ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1. Анализ понятия «тревожность» в научной литературе 7
1.2. Причины появления и особенности проявления тревожности у детей младшего школьного возраста 15
1.3. Методы профилактики тревожности младших школьников 23
Выводы по первой главе 32
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ТРЕВОЖНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 34
2.1. Организация и методы исследования 34
2.2 Профилактическая работа по снижению школьной тревожности у
младших школьников 38
2.3 Результаты диагностики школьной тревожности у младших
школьников 45
Выводы по второй главе 49
Заключение 50
Список литературы 53
ПРИЛОЖЕНИЕ
В управлении человеческой деятельностью и общественной жизни все больше внимания уделяется не только способностям и компетенциям членов общества, но и качествам личности, связанным с эмоциональными переживаниями, а также с саморегуляцией разнообразных эмоциональных состояний. Постоянно повышенный уровень стресса, в котором находятся люди, вызывает индивидуальные изменения в структуре личности, среди которых наиболее часто отмечаются агрессивность и тревожность.
Не случайно современное научное знание показывает возрастающий интерес к проблеме тревожности личности. Тревожность - это связанное с предчувствием опасности переживание эмоционального неблагополучия. Тревожность - распространённый психологический феномен нашего времени.
Актуальность проблемы тревожности в том, что она является частым симптомом неврозов и функционального психоза, а также входит в содержание других заболеваний или является пусковым механизмом расстройства эмоциональной сферы личности. Актуальность исследования обусловлена увеличением числа тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Тревожность имеет ярко выраженную возрастную специфику. Для каждого возрастного периода существуют определенные области, объекты действительности, которые вызывают повышенную тревогу большинства детей в независимости от наличия реальной угрозы.
Проблемой тревожности занимались такие психологи как: А. В. Петровский; З. Фрейд; А. М. Прихожан [29]. Ученые различают личностную и ситуативную тревожность. Под личностной тревожностью понимается устойчивая индивидуальная характеристика, отражающая предрасположенность субъекта к тревоге и предполагающая наличие у него тенденции воспринимать достаточно широкий «веер» ситуаций как угрожающий, отвечая на каждую из них определенной реакцией. Ситуативная, или реактивная тревожность как состояние характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями: напряжением, беспокойством, озабоченностью, нервозностью.
Основные свойства и качества личности человека закладываются в младшем школьном возрасте. От их формирования зависит дальнейшее развитие ребенка. Осознание самого себя, усвоение моральных норм, мотивов поведения, формирование направленности личности у ребенка происходит в период младшего школьного возраста. В этот период одним из важных событий является поступление в школу, что означает переход к новому образу жизни. В связи с этим происходят изменения, которые оказывают влияние на его социальное положение. У ребенка появляются новые обязанности, возникают новые взаимоотношения с окружающими его людьми.
Как показывают психолого-педагогические исследования, в младшем школьном возрасте высокий уровень тревожности вызван: плохой
подготовкой к урокам; боязнью выразить свои возможности, так как дети считают, что они будут оценены ниже, чем их сверстники, которые показывают высокий уровень знаний и творчества; заниженной самооценкой; предъявлением со стороны учителя высоких требований; домашними неприятностями; завышенными требованиями родителей; недостаточным вниманием и поддержкой родителей; не замечание учителем и родителями успехов ребенка. У учеников младшего школьного возраста тревожность является производной широкого круга нарушений. Закрепление и усиление тревожности происходит из-за накопления отрицательного опыта. Тревожность становится устойчивым личностным образованием к подростковому возрасту [12].
Для того, чтобы этого не произошло, необходимо проводить работу по снижению уровня тревожности начиная с младшего школьного возраста. Исследования по данной проблеме достаточно редки и носят разрозненный и фрагментарный характер. В практической деятельности педагоги нуждаются в соответствующем методическом обеспечении профилактической работы, направленной на поддержание эмоционального благополучия учащихся.
Поэтому темой нашей работы мы выбрали: «Профилактика школьной тревожности детей младшего школьного возраста».
Цель исследования: теоретически обосновать, составить и апробировать комплекс педагогических мероприятий по профилактике тревожности у детей младшего школьного возраста.
Объект исследования: эмоциональные состояния (тревожность) детей младшего школьного возраста в процессе обучения.
Предмет исследования: психолого-педагогические средства профилактики тревожности младших школьников.
Задачи:
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы, выявить психологическое содержание понятия «тревожность» и особенности и причины ее проявления в младшем школьном возрасте.
2. Выявить методы и средства профилактики тревожности младших школьников.
3. Подобрать психодиагностический инструментарий для исследования тревожности детей младшего школьного возраста.
4. Составить комплекс мероприятий профилактики тревожности у детей младшего школьного возраста.
5. Апробировать диагностические методики и педагогические мероприятия и проанализировать результаты, полученные в ходе исследования.
Гипотеза исследования: реализация разработанного комплекса
педагогических профилактических мероприятий способствует снижению уровня тревожности детей младшего школьного возраста.
Теоретико-методологическая основа исследования: Изучением
тревожности занимались как отечественные психологи: Н.Д. Левитов, А. М. Прихожан, В. П. Астапов, так и зарубежные: З. Фрейд, А. Адлер, В. П. Астапов и другие. А. Л. Вегнер, О. А. Слепичева, А. К. Дусавицкий, Е. Н. Новикова выделили ряд причин, по которым возникает школьная тревожность, вызванная обстановкой дома или в школе, а также социальным окружением. К ним относятся смена учебного коллектива, неблагоприятные отношения со сверстниками либо особенности взаимодействия с учителем, учебные перегрузки, неадекватные требования со стороны родителей.
Базой исследования послужила МБОУ СОШ № 15 г. Челябинска. В исследовании приняли участие 20 учеников 3 класса. Средний возраст - 9 лет.
Практическая значимость данной работы состоит в том, что полученные в ходе исследования результаты диагностики могут быть использованы классным руководителем для коррекции повышенного уровня тревожности у младших школьников, диагностические методики и предложенный комплекс мероприятий может использоваться на практике учителями, специалистами, родителями, которые заинтересованы в профилактике уровня тревожности младших школьников.
Структура выпускной квалификационной работы. Работа включает в себя введение, две главы, выводы по главам, заключение, библиографический список из 37 наименований и приложение. Объем выпускной квалификационной работы составил 54 страницы.
На сегодняшний день ученые отмечают усиленный рост числа тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, низкой сопротивляемостью стрессу, эмоциональным и психологическим неблагополучием. Анализ психолого-педагогической литературы выявил широкую теоретическую изученность проблемы, в то время как практической её части, направленной на профилактику, диагностику и коррекцию детской тревожности и представляющей большую значимость, уделено значительно меньше внимания. Целью исследования было теоретически обосновать, составить и апробировать комплекс педагогических мероприятий по профилактике тревожности у детей младшего школьного возраста. Задачами исследования было выявить методы и средства профилактики тревожности младших школьников, подобрать психодиагностический инструментарий для исследования тревожности детей младшего школьного возраста, составить комплекс мероприятий профилактики тревожности у детей младшего школьного возраста, апробировать диагностические методики и педагогические мероприятия и проанализировать результаты, полученные в ходе исследования.
Для решения данного противоречия, и с учетом того, что проблема тревожности в детском возрасте, не являясь устойчивым личностным образованием, достаточно легко поддается коррекции при помощи благоприятных социальных и психолого-педагогических условий, нами была реализована программа профилактики по снижению уровня тревожности. Данная программа выступает основным средством коррекционной работы, направленной на эмоциональную регуляцию, коррекцию уровня тревожности и улучшение психологического состояния ребенка. Содержание программы было разработано с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей. Данная программа ориентирована на коррекционную работу с детьми, имеющими различные страхи, возникающие у детей младшего школьного возраста.
В ходе экспериментального исследования с применением психодиагностических методик среди учащихся младших классов школы по проективной методике «Рисунок школы» было выявлено, что средний показатель численности детей с высоким уровнем тревожности на данный момент у троих учеников. По методике «Шкала личностной тревожности» А. М. Прихожан выло выявлено что, высокий уровень тревожности у 5 учеников. Данный результат подтвердил необходимость осуществления коррекционной работы по профилактике и снижению тревожности.
Для того, чтобы убедиться в эффективности проведенной коррекционной, был осуществлен сравнительный анализ средних показателей по итогам констатирующего и контрольного этапов эксперимента, который показал положительную динамику: по методике «Рисунок школы» количество детей с высоким уровнем тревожности снизилось до нуля, детей со средним уровнем тревожности уменьшилось до шести испытуемых, а число детей с низким уровнем тревожности увеличилось до четырнадцати испытуемых. По методике «Шкала личностной тревожности» А. М. Прихожан количество детей с высоким уровнем тревожности у двоих учеников, средний уровень у тринадцати учеников, низкий уровень тревожности увеличился до пяти.
Реализованная нами на этапе формирующего эксперимента программа, направленная на снижение тревожности у детей младшего школьного возраста, имела положительные результаты в исследуемой группе, а также помогла улучшить психологическое состояние ребят, повысить самооценку учащихся, развить коммуникативные навыки и позитивное отношение к себе. Это позволяет нам утверждать, что поставленные задачи решены, поставленная цель достигнута и гипотеза подтвердилась.
Исследование желательно продолжить, поскольку профилактика подтверждается в будущем.
Полученные в ходе исследования результаты диагностики могут быть использованы классным руководителем для коррекции повышенного уровня тревожности у младших школьников, диагностические методики и предложенный комплекс мероприятий может использоваться на практике учителями, специалистами, родителями, которые заинтересованы в профилактике уровня тревожности младших школьников.
1. Астапов В.М. Тревожность у детей. М.: ПЕРСЭ, 2008. 160 с.
2. Афтанас Л.И. Эмоциональное пространство человека:
психофизиологический анализ. Новосибирск: СО РАМН, 2000. 126 с.
3. Айрапетянц М.Г., Школьник Т.К., Лущекина Е.А. Сопоставление показателей стресса и личностной тревожности у подростков, воспитывающихся в социально благоприятных и социально неблагоприятных условиях // Журнал высшей нервной деятельности. 2007. Т. 57, № 3. 261-267 с.
4. Аракелов, Н., Шишкова Н. Тревожность: методы ее диагностики и коррекции., Н. Шишкова // Вестник МУ, сер. Психология. 2015. - № 1. 18 с.
5. Беляев В.П. Тревоги прожитого дня. - М.: Граница, 2011. 488 с.
6. Битянова, М. Р., Т.В Азарова., Е.И Афанасьева., Н.Л. Васильева. - 2-е изд. - М.: Генезис, 2001. 352 с.
7. Гурьев М.Е. Социально-психологические причины и особенности проявления страхов и тревог у детей и подростков. В сборнике: Фундаментальные и прикладные исследования: проблемы и результаты. - Новосибирск: ЦРНС, №21, 2015. 75-82 с.
8. Гафаров В.В. Личность и ее взаимодействие с социальной средой: непроторенная дорога. Новосибирск: СО РАН, 2008. 280 с.
9. Захаров А.И. Происхождение детских неврозов и психотерапия. М: ЭКСМО-Пресс, 2000. 448 с.
10. Захаров, А. И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка СПб: СОЮЗ. 3-е издание 2000. 224 с.
11. Зинченко, Е. В. Использование арт-терапии в коррекции тревожности младших школьников / Северо-Кавказский психологический вестник - 2014 - № 7/2 - 42-46 с.
12. Кисловская В. Р. Школьники в среде сверстников и взрослых. — Алма- Ата, 2004. 360 с.
13. Куропатов А.В. Как избавиться от тревоги. - СПб.: Нева, 2003. - 256 с.
14. Ковпак Д.В. Страхи, тревоги, фобии...Как от них избавиться? - СПб.: Наука и техника, 2012. 288 с.
15. Карандашов В.Н., Лебедева М.С., Спилбергер Ч. Изучение оценочной тревожности. Руководство по использованию. - М.: Речь, 2004. 80 с.
16. Костина Л.М. Методы диагностики тревожности. - М: Речь, 2006.198 с.
17. Колесникова, Г. И. Психокоррекция нарушений - Ростов н/Д: Феникс, 2009. 346 с.
18. Кочубей, Б., Новикова Е. Снимем маску тревоги /Семья и школа №11, 2014. 33 - 36 с.
19. Костина, Л. М. Игровая терапия с тревожными детьми 2007. 160 с.
20. Лапин И.П. Стресс. Тревога. Депрессия. Алкоголизм. Эпилепсия. - СПб.: ДЕАН, 2004. 224 с.
21. Литвиненко, Н. В. Школьная тревожность как показатель нарушения адаптации школьников к образовательной среде 2014. - №5. 627-631 с.
22. Микляева, А. В. Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция 2007. 248 с.
23. Нехорошкова А.Н., Грибанов А.В., Депутат И.С. Взаимосвязь качественных параметров интеллектуальных и зрительно-моторных тестов у тревожных детей // Вестник САФУ. Серия «Медико-биологические науки». 2013. № 1. 46-54 с.
24. Нехорошкова А.Н. Латентное время сенсомоторных реакций у детей 10-11 лет с высоким уровнем тревожности / Грибанов А.В., Кожевникова И.С., [и др.] // Экология человека. 2011. № 1. 46-50 с.
25. Психология. Словарь. / Под общ. ред. А.В. Петровского,
М.Г.Ярошевского.2-е изд. Минск: изд. Харвест, 1997. 800 с.
26. Психология. Учебник / Под ред. В.Н. Дружинина. - СПб.: Питер, 2009 656 с.
27. Попкова, М. А. Зависимость семейного воспитания на проявление тревожности у детей младшего школьного возраста / Проблемы современной науки и образования - 2014 - № 1. 12-14 с.
28. Попова, В. Г. Преодоление школьной тревожности у младших школьников в процессе формирования универсальных учебных действий. / Вестник Омского университета. Серия «Психология» - 2016 - № 1. 32с.
29. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. Воронеж: НПО «МОДЕК», 2007. 304 с.
30. Панфилова, М. А. Тревожность и ее коррекция у детей // Школа здоровья. - 2014. - № 1. 17с.
31. Ромицина Е.Е. Методика «Многомерная оценка детской тревожности».
СПб. : Речь, 2006. 112 с.
32. Рутченко-Рутыч Н.Н. Средь земных тревог. - М.: Русский путь, 2012. 628 с.
33. Степанова О.П. Эффективное преодоление неуверенности и
тревожности. Психокоррекционная работа. - М.: Флинта, 2015. 80 с.
34. Сушкова Ф. Уровень тревожности школьников растет // Воспитание школьников. 2006. № 9. 26-35 с.
35. Смердова, Е. А. Особенности эмоциональной сферы у детей младшего школьного возраста. Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2015. - № 11-6. 136-138 с.
36. Тревога и тревожность. / Сост. и общ. ред. В.М.Астапов. - СПб.: Питер, 2001. 256 с.
37. Ясюкова Л.А. Психологическая профилактика проблем в обучении и развитии школьников. СПб. : Речь, 2003. 384 с.