Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Психолого-педагогическая коррекция свойств памяти младших школьников с ЗПР

Работа №80480

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы97
Год сдачи2019
Стоимость4325 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
312
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Коррекция свойств памяти младших школьников с ЗПР как психолого-педагогическая проблема
1.1 Феномен развития памяти в психолого-педагогической литературе .. 7
1.2 Особенности свойств памяти младших школьников с ЗПР 14
1.3 Теоретическое обоснование модели психолого-педагогической
коррекции свойств памяти младших школьников с ЗПР 25
Глава 2. Организация опытно-экспериментального исследования психолого-педагогической коррекции свойств памяти младших школьников с ЗПР
2.1 Этапы, методы, методики исследования свойств памяти младших
школьников с ЗПР 32
2.2 Характеристика выборки и анализ результатов исследования 41
Глава 3. Опытно-экспериментальное исследование психолого-педагогической коррекции свойств памяти младших школьников с ЗПР
3.1 Программа психолого-педагогической коррекции свойств памяти
младших школьников с ЗПР 47
3.2 Анализ результатов опытно-экспериментального исследования
психолого-педагогической коррекции свойств памяти младших школьников с ЗПР 52
3.3 Рекомендации по развитию памяти младших школьников с ЗПР
родителям, учителям 58
Заключение 63
Библиографический список 66
Приложение 74


Для современной школы исключительно важной является проблема развития познавательных способностей учащихся. Способности, в том числе и познавательные, не только проявляются, но формируются и развиваются в процессе деятельности. Учебная деятельность младших школьников создает большие возможности для становления психических качеств, которые могут составить основу тех или других способностей. Одной из основ развивающего обучения является - развитие памяти младших школьников.
В последнее время все чаще встречаются дети, имеющие какие-либо физические или психические отклонения при поступлении в школу. Вследствие влияния многочисленных негативных факторов в течение последних двух десятилетий был замечен стремительный рост числа детей с различными формами нарушений психического и соматического развития. Приблизительно 5-7% из них - дети с нарушениями генетического характера, результатом которых являются характерные особенности их психического и интеллектуального развития. Впоследствии, если им вовремя не была оказана психологическая и коррекционная помощь, они переходят в группу детей с трудностями в обучении. Немалое количество из них составляют дети с задержкой психического развития (ЗПР): количество таких детей среди дошкольников составляет 25%, среди неуспевающих младших школьников - 50%.
Проблемы и противоречия между требованиями усвоения большого объема учебного материала и познавательными возможностями детей младшего школьного возраста привели к необходимости искать пути их разрешения посредством изучения познавательных потребностей каждого ребенка и поиска путей развития внимания, памяти, мышления. Этим объясняется актуальность данной темы.
Проблемой развития памяти занимались с древности: великий мыслитель-философ Аристотель, отечественный физиолог И.П. Павлов, советские психологи Н.Ф. Добрынина, А.А. Смирнова, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев и в настоящий момент проблема памяти продолжает волновать умы известнейших психологов мира.
Огромный вклад в исследование и разработку данной проблемы внесли: П.П. Блонский, Л.М. Веккер, Л.С. Выготский, Р.М. Грановская, П.И. Зинченко, Л.В. Зайков, Т.Б. Никитина, Н.А. Корниенко, А.Р. Лурия, Д.М. Маянц и многие другие.
В нашем исследовании мы будем изучать особенности свойств памяти у младших школьников с ЗПР. В сравнении с нормально развивающимися детьми младшего школьного возраста дети с ЗПР характеризуются не соответствующим возрасту недостаточным развитием памяти. Поэтому нельзя не сказать об актуальности изучения свойств памяти у младших школьников с ЗПР. Чтобы максимально обеспечить продуктивность обучения в школе детей с ослабленной памятью, необходимо больше внимания уделять на дополнительное привлечение наглядности, визуализации информации, многократному повторению и рациональному объему запоминаемого материала.
Предпосылки данной формы отклонений в развитии детей анализировались такими исследователями, как Т.А. Власова, К.С. Лебединская, В.В. Лебединский, М.С. Повзнер, Г.Е. Сухарева и др. Все они устанавливают взаимосвязь задержки психического развития и резидуальными (остаточными) состояниями после перенесенных во внутриутробном развитии, во время родов или в раннем детстве слабовыраженными органическими повреждениями ЦНС, а также генетически обусловленной недостаточностью функционирования ЦНС, что и стало причиной недостаточного развития памяти у детей.
замедление темпа формирования познавательной и эмоциональной сфер с их временной фиксацией на более ранних возрастных этапах.
В рамках психолого-педагогических исследований накоплен значительный материал, свидетельствующий о специфических особенностях детей с ЗПР, отличающих их, с одной стороны, от детей с нормальным психическим развитием, а с другой стороны, от умственно отсталых детей.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить психолого-педагогическую коррекцию свойств памяти младших школьников с ЗПР.
Объект исследования: свойства памяти младших школьников с ЗПР.
Предмет исследования: психолого-педагогическая коррекция свойств памяти у младших школьников с ЗПР.
Гипотеза исследования: уровень развития свойств памяти у младших школьников с задержкой психического развития изменится при проведении психолого-педагогической коррекции.
Задачи исследования:
1. Изучить феномен развития памяти в психолого-педагогической литературе.
2. Определить особенности развития свойств памяти младших школьников с ЗПР.
3. Обосновать модель психолого-педагогической коррекции свойств памяти младших школьников с ЗПР.
4. Определить этапы, методы, методики исследования свойств памяти младших школьников с ЗПР.
5. Охарактеризовать выборку и проанализировать результаты исследования.
6. Разработать и реализовать программу психолого-педагогической коррекции свойств памяти младших школьников с ЗПР.
7. Проанализировать результаты опытно-экспериментального исследования психолого-педагогической коррекции свойств памяти младших школьников с ЗПР.
8. Составить рекомендации по развитию свойств памяти младших школьников с ЗПР учителям и родителям.
Методы и методики исследования:
1. Теоретические методы: анализ и обобщение
психолого-педагогической литературы, моделирование и целеполагание.
2. Экспериментальные методы: констатирующий, формирующий эксперимент, тестирование по методикам Р. С. Немова [44]: «Узнай фигуры», «Выучи слова», «Запомни рисунки».
3. Методы обработки данных: Т-критерий Вилкоксона.
База исследования: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 73 г. Челябинска», 3 класс, 9 человек, возраст 9-10 лет.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Память лежит в основе способностей человека, является условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. Без памяти невозможно нормальное функционирование ни личности, ни общества. Благодаря своей памяти, ее совершенствованию человек выделился из животного царства и достиг тех высот, на которых он сейчас находится.
Память - способность живой системы фиксировать факт взаимодействия со средой, сохранять результат этого взаимодействия в форме опыта и использовать его в поведении.
К специфическим особенностям памяти детей с ЗПР можно отнести: снижение объема памяти и скорости запоминания; непроизвольное запоминание менее продуктивно, чем в норме; механизм памяти характеризуется снижением продуктивности первых попыток запоминания; преобладание наглядной памяти над словесной памятью; снижение произвольной памяти; нарушение механической памяти.
Память характеризуется основными процессами: запоминание, сохранение, забывание и воспроизведение. У детей с ЗПР отмечаются снижение продуктивности запоминания и его неустойчивость; большая сохранность непроизвольной памяти по сравнению с произвольной памятью; заметное преобладание наглядной памяти над словесной; низкий уровень самоконтроля в процессе заучивания и воспроизведения, неумение организовывать свою работу; недостаточная познавательная активность и целенаправленность при запоминании и воспроизведении; слабое умение использовать рациональные приемы запоминания; недостаточный объем и точность запоминания; низкий уровень опосредованного запоминания; преобладание механического запоминания над словесно-логическим запоминанием; среди нарушений кратковременной памяти повышенная
тормозимость следов под воздействием помех; быстрое забывание
материала и низкая скорость запоминания.
Была разработана модель психолого-педагогической коррекции свойств памяти младших школьников с ЗПР. Представленная теоретическая модель содержит в себе четыре последовательных блока: теоретический, диагностический, коррекционный, аналитический блоки и результат. К каждому блоку указаны соответствующие им задачами и формы работы по коррекции свойств памяти у младших школьников с ЗПР.
Констатирующий эксперимент исследования особенностей свойств памяти у младших школьников с ЗПР проходил в 4 этапа: подготовительный, теоретический, практический и заключительный.
Были подготовлены методики, проработан теоретический материал, проведена диагностика и обработаны результаты.
Для изучения свойств памяти учащихся с ЗПР были подобранны методики на исследование различных видов памяти: узнавания, запоминания и объёма кратковременной памяти.
Для нашего исследования был выбран 3 класс. В коллективе 9 учеников: из них 6 мальчиков и 3 девочки. Исследование проходило на базе МАОУ СОШ № 73 г. Челябинска.
Полученные при проведении диагностики результаты говорят нам о том, что уровень развития памяти у младших школьников с ЗПР находится на низком уровне, что является ниже нормы для детей данного возраста с ЗПР. Результаты по методике «Узнай фигуры»: средний уровень узнавания - 3 человека (33%), низкий уровень - 5 человек (56%), очень низкий - 1 человек (11%). В частности, такой вид памяти, как узнавание, развит недостаточно и находится в ниже нормы, диагностика объема кратковременной памяти показала отклонения от нормы, а уровень запоминания зависит от степени утомляемости детей. Результаты по методикам «Запомни рисунки» и «Выучи слова»: средний уровень - 5 человек (56%), низкий и очень низкий уровни по 2 человека (22%). Опираясь на сводную таблицу результатов диагностик, включенных в наше исследование, важно отметить, что зрительная память преобладает над словесной памятью, отмечается снижение продуктивности запоминания в процессе заучивания и его неустойчивость, заметна тенденция к быстрому забыванию материала.
В программе 8 занятий, которые проводятся 2 раза в неделю, по 40 минут. Каждое занятие нацелено на развитие того или иного вида памяти у детей, а соответственно и одного или нескольких свойств памяти.
Структура занятия делиться на вводную, основную и заключительную части. Вводная часть содержит: приветствие, цель упражнений. Основная часть: Несколько методик на развитие памяти. Заключительная часть содержит: подведение итогов, прощание.
Проведя констатирующий и формирующий эксперименты, получи следующее результаты: по методике «Узнай фигуры» высокий уровень узнавания повысился на 33% (3 человека), средний уровень узнавания повысился на 23% (2 человека), низкий уровень уменьшился на 45% (4 человека). По методике «Запомни рисунки» отрицательных результатов выявлено не было. При помощи метода математической статистики, получили результаты доказывающие, что после проведения коррекционно - развивающей программы уровень развития памяти у младших школьников с ЗПР заметно повысился. Все это показывает эффективность проведенной работы.
Составили рекомендации родителем и учителям. Предложили несколько упражнений для развития свойств памяти.
Проведенное исследование показало, что наша программа была проведена успешно, и уровень свойств памяти у детей повысился благодаря занятиям упражнениям из нашей программы.



1. Айсмонтас Б. Б. Общая психология. Схемы. / Б. Б. Айсмонтас. - М.: Владос-Пресс, 2014 - 288с.
2. Белопольская Н. Л. Психологическая диагностика личности детей с задержкой психического развития. М.: Когито-Центр, 2017 - 191 с.
3. Блинова Л. Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития (коррекционная школа): учебное пособие./Л. Н. Блинова. - М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2011. - 136 с.
4. Богдан Н. Н., Могильная М.М. Специальная психология:
Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2013.- 220 с.
5. Боровцова Л. А., Иванова Н. Н., Исаева С. Н. Специальная дошкольная педагогика и психология/под ред. Ивановой Н. Н. Тамбов: ТГУ им. Г. Р. Державина, 2018. - 230 с.
6. Будникова Е. С. Педагогическая помощь учителя-дефектолога родителям детей с ограниченными возможностями здоровья. Челябинск: ПИРС, 2010. - 86 с.
7. Винник М. О. Задержка психического развития у детей: методологические принципы и технологии диагностики и коррекционной работы. Ростов-на-Дону: Феникс, 2017. - 155 с.
8. Власова Т. А., Повзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии
[Электронный ресурс]/ М.: Просвещение, 1973. URL:
http://www.pedlib.rU/Books/6/0192/6 019251/index.shtml (дата
обращения 10.03.2019).
9. Сосновский Б. А., Молчанова О. Н., Телегина Э. Д. Возрастная и педагогическая психология / под ред. Б.А. Сосновского. М.: Юрайт, 2017. - 360 с.
10. Гальперин П. Я. Введение в психологию. - [Электронный ресурс]/ П. Я. Гальперин. - URL: http://pedlib.ru/Books/3/0297 /index.shtml .from_page (дата обращения 3.03.2019).
11. Гонеев А. Д., Лифинцева Н. И., Ялпаева Н. В. Основы
коррекционной педагогики / под ред. В. А. Сластенина
[Электронный ресурс] // Педагогическая библиотека. URL: http:ZZpedlib.ru/Books/1Z0269/1 0269- l.shtml (дата обращения
5.03.2019).
12. Горскин Б. Б., Коняева Н. П., Пузанов Б. П. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития (Олигофренопедагогика) / под ред. Р. К. Лопиной [Электронный ресурс] // Педагогическая библиотека. URL:http://pedlib.ru/Books/3Z0173/3 0173-1.shtml(дата обращения 5.03.2019).
13. Гуревич П. С. Психология и педагогика: учебник для бакалавров / П. С. Гуревич. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2013. - 479 с.
14. Дмитриева Н. Ю. Общая психология [Электронный ресурс]//
Психологическая библиотека. URL:
http://bookap.info/genpsv/dmitrieva obshchava psihologiya (дата
обращения 1.03.2019).
15. Дмитриева Ю. А. Метод моделирования в социальной психологии / Вестн. ЮУрГУ. Сер.: Психология. 2018. № 1. С. 18-26.
16. Долгова В. И., Барышникова Е. В., Соломатова К. А. Особенности внимания младших школьников с задержкой психического развития // Научно-методический журнал «Концепт». 2016. Т. 44.- С. 122-128. - [Электронный ресурс]. URL: http://e-koncept.ru/2016/56985.htm. (дата обращения 4.04.2019)
17. Дружинин В. Н. Психология: учебное пособие для бакалавриата, специалитета и магистратуры / В. Н. Дружинин. — 2-е изд., доп. — М.: Юрайт, 2019. — 386 с.
18. Ждан А. Н. История психологии. От Античности до наших дней
[Электронный ресурс]. // Библиотека Гумер. 2013. URL:
http://www.gumer.info/bibliotek Buks/Psihol/gdan/index.php (дата
обращения 1.03.2019).
19. Журбина О. А. Дети с задержкой психического развития: подготовка к школе. Ростов-на-Дону: Феникс, 2017. - 157 с.
20. Зверева М. В. Развитие младших школьников в процессе усвоения
знаний. Экспериментально-педагогическое исследование
[Электронный ресурс] // Библиофонд. 2003. URL: http://bibliofond.ru/ view.aspx?id=9519 (дата обращения 5.03.2019).
21. Зимняя И. А. Педагогическая психология: учебник для бакалавров. М.: МПСИ, МОДЭК, 2017. 448 с.
22. Капитанец Е. Г., Хохлова И. С. Исследование особенностей мышления младших школьников с задержкой психического развития // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. Т.
44. - С. 9-14. - [Электронный ресурс]. URL: http://e-
koncept.ru/2016/56969.htm. (дата обращения 4.04.2019)
23. Караванова Л. Ж Психология. - М.: Дашков и К, 2017. - 264 с.
24. Князева Т. Н., Батюта М. Б. Психология развития. Учебное пособие / М. Б. Батюта, Т. Н. Князева. - М.: Логос, 2015. - 306 c.
25. Колесникова Г. И. Психокоррекция нарушений развития: учебное пособие для вузов. Ростов-на-Дону: Феникс, 2017. - 346 с.
26. Колесникова Г. И. Специальная психология и педагогика: учебное пособие для вузов / Г. И. Колесникова. — 2-е изд., стер. — М: Юрайт, 2018. - 215 с.
27. Корецкая И. А. Психология развития и возрастная психология: учебно-практическое пособие. М.: Евразийский открытый институт, 2014. - 120 с.
28. Коробейников И. А., Бабкина Н. В. От вариантов развития детей с ЗПР к образовательным маршрутам // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2016. № 1. С. 45-49.
29. Крушная Н. А. Индивидуальная форма психологической работы с родителями, воспитывающими детей с задержкой психического развития: методические рекомендации для психологов и педагогов дошкольных образовательных учреждений, студентов специальных психологов, педагогов-психологов. Челябинск: Цицеро, 2017. - 23 с.
30. Крушная Н. А. Организация и содержание групповой работы с родителями, воспитывающими детей с задержкой психического развития : методические рекомендации для психологов и педагогов дошкольных образовательных учреждений, студентов специальных психологов / Н. А. Крушная . - Челябинск : Цицеро, 2017. - 36 с.
31. Кузнецова Л. В. Основы специальной психологии [Электронный
ресурс] // ГАПС. URL: http://sdo.mgaps.ru/books/K6/M3/file/3.pdf
(дата обращения 8.03.2019).
32. Кушнер Ю. З. Методология и методы педагогического исследования
[Электронный ресурс] // Педагогическая библиотека. URL: http://pedlib.rU/Books/1/0473/1 0473-1.shtml (дата обращения
11.03.2019)
33. Лубовский В. И., Петрова В. Г., Розанова Т. В. Специальная психология : учебник для студентов высших учебных заведений / под ред. В. И. Лубовского. Изд. 9-е, испр. и доп. М.: Академия, 2018. - 560 с.
34. Лебединский В.В. Нарушение психологического развития в детском возрасте, М.: Просвещение, 2010. - 145 с.
35. Малофеев Н. Н. Специальное образование в меняющемся мире: учебное пособие для педагогов вузов. М.: Просвещение, 2015. — 320 с.
36. Мамайчук И. И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии [Электронный ресурс] // Педагогическая библиотека. URL: http:http://pedlib.rU/Books/3/0332/3 0332-18.shtml(дата обращения 10.03.2019).
37. Мардахаев Л. В. Специальная педагогика: учебник для бакалавров. М.: Юрайт, 2012. - 447 с.
38. Микадзе Ю. В. Психология детей нарушениями и отклонениями
психического развития [Электронный ресурс] // Электронная библиотека. URL: http: //bookz.ru/authors/urii-
mikadze/psiholog 790/page-22- psiholog 790.html(дата обращения 4.03.2019).
39. Мишина Г. А. Коррекционная и специальная педагогика: учебное пособие для среднего профессионального образования / Г. А. Мишина, Е. Н. Моргачева. М.: Форум: Инфра - М, 2017. - 137 с.
40. Назарова Н. М. Специальная педагогика: учебник для студ. учреждений / под ред. Н. М. Назаровой. — 11-е изд., перераб. и доп. - М.: «Академия», 2013. - 718 c.
41. Настольная книга педагога-дефектолога: / Т. Б. Епифанцева, Т. Е.
Киселенко И. А. Могилева и др. Ростов-на-Дону: Феникс, 2018. -
565 с.
42. Немов Р. С. Психологический словарь. М.: ВЛАДОС, 2017. - 560 с.
43. Немов Р. С. Психология. Книга 1. Общие основы психологии. Изд. 2-е. [Электронный ресурс] // Студенческая библиотека. URL: http://uchebnik.biz/book/210-psixologiya-kniga-1.html(дата обращения 2.03.2019).
44. Немов Р. С. Психология. Книга 3. Психодиагностика. [Электронный
ресурс] // Библиотека Гумер. 2013. URL:
http://www.gumer.info/bibliotek Buks/Psihol/nemov3/(дата обращения 07.03.2019).
45. Никишина В. Б. Практическая психология в работе с детьми с
задержкой психического развития [Электронный ресурс] // Электронная библиотека студента. URL:
http://www.twirpx.com/file/161797/(дата обращения 10.03.2019).
46. Никуленко Т. Г. Коррекционная педагогика: учебное пособие. Ростов-на-Дону: Феникс, 2017. - 446 с.
47. Обухова Л. Ф. Детская возрастная психология: учебник для бакалавров / Л.Ф. Обухова. - М.: Юрайт, 2013. - 460 c.
48. Организация и содержание коррекционно-педагогической работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях введения федеральных государственных требований / ред. М. Н. Найн и др. Челябинск: Цицеро, 2016. - 202 с.
49. Основы специальной педагогики и психологии : учебник для вузов / Н. М. Трофимова, С. П. Дуванова, Н. Б. Трофимова, Т. Ф. Пушкина. СПб.: Питер, 2017. - 304 с.
50. Петровский А. В. Введение в психологию / ред. Соловьевой М. Д. [Электронный ресурс] // Студенческая библиотека. URL: http://uchebnik.biz/book/32-vvedenie-v-psixologiyu/2-annotaciya.html(дата обращения 2.03.2019).
51. Психологические особенности детей и подростков с проблемами в развитии: изучение и психокоррекция: учебное пособие для вузов / ред.У. В. Ульенкова . СПб.: Питер, 2017. - 304 с.
52. Психология: учебное пособие / Т. В. Мальцева. - М.: РИОР:
ИНФРА-М, 2017. - 275 с. + Доп. материалы [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/761151(дата
обращения 3.03.2019).
53. Психолого-педагогическая диагностика развития лиц с ограниченными возможностями здоровья: учебник для вузов / ред. И. Ю. Левченко, С. Д. Забрамная. М.: Академия, 2013. - 335 с.
54. Ранняя диагностика и коррекция : практическое руководство: пер.с нем. / ред.У. Б. Брак . М.: Академия, 2017, 320 с.
55. Резепов И. Ш. Общая психология. Ответы на вопросы. Ай Пи Эр Медиа, 2016. - 48 с.
56. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб: «Питер», 2015 - 712 с.: ил. - (Серия «Мастера психологии»)
57. Саенко Ю. В. Специальная психология: учебно-методическое пособие Таганрог: ТИУиЭ, 2017. - 142 с.
58. Сивцова А. В., Колмогорова Н. С. Психология и педагогика. Раздел «Психология» [Электронный Ресурс] // Учебные материалы. URL: http://txtb.ru/149/index.html(дата обращения 4.03.2019).
59. Скрипченко О. В. Общая психология [Электронный ресурс] //
Библиотека русских учебников. URL:
http://uchebnikionline.com/psihologia/zagalna psihologiya-
_skripchenko_ov/geshtaltpsihologiya.htm(дата обращения 5.03.2019).
60. Слепович Е. С. и др. Специальная психология: учеб. пособие /Е. С. Слепович [и др.] : под ред. Е. С. Слепович, А. М. Полякова. Минск: Высшая школа, 2012. - 511 с.
61. Слепович Е. С., Поляков А. М. Работа с детьми с интеллектуальной
недостаточностью. Практика специальной психологии / ред. И. Авидон [Электронный ресурс] // Ирбис. URL:
http://www.irbis.vegu.ru/repos/8433/HTML/index.htm(дата обращения 6.03.2019).
62. Соколова Е. В. Психология детей с задержкой психического развития: учебное пособие. М.: Сфера, 2018. - 318 с.
63. Специальная педагогика: учебное пособие для педагогических вузов / ред. Н. М. Назарова. Изд. 9-е. М.: Академия, 2015. - 400 с.
64. Специальная психология: учебное пособие для педагогических вузов / В. И. Лубовской, В. Г. Петрова, Т. В. Розанова и др. Изд. 6-е, испр. и доп. М.: Академия, 2017.- 557 с.
65. Ткачева В. В. Психолого-педагогическое сопровождение семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья / ред. В. В. Ткачева. М.: Академия, 2014. - 321 с.
66. Трощий А. Р. Психология. - [Электронный ресурс] // Учебные
материалы. URL: http://txtb.ru/152/index.html(дата обращения
4.03.2019).
67. Федотова Г. А. Методология и методика психолого-педагогических исследований: пособие. Великий Новгород: НовГУ 2017. - 112 с.
68. Хуснутдинова З. А. Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья: перспективы. Уфа: Башк. гос. пед. ун-т, 2016. - 201 с.
69. Чередниченко В. В. Методические рекомендации педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития [Электронный ресурс] // Дошколенок. 2011.
URL: http://dohcolonoc.ru/cons/3167-metodicheskie-rekomendatsii-
pedagogamrabotayushchim-s-detmi-doshkolnogo-vozrasta-s-zaderzhkoj-psikhicheskogorazvitiya.html(дата обращения 10.03.2019).
70. Черемошкина Л. В. Психология памяти [Электронный ресурс] //
Студенческая библиотека. URL: http://uchebnik.biz/book/218-
psixologiyapamyati.html(дата обращения 3.03.2019).
71. Чернобровкина С. В. Психология развития и возрастная психология: учебно-методическое пособие. Омск: Ом.гос. ун-т, 2017. - 128 с.
72. Эббингауз Г. Основы психологии. [Электронный ресурс] URL:
http: //www.ozrp-students. narod.ru/op seminar.ebbinghaus. doc (дата
обращения 3.02.2019).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ