Введение 5
ГЛАВА 1. Теоретико-методологические основы оптимизации межличностного взаимодействия субъектов образовательного процесса 10
1.1. Психолого-педагогическая характеристика межличностных
взаимодействий субъектов образовательного процесса как педагогический феномен
1.2. Психолого-педагогические факторы оптимизации
межличностного взаимодействия субъектов образовательного процесса 25
1.3. Организационная культура образовательной организации как
фактор оптимизации межличностного взаимодействия субъектов образовательного процесса
Выводы по первой главе 51
ГЛАВА 2. Практическая работа по оптимизации межличностного взаимодействия субъектов образовательного процесса в ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж № 1» 53
2.1. Общая характеристика и анализ состояния межличностного
взаимодействия субъектов образовательного процесса в ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж № 1»
2.2. Внедрение рекомендаций по развитию организационной
культуры в среднем специальном образовательной организации ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж №1»
2.3. Итоги практической работы 71
Выводы по второй главе 77
Заключение 80
Глоссарий 85
Библиография 88
Приложения 97
Актуальность проблемы и темы исследования. Смена содержания и форм социальных отношений, широкий информационный и культурный обмен приводят к интенсивному поиску новых, субъект - субъектно ориентированных технологий межличностного взаимодействия в образовательном пространстве.
Эффективность решения многих задач, по мнению ученых, зависит не только от индивидуальных качеств личности, но и от ее умений включиться в совместную деятельность на уровне сотрудничества.
Взаимодействие - междисциплинарный феномен, взаимосвязи которого отражаются в широком спектре гуманитарных наук. Взаимодействие является базовой категорией философских концепций и подходов (И. Кант, B.C. Соловьев, М.М. Бахтин, Б.Ф. Ломов, И.И. Жбанкова и др.). В настоящее время можно выделить несколько основных направлений научных исследований данной проблематики в педагогической науке. Интерес к проблеме взаимодействия, возросший в последнее десятилетие в педагогике, обусловлен многими факторами.
Во-первых, динамично расширяется коммуникативное пространство, что не может не сказаться на образовательном процессе: в него вовлекающиеся различные представители социума, выполняющие разные социальные роли и функции.
Во-вторых, существенные изменения содержания и форм социальных отношений влекут за собой ломку и перестройку прежних стереотипов, вызывают социальную напряженность, которая, в свою очередь, создает почву для появления различною рода противоречий, конфликтов.
Под межличностным взаимодействием субъектов образовательного процесса мы понимаем сотрудничество, порождаемое потребностями в совместной деятельности, в процессе которой человек познает и преобразует мир, и проявляющееся в установлении и развитии контактов между людьми, в формировании межличностных отношений.
Межличностное взаимодействие обучающегося рассматривается в нашем исследовании как форма общения со сверстниками, которая играет исключительную роль в формировании личною опыта.
Проблемы взаимодействия педагогов и обучающихся непосредственно связаны с психолого-педагогической подготовкой будущих педагогов, развитием профессионально-педагогической направленности и гуманизацией их ценностно-ориентационной сферы.
Гуманистические ценностные ориентации педагога стали предметом специальною изучения таких ученых исследователей как Ш. А. Амонашвили, В. Л. Бенин, Н. П. Гагюн, К. Н. Левитан.
Таким образом, актуальность данного исследования определяется объективно существующими противоречиями между:
- потребностью образовательною социума в социально активных,
коммуникативно-компетентных субъектах и отсутствием у большинства субъектов образовательного процесса навыков эффективною межличностного взаимодействия;
- очевидностью неэффективною взаимодействия педагогов и обучающихся в практике современной образовательной организации и недостаточной степенью исследований данной проблемы.
На основании названных противоречий нами сформулирована проблема исследования, сущность которой сводится к научному обоснованию теоретико - методологических основ и практики учета психолого-педагогических факторов влияния на современное образование для разработки и реализации технологии оптимизации межличностного взаимодействия субъектов образовательного процесса.
Это обусловило выбор темы исследования: «Психолого-педагогические факторы оптимизации межличностного взаимодействия субъектов образовательного процесса».
Объект исследования: процесс межличностного взаимодействия субъектов образовательного процесса как педагогический феномен.
Предмет исследования: процесс оптимизации межличностного взаимодействия субъектов образовательного процесса.
Цель исследования: теоретическое обоснование и разработка рекомендаций по развитию организационной культуры в среднем специальном образовательной организации ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж №1».
Гипотеза исследования: оптимизации межличностного взаимодействия субъектов образовательного процесса будет эффективной, если:
- выявить психолого-педагогические факторы оптимизации
межличностного взаимодействия субъектов образовательного процесса (четкая организационная структура, отлаженная система вертикальных и горизонтальных потоков информации, включая обратную связь, организационная культура, компетентная управленческая и профессиональная деятельность, стиль управления и поведения, конфликтность, уровень сплоченности);
- осуществить реализацию рекомендаций по развитию
организационной культуры в среднем специальном образовательной организации ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж №1».
Задачи исследования:
1. Осуществить психолого-педагогическую характеристику
межличностных взаимодействий субъектов образовательного процесса.
2. Выявить психолого-педагогические факторы оптимизации межличностного взаимодействия субъектов образовательного процесса.
3. Разработать рекомендации по развитию организационной культуры в среднем специальном образовательной организации ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж №1».
Методологическую и теоретическую основу исследования составили: теории социальных интеракций как механизма развития общественных отношений (Г. М. Андреева, М. М. Бахтин и др.); психолого-педагогические подходы в осмыслении роли общения и взаимодействия субъектов образовательною процесса (А. С. Белкин, А. Б. Добрович и др.); теория и методология социальной диагностики межличностных отношений в процессе педагогической деятельности (Б.С. Гершунский, А.Б. Залкинд и др.).
Практическая значимость исследования: состоит в разработанных рекомендациях рекомендаций по развитию организационной культуры в среднем специальном образовательной организации ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж №1», которые могут быть использованы в работе подобных образовательных организаций.
Методы исследования. Для решения поставленных задач в исследовании использовалась совокупность взаимодополняющих методов: теоретический анализ философской, социологической, психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; изучение и обобщение объективной информации по опыту взаимодействия субъектов образовательного процесса в отдельных образовательных организациях; наблюдение, анкетный опрос, интервью.
База исследования. ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж №1».
Юридический адрес: 454021, г. Челябинск, ул. Молодогвардейцев, 43. Фактический адрес: 454021, г. Челябинск, ул. Молодогвардейцев, 43. ИНН: 7447031403 (свидет-во о постановке на учет в налоговый орган 1677). Реквизиты Свидетельства о внесении в Единый реестр юридических лиц: 1027402334002 ПК №1 осуществляет образовательную деятельность в соответствии с Уставом, утвержденным Администрацией Калининского района г. Челябинска 31.01.1997г. и лицензией А-0000283 рег. № 7764 от 04 апреля 2017 года, выданной Министерством образования и науки Челябинской области. Срок действия лицензии - бессрочный.
Директор: ЭНГЕЛЬМАН МИХАИЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ
ТЕЛ./ФАКС: (351) 742-02-76; (351) 742-02-09
E-MAIL: chgpk@chel .surnet.ru
САЙТ: www.chgpk.ru
Структура исследования. Наша работа состоит из введения, теоретической и практической глав, заключения, библиографии, глоссария, приложения.
В первом параграфе первой главы нашего исследования «Психолого-педагогическая характеристика межличностных взаимодействий субъектов образовательного процесса как педагогический феномен» мы пришли к следующим выводам, что обучающиеся и их родители [законные представители], педагогические, научно-педагогические, руководящие и иные работники организаций, осуществляющих образовательную деятельность, являются субъектами образовательного процесса, правое положение которых отражено в главе 4 и 5 Закона об образовании Российской Федерации.
Межличностное взаимодействие - это случайный или преднамеренный, частный или публичный, длительный или кратковременный, вербальный или невербальный личностный контакт двух или более человек, имеющий следствием взаимные изменения их поведения, деятельности, отношений, установок (Алексей Николаевич Леонтьев).
Во втором параграфе первой главы «Психолого-педагогические факторы оптимизации межличностного взаимодействия субъектов образовательного процесса» мы выявили, что фактор -обстоятельство, ситуация, выступающие движущей силой развития каких-либо явлений, стимулирующие это развитие. Мы придерживаемся точки зрения Натальи Александровны Ипполитовой, которая считает, что психолого-педагогические факторы - это совокупность взаимосвязанных между собой обстоятельств образовательной и материально-пространственной среды, которые влияют на преобразование конкретных характеристик личности в образовательном процессе.
На эффективность межличностных взаимодействий субъектов образовательного процесса влияют различные факторы. В психолого-педагогической литературе выделяются следующие факторы четкая организационная структура, отлаженная система вертикальных и горизонтальных потоков информации, включая обратную связь, организационная культура образовательной организации, компетентная управленческая и профессиональная деятельность, стиль управления и поведения, конфликтность, уровень сплоченности.
В третьем параграфе первой главы «Организационная культура образовательной организации как фактор оптимизации межличностного взаимодействия субъектов образовательного процесса» мы выявили, что организационная культура - это система материальных и духовных ценностей, проявлений, взаимодействующих между собой, присущих данной корпорации, отражающих ее индивидуальность и восприятие себя и других в социальной и вещественной среде, проявляющаяся в поведении, взаимодействии, восприятии себя и окружающей среды.
Элементы организационной культуры: культура условий труда; культура средств труда и трудового процесса; культура межличностных отношений (коммуникаций) в трудовом коллективе; культура управления; культура работника.
Методы формирования организационной культуры в образовательной организации: принятие в колледже документов (миссия, цели, правила и принципы организации), с помощью которых определяется отношение организации к своим сотрудникам и обществу; поведенческие нормы, стиль и способ общения руководства с подчиненными; внешняя атрибутика, включающая систему поощрения, статусные символы, критерии, лежащие в основе кадровых решений; истории, легенды, мифы и обряды; внедрение критериев отбора в организацию, система обучения персонала.
Текучесть кадров по колледже составила за 2017 год 12,3 %. Этот коэффициент значительно превышает норму (5 %), из этого следует, что в колледже большая текучесть кадров. Необходимо выяснить причину этого явления и в будущем стремиться снизить этот показатель.
Анализ состояния организационной культуры колледжа проводился по двум основным направлениям:
1) Анализ группового самосознания коллектива (определение уровня корпоративности).
2) Качественная характеристика организационной культуры (определение знания сотрудниками колледжа основных структурных элементов организационной культуры колледжа).
3) Анализ психологического климата в педагогическом коллективе (определение уровня комфортности).
Педагогический коллектив колледжа характеризуется крайней разобщенностью. Здесь каждый работник руководствуется своими личными нормами поведения, а групповые нормы не сложились. Формальный лидер (директор колледжа) не пользуется авторитетом.
Качественная характеристика организационной культуры колледжа выявила проблемы в знании и понимании таких ее структурных элементов, как: миссия, цели и ценности колледжа.
Психологический климат в коллективе сотрудниками считается конфликтным. В колледже налицо ярко выраженный неблагоприятный психологический климат, как в оценках респондентов, так и по показателю среднегрупповой оценки: более половины сотрудников колледжа придерживаются этого мнения.
Таким образом, основными проблемами организационной культуры
колледжа, исходя из анализа, можно считать:
1) высокий уровень текучести кадров;
2) низкий показатель корпоративности в коллективе -
разобщенность членов педагогического коллектива;
3) незнание элементов организационной культуры колледжа;
4) конфликтный, неблагоприятный психологический климат педагогического коллектива колледжа.
В связи с определенными проблемами в организационной культуре колледжа основными направлениями формирования ее организационной культуры можно считать:
1) повышение уровня корпоративности в коллективе: развитие сплоченности, обучение базовым ценностям педагогов, развитие и укрепление группового самосознания коллектива;
2) улучшение понимания миссии, целей и ценностей колледжа с предварительным изучением теоретических аспектов этих категорий;
3) улучшение психологического климата коллектива колледжа.
С целью развития и укрепления группового самосознания педагогического коллектива колледжа разработана и проведена проблемно-ориентированная игра «Рыночная философия управления современным образовательной организации» (РФУСОУ). Полученные материалы были обобщены в едином Проекте философии управления образовательной организации ГБПОУ «ЧЕЛЯБИНСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ №1», включающем основные положения о миссии и концепции колледжа, базовых целях, кодексе поведения.
Популяризация миссии, целей и ценностей колледжа среди педагогического коллектива колледжа велась с помощью лекции с сотрудниками колледжа на тему «Формирование миссии и целей организации», практического занятия «Формулировка миссии и формирование иерархической структуры целей колледжа» и путем распределения раздаточного материала, содержащего четкую формулировку миссии, целей и ценностей колледжа.
Улучшение психологического климата коллектива колледжа проводилось в форме мини-лекций, ролевых игр, групповых дискуссий, упражнений на групповую сплоченность, упражнений на отработку навыков.
Основные результаты практической работы по развитию организационной культуры колледжа:
1) текучесть кадров по колледже снизилась до 8 %, что значительно приближается к «нормальному» уровню;
2) показатель ценностно-ориентированного единства
педагогического коллектива ЦОЕ колледжа увеличился с 20 % до 47 %;
3) обогатились сведения сотрудников (педагогов) колледжа об основных структурных элементах организационной культуры колледжа: миссии, целях и ценностях;
4) повысился уровень комфортности педагогического коллектива
колледжа: процент педагогов, оценивающих климат коллектива как неблагоприятный, снизился с 58 % до 33 %.
Проведенное исследование имеет перспективы дальнейшего развития, предполагает более широкое изучение проблемы межличностного взаимодействия обучающихся при использовании системного подхода.
1. Багриновский, К.А. Корпоративная культура в современной экономике России / К.А. Багриновский, М.А. Бендиков, М.К. Исаева и др. // Менеджмент в России и за рубежом. - 2018. - 2. - С. 59-64.
2. Бакулин, С. Конфликт и диалог корпоративных культур / С. Бакулин // Управление персоналом. - 2018. - 4. - С. 64-66.
3. Беляев, А.А. Организационная культура и пути ее формирования / А.А. Беляев // Труд и социальные отношения. - 2017. - 3. - С. 89-98.
4. Битулина, К.Ю. Роль организационной культуры организации в период кризиса / К.Ю. Битулина // Труд и социальные отношения. - 2017. - 1(сп). - С. 68-76.
5. Бобылева, М. Оценка эффективности организационной системы документооборота / М. Бобылева // Финансовая газета. - 2017. - 51. - С. 14¬
15.
6. Богатырев, М.Р. Организационная культура предприятия: актуальные подходы к проблемам идентификации и управления / М.Р. Богатырев // Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика. - 2018. - 6. - С. 97-124.
7. Варданян, И.С. Предложение по совершенствованию системы нематериального стимулирования / И.С. Варданян // Управление персоналом. - 2017. - 4. - С. 42-46.
8. Васенина, И. Показатели организационной культуры фирмы / И. Васенина, В. Черняева // Высшее образование в России. - 2018. - 1. - С. 76¬80.
9. Взгляд изнутри: Что влияет на имидж колледже как работодателя // Компания. - 2018. - 20. - С. 64-68.
10. Виханский, О.С. Стратегическое управление: Учебник / О.С. Виханский. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Экономистъ, 2018. - 296 с.
11. Волков, П. Системы обеспечения информационной безопасности как часть организационной культуры современной организации / П. Волков // Финансовая газета. - 2017. - 34. - С. 15.
12. Восканян, М. Мода на коллективность / М. Восканян // Русский предприниматель. - 2018. - 7-8. - С. 36-39.
13. Гончарова, Н.Е. Организационная культура: Пособие для подготовки к экзаменам / Н.Е. Гончарова. - М.: Приор, 2018. - 208 с.
14. Грошев, И.В. Организационная культура: учеб. пособие для вузов / И.В. Грошев, П.В. Емельянов, В.М. Юрьев. - М.: ЮНИТИ, 2018. - 288 с.
15. Денисова, Д. [Корпоративная культура] / Д. Денисова // Эксперт. - 2017. - 26. - С. 34-41.
16. Доманин, А.Б. Становление и развитие института социального партнерства в российских условиях / А.Б. Доманин // Социально¬гуманитарные знания. - 2018. - 4. - С. 205-218.
17. Друкер, П. Эффективное управление / Экономические задачи и оптимальные решения; Пер. с англ. / П. Друкер. - М.: Гранд, 2003. - 288 с.
18. Дудник, И. В кризисные моменты нет места для дискуссий / И. Дудник // Управление персоналом. - 2017. - 18. - С. 36-42.
19. Ермошкин, А. Организация как культурный феномен / А.
Ермошкин // Журнал управление компанией. - 2017. - 2. - С. 16-19.
20. Здобнова, Т. Трудности перевода: Для чего нужен
корпоративный сленг / Т. Здобнова // Компания. - 2018. - 14. - С. 56-58.
21. Зимин, А. Брэндинг-рекрутинг и корпоративная культура в одном флаконе / А. Зимин // Управление персоналом. - 2018. - 10. - С. 39-41.
22. Иванова, С.В. Корпоративная культура: традиции и
современность / С.В. Иванова // Управление персоналом. - 2000. - 4. - С. 51¬55
23. Ирхин, Ю.В. Особенности японской культуры управления: сравнительный анализ / Ю.В. Ирхин // Социально-гуманитарные знания. -
2017. - 2. - С. 192-210.
24. Кайдас, Э. На службу по управлению персоналом возлагается главная задача - формирование сплоченной команды профессионалов / Э. Кайдас, А. Любецкая // Управление персоналом. - 2018. - 3. - С. 8-15.
25. Калабин, А. Компания как единый организм: Пока мы едины, мы непобедимы! / А. Калабин // Управление персоналом. - 2018. - 14. - С. 47-50.
26. Камерон, К.С. Диагностика и изменение организационной культуры : Пер. с англ. / К.С. Камерон, Р.Э. Куинн. - СПб.: Питер, 2001. - 320 с.
27. Капитонов, Э.А. Корпоративная культура: теория и практика / Э.А. Капитонов, Г.П. Зинченко, А.Э. Капитонов. - М.: Альфа-пресс, 2017. - 352 с.
28. Карасюк, Е. Формула любви: [Клиенты и корпоративная культура] / Е. Карасюк // Секрет фирмы. - 2018. - 36. - С. 44-47.
29. Кацай, М.Ю. Корпоративные издания: поиск эффективных коммуникаций / М.Ю. Кацай // Управление персоналом. - 2017. - 7. - С. 37¬39.
30. Кацай, М.Ю. Разрабатываем систему управления персоналом / М.Ю. Кацай // Управление персоналом. - 2018. - 21. - С. 40-43.
31. Кириллов, Л. Как построить стратегически ориентированную HR- сис-тему? / Л. Кириллов // Управление персоналом. - 2017. - 3. - С. 28-33.
32. Козлов, В.В. Управление конфликтом / В.В. Козлов, А.А. Козлова. - М.: Экзамен, 2018. - 224 с.
33. Командный менеджмент в России. Методы формирования и развития командных эффектов в организации / М. Долгов, Е. Доценко, А. Нефедов [и др.] // Управление персоналом. - 2017. - 24. - С. 52-54.
34. Коннова, Е.Б. Как сделать жизнь колледже интересней? Бизнес- уикенд / Е.Б. Коннова, Е.В. Соловьева // Управление персоналом. - 2018. - 8¬9. - С. 20-21.
35. Кононова, Д.Е. Репутация колледже на современном рынке / Д.Е. Кононова // Менеджмент в России и за рубежом. - 2017. - 1. - С. 77-85.
36. Корпоративная этика: учеб. пособие / Сост. И.Н. Кузнецов. - М.: Изд-во делов. и учеб. лит., 2003. - 480 с.
37. Корпоративное управление: учеб. пособие для вузов / под ред. В.Г. Антонова. - М.: Инфра-М, 2017. - 288 с.
38. Корпоративный менеджмент: учеб. пособие / И.И. Мазур, В.Д. Шапиро, Э.М. Коротков и др. - М.: Омега-Л, 2017. - 376 с.
39. Крымчанинова, М. Мифы управляют миром, и бизнесом!?: [Роль мифов в управлении организационной культурой, организационным поведением, адаптацией персонала] / М. Крымчанинова // Управление персоналом. - 2017. - 11. - С. 59-66.
40. Крымчанинова, М.В. Образ организации как фактор воздействия на ее культуру / М.В. Крымчанинова // Управление персоналом. - 2018. - 19. - С. 54-57.
41. Кукура, С.П. Теория корпоративного управления / С.П. Кукура. - М.: Экономика, 2018. - 478 с.
42. Ларичева, Е.А. Сравнительный анализ организационной, инновационной культуры и культуры производства / Е.А. Ларичева // Менеджмент в России и за рубежом. - 2018. - 5. - С. 25-32.
43. Левкин, Н. Организационная культура: необходимость
систематизации ключевых позиций / Н. Левкин // Проблемы теории и практики управления. - 2017. - 4. - С. 8-16.
44. Лучшие HR-решения: экспертиза журнала «Кадровое дело». - М.: Вершина, 2017. - 272 с.: ил.
45. Майстер, Д. Делай то, что проповедуешь: Что руководители должны делать для создания организационной культуры, нацеленной на высокие достижения; пер. с англ. / Д. Майстер - М.: Альпина бизнес букс,
2017. - 246 с.
46. Максименко, А.А. Организационная культура: системно¬
логические описания / А.А. Максименко. - Кострома, 2003. - 148 с.
47. Малинин, Е.Д. Организационная культура и эффективность бизнеса: учеб. пособие / Е.Д. Малинин; Рос. акад. образования. - М.: МОДЭК, 2018. - 368 с.
48. Маслов, В. Невидимое оружие конкуренции: Эффективная корпоративная культура / В. Маслов // Социальное партнерство. - 2017. - 4. - С. 68-70.
49. Маслов, Д. Корпоративная переоценка ценностей / Д. Маслов, Г. Роше // Управление персоналом. - 2017. - 9. - С. 22-25.
50. Маслова, В.М. Связи с общественностью в управлении персоналом: учеб. пособие / В.М. Маслова. - М.: Вузовский учебник, 2017. - 176 с.
51. Мескон, М.Х. Основы менеджмента: Пер. с англ. / М.Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури; Общ. ред. и вступ. ст. Л.И. Евенко. - М.: Дело, 1996. - 702 с.
52. Могутнова, Н.Н. Корпоративная культура: понятие, подходы / Н.Н. Могутнова // Социс (Социологические исследования). - 2017. - 4. - С. 130-136.
53. Николаева, Г. Организационная культура предприятия / Г. Николаева // Человек и труд. - 2017. - 9. - С. 78.
54. Никулин, Д. Организационная культура: технология
формирования / Д. Никулин // Человек и труд. - 2017. - 7. - С. 80-81.
55. Никулин, Д.В. Тренинг - ритуал и технология формирования организационной культуры предприятия / Д.В. Никулин // Менеджмент в России и за рубежом. - 2017. - 4. - С. 141-143.
56. Овчинников, М.А. Механизмы формирования организационной культуры организации / М.А. Овчинников // Труд и социальные отношения. -
2018. - 3(сп.). - С. 90-100.
57. Парахина, В.Н. Стратегический менеджмент: учебник для вузов / В.Н. Парахина, Л.С. Максименко, С.В. Панасенко. - М.: КноРус, 2017. - 496 с.
58. Пахомова Т.Ф. Корпоративная культура организации и имидж страны / Т.Ф. Пахомова // Труд и социальные отношения. - 2018. - 1(сп.). - С. 64-65.
59. Пахомова, Т.Ф. Организационное поведение как элемент организационной культуры / Т.Ф. Пахомова // Труд и социальные отношения. - 2018. - 2(сп.). - С. 133-139.
60. Пашутин, С.Б. Рейтинговый статус как критерий управленческого потен-циала / С.Б. Пашутин // Управление персоналом. -
2018. - 21. - С. 54-56.
61. Погорадзе, А.А. Культура производства: Сущность и факторы развития / А.А. Погорадзе; Отв. ред. А.Т. Москаленко. - Новосибирск: Наука, 1990. - 198 с.
62. Подобедова, Л. [Корпоративная этика] / Л. Подобедова //
Компания. - 2017. - 7. - С. 60-63.
63. Поляков, А.А. Стратегическое управление персоналом и
корпоративная культура колледже / А.А. Поляков // Страховое дело. - 2017. - 3. - С. 51-63.
64. Попов, Е. Эволюция институциональной структуры предприятия / Е. Попов // Проблемы теории и практики управления. - 2017. - 7. - С. 15-23.
65. Потапов, Д. «Тренируем» организационную культуру / Д. Потапов // Журнал управление компанией. - 2017. - 1. - С. 30-33.
66. Потвора, В. Формирование организационной культуры предприятия и рыночная ориентация / В. Потвора, М. Савина // Предпринимательство. - 2017. - 4. - С. 66-77.
67. Пустынникова, Ю. Управление по целям - верный друг HR / Ю. Пустынникова // Управление персоналом. - 2018. - 19. - С. 38-41.
68. Пятенко, С.В. 9 основ менеджмента: Кн. руководителя / С.В. Пятенко. - СПб.: Питер, 2018. - 608 с.
69. Рогачева, М.И. Имидж - составляющая успеха руководителя и органи-зации / М.И. Рогачева // Управление персоналом. - 2018. - 17. - С.60¬62.
70. Рудая, Е.А. Основы бренд-менеджмента: учеб. пособие для вузов / Е.А. Рудая. - М.: Аспект Пресс, 2017. - 256 с.
71. Рыбакова, М.В. Организационная культура как фактор устойчивого развития / М.В. Рыбакова // Социально-гуманитарные знания. - 2018. - 2. - С. 221-234.
72. Савинская, Н.А. Формирование организационной культуры / Н.А. Савинская, И.Ю. Ардова // Деньги и кредит. - 2018. - 1. - С. 39-44.
73. Сафронова, И.В. Становление организационной культуры в условиях модернизации предприятий / И.В. Сафронова // Труд и социальные отношения. - 2017. - 2. - С. 142-145.
74. Симонова, Е.М. О новых тенденциях корпоративного отдыха и обучения / Е.М. Симонова, К.В. Шурова // Управление персоналом. - 2018. -
17. - С. 30-32.
75. Сироткина, И. Бренд & персонал / И. Сироткина // Управление персоналом. - 2017. - 13. - С. 22-31.
76. Смирнов, И. По документам или по понятиям: [организационная культура] / И. Смирнов // Журнал управление компанией. - 2017. - 2. - С. 70¬72.
77. Соломанидина, Т. Организационная культура и климат: взаимозави-симость и влияние на эффективность работы колледже / Т. Солома-нидина, В. Кишеня // Управление персоналом. - 2017. - 4. - С. 55¬57.
78. Спивак, В.А. Корпоративная культура: Теория и практика / В.А. Спивак. - СПб.: Питер, 2001. - 352 с.
79. Спивак, В.А. Организационная культура / В.А. Спивак. - СПб.: Нева, 2018. - 224 с.
80. Стоянова, В.А. Оценка влияния организационной культуры предприятия на эффективность производственной деятельности / В.А. Стоянова // Менеджмент в России и за рубежом. - 2017. - 1. - С. 3-9.
81. Субочев, Н.С. Организационная культура как социальный идеал / Н.С. Субочев // Социально-гуманитарные знания. - 2017. - 2. - С. 285-293.
82. Тесакова, Н.В. Миссия и Корпоративный кодекс / Н.В. Тесакова. - М.: РИП-холдинг, 2018. - 188 с.
83. Тикин, В.С. Организация соревнования как элемент организационной культуры / В.С.Тикин // Управление персоналом. - 2018. - 16. - С.42-45.
84. Тикин, В.С. Соревнование - традиция западного менеджмента /
B. С. Тикин // Менеджмент в России и за рубежом. - 2018. - 5. - С. 127-131.
85. Тикин, В.С. Традиционное стимулирование соперничества / В.С. Тикин // ЭКО. - 2017. - 3. - С. 74-80.
86. Тимофеев, М. Золотые правила: [Внутрикорпоративные
взаимоотноше-ния] / М. Тимофеев // Управление персоналом. - 2017. - 6. -
C. 26-35.
87. Фей, К. Организационная культура и эффективность: российский контекст / К. Фей, Д. Денисон // Вопросы экономики. - 2017. - 4. - С. 58-74.
88. Черных, Е. Организационная культура предприятия как инструмент принятия управленческих решений / Е. Черных // Управление персоналом. - 2018. - 3. - С. 66-69.
89. Шейн, Э. Организационная культура и лидерство: Построение, эволюция, совершенствование; Пер. с англ. / Э. Шейн- СПб. : Питер, 2017. - 336 с.
90. Шекшня, С. Как eto skazat' po-russki?: Гл. 2. «Россия: управление людьми и национальная культура» / С. Шекшня // Управление персоналом. - 2018. - 3. - С. 38-46.
91. Шубенкова, Е.В. Особенности организационной культуры в условиях тотального менеджмента качества / Е.В. Шубенкова // Управление персоналом. - 2018. - 3. - С. 51-55.
92. Юрасов, И. Корпоративная культура на местах / И. Юрасов // Журнал управление компанией. - 2017. - 5. - С. 51-55.