Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСОБЕННОСТИ СТРАХОВ И ТРЕВОЖНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Работа №29186

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы62
Год сдачи2018
Стоимость5900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
638
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты изучения тревожности, страхов в младшем школьном возрасте 7
1.1. Сущность понятий «страх», «тревожность» в психолого-педагогических исследованиях 7
1.2. Механизмы развития и психологические особенности
проявления тревожности, страхов в младшем школьном возрасте 17
Выводы по I главе 23
Глава II. Опытно-экспериментальное исследование особенностей тревожности и страхов детей младшего школьного возраста 25
2.1. Организация и методы опытно-экспериментального исследования
тревожности и страхов детей младшего школьного возраста 25
2.2. Результаты опытно-экспериментального исследования 32
2.3. Психолого-педагогические рекомендации по преодолению
тревожности и страхов у детей младшего школьного возраста 42
Выводы по II главе 47
Заключение 48
Список использованной литературы 50
Приложение


На сегодняшний день актуально увеличение числа тревожных детей младшего школьного возраста, которые отличаются повышенной неуверенностью, беспокойством, эмоциональной раздраженностью, страхами. Возникновение и закрепление тревожности связано с неудовлетворением возрастных потребностей ребенка.
В каждом возрастном периоде можно выделить определенные объекты, которые вызывают повышенную тревогу или страхи большинства детей независимо от того реальна ли угроза или нет.
В эти «возрастные пики тревожности» тревожность вызывает у детей состояние паники, уныния. Вследствие этого у ребенка начинают возникать сомнения в своих силах, способностях. Помимо того, что тревоги и страхи негативно сказываются на учебной деятельности, они отрицательно влияют и на личностную структуру ребёнка. В связи с этим, я считаю, что знания причин возникновения повышенной тревожности и страхов, приведет к созданию и своевременному проведению коррекционно-развивающей работы, которая снизит тревожность и сформирует адекватное поведение детей младшего школьного возраста.
Актуальность исследования проблемы определяется еще и тем, что с возрастом у детей меняются мотивы поведения, отношение к окружающему миру, взрослым, сверстникам. И от того, смогут ли родители и педагоги уловить эти перемены, понять изменения, происходящие с ребенком, и в соответствии с этим изменить свои отношения, будет зависеть тот положительный эмоциональный контакт, который является основой нервнопсихического здоровья ребенка.
К сожалению, в большинстве случаев страхи возникают по вине самих родителей, и наша задача - предупредить возможность их проявления и оградить детей от страхов, вызванных семейными неурядицами, душевной черствостью или, наоборот, чрезмерной опекой, или же просто родительской невнимательностью.
Для того чтобы воздействовать на ребенка и помочь ему избавиться от страхов, тревожности, родителям необходимо также знать, что такое страх, какую функцию он выполняет, как возникает и развивается, чего больше всего боятся дети и почему.
Как предупредить страхи, тревожности у детей и что предпринять, если они уже есть - это серьезный повод исследования проблемы.
В "возрастные пики тревожности" тревожность выступает как неконструктивная, которая вызывает состояние паники, уныния. Ребенок начинает сомневаться в своих способностях и силах. Но тревога дезорганизует не только учебную деятельность, она начинает разрушать личностные структуры. Поэтому знания причин возникновения повышенной тревожности, приведет к созданию и своевременному проведению коррекционноразвивающей работы, способствуя снижению тревожности и формированию адекватного поведения у детей младшего школьного возраста.
Как считают многие исследователи, например, Прихожан A.M., за последние десять лет количество тревожных детей младшего школьного возраста увеличилось. Тревожность стала глубинной и личностной, изменились формы ее проявления. Таким образом, актуальность исследования тревожности детей младшего школьного возраста диктуется необходимостью углубленного исследования проблемы.
Несмотря изученность данной темы исследования, актуальным остается вопрос подбора методических приемов и практических заданий, направленных на снижение тревожности и страхов у детей младшего школьного возраста.
Объект исследования - эмоциональная сфера личности младшего школьника.
Предмет исследования - особенности тревожности и страхов у детей младшего школьного возраста.
Цель исследования - выявить особенности тревожности и страхов у детей младшего школьного возраста, провести работу по снижению уровня тревожности.
1. Раскрыть сущность понятий «страх», «тревожность» в психологопедагогических исследованиях
2. Выделить механизмы развития и психологические особенности проявления тревожности, страхов в младшем школьном возрасте
3. Представить организацию и методы опытно-экспериментального исследования тревожности и страхов детей младшего школьного возраста
4. Разработать психолого-педагогические рекомендации по преодолению тревожности и страхов у детей младшего школьного возраста.
Гипотеза исследования: снижение уровня тревожности младших школьников будет эффективным при реализации следующих психологопедагогических условий:
- учете индивидуально-психологических и вoзpacтных ocoбeннocтей дeтeй младшего школьного возраста;
- отборе диагностических методик, направленных на выявление признаков тревожности, наличия детских страхов у детей младшего школьного возраста;
- проведению целенаправленной коррекционно-развиваюшей программы, проводящей к снижению уровня тревожности у детей младшего возраста.
Теоретико-методологической основой исследования являются: научные труды Г.Г. Аракелова, Л.А. Китаева-Смык, Н.Е. Лысенко, А.В. Петровского, А.М. Прихожан, Е.Е. Шотт, в которых дано определение понятия «тревожность» с позиции различных методологических подходов, выявлены особенности проявления тревожности, концепции, теории известных авторов Фрейда З., Хорни С, Прихожана А.М., Петровского А.В., Роджерса К. и др.
Методы исследования: анализ научной литературы по теме исследования, педагогический эксперимент, методы качественной и количественной обработки данных.
Экспериментальная база исследования: МБОУ «Лицей №35-образовательный центр «Г алактика» Приволжского района г.Казани.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы в реальных условиях, в практической деятельности учителя начальных классов.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


На каждом возрастном этапе ребенок занимает определенное место в системе общественных отношений, которые определяют требования к его поведению и деятельности. Социальная ситуация развития ребенка, специфическая для каждого возраста, имеет своеобразные психологические характеристики и имеет большое значение для психологического благополучия ребенка. Так, психологическое благополучие школьника во многом определяется тем, насколько его учебная деятельность соответствует требованиям школы. Неблагополучие адаптации ребенка к школе проявляется, прежде всего, в высокой тревожности.
Школьная тревожность является одной из типичных проблем, с которыми сталкивается школьный психолог. Особое значение имеет исследование изменений, происходящих в этом возрасте, поскольку этот возраст называют временем рождения личности. В младшем подростковом возрасте ребенок является еще типичным школьником, и в связи с этим, школьная тревожность влияет на развитие личности ребенка, может стать устойчивым свойством, чертой личности и темперамента. Для младших школьников основными источниками тревожности является семья, школа.
Существенно, что, становясь школьником и переходя от одного этапа школьной жизни к другому, ребенок не просто приспосабливается к наличной ситуации школы. Кроме отношения к учебному процессу в целом, для ребенка, поступающего в школу, важно отношение к учителю, сверстникам и самому себе.
Переход из начальной школы в среднее звено считается одной из наиболее сложных проблем, а адаптация в пятом классе - одним из труднейших периодов школьного обучения. Для успешного преодоления этой потенциальной проблемной ситуации пятиклассник должен обладать рядом психологических качеств, которые позволят ему безболезненно адаптироваться к новым условиям учебной деятельности. В связи с обучением, взрослением, накоплением жизненного опыта у школьников к началу переходного возраста формируются новые, более широкие интересы, возникают различные увлечения и появляется стремление занять иную, более самостоятельную, более "взрослую" позицию.
Проведенное исследование дает основание сделать вывод, чтобы снизить границы повышенной школьной тревожности, следует своевременно выявлять наличие и особенности проявления тревожности у детей младшего возраста,
И, принимая во внимание полученные результаты исследования, можно говорить о том, что гипотеза, предложенная в начале исследования подтвердилась. Проведению целенаправленной коррекционно-развивающей программы, проводящей к снижению уровня тревожности у детей младшего возраста должна предшествовать работа по выявлению факторов тревожности.



1. Ананьев Б.Г. Развитие детей в процессе начального обучения и воспитания. - В кн.: Проблемы обучения и воспитания в начальной школе. - М.: Учпедгиз, 1960. - 254 с.
2. Андреева И.Н. Личностная тревожность как проблема психического здоровья подростка (гендерный аспект) // Гуманизация учебного процесса: личностный мотив и творческое развитие: Тезисы научной конференции, 2930 марта 2011 г. - Бобруйск, 2011.
3. Андреева И.Н. Ситуативная и личностная тревожность подростка. М.:"ВЛАДОС". 2012.
4. Аракелов Н., Шишкова Н. "Тревожность: методы ее диагностики и коррекции" / Вестник МГУ, сер. Психология. - 2012, № 1.
5. Аракелов Н.Е., Лысенко Е.Е. "Психофизиологический метод оценки тревожности" / Психологический журнал - 2007, № 2.
6. Боденко Б.Н. Выявление некоторых причин трудностей в учении // Научно-практические проблемы школьной психологической службы. - М., 1987. - Т. 1. - С. 78-81.
7. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М., Психодиагностика. М.:"ВЛАДОС".2009.
8. Бороздина Л.В., Залученова Е.А. Увеличение индекса тревожности при расхождении уровней самооценки и притязаний / Вопросы психологии. - 2013, - № 1. С. 39-42
9. Возрастная и педагогическая психология (Учебное пособие для студентов педагогических институтов). / Под ред проф. А.В. Петровского. М.: 1973. - 246 с.
10. Выготский Л.С. Соч.: В 6 т. Т. 3,4. - М.: Педагогика, 2014.
11. Головей Л.А.,. Рыбалко Е. Ф Практикум по возрастной психологии СПб.,2012
12. Гохлернер Г. Время, пространство и мозг. // Наука и жизнь, 1984 - № 6. - С. 23-29.
13. Ермолаева М.В. Психология развития. - М.: Московский психологосоциальный институт; Воронеж: Издательство НПО "МОДЭК", 2000. - 336 с.
14. Зак А.З. Просвет и другие интеллектуальные игры для детей 6-10 лет. - М.: Новая школа,1993. - 406 с.
15.Захаров А. И. Как помочь нашим детям избавиться от страха. - СПб.: Гиппократ, 2005.
16.Зеньковский В.В. Психология детства. - Екатеринбург: Деловая книга, 2012.
17. Имедадзе И.В. Тревожность как фактор учения в школьном возрасте / Психологические исследования Тбилиси, Изд-во: Мецнисреба, 2009 - 240 с.
18. Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. - М., 1989. - 109с.
19. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 176 с.
20. Козлова Е.В. Тревога - как одна из основных проблем, возникающих у ребенка в процессе социализации / Теоретические и прикладные проблемы психологии. Сборник статей. - Ставрополь, 2007.
21. Костина Л.М. Игровая терапия с тревожными детьми. - СПб.: Речь, 2013.
22. Кочубей Б., Новикова Е. Лики и маски тревоги / Воспитание школьника - 2013, № 6. Стр.56-58.
23. Краткий психологический словарь / Сост. Л.А. Карпенко; Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - М.: Политиздат, 1985. - 431 с.
24. Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Практическое пособие - М.: Генезис. - 2013.
25. Лютова, Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми.-СПб., 2001.
26. Макшанцева Л.В. Тревожность и возможности ее снижения у детей / Психологическая наука и образование. - 2008, № 2. Стр.86-99.
27. Микляева А.В, Румянцева П.В. Школьная тревожность: диагностика, коррекция, развитие. - СПб.: Речь, 2004.
28. Мухина В. С. Возрастная психология. - М.: 2007.
29. Немов Р. С. Психология: Психодиагностика. - М.: "ВЛАДОС". - 2009, 287 с.
30. Непомнящая Н.И.Становление личности ребенка. - М.: Педагогика, 2012.
31. Общая психодиагностика Под ред. А. А. Бодалева. - М., 2010.
32. Памфилова М. Обруч. 2011 №5. С. 12-13
33. Пасынкова Н.Б. Связь уровня тревожности подростков с эффективностью их интеллектуальной деятельности / Психологический журнал. - 2013, № 1. Стр.73-89
34. Педагогический словарь в 2-х томах. Том II / Под ред. Г.М. Воловниковой, Л.И. Генсиоровской. - М.: Издательство АПН РСФСР, 1959. - 560 с.
35. Практикум по возрастной психологии. / под. ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. - СПб.: Речь, 2012.
36. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие / под. ред. Райгородского, Самара, 2013.
37. Прихожан, А.М. Тревожность: явление, причины, диагностика /
А.М.Прихожан // Школьный психолог. - 2004. - № 8. С. 16 - 22.
38. Прихожан А. М. Причины, профилактика и преодоление тревожности // "Психологическая наука и образование". - 2008, № 2.стр. 121-134.
39. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. - М.:МПСИ; Воронеж: Издательство НПО "МОДЭК", 2012. - 304 с.
40. Проективная методика для диагностики школьной тревожности (А.М.Прихожан) / Диагностика эмоционально-нравственного развития. Ред. и сост. Дерманова, И.Б. - СПб., 2002. С.47-60.
41. Психологические тесты / Под ред. Антипченко В. С. - К.: 2012, 612 с.
42. Психология. Словарь /Под ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. - М.: 2012. - 178 с.
43. Психология: Курс лекций для первой ступени педагогического
образования / Сост. Е.И. Рогов. - М.: ВЛАДОС, 1995. - 448 с.
44. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн. - 2-е изд., И доп. - М.: ВЛАДОС, 1998. - кн.2:
45. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - СПб.: 2011.
Савина, Е. Тревожные дети. // Дошк. Воспитание. 1996., № 4.
46. Суворова В.В. Психофизиология стресса.- М., Педагогика. 1985, 208 с.
47. Трушинский, З.К. Основные понятия адаптологии и классификация адаптаций. // Основные механизмы адаптации человека / В.Н.Захаров, З.К.Трушинский, Е.М.Бурцев и др. - М.: Наука, 1993.
48. Фридман Л.Н. и др. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. - М., 1988. - 96 с.
49. Хухлаева О.В. Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет. Психологические игры, упражнения, сказки. - М., 2013.
50. Чистякова М. И. Психогимнастика /Под ред. М. И. Буянова. - 2-е изд. - М.: Просвещение: ВЛАДОС, 2005.
51. Школа и психическое здоровье учащихся / Под ред. С.М. Громбаха. - М., 1988. - 126 с.
52.Эберлейн, Г. Страхи здоровых детей. — М., 2005.
53. Якобсон, П.М. Изучение чувств у детей и подростков.-М.-изд-во 1961 г.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ