Коррекционная работа по формированию валеологической культуры у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения в процессе познавательного развития
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические вопросы изучения проблемы формирования валеологической культуры 6
1.1 Понятие валеологической культуры в психолого-педагогической литературе 6
1.2 Формирование валеологической культуры на этапе дошкольного возраста 13
Выводы по главе 1 25
Глава 2. Особенности формирования валеологической культуры у детей с нарушениями зрения 26
2.1 Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями зрения 26
2.2 Своеобразие состояния здоровья и валеологической культуры у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения 34
Выводы по главе 2 39
Глава 3. Организация исследования состояния валеологической культуры у детей старшего дошкольного возраста с косоглазием и амблиопией 41
3.1 Изучение уровня сформированности валеологической культуры у детей старшего дошкольного возраста с косоглазием и амблиопией 41
3.2 Содержание коррекционной работы по формированию валеологической культуры у детей старшего дошкольного возраста с косоглазием и
амблиопией 52
Выводы по главе 3 68
Заключение 71
Глава 1. Теоретические вопросы изучения проблемы формирования валеологической культуры 6
1.1 Понятие валеологической культуры в психолого-педагогической литературе 6
1.2 Формирование валеологической культуры на этапе дошкольного возраста 13
Выводы по главе 1 25
Глава 2. Особенности формирования валеологической культуры у детей с нарушениями зрения 26
2.1 Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями зрения 26
2.2 Своеобразие состояния здоровья и валеологической культуры у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения 34
Выводы по главе 2 39
Глава 3. Организация исследования состояния валеологической культуры у детей старшего дошкольного возраста с косоглазием и амблиопией 41
3.1 Изучение уровня сформированности валеологической культуры у детей старшего дошкольного возраста с косоглазием и амблиопией 41
3.2 Содержание коррекционной работы по формированию валеологической культуры у детей старшего дошкольного возраста с косоглазием и
амблиопией 52
Выводы по главе 3 68
Заключение 71
Проблема здоровья детей в любом обществе и при любых социально-экономических и политических ситуациях актуальна, достаточно сложна и своевременна, так как оно определяет будущее страны, генофонд нации, экономический и научный потенциал общества. Здоровье выступает основой жизнедеятельности человека, представляет собой сложный многоуровневый феномен, включающий в себя психический, физиологический, педагогический и социальный компоненты. По мнению И.И. Брехмана, формирование у человека индивидуального способа здорового образа жизни с раннего детства является приоритетной задачей педагогической науки [7].
Всемирная Организация Здравоохранения определяет здоровье как состояние полного психического, физического и социального благополучия, которое, на наш взгляд, зависит от компетентности педагога проектировать здоровьесберегающую среду образовательного учреждения соответствующую детскому возрасту и состоянию здоровья ребенка.
В новом законе «Об образовании в РФ» (2012) провозглашается гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека. К компетенции образовательной организации закон относит «создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации» [54]. Значимость работы по сохранению здоровья детей отмечается и в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО). Стандарт направлен на решение задачи укрепления и охраны психического и физического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия [53].
Задачи по укреплению и сохранению здоровья решает наука валеология. В рамках валеологии наиболее актуальной является задача развития у детей осознанной потребности в здоровье и становлении практических навыков ведения здорового образа жизни. В связи с этим актуальной становится проблема формирования валеологической культуры дошкольников.
Особое значение проблема формирования валеологической культуры имеет в специальной педагогике. Анализ состояния здоровья дошкольников показывает, что за последнее десятилетие количество абсолютно здоровых детей снизилось до 15%, увеличилось число детей с нарушениями органов чувств. В тифлолитературе указывается, что индекс здоровья дошкольников с нарушениями зрения в целом в 2,3 раза меньше, чем индекс здоровья видящих сверстников [21]. По данным Л.С. Сековец, детей с нарушением зрения, относящихся к первой группе здоровья практически не встречается; среди детей дошкольного возраста с нарушениями зрения всего 7,6% относятся ко второй группе здоровья; к третьей группе здоровья среди детей с нарушениями зрения относятся 30,5%, остальные соответствуют четвертой и пятой группе здоровья [44].
Таким образом, приведенные данные о состоянии здоровья детей с нарушениями зрения указывают на важность формирования у этих детей знаний и представлений о себе, своем здоровье и способах его сохранения, что составляет суть валеологической культуры. В последние годы валеологическому образованию уделяется особое внимание, однако методических материалов используемых для формирования валеологической культуры у детей с нарушениями зрения, недостаточно. Это и обусловливает актуальность и практическую значимость нашей работы.
Цель работы - теоретически обосновать и определить содержание коррекционной работы по формированию валеологической культуры у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения в процессе познавательного развития.
Объект исследования - процесс формирования валеологической культуры у дошкольников
Предмет исследования - содержание коррекционной работы по формированию валеологической культуры у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения в процессе познавательного развития.
Задачи исследования:
1. Изучить проблему формирования валеологической культуры в современной научной литературе.
2. Осуществить исследование состояния валеологической культуры детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения.
3. Разработать содержание коррекционной работы по развитию валеологической культуры у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения в процессе познавательного развития.
При решении поставленных задач в работе использовались следующие методы: анализ сведений из общей и специальной психолого-педагогической литературы; метод экспериментального исследования; метод анализа и интерпретации полученных в результате исследования экспериментальных данных, констатирующий и формирующий эксперимент.
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №138 компенсирующего вида г. Челябинска.
Всемирная Организация Здравоохранения определяет здоровье как состояние полного психического, физического и социального благополучия, которое, на наш взгляд, зависит от компетентности педагога проектировать здоровьесберегающую среду образовательного учреждения соответствующую детскому возрасту и состоянию здоровья ребенка.
В новом законе «Об образовании в РФ» (2012) провозглашается гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека. К компетенции образовательной организации закон относит «создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации» [54]. Значимость работы по сохранению здоровья детей отмечается и в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО). Стандарт направлен на решение задачи укрепления и охраны психического и физического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия [53].
Задачи по укреплению и сохранению здоровья решает наука валеология. В рамках валеологии наиболее актуальной является задача развития у детей осознанной потребности в здоровье и становлении практических навыков ведения здорового образа жизни. В связи с этим актуальной становится проблема формирования валеологической культуры дошкольников.
Особое значение проблема формирования валеологической культуры имеет в специальной педагогике. Анализ состояния здоровья дошкольников показывает, что за последнее десятилетие количество абсолютно здоровых детей снизилось до 15%, увеличилось число детей с нарушениями органов чувств. В тифлолитературе указывается, что индекс здоровья дошкольников с нарушениями зрения в целом в 2,3 раза меньше, чем индекс здоровья видящих сверстников [21]. По данным Л.С. Сековец, детей с нарушением зрения, относящихся к первой группе здоровья практически не встречается; среди детей дошкольного возраста с нарушениями зрения всего 7,6% относятся ко второй группе здоровья; к третьей группе здоровья среди детей с нарушениями зрения относятся 30,5%, остальные соответствуют четвертой и пятой группе здоровья [44].
Таким образом, приведенные данные о состоянии здоровья детей с нарушениями зрения указывают на важность формирования у этих детей знаний и представлений о себе, своем здоровье и способах его сохранения, что составляет суть валеологической культуры. В последние годы валеологическому образованию уделяется особое внимание, однако методических материалов используемых для формирования валеологической культуры у детей с нарушениями зрения, недостаточно. Это и обусловливает актуальность и практическую значимость нашей работы.
Цель работы - теоретически обосновать и определить содержание коррекционной работы по формированию валеологической культуры у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения в процессе познавательного развития.
Объект исследования - процесс формирования валеологической культуры у дошкольников
Предмет исследования - содержание коррекционной работы по формированию валеологической культуры у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения в процессе познавательного развития.
Задачи исследования:
1. Изучить проблему формирования валеологической культуры в современной научной литературе.
2. Осуществить исследование состояния валеологической культуры детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения.
3. Разработать содержание коррекционной работы по развитию валеологической культуры у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения в процессе познавательного развития.
При решении поставленных задач в работе использовались следующие методы: анализ сведений из общей и специальной психолого-педагогической литературы; метод экспериментального исследования; метод анализа и интерпретации полученных в результате исследования экспериментальных данных, констатирующий и формирующий эксперимент.
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №138 компенсирующего вида г. Челябинска.
Актуальность проблемы формирования валеологической культуры обусловлена негативными тенденциями в состоянии здоровья детей дошкольного возраста, особенно у детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе у детей с нарушениями зрения.
Осуществив анализ точек зрения ученых на понятия «здоровье», «здоровый образ жизни», «валеологическая культура», мы под валеологической культурой понимаем совокупность знаний человеком своих генетических, физиологических и психологических возможностей, умений сохранять, контролировать и развивать свое здоровье. На этапе дошкольного возраста у ребенка формируются следующие знания и умения по сохранению своего здоровья: знания о здоровье и здоровом образе жизни; умения самостоятельно выполнять культурно-гигиенические процессы, выполнять закаливающие процедуры, утреннюю гимнастику, участвовать в спортивных развлечениях.
Во второй главе рассмотрены особенности формирования валеологической культуры у детей с нарушениями зрения, представлена клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями зрения, своеобразие состояния здоровья и валеологической культуры у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения. Выявлено, что дети с нарушениями зрения представляют сложную и разнообразную группу по состоянию здоровья, их можно различить по степени снижения зрительных функций, зрительной патологии, по течению и степени прогрессирования заболевания глаз, по своим зрительным возможностям, общему состоянию здоровья, выраженности вторичных отклонений.
У большинства детей с нарушением зрения отмечаются нарушения в функциях центральной нервной и сердечно-сосудистой системах, наблюдаются изменения со стороны желудочно-кишечного тракта и опорно¬двигательного аппарата. У детей сформированы отрывочные, бессистемные представления о здоровье и болезни. В поведенческом компоненте у них не наблюдается осознанности и потребности в оздоровительных и гигиенических мероприятиях. Все это подчеркивает необходимость осуществления работы по формированию основ валеологической культуры детей с нарушениями зрения, которая позволит им впоследствии осознанно охранять свое зрение и здоровье.
В третьей главе представлено описание исследования состояния валеологической культуры у детей старшего дошкольного возраста с косоглазием и амблиопией и содержание коррекционной работы.
Для изучения уровня сформированности валеологической культуры дошкольников выбрана методика В.А. Деркунской. Использовалось три диагностических задания, направленные на изучение компонентов валеологической культуры: отношения к здоровью, знаний и умений детей. Исследование проводилось на базе Муниципального бюджетного дошкольное образовательного учреждения «Детский сад №138 г. Челябинска». В исследовании принимало участие 10 детей старшей группы с нарушениями зрения. Возраст детей 5-6 лет.
Анализ медицинской документации показал, что все дети являются часто болеющими (ОРЗ, ОРВИ, отиты, ринит, фарингит, ларингит и т.д.). У 80% детей имеются заболевания опорно-двигательного аппарата (плоскостопие, нарушение осанки), у 40% детей заболевания желудочно-кишечного тракта (гастрит). Все дети относятся к III группе здоровья.
В ходе констатирующего эксперимента был изучен наличный уровень валеологической культуры, в частности имеющиеся у старших дошкольников представления о ЗОЖ как о здоровье, о взаимосвязи здоровья и деятельности, питания, отдыха и т.д.
У большинства детей не сформированы такие компоненты, как осознанность, интерес к здоровью и ЗОЖ. В процессе беседы дети часто отвлекались, не давали полного ответа на вопрос. В оздоровительных, закаливающих и санитарно-гигиенических мероприятиях не проявляют активности.
Многие дети не смогли объяснить, что значит здоровье, у них недостаточно полные представления об окружающем мире, отсутствие системных знаний по сохранению здоровья, ответы на вопросы, связанные со здоровым образом жизни, недостаточно развернутые и слабо аргументированные.
Дети не проявляют самостоятельности в процессах самообслуживания, не знают алгоритма процессов одевания, умывания, не владеют навыками поведения за столом. Нуждаются в постоянной помощи воспитателя при решении проблемных задач и даже при наличии помощи не могут правильно решить их.
На основе полученных данных было определено содержание коррекционной работы по формированию валеологической культуры у детей старшего дошкольного возраста с косоглазием и амблиопией.
Формирование валеологической культуры предусматривают единство трех компонентов:
Первый компонент призван вооружить детей знаниям о культуре здоровья, физической культуре. С этой целью проводятся занятия по ознакомлению и закреплению правил личной гигиены, безопасности жизнедеятельности, а также формирование умений и навыков по вопросам личной гигиены, питания, правильной осанки, сохранение зрения и слуха, предупреждение заболеваний и вредных привычек.
Второй компонент - формирование умений по сохранению и поддержанию здоровья. Это физкультурно-оздоровительная деятельность в режиме дня: гимнастика, прогулка, коррекционные паузы, физкультурные праздники, дни здоровья, закаливание, массаж.
Третий компонент - формирование осознанного отношения к здоровью, формирование интереса к проводимой работе. Для формирования ценностей здорового образа жизни детям мы рассказывали о значении профилактики заболеваний: разных видах закаливания, дыхательной гимнастике, воздушных и солнечных ваннах, массаже, корригирующей гимнастике. Дети не должны выступать лишь в качестве «объектов» процедур и оздоровительных мероприятий. Они должны осознать, для чего необходимо то или иное из них, и активно участвовать в заботе о своем здоровье.
По нашему мнению, разработанный комплекс занятий и дидактических игр будет способствовать повышению уровня валеологической культуры у детей старшего дошкольного возраста с косоглазием и амблиопией.
Таким образом, цель исследования достигнута, поставленные задачи решены.
Осуществив анализ точек зрения ученых на понятия «здоровье», «здоровый образ жизни», «валеологическая культура», мы под валеологической культурой понимаем совокупность знаний человеком своих генетических, физиологических и психологических возможностей, умений сохранять, контролировать и развивать свое здоровье. На этапе дошкольного возраста у ребенка формируются следующие знания и умения по сохранению своего здоровья: знания о здоровье и здоровом образе жизни; умения самостоятельно выполнять культурно-гигиенические процессы, выполнять закаливающие процедуры, утреннюю гимнастику, участвовать в спортивных развлечениях.
Во второй главе рассмотрены особенности формирования валеологической культуры у детей с нарушениями зрения, представлена клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями зрения, своеобразие состояния здоровья и валеологической культуры у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения. Выявлено, что дети с нарушениями зрения представляют сложную и разнообразную группу по состоянию здоровья, их можно различить по степени снижения зрительных функций, зрительной патологии, по течению и степени прогрессирования заболевания глаз, по своим зрительным возможностям, общему состоянию здоровья, выраженности вторичных отклонений.
У большинства детей с нарушением зрения отмечаются нарушения в функциях центральной нервной и сердечно-сосудистой системах, наблюдаются изменения со стороны желудочно-кишечного тракта и опорно¬двигательного аппарата. У детей сформированы отрывочные, бессистемные представления о здоровье и болезни. В поведенческом компоненте у них не наблюдается осознанности и потребности в оздоровительных и гигиенических мероприятиях. Все это подчеркивает необходимость осуществления работы по формированию основ валеологической культуры детей с нарушениями зрения, которая позволит им впоследствии осознанно охранять свое зрение и здоровье.
В третьей главе представлено описание исследования состояния валеологической культуры у детей старшего дошкольного возраста с косоглазием и амблиопией и содержание коррекционной работы.
Для изучения уровня сформированности валеологической культуры дошкольников выбрана методика В.А. Деркунской. Использовалось три диагностических задания, направленные на изучение компонентов валеологической культуры: отношения к здоровью, знаний и умений детей. Исследование проводилось на базе Муниципального бюджетного дошкольное образовательного учреждения «Детский сад №138 г. Челябинска». В исследовании принимало участие 10 детей старшей группы с нарушениями зрения. Возраст детей 5-6 лет.
Анализ медицинской документации показал, что все дети являются часто болеющими (ОРЗ, ОРВИ, отиты, ринит, фарингит, ларингит и т.д.). У 80% детей имеются заболевания опорно-двигательного аппарата (плоскостопие, нарушение осанки), у 40% детей заболевания желудочно-кишечного тракта (гастрит). Все дети относятся к III группе здоровья.
В ходе констатирующего эксперимента был изучен наличный уровень валеологической культуры, в частности имеющиеся у старших дошкольников представления о ЗОЖ как о здоровье, о взаимосвязи здоровья и деятельности, питания, отдыха и т.д.
У большинства детей не сформированы такие компоненты, как осознанность, интерес к здоровью и ЗОЖ. В процессе беседы дети часто отвлекались, не давали полного ответа на вопрос. В оздоровительных, закаливающих и санитарно-гигиенических мероприятиях не проявляют активности.
Многие дети не смогли объяснить, что значит здоровье, у них недостаточно полные представления об окружающем мире, отсутствие системных знаний по сохранению здоровья, ответы на вопросы, связанные со здоровым образом жизни, недостаточно развернутые и слабо аргументированные.
Дети не проявляют самостоятельности в процессах самообслуживания, не знают алгоритма процессов одевания, умывания, не владеют навыками поведения за столом. Нуждаются в постоянной помощи воспитателя при решении проблемных задач и даже при наличии помощи не могут правильно решить их.
На основе полученных данных было определено содержание коррекционной работы по формированию валеологической культуры у детей старшего дошкольного возраста с косоглазием и амблиопией.
Формирование валеологической культуры предусматривают единство трех компонентов:
Первый компонент призван вооружить детей знаниям о культуре здоровья, физической культуре. С этой целью проводятся занятия по ознакомлению и закреплению правил личной гигиены, безопасности жизнедеятельности, а также формирование умений и навыков по вопросам личной гигиены, питания, правильной осанки, сохранение зрения и слуха, предупреждение заболеваний и вредных привычек.
Второй компонент - формирование умений по сохранению и поддержанию здоровья. Это физкультурно-оздоровительная деятельность в режиме дня: гимнастика, прогулка, коррекционные паузы, физкультурные праздники, дни здоровья, закаливание, массаж.
Третий компонент - формирование осознанного отношения к здоровью, формирование интереса к проводимой работе. Для формирования ценностей здорового образа жизни детям мы рассказывали о значении профилактики заболеваний: разных видах закаливания, дыхательной гимнастике, воздушных и солнечных ваннах, массаже, корригирующей гимнастике. Дети не должны выступать лишь в качестве «объектов» процедур и оздоровительных мероприятий. Они должны осознать, для чего необходимо то или иное из них, и активно участвовать в заботе о своем здоровье.
По нашему мнению, разработанный комплекс занятий и дидактических игр будет способствовать повышению уровня валеологической культуры у детей старшего дошкольного возраста с косоглазием и амблиопией.
Таким образом, цель исследования достигнута, поставленные задачи решены.



