Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СУФФИКСЫ СУБЪЕКТИВНОЙ ОЦЕНКИ В ПРОИЗВЕДЕНИИ Н.В.ГОГОЛЯ «МЁРТВЫЕ ДУШИ» (МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО РУССКОМУ СЛОВООБРАЗОВАНИЮ В ШКОЛЕ)

Работа №80505

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы45
Год сдачи2019
Стоимость4320 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
20
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Место и роль ССО в системе русского языка 7
1.1.Основые способы словообразования в русском языке. Определение
термина «суффиксация» 7
1.2. ССО в именах существительных 11
1.3. ССО в именах прилагательных 12
1.4. ССО в глагольном словообразовании 13
1.5. ССО в местоимениях 14
1.6. ССО в именах числительных 14
1.7. ССО в междометиях и частицах 15
Выводы по первой главе 16
Глава II. Функциональное назначение слов с ССО в произведении Н.В.Гоголя
«Мёртвые души» 18
2.1. Классификация ССО по их наличию 18
2.2. Разряды ССО по значению в тексте 29
2.3. Употребительность ССО в поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души» 33
Выводы по второй главе 35
Заключение 36
Методическая часть 38
Библиографический список 40
Приложение


Русский язык - один из самых богатых словообразовательным потенциалом язык в мире, обладающий широким спектром стилистических окрасок, наполняющих слова.
Разнообразие стилистических окрасок слов обусловливается динамичным развитием русского словообразования и продуктивными оценочными суффиксами, наделяющих слова экспрессией.
Словообразование - это образование новых слов от однокоренных, в результате которого возникают формально-семантические отношения между дериватом (образованным словом) и производящей формы.
В русском языке преобладает бесчисленное количество словообразовательных единиц, в которые включается семантическая окраска слова, что проявляется в результате словообразовательных процессов.
Наиболее распространённым и продуктивным способом словообразовательного процесса является суффиксация. Суффиксальным способом образуются новые слова, которые обладают экспрессией и передают авторскую оценку. Такие суффиксы определяются в языкознании как суффиксы субъективной оценки.
Суффиксы субъективной оценки распространяются на основные сферы употребления:
1) Нейтральная лексика;
2) Книжная лексика;
3) Разговорная лексика;
Актуальность данной работы заключается в том, что суффиксы субъективной оценки в различных частях речи на материале произведения Н.В. Гоголя «Мёртвые души» являются темой малоизученной и недостаточно раскрытой.
В поэме Николая Васильевича Гоголя «Мёртвые души» представлен широкий спектр использований слов с суффиксами субъективной оценки.
В произведениях русской литературы авторами активно используются суффиксы субъективной оценки для передачи эмоциональной окраски и авторского отношения к описываемому, выражая их при помощи данных суффиксов.
Несмотря на большое количество работ о художественных текстах, язык многих литературных произведений недостаточно изучен.
Явление суффиксов субъективной оценки в русском языке рассматривали такие учёные, как В.В. Виноградов, Д.Н. Шмелев, З.Д. Попова, М.М. Копыленко, Ю.П. Солодуб и другие.
Проблема «мира эмоций» в русском языке на морфологическом уровне чаще всего рассматривается в лексикологии и связана с проблемой отражения в языке художественного произведения национального сознания, традиции и культуры народа.
Целью квалификационной работы является систематизация и определение функции слов с суффиксами субъективной оценки в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души».
Задачи:
1) Выявление слов с суффиксами субъективной оценки в поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души».
2) Установление семантического значения слов с суффиксами субъективной оценки.
3) Выявление преобладающего суффикса субъективной оценки во всех семантических значениях.
4) Установление области использования суффиксов субъективной оценки в поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души».
Объектом исследования являются слова с суффиксами субъективной оценки.
Предмет исследования: определение характерных особенностей суффиксов субъективной оценки в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души».
В процессе исследования было выявлено и проанализировано 357 слов с суффиксами субъективной оценки в произведении Н.В. Гоголя «Мёртвые души».
Методы и приёмы:
1. Описательный метод.
2. Распределительный метод.
3. Метод количественного подсчета.
4. Аналитический метод.
Приём: сплошная выборка текста.
Этапы решения задач научного исследования:
1. На первом этапе исследования проводился поиск слов с суффиксами субъективной оценки в поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души». Из текста вычленялись отрывки, в которых использовались суффиксы субъективной оценки в различных частях речи. В выделенных словах определялся суффикс субъективной оценки.
2. На втором этапе устанавливалась семантическая окраска слов с суффиксами субъективной оценки.
3. Третий этап работы заключал в себе классификацию суффиксов субъективной оценки по их количеству и области использования в тексте.
4. Заключительный этап работы состоит из количественного подсчета суффиксов по их частотности и оформления выводов исследовательской работы;
Практическая значимость работы заключается в том, что материал может быть использован при изучении стилистики современного русского языка не только на примере текста Н.В. Гоголя, но и при анализе произведений других авторов. Также данные материалы могут применяться в преподавании русского языка и литературы в школьной программе и послужить базой для создания и оформления заданий для учащихся средних и старших классов по нахождению и выделению в словах суффиксов субъективной оценки и определению их стилистической окраски.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Стиль Н.В. Гоголя оказал колоссальное влияние на дальнейшее развитие литературного языка, освободив его от штампов и условностей. Язык Гоголя - максимально естественный, приближенный к живой речи, насыщенный экспрессией и передающий авторское отношение к описываемому.
В поэме «Мёртвые души» активно используются слова, в морфемном строе которых находятся суффиксы субъективной оценки, несущие в себе различные оттенки и смысловые значения. Благодаря включению в текст слов с семантической нагрузкой формируется особый стиль Н.В. Гоголя, благодаря которому создаются яркие и живые картины антуража и выразительные характеры героев.
В процессе исследования было выявлено 357 слов с суффиксами субъективной оценки.
Эмоциональным и экспрессивным центром поэмы Н.В. Гоголя «Мёртвые души» являются суффиксы эмоционально-субъективной оценки, которые преимущественно употребляются в составе существительных, затем - прилагательных и частично - наречий.
Суффиксы субъективной оценки обладают большой продуктивностью и свободно присоединяются ко многим существительным, в первую очередь к конкретным понятиям; отвлечённые существительные допускают такие образования очень редко. Тем не менее и в них суффиксы субъективной оценки обладают большой экспрессией: могут выражать ласку, пренебрежение, иронию, положительную или отрицательную оценку и т.п.
Оценочные формы у прилагательных могут образовывать как качественные, так и относительные прилагательные. У прилагательных суффиксы субъективной оценки могут вносить дополнительные оттенки в основное значение.
Относясь к имени существительному в уменьшительной форме, прилагательное с суффиксами субъективной оценки выражает своеобразное экспрессивное согласование с ним. В таком сочетании эти формы лишь обостряют и усиливают эмоциональную окраску определяемого предмета.
Выделяется группа, имеющая оценочные суффиксы - это часть речи «наречие». Все они образуются от прилагательных. В поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души» суффиксы субъективной оценки у наречий имеют только уменьшительно-ласкательное значение.
Слова с суффиксами субъективной оценки встречаются как в авторской речи, так и в речи героев поэмы и могут являться средствами изобразительности.
Стоит заметить, что один суффикс в зависимости от количества употреблений может заключать в себе несколько оттенков и значений внутри текста.
Большую роль в определении значения суффиксов субъективной оценки играет контекст, который часто вносит дополнительные оценки в основное значение.



1. Бакина, М.Л. Словотворчество / М.Л. Бакина // Языковые процессы современной русской литературы. Поэзия. - М.: Наука, 1977. - 78 с.
2. Виноградова, В.Н. Стилистические средства словообразования / В.Н. Виноградова // Стилистические исследования. - М.: Наука, 1972. - 44 с.
3. Винокур, Г.О. Заметки по русскому словообразованию / Г.О. Винокур // Избранные работы по русскому языку. - М.: Наука, 1959. - 451 с.
4. Винокур, Г.О. Заметки по русскому словообразованию / Г.О. Винокур // Избранные работы по русскому языку. - М.: Наука, 1959 - 451 с.
5. Виноградов, В.В. Словообразование в его отношении к грамматике и лексикологии / В.В. Виноградов // Исследования по русской грамматике. - М.: 1975. - 371 с.
6. Виноградов, В.В. Русский язык / В.В. Виноградов. - М.: Высшая школа, 1998. - с.122.
7. Виноградов, В.В. Вопросы современного русского словообразования: Исследования по русской грамматике / В.В. Виноградов. - М.: Высшая школа. - 1972.
8. Виноградов, В.В. Русский язык / В.В. Виноградов. - М.: Высшая школа. - 1972.
9. Виноградов, В.В. «Язык Гоголя и его значение в истории русского языка». Сборник критический статей / В.В.Виноградов. - 3-й том. Изд. - АН СССР, 1953. - 269 с.
10. Виноградов, В.В. Язык и стиль русских писателей: от Карамзина до Гоголя. - М.: Наука, 1990. - 386 с.
11. Гвоздев, А.Н. Очерки по стилистике русского языка / А.Н. Гвоздев // Морфология. - М., 1999. - 57 с.
12. Галанова, Е.И. Как возникают слова / Е.И. Галанова. - М.: Просвещение, 1992.
13. Земская, Е.А. Словообразовательные морфемы как средство художественной выразительности / Е.А.Земская // Русский язык в школе. - 1965. - №3. - С. 53-58
14. Земская, Е.А. Как делают слова / Е.А. Земская. - М., 1975
15. Земская, Е.А. Современный русский язык. Словообразование / Е.А. Земская. - М.: Просвещение, 1973. - 304 с.
16. Земская, Е.А. Словообразование как деятельность / Е.А.Земская. - М.: Высшая школа, 1992. - с. 78
17. Кочергина, В.А. Введение в языкознание / В.А. Кочергина - М.: Академический проспект, 2004. - с.145
18. Лопатин, В.В. Русская словообразовательная морфемика. Проблемы и принципы описания / В.В. Лопатин. - М:. 1977.
19. Лекант, П.А. Современный русский язык / П.А. Лекант. - М.: Дрофа, 2000.
20. Львова, С.И. Словообразовательная модель на уроках русского языка / С.И. Львова. - М.: Дрофа, 2000.
21. Методические рекомендации к учебному комплексу «Русский язык. Теория», «Русский язык. Практика», «Русская речь»: 9 кл. / Ю.С. Пичугов, А.П. Еремеева, А.Ю. Купалова и др. - М.: Дрофа, 2001.
22. Немченко, В.Н. Современный русский язык / В.Н. Немченко // Словообразование. - М.: Высшая школа, 1984.
23. Осипова, Л.И. О некоторых разновидностях лексикализации слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами / Л.И. Осипова // Русский язык в школе. - 1968. - №5. С. - 108 -112.
24. Потебня, А.А. Из записок по русской грамматике. Т.З. / А.А. Потебня. - М.: Просвещение, 1968. - 551 с.
25. Потиха, З.А. Современное русское словообразование / З.А.Потиха. - М.:1970. - 141 с.
26. Покуц, В.Н. Существительные с уменьшительными суффиксами имен существительных как экспрессивное средство выражения мысли / В.Н. Покуц // Русский язык в школе. - 1970. - №6. - С. 69-70.
27. Плямоватая, С.С. О грамматической природе и классификации имен существительных с уменьшительно-экспрессивными суффиксами в современном русском языке / С.С. Плямоватая // Русский язык в школе. - 1955. - №6. - С.5-11.
28. Розенталь, Д.Э. Современный русский язык: учебное пособие / Д.Э. Розенталь, И.Б. Голуб, М.А. Теленкова. - 6-е изд. - М.:АЙРИС ПРЕСС, 2004. - 448 с.
29. Фортунатов, Н.М. Творческая лаборатория Л. Толстого / Н.М.Фортунатов. - М.: Советский писатель, 1983. С. 221
30. Хаджаева, Л.В. О нормах словообразования уменьшительно-оценочных существительных / Л.В. Хаджаева // Русский язык в школе. - 1979. №3.
31. Шанский, Н.В. Очерки по русскому словообразованию / Н.В. Шанский. - М.: МГУ, 1968. - 310 с.
32. Шахматов, А.А. Синтаксис русского языка. /А.А. Шахматов - М.: Просвещение. 1941. С. 156
СЛОВАРИ
33. Баранов М.Т. Школьный словообразовательный словарь образования слов русского языка / М.Т. Баранов. - М.: Просвещение, 1997.
34. Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. Т.1. / В.И.Даль. - М.: Русский язык, 1988.
35. Ефремова, Т.С. Толковый словарь словообразовательных единиц русского языка / Т.С. Ефремова. - М.: Рус.яз., 1986.
36. Немченко, В.Н. Основные понятия морфемики в терминах / В.Н.Немченко // Краткий словарь-справочник. - Краснояр. ун-т, 1985.
37. Немченко, В.Н. Основные понятия словообразования в терминах / В.Н.Немченко // Краткий словарь-справочник. - Краснояр. ун-т, 1985.
38. Потиха, З.А. Школьный словарь строения слов русского языка: пособие для учащихся. / З.А.Потиха. - М.:Просвещение, 1987.
ИСТОЧНИКИ
1. Гоголь, Н.В. Мертвые души / Н.В. Гоголь. - М.: Эксмо, 2018. - 320 с. - (Всемирная литература).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ