ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1.ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ И ЕЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ 9
1.1. Понятие самостоятельной работы в теоретической и методической
литературе, ее сущность, классификация и виды 9
1.2 Теоретические основы создания учебно-методического
обеспечения 14
1.3. Принципы формирования самостоятельности студентов и педагогические условия организации и проведения самостоятельной работы 25
Выводы по Главе 1 35
Глава 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИССЛЕДОВАНИЮ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ОСНОВЫ ТЕХНОЛОГИИ» 36
2.1 Анализ рабочей программы по организации самостоятельной работы студентов в процессе изучения дисциплины «Основы технологии» 36
2.2. Методические рекомендации по организации и проведению
самостоятельной работы студентов на уроках дисциплины «Основы технологии» 48
2.3 Опытно - поисковая работа по организации и проведению самостоятельной работы студентов на уроках технологии: анализ и обобщение результатов 52
Выводы по Главе 2 61
Заключение 62
Библиографический список
Приложение
Требования работодателей к современному специалисту, а также федеральный государственный образовательный стандарт СПО ориентированы, прежде всего, на умения самостоятельной деятельности и творческий подход к специальности. Профессиональный рост специалиста, его социальная востребованность, как никогда, зависят от умения проявить инициативу, решить нестандартную задачу, от способности к планированию и прогнозированию самостоятельных действий. Стратегическим направлением повышения качества образования в этих условиях является оптимизация системы управления учебной работой студентов, в том числе и их самостоятельной работой.
В условиях значительных изменений, происходящих в настоящее время в системе образования, резко возрастает роль и значение самостоятельной работы студентов. Она становится главным резервом повышения качества подготовки будущих специалистов, что обуславливает актуальность квалификационной работы.
В Концепции модернизации российского образования на период до 2020 года обозначена задача - подготовка компетентного специалиста. Решение этой задачи видится через реорганизацию учебного процесса, обеспечивающего возрастающую долю самостоятельной работы и создание новых дидактических подходов к освоению учебного материала. Всё это выступает предпосылкой для поиска преподавателями вуза педагогических условий, обеспечивающих возможность студентам самообразовываться, самоизменяться личностно и профессионально в процессе аудиторной и самостоятельной внеаудиторной работы.
В Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года указано, что получение качественного образования является одной из важнейших жизненных ценностей граждан. Именно оно призвано обеспечить подготовку компетентного, мобильного, творческого специалиста. Перед человеком, живущим в условиях формирования инновационной социально-экономической среды, встают задачи избирательно усваивать актуальные научные, технологические знания; адекватно воспринимать инновационные технологии, новые возможности экономического поведения; быстро адаптироваться к запросам и требованиям динамично меняющегося мира, опираясь на свой образовательный потенциал.
Сегодня на первый план выдвигается задача - не столько подготовить специалистов узкой квалификации, сколько сформировать у них такие характеристики, как способность приобретать новые знания и умения, творческую активность в принятии решений, широкую профессиональную ориентацию. Условием, обеспечивающим ее решение, является повышение качества учебной самостоятельной работы, профессиональное саморазвитие студента. Назревает необходимость в усилении роли самостоятельной работы студентов, в пересмотре подходов к ее организации и формированию в учебном процессе образовательной организации, который должен строиться так, чтобы развивать умение учиться, формировать у студента способности к саморазвитию, самообразованию, творческому применению полученных знаний в процессе самореализации, способам адаптации к профессиональной деятельности в современном мире.
Предметно и содержательно самостоятельная работа регламентирована государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования третьего поколения, основной профессиональной образовательной программой по специальности, нормативно-правовыми документами федерального и локального уровней.
Реализация образовательных программ третьего поколения предопределяет необходимость изменения не только содержания подготовки кадров, но и подходов к поиску форм организации учебного процесса, в которых предусматривается усиление роли и постоянной оптимизации самостоятельной работы студентов. Новые условия диктуют необходимость модернизации технологий обучения, что существенно меняет подходы к учебно-методическому и организационно-техническому обеспечению учебного процесса.
Проблема организации самостоятельной работы одна из вечных проблем в педагогике. Впервые она получила свое теоретическое обобщение в трудах П.И. Пидкасистого. Однако его теория создавалась в рамках знаниевой (когнитивной) парадигмы в обучении и раскрывает лишь внешнюю - организационную сторону самостоятельной работы в учебном процессе.
Актуальность исследования заключается в необходимости перевода обучающегося из позиции пассивного потребителя информации, каким он был в системе традиционного обучения, в позицию самостоятельного, активного участника процесса обучения, что определяет необходимость модернизации процесса формирования самостоятельной работы студентов, а также разработки технологических характеристик формирования личностно развивающей самостоятельной работы в учебном процессе.
Учебно-методическое обеспечение создает среду актуализации самостоятельной творческой активности студентов, вызывает потребность к самопознанию, самообучению. Таким образом, создаются предпосылки «двойной подготовки» - личностного и профессионального становления.
Идея организации самостоятельной работы студентов возникла еще в глубокой древности и анализировалась Аристотелем, Аристоксеном, Сократом, Платоном и др. Дальнейшее развитие она получила в работах Я.А. Коменского, И.Г. Песталоцци, А. Дистервега, в сочинениях отечественных педагогов и общественных деятелей: А.И. Герцена, Н.А. Добролюбова, Л.Н.Толстого, К.Д.Ушинского, Н.Г. Чернышевского и др. В наше время различные аспекты этой проблемы нашли отражение в психолого-педагогических трудах современных исследователей. В этих работах дана общая характеристика самостоятельной работы (Н.В. Акинфиева, Н.В. Аничкина, Е.Я. Голант, И.В. Галковская, Л.В. Жарова, Е.Н. Кабанова- Меллер, М.И. Махмутов, П.И. Пидкасистый, Н.А. Половникова и др.), разработаны классификации самостоятельных работ (А. Адельбаева, Б.П. Есипов, А.С. Лында, Р.М. Микельсон, В.П. Стрезикозин и др.), выделены условия организации самостоятельной работы студентов (П.И. Пидкасистый, М.Э. Писоцкая, Г.Б. Пичурина, И.Э. Унт и др.).
Таким образом, в истории педагогики уделялось достаточно много внимания различным аспектам учебной самостоятельной работы. Однако, несмотря на значительную широту исследований, необходимо отметить, что в них чаще рассматривались проблемы познавательной самостоятельности и самостоятельной работы в контексте общей педагогики.
Таким образом, в теории и практике среднего профессионального образования сегодня достаточно четко проявляются следующие противоречия:
- между целями учебной самостоятельной работы в личностной образовательной парадигме и традиционными представлениями о сущности и механизмах ее осуществления в системе среднего профессионального образования;
- между потребностью преподавателей и студентов в действенных научных рекомендациях по организации учебной самостоятельной работы и существующим методическим потенциалом, не в полной мере обеспечивающим ее результативность.
Из вышесказанного возникает проблема, которая заключается в исследовании процесса организации самостоятельной работы студентов в процессе изучения дисциплины «Основы технологии».
Основу гипотезы исследования составило предположение о том, что организация самостоятельной работы студентов будет проходить более успешно в сравнении с имеющейся практикой, если определена сущность и уточнено содержание понятия самостоятельной работы студентов и реализованы педагогические условия для организации самостоятельной работы студентов.
Объект исследования: процесс обучения в условиях организации среднего профессионального образования.
Предмет исследования: процесс организации самостоятельной работы студентов в процессе обучения специальности СПО.
Цель - теоретико-методическое обоснование, практическая разработка и проверка результативности применения учебно-методического обеспечения при проведении самостоятельной работы студентов организаций среднего профессионального образования в процессе изучения дисциплины «Основы технологии».
В соответствии с проблемой, целью, объектом и предметом исследования были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть исходные положения, определяющие теоретические основы создания учебно-методического обеспечения для организации и проведения самостоятельной работы студентов;
2. Представить педагогические условия и принципы формирования самостоятельности студентов посредством организации самостоятельной работы в процессе обучения;
3. Разработать содержание самостоятельной работы студентов по дисциплине «Основы технологии» по ПМ.05 Приготовление блюд из мяса и домашней птицы;
4. Экспериментально проверить эффективность комплекса педагогических условий более эффективной организации самостоятельной работы студентов.
Для достижения цели и реализации задач исследования использовались следующие методы: теоретические - изучение и теоретический анализ психолого-педагогической, методической литературы по проблеме исследования, изучение и обобщение педагогического опыта; эмпирические - анкетирование, беседа, тестирование, и экспериментальные (констатирующий, формирующий, контрольный этапы опытно-экспериментальной работы).
База исследования. ГБПОУ «Челябинский государственный колледж индустрии питания и торговли». В эксперименте приняли участие 28 студентов группы 2 курса ГБПОУ «ЧГКИПиТ», обучающихся профессии «Повар, кондитер».
Практическая значимость исследования. Результаты исследования дополняют и развивают существующие подходы к организации самостоятельной работы студентов. Практическая значимость исследования определяется внедрением выводов и рекомендаций в практику работы образовательных организаций среднего профессионального образования, направленных на качественное улучшение подготовки студентов. Результаты исследования важны для решения частно-методических вопросов построения преподавателями индивидуального варианта своей деятельности в организации самостоятельной работы студентов.
В главе I были рассмотрены различные подходы к изучению вопроса самостоятельной работы, освещены понятия, функции и виды самостоятельной работы студентов и характеристика средств их методического обеспечения, дано определение учебно-методического обеспечения самостоятельной работы студентов по дисциплине.
Опираясь на теоретико-методологические основы, раскрыты концептуальные характеристики самостоятельной работы студентов: понятие, сущность, структура, функции и содержание.
Необходимое условие самостоятельной работы студентов - разработка соответствующей системы нормативных, методических и дидактических материалов как условия успешного проектирования учебного процесса, а также перечня самих средств сопровождения данного процесса, соответствующего комплексного учебно-методического обеспечения для организации самостоятельной работы студентов.
Методика организации самостоятельной работы студентов зависит от структуры, характера и особенностей изучаемой дисциплины, объема часов. Рабочая программа, методические рекомендации педагогам по организации самостоятельной работы студентов при изучении дисциплины «Основы технологии» и результаты опытно-поисковой работы позволяют констатировать, что рационально организованная и систематически проводимая преподавателем на уроке самостоятельная работа студентов способствует овладению всеми студентами глубокими и прочными знаниями, активизации умственных операций, развитию познавательных сил и способностей к длительной интеллектуальной деятельности, обучению студентов рациональным приемам самостоятельной работы.
Результатом рабочей программы стало создание учебно-методического обеспечения для организации и проведения самостоятельной работы студентов по профессии «повар, кондитер» Профессионального модуля ПМ.05 Приготовление блюд из мяса и домашней птицы.
Гипотеза исследования педагогических условий организации самостоятельной работы студентов при изучении дисциплины «Основы технологии» подтвердилась.
Перспективой исследования является реализация рабочей программы и методических рекомендаций педагогам в учреждениях СПО.
Экспериментальное исследование, результаты которого отражены в главе II, позволило подтвердить правильность выдвинутой гипотезы о том, что организация самостоятельной работы студентов будет проходить более успешно, если определена сущность и уточнено содержание понятия самостоятельной работы студентов, создано учебно-методическое обеспечение для организации и проведения самостоятельной работы студентов и реализованы педагогические условия. Таким образом, были выполнены поставленные задачи и достигнута цель работы.
1. Анфимова, Н.А. Кулинария: учебник / Н.А. Анфимова,
Л.Л.Татарская. - М.: Издательский центр «Академия», 2012. - 352 с.
2. Аргунова, Т.Г. Комплексное учебно-методическое обеспечение
предмета. М., 2010. - 268 с.
3. Бабанский, Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса / Ю. К. Бабанский. М.: Просвещение, 2012. - 198 с.
4. Баранов, С.П. Педагогика / С. П. Баранов, Л. Р. Болотина, В. А. Сластенин. М.: Просвещение, 2010. - 406 с.
5. Барановский, В.А. Повар: учебное пособие / В.А. Барановский. - Ростов н/Д.: Феникс, 2012. - 320 с.
6. Батышев, С. Я., Энциклопедия профессионального образования: В 3¬х т. / Под ред. С.Я. Батышева. - М., АПО. 2010 - 568 с.
7. Беляева, А. П. Научные основы стандарта профессионального образования / А. П. Беляева. - СПб.: Ин-т профтехобразования РАО, 2011. — 33 с.
8. Бородина, Н.В. Подготовка педагогов профессионального обучения к перспективно-тематическому планированию: модульный подход: Учеб. пособие / Бородина Н.В., Горонович М.В., Фейгина М.И. Екатеринбург: Изд- во Рос.гос.проф.-пед. ун-та, 2012. - 260 с.
9. Гусева, Р.П. Методическая готовность преподавателей к созданию комплексного учебно-методического обеспечения образовательного процесса. / Среднее профессиональное образование, 2013, №3.
10. Домарецкий, В.А. Технология продуктов общественного питания: учебное пособие / В.А. Домарецкий. - М.: ФОРУМ, 2011. - 400 с.
11. Елхина, В.Д. Механическое оборудование предприятий общественного питания: учебное пособие: справочник / В.Д. Елхина. - М.: Издательский центр «Академия», 2011. - 336 с.
12. Ерастов, М.П. Методика самостоятельной работы. / М. П. Ерастов -
М., 1985. - 274 с.
13. Жарова, Л.В.Организация самостоятельной работы учебно-познавательной деятельности учащихся. Учеб. пособие / Л.В. Жарова - Л.,
2009. - 59 с.
14. Зобов, А.И. Сборник рецептур блюд и кулинарных изделий: для предприятия общественного питания / А.И. Зобов, В.А. Циганко. - М.: «И. К. Ц.», «ЛАДА», «Арий», 2009. - 680 с.
15. Казаков, А.Г. Организация самостоятельной работы студентов: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений/ Под ред. А.Г. Казакова - М.: Издательский центр «Академия», 2012. - 368 с.
16. Кондратьев, К.П. Организация производства на предприятиях общественного питания: учебное пособие / К.П. Кондратьев. - Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2009. - 108 с.
17. Кочетов, С.И. Комплексное методическое обеспечение учебного процесса средствами обучения. - М.: Высшая школа, 2006. - 248 с.
18. Краевский В. В., Лернер И. Я. Дидактические основания определения содержания учебника // Проблемы школьного учебника. Вып. 8. М.: Вестник, 2010.-124 с.
19. Лейбович, А.Н., Структура и содержание государственного стандарта профессионального образования / Лейбович А.Н. - М.: Педагогика,
2010. - 228 с.
20. Макиенко Н. И., Педагогический процесс в училищах профессионально-технического образования / Макиенко Н. И. - М., 2011. - 268 с.
21. Матюхина, З.П. Товароведение пищевых продуктов: учебник / З.П. Матюхина, Э.П. Королькова. - М. : Издательский центр «Академия», 2007. - 272 с.
22. Милушкин, А.А. Эффективная форма контроля. //Школа и производство. / А. А. Милушкин. - 2009.№5. - 76 с.
23. Монахова, Г. А., Технологические основы проектирования учебного процесса: ИКУ / Г. А. Монахова, В. Ф. Любичева. - М.; Новокузнецк: ИПК, 2012. - 48 с.
24. Мрыхина, Е.Б. Организация производства на предприятиях общественного питания: учебное пособие / Е.Б. Мрыхина. - М.: ФОРУМ, ИНФРА-М, 2009. - 176 с.
25. Оболенкина, Н.В.Оценка качества обучения: образовательная
область «Технология» / Н. В. Оболенкина. - Тамбов: ТОИПКРО, 2007. - 43 с.
26. Общественное питание: сборник нормативных документов - М.: Гроссмедиа, 2010. - 192 с.
27. Педагогика / Под ред. В. А. Сластенина. - М.: Академия, 2004.- 459с.
28. Пидкасистый, П.И., Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов/ Под ред. П. И. Пидкасистого. М.: Педагогическое общество России, 2010. - 640 с.
29. Подласый, И.П., Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед. вузов: В 2 кн. / Подласый И.П. - М.: Гуманит. изд.центр ВЛАДОС, 2009.- Кн.1: Общие основы. Процесс обучения.
30. Садовников, В.А. Комплексное учебно-методическое обеспечение и содержание дисциплины регионального компонента./ Среднее профессиональное образование, 2009, №11.
31. СанПиН 2.3.2.1324-03 Продовольственное сырье и пищевые продукты. Гигиенические требования к срокам годности и условиям хранения пищевых продуктов. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы // База данных нормативной технической документации //
32. Сластенин, В.А. Общая педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В.А. Сластенина: В2ч. - М.: Гуманит. Изд.центр ВЛАДОС, 2011. - 316 с.
33. Смирнов, С.А. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб. для студентов высш. и сред. пед. учеб. заведений / С.А.Смирнов, И.Б.Котова, Е.Н.Шиянов и др.; Под ред. С.А.Смирнова. 4-е изд., испр. М.: Изд. центр «Академия», 2010. - 512 с.
34. Харченко, Н. Э. Технология приготовления пищи. Практикум: учебное пособие / Н. Э. Харченко. - М.: Издательский центр «Академия», 2010. - 296 с.
35. Шалунова, М.Г. Практикум по методике профессионального обучения: Учеб. пособие. - 2-е изд., испр. и доп. / Шалунова М.Г., Эрганова Н.Е. - Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф. пед. ун-та, 2012. - 138 с.
36. Щепотин, А.Ф., Чекулаев М.А., Сосонко В.Е., Шеховцев А.П. Комплексное учебно-методическое обеспечение образовательного процесса в средних профессиональных учебных заведениях. М.: ИПР СПО, 2010.
37. Щукина, Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся / Г. И. Щукина. - М.: Педагогика, 2009. - 208 с.
38. Энциклопедия профессионального образования. Т.1. - М., РАО
Ассоциация «Проф. образование». 2009. - 568 с.
39. Эрганова, Н. Е., Методика профессионального обучения: Учеб. пособие. - 3-е изд., испр. и доп. / Эрганова Н. Е. - Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф. пед. ун-та, 2010. - 150 с.
40. Эрганова, Н.Е., Основы методики профессионального обучения: Учеб. пособие. - 2-е изд., испр. и доп. / Эрганова Н.Е. - Екатеринбург: Изд-во рос. гос. проф. пед. ун-та , 2011. - 138 с.