Танцевально-двигательная терапия как средство профилактики и сохранения здоровья ребенка
|
Введение 4
Глава 1. Теоретические основы танцевально-двигательной терапии и ее роль в вопросах сохранения здоровья и социализации детей 8
1.1. Танцевально-двигательная терапия: понятие и основные этапы
развития 8
1.2. Современные тенденции использования танцевально-двигательной
терапии 13
1.3. Танцевально-двигательная терапия для детей, имеющих проблемы со
здоровьем: условия, формы, содержание 22
Глава 2. Методология эффективной реализации танцевальной арт-терапии в
школе танцев Crazy Family (Челябинск) 28
2.1. Анализ использования танцевальной арт-терапии в работе с детьми 14-18 лет 28
2.2. Влияние средств танцевальной арт-терапии на показатели физического
развития и здоровья занимающихся 44
Заключение 53
Список использованной литературы
Глава 1. Теоретические основы танцевально-двигательной терапии и ее роль в вопросах сохранения здоровья и социализации детей 8
1.1. Танцевально-двигательная терапия: понятие и основные этапы
развития 8
1.2. Современные тенденции использования танцевально-двигательной
терапии 13
1.3. Танцевально-двигательная терапия для детей, имеющих проблемы со
здоровьем: условия, формы, содержание 22
Глава 2. Методология эффективной реализации танцевальной арт-терапии в
школе танцев Crazy Family (Челябинск) 28
2.1. Анализ использования танцевальной арт-терапии в работе с детьми 14-18 лет 28
2.2. Влияние средств танцевальной арт-терапии на показатели физического
развития и здоровья занимающихся 44
Заключение 53
Список использованной литературы
Актуальность исследования. Со второй половины XX в. в исследованиях психотерапии уделяется внимание взаимосвязи духовного и телесного в человеке — связи тела и сознания. Это породило новые направления, ставящие целью изучение взаимного влияния телесных и психических компонентов (телесного и ментального). Подобным практическим направлением стала танцевально-двигательная терапия.
Тело является продолжением нашей психики, и телесные движения человека рассматриваются как отражение его внутренней психической жизни и взаимоотношений с окружающим миром. Обычно проблемы, связанные с психическим здоровьем, начинаются с физического или эмоционального стресса: травмирующие воспоминания и неотреагированные эмоции человека запечатлеваются в его теле вследствие функционирования механизмов психологической защиты, когда подавляются желания и эмоции, и тем самым создаются телесные блоки и зажимы. Танцевально-двигательная терапия (или танцтерапия) исследует то, каким образом эмоции и чувства человека кодируются в различных телесных состояниях, и ориентируется на их осознание и последующее «освобождение» от них тела, а также на установление соотношения его биологических и социально обусловленных реакций.
Танцтерапия представляет собой одну из форм психосоматического лечения, основным методом которого является психотерапия, ориентированная главным образом на выявление скрытых связей между психическими конфликтами и соматическими симптомами и на установление и коррекцию вытесненных в бессознательное влечений и желаний. В данном случае тело рассматривается как инструмент, а движение — как процесс, помогающий клиентам пережить, распознать и выразить свои чувства. Американская Ассоциация Танцевальной Терапии определяет танцевально-двигательную терапию как вид психотерапии, который использует движение для развития социальной, когнитивной, эмоциональной и физической жизни человека. Это особая форма телесной терапии. Она существует на стыке психотерапии и танцевального искусства, являясь междисциплинарной областью знания.
Танцевально-двигательная терапия базируется на утверждении танца в качестве формы невербальной коммуникации. Через танец терапевт «читает» пациента, подсознание которого рассказывает все через движения тела, ведь танец — это коммуникация с самим собой — диалог сознательного с бессознательным через танцевальное движение. Танцтерапия исходит из расширенного двигательного поведения в танце, характеризующегося спонтанностью, экстернализацией тех внутренних чувств, которые не могут быть осознаны, выражены, упорядочены в осмысленной речи, но передаются в ритмическом, символическом действии. Благодаря танцевальному движению то, что находится на предвербальном и бессознательном уровне, постепенно воплощается в чувство, в мысль, в слово. Танец проявляет скрытое в человеке, придавая форму фантазиям и выражая мысли символическим образом. Ведь человеческое подсознание «знает» все, но ему нужен материал, чтобы на нем и через него показать истоки проблем во взаимоотношении с окружающим миром и самим собой и помочь найти решение в конкретной ситуации. Таким образом, движение обладает неистощимым, бесконечным, обширным потенциалом для диагностики внутренней жизни личности.
Проблема исследования заключается в том, что педагоги-хореографы в работы с детьми не уделяют должного внимания использованию танцевальной арт-терапии для раскрытия потенциала детей, а также как возможность сохранения здоровья и психического благополучия детей и подростков.
Целью данного исследования является изучение особенностей и возможностей танцевально-двигательной терапии как средства профилактики и сохранения здоровья ребенка в условиях танцевальной школы.
В соответствии с целью были определены задачи исследования:
• Рассмотреть понятие и основные этапы развития танцевально - двигательной терапии;
• Выявить современные тенденции использования танцевально-двигательной терапии;
• Проанализировать условия, формы, содержание танцевально-двигательной терапии для детей, имеющих проблемы со здоровьем;
• Провести анализ использования танцевальной арт-терапии в работе с детьми 14-18 лет;
• Выявить влияние средств танцевальной арт-терапии на показатели физического развития и здоровья занимающихся.
Объект исследования: танцевальная арттерапия.
Предмет исследования: изменения физического состояния и здоровья занимающихся средствами танцевальной арт-терапии.
В процессе исследования была сформулирована гипотеза: предполагается, что используемая в школе танцев «Crazy Family» танцевальная арт-терапия явится фактором стабилизирующем психическое состояние и физическое развитие занимающихся.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
1. Анализ и обобщение литературных источников.
2. Педагогические наблюдения.
3. Тестирование.
4. Педагогический эксперимент.
База исследования: школа танцев «Crazy Family» (Челябинск).
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Практическая значимость исследования: изученные аспекты, а также анализ опыта работы могут быть полезные для педагогов-хореографов, работающих с детьми.
Тело является продолжением нашей психики, и телесные движения человека рассматриваются как отражение его внутренней психической жизни и взаимоотношений с окружающим миром. Обычно проблемы, связанные с психическим здоровьем, начинаются с физического или эмоционального стресса: травмирующие воспоминания и неотреагированные эмоции человека запечатлеваются в его теле вследствие функционирования механизмов психологической защиты, когда подавляются желания и эмоции, и тем самым создаются телесные блоки и зажимы. Танцевально-двигательная терапия (или танцтерапия) исследует то, каким образом эмоции и чувства человека кодируются в различных телесных состояниях, и ориентируется на их осознание и последующее «освобождение» от них тела, а также на установление соотношения его биологических и социально обусловленных реакций.
Танцтерапия представляет собой одну из форм психосоматического лечения, основным методом которого является психотерапия, ориентированная главным образом на выявление скрытых связей между психическими конфликтами и соматическими симптомами и на установление и коррекцию вытесненных в бессознательное влечений и желаний. В данном случае тело рассматривается как инструмент, а движение — как процесс, помогающий клиентам пережить, распознать и выразить свои чувства. Американская Ассоциация Танцевальной Терапии определяет танцевально-двигательную терапию как вид психотерапии, который использует движение для развития социальной, когнитивной, эмоциональной и физической жизни человека. Это особая форма телесной терапии. Она существует на стыке психотерапии и танцевального искусства, являясь междисциплинарной областью знания.
Танцевально-двигательная терапия базируется на утверждении танца в качестве формы невербальной коммуникации. Через танец терапевт «читает» пациента, подсознание которого рассказывает все через движения тела, ведь танец — это коммуникация с самим собой — диалог сознательного с бессознательным через танцевальное движение. Танцтерапия исходит из расширенного двигательного поведения в танце, характеризующегося спонтанностью, экстернализацией тех внутренних чувств, которые не могут быть осознаны, выражены, упорядочены в осмысленной речи, но передаются в ритмическом, символическом действии. Благодаря танцевальному движению то, что находится на предвербальном и бессознательном уровне, постепенно воплощается в чувство, в мысль, в слово. Танец проявляет скрытое в человеке, придавая форму фантазиям и выражая мысли символическим образом. Ведь человеческое подсознание «знает» все, но ему нужен материал, чтобы на нем и через него показать истоки проблем во взаимоотношении с окружающим миром и самим собой и помочь найти решение в конкретной ситуации. Таким образом, движение обладает неистощимым, бесконечным, обширным потенциалом для диагностики внутренней жизни личности.
Проблема исследования заключается в том, что педагоги-хореографы в работы с детьми не уделяют должного внимания использованию танцевальной арт-терапии для раскрытия потенциала детей, а также как возможность сохранения здоровья и психического благополучия детей и подростков.
Целью данного исследования является изучение особенностей и возможностей танцевально-двигательной терапии как средства профилактики и сохранения здоровья ребенка в условиях танцевальной школы.
В соответствии с целью были определены задачи исследования:
• Рассмотреть понятие и основные этапы развития танцевально - двигательной терапии;
• Выявить современные тенденции использования танцевально-двигательной терапии;
• Проанализировать условия, формы, содержание танцевально-двигательной терапии для детей, имеющих проблемы со здоровьем;
• Провести анализ использования танцевальной арт-терапии в работе с детьми 14-18 лет;
• Выявить влияние средств танцевальной арт-терапии на показатели физического развития и здоровья занимающихся.
Объект исследования: танцевальная арттерапия.
Предмет исследования: изменения физического состояния и здоровья занимающихся средствами танцевальной арт-терапии.
В процессе исследования была сформулирована гипотеза: предполагается, что используемая в школе танцев «Crazy Family» танцевальная арт-терапия явится фактором стабилизирующем психическое состояние и физическое развитие занимающихся.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
1. Анализ и обобщение литературных источников.
2. Педагогические наблюдения.
3. Тестирование.
4. Педагогический эксперимент.
База исследования: школа танцев «Crazy Family» (Челябинск).
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Практическая значимость исследования: изученные аспекты, а также анализ опыта работы могут быть полезные для педагогов-хореографов, работающих с детьми.
Танцевальная терапия - это психотерапевтическое использование танца и движения как процесса, способствующего интеграции психоэмоционального и физического состояния личности
Танцевально-двигательная терапия (ТДТ) является областью психотерапии. Как отдельное направление она оформилась примерно в 50¬70-е годы ХХ века вначале в США, а затем в 60-80-е годы в Великобритании, Германии и Израиле. В 80-90-е годы ТДТ получила свое развитие в других странах Европы, Азии, в Австралии и в России. Официальным годом рождения ТДТ в России можно считать 1995, когда была создана Ассоциация танцевально-двигательной терапии (АТДТ) в Москве.
Танцевально-двигательная терапия идеально подходит для физического развития ребенка, помогает его психоэмоциональному становлению - формирует образ тела и способствует улучшению координации движений, моторики, самоконтроля. Танцевальная терапия развивает коммуникативные навыки и творческие способности ребенка, повышает уверенность в собственных силах и дает мощный стимул для саморазвития и решения психологических и педагогических проблем. Танцевальная терапия - это вид психотерапии, который использует движение для развития социальной, когнитивной, эмоциональной и физической жизни человека.
Целью внедрения элементов танцевальной терапии в процесс обучения детей с ограниченными возможностями здоровья является развитие осознания ими собственного тела, создание позитивного образа себя, развитие навыков общения. Танцевальная терапия используется, в основном, в групповой работе. Она побуждает детей к свободе и выразительности движения, развивает подвижность, укрепляет силу как на физическом, так и на психическом уровне. Танцевальная терапия базируется на признании того, что тело и психика взаимосвязаны: изменения в сфере эмоциональной, мыслительной или поведенческой вызывают изменения во всех этих областях. Тело и сознание рассматриваются как равноценные силы в интегрированном функционировании.
Танцевально-двигательная терапия использует индивидуальную и групповую формы работы. Индивидуальная форма способствует исследованию учащимися с помощью педагога спектра своих действий, благодаря которым открываются невыраженные эмоции, заблокированные в теле. Технология групповой формы включает в себя: разогрев, его развитие и завершение. Разогрев (разминка) помогает почувствовать свое состояние, центрироваться. В результате разогрева (разминка) учащиеся чувствуют расслабление, координированность, готовность двигаться в танце. Разогрев (разминка) способствует осознанию своих чувств и мыслей, их связи с телом и движениями.
Танцевально-двигательная терапия предлагает большое число программ для детей и родителей. Детские программы направлены на работу с детьми разных возрастов, в том числе с гиперактивностью, синдромом дефицита внимания, задержкой развития, испытывающих проблемы в учебе и т.д.
Танцевально-двигательная терапия идеально подходит для физического развития ребенка, помогает его психоэмоциональному становлению - формирует образ тела и способствует улучшению координации движений, моторики, самоконтроля. Танцевальная терапия развивает коммуникативные навыки и творческие способности ребенка, повышает уверенность в собственных силах и дает мощный стимул для саморазвития и учебы.
Танцевальная терапия вместе с музыкальной психотерапией, может стать эффектным методом лечения школьных неврозов, которые сегодня все больше поражают не только учащихся, но и учителей. Растут нервно-психические нагрузки и перегрузки, как в процессе получения образования, так и в современной жизни вообще. Поэтому выпускники школ должны владеть не только хорошими навыками в области интеллектуальных операций, но и обладать умениями и навыками жизни в современном обществе, знать, как справляться с его требованиями, преодолевать субъективные трудности, неминуемо возникающие на жизненном пути каждого человека. Нынешняя школа должна возможными средствами помочь обществу решать эти проблемы. Одними из средств являются танц-терапия и музыкальная психотерапия. Главное направление этих работ заключаются в том, чтобы научить детей поэтическому, «омузыкаленному» видению и восприятию мира, т.е. ребенок, учится тому, что каждое его переживание, любое душевное движение может быть выражено непосредственно этими двумя направлениями.
Благодаря изучению технологии танцевально-двигательной терапии и с применением ее на практике, помогает обучаемым с легкостью осваивать танцевальный жанр, полюбить этот вид искусства и заниматься танцами продолжительное время.
Были выявлены следующие результаты наблюдения:
1. Чему дети учатся в танцевально-игровой терапии:
Дети учатся самоконтролю и свободе самовыражения в сочетании с ответственностью;
Дети учатся уважать себя и других;
Дети учатся понимать, что их чувства могут быть приняты (учатся быть более открытыми в выражении своих чувств);
Дети учатся брать на себя ответственность;
Дети учатся при столкновении с проблемами использовать свой внутренний потенциал и творчески подходить к их решению;
Постепенно ребенок учится принимать себя на эмоциональном уровне;
Дети учатся делать выбор и отвечать за него;
У детей развивается интерес и способности к хореографическому жанру.
2. Здоровьесбережения:
Младшие школьники. Закрепление правильной осанки и дальнейшее формирование мышечного корсета (занятия ритмикой не дают начаться или развиться сколиозу и лордозу, даже, несмотря на сидячий образ жизни в школе), координации движений;
Средний школьный возраст. В добавление к названному: постепенная коррекция физических особенностей ребенка (косолапость, плоскостопие, "х"- или "о"- образных ног, сколиозной осанки). Формирование красивой танцевальной фигуры (исправление полноты, рыхлости мышц, неуклюжести и пр.), развитие выносливости организма (также тренируется и сердечно-сосудистая и легочная система, осуществляется профилактика астматического синдрома) благодаря правильно подобранной физической нагрузки в процессе занятий, которая соответствует нагрузке в спортивной секции;
Старшие школьники. В добавление к названному: профилактика вегето-сосудистой дистонии, обмороков и других негативных тенденций в здоровье подростка (активная системная физическая нагрузка), завершение формирования красивой танцевальной фигуры (осанка и мышечный корсет) и коррекции физических особенностей ребенка в период активного роста и перестройки организма.
При систематических занятиях в возрасте 12 - 15 лет осанка, фигура и физическое здоровье сохраняются на всю жизнь.
Все те рекомендации, которые изложены в данной работе, могут сослужить хорошую службу начинающим педагогам-хореографам.
Танцевально-двигательная терапия (ТДТ) является областью психотерапии. Как отдельное направление она оформилась примерно в 50¬70-е годы ХХ века вначале в США, а затем в 60-80-е годы в Великобритании, Германии и Израиле. В 80-90-е годы ТДТ получила свое развитие в других странах Европы, Азии, в Австралии и в России. Официальным годом рождения ТДТ в России можно считать 1995, когда была создана Ассоциация танцевально-двигательной терапии (АТДТ) в Москве.
Танцевально-двигательная терапия идеально подходит для физического развития ребенка, помогает его психоэмоциональному становлению - формирует образ тела и способствует улучшению координации движений, моторики, самоконтроля. Танцевальная терапия развивает коммуникативные навыки и творческие способности ребенка, повышает уверенность в собственных силах и дает мощный стимул для саморазвития и решения психологических и педагогических проблем. Танцевальная терапия - это вид психотерапии, который использует движение для развития социальной, когнитивной, эмоциональной и физической жизни человека.
Целью внедрения элементов танцевальной терапии в процесс обучения детей с ограниченными возможностями здоровья является развитие осознания ими собственного тела, создание позитивного образа себя, развитие навыков общения. Танцевальная терапия используется, в основном, в групповой работе. Она побуждает детей к свободе и выразительности движения, развивает подвижность, укрепляет силу как на физическом, так и на психическом уровне. Танцевальная терапия базируется на признании того, что тело и психика взаимосвязаны: изменения в сфере эмоциональной, мыслительной или поведенческой вызывают изменения во всех этих областях. Тело и сознание рассматриваются как равноценные силы в интегрированном функционировании.
Танцевально-двигательная терапия использует индивидуальную и групповую формы работы. Индивидуальная форма способствует исследованию учащимися с помощью педагога спектра своих действий, благодаря которым открываются невыраженные эмоции, заблокированные в теле. Технология групповой формы включает в себя: разогрев, его развитие и завершение. Разогрев (разминка) помогает почувствовать свое состояние, центрироваться. В результате разогрева (разминка) учащиеся чувствуют расслабление, координированность, готовность двигаться в танце. Разогрев (разминка) способствует осознанию своих чувств и мыслей, их связи с телом и движениями.
Танцевально-двигательная терапия предлагает большое число программ для детей и родителей. Детские программы направлены на работу с детьми разных возрастов, в том числе с гиперактивностью, синдромом дефицита внимания, задержкой развития, испытывающих проблемы в учебе и т.д.
Танцевально-двигательная терапия идеально подходит для физического развития ребенка, помогает его психоэмоциональному становлению - формирует образ тела и способствует улучшению координации движений, моторики, самоконтроля. Танцевальная терапия развивает коммуникативные навыки и творческие способности ребенка, повышает уверенность в собственных силах и дает мощный стимул для саморазвития и учебы.
Танцевальная терапия вместе с музыкальной психотерапией, может стать эффектным методом лечения школьных неврозов, которые сегодня все больше поражают не только учащихся, но и учителей. Растут нервно-психические нагрузки и перегрузки, как в процессе получения образования, так и в современной жизни вообще. Поэтому выпускники школ должны владеть не только хорошими навыками в области интеллектуальных операций, но и обладать умениями и навыками жизни в современном обществе, знать, как справляться с его требованиями, преодолевать субъективные трудности, неминуемо возникающие на жизненном пути каждого человека. Нынешняя школа должна возможными средствами помочь обществу решать эти проблемы. Одними из средств являются танц-терапия и музыкальная психотерапия. Главное направление этих работ заключаются в том, чтобы научить детей поэтическому, «омузыкаленному» видению и восприятию мира, т.е. ребенок, учится тому, что каждое его переживание, любое душевное движение может быть выражено непосредственно этими двумя направлениями.
Благодаря изучению технологии танцевально-двигательной терапии и с применением ее на практике, помогает обучаемым с легкостью осваивать танцевальный жанр, полюбить этот вид искусства и заниматься танцами продолжительное время.
Были выявлены следующие результаты наблюдения:
1. Чему дети учатся в танцевально-игровой терапии:
Дети учатся самоконтролю и свободе самовыражения в сочетании с ответственностью;
Дети учатся уважать себя и других;
Дети учатся понимать, что их чувства могут быть приняты (учатся быть более открытыми в выражении своих чувств);
Дети учатся брать на себя ответственность;
Дети учатся при столкновении с проблемами использовать свой внутренний потенциал и творчески подходить к их решению;
Постепенно ребенок учится принимать себя на эмоциональном уровне;
Дети учатся делать выбор и отвечать за него;
У детей развивается интерес и способности к хореографическому жанру.
2. Здоровьесбережения:
Младшие школьники. Закрепление правильной осанки и дальнейшее формирование мышечного корсета (занятия ритмикой не дают начаться или развиться сколиозу и лордозу, даже, несмотря на сидячий образ жизни в школе), координации движений;
Средний школьный возраст. В добавление к названному: постепенная коррекция физических особенностей ребенка (косолапость, плоскостопие, "х"- или "о"- образных ног, сколиозной осанки). Формирование красивой танцевальной фигуры (исправление полноты, рыхлости мышц, неуклюжести и пр.), развитие выносливости организма (также тренируется и сердечно-сосудистая и легочная система, осуществляется профилактика астматического синдрома) благодаря правильно подобранной физической нагрузки в процессе занятий, которая соответствует нагрузке в спортивной секции;
Старшие школьники. В добавление к названному: профилактика вегето-сосудистой дистонии, обмороков и других негативных тенденций в здоровье подростка (активная системная физическая нагрузка), завершение формирования красивой танцевальной фигуры (осанка и мышечный корсет) и коррекции физических особенностей ребенка в период активного роста и перестройки организма.
При систематических занятиях в возрасте 12 - 15 лет осанка, фигура и физическое здоровье сохраняются на всю жизнь.
Все те рекомендации, которые изложены в данной работе, могут сослужить хорошую службу начинающим педагогам-хореографам.
Подобные работы
- ТАНЦЕВАЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО ПРОФИЛАКТИКИ И СОХРАНЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ РЕБЕНКА
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2019 - Танцевально-двигательная терапии как элемент системы здоровьесбережения
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4240 р. Год сдачи: 2017 - ТАНЦЕВАЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО ПРОФИЛАКТИКИ И СОХРАНЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ РЕБЕНКА
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4285 р. Год сдачи: 2019 - Профилактика сколиоза у школьников младших классов средствами танцевальных движений
Бакалаврская работа, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2020 - Занятия для развития двигательных навыков подростков с заболеваниями опорно-двигательного аппарата
Магистерская диссертация, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4870 р. Год сдачи: 2017 - Организация социальной адаптации молодых инвалидов (на примере Алтайского государственного университета)
Магистерская диссертация, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4930 р. Год сдачи: 2018 - ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ХОРЕОГРАФИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ДВИГАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ОСАНКИ
Бакалаврская работа, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4220 р. Год сдачи: 2020



