Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Работа №80524

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы76
Год сдачи2019
Стоимость4290 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
521
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования и развития системы правовой культуры в профессиональных образовательных организациях 7
1.1 Понятие и сущность правовой культуры 7
1.2 Аспекты формирования правовой культуры обучающихся 15
1.3 Принципы и методы образовательного процесса по формированию
правовой культуры 26
Выводы по Главе 1 36
Глава 2. Формирование правовой культуры в профессиональных образовательных организациях на примере ЧПОУ «Магнитогорский колледж современного образования» 37
2.1 Характеристика уровня сформированности правовой культуры в ЧПОУ
«Магнитогорский колледж современного образования» 37
2.2 Система формирования правовой культуры студентов в ЧПОУ
«Магнитогорский колледж современного образования» 51
Выводы по Главе 2 58
Заключение 60
Список использованных источников 63
Приложения

Одной из закономерностей зрелого общества является наличие совершенной системы правового регулирования. Основу такой системы составляет высокий уровень правовой культуры членов данного общества. Для построения в России правового государства, для успешного социально-экономического развития страны необходимо воспитать активного молодого человека с развитым правосознанием.
Вступая в жизнь молодежи необходимо быть психологически и практически готовыми к происходящим в обществе изменениям, с одной стороны, а с другой - к возрастающей социальной ответственности и самостоятельности поведения в границах нравственных и правовых норм. В настоящее время у большей части современной российской молодежи наблюдается уровень правовой культуры, не соответствующий требованиям времени.
Решение данной проблемы видится в целенаправленном повышении уровня правовой культуры молодежи, что способствует формированию социально-активной личности, способной грамотно строить взаимоотношения с обществом, государством, другими людьми.
Особую актуальность данное положение приобретает в отношении будущих специалистов в области права, так как в их профессиональные обязанности входит не только правоохранительная, но и правотворческая деятельность.
Актуальность данной темы определяется особой доминирующей ролью правовой культуры в процессе социализации личности. В современном обществе правовая культура выступает важнейшим компонентом общей культуры человека.
В концепции модернизации в качестве главного результата образования рассматривается готовность и способность молодых людей, оканчивающих школу, нести личную ответственность как за собственное благополучие, так и за благополучие общества. Важными целями образования должны стать формирование высокого уровня правовой культуры, знание основополагающих правовых норм и умение использовать возможности правовой системы государства, умение отстаивать свои права.
Наибольшими возможностями в построении системы правового образования обладают инновационные учебные заведения, поскольку для их развития характерны такие основные тенденции, как демократизация образования; включение ресурса свободы (свободы личности ребенка, учительского труда, школы); значительное влияние социально-экономических факторов на получение образования; разрастание рынка образовательных услуг; включение в сферу образования ценностных установок и механизмов складывающегося гражданского общества; вариативность образования (на уровне системы образования, образовательного учреждения, содержания образования и технологий его реализации и т. д.); актуализация исторического образовательного опыта (прежде всего, сознательно «забытого» в советской педагогике) и др.
Правовая культура студентов-это совокупность правовых знаний, умений, личностно-нравственных и правовых ценностных ориентаций, реализуемых в жизни человека, соблюдение правовых и социальных требований и активная позиция личности в правоприменении. Процесс формирования правовой культуры строится в соответствии с основными составляющими правовой культуры: знаниями, эмоциями, ценностями и практикой.
Объект исследования: правовое образование и правовое воспитание обучающихся.
Предмет исследования: формирование правовой культуры обучающихся в образовательных учреждениях.
Цель исследования: определить уровень сформированности правовой культуры обучающихся в образовательных учреждениях на примере ЧПОУ «Магнитогорский колледж современного образования».
Для достижения поставленной цели были разработаны следующие задачи:
1.Определить понятие и сущность правовой культуры.
2. Изучить аспекты формирования правовой культуры обучающихся.
3. Охарактеризовать уровень сформированности правовой культуры в ЧПОУ «Магнитогорский колледж современного образования».
4. Выявить систему формирования правовой культуры студентов в ЧПОУ «Магнитогорский колледж современного образования».
Методологической основой служит общенаучный аналитический метод познания и вытекающие из него частно-научные методы: системно-структурный, конкретно-социологический, технико-юридический, сравнительного правоведения и др.
Теоретической основой исследования являются труды таких авторов как Аграновской Е.В., Аксеновой Г.И., Цыгановой Т.И., Безносова Д.С., Гафарова З.М.,Гулевич О.А., Голынчик Е.О.,Жигулина А.А., Ильина И.А., Назарова С.Ю., НиколаеваО.П., Савиной В.Н.,Семитко, А.П.,Сенченковой Е.В.,ХащенкоТ.Г., Хиль И.М.,Шиханцова, Г.Г.,Щурикова, Л.Г.,Яницкого М.С.,Ярушкина Н.Н., Яковлева Н.М. и других.
Их применение позволило автору проанализировать рассматриваемый предмет во взаимосвязи и взаимозависимости составляющих его элементов, их целостности, всесторонности и объективности.
Практическая значимость работы: заключается в том, что выявленные результаты исследования могут быть использованы в педагогической работе со студентами учреждений среднего профессионального образования по повышении уровня правовой культуры, а также в разработке лекций и практических занятий, моделирующих различные ситуации правовой направленности с целью формирования правовой культуры. Исследование состоит в расширении и систематизации имеющегося материала по проблеме формирования правовой культуры личности, а также соотношения понятий правовой культуры, правового сознания и правового воспитания студентов в современных условиях среднего профессионального образования.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Таким образом, целью работы была исследование, разработка и теоретическое обоснование концепции формирования правовой культуры студентов в современных условиях среднего профессионального образования на базе ЧПОУ «Магнитогорский колледж современного образования».
Анализ формирования правовой культуры учащихся среднего профессионального образования показал, что такой важный компонент, как ее осознанность, формируется в процессе обучения учащихся критическому мышлению, которое, в свою очередь, контролируемо, обоснованно и целенаправленно.
Человек с таким мышлением способен анализировать, оценивать и по возможности разрешать проблемы. Функционирование процесса
формирования правовой культуры во многом определяется условиями, в которых он протекает, что побудило нас обратиться к разработке структурных характеристик образовательного процесса, в содержание которого включены компоненты правовой культуры.
Рассматривая вопрос о формировании правовой культуры студентов, необходимо учитывать психологический, социологический, профилактический и воспитательный аспекты.
Формирование правовой культуры студентов проявляется в развитии правовой активности и эффективном умении использовать правовые средства для выстраивания правовых взаимоотношений, что представляет собой важную составляющую образовательного процесса.
Особую значимость данный процесс приобретает в условиях модернизации системы среднего профессионального образования, где определяющим является воспитание личной ответственности, готовности принимать верные решения, действовать адекватно требованиям законодательства.
Методы, с помощью которых формируется правовая культура студентов: метод информирования (лекции, беседы, дискуссии, «круглые столы», решение ситуационных задач, составление нормативно-правовых документов); метод наглядности (иллюстрации, их демонстрация); метод стимулирования творческой деятельности (создание ситуаций успеха, различные поощрения достижений); метод контроля за эффективностью формирования правовой культуры студентов (наблюдение, проведение диагностики).
Исследование уровня сформированности правовой культуры проводилось на базе ЧПОУ «Магнитогорский колледж современного образования».
На основе результатов теоретического анализа проблемы формирования правовой культуры студентов профессиональных учебных заведений проведена экспериментальная работа, которая проводится в естественных условиях учебного процесса, определяемого учебным заведением, по установлению реальных дел по формированию правовой культуры учащихся.
В соответствии с этими задачами был разработан и проведен вопросник. При подготовке вопросника авторы руководствуются наиболее распространенным определением правовой культуры, которое гласит следующее.
Правовая культура-общий уровень знаний и объективное отношение общества к праву; совокупность правовых знаний, созданных в процессе жизни в виде норм, убеждений и установок.
Каждый участник исследования определил уровень формирования правовой культуры: низкой, средней и высокой. Анализ данных ответов респондентов позволяет измерить и сравнить степень формирования их правовой культуры.
Таким образом, результаты показали, что в контрольной и экспериментальной группах большинство участников эксперимента имели недостаточный уровень правовой культуры.
Большинство студентов в контрольной и экспериментальной группах имеют "низкий" уровень правовой культуры, и только два имеют "высокий" уровень правовой культуры.
В то же время многие студенты, обучающиеся в вузах, которые прошли опрос, отметили, что согласны с идеей о необходимости повышения уровня правовой культуры для успешной реализации запланированных жизненных планов.
Концепция получила название «Колледж правовой культуры», которая подразумевает разработку теоретического обоснования формирования правовой культуры в организации среднего профессионального образования ЧПОУ «Магнитогорский колледж современного образования».
Концепция развития «Колледж правовой культуры» является методическим продуктом. Также концепция включает разработку критериев результативности по формированию правовой культуры студентов в организации среднего профессионального образования ЧПОУ «Магнитогорский колледж современного образования».
Включает мероприятия по обновлению содержания образовательного процесса, материально-технической базы колледжа, созданию современной инфраструктуры колледжа, способствующей формированию у студентов уровня правовой культуры.
Концепция также включает в себя систему интерактивной деятельности в рамках колледжа, которая сотрудничает с общественными и городскими учреждениями, чтобы обеспечить широкую правовую осведомленность по дисциплинам сотрудников колледжа.
Реализация данной концепции «Колледж правовой культуры» необходима и позволит повысить уровень правовой культуры в колледже.



1. Федеральный закон «Об образовании» в Российской Федерации: от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 31 декабря 2012 г. № 53 (часть I). Ст. 7598.
2. Постановление Правительства РФ от 30.12.2015 № 1493 - О
государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы: // Собрание
законодательства РФ. 2016. № 2 (часть I). Ст. 368.
3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. № 413Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования: // Российская газета. 2012. № 139.
4. Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан (утв. Президентом РФ 28.04.2011 № Пр-1168) // Российская газета. - 2011. - 14 июля. - № 151).
5. Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации (утв. Президентом РФ 05.10.2009) // Российская газета. - 20.10.2009. - № 198.
6. Стратегия противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года (утв. Президентом РФ 28.11.2014 № Пр-2753) // Совет Безопасности Российской Федерации.
7. Аграновская, Е.В. Правовая культура и обеспечение прав личности. М.: Наука, 2012. - 120 с. 56
8. Аксенова, Г.И., Цыганова Т.И. Формирование правовой культуры в системе профессиональной подготовки студентов. 2006. №2. с. 135-138.
9. Алексеев, С.С. Механизм правового регулирования в социалистическом государстве. - М., 2016
10. Батанов, А.А. Понятие правового сознания в отечественной психологии // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2009. №4. с. 89-93.
11. Безносов, Д.С. Правовое сознание: структура, содержание, виды // Вестник Санкт-Петербургского университета. 2008. Вып.2. с. 59-70.
12. Вольская, С.Ф., Зайцев, А.А. Проблемы формирования правовой гра-мотности студентов технического вуза // Вестник МГТУ. 2006. Т.9. №4. с. 591-593.
13. Гафаров, З.М. Методика правового воспитания молодежи: курс лекций. Ташкент, 2010. - с. 43. 12. Гулевич, О.А., Голынчик, Е.О. Правосознание и правовая социализация. Аналитический обзор. М., 2011. - 273 с.
14. Жигулин, А.А. Правовая культура студентов как единый комплекс правовых ценностей // Территория науки. 2013. №6. с. 188-196.
15. Жигулин, А.А. Правовая культура студентов как социальный феномен // Психология, социология и педагогика. 2012. №3. с. 7-10.
16. Жидовцева, О.А. Правовое сознание: основные подходы к определению и классификации // Вестник Нижегородской академии МВД России. 2013. №21. с. 204-208.
17. Ильин, И.А. О сущности правосознания. М., 2009. - с. 235.
18. Крюкова, Т.В., Моисеев, Е.Ю. Диагностика уровня сформированности правового сознания студентов в практике их подготовки в техническом вузе // Психологические науки. 2016. №1. с. 3-5.
19. Леонтьев, Д.А. Внутренний мир личности // Психология личности в трудах отечественных психологов. СПб, Питер, 2012. - с. 372-377.
20. Максимова, И.М. Правосознание как источник правового поведения личности: канд. юрид. наук. Тамбов, 2005. -с. 181.
21. Муслумов, Р.Р. Психология правовой культуры молодежи. Шадринск, 2005. -с. 25.
22. Назаров, С.Ю. Правовое сознание личности как феномен культуры // Мир науки, культуры, образования. 2011. №3. -с. 89-90.
23. Назаров, С.Ю. Правовое сознание личности как феномен культуры // Мир науки, культуры, образования. 2011. №3. - с. 89-90.
24. Назаренко, Г.В. Теория государства и права. М.: Изд. «Познавательная книга плюс», 2006. - с. 176.
25. Николаева, О.П. Правовая и моральная зрелость личности // Субъект и социальная компетентность личности. М., 2009. - с. 549.
26. Николаева, Л.Н. Формирование правовой культуры студентов: канд. пед. наук. Смоленск, 2005. - с. 219.
27. Парыгин, Б.Д. Социальная психология. Истоки и перспективы. СПб: СПб ГУП, 2010. -с. 533.
28. Певцова Е. А. Взаимодействие права и образования в процессе формирования правового сознания школьной молодежи. М., 2014. № 6.
29. Потякин, А.А. Правовой нигилизм как вариант современного российского правосознания // Общество и политика: современные исследования, поиск концепций / Под ред. В.Ю. Большакова. СПб.: Изд- во Санкт- Петербургского университета, 2008. - с. 350-351.
30. Савин, В.Н. Правовая культура студентов в современных условиях: социологический анализ. Екатеринбург, 2011. - с. 256.
31. Сандул, Я.В. Соотношение объективных и субъективных факторов правового воспитания студенчества // Знание. Понимание. Умение. 2011. №2. - с. 252-256.
32. Семитко, А.П. Русская правовая культура: мифологические и социально-экономические истоки и предпосылки // Государство и право.
2006. №10. - с. 109.
33. Сенченкова, Е.В. Правовое сознание в жизни общества // Альманах со-временной науки и образования. 2009. №12. - с. 76-77.
34. Стрижов, Е.Ю. Психология нравственной надежности и
мошенничества: Монография. М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2009. - с. 305.
35. Хащенко, Т.Г., Хащенко А.В., Шпак М.М. Психология правомерного поведения. Опросник «Правовое поведение личности». Ульяновск: Ульяновская ГСХА, 2011. - с. 67.
36. Хащенко, Т.Г., Хащенко А.В., Шпак М.М. Формирование личностной
готовности студентов вуза к правомерной профессиональной деятельности: психолого-педагогические условия и технология:
Монография. Ульяновск: Ульяновская ГСХА, 2012. - с. 160.
37. Хащенко, Т.Г., Шпак М.М. Разработка опросника для диагностики профессионально правомерной направленности личности // «Психологическая наука и образование». 2013. №4. - с. 230-240.
38. Хиль, И.М. Правовое сознание, социальная роль и активная жизненная позиция молодежи // Юридический вестник Кубанского государственного университета. 2012. №2. - с. 15-17.
39. Шиханцов, Г.Г. Юридическая психология. М., 2006. - с. 272.
40. Шмелева, О.Ю. Правовой нигилизм как атрибут российского
политического сознания // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2009. №4. С. 249-254. в структуре личности / Психологические исследования: сб. науч. тр. Выпуск 3. Самара: «Универс-Групп», 2006. - с. 207223.
41. Шурикова, Л.Г. Междисциплинарное правовое образование как необходимое условие формирование правовой культуры специалистов технологического вуза и инновационного развития государства / Л. Г. Шурикова, С. И. Галиева // Вестник Казанского технологического университета. - 2014. - Т. 17. - № 16. - с. 378-380.
42. Щуров, Е.А. Структура и содержание правового сознания в правовом образовании студентов вузов // Общество и право. 2011. №3. - с. 302305.
43. Яницкий, М.С. Ценностные ориентации личности как динамическая система. Кемерово, 2011. - с. 204.
44. Ясюкова, Л. А. Правовое сознание в структуре ментальности россиян. СПб: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2008 - с. 257.
45. Ясюкова, Л.А. Состояние и тенденции развития правосознания в современном российском обществе // Человек и общество: Научный и общественный альманах. Санкт-Петербургский университет, 2005. №31.
- с. 6084.
46. Ярушкин, Н.Н. Вопросы правового и нравственного развития молодежи // Вторая Всероссийская научно-практическая конференция «Профессиональное и личностное самоопределение молодежи в период социально- экономической стабилизации России». Самара: СаГА, 2008.
- с. 710.
47. Ядрышников, К.С. Основы государственной политики в сфере
формирования правовой культуры обучающихся / К.С. Ядрышников // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. - 2017. - № 1 (38). - с. 294-299.
48. Яковлев, Н.М. Образование и его значение в формировании правовой культуры и антикоррупционного правосознания студентов // Вестник северо- восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. Серия: История. Политология. Право. - 2017. - № 1 (05). - с. 78-81.
49. Правовая система «Гарант». - Режим
доступа: http: //www.garant .ru/products/ipo/prime/doc/55071558/#ixzz49b7 OFDmf(дата обращения: 08.05.2019
50. Методические рекомендации по правовому воспитанию в
образовательных учреждениях СПО. - Режим доступа: http://www.informio.ru/publications/id1042/Metodicheskie-rekomendacii- popravovomu-vospitaniyu-v-obrazovatelnyh-uchrezhdenj ah- SPO(дата обращения: 08.05.2019)
51. Правовая культура: понятие и структура.- Режим
доступа:https://studopedia.ru/8_117694_pravovaya-kultura-ponyatie- istruktura.html(дата обращения: 08.05.2019)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ