Введение 3
Глава 1. Раскрытие сущности педагогической диагностики, универсальных учебных действий, анализ ФГОС 5
1.1 Определение и сущность педагогической диагностики 5
1.2 Федеральный государственный образовательный стандарт
основного общего образования как основа диагностики универсальных учебных действий 10
1.3 Определение универсальных учебных действий. Виды, функции,
особенности формирования 15
Глава 2. Реализация системы диагностики формирования универсальных учебных действий в процессе обучения математике 26
2.1 Анализ учебника математики с целью выявления возможностей
формирования УУД 26
2.2 Разработка системы диагностических работ 29
2.3 Диагностика формирования УУД с помощью игровой формы
деятельности на уроках математики 41
Глава 3. Проведение диагностики универсальных учебных действий в рамках учебного процесса и проверка её эффективности 48
3.1 Проведение диагностики универсальных учебных действий в рамках учебного процесса 48
3. 2 Экспериментальная проверка полученных результатов 55
Заключение 67
Список литературы 68
Приложение 1 71
Приложение 2
С течением времени серьезные изменения происходят во всех сферах человеческой жизни. Образование как одна из важнейших составляющих современного общества так же не может оставаться неизменным. Появляются новые образовательные стандарты, возникают новые проблемы и методы их решения. Согласно федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования основной целью обучения в настоящее время становится не сумма знаний, умений и навыков, которые ребенок получает в школе, а формирование полноценной конкурентоспособной личности, способной к саморазвитию и самосовершенствованию, владеющей универсальными учебными действиями.
В настоящее время остро стоит вопрос о том, как заинтересовать ребенка и научить его тому, что пригодится ему в будущем. Возникает вопрос о том, как же научить учиться. Здесь огромную роль играют универсальные учебные действия (УУД). В широком смысле они отражают суть фразы «уметь учиться».
В настоящий момент только происходит переход к работе школы по новым стандартам, не каждый учитель может точно объяснить, в чем состоит сущность УУД, к тому же это направление имеет перспективы развития, например, на данный момент учителю трудно осуществлять контроль над степенью сформированности УУД.
Согласно требованиям Федеральных государственных образовательных стандартов и метапредметные, и личностные образовательные результаты подлежат целенаправленному формированию и отслеживанию. УУД формируются постепенно и поэтапно. Наиболее эффективным способом изучения степени сформированности УУД и коррекции проблем, связанных с ними, является диагностика.
Целью квалификационной работы является разработка средств диагностики УУД в преподавании математики у учащихся 5 классов.
Гипотеза: диагностика сформированности УУД будет эффективной, если:
- она будет соответствовать содержанию математического материала;
- в содержание диагностических работ будут включены задания, в которых явно прослеживаются УУД.
Задачи:
1. Рассмотреть понятие и сущность педагогической диагностики.
2. Изучить литературу по ФГОС ООО и реализации формирования универсальных учебных действий в современной основной школе.
3. Провести анализ регулятивных, познавательных,
коммуникативных универсальных учебных действий
4. Выявить особенности формирования универсальных учебных действий на уроках математики.
5. Разработать систему диагностики УУД у учащихся 5 классов.
6. Провести экспериментальную проверку эффективности разработанной системы диагностики.
В настоящее время формирование УУД становится неотъемлемой частью обучения школьников. Появляется необходимость не только в обеспечении условий для их формирования, но и в разработке продуктивной системы диагностики, так как в процессе формирования УУД неизбежно возникают проблемы, которые необходимо вовремя отследить и скорректировать.
В процессе работы мы рассмотрели понятие и сущность педагогической диагностики, изучили литературу по ФГОС и реализации универсальных учебных действий в современной основной школе, провели анализ регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий, выявили особенности формирования универсальных учебных действий на уроках математики, разработали систему диагностики УУД у учащихся 5 классов, а так же проверили и нашли подтверждение её эффективности.
Использование диагностики сформированности УУД позволит учителю отслеживать эффективность формирования УУД, и вносить необходимые коррективы, что позволяет избежать многих проблем в будущем, а также влияет на улучшение результативности обучения детей.
1. Аетдинова, Р. Р. Педагогическая диагностика уровней обученности как условие выбора технологий обучения [Текст]: дис. ... канд. пед. наук /
Р. Р. Аетдинова. - Казань, 2001. - 181 с.
2. Веселовская, Е. В. Педагогическая диагностика логического мышления учащихся [Текст] : дис. ... канд. пед. наук / Е. В. Веселовская. - Вологда, 2015. - 172 с.
3. Гутник Ирина Юрьевна. Педагогическая диагностика образованности школьников [Текст] : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : СПб., 1996 249
4. Диагностика уровня сформированности УУД. [электронный ресурс]/режим доступа :http://multiurok.ru/oksanaivanovna/files/diaghnostika—urovnia—sformirovannosti—uud.html
5.Зубарева И.И., Мордкович А.Г. Математика. 5 класс. [Текст]/ учеб. Для учащихся общеобразовательных учреждений. // М.:Мнемозина,. 14—е изд., испр. и доп. 2015 - 270 с
6. Карпова, Г. А. Методы педагогической диагностики учеб. пособие [Текст] / Г. А. Карпова. - Екатеринбург, 2001. - 43 с.
7. Контрольные работы к учебнику Зубарева - Мордкович. 5 класс. [электронный ресурс]/режим доступа :
http: //nsportal .ru/shkola/raznoe/library/2013/04/02/kontrolnye—raboty—5—klass—k—uchebniku—iizubareva—agmordkovich
8. Мендубаева З. А. Педагогическая диагностика. Критерии и показатели экспертизы учебной книги [Текст] / Молодой ученый. — 2012. — №7. — С. 291—299.
9. Педагогический словарь. [электронный ресурс]/режим доступа :
http: //pedagogical_dictionary.academic.ru/2379/%D0%9F%D0%B5%D0%B4%D0%B0%D0%B3%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D 1 %87%D0%B5%D 1 %81 %D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%B4%D0%B8%D0%B0%D0%B3%D0%BD%D0%BE%D 1 %81 %D 1 %82%D0%B8%D0%BA%D0%B0
10. Педагогическая диагностика. [электронный ресурс]/режим доступа :http://www.profile—edu.ru/pedagogicheskaya—diagnostika—funkcii—pedagogicheskoj—diagnostiki—ee—znachenie—i—vidy—page—4.html
11. Речицкая Е.Г. Формирование универсальных учебных действий у младших школьников с нарушением слуха. [Текст] / Речицкая Е.Г — Монография.— М.: Прометей, Московский педагогический государственный университет, 2011.— 188 c
12. Суховиенко Е.А. Информационные технологии педагогической диагностики: теория и практика [Текст]/ Суховиенко Е.А. — Монография. — Челябинск. — Южно—Уральское книжное издательство, 2005.
13. Системно - деятельностный подход и формирование УУД в обучении. [электронный ресурс]/ режим доступаhttp://multiurok.ru/ekmzyf/files/sistiemno—dieiatiel—nostnyi—podkhod—i—formirovaniie—uud—v—obuchienii.html
14. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Текст] / приказ от 17 декабря 2010 г. № 1897 об утверждении ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ. Список изменяющих документов (в ред. Приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644) // Официальный ресурс Министерства образования и науки Российской Федерации - 2010 г. - 41 с
15. Формирование универсальных учебных действий в основной школе : от действия к мысли. Система заданий : пособие для учителя [Текст] / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др. ; под ред. А. Г. Асмолова. — М. : Просвещение, 2010. — 159 с. : ил. — 18ВК 978-5-09-020588-7.
16. Формирование личностных, познавательных, коммуникативных УУД на уроках математики [электронный ресурс]/режим
доступа:. http://multiurok.ru/mathschool/files/formirovaniie—lichnostnykh—poznavatiel—nykh—kommunikativnykh—i—rieghuliativnykh—uud—na—urokie—matiematiki .html