ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования и развития системы правовой культуры в профессиональных образовательных организациях 7
1.1 Понятие и сущность правовой культуры 7
1.2 Аспекты формирования правовой культуры обучающихся 15
1.3 Принципы и методы образовательного процесса по формированию
правовой культуры 26
Выводы по Главе 1 36
Глава 2. Формирование правовой культуры в профессиональных образовательных организациях на примере ЧПОУ «Магнитогорский колледж современного образования» 37
2.1 Характеристика уровня сформированности правовой культуры в ЧПОУ
«Магнитогорский колледж современного образования» 37
2.2 Система формирования правовой культуры студентов в ЧПОУ
«Магнитогорский колледж современного образования» 51
Выводы по Главе 2 58
Заключение 60
Список использованных источников 63
Приложения
Глава 1. Теоретические основы формирования и развития системы правовой культуры в профессиональных образовательных организациях 7
1.1 Понятие и сущность правовой культуры 7
1.2 Аспекты формирования правовой культуры обучающихся 15
1.3 Принципы и методы образовательного процесса по формированию
правовой культуры 26
Выводы по Главе 1 36
Глава 2. Формирование правовой культуры в профессиональных образовательных организациях на примере ЧПОУ «Магнитогорский колледж современного образования» 37
2.1 Характеристика уровня сформированности правовой культуры в ЧПОУ
«Магнитогорский колледж современного образования» 37
2.2 Система формирования правовой культуры студентов в ЧПОУ
«Магнитогорский колледж современного образования» 51
Выводы по Главе 2 58
Заключение 60
Список использованных источников 63
Приложения
Одной из закономерностей зрелого общества является наличие совершенной системы правового регулирования. Основу такой системы составляет высокий уровень правовой культуры членов данного общества. Для построения в России правового государства, для успешного социально-экономического развития страны необходимо воспитать активного молодого человека с развитым правосознанием.
Вступая в жизнь молодежи необходимо быть психологически и практически готовыми к происходящим в обществе изменениям, с одной стороны, а с другой - к возрастающей социальной ответственности и самостоятельности поведения в границах нравственных и правовых норм. В настоящее время у большей части современной российской молодежи наблюдается уровень правовой культуры, не соответствующий требованиям времени.
Решение данной проблемы видится в целенаправленном повышении уровня правовой культуры молодежи, что способствует формированию социально-активной личности, способной грамотно строить взаимоотношения с обществом, государством, другими людьми.
Особую актуальность данное положение приобретает в отношении будущих специалистов в области права, так как в их профессиональные обязанности входит не только правоохранительная, но и правотворческая деятельность.
Актуальность данной темы определяется особой доминирующей ролью правовой культуры в процессе социализации личности. В современном обществе правовая культура выступает важнейшим компонентом общей культуры человека.
В концепции модернизации в качестве главного результата образования рассматривается готовность и способность молодых людей, оканчивающих школу, нести личную ответственность как за собственное благополучие, так и за благополучие общества. Важными целями образования должны стать формирование высокого уровня правовой культуры, знание основополагающих правовых норм и умение использовать возможности правовой системы государства, умение отстаивать свои права.
Наибольшими возможностями в построении системы правового образования обладают инновационные учебные заведения, поскольку для их развития характерны такие основные тенденции, как демократизация образования; включение ресурса свободы (свободы личности ребенка, учительского труда, школы); значительное влияние социально-экономических факторов на получение образования; разрастание рынка образовательных услуг; включение в сферу образования ценностных установок и механизмов складывающегося гражданского общества; вариативность образования (на уровне системы образования, образовательного учреждения, содержания образования и технологий его реализации и т. д.); актуализация исторического образовательного опыта (прежде всего, сознательно «забытого» в советской педагогике) и др.
Правовая культура студентов-это совокупность правовых знаний, умений, личностно-нравственных и правовых ценностных ориентаций, реализуемых в жизни человека, соблюдение правовых и социальных требований и активная позиция личности в правоприменении. Процесс формирования правовой культуры строится в соответствии с основными составляющими правовой культуры: знаниями, эмоциями, ценностями и практикой.
Объект исследования: правовое образование и правовое воспитание обучающихся.
Предмет исследования: формирование правовой культуры обучающихся в образовательных учреждениях.
Цель исследования: определить уровень сформированности правовой культуры обучающихся в образовательных учреждениях на примере ЧПОУ «Магнитогорский колледж современного образования».
Для достижения поставленной цели были разработаны следующие задачи:
1.Определить понятие и сущность правовой культуры.
2. Изучить аспекты формирования правовой культуры обучающихся.
3. Охарактеризовать уровень сформированности правовой культуры в ЧПОУ «Магнитогорский колледж современного образования».
4. Выявить систему формирования правовой культуры студентов в ЧПОУ «Магнитогорский колледж современного образования».
Методологической основой служит общенаучный аналитический метод познания и вытекающие из него частно-научные методы: системно-структурный, конкретно-социологический, технико-юридический, сравнительного правоведения и др.
Теоретической основой исследования являются труды таких авторов как Аграновской Е.В., Аксеновой Г.И., Цыгановой Т.И., Безносова Д.С., Гафарова З.М.,Гулевич О.А., Голынчик Е.О.,Жигулина А.А., Ильина И.А., Назарова С.Ю., НиколаеваО.П., Савиной В.Н.,Семитко, А.П.,Сенченковой Е.В.,ХащенкоТ.Г., Хиль И.М.,Шиханцова, Г.Г.,Щурикова, Л.Г.,Яницкого М.С.,Ярушкина Н.Н., Яковлева Н.М. и других.
Их применение позволило автору проанализировать рассматриваемый предмет во взаимосвязи и взаимозависимости составляющих его элементов, их целостности, всесторонности и объективности.
Практическая значимость работы: заключается в том, что выявленные результаты исследования могут быть использованы в педагогической работе со студентами учреждений среднего профессионального образования по повышении уровня правовой культуры, а также в разработке лекций и практических занятий, моделирующих различные ситуации правовой направленности с целью формирования правовой культуры. Исследование состоит в расширении и систематизации имеющегося материала по проблеме формирования правовой культуры личности, а также соотношения понятий правовой культуры, правового сознания и правового воспитания студентов в современных условиях среднего профессионального образования.
Вступая в жизнь молодежи необходимо быть психологически и практически готовыми к происходящим в обществе изменениям, с одной стороны, а с другой - к возрастающей социальной ответственности и самостоятельности поведения в границах нравственных и правовых норм. В настоящее время у большей части современной российской молодежи наблюдается уровень правовой культуры, не соответствующий требованиям времени.
Решение данной проблемы видится в целенаправленном повышении уровня правовой культуры молодежи, что способствует формированию социально-активной личности, способной грамотно строить взаимоотношения с обществом, государством, другими людьми.
Особую актуальность данное положение приобретает в отношении будущих специалистов в области права, так как в их профессиональные обязанности входит не только правоохранительная, но и правотворческая деятельность.
Актуальность данной темы определяется особой доминирующей ролью правовой культуры в процессе социализации личности. В современном обществе правовая культура выступает важнейшим компонентом общей культуры человека.
В концепции модернизации в качестве главного результата образования рассматривается готовность и способность молодых людей, оканчивающих школу, нести личную ответственность как за собственное благополучие, так и за благополучие общества. Важными целями образования должны стать формирование высокого уровня правовой культуры, знание основополагающих правовых норм и умение использовать возможности правовой системы государства, умение отстаивать свои права.
Наибольшими возможностями в построении системы правового образования обладают инновационные учебные заведения, поскольку для их развития характерны такие основные тенденции, как демократизация образования; включение ресурса свободы (свободы личности ребенка, учительского труда, школы); значительное влияние социально-экономических факторов на получение образования; разрастание рынка образовательных услуг; включение в сферу образования ценностных установок и механизмов складывающегося гражданского общества; вариативность образования (на уровне системы образования, образовательного учреждения, содержания образования и технологий его реализации и т. д.); актуализация исторического образовательного опыта (прежде всего, сознательно «забытого» в советской педагогике) и др.
Правовая культура студентов-это совокупность правовых знаний, умений, личностно-нравственных и правовых ценностных ориентаций, реализуемых в жизни человека, соблюдение правовых и социальных требований и активная позиция личности в правоприменении. Процесс формирования правовой культуры строится в соответствии с основными составляющими правовой культуры: знаниями, эмоциями, ценностями и практикой.
Объект исследования: правовое образование и правовое воспитание обучающихся.
Предмет исследования: формирование правовой культуры обучающихся в образовательных учреждениях.
Цель исследования: определить уровень сформированности правовой культуры обучающихся в образовательных учреждениях на примере ЧПОУ «Магнитогорский колледж современного образования».
Для достижения поставленной цели были разработаны следующие задачи:
1.Определить понятие и сущность правовой культуры.
2. Изучить аспекты формирования правовой культуры обучающихся.
3. Охарактеризовать уровень сформированности правовой культуры в ЧПОУ «Магнитогорский колледж современного образования».
4. Выявить систему формирования правовой культуры студентов в ЧПОУ «Магнитогорский колледж современного образования».
Методологической основой служит общенаучный аналитический метод познания и вытекающие из него частно-научные методы: системно-структурный, конкретно-социологический, технико-юридический, сравнительного правоведения и др.
Теоретической основой исследования являются труды таких авторов как Аграновской Е.В., Аксеновой Г.И., Цыгановой Т.И., Безносова Д.С., Гафарова З.М.,Гулевич О.А., Голынчик Е.О.,Жигулина А.А., Ильина И.А., Назарова С.Ю., НиколаеваО.П., Савиной В.Н.,Семитко, А.П.,Сенченковой Е.В.,ХащенкоТ.Г., Хиль И.М.,Шиханцова, Г.Г.,Щурикова, Л.Г.,Яницкого М.С.,Ярушкина Н.Н., Яковлева Н.М. и других.
Их применение позволило автору проанализировать рассматриваемый предмет во взаимосвязи и взаимозависимости составляющих его элементов, их целостности, всесторонности и объективности.
Практическая значимость работы: заключается в том, что выявленные результаты исследования могут быть использованы в педагогической работе со студентами учреждений среднего профессионального образования по повышении уровня правовой культуры, а также в разработке лекций и практических занятий, моделирующих различные ситуации правовой направленности с целью формирования правовой культуры. Исследование состоит в расширении и систематизации имеющегося материала по проблеме формирования правовой культуры личности, а также соотношения понятий правовой культуры, правового сознания и правового воспитания студентов в современных условиях среднего профессионального образования.
Таким образом, целью работы была исследование, разработка и теоретическое обоснование концепции формирования правовой культуры студентов в современных условиях среднего профессионального образования на базе ЧПОУ «Магнитогорский колледж современного образования».
Анализ формирования правовой культуры учащихся среднего профессионального образования показал, что такой важный компонент, как ее осознанность, формируется в процессе обучения учащихся критическому мышлению, которое, в свою очередь, контролируемо, обоснованно и целенаправленно.
Человек с таким мышлением способен анализировать, оценивать и по возможности разрешать проблемы. Функционирование процесса
формирования правовой культуры во многом определяется условиями, в которых он протекает, что побудило нас обратиться к разработке структурных характеристик образовательного процесса, в содержание которого включены компоненты правовой культуры.
Рассматривая вопрос о формировании правовой культуры студентов, необходимо учитывать психологический, социологический, профилактический и воспитательный аспекты.
Формирование правовой культуры студентов проявляется в развитии правовой активности и эффективном умении использовать правовые средства для выстраивания правовых взаимоотношений, что представляет собой важную составляющую образовательного процесса.
Особую значимость данный процесс приобретает в условиях модернизации системы среднего профессионального образования, где определяющим является воспитание личной ответственности, готовности принимать верные решения, действовать адекватно требованиям законодательства.
Методы, с помощью которых формируется правовая культура студентов: метод информирования (лекции, беседы, дискуссии, «круглые столы», решение ситуационных задач, составление нормативно-правовых документов); метод наглядности (иллюстрации, их демонстрация); метод стимулирования творческой деятельности (создание ситуаций успеха, различные поощрения достижений); метод контроля за эффективностью формирования правовой культуры студентов (наблюдение, проведение диагностики).
Исследование уровня сформированности правовой культуры проводилось на базе ЧПОУ «Магнитогорский колледж современного образования».
На основе результатов теоретического анализа проблемы формирования правовой культуры студентов профессиональных учебных заведений проведена экспериментальная работа, которая проводится в естественных условиях учебного процесса, определяемого учебным заведением, по установлению реальных дел по формированию правовой культуры учащихся.
В соответствии с этими задачами был разработан и проведен вопросник. При подготовке вопросника авторы руководствуются наиболее распространенным определением правовой культуры, которое гласит следующее.
Правовая культура-общий уровень знаний и объективное отношение общества к праву; совокупность правовых знаний, созданных в процессе жизни в виде норм, убеждений и установок.
Каждый участник исследования определил уровень формирования правовой культуры: низкой, средней и высокой. Анализ данных ответов респондентов позволяет измерить и сравнить степень формирования их правовой культуры.
Таким образом, результаты показали, что в контрольной и экспериментальной группах большинство участников эксперимента имели недостаточный уровень правовой культуры.
Большинство студентов в контрольной и экспериментальной группах имеют "низкий" уровень правовой культуры, и только два имеют "высокий" уровень правовой культуры.
В то же время многие студенты, обучающиеся в вузах, которые прошли опрос, отметили, что согласны с идеей о необходимости повышения уровня правовой культуры для успешной реализации запланированных жизненных планов.
Концепция получила название «Колледж правовой культуры», которая подразумевает разработку теоретического обоснования формирования правовой культуры в организации среднего профессионального образования ЧПОУ «Магнитогорский колледж современного образования».
Концепция развития «Колледж правовой культуры» является методическим продуктом. Также концепция включает разработку критериев результативности по формированию правовой культуры студентов в организации среднего профессионального образования ЧПОУ «Магнитогорский колледж современного образования».
Включает мероприятия по обновлению содержания образовательного процесса, материально-технической базы колледжа, созданию современной инфраструктуры колледжа, способствующей формированию у студентов уровня правовой культуры.
Концепция также включает в себя систему интерактивной деятельности в рамках колледжа, которая сотрудничает с общественными и городскими учреждениями, чтобы обеспечить широкую правовую осведомленность по дисциплинам сотрудников колледжа.
Реализация данной концепции «Колледж правовой культуры» необходима и позволит повысить уровень правовой культуры в колледже.
Анализ формирования правовой культуры учащихся среднего профессионального образования показал, что такой важный компонент, как ее осознанность, формируется в процессе обучения учащихся критическому мышлению, которое, в свою очередь, контролируемо, обоснованно и целенаправленно.
Человек с таким мышлением способен анализировать, оценивать и по возможности разрешать проблемы. Функционирование процесса
формирования правовой культуры во многом определяется условиями, в которых он протекает, что побудило нас обратиться к разработке структурных характеристик образовательного процесса, в содержание которого включены компоненты правовой культуры.
Рассматривая вопрос о формировании правовой культуры студентов, необходимо учитывать психологический, социологический, профилактический и воспитательный аспекты.
Формирование правовой культуры студентов проявляется в развитии правовой активности и эффективном умении использовать правовые средства для выстраивания правовых взаимоотношений, что представляет собой важную составляющую образовательного процесса.
Особую значимость данный процесс приобретает в условиях модернизации системы среднего профессионального образования, где определяющим является воспитание личной ответственности, готовности принимать верные решения, действовать адекватно требованиям законодательства.
Методы, с помощью которых формируется правовая культура студентов: метод информирования (лекции, беседы, дискуссии, «круглые столы», решение ситуационных задач, составление нормативно-правовых документов); метод наглядности (иллюстрации, их демонстрация); метод стимулирования творческой деятельности (создание ситуаций успеха, различные поощрения достижений); метод контроля за эффективностью формирования правовой культуры студентов (наблюдение, проведение диагностики).
Исследование уровня сформированности правовой культуры проводилось на базе ЧПОУ «Магнитогорский колледж современного образования».
На основе результатов теоретического анализа проблемы формирования правовой культуры студентов профессиональных учебных заведений проведена экспериментальная работа, которая проводится в естественных условиях учебного процесса, определяемого учебным заведением, по установлению реальных дел по формированию правовой культуры учащихся.
В соответствии с этими задачами был разработан и проведен вопросник. При подготовке вопросника авторы руководствуются наиболее распространенным определением правовой культуры, которое гласит следующее.
Правовая культура-общий уровень знаний и объективное отношение общества к праву; совокупность правовых знаний, созданных в процессе жизни в виде норм, убеждений и установок.
Каждый участник исследования определил уровень формирования правовой культуры: низкой, средней и высокой. Анализ данных ответов респондентов позволяет измерить и сравнить степень формирования их правовой культуры.
Таким образом, результаты показали, что в контрольной и экспериментальной группах большинство участников эксперимента имели недостаточный уровень правовой культуры.
Большинство студентов в контрольной и экспериментальной группах имеют "низкий" уровень правовой культуры, и только два имеют "высокий" уровень правовой культуры.
В то же время многие студенты, обучающиеся в вузах, которые прошли опрос, отметили, что согласны с идеей о необходимости повышения уровня правовой культуры для успешной реализации запланированных жизненных планов.
Концепция получила название «Колледж правовой культуры», которая подразумевает разработку теоретического обоснования формирования правовой культуры в организации среднего профессионального образования ЧПОУ «Магнитогорский колледж современного образования».
Концепция развития «Колледж правовой культуры» является методическим продуктом. Также концепция включает разработку критериев результативности по формированию правовой культуры студентов в организации среднего профессионального образования ЧПОУ «Магнитогорский колледж современного образования».
Включает мероприятия по обновлению содержания образовательного процесса, материально-технической базы колледжа, созданию современной инфраструктуры колледжа, способствующей формированию у студентов уровня правовой культуры.
Концепция также включает в себя систему интерактивной деятельности в рамках колледжа, которая сотрудничает с общественными и городскими учреждениями, чтобы обеспечить широкую правовую осведомленность по дисциплинам сотрудников колледжа.
Реализация данной концепции «Колледж правовой культуры» необходима и позволит повысить уровень правовой культуры в колледже.
Подобные работы
- Формирование правовой культуры обучающихся профессиональных образовательных организаций
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2019 - Опорные конспекты как средство обучения правовым дисциплинам в профессиональной образовательной организации
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4310 р. Год сдачи: 2020 - Развитие цифровых компетенций у обучающихся профессиональной образовательной организации (на примере Государственного автономного профессионального образовательного учреждения «Камский государственный автомеханический техникум имени Л.Б.Васильева»)
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - РАЗРАБОТКА ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫХ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ПРАВОВОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2019 - Формирование правовой культуры «суворовца» во внеучебной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4245 р. Год сдачи: 2018 - Формирование этнокультурных ценностей студентов профессиональной образовательной организации средствами проектной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2019 - Оценка методической работы преподавателей профессиональной образовательной организации
(на примере Красноярского колледжа сферы услуг и предпринимательства)
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Организация сетевого взаимодействия профессиональных образовательных организаций в процессе реализации образовательных программ
Дипломные работы, ВКР, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2020



