Введение
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ
ФОРМИРОВАНИЯ ДЕЙСТВИЙ КОНТРОЛЯ И САМОКОНТРОЛЯ У
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ
1.1. Возрастные особенности обучающихся
1.2. Сущность и характеристика действий контроля и самоконтроля
у младших школьников
1.3. Методы формирования действий контроля и самоконтроля
у младших школьников в процессе обучения решению задач
Выводы по первой главе
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО
ФОРМИРОВАНИЮ ДЕЙСТВИЙ КОНТРОЛЯ И САМОКОНТРОЛЯ У
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ
2.1. Цель и задачи опытно-экспериментальной работы
2.2. Описание констатирующего этапа опытно-экспериментальной
работы
2.3. Рекомендации педагогам по формированию действий контроля и
самоконтроля у младших школьников при обучении решению задач
Выводы по второй главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Начальное общее образование - это начальная ступень общего образования. В Российской Федерации начальное образование является обязательным и общедоступным.
Получая начальное образование, дети приобретают первые знания об окружающем мире, навыки в общении и решении прикладных задач. На этом этапе формируется и начинает развиваться личность ребёнка, что подчёркивает его важность для общества и государства.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника начальной школы»):
- любящий свой народ, свой край и свою Родину;
- уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
- любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
- владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
- готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
- доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
- выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни [64].
Впервые понятие «самоконтроль», как психическое явление, встречается еще в далеком прошлом в трудах таких известных мыслителей, как Аристотель, Д. Дидро и др. В настоящее время в научной литературе отведена роль необходимого компонента процесса саморегуляции и условий его самосознания (В.А. Бодров, Л.В. Куликов, С.Л. Рубинштейн и др.) [61]. Педагогические аспекты воспитания самоконтроля как существенного звена учебной деятельности рассмотрены в работах С.И. Архангельского [2], Ю.К. Бабанского [3], Л.В. Жарова [19] , А.С. Лынды [30], Р.Н. Шиковой [72] и др.
Актуальность проблемы формирования действий контроля и самоконтроля заключается в наличии требований, которые сейчас предъявлены ко младшим школьникам, заявленные в федеральном государственном стандарте начального общего образования. Также актуальность проблемы обучения самоконтролю состоит и в слабой материальной базе, так как упражнения полностью направленные на усвоение сущности приёмов самоконтроля, учителю большей частью приходится составлять самому.
Математика является одним из самых важных предметов в начальной школе: она обеспечивает изучение других предметов. Развитие логического мышления обучающихся при обучении математике содействует усвоению дисциплин гуманитарного цикла. Практические умения и навыки математического характера необходимы для трудовой и профессиональной подготовки школьников.
После введения в 2009 году ФГОС НОО акцент с формирования предметных знаний, умений, навыков сместился на развитие у младшего школьника умения учиться. Приоритетным для учеников становиться умение применять знания для разрешения типовых и новых учебных и практических ситуаций, а также развитие интереса к изучаемым предметам и формирования личностных качеств [64].
Международное исследование TIMSS показало существенное изменение результатов у российских школьников по математике (564 балла), что сравнительно превышает среднее значение международной шкалы TIMSS, а это на 21 % выше по сравнению с исследованиями 2011 года. Однако 2 % обучающихся не показали достижение даже минимального уровня по математике [68].
Нужно структурировать возможность работы по организации контроля и самоконтроля. Большинство обучающихся полагают, что контроль их знаний - это исключительная обязанность учителя в школе, а дома - родителей и не умеют или не хотят проверять свои знания самостоятельно. Нужно обучать младших школьников производить контроль, достигать владения надобности проверять собственные умения.
Одним из видов эффективных упражнений на формирование действий контроля и самоконтроля в общей системе обучения математике является решение задач. Именно это и обусловило выбор темы: «Формирование у младших школьников действий контроля и самоконтроля при обучении решению задач».
Выделим проблему данного исследования: каковы методы формирования действий контроля и самоконтроля у младших школьников в процессе обучения решению задач.
Цель исследования: на основе выявленных теоретических аспектов проблемы и проведенной опытно-экспериментальной работы составить рекомендации педагогам по формированию действий контроля и самоконтроля у младших школьников при обучении решению задач.
Объект исследования: процесс обучения младших школьников решению задач.
Предмет исследования: процесс формирования действий контроля и самоконтроля у младших школьников при обучении решению задач на уроках математики.
Исходя из цели, объекта и предмета исследования сформулированы следующие задачи исследования:
1. Изучить возрастные особенности младших школьников.
2. Раскрыть сущность и характеристику действий контроля и самоконтроля у младших школьников при обучении решению задач
3. Систематизировать методы формирования действий контроля и самоконтроля у младших школьников в процессе обучения решению задач.
4. Провести опытно-экспериментальную работу по выявлению уровня сформированности действий контроля и самоконтроля у младших школьников.
5. Составить рекомендации педагогам по формированию действий контроля и самоконтроля у младших школьников при обучении решению задач.
В работе использовались следующие методы исследования:
1. Изучение методической и психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
2. Целенаправленное наблюдение за процессом формирования самоконтроля младших школьников.
3. Педагогический эксперимент.
4. Опросный метод (анкетирование).
5. Количественная обработка полученных результатов.
класса.
Практическая значимость работы заключается в том, чтобы изученные нами методы формирования действий контроля и самоконтроля у младших школьников при решении задач могут быть рекомендованы для работы учителям начальных классов.
Работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, библиографического списка.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования определил качественно новую личностно - ориентированную развивающую модель массовой начальной школы, призванную обеспечить всестороннее развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться. Сегодня, в соответствии с ФГОС НОО, это достигается в процессе формирования универсальных учебных действий, одними из которых являются регулятивные. В их число входит контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.
Цель контроля в процессе обучения состоит в указании путей совершенствования, углубления знаний, умений, учебных действий в обнаружении достижений, успехов обучающихся; с тем, чтобы создавались условия для последующего включения школьников в активную творческую деятельность; формировании потребности в самоконтроле и взаимоконтроле.
При проверке определяют четыре вида контроля: предварительный, текущий, тематический, итоговый. Формы контроля разнообразны: индивидуальный, групповой, фронтальный. В нашей работе мы рассмотрели формы по направленности контроля: организация внешнего контроля, взаимного контроля, самоконтроля.
Факты наблюдения педагогов и психологов, связанные с уроками математики, свидетельствуют о том, что в педагогической практике выработке у каждого обучающегося необходимых навыков самоконтроля уделяется крайне недостаточное внимание, а нередко оно просто отсутствует, в то время как и при отличных знаниях теории и умении применять ее нельзя полностью оградить себя от ошибок, и младшие школьники, даже зная, как следует контролировать себя, не всегда производят действие самоконтроля. Поэтому они нуждаются в специальном побуждении, чтобы самоконтроль имел место в их учебной работе, чтобы они обращались к способам действия, обращались к образцу действия. Следовательно, надо учить обучающихся самоконтролю. Без него невозможна творческая деятельность. Воспитание навыка самоконтроля у обучающихся имеет большое значение, особенно в изучении математики. Значение самоконтроля значительно возрастает еще и потому, что в настоящее время больше уделяется внимания созданию на уроках проблемных ситуаций и самостоятельному поиску их решений. Широко начинают использоваться системы развивающего обучения. Но, развивая мышление, мы не можем оставить без внимания формирование
Наиболее важный акцент мы сделали на форму организации самоконтроля, потому что считаем, что задача современного учителя - научить ученика самостоятельно управлять своей познавательной деятельностью; научить его умению анализировать предстоящую деятельность, актуализировать необходимые знания, планировать (предварительный контроль), организовывать ее выполнение своими силами и в процессе выполнения намеченного осуществлять контроль (процессуальный). После выполнения учить осуществлять итоговый контроль своей деятельности.
Математика - это один из основных предметов в начальной школе. На уроках математики мы формируем действия контроля и самоконтроля, которые важны при обучении решения задач. Возможно использование разнообразных приемов формирования самоконтроля, которые можно классифицировать следующим образом:
- сверка с образцом;
- повторное решение задачи;
- решение обратной задачи;
- проверка полученных результатов по условию задачи;
- решение задачи различными способами;
- моделирование;
- примерная оценка искомых результатов (прикидка);
- проверка на частном случае.
В результате констатирующего эксперимента мы выявили, что высоким уровнем сформированности внимания и самоконтроля обладают лишь 17% школьников. Средний уровень внимания у 29% и низкий уровень внимания у 54% обучающихся. Исследование по данной методике показало, что у школьников преобладает низкий уровень, а это указывает на то, что действие внимания и контроля у большинства обучающихся слабо или вовсе не развито.
В результате, рекомендации, которые мы предлагаем, опираясь на работы - это использование наглядных методов на этапах проверки и самопроверки рения задач. Целесообразно опираться на моделирование. После решения задач следует осуществлять проверку, которая может быть проведена с помощью различных приемов: решение обратной задачи, повторное решение задачи, решение другим способом, примерная оценка искомых результатов, сверка с образцом (ответом).
Проанализировав психолого-педагогическую и методическую литературу, а также в результате проведения опытно-экспериментальной работы, мы пришли к выводу, что наше предположение подтверждается. Формирование действий контроля и самоконтроля должно найти место при обучении решению задач, что будет сообщать процессу формирования знаний, умений и навыков эффективность, делать его осознанным, прочным, безошибочным. Помимо этого, действия контроля и самоконтроля, приобретаемые обучающимися в процессе изучения математики в школе, однозначно, будет иметь пригодность впоследствии в их трудовой деятельности и в научном творчестве. Таким образом, цель работы достигнута, поставленные задачи решены.