Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Коррекционная работа по формированию валеологической культуры у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения в процессе познавательного развития

Работа №80530

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

дефектология

Объем работы76
Год сдачи2017
Стоимость4210 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
191
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические вопросы изучения проблемы формирования валеологической культуры 6
1.1 Понятие валеологической культуры в психолого-педагогической литературе 6
1.2 Формирование валеологической культуры на этапе дошкольного возраста 13
Выводы по главе 1 25
Глава 2. Особенности формирования валеологической культуры у детей с нарушениями зрения 26
2.1 Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями зрения 26
2.2 Своеобразие состояния здоровья и валеологической культуры у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения 34
Выводы по главе 2 39
Глава 3. Организация исследования состояния валеологической культуры у детей старшего дошкольного возраста с косоглазием и амблиопией 41
3.1 Изучение уровня сформированности валеологической культуры у детей старшего дошкольного возраста с косоглазием и амблиопией 41
3.2 Содержание коррекционной работы по формированию валеологической культуры у детей старшего дошкольного возраста с косоглазием и
амблиопией 52
Выводы по главе 3 68
Заключение 71


Проблема здоровья детей в любом обществе и при любых социально-экономических и политических ситуациях актуальна, достаточно сложна и своевременна, так как оно определяет будущее страны, генофонд нации, экономический и научный потенциал общества. Здоровье выступает основой жизнедеятельности человека, представляет собой сложный многоуровневый феномен, включающий в себя психический, физиологический, педагогический и социальный компоненты. По мнению И.И. Брехмана, формирование у человека индивидуального способа здорового образа жизни с раннего детства является приоритетной задачей педагогической науки [7].
Всемирная Организация Здравоохранения определяет здоровье как состояние полного психического, физического и социального благополучия, которое, на наш взгляд, зависит от компетентности педагога проектировать здоровьесберегающую среду образовательного учреждения соответствующую детскому возрасту и состоянию здоровья ребенка.
В новом законе «Об образовании в РФ» (2012) провозглашается гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека. К компетенции образовательной организации закон относит «создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации» [54]. Значимость работы по сохранению здоровья детей отмечается и в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО). Стандарт направлен на решение задачи укрепления и охраны психического и физического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия [53].
Задачи по укреплению и сохранению здоровья решает наука валеология. В рамках валеологии наиболее актуальной является задача развития у детей осознанной потребности в здоровье и становлении практических навыков ведения здорового образа жизни. В связи с этим актуальной становится проблема формирования валеологической культуры дошкольников.
Особое значение проблема формирования валеологической культуры имеет в специальной педагогике. Анализ состояния здоровья дошкольников показывает, что за последнее десятилетие количество абсолютно здоровых детей снизилось до 15%, увеличилось число детей с нарушениями органов чувств. В тифлолитературе указывается, что индекс здоровья дошкольников с нарушениями зрения в целом в 2,3 раза меньше, чем индекс здоровья видящих сверстников [21]. По данным Л.С. Сековец, детей с нарушением зрения, относящихся к первой группе здоровья практически не встречается; среди детей дошкольного возраста с нарушениями зрения всего 7,6% относятся ко второй группе здоровья; к третьей группе здоровья среди детей с нарушениями зрения относятся 30,5%, остальные соответствуют четвертой и пятой группе здоровья [44].
Таким образом, приведенные данные о состоянии здоровья детей с нарушениями зрения указывают на важность формирования у этих детей знаний и представлений о себе, своем здоровье и способах его сохранения, что составляет суть валеологической культуры. В последние годы валеологическому образованию уделяется особое внимание, однако методических материалов используемых для формирования валеологической культуры у детей с нарушениями зрения, недостаточно. Это и обусловливает актуальность и практическую значимость нашей работы.
Цель работы - теоретически обосновать и определить содержание коррекционной работы по формированию валеологической культуры у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения в процессе познавательного развития.
Объект исследования - процесс формирования валеологической культуры у дошкольников
Предмет исследования - содержание коррекционной работы по формированию валеологической культуры у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения в процессе познавательного развития.
Задачи исследования:
1. Изучить проблему формирования валеологической культуры в современной научной литературе.
2. Осуществить исследование состояния валеологической культуры детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения.
3. Разработать содержание коррекционной работы по развитию валеологической культуры у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения в процессе познавательного развития.
При решении поставленных задач в работе использовались следующие методы: анализ сведений из общей и специальной психолого-педагогической литературы; метод экспериментального исследования; метод анализа и интерпретации полученных в результате исследования экспериментальных данных, констатирующий и формирующий эксперимент.
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №138 компенсирующего вида г. Челябинска.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Актуальность проблемы формирования валеологической культуры обусловлена негативными тенденциями в состоянии здоровья детей дошкольного возраста, особенно у детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе у детей с нарушениями зрения.
Осуществив анализ точек зрения ученых на понятия «здоровье», «здоровый образ жизни», «валеологическая культура», мы под валеологической культурой понимаем совокупность знаний человеком своих генетических, физиологических и психологических возможностей, умений сохранять, контролировать и развивать свое здоровье. На этапе дошкольного возраста у ребенка формируются следующие знания и умения по сохранению своего здоровья: знания о здоровье и здоровом образе жизни; умения самостоятельно выполнять культурно-гигиенические процессы, выполнять закаливающие процедуры, утреннюю гимнастику, участвовать в спортивных развлечениях.
Во второй главе рассмотрены особенности формирования валеологической культуры у детей с нарушениями зрения, представлена клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями зрения, своеобразие состояния здоровья и валеологической культуры у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения. Выявлено, что дети с нарушениями зрения представляют сложную и разнообразную группу по состоянию здоровья, их можно различить по степени снижения зрительных функций, зрительной патологии, по течению и степени прогрессирования заболевания глаз, по своим зрительным возможностям, общему состоянию здоровья, выраженности вторичных отклонений.
У большинства детей с нарушением зрения отмечаются нарушения в функциях центральной нервной и сердечно-сосудистой системах, наблюдаются изменения со стороны желудочно-кишечного тракта и опорно¬двигательного аппарата. У детей сформированы отрывочные, бессистемные представления о здоровье и болезни. В поведенческом компоненте у них не наблюдается осознанности и потребности в оздоровительных и гигиенических мероприятиях. Все это подчеркивает необходимость осуществления работы по формированию основ валеологической культуры детей с нарушениями зрения, которая позволит им впоследствии осознанно охранять свое зрение и здоровье.
В третьей главе представлено описание исследования состояния валеологической культуры у детей старшего дошкольного возраста с косоглазием и амблиопией и содержание коррекционной работы.
Для изучения уровня сформированности валеологической культуры дошкольников выбрана методика В.А. Деркунской. Использовалось три диагностических задания, направленные на изучение компонентов валеологической культуры: отношения к здоровью, знаний и умений детей. Исследование проводилось на базе Муниципального бюджетного дошкольное образовательного учреждения «Детский сад №138 г. Челябинска». В исследовании принимало участие 10 детей старшей группы с нарушениями зрения. Возраст детей 5-6 лет.
Анализ медицинской документации показал, что все дети являются часто болеющими (ОРЗ, ОРВИ, отиты, ринит, фарингит, ларингит и т.д.). У 80% детей имеются заболевания опорно-двигательного аппарата (плоскостопие, нарушение осанки), у 40% детей заболевания желудочно-кишечного тракта (гастрит). Все дети относятся к III группе здоровья.
В ходе констатирующего эксперимента был изучен наличный уровень валеологической культуры, в частности имеющиеся у старших дошкольников представления о ЗОЖ как о здоровье, о взаимосвязи здоровья и деятельности, питания, отдыха и т.д.
У большинства детей не сформированы такие компоненты, как осознанность, интерес к здоровью и ЗОЖ. В процессе беседы дети часто отвлекались, не давали полного ответа на вопрос. В оздоровительных, закаливающих и санитарно-гигиенических мероприятиях не проявляют активности.
Многие дети не смогли объяснить, что значит здоровье, у них недостаточно полные представления об окружающем мире, отсутствие системных знаний по сохранению здоровья, ответы на вопросы, связанные со здоровым образом жизни, недостаточно развернутые и слабо аргументированные.
Дети не проявляют самостоятельности в процессах самообслуживания, не знают алгоритма процессов одевания, умывания, не владеют навыками поведения за столом. Нуждаются в постоянной помощи воспитателя при решении проблемных задач и даже при наличии помощи не могут правильно решить их.
На основе полученных данных было определено содержание коррекционной работы по формированию валеологической культуры у детей старшего дошкольного возраста с косоглазием и амблиопией.
Формирование валеологической культуры предусматривают единство трех компонентов:
Первый компонент призван вооружить детей знаниям о культуре здоровья, физической культуре. С этой целью проводятся занятия по ознакомлению и закреплению правил личной гигиены, безопасности жизнедеятельности, а также формирование умений и навыков по вопросам личной гигиены, питания, правильной осанки, сохранение зрения и слуха, предупреждение заболеваний и вредных привычек.
Второй компонент - формирование умений по сохранению и поддержанию здоровья. Это физкультурно-оздоровительная деятельность в режиме дня: гимнастика, прогулка, коррекционные паузы, физкультурные праздники, дни здоровья, закаливание, массаж.
Третий компонент - формирование осознанного отношения к здоровью, формирование интереса к проводимой работе. Для формирования ценностей здорового образа жизни детям мы рассказывали о значении профилактики заболеваний: разных видах закаливания, дыхательной гимнастике, воздушных и солнечных ваннах, массаже, корригирующей гимнастике. Дети не должны выступать лишь в качестве «объектов» процедур и оздоровительных мероприятий. Они должны осознать, для чего необходимо то или иное из них, и активно участвовать в заботе о своем здоровье.
По нашему мнению, разработанный комплекс занятий и дидактических игр будет способствовать повышению уровня валеологической культуры у детей старшего дошкольного возраста с косоглазием и амблиопией.
Таким образом, цель исследования достигнута, поставленные задачи решены.



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ