Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формы и методы работы учителя по профилактике конфликтов в коллективе младших школьников

Работа №80557

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы40
Год сдачи2018
Стоимость4320 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
26
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы изучения форм и методов работы учителя по профилактике конфликтов в коллективе младших школьников ... 6
1.1. Понятие конфликт в школьном коллективе в психолого-педагогической
литературе 6
1.2. Формы и методы профилактики конфликтов в коллективе младших
школьников 13
1.3. Тренинговые упражнения, как форма профилактики конфликтов в
коллективе младших школьников 17
Выводы по первой главе 22
Глава 2. Экспериментальная работа по проблеме изучения конфликтного
поведения в коллективе младших школьников 24
2.1. Цель и задачи исследования 24
2.2. Анализ результатов исследования конфликтности в коллективе младших
школьников 30
2.3. Программа по профилактике конфликтов в коллективе младших
школьников с помощью тренинговых упражнений 34
Выводы по второй главе 36
Заключение 38

Приложения должны быть в работе, но в данный момент отсутствуют

Актуальность исследования. Конфликтное поведение - это постоянная составляющая взаимодействия людей, сложное и противоречивое общественное явление, препятствующее взаимодействию, и определяющее его развитие. Значимую роль имеет проблема конфликтов в условиях школьного обучения, потому что именно здесь ярче всего проявляется формирующее влияние конфликта.
Проблема конфликтного поведения достаточно содержательно и обширно представлена в социологических, педагогических и психологических исследованиях как отечественных, так и зарубежных ученых (А.Я. Анцупов, Е.М. Бабосов, А.С. Белкин, Н.В. Гришина, О.Н. Громова, М. Дойч, Р. Дорендорф, В.Д. Жаворонков, А.Г. Здравомыслов, Е.С. Зимина, А.Г. Ковалев, Л. Козер, X. Корнелиус, У.Ф. Линкольн, А.Г. Почебут, Е.Н. Степанов, Т.С. Сулимова, Ф.И. Тильман, Ш. Фэйр, В.А. Чикер, Н.И. Шевандрин и др.). В педагогических исследованиях конфликтов авторы в основном обращаются к противоречиям разного уровня (В.И. Андреев, Ф.М. Бородкин, О.С. Гребенюк, B.C. Грехнев, В.И. Журавлев, Н.М. Коряк, Д. Кроуфорд, И.М. Курдюмова, А.А. Рояк, М.М. Рыбакова, Н.В. Самоукина, Т.И. Чистякова и др.).
Актуальность данного исследования обусловлена влиянием конфликтов на развитие личности в младшем школьном возрасте, так как именно в этот период происходит активное усвоение социальных норм, образцов взаимодействия, поведения в целом. При этом практика показывает, что должного внимания проблеме конфликтов в младшем школьном возрасте не уделяют ни в семье, ни в школе, рассматривая их как проявление детской капризности, недисциплинированности и эгоизма (В.Д. Жаворонков, А.Г. Здравомыслов, Е.С. Зимина, А.Г. Ковалев, Л. Козер, X. Корнелиус, У.Ф. Линкольн).
Проведенный анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования позволил выявить противоречие между необходимостью предупреждения конфликтов в образовательном процессе и недостатком методических разработок в данной области, которыми может воспользоваться учитель.
Указанное противоречие определило содержание проблемы исследования: какие формы и методы учитель может использовать для профилактики конфликтов в коллективе младших школьников.
Выявленные противоречия и проблема позволили сформулировать тему исследования: «Формы и методы работы учителя по профилактике конфликтов в коллективе младших школьников».
Целью нашего исследования является теоретическое изучение форм и методов работы учителя по профилактике конфликтов в коллективе младших школьников и разработка комплекса тренинговых упражнений по профилактике конфликтов в коллективе младших школьников.
Объект исследования - конфликтное поведение младших школьников.
Предмет исследования - работа учителя по профилактике конфликтов в коллективе младших школьников.
Задачи исследования:
1. Изучить понятие «конфликт» в психолого-педагогической литературе.
2. Дать характеристику формам и методам профилактики конфликтов в коллективе младших школьников.
3. Изучить тренинговые упражнения, как форму профилактики конфликтов младших школьников.
4. Изучить конфликтное поведение у младших школьников.
5. Проанализировать результаты экспериментальной работы.
6. Подобрать комплекс тренинговых упражнений по профилактике конфликтов в коллективе младших школьников.
Методы исследования:
Теоретические методы: анализ педагогической, психологической и методической литературы; обобщение, систематизация, сравнение.
Практические методы: эксперимент, анкетирование, беседа.
База экспериментального исследования: в исследовании принимали участие учащиеся 3 класса МОУ СОШ № 2 г. Аша Челябинская область в количестве 25 человек.
Практическая значимость проведения исследования заключается в практическом применении результатов исследования форм и методов профилактики конфликтов в коллективе младших школьников учителями начальной школы.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав и выводов по ним, заключения, библиографического списка и приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Актуальность исследования конфликтного поведения в коллективе младших школьников обусловлена влиянием конфликтов на развитие личности в младшем школьном возрасте, так как именно в этот период происходит активное усвоение социальных норм, образцов взаимодействия, поведения в целом. При этом практика показывает, что должного внимания проблеме конфликтов в младшем школьном возрасте не уделяют ни в семье, ни в школе, рассматривая их как проявление детской капризности, недисциплинированности и эгоизма
В результате теоретического изучения проблемы форм и методов работы учителя по профилактике конфликтов в коллективе младших школьников мы можем заключить следующее:
1. Конфликт - это наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и обычно сопровождающийся негативными эмоциями. Изучением конфликтного поведения младших школьников занимаются такие ученые, как А.Я. Анцупов, Е.М. Бабосов, А.С. Белкин, Н.В. Гришина, О.Н. Громова, М. Дойч, Р. Дорендорф, В.Д. Жаворонков, А.Г. Здравомыслов, Е.С. Зимина, А.Г. Ковалев, Л. Козер, X. Корнелиус, Е.Н. Степанов, Т.С. Сулимова.
2. Форма - организационная сторона педагогического явления. Выделяют следующие формы по профилактике конфликтов в коллективе младших школьников: массовые мероприятия, экскурсия, диспут, деловая игра, интеллектуальный марафон, кружки, секции. Метод - это способ достижения определенной цели, решения конкретной задачи; объединение приемов и операций практического или теоретического освоения действительности. Выделяют следующие методы профилактики конфликтов в коллективе младших школьников: словесные и наглядные.
3. Под социально-психологическим тренингом понимают область практической психологии, нацеленную на использование активных методов групповой психологической работы для развития компетентности в общении. Содержание программы тренинга организуется с учетом трудностей в межличностном общении и направлено на исправление общественных установок и ценностных ориентации как отдельных участников тренинга, так и тренинговой группы в целом в сторону развития навыков общественно приемлемых способов самоутверждения и умений эффективного управления собственным эмоциональным состоянием.
4. Для изучения конфликтного поведения нами был подобран диагностический инструментарий по изучению конфликтного поведения младших школьников, в который включили методику «Арт» (позволяет выявить: агрессивность испытуемого - прямую и скрытую агрессию, поведение в социальной группе, особенности общения, поведение в конфликтной ситуации) и тест «Агрессивное поведение», предназначенный для выявления склонности ребенка к определенному типу агрессивного поведения.
5. По результатам проведенной диагностики мы выявили, что склонность к межличностным конфликтам в классе на данный момент находится на допустимом уровне и в общем не представляет особой опасности, однако в классе есть дети, у которых в конфликтной ситуации может не получиться осуществить контроль над своими поступками и эмоциями, и незначительное замечание по отношению друг к другу в итоге может перейти в серьезный конфликт, который не все ученики могут преодолеть конструктивно.
6. Нами был подобран комплекс тренинговых упражнений и разработан перспективный план по профилактике конфликтов в коллективе младших школьников с помощью тренинговых упражнений, в которую включили перспективный план по использованию тренинговых упражнений в профилактике конфликтов в коллективе младших школьников, рассчитанный на три месяца, по шесть тренинговых упражнений в месяц.
Таким образом, в нашем исследовании цель достигнута, задачи выполнены.



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ