РЕАЛИЗАЦИЯ ОПЕРАЦИОННОЙ ДЕЛОВОЙ ИГРЫ НА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ У ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ НА ПРИМЕРЕ ДИСЦИПЛИНЫ «АНАЛИЗ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты развития экономического мышления у обучающихся профессиональной образовательной организации 7
1.1. Мышление как психический процесс 7
1.2. Экономическое мышление как цель экономического образования 13
1.3. Методы развития экономического мышления обучающихся на
теоретических занятиях 17
Выводы по 1 главе 24
Глава 2. Практические аспекты развития экономического мышления обучающихся в процессе преподавания дисциплины «Анализ хозяйственной деятельности» в ГБПОУ «Южно-Уральский многопрофильный колледж» 25
2.1. Анализ возможностей развития экономического мышления
обучающихся в процессе преподавания дисциплины «Анализ хозяйственной деятельности»
2.2. Рекомендации по развитию экономического мышления у
обучающихся в процессе преподавания дисциплины «Анализ хозяйственной деятельности»
2.3. План-конспект теоретического занятия по теме: «Анализ
использования основных средств» 45
Выводы по 2 главе 53
Заключение 54
Список литературы 56
Приложения 62
Глава 1. Теоретические аспекты развития экономического мышления у обучающихся профессиональной образовательной организации 7
1.1. Мышление как психический процесс 7
1.2. Экономическое мышление как цель экономического образования 13
1.3. Методы развития экономического мышления обучающихся на
теоретических занятиях 17
Выводы по 1 главе 24
Глава 2. Практические аспекты развития экономического мышления обучающихся в процессе преподавания дисциплины «Анализ хозяйственной деятельности» в ГБПОУ «Южно-Уральский многопрофильный колледж» 25
2.1. Анализ возможностей развития экономического мышления
обучающихся в процессе преподавания дисциплины «Анализ хозяйственной деятельности»
2.2. Рекомендации по развитию экономического мышления у
обучающихся в процессе преподавания дисциплины «Анализ хозяйственной деятельности»
2.3. План-конспект теоретического занятия по теме: «Анализ
использования основных средств» 45
Выводы по 2 главе 53
Заключение 54
Список литературы 56
Приложения 62
Актуальность исследования. Перспективы мировой экономики в XXI веке определяются характером перехода стран к постиндустриальной стадии, где преобладает сфера услуг, наука, образование и т. д. Таким образом, на передний план выдвигается способ производства и передачи знаний. Уже сейчас во всех странах человеческий капитал предопределяет темпы экономического развития и научно-технического прогресса. Образование не просто связано с экономикой — в значительной степени оно детерминировано ее состоянием и развитием.
Инвестиции в образование и высокие технологии влекут за собой повышение интеллектуального уровня общества и ускорение его социально - экономического развития.
Приобретенные экономические знания, умения, навыки, сформированное экономическое мышление являются определяющим элементом инновационного потенциала страны, так как дают возможность успешно решать проблемы, возникающие у молодежи в период адаптации к условиям конкурентного рынка труда и приобретения социальной защищенности от негативных сторон повседневной жизни.
Выработка современного экономического мышления, адекватного рыночным отношениям, предполагает глубокое осознание существа всего нового в рыночной экономике, критическое осмысление теоретических формул и опыта прошлого, глубокое обобщение современной практики развития зарубежных стран, преодоление сложившихся стереотипов мышления.
Экономическое мышление — это познание человеком, социальной группой, обществом в целом экономической действительности, сложившихся экономических отношений, осознания своего места в них, освоения норм рационального хозяйствования и поведения, прогнозирования хозяйственных событий, выработку соответствующих образов целесообразной деятельности.
Современные исследователи подчёркивают важность того, что осмысление экономической действительности создает основу для осознанного и активного участия субъектов хозяйствования в экономическом процессе, принятии решений. Экономическое мышление определяется экономическими отношениями, экономической действительностью общества. Каковы эти отношения, основные формы собственности, их взаимозависимость, экономический строй общества - таково экономическое мышление.
В современных социально-экономических условиях особая роль в подготовке специалистов отводится экономическому образованию студентов. Оно призвано сформировать экономическое мышление и привить навыки рационального экономического поведения, создать предпосылки для продолжения профессионального обучения и практической деятельности.
Особенностью современной системы среднего профессионального образования, как известно, является практикоориентированность, которая должна обеспечиваться 60-70% содержания основных профессиональных образовательных программ по разным специальностям. Учитывая этот факт, обучение студентов экономике целесообразно осуществлять с опорой на практические формы подготовки. Это возможно, если в преподавании максимально используются активные методы обучения.
Активные методы обучения создают необходимые условия для развития профессионального экономического мышления: умений самостоятельно мыслить, ориентироваться в новой ситуации, находить свои подходы к решению проблем, устанавливать деловые контакты с другими учащимися, оказывают большое влияние на подготовку студентов к будущей профессиональной деятельности, у них развиваются творческие способности, устная речь, умения формулировать и высказывать свою точку зрения, активизируется мышление. Использование преподавателями активных методов в процессе обучения способствует преодолению стереотипов в обучении, выработке новых подходов к профессиональным ситуациям, развитию творческих способностей студентов.
Актуальность рассматриваемой проблемы обусловила выбор темы выпускной квалификационной работы: «Развитие экономического мышления обучающихся на теоретических занятиях в профессиональной образовательной организации на примере дисциплины «Анализ хозяйственной деятельности».
Объект: образовательный процесс профессиональной образовательной организации.
Предмет: развитие экономического мышления у обучающихся на теоретических занятиях в профессиональной образовательной организации.
Цель работы: теоретическое обоснование и разработка рекомендаций по развитию экономического мышления у обучающихся на теоретических занятиях дисциплины «Анализ хозяйственной деятельности».
Задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическая литературу и рассмотреть сущность понятий «мышление», «экономическое мышление».
2. Изучить основные особенности развития экономического мышления обучающихся в профессиональных образовательных организациях.
3. Выявить возможности развития экономического мышления обучающихся в процессе преподавания дисциплины «Анализ хозяйственной деятельности» в государственном бюджетном профессиональном образовательном учреждении «Южно-Уральский многопрофильный колледж».
4. Разработать рекомендации по развитию экономического мышления обучающихся в процессе преподавания дисциплины «Анализ хозяйственной деятельности».
5. Представить план - конспект теоретического занятия по теме: «Анализ использования основных средств».
Методология исследования: основы общепсихологической теории мышления (С. Л. Рубинштейн); связь мышления с усваиваемыми знаниями (Л.С. Выготский); положения об оптимизации мыслительной деятельности студентов в процессе организации и осуществления их познавательной деятельности (Л.Г. Вяткин, И.В. Дубровина, Н.В. Кузьмина, А.А. Реан, Г.С. Сухобский, B^. Шадриков, В.Я. Якунин), особенности становления профессионального мышления специалиста (Д.Н. Завалишина, Е. А. Климов, Т. В. Кудрявцев, А. М. Матюшкин), особенности развития рыночного экономического мышления (Г. Беккер, М. Блауг, П. Хейне, Л. Эрхард).
Практическая значимость работы: сформулированы практические рекомендации, позволяющие наиболее эффективно использовать методы развития экономического мышления в практике профессиональной образовательной организации.
Методы исследования: анализ, синтез, методы сравнения, группировки и др.
База исследования: государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Южно-Уральский многопрофильный колледж»
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, первой главы, в которой рассмотрены теоретические основы развития экономического мышления обучающихся в профессиональных образовательных организациях; второй главы, в которой представлен анализ дисциплины «Анализ хозяйственной деятельности» с точки зрения возможности развития экономического мышления обучающихся; выводов по главам; заключения; списка используемой литературы.
Инвестиции в образование и высокие технологии влекут за собой повышение интеллектуального уровня общества и ускорение его социально - экономического развития.
Приобретенные экономические знания, умения, навыки, сформированное экономическое мышление являются определяющим элементом инновационного потенциала страны, так как дают возможность успешно решать проблемы, возникающие у молодежи в период адаптации к условиям конкурентного рынка труда и приобретения социальной защищенности от негативных сторон повседневной жизни.
Выработка современного экономического мышления, адекватного рыночным отношениям, предполагает глубокое осознание существа всего нового в рыночной экономике, критическое осмысление теоретических формул и опыта прошлого, глубокое обобщение современной практики развития зарубежных стран, преодоление сложившихся стереотипов мышления.
Экономическое мышление — это познание человеком, социальной группой, обществом в целом экономической действительности, сложившихся экономических отношений, осознания своего места в них, освоения норм рационального хозяйствования и поведения, прогнозирования хозяйственных событий, выработку соответствующих образов целесообразной деятельности.
Современные исследователи подчёркивают важность того, что осмысление экономической действительности создает основу для осознанного и активного участия субъектов хозяйствования в экономическом процессе, принятии решений. Экономическое мышление определяется экономическими отношениями, экономической действительностью общества. Каковы эти отношения, основные формы собственности, их взаимозависимость, экономический строй общества - таково экономическое мышление.
В современных социально-экономических условиях особая роль в подготовке специалистов отводится экономическому образованию студентов. Оно призвано сформировать экономическое мышление и привить навыки рационального экономического поведения, создать предпосылки для продолжения профессионального обучения и практической деятельности.
Особенностью современной системы среднего профессионального образования, как известно, является практикоориентированность, которая должна обеспечиваться 60-70% содержания основных профессиональных образовательных программ по разным специальностям. Учитывая этот факт, обучение студентов экономике целесообразно осуществлять с опорой на практические формы подготовки. Это возможно, если в преподавании максимально используются активные методы обучения.
Активные методы обучения создают необходимые условия для развития профессионального экономического мышления: умений самостоятельно мыслить, ориентироваться в новой ситуации, находить свои подходы к решению проблем, устанавливать деловые контакты с другими учащимися, оказывают большое влияние на подготовку студентов к будущей профессиональной деятельности, у них развиваются творческие способности, устная речь, умения формулировать и высказывать свою точку зрения, активизируется мышление. Использование преподавателями активных методов в процессе обучения способствует преодолению стереотипов в обучении, выработке новых подходов к профессиональным ситуациям, развитию творческих способностей студентов.
Актуальность рассматриваемой проблемы обусловила выбор темы выпускной квалификационной работы: «Развитие экономического мышления обучающихся на теоретических занятиях в профессиональной образовательной организации на примере дисциплины «Анализ хозяйственной деятельности».
Объект: образовательный процесс профессиональной образовательной организации.
Предмет: развитие экономического мышления у обучающихся на теоретических занятиях в профессиональной образовательной организации.
Цель работы: теоретическое обоснование и разработка рекомендаций по развитию экономического мышления у обучающихся на теоретических занятиях дисциплины «Анализ хозяйственной деятельности».
Задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическая литературу и рассмотреть сущность понятий «мышление», «экономическое мышление».
2. Изучить основные особенности развития экономического мышления обучающихся в профессиональных образовательных организациях.
3. Выявить возможности развития экономического мышления обучающихся в процессе преподавания дисциплины «Анализ хозяйственной деятельности» в государственном бюджетном профессиональном образовательном учреждении «Южно-Уральский многопрофильный колледж».
4. Разработать рекомендации по развитию экономического мышления обучающихся в процессе преподавания дисциплины «Анализ хозяйственной деятельности».
5. Представить план - конспект теоретического занятия по теме: «Анализ использования основных средств».
Методология исследования: основы общепсихологической теории мышления (С. Л. Рубинштейн); связь мышления с усваиваемыми знаниями (Л.С. Выготский); положения об оптимизации мыслительной деятельности студентов в процессе организации и осуществления их познавательной деятельности (Л.Г. Вяткин, И.В. Дубровина, Н.В. Кузьмина, А.А. Реан, Г.С. Сухобский, B^. Шадриков, В.Я. Якунин), особенности становления профессионального мышления специалиста (Д.Н. Завалишина, Е. А. Климов, Т. В. Кудрявцев, А. М. Матюшкин), особенности развития рыночного экономического мышления (Г. Беккер, М. Блауг, П. Хейне, Л. Эрхард).
Практическая значимость работы: сформулированы практические рекомендации, позволяющие наиболее эффективно использовать методы развития экономического мышления в практике профессиональной образовательной организации.
Методы исследования: анализ, синтез, методы сравнения, группировки и др.
База исследования: государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Южно-Уральский многопрофильный колледж»
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, первой главы, в которой рассмотрены теоретические основы развития экономического мышления обучающихся в профессиональных образовательных организациях; второй главы, в которой представлен анализ дисциплины «Анализ хозяйственной деятельности» с точки зрения возможности развития экономического мышления обучающихся; выводов по главам; заключения; списка используемой литературы.
Развитие экономического мышления у обучающихся профессиональных образовательных организаций - сложный процесс.
Экономическое мышление является одним из определяющих компонентов экономического сознания, важной составной частью духовной деятельности людей. Его характерная особенность заключается в том, что оно является особой формой отражения окружающего мира. Специфика этого отражения заключается в его активности, целенаправленности, опосредованности и обобщенности. Экономическое мышление есть отражение закономерностей общественного производства в виде понятий, а точнее, в их определенной системе, логической связи.
Следовательно, способность мыслить, и к тому же мыслить экономически, обучающийся получает не от рождения, а приобретает ее постепенно, в том числе процессе обучения.
Применение современных методов развития экономического мышления проходит в контексте формирования тех свойств мышления студентов, которые продуцируют эффективность развития наиболее важных индивидуальных характеристик в контексте воспитания их экономической культуры, общего и профессионального становления. Развитие экономического мышления и решение других задач, определенных стандартом образования, требует применения активных и интерактивных методов обучения, обеспечивающих новый уровень мышления, при котором в качестве результата рассматривается способность человека действовать в различных проблемных ситуациях, уметь анализировать, сравнивать, абстрагироваться, и т.п.
Для развития экономического мышления обучающихся в процессе преподавания дисциплины «Анализ хозяйственной деятельности» на базе Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Южно-Уральский многопрофильный колледж» были проанализированы Федеральный государственный образовательный стандарт (далее - ФГОС) 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям), учебный план и рабочая программа дисциплины «Экономика организации». Анализ документов показал, что возможности для решения задачи развития профессионального мышления экономиста существуют, что определяется спецификой изучаемых дисциплин.
В качестве примера нами было разработано теоретическое занятие по теме: «Анализ использования основных фондов», для которого были подобраны достаточно простые в применении, но от этого не менее эффективные методы блиц-игры и эссе. И тот, и другой метод с одной стороны достаточно успешно активизируют внимание и мышление обучающихся, а с другой - позволяют педагогу оценить уровень понимания и усвоения обучающимися нового учебного материала.
Подводя итоги следует отметить, что в основе развития экономического мышления главными будут являться те дидактические методы, которые дадут возможность будущим специалистам узнать новое, закрепить умения и навыки, сформировать интерес к дальнейшему профессиональному образованию, позволяющему ориентироваться в экономической жизни общества и приносить пользу.
Таким образом, цель выпускной квалификационной работы достигнута, задачи решены.
Экономическое мышление является одним из определяющих компонентов экономического сознания, важной составной частью духовной деятельности людей. Его характерная особенность заключается в том, что оно является особой формой отражения окружающего мира. Специфика этого отражения заключается в его активности, целенаправленности, опосредованности и обобщенности. Экономическое мышление есть отражение закономерностей общественного производства в виде понятий, а точнее, в их определенной системе, логической связи.
Следовательно, способность мыслить, и к тому же мыслить экономически, обучающийся получает не от рождения, а приобретает ее постепенно, в том числе процессе обучения.
Применение современных методов развития экономического мышления проходит в контексте формирования тех свойств мышления студентов, которые продуцируют эффективность развития наиболее важных индивидуальных характеристик в контексте воспитания их экономической культуры, общего и профессионального становления. Развитие экономического мышления и решение других задач, определенных стандартом образования, требует применения активных и интерактивных методов обучения, обеспечивающих новый уровень мышления, при котором в качестве результата рассматривается способность человека действовать в различных проблемных ситуациях, уметь анализировать, сравнивать, абстрагироваться, и т.п.
Для развития экономического мышления обучающихся в процессе преподавания дисциплины «Анализ хозяйственной деятельности» на базе Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Южно-Уральский многопрофильный колледж» были проанализированы Федеральный государственный образовательный стандарт (далее - ФГОС) 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям), учебный план и рабочая программа дисциплины «Экономика организации». Анализ документов показал, что возможности для решения задачи развития профессионального мышления экономиста существуют, что определяется спецификой изучаемых дисциплин.
В качестве примера нами было разработано теоретическое занятие по теме: «Анализ использования основных фондов», для которого были подобраны достаточно простые в применении, но от этого не менее эффективные методы блиц-игры и эссе. И тот, и другой метод с одной стороны достаточно успешно активизируют внимание и мышление обучающихся, а с другой - позволяют педагогу оценить уровень понимания и усвоения обучающимися нового учебного материала.
Подводя итоги следует отметить, что в основе развития экономического мышления главными будут являться те дидактические методы, которые дадут возможность будущим специалистам узнать новое, закрепить умения и навыки, сформировать интерес к дальнейшему профессиональному образованию, позволяющему ориентироваться в экономической жизни общества и приносить пользу.
Таким образом, цель выпускной квалификационной работы достигнута, задачи решены.



