.ru
Структура исследования. Наша работа состоит из введения, теоретической и практической глав, заключения, библиографии, глоссария, приложения.
В первом параграфе первой главы нашего исследования «Психолого-педагогическая характеристика межличностных взаимодействий субъектов образовательного процесса как педагогический феномен» мы пришли к следующим выводам, что обучающиеся и их родители [законные представители], педагогические, научно-педагогические, руководящие и иные работники организаций, осуществляющих образовательную деятельность, являются субъектами образовательного процесса, правое положение которых отражено в главе 4 и 5 Закона об образовании Российской Федерации.
Межличностное взаимодействие - это случайный или преднамеренный, частный или публичный, длительный или кратковременный, вербальный или невербальный личностный контакт двух или более человек, имеющий следствием взаимные изменения их поведения, деятельности, отношений, установок (Алексей Николаевич Леонтьев).
Во втором параграфе первой главы «Психолого-педагогические факторы оптимизации межличностного взаимодействия субъектов образовательного процесса» мы выявили, что фактор -обстоятельство, ситуация, выступающие движущей силой развития каких-либо явлений, стимулирующие это развитие. Мы придерживаемся точки зрения Натальи Александровны Ипполитовой, которая считает, что психолого-педагогические факторы - это совокупность взаимосвязанных между собой обстоятельств образовательной и материально-пространственной среды, которые влияют на преобразование конкретных характеристик личности в образовательном процессе.
На эффективность межличностных взаимодействий субъектов образовательного процесса влияют различные факторы. В психолого-педагогической литературе выделяются следующие факторы четкая организационная структура, отлаженная система вертикальных и горизонтальных потоков информации, включая обратную связь, организационная культура образовательной организации, компетентная управленческая и профессиональная деятельность, стиль управления и поведения, конфликтность, уровень сплоченности.
В третьем параграфе первой главы «Организационная культура образовательной организации как фактор оптимизации межличностного взаимодействия субъектов образовательного процесса» мы выявили, что организационная культура - это система материальных и духовных ценностей, проявлений, взаимодействующих между собой, присущих данной корпорации, отражающих ее индивидуальность и восприятие себя и других в социальной и вещественной среде, проявляющаяся в поведении, взаимодействии, восприятии себя и окружающей среды.
Элементы организационной культуры: культура условий труда; культура средств труда и трудового процесса; культура межличностных отношений (коммуникаций) в трудовом коллективе; культура управления; культура работника.
Методы формирования организационной культуры в образовательной организации: принятие в колледже документов (миссия, цели, правила и принципы организации), с помощью которых определяется отношение организации к своим сотрудникам и обществу; поведенческие нормы, стиль и способ общения руководства с подчиненными; внешняя атрибутика, включающая систему поощрения, статусные символы, критерии, лежащие в основе кадровых решений; истории, легенды, мифы и обряды; внедрение критериев отбора в организацию, система обучения персонала.
Текучесть кадров по колледже составила за 2017 год 12,3 %. Этот коэффициент значительно превышает норму (5 %), из этого следует, что в колледже большая текучесть кадров. Необходимо выяснить причину этого явления и в будущем стремиться снизить этот показатель.
Анализ состояния организационной культуры колледжа проводился по двум основным направлениям:
1) Анализ группового самосознания коллектива (определение уровня корпоративности).
2) Качественная характеристика организационной культуры (определение знания сотрудниками колледжа основных структурных элементов организационной культуры колледжа).
3) Анализ психологического климата в педагогическом коллективе (определение уровня комфортности).
Педагогический коллектив колледжа характеризуется крайней разобщенностью. Здесь каждый работник руководствуется своими личными нормами поведения, а групповые нормы не сложились. Формальный лидер (директор колледжа) не пользуется авторитетом.
Качественная характеристика организационной культуры колледжа выявила проблемы в знании и понимании таких ее структурных элементов, как: миссия, цели и ценности колледжа.
Психологический климат в коллективе сотрудниками считается конфликтным. В колледже налицо ярко выраженный неблагоприятный психологический климат, как в оценках респондентов, так и по показателю среднегрупповой оценки: более половины сотрудников колледжа придерживаются этого мнения.
Таким образом, основными проблемами организационной культуры
колледжа, исходя из анализа, можно считать:
1) высокий уровень текучести кадров;
2) низкий показатель корпоративности в коллективе -
разобщенность членов педагогического коллектива;
3) незнание элементов организационной культуры колледжа;
4) конфликтный, неблагоприятный психологический климат педагогического коллектива колледжа.
В связи с определенными проблемами в организационной культуре колледжа основными направлениями формирования ее организационной культуры можно считать:
1) повышение уровня корпоративности в коллективе: развитие сплоченности, обучение базовым ценностям педагогов, развитие и укрепление группового самосознания коллектива;
2) улучшение понимания миссии, целей и ценностей колледжа с предварительным изучением теоретических аспектов этих категорий;
3) улучшение психологического климата коллектива колледжа.
С целью развития и укрепления группового самосознания педагогического коллектива колледжа разработана и проведена проблемно-ориентированная игра «Рыночная философия управления современным образовательной организации» (РФУСОУ). Полученные материалы были обобщены в едином Проекте философии управления образовательной организации ГБПОУ «ЧЕЛЯБИНСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ №1», включающем основные положения о миссии и концепции колледжа, базовых целях, кодексе поведения.
Популяризация миссии, целей и ценностей колледжа среди педагогического коллектива колледжа велась с помощью лекции с сотрудниками колледжа на тему «Формирование миссии и целей организации», практического занятия «Формулировка миссии и формирование иерархической структуры целей колледжа» и путем распределения раздаточного материала, содержащего четкую формулировку миссии, целей и ценностей колледжа.
Улучшение психологического климата коллектива колледжа проводилось в форме мини-лекций, ролевых игр, групповых дискуссий, упражнений на групповую сплоченность, упражнений на отработку навыков.
Основные результаты практической работы по развитию организационной культуры колледжа:
1) текучесть кадров по колледже снизилась до 8 %, что значительно приближается к «нормальному» уровню;
2) показатель ценностно-ориентированного единства
педагогического коллектива ЦОЕ колледжа увеличился с 20 % до 47 %;
3) обогатились сведения сотрудников (педагогов) колледжа об основных структурных элементах организационной культуры колледжа: миссии, целях и ценностях;
4) повысился уровень комфортности педагогического коллектива
колледжа: процент педагогов, оценивающих климат коллектива как неблагоприятный, снизился с 58 % до 33 %.
Проведенное исследование имеет перспективы дальнейшего развития, предполагает более широкое изучение проблемы межличностного взаимодействия обучающихся при использовании системного подхода.
Межличностное взаимодействие - это случайный или преднамеренный, частный или публичный, длительный или кратковременный, вербальный или невербальный личностный контакт двух или более человек, имеющий следствием взаимные изменения их поведения, деятельности, отношений, установок (Алексей Николаевич Леонтьев).
Во втором параграфе первой главы «Психолого-педагогические факторы оптимизации межличностного взаимодействия субъектов образовательного процесса» мы выявили, что фактор -обстоятельство, ситуация, выступающие движущей силой развития каких-либо явлений, стимулирующие это развитие. Мы придерживаемся точки зрения Натальи Александровны Ипполитовой, которая считает, что психолого-педагогические факторы - это совокупность взаимосвязанных между собой обстоятельств образовательной и материально-пространственной среды, которые влияют на преобразование конкретных характеристик личности в образовательном процессе.
На эффективность межличностных взаимодействий субъектов образовательного процесса влияют различные факторы. В психолого-педагогической литературе выделяются следующие факторы четкая организационная структура, отлаженная система вертикальных и горизонтальных потоков информации, включая обратную связь, организационная культура образовательной организации, компетентная управленческая и профессиональная деятельность, стиль управления и поведения, конфликтность, уровень сплоченности.
В третьем параграфе первой главы «Организационная культура образовательной организации как фактор оптимизации межличностного взаимодействия субъектов образовательного процесса» мы выявили, что организационная культура - это система материальных и духовных ценностей, проявлений, взаимодействующих между собой, присущих данной корпорации, отражающих ее индивидуальность и восприятие себя и других в социальной и вещественной среде, проявляющаяся в поведении, взаимодействии, восприятии себя и окружающей среды.
Элементы организационной культуры: культура условий труда; культура средств труда и трудового процесса; культура межличностных отношений (коммуникаций) в трудовом коллективе; культура управления; культура работника.
Методы формирования организационной культуры в образовательной организации: принятие в колледже документов (миссия, цели, правила и принципы организации), с помощью которых определяется отношение организации к своим сотрудникам и обществу; поведенческие нормы, стиль и способ общения руководства с подчиненными; внешняя атрибутика, включающая систему поощрения, статусные символы, критерии, лежащие в основе кадровых решений; истории, легенды, мифы и обряды; внедрение критериев отбора в организацию, система обучения персонала.
Текучесть кадров по колледже составила за 2017 год 12,3 %. Этот коэффициент значительно превышает норму (5 %), из этого следует, что в колледже большая текучесть кадров. Необходимо выяснить причину этого явления и в будущем стремиться снизить этот показатель.
Анализ состояния организационной культуры колледжа проводился по двум основным направлениям:
1) Анализ группового самосознания коллектива (определение уровня корпоративности).
2) Качественная характеристика организационной культуры (определение знания сотрудниками колледжа основных структурных элементов организационной культуры колледжа).
3) Анализ психологического климата в педагогическом коллективе (определение уровня комфортности).
Педагогический коллектив колледжа характеризуется крайней разобщенностью. Здесь каждый работник руководствуется своими личными нормами поведения, а групповые нормы не сложились. Формальный лидер (директор колледжа) не пользуется авторитетом.
Качественная характеристика организационной культуры колледжа выявила проблемы в знании и понимании таких ее структурных элементов, как: миссия, цели и ценности колледжа.
Психологический климат в коллективе сотрудниками считается конфликтным. В колледже налицо ярко выраженный неблагоприятный психологический климат, как в оценках респондентов, так и по показателю среднегрупповой оценки: более половины сотрудников колледжа придерживаются этого мнения.
Таким образом, основными проблемами организационной культуры
колледжа, исходя из анализа, можно считать:
1) высокий уровень текучести кадров;
2) низкий показатель корпоративности в коллективе -
разобщенность членов педагогического коллектива;
3) незнание элементов организационной культуры колледжа;
4) конфликтный, неблагоприятный психологический климат педагогического коллектива колледжа.
В связи с определенными проблемами в организационной культуре колледжа основными направлениями формирования ее организационной культуры можно считать:
1) повышение уровня корпоративности в коллективе: развитие сплоченности, обучение базовым ценностям педагогов, развитие и укрепление группового самосознания коллектива;
2) улучшение понимания миссии, целей и ценностей колледжа с предварительным изучением теоретических аспектов этих категорий;
3) улучшение психологического климата коллектива колледжа.
С целью развития и укрепления группового самосознания педагогического коллектива колледжа разработана и проведена проблемно-ориентированная игра «Рыночная философия управления современным образовательной организации» (РФУСОУ). Полученные материалы были обобщены в едином Проекте философии управления образовательной организации ГБПОУ «ЧЕЛЯБИНСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ №1», включающем основные положения о миссии и концепции колледжа, базовых целях, кодексе поведения.
Популяризация миссии, целей и ценностей колледжа среди педагогического коллектива колледжа велась с помощью лекции с сотрудниками колледжа на тему «Формирование миссии и целей организации», практического занятия «Формулировка миссии и формирование иерархической структуры целей колледжа» и путем распределения раздаточного материала, содержащего четкую формулировку миссии, целей и ценностей колледжа.
Улучшение психологического климата коллектива колледжа проводилось в форме мини-лекций, ролевых игр, групповых дискуссий, упражнений на групповую сплоченность, упражнений на отработку навыков.
Основные результаты практической работы по развитию организационной культуры колледжа:
1) текучесть кадров по колледже снизилась до 8 %, что значительно приближается к «нормальному» уровню;
2) показатель ценностно-ориентированного единства
педагогического коллектива ЦОЕ колледжа увеличился с 20 % до 47 %;
3) обогатились сведения сотрудников (педагогов) колледжа об основных структурных элементах организационной культуры колледжа: миссии, целях и ценностях;
4) повысился уровень комфортности педагогического коллектива
колледжа: процент педагогов, оценивающих климат коллектива как неблагоприятный, снизился с 58 % до 33 %.
Проведенное исследование имеет перспективы дальнейшего развития, предполагает более широкое изучение проблемы межличностного взаимодействия обучающихся при использовании системного подхода.
Подобные работы
- ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЕ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4955 р. Год сдачи: 2017 - ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД КАК УСЛОВИЕ ОПТИМИЗАЦИИ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ
Авторефераты (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 250 р. Год сдачи: 2006 - Психолого-педагогические основы взаимодействия дошкольной
образовательной организации и семьи в процессе воспитания детей мигрантов
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2017 - Повышение психологической безопасности субъектов образовательного процесса начальной школы
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4330 р. Год сдачи: 2019 - МОДЕЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ДИСКУРСА КАК СПОСОБ ДИАЛОГИЗАЦИИ
РЕЧЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2020 - Восприятие образовательной среды субъектом как фактор формирования его психологической безопасности
Диссертации (РГБ), психология. Язык работы: Русский. Цена: 470 р. Год сдачи: 2005 - СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГО-.
ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ ВОЕННО
ИНЖЕНЕРНОГО ВУЗА
Диссертация , педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004 - ФОРМИРОВАНИЕ ВИЗУАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ПОДРОСТКОВ СРЕДСТВАМИ ФОТОИСКУССТВА
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2019 - Психолого-педагогические условия организации взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьёй в вопросах физического воспитания дошкольников
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2019



