Введение 4
Глава 1. Теоретические основы танцевально-двигательной терапии и ее роль в вопросах сохранения здоровья и социализации детей 8
1.1. Танцевально-двигательная терапия: понятие и основные этапы
развития 8
1.2. Современные тенденции использования танцевально-двигательной
терапии 13
1.3. Танцевально-двигательная терапия для детей, имеющих проблемы со
здоровьем: условия, формы, содержание 22
Глава 2. Методология эффективной реализации танцевальной арт-терапии в
школе танцев Crazy Family (Челябинск) 28
2.1. Анализ использования танцевальной арт-терапии в работе с детьми 14-18 лет 28
2.2. Влияние средств танцевальной арт-терапии на показатели физического
развития и здоровья занимающихся 44
Заключение 53
Список использованной литературы
Актуальность исследования. Со второй половины XX в. в исследованиях психотерапии уделяется внимание взаимосвязи духовного и телесного в человеке — связи тела и сознания. Это породило новые направления, ставящие целью изучение взаимного влияния телесных и психических компонентов (телесного и ментального). Подобным практическим направлением стала танцевально-двигательная терапия.
Тело является продолжением нашей психики, и телесные движения человека рассматриваются как отражение его внутренней психической жизни и взаимоотношений с окружающим миром. Обычно проблемы, связанные с психическим здоровьем, начинаются с физического или эмоционального стресса: травмирующие воспоминания и неотреагированные эмоции человека запечатлеваются в его теле вследствие функционирования механизмов психологической защиты, когда подавляются желания и эмоции, и тем самым создаются телесные блоки и зажимы. Танцевально-двигательная терапия (или танцтерапия) исследует то, каким образом эмоции и чувства человека кодируются в различных телесных состояниях, и ориентируется на их осознание и последующее «освобождение» от них тела, а также на установление соотношения его биологических и социально обусловленных реакций.
Танцтерапия представляет собой одну из форм психосоматического лечения, основным методом которого является психотерапия, ориентированная главным образом на выявление скрытых связей между психическими конфликтами и соматическими симптомами и на установление и коррекцию вытесненных в бессознательное влечений и желаний. В данном случае тело рассматривается как инструмент, а движение — как процесс, помогающий клиентам пережить, распознать и выразить свои чувства. Американская Ассоциация Танцевальной Терапии определяет танцевально-двигательную терапию как вид психотерапии, который использует движение для развития социальной, когнитивной, эмоциональной и физической жизни человека. Это особая форма телесной терапии. Она существует на стыке психотерапии и танцевального искусства, являясь междисциплинарной областью знания.
Танцевально-двигательная терапия базируется на утверждении танца в качестве формы невербальной коммуникации. Через танец терапевт «читает» пациента, подсознание которого рассказывает все через движения тела, ведь танец — это коммуникация с самим собой — диалог сознательного с бессознательным через танцевальное движение. Танцтерапия исходит из расширенного двигательного поведения в танце, характеризующегося спонтанностью, экстернализацией тех внутренних чувств, которые не могут быть осознаны, выражены, упорядочены в осмысленной речи, но передаются в ритмическом, символическом действии. Благодаря танцевальному движению то, что находится на предвербальном и бессознательном уровне, постепенно воплощается в чувство, в мысль, в слово. Танец проявляет скрытое в человеке, придавая форму фантазиям и выражая мысли символическим образом. Ведь человеческое подсознание «знает» все, но ему нужен материал, чтобы на нем и через него показать истоки проблем во взаимоотношении с окружающим миром и самим собой и помочь найти решение в конкретной ситуации. Таким образом, движение обладает неистощимым, бесконечным, обширным потенциалом для диагностики внутренней жизни личности.
Проблема исследования заключается в том, что педагоги-хореографы в работы с детьми не уделяют должного внимания использованию танцевальной арт-терапии для раскрытия потенциала детей, а также как возможность сохранения здоровья и психического благополучия детей и подростков.
Целью данного исследования является изучение особенностей и возможностей танцевально-двигательной терапии как средства профилактики и сохранения здоровья ребенка в условиях танцевальной школы.
В соответствии с целью были определены задачи исследования:
• Рассмотреть понятие и основные этапы развития танцевально - двигательной терапии;
• Выявить современные тенденции использования танцевально-двигательной терапии;
• Проанализировать условия, формы, содержание танцевально-двигательной терапии для детей, имеющих проблемы со здоровьем;
• Провести анализ использования танцевальной арт-терапии в работе с детьми 14-18 лет;
• Выявить влияние средств танцевальной арт-терапии на показатели физического развития и здоровья занимающихся.
Объект исследования: танцевальная арттерапия.
Предмет исследования: изменения физического состояния и здоровья занимающихся средствами танцевальной арт-терапии.
В процессе исследования была сформулирована гипотеза: предполагается, что используемая в школе танцев «Crazy Family» танцевальная арт-терапия явится фактором стабилизирующем психическое состояние и физическое развитие занимающихся.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
1. Анализ и обобщение литературных источников.
2. Педагогические наблюдения.
3. Тестирование.
4. Педагогический эксперимент.
База исследования: школа танцев «Crazy Family» (Челябинск).
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Практическая значимость исследования: изученные аспекты, а также анализ опыта работы могут быть полезные для педагогов-хореографов, работающих с детьми.
Танцевальная терапия - это психотерапевтическое использование танца и движения как процесса, способствующего интеграции психоэмоционального и физического состояния личности
Танцевально-двигательная терапия (ТДТ) является областью психотерапии. Как отдельное направление она оформилась примерно в 50¬70-е годы ХХ века вначале в США, а затем в 60-80-е годы в Великобритании, Германии и Израиле. В 80-90-е годы ТДТ получила свое развитие в других странах Европы, Азии, в Австралии и в России. Официальным годом рождения ТДТ в России можно считать 1995, когда была создана Ассоциация танцевально-двигательной терапии (АТДТ) в Москве.
Танцевально-двигательная терапия идеально подходит для физического развития ребенка, помогает его психоэмоциональному становлению - формирует образ тела и способствует улучшению координации движений, моторики, самоконтроля. Танцевальная терапия развивает коммуникативные навыки и творческие способности ребенка, повышает уверенность в собственных силах и дает мощный стимул для саморазвития и решения психологических и педагогических проблем. Танцевальная терапия - это вид психотерапии, который использует движение для развития социальной, когнитивной, эмоциональной и физической жизни человека.
Целью внедрения элементов танцевальной терапии в процесс обучения детей с ограниченными возможностями здоровья является развитие осознания ими собственного тела, создание позитивного образа себя, развитие навыков общения. Танцевальная терапия используется, в основном, в групповой работе. Она побуждает детей к свободе и выразительности движения, развивает подвижность, укрепляет силу как на физическом, так и на психическом уровне. Танцевальная терапия базируется на признании того, что тело и психика взаимосвязаны: изменения в сфере эмоциональной, мыслительной или поведенческой вызывают изменения во всех этих областях. Тело и сознание рассматриваются как равноценные силы в интегрированном функционировании.
Танцевально-двигательная терапия использует индивидуальную и групповую формы работы. Индивидуальная форма способствует исследованию учащимися с помощью педагога спектра своих действий, благодаря которым открываются невыраженные эмоции, заблокированные в теле. Технология групповой формы включает в себя: разогрев, его развитие и завершение. Разогрев (разминка) помогает почувствовать свое состояние, центрироваться. В результате разогрева (разминка) учащиеся чувствуют расслабление, координированность, готовность двигаться в танце. Разогрев (разминка) способствует осознанию своих чувств и мыслей, их связи с телом и движениями.
Танцевально-двигательная терапия предлагает большое число программ для детей и родителей. Детские программы направлены на работу с детьми разных возрастов, в том числе с гиперактивностью, синдромом дефицита внимания, задержкой развития, испытывающих проблемы в учебе и т.д.
Танцевально-двигательная терапия идеально подходит для физического развития ребенка, помогает его психоэмоциональному становлению - формирует образ тела и способствует улучшению координации движений, моторики, самоконтроля. Танцевальная терапия развивает коммуникативные навыки и творческие способности ребенка, повышает уверенность в собственных силах и дает мощный стимул для саморазвития и учебы.
Танцевальная терапия вместе с музыкальной психотерапией, может стать эффектным методом лечения школьных неврозов, которые сегодня все больше поражают не только учащихся, но и учителей. Растут нервно-психические нагрузки и перегрузки, как в процессе получения образования, так и в современной жизни вообще. Поэтому выпускники школ должны владеть не только хорошими навыками в области интеллектуальных операций, но и обладать умениями и навыками жизни в современном обществе, знать, как справляться с его требованиями, преодолевать субъективные трудности, неминуемо возникающие на жизненном пути каждого человека. Нынешняя школа должна возможными средствами помочь обществу решать эти проблемы. Одними из средств являются танц-терапия и музыкальная психотерапия. Главное направление этих работ заключаются в том, чтобы научить детей поэтическому, «омузыкаленному» видению и восприятию мира, т.е. ребенок, учится тому, что каждое его переживание, любое душевное движение может быть выражено непосредственно этими двумя направлениями.
Благодаря изучению технологии танцевально-двигательной терапии и с применением ее на практике, помогает обучаемым с легкостью осваивать танцевальный жанр, полюбить этот вид искусства и заниматься танцами продолжительное время.
Были выявлены следующие результаты наблюдения:
1. Чему дети учатся в танцевально-игровой терапии:
Дети учатся самоконтролю и свободе самовыражения в сочетании с ответственностью;
Дети учатся уважать себя и других;
Дети учатся понимать, что их чувства могут быть приняты (учатся быть более открытыми в выражении своих чувств);
Дети учатся брать на себя ответственность;
Дети учатся при столкновении с проблемами использовать свой внутренний потенциал и творчески подходить к их решению;
Постепенно ребенок учится принимать себя на эмоциональном уровне;
Дети учатся делать выбор и отвечать за него;
У детей развивается интерес и способности к хореографическому жанру.
2. Здоровьесбережения:
Младшие школьники. Закрепление правильной осанки и дальнейшее формирование мышечного корсета (занятия ритмикой не дают начаться или развиться сколиозу и лордозу, даже, несмотря на сидячий образ жизни в школе), координации движений;
Средний школьный возраст. В добавление к названному: постепенная коррекция физических особенностей ребенка (косолапость, плоскостопие, "х"- или "о"- образных ног, сколиозной осанки). Формирование красивой танцевальной фигуры (исправление полноты, рыхлости мышц, неуклюжести и пр.), развитие выносливости организма (также тренируется и сердечно-сосудистая и легочная система, осуществляется профилактика астматического синдрома) благодаря правильно подобранной физической нагрузки в процессе занятий, которая соответствует нагрузке в спортивной секции;
Старшие школьники. В добавление к названному: профилактика вегето-сосудистой дистонии, обмороков и других негативных тенденций в здоровье подростка (активная системная физическая нагрузка), завершение формирования красивой танцевальной фигуры (осанка и мышечный корсет) и коррекции физических особенностей ребенка в период активного роста и перестройки организма.
При систематических занятиях в возрасте 12 - 15 лет осанка, фигура и физическое здоровье сохраняются на всю жизнь.
Все те рекомендации, которые изложены в данной работе, могут сослужить хорошую службу начинающим педагогам-хореографам.
1. Баскаков В. Ю. (ред.-сост.) Хрестоматия по телесно¬ориентированной психотерапии и психотехнике / В. Ю. Баскаков (ред.-сост.). — М.: Смысл, 2000. - 640 с.
2. Батранина А.А. Танцевально-двигательная терапия как фактор гармонизации личности / А.А. Батранина // Вестник Восточно-Сибирской государственной академии культуры и искусств. - 2011. - № 1 (1). - С. 134¬139.
3. Бирюкова И. Танец как путь познания и творческого самовыражения [Электронный ресурс] / И. Бирюкова. - Режим доступа : http: //sgv.narod.ru
4. Всемирная организация Здравоохранения. Доклад «Здоровье и системы здравоохранения» Женева, 27 октября 2009. Режим доступа: http: //www.euro .who .int/__data/assets/pdf_file/0006/117186/E93103R. pdf
5. Выготский Л. С. Психология / Л. С. Выготский. - М.: Наука, 2000. - 564 с.
6. Герасимова И. А. Эволюция когнитивных предустановок творчества : дис. ... д-ра пед. наук / И. А. Герасимова. — М.: Просвещение, 1998. - 124 с.
7. Гинзбург Т. Движение Нью-Эйдж [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: //ezotera.ariom.ru/2008/04/14/newage.html
8. Гиршон А. Е. Танцевально-двигательная терапия в контексте тренингов личностного роста / А.Е. Гиршон // Танцевально-двигательная терапия. - М., 1997. - Вып. 2. - 98 с.
9. Гиршон А. Танец и терапия [Электронный ресурс] / А. Гиршон. - Режим доступа : http:// www.girshon.ru
10. Грёнлюнд Э. Танцевальная терапия : теория, методика, практика / Грёнлюнд Э., Оганесян Н. - СПб. : Речь, 2011. - 288 с.
11. Грунина С.О. Восточные элементы танцевально-двигательной
терапии как средство преодоления психо-эмоционального напряжения / С.О. Грунина // В сборнике: Музыкально-эстетическое воспитание детей на современном этапе развития общества Материалы межрегиональной научно-практической конференции. Федеральное агентство по образованию; ГОУ ВПО "Марийский государственный университет", Факультет педагогики и психологии, Кафедра дошкольной и социальной педагогики, ГОУ ДОД
Республики Марий Эл "Дворец творчества детей и молодежи";
Ответственные редакторы: Р. Р. Лоскутова, Н. Н. Чалдышкина. - 2010. - С. 313-318.
12. Давыдова Т.О. Развитие психомоторной сферы детей дошкольного возраста средствами танцевально-двигательной терапии / Т.О. Давыдова // В сборнике: Педагогика и психология как ресурс развития современного общества: актуальные проблемы образовательного процесса в гетерогенных организациях к 40-летию Института психологии, педагогики и социальной работы : материалы VIII Международной научно-практической конференции. Министерство образования и науки Российской Федерации; ФГБОУ ВО «Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина»; Институт психологии, педагогики и социальной работы РГУ имени С.А. Есенина. - 2016. - С. 345-349.
13. Ертанова О.Н. И вновь о терминологии // Подходы к реабилитации детей с особенностями развития средствами образования / О.Н. Ертанова. - М.: Академия, 1996. - 102 с.
14. Ионина О.С. Возможности танцевально-двигательной терапии как метода психического воздействия на личность / О.С. Ионина // Новая наука: Стратегии и векторы развития. - 2016. - № 5-3 (82). - С. 100-103.
15. Ионина О.С. Приемы танцевально-двигательной терапии в коррекции негативных проявлений личности / О.С. Ионина // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. - 2016. - № 2 (30). - С. 107-113.
16. Карпара Дж. Психология личности / Карпара Дж., Сервон Д. - СПб. : Питер, 2003. - 640 с.
17. Козлов В. В. Интегративная танцевально-двигательная терапия / Козлов В. В., Гиршон А. Е., Веремеенко Н. И. - Из-д. 2-е, расшир. и доп. - СПб. : Речь, 2006. - 286 с.
18. Маклаков А. Г. Общая психология : учеб. для вузов / Маклаков А. Г. - СПб. : Питер, 2007. - 583 с.
19. Михалина М.А. Элементы танцевально-двигательной терапии в образовательной деятельности педагога-хореографа / М.А. Михалина // В сборнике: Развитие гуманитарной науки в современном социокультурном пространстве сборник статей. Ю.В. Иванова (ответственный редактор). - 2015. - С. 117-122.
20. Пазухина С. В. Ритмика (1-4 классы) / С. В. Пазухина // Школа духовного развития: Материалы экспериментальной работы; Под ред. С. И. Масло- ва. - Тула: Изд-во ТГПУ им. Л. Н. Толстого, 1998. - С. 101-111.
21. Райх В. Анализ личности / В. Райх. - М.: КСП; СПб.: Ювента, 1999. - 120 с.
22. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии / Рубинштейн С. Л. - СПб. : Питер,2007. - 583 с.
23. Старк А. Танцевально-двигательная терапия Сайт Центра интегративных психотехнологий «Подорожник». -: http:ZZpsitren.ru
24. Фрейд З. Психология бессознательного / З. Фрейд. - М.: Академия, 2007. - 156 с.
25. Шигорева А.В. Танцевально-терапевтическая игра как форма
работы педагога-хореографа / А.В. Шигорева // В книге: Музыка в современном мире: наука, педагогика, исполнительство тезисы VII международной научно-практической конференции. Тамбовский
государственный музыкально-педагогический институт имени С.В. Рахманинова; Ответственный редактор: И.Н. Вановская. - 2011. - С. 238-241.
26. Юнг К. Г. Алхимия снов : пер. с англ. / К. Г. Юнг. — СПб.: Timothy, 1997. - 250 с.
27. American Dance Therapy Association [Электронный ресурс]. Доступ: http: //www.adta.org
28. Capello, Patricia P. Men in Dance/Movement Therapy/International Panel / Patricia P. Capello. — New York: American Dance Therapy Association 2011. — Published online: 21 April 2011.
29. Chodorow, J. The Body as Symbol: Dance/Movement in Analysis. / Joan Chodorow ; American Dance Therapy Association. — New York, 2008. — 13 р. — Published online: 4 August 2008
30. Lemieux, A. The Contact Duet as a Paradigm for Client/Therapist Interaction / Adwoa Lemieux // Submitted in partial fulfillment of the requirements for the degree of Masters of Arts in Dance/Movement Therapy / Naropa Institute Boulder. — Colorado, 1988.
31. O'Connor, Peter A. Understanding Jung, understanding your self / Peter A. O’Connor. — New York: Paulist Press, 1985. — ISBN 0809127997
32. Pheldenkraiz M. Osoznaniye cherez dvizheniye. M.: Institut
Obshegumanitarnyh Issledovaniy, 2009
33. Sheila, J. Cultural Dance: An Opportunity to Encourage Physical Activity and Health in Communities / Sheila Jain and David R. Brown. — New York: American Journal of Health Education, Jbly/August 2001, Volume 32, № 4—19 p
34. Shkurko T. Tanets kak sredstvo diagnostiki i korrektsii otnosheniy v gruppe // Psychologicheskiy vestnik. Rostov-na-Donu, 1996. Vyp. 1. Ch. 1. S.
327-348